Значительную роль в убранстве интерьера Исаакиевского собора играет скульптура. Здесь представлены апостолы, пророки, ангелы на сводах, в барабане купола и иконостасах. Особое место занимают работы И.П.Витали. В 1845-1850 годах он с помощниками Р.К.Залеманом и В.В.Беляевым оформлял своды храма. 

Пример синтеза скульптуры, архитектуры и живописи – барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Его украшают живописные изображения апостолов, между которыми располагаются 12 статуй ангелов. Над ангелами – пилястры, образующие со скульптурой единую вертикаль. Такое решение подчеркивает легкость и цельность архитектурной композиции.

Иконостас исаакиевского собора

Пророки на сводах в западной части храма, и ангелы в восточной части представлены в сложных динамических позах. Их пропорции учитывают восприятие снизу, в трактовке образов чувствуется влияние итальянского барокко XVIII века. 

Исключительный интерес представляет убранство иконостасов, гармонично сочетающее живопись, мозаику и скульптуру. 

Малые иконостасы венчают скульптурные группы Н.С.Пименова «Воскресение» в приделе св. Екатерины и «Преображение» в приделе св. Александра Невского. Они прекрасно сочетаются с архитектоникой иконостасов, удачно дополняют и завершают их.


Иконостас исаакиевского собора

«Воскресение» состоит из пяти фигур. Логический и композиционный центр группы – Иисус Христос. Его правая рука поднята вверх, голова запрокинута, всей фигуре придана динамика. Мотив устремленности Господа ввысь поддержан удачным решением позы ангела слева, создающей впечатление необыкновенной легкости. Предлагая динамичное решение этой группы, Пименов все же остался верен традициям классицизма: у скульптуры устойчивая, четкая композиция. Ниже располагаются фигуры воинов, присутствовавших при воскресении Христа. Они зрительно уравновешивают группу, сложные ракурсы которой свидетельствуют о влиянии барочной итальянской скульптуры. 

«Преображение» по решению композиционно близко «Воскресению». В центре фигура преображенного Иисуса Христа, слева и справа от Него – пророки, ниже – апостолы Иоанн и Петр. Фигура раскинувшего руки Господа кажется необыкновенно легкой и динамичной, пророки как бы парят в воздухе. Композиция носит остро эмоциональный характер: в образах апостолов Пименову удалось передать удивление, восторг и страх.


Иконостас исаакиевского собора

В целом убранство малых иконостасов отличается красочностью, богатством отделочных материалов и совершенством исполнения. 

Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами работы И.П.Витали. Северные врата посвящены свв. Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому, на южных – сюжеты житий свв. Владимира Киевского и Александра Невского, на западных – апостолов Петра и Павла. 

Над каждой дверью помещен рельеф, сюжет которого раскрывает смысл находящейся выше надписи. Надпись над северной дверью: «Кесарева Кесареви Божия Богови», под ней рельеф «Христос объясняет поданную Ему монету». Надпись над южной дверью гласит: «Исполни Слава Господня Храм», рельеф – «Торжество освящения Иерусалимского храма». Над западными вратами начертано: «Кресту Твоему поклоняемся», рельеф – «Воздвижение Честного Животворящего Креста». 

Каждая створка двери разделена на четыре кессона с многофигурными композициями. Особое мастерство отличает исполнение рельефов западной двери: слева (сверху вниз) – «Призвание апостола Павла на пути в Дамаск», «Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге», «Апостол Павел перед царем Агриппой» и «Кончина апостола Павла».


ень динамична сцена проповеди: энергично спорящий человек в широком плаще и спокойно внимающий ему философ; напряженная фигура пожилого афинянина, полного раздумья, и в центре – фигура самого Павла, объединяющая композицию. Противопоставление мужества духовного грубой силе отражено в сцене казни апостола. В центре – опустившийся на колено Павел, в облике которого чувствуется спокойствие и смелость человека, верящего в свою правоту. Над ним палач занес секиру, еще мгновенье – и апостолу отсекут голову. Лица палача не видно, но вся его приземистая фигура выглядит зловеще. Равнодушно с трона взирает на казнь римский наместник. В углу рельефа – сочувствующие Павлу люди. Лепка персонажей предполагает руку опытного ваятеля, чувствуется, что это работа самого Витали. 

Рельефы южных дверей исполнены неровно. Наиболее удачны композиции правой створки: «Победа Александра Невского над шведами», «Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католицизма», «Умирающий Александр Невский принимает монашеский сан» и «Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург».

Иконостас исаакиевского собора

На левой створке – фрагменты жития святого равноапостольного князя Владимира Киевского: «Философ проповедует князю Владимиру христианскую веру», «Князь Владимир принимает вернувшихся послов», «Крещение князя Владимира в Херсонесе» и «Крещение киевлян в Днепре». 


Интересны рельефы северной двери: «Св. Исаакий Далматский и император Валент», «Спасение св. Исаакия Далматского ангелами», «Освобождение св. Исаакия из темницы» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия»; «Посвящение св. Николая в иеродиаконы», «Св. Николай, открытый в тайном благодеянии», «Избрание св. Николая на архиепископский престол», «Николай Мирликийский изгоняет Ария с Первого Вселенского собора». 

Кроме того, на всех внутренних дверях храма помещены многочисленные фигуры в нишах и бюсты в круглых медальонах. Витали с помощниками создали ряд образов, резко отличающихся от традиционных идеализированных изображений. Многие бюсты воспроизводят чьи-то конкретные черты. Скорее всего, их лепили с людей, встречавшихся в мастерских, на строительстве собора, на улицах Петербурга. Так, в облике великомученика Федора (северные двери) воплощен тип русского крестьянина: задумчивое скорбное лицо изрезано глубокими морщинами, борода всклочена, волосы резкими прядями ниспадают на лоб. У лиц великомучеников Дамиана и святой Нонны (северные двери) – типично славянские черты. Житейские горести исказили черты Нонны, но не смогли уничтожить выражение гордости и благородства.

Иконостас исаакиевского собора

Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованной в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора. Разработал метод русский профессор Б.С.Якоби. В емкость с 


раствором медного купороса помещается покрытая графитом форма будущей скульптуры. К ней подключается анод, а к опущенной в купорос медной пластине — катод электробатареи. При прохождении электрического тока медь тонким слоем оседает на графите скульптурной формы. 

За счет сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура была достаточно легкой. Это позволило Монферрану уменьшить массу собора и ослабить неравномерность его осадки. Гальванопластические работы выполнялись на заводе герцога Лейхтенбергского в Петербурге. По предложению Монферрана скульптура сводов крепилась не к кирпичной кладке, а к специальным металлическим конструкциям, образующим декоративный внутренний свод. Это было новшеством в строительной практике того времени.

Иконостас исаакиевского собора

Скульптура на дверях храма была отлита из бронзы и покрыта декоративной патиной. Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальную коллекцию монументально-декоративной пластики XIX века. 

Подготовлено И.А.Сидневой.

Источник: cathedral.ru

Предшественники современного храма


Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.

Первая церковь

По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.

Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.

Вторая церковь

Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.

Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.


Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.

До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.

Третья церковь

Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.

Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.


19 век, Собор открыли

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.


В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Монферран

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.


Купол храма

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Архивное фото 19 века

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Фасад храма

Собор представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу – колокольня. Стены с колоннадами и портиками, изготовленными из цельного гранита. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн неодинаковых размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.

На углах и вершинах фронтонов статуи 12 святых апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. Вершины увенчаны статуями евангелистов, авторов первых 4 книг Нового завета об учении и жизни Христа. По углам собора коленопреклоненные ангелы держат в руках факелы, в которых до 1917 года зажигали газовые горелки, что потрясало воображение прихожан. Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.

3Д-макет

Главный колокол украшен обликом Исаакия и пятью медальонами с изображением русских государей – от Петра I до Николая I. Фасадный декор смотрится выразительно и монументально: фронтонные барельефы, статуи ангелов, оформление наружных дверей подчеркивают величие Исаакиевского собора. Каждая из архитектурных деталей храма глубоко символична. Фасады украшены неповторимыми скульптурными сюжетами.

Скульптура на фасаде

Северный фасад

Северный фасад демонстрирует воскресение Христа. В центре рельефного фронтона – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева – ангелы, а за ними – перепуганные стражники и потрясенные женщины. Углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. На дверях и нишах – рельефные изображения святых и сцен из библии.

Фасад храма

Апостол Петр – с ключами от врат Царства небесного. Он исцелял расслабленных и воскрешал мертвых, шел по волнам моря вместе с Иисусом. Свою веру доказал мученической смертью: при императоре Нероне его распяли вниз головой.

Апостол Павел – с мечом, символом ревностного служения Иисусу Христу. Совершил немало чудес и претерпел много страданий: в Риме при императоре Нероне апостолу отрубили голову.

Евангелист Иоанн, по преданию, завещал ученикам, чтобы погребли его живым, что и было исполнено. Вскоре могилу вскрыли, но тела апостола там не оказалось – подобно Иисусу Христу он воскрес из мертвых.

Западный фасад

На западном фасаде – барельефная сцена встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, символ единения небесной и мирской власти. В лице Феодосия изображен император Николай I, императрица Александра Федоровна – в лице жены Феодосия, а митрополит Серафим – в лице Исаакия Далматского. Тут и сам Монферран, держащий в руках свое детище-храм.

Монферран с храмом в руках

Дополняют оформление скульптуры апостолов Фомы, Марка и Варфоломея. Фома с удивленным выражением лица: он склонен к маловерию, в воскресенье Христа поверил, только дотронувшись до него. Варфоломей изображен с крестом и скребком, которым с него содрали кожу и повесили вниз головой. Евангелист Лука изображен со львом, символом мудрости и отваги. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Барельефы на фасаде

Южный фасад

На южном фасаде – рельефная сцена «Поклонение волхвов». В центре – Мария с младенцем, сидящая на троне, ее окружают пришедшие на поклон волхвы. Справа около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. Слева – ребенок, в руках которого ларец с подношениями.

Барельф, Мария младенцев

Скульптуры апостолов Андрея, Матфея, Филиппа и сцены из Нового завета украшают фасад. Андрей проповедовал учение Христа во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, в виде буквы Х, который с тех пор называют Андреевским. В России он считается покровителем флота. При Петре Великом учредили Андреевский флаг и Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Рядом с Андреем – апостол Филипп, скромный и незаметный, проповедовал Евангелие в Скифии и принял смерть, распятым на кресте. Евангелист Матфей – с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Принял мученическую смерть за Христа: избив камнями, его обезглавили.

Восточный фасад

Восточный фасад, выходящий на Невский проспект, украшен барельефом императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель, за что Исаака сковывают цепями и отправляют в тюрьму.

На фронтонах – скульптуры апостолов Луки, Иакова, Симона. Иаков – брат евангелиста Иоанна, решительный и непобедимый в вере, он пострадал быстрее прочих. Его обезглавили в Иерусалиме.

Симон, брат Андрея, изображен с пилой в руках – символом мучений, которые испытывали апостолы. Евангелист Лука изображен с тельцом, символом святости завета. Проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, принял мученическую смерть, распят на оливковом дереве.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Исаакиевский собор внутри

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Роскошь внутреннего убранства

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Иконы

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Окна под куполом

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Советский период храма

В 1918 году собор передали в ведение народного комиссариата. В 1922 году изъяли все ценности – 48 кг золота, 2 тонны серебра. В апреле арестовали протоиерея, а здание передали Главнауке. В 1931 году в Исаакиевском соборе открыли антирелигиозный музей.

Во время Великой Отечественной войны собор серьезно пострадал, в его подвалах хранились ценности из пригородных дворцов.

Исаакиевский собор внаши дни

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация. Музей атеизма перенесли в Казанский собор. В центр купола возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здание собора в ведении Русского Музея. Здесь бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней, что использовали при строительстве храма.

Восстановленные барельефы

В 1990 году в храме совершил Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.Сегодня богослужения проводятся регулярно по воскресеньям и праздничным дням. Стоит вопрос о передаче собора русской православной Церкви.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Только в Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 — 1850 годов. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. Их создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, хотя привлекались и менее известные мастера.

В храме — 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника: В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, Н.М.Алексеев, П.В.Басин, Э.Плюшар, Ф.С.Завьялов, П.М.Шамшин, Ф.П.Брюллов, Т.А.Нефф, К.Штейбен, В.Сазонов, Н.Майков, К.А.Молдавский, Ч.Муссини, С.А.Живаго, А.Е.Бейдеман, Х.Дузи, Ф.Рисc, И.К.Дорнер и А.Никитин.
Общий проект живописи в соборе подготовил О.Монферран в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I.
Устанавливалась строгая последовательность в работе: художник обязан был за 4 месяца сделать эскиз, исполнить картон в натуральную величину, и после этого приступить к написанию картины. Эскизы оценивались Монферраном, Синодом, Советом Академии художеств и императором.
В целом живопись собора отражает принципы русской академической школы.
Помимо соблюдения канонов, в трактовке сюжетов и персонажей заметно влияние романтических тенденций, часто связанных с мироощущением художника.

Монументально-декоративная живопись органично связана с архитектоникой интерьера — аттиком, сводами, главным и малыми куполами.
Своеобразна техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.
Живописными работами в Исаакиевском соборе руководил крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев.

М.В. Ломоносов изучил технику мозаики и технологию изготовления цветного стекла смальты, основал свою мозаичную мастерскую. Вместе со своими учениками он выполнил несколько работ, в том числе знаменитую "Полтавскую баталию" в петербургской Академии наук. После смерти Ломоносова мозаичная мастерская прекратила свою деятельность.
Повод для возрождения этого искусства в Росси в XIX веке — художественное убранство Исаакиевского собора, в котором можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 600 кв. метров.
Идея о постепенной замене живописи на мозаику появилась у Монферрана, видимо, еще в то время, когда он понял, что в Исаакиевском соборе невозможно создать летом и зимой постоянные температуру и влажность — главное условие сохранности живописного убранства. Укрепился он в ней после своей поездки в Европу, когда увидел и оценил итальянские мозаики.
В 1840-х годах императорская Академия художеств рассмотрела проект создания в Санкт-Петербурге мозаичного заведения, предложенный куратором русских пенсионеров в Риме П.Н.Кривцовым и академиком Г.-Ф.Веклером. Наконец, последнее слово было за Николаем I. Путешествуя по Италии в 1846 году, император обратил внимание на мозаичные иконы в одном из римских соборов и принял решение о замене живописи Исаакиевского собора на мозаику.
Четыре русских пенсионера Академии художеств — В.Е.Раев, Е.Г.Солнцев, И.С.Шаповалов и С.Ф.Федоров отправились в Рим изучать мозаичное дело в мастерской Барбери. Их учителями стали итальянцы Р.Кокки и Л.Рубиконди, которые в 1851 году вместе с учениками переехали в Петербург. Сюда же были приглашены смальтовары братья Джустиано и Леопольдо Бонафеде.
После обучения в Италии русские мастера привезли исполненные ими мозаичные работы: икону "Св. Николай", копию пола в Отриколи и изображения голов четырех евангелистов (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).
В созданном при Академии художеств мозаичном заведении было налажено производство смальты — сплава стекла с металлическими красителями. В зависимости от состава и содержания компонентов возможно получение смальты различных оттенков цвета: розового и фиолетового (при помощи соединений золота), красного и зеленого (соединения меди), синего и голубого (соединения кобальта).
Русские смальтовары добились значительных успехов. Кроме основных тонов, ими были получены так называемые смальты отражательного огня, состоящие из нескольких цветовых оттенков, переходящих из одного в другой, или имеющих пеструю окраску с прожилками. Именно благодаря новым смальтам возможности русских мозаичистов по точному воспроизведению живописных оригиналов значительно возросли.
Мозаичные работы для Исаакиевского собора начались в 1851 году и продолжались до 1917 года.
В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римского набора мозаики. Не менее важным было производство "золотой канторели", смальты для набора фона мозаичных икон. Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали — золото прочно спаивалось со стеклом.

1 из 6

Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.
Первыми были изготовлены мозаики первого яруса главного иконостаса по оригиналам Т.А.Неффа. Интересны работы "Св.Екатерина" А.Н.Фролова, Э.Линдблата и Ф.Гартунга, а также "Св. Николай" И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина.
Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также "Страсти Господни" и четыре евангелиста.
Блестящий образец мозаичного копирования — икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 — 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи.

Живописный оригинал С.А.Живаго и его мозаичная копия, несмотря на внешнее сходство со Священным Писанием, на самом деле имеет с ним мало общего.
В отличие от текста Евангелия, сцена показана не в корчме, а скорее в дворцовом зале. В своем произведении Живаго сумел передать всю гамму чувств апостолов к любимому Учителю — от наивно-доверчивой любви до предательства. Нет в картине библейских мотивов прощания Господа с учениками, совершения таинства евхаристии. Канонический сюжет позволил художнику выразить свое отношение к поступкам людей.
"Тайная вечеря" выполнена с применением метода оптического смешения цветов. Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. Это особенно заметно на примере плаща Иуды: при ближайшем рассмотрении оказывается, что его белый цвет состоит из смальты самых разных оттенков — зеленоватых, желтоватых и голубоватых.
В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета.
По технике набора мозаики иконостасов отличаются от работ более позднего времени. Так, "Апостол Петр", предназначенный для барабана купола, выполнен несколько иначе. Его поверхность не заполирована, и расположенные под разными углами кусочки смальты образуют живую неровную поверхность, создают игру света на гранях.
В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты "доведено до такого совершенства, как нигде в Европе".
Большинство мозаик Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения.

Исаакиевский собор был освящен и открыт в 1858 году, но уже в 1870-е годы ему потребовалась реставрация. Большая масса этого здания, разновременность постройки восточной (ринальдиевской) и западной частей храма, а также то, что портики воздвигались раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения.

Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Все это потребовало проведения длительных и трудоемких ремонтных и реставрационных работ, которые начались, по существу, еще на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов.
В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.

Во второй половине двадцатого века начались реставрационные работы, затонувшие мозаики в иконостасах. Цветное стекло смальта — долговечный материал. Мозаики очистили от копоти, промыли, обработали открытые швы воском, затем отполировали войлоком и фетром.
Хуже сохранились мозаики в парусах. Здесь смальта частично отошла от кирпичной кладки, и ее пришлось заново укреплять цементным раствором.

С самого начала строительства собор постоянно находится в строительных лесах. Это привычный образ для петербуржцев, когда, хотя бы малая часть собора окружена строительными лесами, или закрыта сеткой. Существует поверье, что полное отсутствие ремонтных сооружений является предвестником больших несчастий. Полностью строительные леса были сняты дважды за всю историю города: в 1917 и в 1941 годах.

Исакиевский собор в лесах.

Источники информации:

  • Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. — Л.:Лениздат, 1974.

2. http://www.isaac.spb.ru

3. Н.Г.Машковцев История Русского искусства, том 1. – М.:Искусство,1957

4. И.А.Бартеньев,Р.И., Власова,Е.В. Завидская, История Русского искусства, издание 3-е – М.:Изобразительное искусство,1987

5. И.А.Сиднева

Источник: zen.yandex.ru

В убранстве широко применен цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором, колонны и пилястры сделаны из розового тивдийского, филенки и медальоны – из желтого сиенского и зеленого генуэзского, пол выложен серым финляндским. Очень эффектно выглядят исполненные на Петергофской гранильной фабрике трехъярусные иконостасы из белого мрамора с колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита. Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы П. К. Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе. Образа в центральном иконостасе написали Т. А. Нефф, Ф. П. Брюлло, С. А. Живаго, в боковых — К. Дузи и Н. А. Майков. К 1860 все они были заменены точными мозаичными копиями. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М. Э. Эйнмиллер по эскизу Л. фон Кленце.
В росписи интерьера участвовали виднейшие мастера академической школы: К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, Ф. П. Брюлло, Н. М. Алексеев и менее значительные — А. Т. Марков, Ф. Н. Рисс. Брюллов изобразил в плафоне купола Богоматерь с апостолами и ангелами, Бруни с учениками — сцены из Библии, Нефф на пилонах – евангельские сюжеты. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений.
По предложению Монферрана иконы в иконостасах и живописные изображения в парусах купола было решено заменить мозаиками. Уже после смерти архитектора эти работы велись до самой революции специально созданным мозаичным отделением Академии художеств и положили начало возрождению мозаичного искусства в России. Собор все время пополнялся художественными произведениями.

Золотую и золоченую (из серебра) утварь для ризницы — в том числе большую дарохранительницу, уменьшенную модель собора — изготовила фирма Никольс и Плинке, серебряную — мастерские П. И. Сазикова и Ф. А. Верховцева. Последняя отлила из серебра весившую 12 пудов гробницу для плащаницы, образ на которой написал П. М. Шамшин. Освещался интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол в 1895 был украшен серебряной одеждой с чеканными рельефами.
В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873–1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.

([].  2010 г.и.C.56)

 

Алтарей в Исаакиевском соборе три: главный во имя преп. Исаакия Далматского, два меньших — с правой стороны во имя вмч. Екатерины, с левой — во имя св. благоверного великого князя Александра Невского.Главный алтарь царит в храме. Придельные храмы как бы укрываются за его иконостасом.Если зайти за столбища, то через высокую и широкую арку иконостаса представляется  как бы вдали стоящий, сияющий  белизною мрамора и освещенный находящимся огромным окном, придельный храм. На одной из боковых сторон правого большого столбища в великолепном киоте находится наиболее чтимая святыня собора —  икона Тихвинской Божией Матери, в золотой ризе, богато украшенной бриллиантами.Икона эта сделалась известною в самый год освящения собора (1858 г.). 5 марта 1859 г. по распоряжению митрополита Григория икона была перенесена в Исаакиевский собор  и поставлена сперва на аналое, на  правой стороне храма, а затем для нее была устроена великолепная бронзово-вызолоченная киота.

Из-за царских врат возвышается громадный образ Воскресшего Спасителя, написанный во всю высоту и ширину запрестольного окна. Иисус Христос представлен являющимся в облаках. Его одежда ярко-пунцового цвета с широким золотыми узорами бордюром. Десница Спасителя поднята для благословения, в другой руке он держит развевающееся знамя победы. Образ составлен из квадратных стекол, наподобие крупной мозаики, спаянных оловянными прутьями и укрепленных в массивной железной раме. Иконостас главного алтаря устроен во всю ширину собора, в три яруса и представляет сплошную стену от пола до потолка храма. По фасаду иконостаса три арки: первая посредине для царских врат, две остальные по бокам вводят в предельные храмы. Особенность этого замечательного иконостаса составляют восемь малахитовых  и две лапис-лазуревые колонны, по ту и другую сторону царских врат.

Престолы, как главный в большом алтаре, так и малые в приделах, состоят из пяти квадратных столбов, покрытых сверх мраморной доски еще доской из кипариса. В престоле большого алтаря под доской положена золотая медаль, выбитая в память освящения собора; в среднем столбе поставлен ковчег со св. крестом, в котором находятся святые мощи. Подле престола пьедестал под дарохранительницу из белого мрамора. Сама дарохранительница, сделанная из серебра, представляет Исаакиевский собор в натуре, с соблюдением всех мелочей, даже в орнаментах его.

Горнее место в главном алтаре устроено возвышением, состоящим из двух степеней зеленого генуэзского мрамора с инкрустацией на верхней, с площадкой для кресла и спинкой за ним, вроде стенки из белого мрамора. На сделанной над этой стенкой тумбе стоит большой серебрянный вызолоченный семисветильник. На левой стороне алтаря, между колонною и пилястрою, на укрепленном в стене кронштейне, помещен парадный серебряный вызолоченный фонарь, употребляемый при крестных ходах. 

На трех ярусах большого иконостаса находятся тридцать три иконы кисти лучших художников России. В царских вратах — две иконы Благовещенья и  четыре святых евангелистов, по сторонам царских врат две местные, Владычные иконы  — Спасителя и Божией Матери. От образа Спасителя направо —  иконы прп. Исаакия Далматского, Святителя Николая и  св. ап. Петра. За иконою Божией Матери налево — иконы св. блг. великого князя Александра Невского, св. вмч. Екатерины и св. ап. Павла. Лики святых, помещенных в этом нижнем ярусе, изображаютангелов-хранителей  всех державных хстроителей собора, начиная от первоначального его основателя  Императора Петра I до императора Александра II. Все иконы первого и второго яруса в иконостасе и «Тайная вечеря» в третьем ярусе, исполнены мозаикой, т.е. составлены из разноцветных. мелких, искусно склеенных камней стеклянной массы с самыми тонкими оттенками.

Во втором ярусе большого иконостаса помещено шесть икон. В третьем ярусе, посередине, над царскими вратами находится  «Тайная вечеря», а по сторнам ее десять икон. Образ св. блг. кн Александра Невского для левого придела  исполнен мозаикой; работа начата в 1866 г., окончена в 1869 г. Мозаичный образ св. вмч. Екатерины для правого придела начат в 1869 г., окончен в 1872 г.

В соборе хранятся четыре знамени государственного подвижного ополчения 1855 г.; они устроены из зеленого гроденапля с золотыми в середине крестами, на которых сделано вензелевое изображение императора Николая I. Все четыре знамени стоят на солее в особо сделанных устоях, два за правым клиросом, а два за левым. К последним примкнуло еще одно старое знамя, бывшее также в ополчении 1855 г., но сохранившееся от ополчения 1812 г.  

      (Лавры, монастыри и храм на Святой Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. С. 30-34)

(добавил: )

 

Источник: www.citywalls.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.