Вплоть до строительства небоскреба Pirelli (1956-60 гг.) ни одно из зданий не могло возводиться выше скульптуры, что было указано даже в муниципальном законе. Однако от традиции пришлось отступить, но с условием, что на крыше самого высокого в городе небоскреба должна быть установлена точная копия Мадоннины.

Собор Дуомо в Милане: история и архитектура

История строительства грандиозного здания насчитывает более пяти веков. В 1386 году миланский архиепископ Антонио да Салуццо предложил возвести на месте раннехристианских базилик Санта Текла и Санта Мария Маджоре, располагавшихся на нынешней Пьяцца дель Дуомо, новый собор. В Милане эти две церкви являлись религиозным сердцем города, и план священника состоял в том, чтобы заменить пострадавшие при пожаре 1075 г. и впоследствии обветшавшие строения одним внушительным зданием. Интересен тот факт, что базилика Санта-Текла была окончательно снесена лишь в 1548 г.

Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история


Первоначальный проект Дуомо разрабатывался ломбардийскими архитекторами под руководством Симоне да Орсениго. Он предусматривал строительство здания из терракотового кирпича в ломбардском готическом стиле. Через год после закладки первого камня работы приостановил возглавлявший в то время Синьорию города Джан Галеаццо Висконти (1351-1402), желавший возвести храм более величественный, чем у «соседей». Приглашенный француз Николя де Бонавентуре предложил облицевать стены мраморными плитами, но амбициозный Галеаццо решил, что собор будет полностью мраморным. Взяв под свой контроль строительство, в 1387 году им была основана Fabbrica del Duomo с эксклюзивными правами на добычу мрамора из карьеров Кандольи. Каждый блок, предназначавшийся для Дуомо, отмечался знаком AUF (Ad usum fabricae), освобождавшим от уплаты налогов. Для доставки мраморных блоков была прорыта сеть водных каналов от озера Маджоре, часть которой до сих пор сохранилась и является одной из достопримечательностей Милана.

Получив в 1395 году от формального короля римлян Вацлава IV титул герцога, Джан Галеаццо Висконти в своих амбициях сделать Милан центром национальной монархии и одной из главных держав Европы, нанял для реализации впечатляющего проекта скульпторов и резчиков по камню со всей Европы. В качестве руководителей были назначены французские и немецкие архитекторы. Это сыграло определяющую роль в будущем облике Миланского собора, породив уникальный готический стиль Дуомо. На протяжении сотен лет над его возведением работало более 70 инженеров и архитекторов, в том числе Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Джан Джакомо Дольчебуоно, Кристофоро Солари и многие другие.


Самый впечатляющий элемент Кафедрального собора – его обращенный к площади фасад, был закончен только в XIX веке, а официальной датой окончания почти 600-летнего строительства считается 6 января 1965 года, когда были установлены и открыты последние из пяти огромных бронзовых дверей, предваряющих вход в храм. Каждая из них является произведением искусства.

Кафедральный собор Милана внутри

Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история

Интерьер Дуомо поражает воображение. Его огромное внутреннее пространство разделено на пять нефов колоннами, поддерживающими расписанные ребристые своды. Мраморный пол украшает сложный узор, первоначально спроектированный миланским архитектором и художником Пеллегрино Пеллегрини в 1584 году. Утопающий в сумраке широкий центральный неф ведет к главному алтарю, расположенному в апсиде. Ее три огромных окна содержат наиболее древние витражи: в верхней части центрального окна находится около пятидесяти панелей XV и XVI веков, посвященные Видению Апокалипсиса, а в двух боковых – витражи с сюжетами из истории Нового и Ветхого завета.


Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история

Собор Милана хранит одну из главных христианских реликвий – Священный Гвоздь, считающийся одним из четырех, которыми был распят Иисус. Он содержится в реликварии высоко под куполом апсиды и подсвечивается красным светом, что делает его видимым из любой точки Дуомо. Дважды в год – 3 мая, в праздник Открытия Креста Господня, и 14 сентября, на праздник Воздвижения Святого Креста, священную реликвию опускают из-под купола и представляют на обозрение присутствующих.

Среди многих достопримечательностей интерьера Миланского собора – несколько алтарей, кафедр, погребальных памятников, часовен, художественных произведений. Особого внимания заслуживают:

  • часовня Мадонны дель Альберо, созданная Франческо Марией Ричини в 1614 г.;
  • алтарь Пресвятой Девы Марии (1543 г.) работы скульптора Агостино Бусти;
  • алтарь Распятия Сан Карло со знаменитым деревянным распятием, которое носил во время шествий будущий архиепископ Миланский Карло Борромео, призывая Всевышнего избавить Милан от чумы 1576 г., изготовлен Пеллегрино Пеллегрини;

  • погребальный памятник Джан Джакомо Медичи работы скульптора Леоне Леони, сделанный по заказу папы Пия IV Медичи в 1560-1563гг.;
  • статуя Святого Варфоломея, изготовленная Марко д’Аграте в 1562 г., расположена перед мавзолеем Медичи. Автору удалось добиться анатомического сходства с телом апостола со снятой кожей;
  • величественный канделябр Тривульцио, выполненный в XII веке и являющийся шедевром бронзовой готической скульптуры;
  • солнечные часы с символом Козерога, изготовленные в 1786 году астрономами обсерватории Брера, находятся рядом с входом в храм;
  • большой орган Миланского собора, содержащий 15800 труб и являющийся одним из крупнейших органов в мире.

Далеко не полный вышеприведенный перечень шедевров Дуомо дополняют художественные полотна. Ежегодно в ноябре и декабре вдоль центрального нефа выставляется цикл из 56 огромных картин знаменитых ломбардийских художников эпохи Возрождения с сюжетами из жизни архиепископа Миланского Карло Борромео, причисленного католической церковью к лику Святых спустя 26 лет после его смерти. Традиция почитания, получившая название Quadroni di San Carlo, проводится в Кафедральном соборе Милана 4 ноября, начиная с 1604 года.

В центре просторного пресвитерия стоит Киборий Пеллегрино, подаренный папой Пием IV в 1561 г. своему племяннику, тогда еще кардиналу Карло Борромео.

Крипта Сан Карло

Одно из особо почитаемых мест Миланского собора – крипта Сан Карло и мемориальный склеп, где хранятся останки святого, канонизированного в 1610 г.


рло Борромео считается одним из величайших реформаторов римско-католической церкви. Кроме того, его имя связывают с избавлением от чумы, которая свирепствовала в городе в 1576-77 гг. Хорошо известен эпизод шествия, организованного святым, который возглавил процессию, держа деревянный крест со вставленной в него реликвией – Святым Гвоздем, впервые вынесенным из храма. Может показаться невероятным, но после этого случая эпидемия утихла.

Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история

Тело Миланского архиепископа, облаченного в папское платье, хранится в склепе, в серебряном саркофаге со стенками из горного хрусталя, подаренного испанским королем Филиппом IV Габсбургским (1605-1665 гг.). Лицо Сан Карло покрывает серебряная маска, смоделированная и отлитая с воскового оригинала, снятого сразу после смерти.

Археологическая зона

Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история

Спустившись в подземелья Миланского собора, можно увидеть руины апсиды древней базилики Санта Текла и баптистерия Сан Джованни алле Фонти, построенных в IV веке.


птистерий имел восьмиугольную форму диаметром около 20 метров, что отождествлялось с семью днями сотворения мира, и восьмой день – день Вечности. В его центре сохранились остатки большой восьмиугольной купели, в которой, согласно легенде, Амвросий Медиоланский, будучи епископом, в 387 году крестил святого Августина (354-430 гг.) – будущего философа и христианского богослова, считающегося одним из Отцов христианской Церкви.

Крыша Дуомо (Терраса)

Через подъемник можно получить доступ к террасам, с которых открывается необыкновенная панорама Милана и появляется возможность увидеть в непосредственной близости удивительный лес из шпилей, башенок и статуй. Рядом с лифтом находится шпиль Карелли, самый старый в Дуомо, датируемый 1397-1404 гг. Он был возведен благодаря миланскому банкиру-филантропу Марко Карелли и украшен статуэтками первой половины XV века. Его самая верхняя статуя, изображающая Джана Галеаццо Висконти, является копией скульптуры, изготовленной Джорджо Солари. Ее оригинал в настоящее время хранится в Музее Дуомо. Из всех шпилей только шесть датируются XV-XVI веками, остальные десять были возведены позже, в XVII-XVIII вв.

Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история


Главный шпиль Миланского собора украшает позолоченная статуя Мадонны Ассунты. Фигура высотой более 4-х метров, отлитая ювелиром Джузеппе Бини по проекту скульптора Джузеппе Перего, была водружена в конце 1774 г. и с тех пор является символом города. Во время Второй мировой войны Мадоннину для уменьшения ее видимости накрывали тканью, статуя не могла использоваться в качестве топографического ориентира. Установленная рядом алебарда выполняет функцию молниеотвода.

Дуомо: билеты на обзорные террасы


Музей Дуомо

Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история

В музее, находящемся в Палаццо Реале (с правой стороны от собора), хранятся многие свидетельства 600-летней истории миланской церкви. Богатое собрание произведений искусства содержит подлинные образцы лучших скульптур Миланского собора, картины, гобелены и оригинальные витражи XV-XVI вв. Коллекция размещена в 26 залах Королевского дворца в хронологическом порядке, что позволяет проследить все этапы строительства Дуомо – от его основания в 1386 году и вплоть до XX века.

Музей расположен по адресу: Пьяцца дель Дуомо,12 (внутри Королевского дворца).

Церковь Сан Готтардо ин Корте

Храм построен в 1330-36 гг. правителем Милана – Аццоне Висконти Azzone Visconti в качестве придомовой часовни (in Corte – при Дворе). Она была вторично освящена в честь святого, являвшегося покровителем больных подагрой, от которой страдал Аццоне. Оригинальное строение позже было переделано в неоклассическом стиле, а восьмиугольная 7-ярусная колокольня с флюгером на шпиле шатровой крыши, созданная Франческо Пекорари, осталась целой. На ней были установлены первые в Милане городские часы, откуда и пошло название – Часовая башня.

Церковь Сан Готтардо ин Корте можно посетить одновременно с музеем. Внутри однонефной часовни находится фреска «Распятие» мастеров школы Джотто, полотно «Святой Карло Борромео» и великолепный надгробный памятник Аццоне Висконти Azzone Visconti, выполненный Джованни ди Балдуччо.

Часть могильного памятника Висконти можно увидеть на фото ниже.


Надгробие Висконти

Часы работы

Кафедральный собор
Открыт ежедневно с 08:00 до 19:00. В выходные дни Дуомо закрывается на час раньше. Доступ невозможен 25 декабря (католическое Рождество), 1 января (Новый год) и 1 Мая (Праздник труда). В церковные праздники предусматривается особый режим работы.

Крипта Сан Карло
Крипта в Миланском соборе открыта с понедельника по пятницу с 11:00 до 17:30, а субботу – до 17:00. Посещение в воскресные дни возможно с 13:30 до 15:30. Последний вход – за 15 мин. до закрытия Крипты.

Террасы, археологическая зона и баптестерий
Подняться на крышу собора, посетить археологическую зону Дуомо и Баптестерий можно ежедневно с 09:00 до 19:00. Вход со стороны северного подъемника возможен до 18:00.

Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо ин Корте
Музей и церковь Сан Готтард открыты ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше.

Стоимость билетов


Кассы Дуомо находятся справа от собора, в здании музея. Билеты можно приобрести на месте, но для того, чтобы избежать очередей (особенно в высокий туристический сезон), билеты рекомендуется приобретать заранее онлайн на сайте официального партнера TICKETONE. За бронирование берется дополнительно 50 центов, но оно того стоит.

Одиночные билеты

  • только Дуомо – 3 евро (полный) и 2 евро (льготный);
  • музей и церковь Сан Готтардо ин Корте – 3 и 1 евро;
  • крыша – 10 (по лестнице), 14 (на лифте), 23 (ускоренный вход) евро и, соответственно 5, 7, 12 евро (льготные билеты).

Комплексные билеты

  • CULTURE PASS (собор, крипта, археологическая зона, музей и Сан Готтардо) – 8 и 4 евро;
  • DUOMO PASS LIFT (+ терраса на лифте) – 17 и 9 евро;
  • DUOMO PASS STAIRS (+ терраса по лестнице) – 13 и 7 евро;
  • FAST TRACK PASS (без крипты, но с крышей на лифте и ускоренным входом) – 25 и 13 евро;

Билеты с аудиогидом
Билеты в Миланский собор можно приобрести вместе с аудиогидом на русском языке. Их можно купить заранее на сайте официального партнера здесь>>

Льготы и срок действия билетов

Льготы предусматриваются для детей 6-11 лет. Бесплатный доступ – дети до 5 лет включительно (требуется получить в кассе бесплатный билет).
Срок действия билетов составляет 3 дня (не суток!) с момента входа в первую зону. Каждый объект можно посетить только один раз.

.

Как добраться до Дуомо в Милане

Кафедральный собор находится в историческом центре города, поэтому доехать к нему на общественном транспорте достаточно легко. Посмотреть и скачать карту метрополитена Милана можно здесь >>

  • Метрополитен. Ближайшие станции:
    • красная линия М1 – «Duomo»;
  • Трамваи – № 2, 3, 12, 14, 16, 19.
  • Автобусы – № NM1.

От вокзала Милана до Дуомо

До Миаланского Дуомо от центрального железнодорожного вокзала (Milano Centrale) можно добраться на метрополитене. С пьяцца Дуомо его связывает желтая линия метро М3.


Источник: unitalia.ru

Домский собор милан

Началось все вот с этой фотографии. Специалисты по Европе может быть в курсе, а я пытался представить, что это за  сооружение такое. Обычно так рисуют фантастическую архитектуру другой цивилизации. Однако, все оказалось намного ближе 🙂

Древнее капище кельтов было разрушено на этом месте. Та же участь постигла и храм Минервы, стоявший здесь во времена Римской империи. Какое-то время здесь стояли две церкви (Санта-Мария Маджоре и Санта-Текла), которые сменила грандиозная постройка в готическом стиле.

Самым знаменитым памятником Итальянского Милана стал впоследствие этот Собор, полное название которого «Санта-Мария Нашенте». Это великолепное сооружение готической архитектуры называют даже символом Милана, ведь и расположен он прямо в центре города. Увидеть Миланский Собор собственными глазами – это не то, что увидеть на фотографии, хотя и они передают его изящество и красоту.

Домский собор милан

 

Первые камни в строительство этого готического храма заложил Джан Галеаццо Висконти в 1386 году, а проект фасада утвердил в 1805 году Наполеон. Собор является единственным в Европе построенным из белого мрамора.

На месте строительства Дуомо (так называют собор в Милане), в ранние времена стояло святилище кельтов, во времена Римской империи – храм Минервы, позже церковь Санта-Текла (IV-VI века), с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре (её снесли, чтобы расчистить место под новый собор).

Специалистов для постройки храма в готическом стиле пригласили из Германии и Франции, хотя сначала проектом занимался итальянский архитектор Симоне де’Орсениго. В 1470 году на пост главного архитектора пригласили Джунифорте Солари. Он пригласил себе на помощь Браманте и Леонардо да Винчи, и они предложили совместить готический стиль с ренессансом, в результате чего появился восьмиугольный купол.

 

Домский собор милан
В 1417 году недостроенный собор освятил папа Мартин V. Открытие храма состоялось в 1572 году, его торжественно освятил святой Карл Борромео.

В 1769 году был сооружен 104-метровый шпиль с позолоченной статуей Мадонны на конце. После этого в Милане приняли закон, что ни одно здание не должно заслонять покровительницу города. В XIX веке был построен «каменный лес» из 135 мраморных шпилей направленных в небо.

За время строительства Собора сменилось много поколений людей, участвовавших в его воздвижении. И ведь они прекрасно понимали, что окончание строительства им увидеть не суждено.

Не только итальянские мастера принимали участие в строительстве этого великолепия, но и французские и немецкие архитекторы. Да и сейчас там постоянно можно увидеть леса и прочие сооружения – ведь Собор приходится постоянно подновлять.

 

Домский собор милан

 

Сооружение это просто грандиозное, по всему верху украшенное многочисленными шпилями и башенками, резными украшениями, отчего выглядит, словно невесомое кружево. Фасад Собора впечатляющий, нежного бело-молочного цвета с легким розоватым оттенком.

В высоту здание собора достигает 157 метров. Это второй в мире готический Собор по вместимости, после Севильского Собора, который был перестроен из мечети. Внутренняя площадь Миланского Собора – 11700 квадратных метров.

 

Домский собор милан

 

Посвящен Миланский Дуомо – Святой Мадонне. Её позолоченная статуя установлена на самом высоком шпиле, на высоте 108,5 метров.

Милан значительно пострадал во время немецких бомбардировок Второй Мировой Войны. Разрушено было более 60 процентов городских построек. Среди уцелевших и нетронутых зданий был и Собор «Санта-Мария Нашенте».

Церкви готической эпохи традиционно украшаются многочисленными скульптурами, ведь бесконечные детальки считаются главными украшениями готических сооружений.
Домский собор милан

 

Так вот Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.

Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада весьма похожи на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются её прообразами.

 

Домский собор милан

 

На шпилях также много фигур. Именно такие детали отлично передают особенность Собора, даже лучше, чем общие стандартные виды.

Ещё одна потрясающая особенность Миланского Собора это то, что на его крышу, оборудованную как террасу, можно подняться на лифте или по лестнице. Вокруг возвышаются все 135 шпилей – настоящий каменный лес.

Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этим настоящим искусством.

 

Домский собор милан

 

Великолепный фасад Собора скрывает за собой не меньшее великолепие. Центральный вход в Собор чаще всего закрыт, так что входить нужно через правый боковой портал. Там находится гробница архиепископа Милана 1018-1045 годов Ариберто да Интимиано.

Вдоль всей передней стены тянется латунная полоска. В полдень открывается её секрет – это меридиан, на который в это время через проделанное в крыше отверстие падает солнечный луч.

Тут же находится спуск в останки ранней базилики Санта-Текла, стоявшей на этом месте до строительства Кафедрального Собора. На этом месте в 387 году епископ и покровитель Милана святой Амвросий крестил будущего отца церкви святого Августина.

Домский собор милан

 

Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца Пеллегрино Тибальди.

Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Вот в таком натуралистичном виде, напоминающем анатомическую модель, святой Варфоломей и запечатлен скульптором Марко д̀Аграте.

Поражают высокие потолки и своды, колонны и знаменитый огромный орган Дуомо, который включает в себя 180 регистров и 13200 труб.

Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, этот витраж один из самых красивых — он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно — в 1988 году. Искусно выполнен и витраж с изображением святой Елены, матери императора Константина I Великого, который находится над малой часовней Креста. Находятся в Миланском Соборе и самые большие из всех витражей Средневековья – созданные братьями Бертини в 19 веке витражи в апсиде, изображающие сцены из Ветхого Завета, Нового Завета и Апокалипсиса.

 

Домский собор милан

 

Десятки реликвий собраны в Миланском Соборе. Среди них деревянное распятие, специально выполненное к процессии 1576 года, во время нашествия чумы. Впечатляет и надгробный памятник-мавзолей Джана Джакомо Медичи, выполненный скульптором Леони Леони. Это самая знаменитая гробница в этом Соборе, которую заказал Папа Римский Пий IY, брат Джакомо. На усыпальнице между двумя аллегорическими фигурами Мира и Войны, изображен сам Джакомо Медичи, живший с 1495 по 1555 гг.

 

Домский собор милан

 

В Миланском Соборе хранится реликвия – один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Три гвоздя всего было. Один из них, брошенный в море, усмирил бурю. Второй гвоздь находится в Соборе в Монце. Третий гвоздь был переделан в лошадиные удила для императора. Позже император Феодосий подарил Святой гвоздь, переделанный в удила епископу Медиоланскому Амвросию. Сейчас эта реликвия находится над главным алтарем в самом центре Собора, помещенная в драгоценную дарохранительницу, состоящую из купола с фигурой торжествующего Христа над восьмью бронзовыми позолоченными колоннами.

Дважды в году Святой гвоздь доступен для обозрения прихожан. При помощи специального устройства, которое изобрел ещё Леонардо да Винчи, поднимается миланский епископ к нише за гвоздем. В остальное время гвоздь символизирует красный луч на стене.

 

Домский собор милан

 

Главный алтарь, созданный из мрамора и бронзы, создан Пеллегрино Тибальди. Позади него в 1560 году воздвигнут балдахин в форме храма, покоящийся на символизирующих апостолов двенадцати колоннах.

Недалеко стоит шедевр лотарингского мастера Никола да Вердуна 12 века – знаменитый бронзовый подсвечник пятиметровой высоты. Подсвечник опирается на четырех драконов, являющихся центром композиции. А бронзовую ножку великолепного канделябра украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.

На одной из стен Собора висит огромная каменная таблица, с выгравированным перечнем имен и фамилий всех архиепископов Милана начиная с 51 года настоящее время. Остались свободные места на ней и для имен будущих архиепископов.

 

Домский собор милан

 

Важно отметить, что женщины не могут посетить главную достопримечательность Милана с непокрытыми плечами и футболке с глубоким вырезом.

В первые дни лета время для посещения изменено

  • 1 июня 07:00-12:00;
  • 2 июня 14:00-19:00;
  • 3 июня 09:00-19:00.

Режим работы смотровой площадки

пн-вс 09:00-21:30;

Закрыта на Рождество и 1 мая.

Стоимость посещения на лифте

взрослый – 12 €, льготный – 6 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).
Стоимость посещения пешком

взрослый – 7 €, льготный – 3,50 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

А вот фотографии 1900 года :

A photograph from a souvenir album about Milan, found on nucius.org

A photograph from a souvenir album about Milan, found on nucius.org

 

 

Домский собор милан

 

 

Домский собор милан

 

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

Домский собор милан

 

 

Домский собор милан

 

 

Домский собор милан

 

 

 

[источники]

источники
Лилия Юрканис — http://www.inflora.ru
http://www.arrivo.ru/
http://worldjourney.ru/

 

Напомню вам еще некоторые величественные соборы Европы: Собор Святого Семейства (La Sagrada Familial) и Собор святого Петра в Ватикане (Basilica Sancti Petri). А вот футуристическая Хатльгримскиркья

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=24605

Источник: masterok.livejournal.com

Домский собор милан
Миланский собор Дуомо на закате.

Главный Миланский собор (Duomo di Milano) — Дуомо или Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente) строился более 500 лет. Строительство началось в XIV веке, а закончилось в начале XIX века, причем последняя дверь храма была поставлена в 1965 году.

Первоначально на месте собора находилось кельтское капище. В 1386 году по приказу архиепископа Антонио Салуццо был заложен первый камень Миланского собора, посвященный Рождеству Девы Марии. Строящееся здание переживало радости и несчастья горожан и стало городским символом — защитником от злых сил.

Трудности строительства

Домский собор милан
Параметры собора впечатляют: 108 метров в высоту, 158 метров в длину и 96 в ширину, Собор украшают 150 фигурок и 135 шпилей. Это третий по величине собор в мире, после Святого Петра и Севильи. Вместимость собора 40 000 человек.

Домский собор милан
Джан Галеаццо Висконти, правитель Милана, который решил построить собор

Правитель Милана той эпохи, Джан Галеаццо Висконти, пожелал построить здание в модном готическом стиле, непривычном для Италии. Для работ были приглашены мастера из Франции и Германии. Главный алтарь был освящен в 1417 году.

Строительство продвигалось медленно, правители сменяли друг друга, и каждый вносил свои изменения в проект, собор должен был стать символом величия власти герцога – «небоскребом средневековья». Случалось, что новый хозяин велел перестроить постройки предшественника.

Домский собор милан
Стиль собора – «Пламенеющая готика», украшения создания создают эффект языков пламени. Стиль популярен в средневековой архитектуре Франции и Германии.

Домский собор милан
Собор в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

В годы правления Людовико Сфорца в XV веке в работе над проектированием собора принимал участие Леонардо да Винчи. Гений Леонардо предложил «двери-близнецы» («porta gemella»), то есть парная дверь с двумя арками. Архитекторы поддержали идею, они даже решили сделать дверь-триптих с высоким изящным шпилем. К сожалению, до конца идею воплотить не удалось.

После падения герцога Сфорца в Милане настали тяжелые времена, финансирование строительства собора прекратилось. Иностранные правители не были заинтересованы в таком масштабном проекте.

Домский собор милан
Туманным вечером Милан напоминает Петербург (вид с крыши собора)

Домский собор милан
Когда дождливо, мрачно

Домский собор милан

Однако Милан оставался точкой пересечения великих художников, миланская школа искусств ценилась во всем мире.
В XVI веке шел спор за площадку для продолжения строительства, многие знатные семьи пытались отобрать себе кусок земли в центре города у Рыночной площади.

Домский собор милан
Собор в XIX веке (Рис. Angelo Inganni)

Строительство собора в середине XVI века продолжил Карло Борромео, архиепископ Милана, который снискал добрую славу среди горожан благодаря своей благотворительной деятельности. Благодарные горожане добились, чтобы любимого епископа причислили его к лику святых в следующем столетии.

Домский собор милан
Портрет Карло Борромео, который находится в Эрмитаже.
(Рис. Орацио Борджанни)

Домский собор милан
Могила архиепископа Борромео в соборе

Собор был освящен архиепископом Карло Борромео в 1572 году, хотя еще не был полностью завершен.
Дело брата в XVII веке продолжил Федерико Борромео, который сумел систематизировать сумбурное проектирование и строительные работы.

Домский собор милан
Пламенеющая готика очаровывает

Домский собор милан

Домский собор милан
Собор в начале XX века

Он отстранил от работы архитектора Пеллегрини, у которого даже не было точного проекта фасада собора, к тому же рабочие враждебно относились к архитектору, начальник задерживал им выплату жалования. После смены начальства стройки работы начали продвигаться эффективнее.

Домский собор милан

Домский собор милан

Федерико Борромео настоял, чтобы каждая из десяти колонн высотой почти 20 метров была бы создана из одного гранитного монолита. Идея казалась безумной. Отыскать кусок подходящего мрамора удалось, но он разбился на три части при погрузке на лодку для транспортировки от места добычи.

Домский собор милан
Федерико Борромео описан в романе «Обрученные», он помогал населению в борьбе с чумой

Только в 1769 году появился 106-метровый шпиль со статуей Мадонны из позолоченной бронзы. В городе был принят закон, что ни одно строение в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Даже в наши дни, когда в Милане возвели небоскреб «Пирелли», на его крыше установили точную копию Богородицы.

Домский собор милан
Собор в начале XIX века, почти готов

Домский собор милан
Узоры готики

Домский собор милан

Архитектурный замысел готических игл-шпилей осуществили только в начале XIX века. Строительство здания было завершено в 1813 году (хотя последняя дверь была поставлена только в 1965 году).

Наполеон Бонапарт был восхищен проектом и щедро участвовал в финансировании завершения работ. В 1805 году в Миланском соборе Наполеон был коронован как король Италии.

Над алтарем храма хранится гвоздь, которым был распят Иисус Христос. Гвоздь спускают для прихожан в день празднования дня Воздвижения Креста Господня.

Домский собор милан
Вокруг собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

Домский собор милан

Домский собор милан

Легенды собора

По сводами Дуомо есть известная в городе икона — Мадонна Роз. На иконе нет изображений цветов, но ее имя связано с легендой.

Домский собор милан
Мадонна Роз (репродукция картины)

В 1409 году в Милане правил жестокий герцог Джан Мария Висконти, он был молод, красив и безжалостен. Герцог любил войну и собак, которых ради развлечения натравливал на людей.

Домский собор милан
Джан Висконти в образе святого мученика Домнина, который изображался с собаками

В мае 1409 года уставшие от кровопролитных войн горожане окружили процессию герцога с криками: «Мира! Мира!». Разгневанный правитель велел своим солдатам убить мятежников, в этот день погибло двести горожан. Герцог запретил произносить слово «Мир», даже в церковной службе заменили латинское слово «pacem» (мир) на «tranquillitatem» (покой).

Домский собор милан

Домский собор милан

Оскар Уальд упоминает герцога Джана Висконти в романе «Портрет Дориана Греня» среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев».

Однажды для военных нужд герцог приказал разграбить строительную площадку Дуомо. Очень набожная женщина боялась небесной кары, она каждый день приходила к образу Богородицы с букетом роз и просила пощадить город. Однажды она нашла свой засохший букет оставленный несколько дней назад и начала плакать, молясь о спасении своего сына, раненного в бою. Розы снова расцвели: поэтому икона получила название – Мадонна Роз.

В 1412 году герцог Джан Висконти в возрасте 23 лет был убит заговорщиками на пороге церкви.

Домский собор милан
«Джан Мария Висконти, травивший людей собаками; когда он был убит, труп его усыпала розами любившая его гетера».

Правителем Милана стал его брат Филипп, тоже жестокий психопат… но это уже другая история, к которой мы потом вернемся.

Домский собор милан
Милан и Миланцы

До середины девятнадцатого века часы Милана регулировались меридианом Дуомо. В отверстие на потолке попадал луч света, который падал на пол, а когда свет достигал отметки «полдень», передавался сигнал звонить в колокол Кордузио (Cors Ducis, герцогский суд), который контролировал торговлю. Торговая деятельность регулировалась на Рыночной площади у Дуомо.

Домский собор милан

Домский собор милан
Торговля на площади возле собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

Призрак собора

Говорят, в соборе бродит местный призрак – Невеста в черном. Этот призрак проявляется на свадебных фотографиях молодоженов, сфотографировавшихся на фоне Дуомо.

Эта таинственная фигура — призрак некой Карлины, жившей недалеко от озера Комо, где по древнему обычаю невеста кутается в черный шелковый наряд. Эта маскировка помогала обмануть слуг феодала, который часто требовал «Право первой ночи» с невестой.

В холодный и туманный октябрьский день Карлина вышла замуж за своего жениха Рензино. Новобрачная была в традиционном черном шелковом наряде. Молодожены отправились в Милан на медовый месяц и решили подняться на крышу собора. Среди шпилей, покрытых туманом, постепенно стали появляться статуи химер и драконов, которые испугали бедную Карлину.

Домский собор милан
Вечером на крыше Дуомо всякое может привидеться

Домский собор милан

Ее мучило чувство вины, Карлина изменила накануне свадьбы своему жениху и была беременна от любовника. Она решила ничего не говорить будущему мужу… И вот это вызывающие волнение воспоминания, тихое место возле неба, где в дымке появились тревожные фигуры — все это напугало новобрачную. Карлина отпустила руку жениха и бросилась бежать среди статуй, крича от страха.

Домский собор милан

Домский собор милан

Ее испуганный муж увидел, как Карлина упала в пустоту, а затем исчезла, поглощенная шпилями Дуомо. Легенда гласит, что тело Невесты в черном так и не было найдено.

Домский собор милан
Ночной собор

Домский собор милан

На сегодняшний день есть много свидетельств, рассказывающих о тревожной черной фигуре с белыми глазами, которая появляется на фотографиях за молодоженами у Миланского собора.

Не бойтесь, говорят, это доброе привидение и желает всем счастливого и мирного брака, которого у нее не случилось.

Домский собор милан
Туманное утро в Милане, «Городская стража» выходит на пост

Домский собор милан

Информация о входе:
Вход в собор платный. Очередь длинная. Касса находится в соседнем здании, а там тоже очередь. Билет лучше купить на сайте. https://www.duomomilano.it/en/ticket/

Можно войти утром бесплатно назвавшись «руссо пилигримо» (русский паломник) и послушать мессу, но тогда походить по собору и фотографировать не получится.

Билет на крышу собора продается отдельно, поэтому лучше купить сразу общий билет: собор и крыша.

Кто не устал, [Еще мои фото готики собора]

P_20171103_164709.JPG

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Домский собор милан

Источник: lenarudenko.livejournal.com

История

Самый известный миланский собор, строившийся на протяжении нескольких веков

Готика, столь характерный для средневековой Европы архитектурный стиль, не сразу пришла в Италию. Миланский собор, строительство которого началось в XIV веке, оказался первым зданием в готическом стиле, построенным по эту сторону Альп.

Для возведения храма в Ломбардию специально были приглашены архитекторы из Франции и Германии. Однако изначальный проект собора принадлежит итальянцу, архитектору Орсениго. Совместная работа двух разных строительных школ и создала уникальную и запоминающуюся форму миланского собора.

Строительство храма продолжалось около четырех столетий. Оно прерывалось то из-за недостатка средств, то из-за споров по поводу внешнего вида собора. Постройка была завершена лишь в 1813 году, а работы по украшению храма продолжались вплоть до 60-х годов XX столетия, когда были установлены новые двери.

Бронзовая статуя на вершине шпиля, возвышающегося над городом

Важнейшей вехой в истории строительства миланского собора стал 1769 год. Тогда собор увенчал шпиль 106-метровой высоты с 4-метровой бронзовой статуей Мадонны. Правительство в этом же году издало декрет, по которому ни одно здание в Милане не должно возвышаться над статуей Святой Девы. Это правило действует в городе до сих пор.

Неоготический «каменный лес» собора, состоящий из 135 шпилей и придающий уникальность внешнему виду собора, был построен по указу Наполеона. Император, итальянец по происхождению, выбрал Дуомо в качестве места для своей коронации.

Здание украшает больше сотни шпилей, украшенных различными скульптурами

Архитектурные особенности

В эпоху пламенеющей готики каждый элемент в строительстве был наполнен особым религиозным смыслом. Так, например, если смотреть сверху, то по форме собор представляет собой католический крест.

Каждая часть здания богато украшена различными деталями орнамента и барельефами

Величественность сооружения обусловлена его назначением — представлять собой символ божественного миропорядка.

Фасад здания украшен огромным количеством скульптур. Общее чисто статуй на Дуомо — 3400. Здесь изображены мученики и святые, мифические существа и известные исторические лица. Среди фигур, украшающих собор, можно встретить Наполеона Бонапарта, он помещен наверху одного из неоготических шпилей, построенных по его указу. Также здесь имеется статуя русского князя Владимира Мономаха, принесшего христианство на Русь.

Скульптурная композиция на фасаде здания

Внешний облик собора, воздушный и неземной, связан с выбором облицовочного материала. Для отделки был взят бело-розовый мрамор из Кандольи. Материал по-разному выглядит в зависимости от времени суток. Кого-то он больше впечатляет на рассвете, а кто-то предпочитает его вид в закатном солнце. Гейне, знаменитый поэт, считал, невозможно вообразить чего-то более мистичного и зачаровывающего, чем миланский собор в лунном свете.

Ливники, через которые стекает вода во время дождя, выполнены в виде скульптур

Отдельного внимания достойны дождевые ливники, самые старые из которых относятся к самому началу строительства собора. Ливники — традиционные готические элементы в архитектуре соборов, они изображают разнообразных чудищ, с пастей которых стекает вода во время дождя.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора, расположенного в историческом центре города

В интерьере собора сочетаются тенденции средневековья и Возрождения. Огромное пространство храма, стрельчатые арки и высокие своды создают атмосферу готического средневековья, в то время как украшения храма выполнены в традиции Ренессанса.

Окна собора богато украшены витражами, изображающими сцены из Священного Писания. Эти витражи создавались и дополнялись на протяжении всего долгого времени строительства собора. Самые древние из них датируются XV-м веком. В соборе находится самый большой храмовый витраж, он расположен в апсиде и построен братьями Бертини в XIX-м веке.

Мраморный пол собора, покрытый тремя видами мрамора, украшен изящным рисунком. Черный, красный и белый камень был специально привезен для строительства из трех разных уголков Италии.

Достопримечательности

Отделка собора внутри сделана с помощью разных фресок, витражей и скульптур

Собор хранит большое количество произведений искусства мирового значения, а также важных христианских реликвий. Перечислим некоторые из них, на которые следует обратить особое внимание:

  • Высоко, под самым куполом хранится крупная священная реликвия — гвоздь, которым по легенде был распят Христос. Один раз в год старший епископ Милана поднимается за священным предметом и демонстрирует его посетителям храма.

Главный зал собора, в котором часто проводятся выставки картин

  • Каждый год в ноябре-декабре в храме располагается обширная выставка картин, посвященных жизни Святого Карло Барромео, почитаемого миланского архиепископа. 54 полотна, созданных специально для Дуомо, описывают жизнь и деяния святого.
  • Среди статуй выделяется установленная в 1562 году скульптура Святого Варфоломея, примечательная тщательностью проработки деталей. Тело святого, принявшего мученическую смерть, изображено лишенным кожи, он держит ее на своих плечах.
  • На южной стороне храма находятся своеобразные солнечные часы, созданные в 1786 году. В своде проделано специальное отверстие, и свет, проходя через него, отражается на латунной полоске с изображениями знаков зодиака. Таким образом, можно зафиксировать момент полудня и текущий месяц.

Мавзолей внутри здания, где собрана коллекция статуй

  • Великолепие скульптурного искусства Возрождения воплощено в мавзолее Джан-Джакомо Медичи, созданном в 1563 году. Мавзолей украшают изящные скульптуры. Долгое время считалось, что автор шедевра сам Микеланджело Буонарроти. Однако исследования, проведенные в XX веке, не подтвердили этого. Мавзолей стал последним захоронением, оставленным внутри храма. После его возведения во избежание возможных эпидемий хоронить умерших в соборе стало запрещено.

Со смотровой площадки собора на крыше открывается прекрасный вид на город. На вершине Дуомо можно сделать красивые фото, полюбоваться кружевом шпилей и находящимися наверху статуями.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza del Duomo. Milano, Италия.
Официальный сайт: www.duomomilano.it

Часы работы: с 7:00 до 19:00, вход в храм до 18:45. В субботу и воскресение собор открыт для посещения с 8:30 до 18:00.

Вход — бесплатный. При этом обязательным условием посещения является соблюдение подобающего поведения в церкви и нормальный стиль одежды.

График подъема на террасы:

  • Понедельник — среда: с 9:00 до 19:00.
  • Четверг — воскресенье: с 9:00 до 21:00.

Посещение террас платное, цена — 12 евро. Подъем наверх по лестнице — 7 евро.

На сайте собора можно найти действующую стоимость билетов и возможные изменения в графике работы.

Источник: fly2italy.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.