Феодоровский собор царское селоУже писала здесь о нашем посещении Государевой Ратной палаты в Царском Селе 11 мая 2015 года. Но перед этим мы зашли в Феодоровский Государев собор, а потом осмотрели Феодоровский городок.
В 10 утра Наташа и Юра заехали за нами и примерно через час мы приехали в Пушкин. Немного покрутились по городу, проехали мимо Екатерининского дворца и тьмы китайских туристов, спросили как проехать к собору, оставили машину на парковке рядом с Феодровским городком и пошли в собор. В церковной лавке после небольшой заминки я купила брошюру «Феодоровский Государев собор в Царском Селе». Заминка случилась из-за того, что в собор вбежали два запыхавшихся молодых человека, которые стали договариваться о срочном крещении младенца. Один из молодых людей был счастливым отцом, другой молодой человек был другом отца и одновременно крестным отцом младенца. Отец младенца договаривался с батюшкой, который поторапливал: «Где же младенец, несите уже скорее».


естный отец мучительно долго выбирал в лавке крестик. Одновременно с нелегким выбором крестика он, еще не до конца отдышавшись, диктовал церковной тетке личные данные о младенце, его родителях. Тетка спешно заполняла какой-то крестильный документ. Мне ничего другого не оставалось делать, как только изумленно наблюдать за всей этой суетой. Было такое впечатление, что люди мимоходом забежали в церковь, словно в какой-то магазин, чтобы быстренько совершив малопонятный им, но принятый сейчас повсеместно, обряд по приобретению ангела-хранителя, а затем уже приступить к самому главному, к празднованию этого счастливого события. Наконец, заполнив сертификат и выбрав крестик, крестный папаша помчался за младенцем. Толпа родственников, родители с младенцем, крестные во главе с батюшкой вихрем умчались в сторону баптистерия. В соборе снова стало тихо.
В церквях я стараюсь не фотографировать, потому что никогда наперед не знаю как на это отреагируют церковные ведьмы служительницы, а скандалы мне не нужны. Обычно, если есть, я покупаю в церковных лавках открытки или брошюры. В приобретенной брошюре оказалось много старых черно-белых фотографий, а также современные цветные фотографии верхнего и пещерного храмов. Текст в брошюре практически совпадает с текстом Википедии .
Ниже отсканированные фотографии из брошюры, а также несколько моих малохудожественных снимков.

Собор был построен потому, что после событий 1905 года Николай II переехал из Зимнего дворца в Александровский дворец, сделав Царское Село местом своего круглогодичного пребывания. Он пожелал, чтобы вблизи Александровского дворца был создан архитектурный ансамбль в древнерусском стиле. В 1909 году Николай II лично указал и отмерил место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Проектирование храма было поручено А.Н. Померанцеву.


20 августа 1909 года состоялась торжественная закладка нового храма:
Феодоровский собор царское село

Но потом проект А.Н. Померанцева стал неугоден и был приглашен В.А. Покровский, который в своем проекте взял за эталон Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без позднейших переделок и пристроек. Этот собор когда-то был домовой церковью Романовых, особенно этот храм любил Алексей Михайлович. Кроме того, проект храма был приближен к архитектурным традициям древнего Пскова и Новгорода.

Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Николай II выделил на возведение собора 150 тыс. рублей, всего же на постройку было истрачено 1 млн. 150 тыс. рублей. Через три года после закладки первого камня, 20 августа 192 года, состоялось освящение храма.


Феодоровский собор царское село

Собор состоял из двух церквей – верхней и нижней. Главный престол верхней церкви освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей Романовых, потому что этим образом благословлялся на царство Михаил Романов в Ипатьевском монастыре в 1613 году. Нижняя пещерная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.

Интерьеры собора были выполнены в духе XVII века. Огромный, высотой 11 метров, иконостас:
Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года. В нижнем храме были только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба.

Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село


Феодоровский Государев собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую – казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась императорская семья.
Император посещал храм со своей семьей в воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца семью встречал ктитор (староста) – полковник Д.Н. Ломан (1869-1918), а у входа – дворцовый комендант.

Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.

Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубов:


Феодоровский собор царское село

Алексей Алексеевич Кибардин служил в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля с 1922 по 1930. Затем отбывал срок на Соловках. После 1934 был в ссылке на Крайнем Севере. В 1941 году вернулся в Пушкин, где оказался в оккупации. С 1945 по 1950 служил в Вырице в Казанской церкви. В 1950 году получил 25 лет в Сибирь (Ангарлаг). В 1955 году вернулся в Вырицу в Казанскую церковь. В 1957 году вышел за штат, получал пенсию как заштатный протоиерей. Скончался 5 апреля 1964 года на 82-м году.

Во время оккупации Царского Села три дерева спилили. Синичка чирикает на одном из тех самых дубов:
Феодоровский собор царское село

С 1933 года в соборе был открыт кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Так выглядел храм в 1980-е годы:
Феодоровский собор царское село

С 1985 по 1995 проводилась реставрация собора.

Феодоровский собор царское село


Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Мы вышли из собора, обошли вокруг него и отправились назад, к Феодоровскому городку:

Феодоровский собор царское село

Текст в брошюре, посвященный городку, также почти полностью совпадает с текстом Википедии .
Вскоре после освящения собора было принято решение о постройке зданий для причта. Проект разработал С.С. Кричинский, он же с 1913 года был руководителем строительства городка. Считается, что в проекте за основу был взят царский дворец в Коломенском, построенный в XVIII веке, то есть посад и подворье, состоящих из нескольких палат и теремов, обнесенных оградой. Таким образом, городок состоял из нескольких зданий: дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Желтая палата), баня и прачечная (Белая палата), трапезная и другие.
Сейчас Федоровский городок принадлежит патриархату, внутрь не зайти. Поэтому мы просто обошли вокруг.


Входом в городок является белокаменная брама, украшенная резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Кто был во Владимире и видел Дмитриевский собор, а еще лучше Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, тот представляет, что это такое. А кто не видел, пусть съездит посмотрит оригинал.

А здесь довольно удачная стилизация. Старицкий известняк был привезен с Волги:
Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Городок призван был символизировать архитектурное единство российских городов, в которых складывались традиции нашей государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова и Москвы.

Прообразом Трапезной палаты стал Симонов монастырь:
Феодоровский собор царское село

12 февраля 1917 года Николай II посетил Трапезную палату и сделал запись в гостевой книге: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».


Феодоровский собор царское село

Во время строительства Феодоровского собора и городка возникло «Общество возрождения художественной Руси», в которое входили Васнецовы, Репин, Билибин, Нестеров, Щусев, Рерих (куда же без него). Заседания Общества проходили в Трапезной. Тут же находились его канцелярия, архив, библиотека. Члены Общества собирали сведения обо всех ремесленных, кустарных и рисовальных школах России. Общество также предложило сделать Городок музеем прикладного искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция церковной утвари, икон и предметов русской старины.

Сейчас внутрь городка «с улицы» не зайти, но можно подойти к воротам и посмотреть. В центре Трапезная, слева дом диаконов (Розовая палата):
Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

Во время Первой мировой войны здесь был открыт лазарет. Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд привозил сюда с фронта раненых солдат. В начале 1916 года сюда по протекции Д. Н. Ломана был зачислен санитаром Есенин. Одновременно он был определен в канцелярию Феодоровского Государева собора.


Феодоровский собор царское село

Белая и желтая палаты:
Феодоровский собор царское село

Феодоровский собор царское село

В 1918 году Городок был передан агрономическому институту. Во время оккупации Феодоровский городок сильно пострадал. С 1994 года принадлежит РПЦ.

Феодоровский собор царское село

Мама и Наташа как всегда о чем-то шепчутся:
Феодоровский собор царское село
Феодоровский собор царское село

Гуляли вокруг собора и городка больше часу.
Это наш маршрут вместе с Ратной палатой. На самом деле мы прошли больше, да еще в музее стояли во время экскурсии. Это я к тому, что мама совсем не устала:


Феодоровский собор царское село
Феодоровский собор царское село

Источник: amsmolich.livejournal.com

Величественный Феодоровский собор — главная доминанта царскосельского «Феодоровского городка» (1909-1912), казарм для полков царской охраны. Создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского села — летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в Царском селе было более 30-ти приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в царскосельском гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской семьи — Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, «где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы». Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его августейшей супруги Александры Федоровны, известных своей ревностью к Богу и Православной Церкви.

Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж. Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II, на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св. Александра Невского, так как по причине болезни Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской семьи оказалось как нельзя кстати, и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. В самой идее создания Феодоровского собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя-Мученика иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей — основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года.

Первоначальный проект академика архитектуры А.Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А. Покровскому, который принял за образец Московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М. Васнецов, князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь М.С. Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А. Бобринский, А.В. Прахов, А.В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы царя, уже после завершения строительства в 1915 г. возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 г., после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками. Были устроены невысокие помещения для часовен, входов, ризниц. Это придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор и сблизило его некоторыми церквами Псково-Новгородскими. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено.

Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей — верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом.

Это был любимый храм последней Царской семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Белоснежный собор с золотым куполом и синими главками выделялся на зеленом фоне паркового ландшафта.

20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями — древнерусские мотивы, сочные тона, завитки.

Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов. Нижний, Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года во имя преподобного Серафима Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6 м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью, этот храм создавал совершенно особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров.

Кроме самой церкви в нижнем храме было особое помещение — «царская комната». Сводчатые потолки расписанные в древнерусском духе, стены, обитые старинной набойкой и украшенные древними иконами в басменных окладах древнего рисунка, с подвешенными под ними старинными пеленами, лампадами и паникадилами, столы, скамьи, стулья и вся утварь старинных образцов — все это создавало полное подобие древнерусской палаты времен первых царей Дома Романовых и переносило молящихся в древнерусскую старину. Над главным входом в храм расположено мозаичное панно с изображением Феодоровской Божьей Матери и нескольких Святых в многоцветных одеяниях. На восточной апсиде храма — мозаичный образ Господа Вседержителя, сохранившийся до сих пор. Колонки и арка, обрамляющие двери, украшены резными по камню рельефами.

В 1922 году собор разорили, часть икон передали в различные музеи, часть продали иностранным коллекционерам. Спустя 11 лет собор был закрыт и обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки. В 1941-1944 гг. храм серьёзно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб. К счастью, остов здания и несущие конструкции в большинстве своем сохранились. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» был проведен большой объем общестроительных работ. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной церкви. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 29 августа 1996 года — в верхнем храмах. В 1995 году Феодоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002 года, после окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно освящен. В нескольких десятках метров к юго-западу от храма 16 июля 1993 года был открыт и освящен бюст Государя Императора Николая II, работы петербургского скульптора В.В. Зайко.

Большой интерес для исследования процесса развития и утверждения неорусского стиля представляет Федоровский городок, расположенный рядом с Федоровским собором на другой стороне пруда. Своим видом он напоминает древнерусскую крепость. Прообразом Федоровского городка, спроектированного архитектором С.С. Кричинским, по-видимому, послужил сооруженный в XVII веке Царский дворец в селе Коломенском под Москвой. Городок унаследовал от него живописную планировку, сложный силуэт отдельных зданий и богатство пластического решения. Федоровский городок в плане представляет собой неправильный треугольник площадью 2,5 гектара, образованный каменной стеной с башнями по углам.

Ансамбль городка включает в себя дом для священников (Белокаменная палата), дом для причетников (Желтая палата), Трапезную с квартирой ктитора, дом дъяконов, здание канцелярии и другие постройки. В их архитектурном оформлении использованы многие характерные для древнерусского зодчества формы: наружные крыльца, переходы между зданиями, шатры над башнями. В качестве материала для кровли применялась поливная зеленая черепица и вырезанная по рисунку дранка (гонт). Все здания городка, кроме дома дьяконов, расположены по периметру участка и соединены стенами. В сторону пруда выходят фасады Трапезной палаты и дома священников, объединенные переходом над воротами. Трапезная палата — наиболее крупное здание ансамбля, частично одноэтажное. Гранитная лестница ведет на террасу второго этажа, над которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей. Здание первоначально было покрыто зеленой глазурованной черепицей. Орнаментальная живопись художника Н.П. Пашкова украшала свод трапезного зала.

Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси — древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы. Городок задуман как миниатюрная крепость с невысокими стенами и башнями. Белокаменная зубчатая стена с шестью шатровыми башнями окружает городок, придавая ему вид кремля. Входом в него являются белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные сочной орнаментальной резьбой по камню, в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезенного с берегов Волги.

С точки зрения Дома Романовых, единство стиля являлось еще одним свидетельством внутренней целостности государства. Федоровский городок был призван символизировать архитектурное единство российских городов.

Ратная палата построена в 1913-1916 годах у северной окраины Александровского парка в районе Федоровского городка архитектором С.Ю. Сидорчуком. Строилась она на средства частных пожертвователей. Среди них была и дочь основателя Третьяковской галереи Е.П. Третьякова. Здание Ратной палаты образует замкнутый неправильный многоугольник с внутренним двором. В ансамбле доминирует главное двухэтажное здание в «русском стиле» с большим двухглавым орлом на фасаде и примыкающей к нему восьмигранной трехъярусной башней, увенчанной высоким шатром. Вход в ратную палату оформлен крыльцом, в стиле средневекового зодчества. В центре здания — большой двухсветный зал на 400 мест с хорами, соединенный галереями-переходами с жилыми помещениями в виде крепостных башен. Стены и потолок зала были украшены изображениями гербов русских губерний.

Как и Федоровский городок. Ратная палата является памятником «русского стиля», переживавшего расцвет в эпоху модерна, что было во многом связано не только с развитием исторической науки, но и с ростом интереса к искусству русского средневековья.

Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М.С. Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918 гг. Музей задумывался как обширное собрание не только трофеев и предметов войны, но и произведений литературы и искусства, документов и фотографий. Но в 1919 году музей был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища. Сегодня здания, пострадавшие в период Великой Отечественной войны, в целом восстановлены. Ныне здесь расположены реставрационные мастерские.

Частое присутствие в Царском Селе царского двора в 1890-1900-х гг. повлекло за собой строительство на северо-востоке Фермерского парка большого комплекса казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка. Комплекс казарм, как и другие сооружения в окрестностях Федоровского городка, построены неорусском стиле. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками. В настоящее время этот комплекс существует со значительными изменениями и утратами части зданий.

Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид. Федоровский городок передан Русской Православной Церкви в бессрочное пользование. Постройки комплекса находятся под охраной ГИОП. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе архитектурного комплекса «Федоровский городок» Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра Русской Православной церкви, включающего в себя резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге; музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России, учебную деятельность, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел, гостиничные услуги.

В 2001 году городок был включен в список памятников федерального значения. В 2010 году он получил статус Синодального подворья.

Источники: http://al-spbphoto.narod.ru/prig/pushkin-fedor.html; http://anashina.com/istoriya-fedorovskogo-gorodka-v-carskom-sele/; http://spbhi.ru/showplace/prigorody/pushkin/fermsky-park/fedorovsky-gorodok.html

Источник: sobory.ru

Феодоровский Государев собор Федоровский городок

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком – казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком. 

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.

Феодоровский собор царское село Феодоровский собор царское село

Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.

Феодоровский собор царское село Феодоровский собор царское село

В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами. 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений. 

Феодоровский собор царское село Феодоровский собор царское село

Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора 

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

Феодоровский собор царское село

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам – на Рождество, Крещение и Пасху – раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным. 

Советское время

  • После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена. 
  • В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки. 

Федоровский городок Федоровский городок

  • В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало: была разрушена часть стен, уничтожен купол.
  • В 1962 году взорвали часть пристроек к собору.

Феодоровский Государев собор Федоровский городок

Современное время 

  • В 1985–1995 годах была произведена реставрация собора. 
  • В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви

Федоровский городок Федоровский городок

  • В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери. 
  • В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году – в верхней. 
  • 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков – по количеству своих детей.

Феодоровский собор царское село

Редакция сайта Пушкин.ру

Источник: pushkin.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.