В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 году на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 тысяч рублей и 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все иконы нижнего яруса иконостаса.

В 20-е годы XIX века вновь были несколько надстроены верхние части основного объема собора, тогда же были заново перекрыты и купола. Связанно это было с устройством калориферного отопления в соборе. Центральный купол был покрыт кованным железом и позолочен, четыре боковых были покрыты «белым английским» железом и украшены золочеными звездами. В конце XIX века вновь поновляются все росписи в галереях храма. От первоначальных росписей XVIII века сохраняются только три композиции на сводах при входе в храм. Последний раз в XIX веке внутреннее убранство собора и росписи поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году.


В 1925 году 20 апреля в праздник Входа Господня во Иерусалим в сослужении шестидесяти архиереев в Большом соборе было совершено отпевание Патриарха Всероссийского Тихона (Белавина).

С 1926 года богослужение в храме совершается уже нерегулярно, в галереях начинает свою работу антирелигиозный музей. К концу 1920-х богослужения прекращаются. С 1935 по 1989 годы в помещениях собора находились разные экспозиции музея архитектуры, что позволило сохранить уникальный иконостас и росписи собора.

После возвращения всех зданий монастыря Московской патриархии в 1990 году были освобождены от музейных экспонатов помещения Большого собора. 18 августа 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Редигер) совершил Великое освящение собора. С этого момента начинаются регулярные богослужения в Большом соборе.

В середине 1990-х годов были выполнены новые росписи в алтарной части собора.

В марте 2011 года была закончена кропотливая работа по реставрации иконостаса Большого собора. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца. Специалисты-реставраторы осуществили укрепление конструкции западного крыльца, вычинку кирпичной кладки парапетов и столбов. По проекту реставрации заново выстелены площадки и выполнены новые ступени. Крыльцу были возвращены первоначальные барочные формы XVIII века, выраженные в дугообразном расположении ступеней.


В 2013 году в соборе были проведены частичные реставрационно-ремонтные работы во время которых были установлены новые оконные блоки, расчищен от копоти главный барабан и своды храма. Так же в ходе работ было открыто северное крыльцо храма. В результате кропотливой научно-изыскательской работы парадное крыльцо собора было восстановлено в первоначальном виде XVIII века. Сейчас это крыльцо представляет собой широкую лестницу которая расходится двумя маршами и ведет к галерее храма. Именно это крыльцо когда то было главным входом в Большой собор.

Главной святыней собора является особо почитаемый храмовой образ Донской Богородицы находящийся в местном ряду иконостаса справа от Царских врат. Образ датируется XVII веком и был перенесен сюда из Малого собора. Известным царским изографом Симоном Ушаковым для этой иконы была написана живописная рама с сюжетом «Древо Иессеево».

Ежегодно 1 сентября в праздник Донской Богородицы в Большой собор прибывает древнейший образ Донской Богородицы из Государственной Третьяковской галереи. Перед ним, по преданию, молился царь Федор Иоаннович в 1591 году в походной церкви на месте будущего монастыря.
Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие ныне в золоченой раке на солее Большого собора, с правой стороны от Царских врат.


Источник: donskoi.org

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. В мае 1922 года сюда был привезен патриарх Тихон в качестве узника. Здесь же он провел большую часть времени своего заключения. Несмотря на постоянные аресты и психологическое давление со стороны советской власти, Тихон управлял Церковью в этот сложный для нее период. Он много успел сделать для единения русского народа. Патриарх резко осуждал изъятие церковных ценностей государством, призывал верующих встать на защиту поруганной и «угнетаемой ныне святой матери нашей». В декабре 1924 года на Тихона, жившего в келье Донского монастыря, было совершено покушение. Сюда проникли два злоумышленника с целью убийства Святейшего. Дверь им открыл келейник Яков Полозов. Он и был убит злоумышленниками.

04 Патриарх Тихон (1865 – 1925) Патриарх Московский и всея России в ХХ веке (1917-1925)
Большой собор донского монастыря

Почти до самой своей смерти последовавшей после болезни 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы.


Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.Канонизирован в лике святителей Архиерейским собором РПЦЗ 19 октября 1981 года.В 1991 году обитель была передана Московскому Патриархату. В это же время случился поджог злоумышленником Малого собора. Во время проведения ремонтных работ в ходе раскопок были обнаружены мощи святого Тихона. Они были положены в золоченую раку и перемещены в Большой собор, где и хранятся по сей день.

05 Святитель Тихон, с житием. Икона конца XX века
Большой собор донского монастыря

Источник: architectstyle.livejournal.com

Возникновение древнейшей обители

Донской монастырь основан царем Федором Иоанновичем в честь Донской иконы Божьей Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казыгирея в 1591 году.

Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословлял великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ Дона. Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь великому князю в битве с татарами.

Святыня находилась с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы русских ратников ее назвали Донской, как и князя Дмитрия Ивановича, которому казаки преподнесли икону в дар.


Вход в храм

Когда в 1591 году Казыгирей оказался на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович приказал с Донской иконою Богоматери совершить крестный ход вокруг Москвы и после поставить ее среди воинских рядов. Государь провел бессонную ночь в молитвах перед образом.

На другой день в разгар битвы татары в панике убежали, бросив на поле и убитых, и раненых, и весь скарб, или как тогда говорили «обоз». В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь в 1591 году Федор Иоаннович основал Донской монастырь, куда поместили чудотворную икону. День празднования святыни – 19 августа (1 сентября).

На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году построен Малый Донской собор. 100 лет спустя рядом появился второй, так называемый Большой Донской собор. Донской монастырь – единственная обитель, где действует два одноименных храма.

Преданья старины глубокой

Донской монастырь хранит тайны и трагедии из жизни страны, одна из них – Чумной бунт.

История чумного бунта

В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула эпидемия чумы. По городу прошел слух, что чудотворная икона Боголюбская в Китай-городе исцеляет от болезни. Напуганные мором жители ринулись туда, чтобы приложиться к образу. В толпе собрались и здоровые люди, и зараженные.


Архиепископ Московский Амвросий, боясь распространения эпидемии из-за скопления людей, приказал убрать икону. Тогда народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах прятался архиепископ. Бедного старца вытолкали на улицу и растерзали обезумевшие от страха и гнева люди. На месте гибели архиепископа воздвигли каменный крест, который сейчас находится под лестницей Большого собора.

Чумной бунт

В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков. В 1812 году, при вторжении в Москву французов, в Донском монастыре поселилась конная гвардия. Разграбленную обитель восстановили на пожертвования атамана Донского казачества Матвея Платонова. В XIX веке в монастыре открыли духовное училище и иконописную палату.

Донской некрополь

Во время чумной эпидемии хоронить горожан на городских кладбищах запретили. Большие «чумовые» кладбища появились на окраинах города: Ваганьково, Новодевичье, Миусское. Донской акрополь появился раньше как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества.


Донской некрополь

Здесь нашли пристанище представители известных дворянских фамилий: Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Нарышкины. Похоронены писатели Иван Шмелев и Александр Солженицын, Фаина Раневская и Майя Кристалинская. О значении некрополя Донского монастыря свидетельствует завещание императрицы Екатерины Великой. В нем она указывала, что, если умрет в Москве, похоронить ее следует в Донском монастыре.

Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском монастыре похоронен историк Ключевский и ректор Московского университета Трубецкой, архитектор Бове и философ Чаадаев, писатели Сумароков и Херасков, а также многочисленные Голицыны, родственники и друзья А.С. Пушкина.

Здесь похоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), прославившаяся неслыханной жестокостью к крепостным, умершая в заточении Ивановского монастыря. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника Перова, в 2005 году в Донской монастырь перезахоронили генералов Деникина и Каппеля.

Старинные могилы


На стене фамильного склепа Левченко за Большим собором – мозаичная икона святителя Николая, которая во время гонений на церковь оставалась единственной святыней в округе. В годы Великой Отечественной войны здесь молились матери и жены ушедших на фронт. С тех пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Братские могилы на территории монастыря

В годы репрессий из подвалов Лубянки привозили, чтобы свалить в монастырскую землю тысячи трупов, расстрелянных без суда и следствия людей. Все неизвестные лежат в могиле невостребованных прахов. Здесь же могила Блохина – коменданта НКВД, лично расстрелявшего 10 000 человек.

Примечательны памятники Донского некрополя: белокаменные плиты, барочные саркофаги пирамиды, жертвенники и гранитные колонны, вазы и урны, архитектурно-декоративные композиции в виде ротонд, беседок и часовен, скульптурные фигуры плакальщиц и ангелов. Площадь захоронений в настоящее время – 2 гектара.

Архитектурное кладбище

Донской монастырь называют архитектурным кладбищем. С 1934 года в монастырь, Музей архитектуры имени Щусева свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стороне монастыря – горельефы храма Христа Спасителя, в северной – наличники Сухаревской башни церкви Успения Божьей Матери на Покровке.

Архитектурное кладбище

Монастырь в XX веке


В 1918 году монастырь официально закрыли, но монастырская жизнь теплилась здесь еще несколько лет. Монастырские здания приспособили под интернат, антирелигиозный музей, фабрику, молочную ферму. В 1927 году на территории монастыря в храме Серафима Саровского открыли крематорий. где сжигали останки жертв сталинских репрессий.

Здесь же размещались государственные учреждения, в монастырском саду и некрополе гуляла московская интеллигенция. Среди монастырских развалин дети играли в прятки, в щелку двери разглядывали иконостас в Большом соборе и грелись в Малом, где в 1949 году возобновились богослужения.

Святой узник

В здании караульни, примыкавшей к северной стороне монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. В своей проповеди патриарх осудил расстрел царской семьи. Обвиненный в антисоветской деятельности, святитель Тихон жил до смерти под присмотром комсомольцев в двух тесных кельях.

Служба


Патриарху разрешали общаться с паствой, стоящей внизу, через решетку ограды, когда он выходил для прогулки на монастырскую стену. Весной 1925 года святитель умер в больнице.

Вся православная Москва пришла проводить патриарха-исповедника. Похоронили его у стен Малого собора. В 1992 году мощи святителя Тихона торжественно перенесли в Большой собор. Рака с мощами святителя Тихона находится слева от царских врат в Большом соборе монастыря.

Возрождение в новое время

В начале 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московскому Патриарху. Однако со смертью генсека документы затерялись, о Донском монастыре забыли. Русской православной церкви обитель передали в 1991 году. Монастырь оказался в самом центре Москвы.

Каждый год на празднование Донской иконы ее доставляют из Третьяковской галереи, где она хранится, на руках в монастырь. Во время крестного хода улицы по пути следования святыни украшают живыми цветами. Сотни хоругвеносцев столичных церквей сопровождают святыню.

Празднование Донской иконы

Гостей на центральной аллее до недавнего времени встречала колонна танков, вызывая их недоумение. Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, чтобы создать танковую колонну имени Дмитрия Донского.

Технику, оставшуюся от колонны, установили на центральной аллее, которая ведет к храму, поэтому танки передвинули к стене. После посещения храма прихожане могут в сопровождении экскурсовода подойти к стене и узнать о подвигах тех, кто за них сражался.

В скором времени Донской монастырь станет духовным центром казачества: планируются семинары и встречи для казаков. Здесь, в монастыре, будет проходить парадный казачий расчет. В монастыре создан просветительский центр для молодежи, открыта библиотека, большой книжный магазин и музей, иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.

При монастыре активную работу ведет паломническая служба: открыта гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю. Братия служит приходящим в монастырь людям, служение братии – социальное, образовательное, миссионерское.

Икона в дни праздника

Утром и вечером монахи молятся в тишине, главное дело монахов – усердная молитва. В 2011 году монастырю исполнилось 420 лет. Каждый человек, пришедший сюда, в «городской» монастырь может уединиться и подумать о своей жизни. Старинные сооружения монастыря и поросшие мхом памятники на могилах кладбища, вековая липовая аллея погружают посетителей Донского монастыря в особую атмосферу далеких времен.

Земная рукотворная красота

Донской монастырь – величественный ансамбль в центре столицы. Обитель, окруженная мощной узорчатой стеной с навесными бойницами в верхней части и 12 башнями, похожа на древнерусскую крепость. Монастырские стены построены в форме правильного квадрата с завершением из белого камня.

Большой собор

В центре монастырской территории – Большой собор, прекрасный и величественный. Возведенный через 100 лет после Малого на пожертвования прихожан царской фамилии и городской знати, храм напоминает распустившийся цветок.

Большой собор

Пять вызолоченных глав наверху – большая в центре – и 4 вокруг, поставлены по сторонам света. К двухъярусной арочной галерее, окружающей по периметру храм, с трех сторон примыкают лестницы паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках.

Вход и пол Большого собора выложен чугунными плитами, украшенными орнаментом, на пожертвования купца Замятин в 1752 году. Внутреннее пространство украшают фрески и росписи с позолотой. Великоленный резной восьмиярусный иконостас заливают потоки света, льющиеся снаружи.

Парадный вход в храм – через северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Здесь священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина, Светлану Аллилуеву, под именем Фотиния.

Большой собор внутри

Спускающаяся из соборной части лестница ведет в Сретенский храм – усыпальницу грузинских царей Дадианов и Багратионов с сыновьями, грузинских священников, политиков и культурных деятелей. В 1748 году к храму пристроили двухэтажную ризницу с барочными наличниками.

Малый собор

Малый собор, возведенный в 1591 году, освящен в честь Донской иконы Божьей Матери – первая каменная постройка на территории монастыря. В первоначальном виде – квадратное здание с тремя округлыми аспидами. Объем собора завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом.

Малый собор

Внутреннее убранство и отделка исполнены по заказу царя Бориса Годунова. В 1795 году храм расписал фресками, среди которых красовался и портрет государя, итальянский художник Клауди. В трапезной Малого собора варили миро – благоухающее освященное ароматическое масло. После пожара 1992 года церковь полностью перестроили, сделав красивой и уютной. Под храмом – чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина.

Церкви Донского монастыря

Церковь Михаила Архангела построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806 году на месте обветшавшей церкви Евфимия Великого. Кубический объем увенчан главой на широком барабане. С западной стороны прежде была больница, превращенная в трапезную.

Церковь Михаила Архангела

Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном с луковичной главой. Рядом – нарядная Водосвятная Часовня.

Церковь святителя Тихона основана в 1997 году по благословлению Патриарха Алексия II. Церковь выполнена из кирпича и покрыта кровлей на 8 скатов. Храм, увенчанный луковичной главой на высоком барабане, декорирован кокошниками.

Храм Георгия Победоносца построен в 2000 году в технике суровой фрески. Храм-восьмерик, декорированный плоскими пилястрами, увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины выполнена в византийском стиле в 1888 году на средства купеческой семьи Первушиных как родовая усыпальница. В нижнем ярусе – церковь великомученицы Екатерины.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины

Храм преподобного Иоанна Лествичника построен в 1898 году на средства генерал-майора как часовня-усыпальница для его семьи. С западной части – закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декорированным орнаментом из формового кирпича и лепными деталями. Фасады отреставрировали, установив новый иконостас, в 1990 году.

Храм преподобного Александра Свирского возведен в 1786 году в стиле классицизма в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Фасады украшены пилястрами, интерьер восстановлен в1996 году и заново расписан иконостас.

Храм праведных Захарии и Елисаветы построен в 1730 году и упразднен после разорения монастыря французами, реставрирован в 1990 году. В храме созданы росписи из истории монастыря.

Надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери – четырехъярусная церковь, верхний уровень, отделенный сводами с открытыми арками, предназначен для звонницы. Здесь молился патриарх Тихон во время заточения. Главный вход в церковь – напротив Большого собора с северной стороны ограды. Около паперти – чугунная кованая решетка начала XVIII века и иконостас 1782 года. Церковь построена в XVIII веке на деньги царицы Прасковьи Федоровны, жены Ивана IV Романова.

Надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери

Над воротами с западной стороны – трехъярусная колокольня с изящными часами. У входа в монастырь – часовня, посвященная счастливому событию: спасению царской семьи при крушении поезда, в котором они находились.

В братских корпусах, сделанных из красного кирпича, живут более 100 монахов.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных

Донской монастырь

Первый храм на месте нынешней Архангельской церкви возник ещё в XVIII веке. Был он больничным и посвящённым святому Евфимию Великому. К началу XIX столетия церковь пришла в ветхость, так что встал вопрос, что и братии находиться в примыкающем к ней лазарете опасно. Тогда деньги на его перестройку пожертвовала Анна Александровна Голицына с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей.

Сейчас Архангельский храм используется как братский; для простых прихожан он закрыт. Но несколько лет назад, пока шёл ремонт в Большом соборе, ранние воскресные литургии служили именно здесь, и попутно на храм можно было полюбоваться. А посмотреть в нём есть на что.

Во-первых, здесь много надгробий. Надо сказать, Голицыны, да и не только они, нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция.

Удивительно, но мраморные хрупкие памятники относительно благополучно пережили времена советского разорения. Ещё более удивительно, но при всей в целом нехарактерности скульптуры для православных храмов, здесь они никого не смущают. Единственная деталь – мастера XIX века знали, для какого интерьера предназначались статуи, поэтому выполнили их в основном не в греческой, а в римской традиции. Так что все печальные матроны здесь довольно плотно задрапированы. Так и застыли, почти не обращая внимания на происходящее вокруг.

Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных

Ещё один – поучительный – момент заключается в том, кто же именно здесь похоронен. Как-то после службы, когда народ из храма разошёлся и полы были хорошо видны, я внимательно рассмотрела цифры, обозначающие годы жизни. Современники Петра (до перестройки евфимиевский храм был усыпальницей Дурново) соседствовали здесь с «золотым веком Екатерины», современники войны 1812 года – с поколением, на которое «печально» взирал Михаил Юрьевич Лермонтов; ближе к выходу начинался серебряный век. В то, что при жизни люди, равно собравшиеся здесь, ссорились и подкалывали друг друга фразами вроде: «А судьи кто?», – верилось как-то с трудом. 

Малый Донской собор

Малый Донской собор

Древнейший храм монастыря. Был сооружён в XVI веке, но уже в XVII – серьёзно перестроен. При перестройке перед архитекторами стояла нелёгкая задача: нужно было объединить с поздними пристройками пространство первоначального очень камерного здания, сохранив при этом несущие стены. Поэтому забавно: храм не имеет ни одного симметрично растёсанного проёма.

Но вообще-то мы сюда на минуточку, пройдя мимо многих достойных внимания подробностей, хочу обратить ваше внимание всего на одну плиту, которая, пожалуй, будет особенно интересна литературоведам.

В полу трапезной, ближе к проходу в алтарную часть храма, чуть справа погребён Николай Николаевич Бантыш-Каменский – человек, который в своё время подготовил первое издание «Слова о полку Игореве».

Источник: www.pravmir.ru

Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Донской монастырь
Донской монастырь

    

По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели — всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: « Расступитесь, думный едет!» Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…»

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая», которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

В этом же Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было — не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.

Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской… Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.

Источник: pravoslavie.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.