Великий Новгород

Одной из самых значимых достопримечательностей Великого Новгорода является памятник «Тысячелетие России». В конце концов соборы есть и в других древних городах России, а вот такой памятник — один. Расположенный в центре Кремля, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест, привлекает внимание пышностью форм, помпезностью композиции.

Открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии российского государства и посвящен всему русскому народу. Автором памятника является Михаил Осипович Микешин, впоследствии известный художник и скульптор, а в то время это была его первая крупная работа. Конечно, такую грандиозную работу не мог выполнить один человек, поэтому в создании памятника принимал довольно большой творческий коллектив. Фактическим соавтором проекта нужно считать скульптора Ивана Николаевича Шредера, многочисленные фигуры исполнили: П.С. Михаилов, Р.К. Залеман, Н.А. Лаверецкии, М.А. Чижов, А.М. Любимов.

В памятнике отражены шесть эпох истории российского государства от варягов до создания империи: основание государства, принятие христианства, победа на Куликовском поле, централизация Русского государства, начало царской династии Романовых, петровские преобразования. Внешне сооружение напоминает громадный колокол, хотя некоторые видят в нем шапку Мономаха.


Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Памятник Тысячелетие России, общий вид

Памятник состоит из трех ярусов. Верхняя часть монумента символизирует православную веру как одну из основ русского самодержавия. Группа состоит из двух фигур — здесь ангел осеняет крестом Россию, изображенную в виде коленопреклоненной женщины. Подножием служит шар — держава с надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862». Держава покрыта рельефным орнаментом из крестов.

Средний ярус символизирует самодержавие. Вокруг шара-державы — семнадцать фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — герой, олицетворяющий свою эпоху:

   Рюрик — основание государства Российского в 862 г.
   Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 г.
   Князь Дмитрий Донской — победа на Куликовом поле в 1380 г.
   Иван III — основание Российского государства в 1491 г.
   Михаил Романов — основание династии Романовых в 1613 г.
   Петр I — основание Российской империи.


Самым интересным является нижний ярус. Он представляет собой опоясывающий горельефный фриз, на котором изображены 109 выдающихся деятелей России. Разумеется список персон отражает политические пристрастия правящей элиты той эпохи и, конечно самого Императора Александра II, который лично утверждал перечень фигур. Здесь, можно сказать, памятнику «повезло» — во главе государства стоял самый либеральный царь послепетровской России, да еще на пике либеральных преобразований — год назад было отменено крепостное право. При другом раскладе, наверняка не было бы Гоголя, Грибоедова и уж конечно Лермонтова с его «На смерть поэта». Зато, вполне могли бы разместиться Аракчеев, мракобес Фотий и другие малопочтенные персонажи. Конечно либерализм Государя тоже имел свои пределы, так на Гоголя царя удалось уломать, а вот на Тараса Шевченко нет, хотя Микешин хотел его поместить.

Фигуры нижнего яруса объединены в четыре группы — «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники». Здесь мы видим известных и в наше время деятелей: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III. Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, М.В. Ломоносова, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинку и многих других.


Но, также присутствуют деятели подзабытые в нашу эпоху, ввиду незначительности их деяний, или общественной конъюнктуры нашего времени: Александр Кокоринов, Федор Волков, Дмитрий Бортнянский, Ордин-Нащокин, граф Сперанский, князь Кочубей и др.

Среди персонажей памятника «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного. Его не включили в композицию памятника в отместку за кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Да и в официальной царской историографии Иван IV представлен кровавым тираном. Кроме того, он не Романов. Не удостоились чести и убиенные венценосцы: Петр III и Павел I — историю пишут победители.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Рюрик

Правая рука Рюрика опирается на остроугольный щит, на котором выбита надпись «ЛЪТА STO». Это выполненная кириллицей летописная дата призвания варягов: S – «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч, Т – «твердо» – обозначает цифру триста. О – «он» – цифру семьдесят. Получается 6370 год от сотворения мира или 862 год от Рождества Христова.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Дмитрий Донской

Справа от Рюрика изображен Дмитрий Донской — герой Куликовской битвы. Ногой он попирает поверженного татарского воина. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне, откуда были нашествия монголо-татар.


Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Петр I

Центральным персонажем памятника является фигура Петра I. Крылатый ангел, символизирующий гения Славы указывает ему на север — новый путь России. У ног императора — побежденный швед, пытающийся спасти разорванное знамя.

Нижний ярус

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Здесь интересна композиция из двух фигур, находящаяся в правом углу фото — Петр I с сосредоточенным взглядом и сложенными на груди руками и рядом с ним человек, явно разделяющий с ним его заботы. Видно, что это самый близкий ему человек. Кто же он ? Для большинства, не знающих историю памятника, сомнений никаких не было, конечно же это самый близкий сподвижник царя «полудержавный властелин», светлейший князь Александр Данилович Меншиков.

Однако, на самом деле это князь Яков Федорович Долгорукий (иногда его называют Долгоруков). Но, почему не Меншиков? И почему именно Долгорукий?


Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Петр I и князь Яков Долгорукий

Сначала первый вопрос. Действительно, Меншиков был талантливым администратором и военачальником и самым близким сподвижником царя? Но в месте с тем он был тем, что сейчас называют коррупционер, а по тогдашнему — вор. Конечно, на Руси воровали все и всегда, разумеется если была возможность. У Александра Даниловича возможности были большие и воровал он соответственно. Кроме того, он был заправским интриганом, пытался практически насильно выдать свою дочку замуж за юного императора Петра II. Конечно, при дворе интриговали все, но Меншиков проиграл, а потому окончил свою жизнь в ссылке (хорошо что не на плахе).

В царской историографии его старались не замечать. А вот, в советской его подняли на щит, как человека из народа, подчеркивая его таланты и достижения и замалчивая неприятные стороны. Во многом этому способствовали замечательная книга А.Толстого «Петр I» и снятый по ней одноименный фильм.

Теперь обратимся к Долгорукому. Отнюдь не всегда, перечисляя сподвижников Петра, его включают в список. И даже когда включают, не ставят на первое место, а как говорится «через запятую».

Так почему же он на памятнике?

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии


Открытие памятника «Тысячелетие России» Картина Б.П. Виллевальде

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года, в присутствии Александра II и членов царской фамилии. В Новгород прибыло много знати, несколько тысяч солдат для участия в параде. Был устроен воинский парад и торжественный обед. Церемония также включала крестный ход к Софийскому собору. Торжества длились три дня.

Но почему столь значимый памятник поставили в провинциальном Новгороде, а не в столичном Петербурге или в Москве, где венчались на царство все российские государи ? Наверное потому, что монумент был задуман не как памятник российскому государству, а как памятник российскому самодержавию. А первого самодержца Рюрика, по официальной легенде, призвали как раз в Новгород. Поэтому и памятник здесь поставили, даже несмотря на то, что впоследствии Новгород был «замаран» республиканскими вольностями.

В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

Почему фигуры Ивана Грозного нет на памятнике Тысячелетие Руси?

Фигуры Ивана Грозного на памятнике НЕТ. Почему?

Вот как характеризует время правления Ивана Грозного Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.,официальный историк правящей династии в сущности написавший нашу историю):


«Между иными тяжкими опытами судьбы, сверх бедствий удельной системы, сверх ига моголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву, и землетрясение, и тиранов; не преломила железного скиптра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением, чтобы, в лучшие времена, иметь Петра Великого, Екатерину Вторую (история не любит именовать живых). В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как греки в Термопилах, за отечество, за веру и верность, не имея и мысли о бунте. Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя жестокость Иоаннову, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме царя, по всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных. Духовенство, бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа слободы Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо, как и чародейство. Нет, тигр упивался кровию агнцев — и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства!»

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988. Т. IX. С. 563–572, 636–646.

ВЕСЬМА красноречиво не правда ли? Официальная идеология того времени.


Памятник установлен на территории Великого Новгорода, на территории где по официальной историографии проходил один из самых драматичных эпизодов для Новгорода в правление Ивана IV.

«В 1570 г. опричниками Ивана IV Грозного было истреблено почти всё население Новгорода до младенцев.»

Далеко идущий вывод, не подкрепленный доказательствами. Ученые до сих пор ведут дискуссии о количестве погибших. Причины же данной карательной операции большинством вообще не рассматриваются, обывателю и гениям от истории довольно,что Иван IV был просто кровожадным тираном. УВЫ именно исходя из данного ханжеского постулата Иван Грозный не был увековечен на Новгородской земле. (НАСКОЛЬКО ЖЕ ТАКОЕ МНЕНИЕ ПРАВДИВО?)

Что интересно на памятнике присутствуют две фигуры Ивана III.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

На среднем ярусе — «Основание самодержавного царства Русского»

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

И на фризе Государственные люди.

Иван III, ЕДИНСТВЕННЫЙ кто изображен дважды. Похоже, изображение Ивана Грозного на памятнике не просто предусматривалось, но и было сделано, хотя из перечня было исключено по высочайшему повелению.

Есть еще странность в данном памятнике. Изображение первой жены Ивана Грозного на памятнике, скульптурная группа «Государственные люди». Царица Анастасия Романовна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530 или 1532 — 28 июля (7 августа) 1560.


Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Красивая скульптура, женщины прожившей 30 лет, не замеченной в государственных делах. Она была любимой женой Ивана Грозного, родила пятерых детей и руководила вышивальной мастерской. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовны. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской». Несомненно достойная фигура, но почему ее увековечили на памятнике.

А вот здесь скрыта интрига. Братом Анастасии Романовны, т. е. шурином Иоанна IV, был Никита Романов. Его сын Федор был, таким образом, двоюродным братом последнего Рюриковича Феодора Иоанновича. Поскольку сам Федор (будущий патриарх Филарет) Романов не мог вступить на престол, будучи насильственно пострижен в монахи при Борисе Годунове, царем стал его сын Михаил). Это родство и стало вероятно поводом для увековечивания Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

Источник: hystory.mediasole.ru

Кто изображен на верхнем ярусе фигур


Венчает памятник «Тысячелетие России» фигура женщины – олицетворение страны. Она стоит на коленях перед ангелом и крестом, преклонив голову. Скульптурная композиция установлена на эмблеме царской власти – державе, украшенной необычным узором.

По задумке скульптора, орнамент из крестов передает идею единства самодержавия и церкви. Опоясывает державу памятная надпись о событии, в честь которого и установлен монумент, – призвании Рюрика, Синеуса и Трувора для правления на Русь.

Обходя памятник по кругу, можно познакомиться с важнейшими этапами истории России. Первая сцена посвящена зарождению государственности в 862 году.

Зрители видят призванного на Русь Рюрика. На его голове остроконечный шлем, на плечи наброшена звериная шкура. Справа от варяжского князя расположен символизирующий язычество бог Велес. Каждая следующая композиция рассказывает о новом значительном событии – крещении Руси, Куликовской битве, начале династии Романовых, создании Российской империи.

Отдельного внимания достойна сцена, посвященная основанию самодержавного царства Русского в 1491 году. В ногах у Ивана III лежат побежденные враги – литовец и ливонский рыцарь, меч которого сломан. На царе шапка Мономаха, в руках он держит символы государственности – скипетр и державу. Перед государем склонился воин Золотой Орды, передающий бунчук – знак власти.

Каждая скульптурная группа размещена в направлении одной из частей света. Такое расположение композиций выбрано неспроста, а отражает заслуги царей в укреплении определенных границ государства.

Кто изображен на нижнем ярусе фигур

Нижний ярус фигур разрабатывал выдающийся скульптор Петр Клодт. Именно он придумал легендарных коней, которых и сегодня можно увидеть на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

По неожиданному стечению обстоятельств, в работе над памятником «Тысячелетие России» он подчинялся своему ученику – Михаилу Микешину.

Первая задумка была такая – каждая сцена из верхнего яруса должна раскрыться подробнее в нижнем. Однако от замысла отказались – эскизы Петра Клодта не понравились Александру II. Император сошелся во мнении с Михаилом Микешиным – сюжет недостаточно разработан. Вероятно, скульптор не хотел работать под руководством 24-летнего ученика или просто конкретно эта работа его не вдохновила.

Первая идея, которая пришла в голову Михаилу Микешину, понравилась государю. Решено было разместить на нижнем ярусе горельефы выдающихся людей. Деятели культуры, истории, науки и религии встретились вместе, чтобы поведать потомкам летопись России в лицах. Княгиня Ольга и летописец Нестор, протопоп Сильвестр и Владимир Мономах, Иван Сусанин и адмирал Нахимов, Михаил Ломоносов и Александр Пушкин…

Великие деятели

Впервые объединились те, кто жил в разное время, но вложил свой вклад в историю страны. Всего на фризе расположено 109 горельефов.

Великие деятели

Почему памятник имеет форму купола

Каждая деталь памятника продумана до мелочей. По форме он напоминает эмблему самодержавной власти – шапку Мономаха. Исследователи видят в силуэте монумента колокол, который должен «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Кроме того, этот образ ассоциируется с вечевым колоколом Новгорода. Таким образом, в бронзе удалось отразить символы и российской истории, и истории территории, на которой установлен памятник.

В полном размере

Памятник тысячелетия России стоит в Кремле, прямо напротив Софийского собора:

  • Все достопримечательности Кремля
  • Что посмотреть в Софийском соборе и его древние граффити

История

Торжественное открытие памятника состоялось в 1862 году. Праздник длился три дня. Отремонтированный и заново замощенный к такому событию Новгород встретил 12 тысяч гостей – императора, его родственников, свиту, солдат, офицеров и простых зрителей.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии
Торжественное открытие памятника тысячелетию Росии в Великом Новгороде

В истории памятника есть и трагические страницы. Когда в 1941 году в Новгород вошли немцы, ими было принято решение увезти памятник как военный трофей на родину. Бронзовую решетку, которая окружала «Тысячелетие России», а также расположенные рядом фонари увезли в Германию. Полный демонтаж сделать не успели. 20 января 1944 советские солдаты освободили Новгород и обнаружили жуткую картину – разобранный памятник.

Освобождение Новгорода

По мнению очевидцев, разбросанные на земле скульптуры походили на убитых людей. Крест был варварски срублен и согнут, многие детали бесследно исчезли. Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР и исполкомом Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о незамедлительном восстановлении памятника. Гениальная работа была буквально восстановлена из пепла.

Сломанный памятник

Сегодня памятник «Тысячелетие России» – один из самых известных в нашей стране, аналогов которому нет. Гости Великого Новгорода и местные жители готовы разглядывать его часами. Время, проведенное рядом с ним, можно сравнить с необычной прогулкой по страницам истории, во время которой давно знакомые персонажи оживают.

Туристы возле памятника

Источник: site2max.ru

20 (8 по ст. ст.) сентября 1862 г. в Великом Новгороде, в кремле, что напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест, был открыт грандиозный памятник «Тысячелетие России». Создали шедевр скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман. Кому-то монумент по форме напоминает знаменитую шапку киевского князя Владимира Мономаха, а некоторые исследователи в гигантском шаре-державе на колоколообразном постаменте видят колокол, который, вроде бы по замыслу автора, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

Остановимся хоть ненадолго у этого шедевра Михаила Осиповича Микешина, известного также знаменитыми монументами императрице Екатерине II (1873) в Санкт-Петербурге и гетману Богдану Зиновию Хмельницкому, установленному в самом сердце старого Киева, на площади перед колокольней Софийского собора в году 900-летия Крещения Руси (1888).

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Б. П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году. 1864 г.

Памятник «Тысячелетие России» поставлен при государе Александре II Александровиче.  Напомним, что произошло это на следующий год после отмены крепостного права, спустя пять лет после окончания известной Крымской кампании, то есть в эпохальное переломное время.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Памятник «Тысячелетие России». Фото 1883 г.

Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашён в Новгород в 862 г. Эту дату и принято считать годом рождения России.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России» сегодня

Вокруг «державы» установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала – 6 м; высота фигур – 3,3 м; креста на державе – 3 м).

Диаметр гранитного постамента – 9 м; шара-державы – 4 м; окружность горельефа – 26,5 м. Вес металла памятника – 100 тонн, вес всего памятника – 10 тыс. тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны (шар-держава – 400 пудов; колоссальных фигур – 150 пудов; крест на шаре – 28 пудов). Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезён с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

Всего памятник содержит 129 человеческих фигур. Микешин, находясь в критичных по времени обстоятельствах, предложил императору «представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». 

Скульптурные изображения делятся на три уровня. Самая верхняя группа, на державе (символ царской власти), – из двух фигур: ангела с крестом в руке (олицетворение Русской православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). «Держава» украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Ангел, благословляющий Россию. Навершие памятника «Тысячелетие России»

Подробное содержание скульптурных композиций этого монумента можно найти .

Мы лишь отметим, что собирание имён для создателей памятника было, на наш взгляд, непростой задачей из-за их обилия в русской истории. Тем не менее Микешин сотоварищи соединили скульптурные портреты значительнейших персон России всех времён: князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов (как, например, Ивана Сусанина и сибиряка), а также литераторов, композиторов, учёных.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Лермонтов, Пушкин и Гоголь. Фрагмент горельефа на памятнике «Тысячелетие России»

Чудесно названы эти группы. Например, «Просветители» — от Владимира Крестителя, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Нестора Летописца, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Кирилл Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Максима Грека, до Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этом ряду мы по понятным причинам не найдём, скажем, чудотворца Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, которые были прославлены позднее, в начале ХХ в., при участии государя Николая II Александровича. Но поражают как смелость, так и прозорливость, с которыми автор в пантеон великих святых подвижников включил своего современника, архиепископа Херсонского Иннокентия, почившего в 1857 г., всенародного любимца, сыгравшего огромную духовную роль в Крымской войне 1853–1856 гг.

То же можно сказать и о других героях-современниках, включённых на памятнике в великий ряд России – адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове, генералах Дибиче-Забалканском, Паскевиче.

* * *

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Следует помнить, что среди грабительски-вандальных деяний немецко-фашистских захватчиков был и демонтаж памятника «Тысячелетие России». Генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу. Зимой 1943–1944 гг. оккупанты начали работы по разборке памятника и прокладывали специальную узкоколейку дорогу от Новгородского кремля до вокзала. Железной дорогой грабители успели увезти бронзовые решётку работы профессора Боссе и бронзовые художественные фонари, окружавшие памятник. Но 20 января 1944 г. город был освобождён советскими войсками.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Разобранный и подготовленный к вывозу в Германию памятник «Тысячелетие России». Новгород, январь 1944 г.

Вместо памятника оставался обобранный пьедестал, на котором сохранялась лишь нижняя половина шара-державы. Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по заснеженной кремлёвской площади. При этом многие фигуры оказались попорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. исчезли.

Ленинградский областной отдел архитектуры сообщал: «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей».

Поэт-фронтовик Павел Шубин, автор текста знаменитой «Волховской застольной» («Редко, друзья, нам встречаться приходится…»), так написал о своих новгородских впечатлениях:

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошёл тогда впервые
Городом, отбитым у врага.

На кремлёвской площади в сугробах —
Витязей поверженных тела…
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Пётр за горизонт,
Будто видит накренённый косо
К Гангуту идущий галиот…

Нет, ничем нельзя убить победу!
Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки.

Восемь реставраторов, превышая меру своих сил, постарались восстановить памятник ещё до окончания войны, 2 ноября 1944 г. Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 г.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Памятник «Тысячелетие России»

Воистину жива, жива литая бронза! Значит, было что защищать и что восстанавливать после освобождения нашей земли от захватчиков.

В сущности, Микешин создал симфонию или, если угодно, своего рода эпическую оду, в общих резких чертах рассказав миру о том, что именно произошло за тысячу лет на этой территории. Во имя чего эти достойнейшие мужи и жены, на фигуры которых опирается православный Крест, жили на русской земле, совершая в разные эпохи единое, целокупное, соборное русское восхождение с русским крестом – трагическое, но и высокое.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

И. Е. Репин. Портрет художника и скульптора М. О. Микешина. 1888 г.

Говоря о Микешине, нам никак нельзя не вспомнить о землях Российской империи, которые нынешняя Украины объявляет своими. Она долгое время была благодарна выдающемуся скульптору. За высокий творческий дар, обращённый на службу и Малороссии. Таким же служением памятны и выдающиеся мастера, благоукрасившие знаменитый Владимирский собор в Киеве. Работы были завершены всё к тому же 1888 году – году 900-летия Крещения Руси. Это были В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и иные первоклассные русские художники, осуществившие росписи Владимирского собора, которые радуют нас по сей день. Храм, к сожалению, был в начале 1990-х захвачен раскольниками и стал кафедральным у так называемого Киевского патриархата.

Микешин, воплотив образ Б. Хмельницкого, создал подлинный шедевр, ведь с какой политической точки зрения ни смотри на этот памятник (возведённый, кстати, на добровольные пожертвования), он остаётся прекрасным творением рук человеческих, творческого гения. И с какой точки поверхности ни смотри – со всех сторон увидишь лишь красоту и гармонию.

Неслучайность выбора места установки памятника гетману-объединителю, торжественно открытого 11 июля 1888 г. на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси, очевидна. Именно на этой площади в декабре 1648 г. киевляне встречали казацкие полки во главе с Богданом Хмельницким, вступившие в город после победы над польской шляхтой под Пилявцами, именно здесь в январе 1654 г. население Киева приветствовало российских послов во главе с боярином Бутурлиным после Переяславской рады. К слову, и в ноябре 1943 г. на площади Б. Хмельницкого собрались жители Киева, освобождённого от немецко-фашистских оккупантов, приветствуя воинов-победителей.

Как правило, Микешин использовал в такого рода эпических монументах один стилистический приём – собирания опорных образов, на которых основывал стояние главного, вершинного. И Киеву поначалу предложил многофигурную композицию. Если мы посмотрим на вышеупомянутые его шедевры в Питере и Новгороде, то увидим в обоих случаях микешинский «конёк» — многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. В обоих случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Никаких нет сомнений в том, что и первый микешинский проект киевского памятника, будучи воплощённым в жизнь, стал бы в ряд многофигурных шедевров. Другое дело, что многофигурный проект был отвергнут как по экономическим, так и по идеологическим причинам, по соображениям, как сказали бы сейчас, «толерантности». Генерал-губернатор Киева Александр Дондуков-Корсаков отверг изначальную идею скульптора, потому сегодня мы видим гетмана Украины на Софийской площади в одиночестве, без окружающих фигур. Ну посудите сами о точности, исторической адекватности и прозорливости мастера: по его проекту конь Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Скульптуры пьедестала должны были изображать битву под Збаражем, Переяславскую раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Памятник Б. Хмельницкому в Киеве. Фото автора

Киевская байка говорит о том, что Богданова булава памятника указывает на Москву (и в этом случае комментарии таковы, что Москва выбрана как политический ориентир), однако некоторые умельцы определять географические направления уверяют, что на Москву бронзовый Богдан Зиновий не указывал никогда. А о московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». Жаль, что в 1919 и 1924 гг. эти надписи известно какими деятелями были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888», сохранившуюся по сей день.

Хорошо бы восстановить историческую справедливость — прежние, правильные, надписи вернуть!

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Минин и Пожарский. В центре — Михаил Романов, первый царь в династии. Фрагмент памятника «Тысячелетие России»

Приведём в заключение замечательные слова музыканта А. Шахматова, высказанные на страницах одной из социальных сетей Интернета: «…Ни один народ мира, как наш, русский, за такой период не пережил столько потрясений и не создал неповторимой духовности, культурности и научности, что повлияло на развитие всего человечества. Желаю родному народу воспрянуть духом после духовно-национального спотыкания в XX веке, и как в Великом Новгороде во время основания державы и 400-летней давности, когда великие сыны Святой Руси, гражданин Минин и князь Пожарский доблестно сплотили народ и дали отпор иностранным захватчикам. Слава Великой России!»

На заглавном фото: Памятник «Тысячелетие России», фрагмент

Источник: odnarodyna.org

128 фигур памятника "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь.
Авторы монумента — скульптор Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман
Высота: 15,7 метров, диаметр постамента — 9 метров, вес бронзового литья — 65,5 тонн.
Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Верхний уровень скульптур.

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара — державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии
призвание варягов на Русь (862 год)
Крещение Руси (988-989 год)
Куликовскую битву (1380 год)
Образование единой Руси (конец XIV века)
Начало династии Романовых (1613 год)
создание Российской империи (1721 год)

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Нижняя часть монумента.
В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры.
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Памятник «Тысячелетие России». 1862 год

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Просветители. Памятник «Тысячелетие России»

Просветители.
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

Государственные люди
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Военные деятели и герои. Памятник «Тысячелетие России»

Военные деятели и герои
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Писатели и художники. Памятник «Тысячелетие России»

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.
Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Интересные факты.
В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время). Ее получил Михаил Микешин.

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

А. Рокачевский. Портрет молодого М.О.Микешина. 1855 г.

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника «Тысячелетию России», когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник—баталист. Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I.  Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:
Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
Александру II в Ростове-на-Дону
Екатерине II в Санкт-Петербурге

Кто изображен на памятнике тысячелетие россии

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.
Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).

3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя  Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.
В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент  можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

 

Источник:Wanderings.Online

Источник: kstolica.ru


Categories: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.