Само слово «монах» происходит с греческого языка и означает «одиночный», потому и монашество предполагает отшельническую жизнь, аскетизм. Греческая основа слова указывает на то, что монашество как явление возникло именно в Греции еще в 3 веке. Первым монахом же принято считать Антония Великого, он 90 лет бродил по пустыне, на его долю выпала масса испытаний, начиная от голода и заканчивая искушениями и нападками дьявола. К таким великим и известным аскетам люди стремились стать ближе, приезжали к ним из разных уголков земли и селились рядом, образуя общины. В них они жили, повинуясь своему уставу и во всем подчиняясь старцу.

На русской земле монастыри сразу полюбили и стали возводить один за другим. Первый был построен в 1051 году в Киеве Антонием Печерским, позже стали появляться другие крупные монастыри. Они были не просто местом для молитв, но и своеобразными образовательными центрами. Сюда приезжали странники, торговцы и другой люд, которому нужен был дельный совет. Считалось, что священнослужители – люди, постигшие жизненный смысл, способны дать дельный совет в любом направлении.



Впрочем, за это время не многое и изменилось. Многие крупные монастыри, несмотря на то, что считаются местом для уединения, являются излюбленной туристической достопримечательностью. Однако любой монастырь позиционирует себя как место, в котором любой путник может остановиться, набраться сил, помолиться, получить совет и отправиться дальше.

Современные монастыри – это не просто место религиозного культа, а архитектурная достопримечательность, место хранения религиозных произведений искусства, имеющих историческую ценность.

Женские и мужские монастыри — в чем главное различие


Женские монастыри имели особую значимость, здесь могли найти успокоение и очень часто спасти свою жизнь, многие девушки и женщины, которые претендовали на престол, либо одним лишь фактом своего существования, заставляли нервничать того, кто метил в императоры. Часто здесь свой покой находили женщины, чей жизненный путь с самого детства был полон страданий, тягостей и испытаний.

В обмен на покой и гармонию она должна была принять правила, по которому живет монастырь, принять постриг, надеть рясу, посвятить себя богослужению и отречься от всего мирского. Но при этом, монахини достаточно активны в обычной жизни и у них много обязанностей. Помимо того, что они много времен проводят за молитвами и в богослужениях, они еще и занимаются благоустройством храма, выращивают овощи, фрукты и цветы, готовят, шьют, оказывают помощь различным организациям и людям.



Нередко при монастырях работают больницы, детские дома, монахини, помогая тем, кто нуждается в их помощи, находят свое призвание и несут слово божье в своих поступках и деяниях.

Мужские монастыри во многом схожи с женскими по укладу жизни, но в них все же есть и отличительные черты. К примеру, мужчины полностью отрекаются от земной и мирской жизни и ведут более затворнический образ жизни. Часто они занимаются столярным делом и привлекаются к ремонту церквей.
Основные обеты, которые определяли жизненный уклад монахов, определялись тремя направлениями:
• целомудрие, безбрачие, девство;
• послушание;
• нестяжание.


Целомудрие и безбрачие в этом контексте не воспринимаются тождественными понятиями. Целомудрие подразумевает отказ от излишеств, угождения плоти и похотям. В этом же контексте происходит отказ от брачных отношений, однако, не ради одиночества. Одиночество для человека состояние неестественное и ущербное, поэтому монахи – не одинокие люди, их «вторая половинка» — Бог. Не зря же монахинь называют Христовыми невестами.

Послушание подразумевает, что человек лишается собственной воли и полностью подчиняется духовному наставнику и Господу. Это становится частью смирения, доверия, умением одинаково реагировать на горе и радость.

Нестяжание означает отсутствие личных вещей, монах не должен быть рабом имущества, не должен привыкать к тому, что у него что-то есть, зависеть от привычек и любви к вещам.

Соловецкий мужской монастырь



Один из крупнейших православных монастырей был построен в живописном месте у Белого моря, всего в 165 км от северного полярного круга. Это место для своих молитв некогда выбрали подвижники Зосима, Савватий и Герман. Сначала в этом месте они построили келью, так они прожили шесть лет в молитвах и трудах, начав строительство церкви с деревянным храмом, приделом и трапезной. Две постройки стали основными, затем стали воздвигать монастырь.

К концу 16 века монастырь становится настоящей крепостью, строятся стены и башни из камня, по очертаниям здание начинает напоминать корабль. Учитывая месторасположение монастыря, он нередко становился объектом нападения и был вынужден держать оборону. Во время Крымской войны монахам, под предводительством архимандрита Александра удалось отбить нападение англичан и французов.

Свято-Введенская Оптина пустынь


Здесь живут мужчины-иноки, а монастырь является ставропигиальным. Его основателем является разбойник Опта (по иным версиям Оптия), который раскаялся в совершенных преступлениях и стал иноком. В служении его знали именем Макарий.

В 19 веке при храме был построен скит, там стали жить мужчины, которые много лет провели в уединении, так называемые пустынники. Число проживающих и прихожан росло, увеличивалось и количество пожертвований, на которые строились новые здания. Так здесь появилась мельница, новые пахотные земли.

На сегодняшний день это место является музеем и имеет подтвержденную историческую ценность, входя в число объектов Русской православной церкви.

Новодевичий монастырь



Один из самых известных монастырей берет свое начало с 16 века, тогда он был построен на Самсоновом луге, позже эту местность переименовали в Девичье поле. Примечательно, что храм строился по образу Успенского собора, соседствующего с Кремлем. Архитектурное величие закладывает основы так называемого московского барокко.

Однако известность монастырю пришла вовсе не из-за красивых фасадов. Здесь, до начала своего царствования проживал Борис Годунов вместе со своей сестрой Ириной. Она постриглась в монахини и стала зваться Александрой, правда жила не в келье, а в отдельных палатах с деревянным термом.
Территория монастыря активно застраивалась, появились каменные стены, башни, которые продолжали повторять кремлевский стиль – квадратные башенки с зубцами. Сегодня это действующий монастырь и музей одновременно.

Кирилло-Белозерский монастырь


Этот монастырь был основан Кириллом, впоследствии получившим статус преподобного, в 14 веке. Он сделал из пещеры келью, установил сверху деревянный крест. Этого было достаточно для того чтобы начались работы по возведению храма, уже в конце этого же года священнослужители освятили деревянный храм, который успели построить.


К началу 15 века здесь уже жило полсотни монахов, причем место становилось популярным, сюда часто приезжали не просто вельможи, но и цари. Пожертвования были богатыми, монахи смогли быстро построить новые здания и сооружения из камней, что и стало секретом их долголетия. Главной архитектурной достопримечательностью считается Успенский собор. Его строительство было закончено к концу 15 века и он стал первым каменным зданием, которое было построено на Севере. Вплоть до середины 18 века в него постоянно вносили изменения.

Валаамский монастырь


Нет однозначных данных о том, когда был построен этот храм и кто был его основателем, но первые упоминания о нем встречаются еще в 14 веке, в них указано, что монастырь основан в 1407 году. В свое время это был крупнейший мужской монастырь в России, в нем проживало более 600 монахов, на территории было огромное количество корпусов и построек. Но, несмотря на многолюдность, постоянные нападки шведских войск привели к упадку, число обитателей сократилось.

Монахи пытались построить свой Иерусалим, построив Успенскую церковь и Спасо-Пребраженский собор. За весь период своего существования он застраивался и переделывался огромное количество раз, на сегодняшний день он является одним из красивейших зданий религиозного культа во всей стране.

Александро-Невская Лавра



На строительстве этого сооружения настоял Петр Первый, так он хотел увековечить победу над шведами. Там, где река Монастырка соединяется с Невой, был заложен фундамент будущего храма. Так император хотел увековечить имя Александра Невского, который и принес победу, за эти заслуги он его канонизировал.

Храм, возведенный в этом месте, носил имя Александра, позже рядом появился монастырь. Постройки располагались буквой «П», по углам располагались церквушки. Здесь всегда был роскошный сад из деревьев и цветов, эту традицию продолжают и по сей день, превращая территорию в благоухающее райское место.

Троице-Сергиева Лавра


Этот монастырь основан Сергием Радонежским в 14 веке, он был сыном разорившегося дворянина. Ему же принадлежит архитектурная идея сооружения. Он планировал в центре четырехугольника поставить собор, вокруг которого будут расположены кельи. Ограждения были построены из деревянного тына.

Позже над воротами монастыря построили еще одну небольшую церковь. Некоторое время спустя такой план постройки стали использовать при строительстве, достройке и переделывании других монастырей. Именно это и породило мнение о том, что якобы Сергей Радонежский является основателем всех русских монастырей. Скорее он был талантливым проектировщиком и архитектором, что не могли не заметить по объектам, возведенным согласно его задумке.

Спустя некоторое время у собора построили еще одну церковь, назвав ее Свято-Духовской, в ней был храм и колокольня, а монастырь стал называться Лаврой.

Спасо-Преображенский монастырь



Князь Глеб, получил город в удел, но не хотел жить среди язычников, поэтому стал строить свой город чуть выше по течению реки Оки. Там же возвел и храм, позднее возле него появился мужской монастырь, который возник из монашей обители — небольшого помещения, которое использовалось в образовательных целях для Муромского народа.

В летописях есть указание года возникновения монастыря – 1096г. С тех пор его стены становились домом для многих известных целителей и чудотворцев. Монахи участвовали в строительстве Спасского собора, но к этому приложил руку сам Иван Грозный, который с помощью этого архитектурного объекта увековечил взятие Казани. Царь из казны выделил не только иконы, утварь для церкви, но и литературу, одежду для священников и монахов.

Позже, в 17 веке здесь появится Покровский храм, в котором будет пекарня, поварская палата и другие хозяйственные комнаты, рассчитанные на приготовление хлеба.

Серафимо-Дивеевский монастырь


Это сооружение примечательно тем, что в нем впервые в строительстве зданий религиозного культа, использовался железобетон – дорогой материал по тем временам. Основательницей женского монастыря считается матушка Александра. Несмотря на то, что она начала строительство на собственные средства, в последующем она нашла тех, кто был готов вкладываться в дело всей ее жизни.


Матушка Александра направлялась в Саровскую пустынь и остановилась отдохнуть в селе Дивеева, там она и увидела сон, которое расценила как видение. Божия Матерь указала ей, что это именно то самое место, которое она искала для строительства храма.


Сначала это была обитель, но местная помещица Жданова, узнав о том, что в их окрестностях появилась такая матушка, сделала крупное пожертвование, отдав будущему монастырю часть своих земель. Тут построили три кельи, огородили забором. В одном из помещений жила сама Александра вместе с послушницей, второе заняли еще три женщины, а третья келья предназначалась паломникам, которые шли в Саров.

Предчувствуя свою гибель, Аннушка обратилась к отцу Пахомию с просьбой не бросать монастырь и послушниц, завещая продолжать начатое ею дело. Из числа послушниц была выбрана матушка, которая в ближайшие годы увеличила число монахинь до 50.

Монастырем обитель стала в 19 веке, при игуменье Марии монастырь приобрел неповторимый архитектурный облик, став настоящим историческим достоянием и местом религиозного культа.

Псково-Печерский монастырь


Главной достопримечательностью этого монастыря являются не роскошные фасады, а небольшая историческая деталь – он никогда не закрывался. И это единственный монастырь на территории России, который пережил большевистский террор и отстоял свое право на существование. Во время последних нападок, уже во время Хрущева, монахи защищали монастырь так, словно это был Ленинград, а за стенами – фашисты. И им удалось отстоять свой общий дом, атеисты сдались, позволив им и дальше жить как жили.


В монастырь приехал уполномоченный по делам религии, для того чтобы вручить архимандриту Алипию, который, между прочим, был участником Великой Отечественной войны, приказ о закрытии монастыря. Получив в руки документ, Алипий стал медленно по слогам читать текст, ожидая, когда разогреется камин, туда же он и отправил бумагу, как только огонь разгорелся. Чиновнику он заявил, что он лучше умрет, чем даст закрыть монастырь и его монахи считают точно также. А напоследок напомнил, что две трети монахов – участники Второй мировой, готовые сражаться за свой выбор.

Дерзости настоятеля стоит только удивляться, ведь он рекомендовал бомбить с самолета, к тому же, Европа, которая расположена совсем рядом, обязательно услышит о столь вопиющем происшествии и мировая общественность узнает о бесчинствах, происходящих на территории СССР.

Примерно в это же время в монастырь приехала премьер-министр Индии, которая была потрясена увиденным. Так, за рубежом узнали о монастыре и один за другим стали приезжать иностранные гости, сами того не ведая, они спасали монастырь от закрытия и разрушения. Монахи это прекрасно понимали и были лишь рады новым гостям.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Православный монастырь — это всегда место силы и шедевр зодчества. Мы покажем вам десять самых красивых монастырей, которые обязательно нужно посетить с фотоаппаратом наперевес. Десять фотографий, ради которых стоит отправиться в путешествие по России!

«Достояние всея человечества» Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь находится в излучине Москвы-реки. Он является старейшим женским монастырем Москвы.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь —мужской монастырь в городе Истра Московской области. Монастырь был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России. Расположен в центре города Сергиев-Посад Московской области, на реке Кончурее.

Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области.

Кирилло-Белозе́рский монастырь — мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера. Находится в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре.

Старицкий Свято-Успенский монастырь — один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги.

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь — монастырь на краю уральской горы Белой, в 120 километрах от города Перми. За строгость устава эту обитель некогда называли Уральским Афоном.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Один из самых труднодоступных монастырей России. Лучшее время для поездки: с конца мая до середины октября.

Свято-Троицкий Три́фонов Печенгский монастырь — мужской монастырь в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области. Долгое время был самым северным монастырём мира. Старейший монастырь на Кольском полуострове.

Нило-Столбенская пустынь — мужской монастырь, расположенный на острове Столобный и частично на полуострове Светлица, в девяти километрах севернее города Осташкова, на озере Селигер.

Источник: Prophotos.ru

Святые места России

Среди клириков и мирян Русской Православной Церкви бытует неоднозначное мнение о паломнических поездках. Мнения разнятся: кто-то считает это обязательным, а кто-то говорит, что не стоит возлагать слишком большие надежды на особое место для молитвы… Но все сходятся в одном: святые места России  — не панацея для возрастания в вере. И все же в намоленных местах, прославившихся чудесами стоит побывать. Особенно, если ваша цель — почувствовать единение с православными верующими, увидеть своими глазами храмы и монастыри с вековой историей.

Митрополит Антоний Сурожский: В паломничестве есть несколько аспектов, которые глубоко нас трогают. Во-первых, чувство, что мы все на земле странники. Русские люди живут в такой большой стране, что куда бы вы ни отправились, путешествие будет долгим, и при всех ваших усилиях оно не будет быстрым. Так что рождается чувство, что само путешествие, перемещение с места на место либо совершенно лишено смысла и значения, если единственная цель — оказаться там, куда вы направляетесь, либо что путешествие настолько значительно, что каждый шаг, каждая встреча, каждое отношение, завязавшееся в пути, может оказаться крайне важным.

Дивеево

  • Нижегородская область, Дивеевский район.
  • «Четвертый удел Богородицы на земле» — именно так называют Дивеево. Дивеевский женский монастырь славится крестным ходом вдоль святой канавки, святыми источниками, духовным наследием преподобного Серафима Саровского. Монастырь конца XVIII века до сих пор принимает паломников. «Дивное Дивеево» — благодатное место, где случилось настоящее чудо. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

  • В Дивеево на шпильках
  • Дивеево: по святым местам

Оптина пустынь

  • Калужская область
  • Оптина пустынь — обитель, которая лишь чудом дожила до наших дней: разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, она, казалось, была уничтожена навсегда. Сила молитвы Оптинских старцев помогла выстоять этому святому месту России.Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Считается, что обитель основал разбойник Опта, который покаялся и стал монахом с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Оптина пустынь — излюбленное место паломничество, обитель, где жили и делились своим духовным опытом Оптинские старцы.

Кижи

  • Остров Кижи, Онежское озеро
  • Кижи — это не только заповедник и редкий памятник деревянного зодчества, но и святое место России, куда можно приехать и помолиться. Самым намоленным местом считается Кижский погост с Церковью Преображения Господня, которая была построена без единого гвоздя.  Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.

Соловецкий монастырь

  • Белое море
  • Это святое место России расположено за Полярным кругом. Соловецкие острова в 160 километрах от Северного полярного круга. В 15-м веке православные подвижники Савватий, Герман и Зосима избрали это пустынное место для молитвенного уединения и положили начало Соловецкому монастырю. С тех пор Соловецкий монастырь превратился в центр Беломорского края. Сложная история монастыря и боль верующих за древнюю обитель сделали монастырь местом памяти, тихой молитвы и паломничества для тех, кто ищет уединения.

Троице-Сергиева Лавра

Святые места России: Троице-Сергиева Лавра

  • Московская область, Сергиев Посад
  • Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными… Здесь можно поклониться мощам святых, увидеть две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая и просто насладиться прекрасной архитектурой.

Высоко-Петровский монастырь

  • Москва
  • Мужской ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви. Основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Основные здания монастыря построены в XVII—XVIII веках. В 1929 году был закрыт большевиками. Но сейчас вновь функционирует, преодолев период богоборчества. В 2016 году было принято решение отремонтировать самые древние постройки.

Валаам

Святые места России: Валаам

  • Ладожское озеро
  • Монастырь на Ладожском озере — святое место России, известное тем, кто хочет совершить паломнический подвиг. Множество валаамских храмов и часовен стоит на возвышенных местах, добраться до них непросто. От причала придется пройти 66 ступеней на тридцатиметровую гору Фавор, чтобы оценить прекрасный вид на Спасо-Преображенский собор, главный монастырский храм.Собор поражает своим величием. Высота колокольни – 73 м, в куполе – 42 м (аналогична высота шпиля петербургского Адмиралтейства). Валаам — это одна из немногих монашеских Республик.

Митрополит Питирим (Нечаев): Валаам — это скалистый остров, голые скалы, поросшие лесом. До него не доберешься иначе, как по воде. Мне рассказывали старые монахи, какие, бывало, приходилось им там испытывать трудности. Ближайший населенный пункт — на берегу. И вот монах плывет на лодочке, чтобы запасти на зиму спички, немножко муки, немножко соли — сахар они не употребляли, разве что ягоды сушеные. Плывет монах на этой лодочке — поднялся ветер, вода плеснула к нему в лодку. Соль растворилась, мука промокла, назад возвращаться поздно. Пристает он к берегу с пустым своим дорожным мешком, и следующие осенние и зимние месяцы он вынужден питаться тем, что найдет в лесу, вплоть до того, что будет есть древесную кору. Так и доживет до весны. Но это время пройдет для него в чтении церковных книг, а главное — в сопереживании тем бедам, которые мир претерпевает на удаленном от него берегу.

Новодевичий монастырь

Святые места России: Новодевичий монастырь

  • Москва
  • Святые места России есть и в столице нашей Родины. Новодевичий Монастырь был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. На монастырском кладбище покоятся Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан.

Пустозерск

  • 20 км от Нарьян-Мара
  • Пустозерск придется искать в 20 км от Нарьян-Мара, единственного ближайшего к этому месту, исчезнувшему с карт, населенному пункту. Здесь отбывал ссылку и был сожжен протопоп Аввакум. Важно — это святое место для старообрядцев. Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли «родоначальником русской литературы». Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен.

Источник: www.pravmir.ru

Святые места России

Среди клириков и мирян Русской Православной Церкви бытует неоднозначное мнение о паломнических поездках. Мнения разнятся: кто-то считает это обязательным, а кто-то говорит, что не стоит возлагать слишком большие надежды на особое место для молитвы… Но все сходятся в одном: святые места России  — не панацея для возрастания в вере. И все же в намоленных местах, прославившихся чудесами стоит побывать. Особенно, если ваша цель — почувствовать единение с православными верующими, увидеть своими глазами храмы и монастыри с вековой историей.

Митрополит Антоний Сурожский: В паломничестве есть несколько аспектов, которые глубоко нас трогают. Во-первых, чувство, что мы все на земле странники. Русские люди живут в такой большой стране, что куда бы вы ни отправились, путешествие будет долгим, и при всех ваших усилиях оно не будет быстрым. Так что рождается чувство, что само путешествие, перемещение с места на место либо совершенно лишено смысла и значения, если единственная цель — оказаться там, куда вы направляетесь, либо что путешествие настолько значительно, что каждый шаг, каждая встреча, каждое отношение, завязавшееся в пути, может оказаться крайне важным.

Дивеево

  • Нижегородская область, Дивеевский район.
  • «Четвертый удел Богородицы на земле» — именно так называют Дивеево. Дивеевский женский монастырь славится крестным ходом вдоль святой канавки, святыми источниками, духовным наследием преподобного Серафима Саровского. Монастырь конца XVIII века до сих пор принимает паломников. «Дивное Дивеево» — благодатное место, где случилось настоящее чудо. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

  • В Дивеево на шпильках
  • Дивеево: по святым местам

Оптина пустынь

  • Калужская область
  • Оптина пустынь — обитель, которая лишь чудом дожила до наших дней: разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, она, казалось, была уничтожена навсегда. Сила молитвы Оптинских старцев помогла выстоять этому святому месту России.Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Считается, что обитель основал разбойник Опта, который покаялся и стал монахом с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Оптина пустынь — излюбленное место паломничество, обитель, где жили и делились своим духовным опытом Оптинские старцы.

Кижи

  • Остров Кижи, Онежское озеро
  • Кижи — это не только заповедник и редкий памятник деревянного зодчества, но и святое место России, куда можно приехать и помолиться. Самым намоленным местом считается Кижский погост с Церковью Преображения Господня, которая была построена без единого гвоздя.  Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.

Соловецкий монастырь

  • Белое море
  • Это святое место России расположено за Полярным кругом. Соловецкие острова в 160 километрах от Северного полярного круга. В 15-м веке православные подвижники Савватий, Герман и Зосима избрали это пустынное место для молитвенного уединения и положили начало Соловецкому монастырю. С тех пор Соловецкий монастырь превратился в центр Беломорского края. Сложная история монастыря и боль верующих за древнюю обитель сделали монастырь местом памяти, тихой молитвы и паломничества для тех, кто ищет уединения.

Троице-Сергиева Лавра

Святые места России: Троице-Сергиева Лавра

  • Московская область, Сергиев Посад
  • Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными… Здесь можно поклониться мощам святых, увидеть две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая и просто насладиться прекрасной архитектурой.

Высоко-Петровский монастырь

  • Москва
  • Мужской ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви. Основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Основные здания монастыря построены в XVII—XVIII веках. В 1929 году был закрыт большевиками. Но сейчас вновь функционирует, преодолев период богоборчества. В 2016 году было принято решение отремонтировать самые древние постройки.

Валаам

Святые места России: Валаам

  • Ладожское озеро
  • Монастырь на Ладожском озере — святое место России, известное тем, кто хочет совершить паломнический подвиг. Множество валаамских храмов и часовен стоит на возвышенных местах, добраться до них непросто. От причала придется пройти 66 ступеней на тридцатиметровую гору Фавор, чтобы оценить прекрасный вид на Спасо-Преображенский собор, главный монастырский храм.Собор поражает своим величием. Высота колокольни – 73 м, в куполе – 42 м (аналогична высота шпиля петербургского Адмиралтейства). Валаам — это одна из немногих монашеских Республик.

Митрополит Питирим (Нечаев): Валаам — это скалистый остров, голые скалы, поросшие лесом. До него не доберешься иначе, как по воде. Мне рассказывали старые монахи, какие, бывало, приходилось им там испытывать трудности. Ближайший населенный пункт — на берегу. И вот монах плывет на лодочке, чтобы запасти на зиму спички, немножко муки, немножко соли — сахар они не употребляли, разве что ягоды сушеные. Плывет монах на этой лодочке — поднялся ветер, вода плеснула к нему в лодку. Соль растворилась, мука промокла, назад возвращаться поздно. Пристает он к берегу с пустым своим дорожным мешком, и следующие осенние и зимние месяцы он вынужден питаться тем, что найдет в лесу, вплоть до того, что будет есть древесную кору. Так и доживет до весны. Но это время пройдет для него в чтении церковных книг, а главное — в сопереживании тем бедам, которые мир претерпевает на удаленном от него берегу.

Новодевичий монастырь

Святые места России: Новодевичий монастырь

  • Москва
  • Святые места России есть и в столице нашей Родины. Новодевичий Монастырь был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. На монастырском кладбище покоятся Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан.

Пустозерск

  • 20 км от Нарьян-Мара
  • Пустозерск придется искать в 20 км от Нарьян-Мара, единственного ближайшего к этому месту, исчезнувшему с карт, населенному пункту. Здесь отбывал ссылку и был сожжен протопоп Аввакум. Важно — это святое место для старообрядцев. Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли «родоначальником русской литературы». Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен.

Источник: www.pravmir.ru


Categories: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.