В Калмыкии всего 3 города и 260 сельских поселений. Такой показатель населенных пунктов относительно площади — один из самых низких в России. При этом многие населенные пункты сохранили свою самобытность и старинные традиции. Интересные туристические районы расположены на приличном расстоянии друг от друга, сложности построению маршрута добавляет и не развитая транспортная сеть. Чтобы посетить максимум достопримечательностей Калмыкии, закладывайте на поездку минимум 1 неделю.

Элиста

Столица республики Калмыкия — духовный буддийский центр Европы. Город был основан в 1865 году. Название Элиста получила по реке, в балке которой и располагается город. В основе название лежит калмыцкий корень «элсен», который означает «песок, песчаный». До образования населенного пункта, в балке Элиста останавливались кочующие калмыки.

Столица Калмыкии сильно пострадала в военные годы. Дореволюционных памятников архитектуры в городе сохранилось немного. Старейшая постройка Элисты — это Крестовоздвиженская церковь, которая была возведена в 1879 году. Но главные религиозные достопримечательности — это буддистские храмы. Пестрые пагоды и ступы, золоченые статуи и ворота создают ощущение путешествия на Тибет.


Несмотря на весь азиатский колорит, и в Элисте можно найти уголок Европы. Это «Город шахмат», возведенный в Элисте к Всемирной шахматной олимпиаде. Здесь можно сделать забавные фото с огромными шахматными фигурами и побывать во Дворце шахмат с музеем, посвященном этой настольной игре. Среди других интересных музеев Элисты: национальный музей республики с предметами старокалмыцкого искусства, музей истории буддизма, музей изобразительных искусств и музей ойрат, посвященный монгольской культуре кочевников.

Любителям культурных мероприятий тоже не будет скучно в Элисте. В столице республики работают 3 театра, в которых можно увидеть не только классические постановки, но и спектакли по калмыцкому эпосу и буддийским произведениям. Чем еще заняться в Элисте? Устройте прогулку с поиском необычных скульптур и памятников — попробуйте отыскать на городских улицах памятник последнему калмыцкому хану, хозяину степи — верблюду и герою фольклорного эпоса «Джангар» — «Золотому всаднику».


Лагань

Второй по величине город республики Калмыкия называют прикаспийской столицей. Лагань находится в 300 км от Элисты, на северо-западном побережье Каспийского моря, недалеко от дельты Волги и Астрахани. Населенный пункт, основанный в 1871 году, был назван по одноименному острову, на котором появились первые поселения в этом районе. Название происходит от калмыцкого слова «ла» — так называли илистые болота. Морское побережье здесь топкое, песчаные лагуны подвержены затоплению. Сейчас острова Лагань уже нет — он стал частью «большой земли».

Поселок на берегу Каспия основали крестьяне-переселенцы из Центральной России. До этого на острове проживало несколько семей кочующих калмыков и рыбаки. В 1873 году на Лагани был возведен первый храм — Николая Угодника, который является покровителем моряков. Первое рыбопромысловое предприятие на Лагани было основано в 1885 году. Такие блага цивилизации, как почта и телеграф, появились лишь в начале XX века. В советское время Лагань стала рабочим поселком, главным предприятием был рыболовецкий колхоз «Каспиец». В 1944 году поселок переименовали в Каспийский, старое название вернулось лишь после распада СССР. Статус города Лагань получила в 1963 году, когда здесь открыли Каспийский машиностроительный завод.


Лагань находится в 9 км от Каспийского моря. С водоемом город связывает судоходный канал длиной 10 км. Лагань примечательна системой каналов и водохранилищ, которые выполняют роль речной сети. На каналах стоят рыболовецкие домики — туристы приезжают сюда на выходные. Клев на каналах Лагани — превосходный. Здесь ловят щуку, сазана, красноперку и окуня.

Романтику рыболовецкого поселения контрастно оттеняют религиозные памятники. Главной достопримечательностью города считается Лаганский хурул — буддийский храм, построенный на средства, пожертвованные самим Далай-ламой. Архитектура города — это, преимущественно, одноэтажные деревянные дома. В Лагани стоит также посетить колоритный рынок и попробовать блюда домашней калмыцкой кухни. Неподалеку от Лагани находится Долина лотосов — одно из красивейших природных мест Калмыкии.

Троицкое

Село Троицкое, расположенное в 10 км от Элисты, было основано в 1862 году переселенцами из Воронежской губернии. До основания русского поселения на этом месте располагалось урочище Булгун-Сала, бывшее в XIX столетии местом зимней стоянки Большого хурула Богдо Далай-ламин «Раши Лхунбо». Село было основано в рамках заселения калмыцкой степи. Церковь в село была привезена из Воронежской губернии, из села с таким же названием — Троицкое. Хотя до 30-х годов прошлого века Троицкое республики Калмыкия носило оригинальное название — Булгун-Сала.


Достопримечательности населенного пункта — в основном, религиозного характера. Главный объект туристического интереса — буддийский храм (хурул), построенный в 90-е годы. Есть здесь и православный храм — церковь Живоначальной Троицы. В сельском парке площадью 18,7 км установлена статуя Белого Старца. У монгольских народов Белый Старец является символом плодородия и благоденствия, хранителем жизни и долголетия. Интересен и сельский дом культуры, выполненный в стилистике буддийской постройки.

Городовиковск

Небольшой калмыцкий город Городовиковск находится у западной границы республики, в 240 км от Элисты. Изначально населенный пункт назывался Башанта. Это искаженное звучание калмыцкого слова, означающего «дворец, башня». Считается, что город получил название от стоящей здесь водонапорной башни. По другой версии, ранее на месте города располагалась ставка степного хана с каменной постройкой.

Первое постоянное поселение было основано калмыками в 1871 году. 150 человек основали населенный пункт, в котором были 1 деревянный и 1 каменный хурулы, несколько десятков дворов. В 1943 году калмыки были депортированы из Башанты. Населенный пункт стал центром одного из районов Ростовской области. Поселение вернули Калмыкии только в 1957 году, в 70-е годы оно разрослось до города за счет присоединения соседних населенных пунктов. В тот же период Башанту переименовали в Городовиковск.


Туристы приезжают в Городовиковск на охоту и рыбалку. В специально отведенных угодьях можно охотиться на зайцев и кабанов. За выходные в местных водоемах можно поймать несколько кг щук, сазанов и окуней.

Город делит пополам река Башанта. Историческая часть Городовиковска находится на правом берегу. Цельного ансамбля исторической застройки не сохранилось, лишь отдельные здания начала XX века. Помимо упомянутой выше водонапорной башни, в Городовиковске стоит осмотреть храмы разных конфессий: православные церкви Святого Архангела Михаила и Святого Цесаревича Алексия, Тантрический монастырь Владыки Зонкавы и католический храм святого Антония Падуанского. В буддийском Тантрическом монастыре (считается самым первым в Европе) хранятся ценные святыни — частицы мощей знаменитых лам. Природной достопримечательностью Городовиковска является дубовая роща площадью 40 га. За обилие деревьев и дубовую рощу Городовиковск называют «зеленая обитель Будды».

Цаган Аман


Поселок городского типа Цаган Аман находится в 310 км от Элисты, на берегу Волги. Это один из древнейших населенных пунктов на территории Калмыкии. Название поселка переводится с калмыцкого как «Счастливый берег» или «Белые ворота». Ранее, еще во времена скифов и печенегов, здесь находились форпост и переправа через Волгу. Поселение было основано в 1798 году, когда кочевники воздвигли на левом берегу Волги первые хурульные постройки. Кочевой монастырь был открыт по грамоте Далай-ламы. В дореволюционные годы в нем проживало до 300 монахов. Этот хурульный комплекс просуществовал до 1935 года. Как и многие другие населенные пункты Калмыкии, Цаган Аман переименовали после депортации местного населения. В послевоенные годы поселок носил название Бурунный.

Главная достопримечательность населенного пункта — восстановленный Цаган-Аманский хурул. Он был построен в 90-е годы в соответствии со всеми правилами буддистской религиозной архитектуры. Иконы с изображением буддистских божеств были привезены из Монголии и Тибета, а бронзовые скульптуры изготовили непальские мастера.

Сам поселок с преимущественно калмыцким населением сохранил свою самобытность и колорит. Даже берег Волги здесь выглядит экзотично: протяженный пляж с золотистым песком продувается жаркими степными ветрами. В окрестностях можно найти проржавевшие корпуса катеров, которые на фоне степных пейзажей выглядят как декорации к постапокалиптичному фильму.


Яшкуль

Поселок Яшкуль располагается в 90 км от Элисты, по дороге к дельте Волги и Астрахани. На урочище Яшкуль (переводится с тюркского как «Молодое озеро») зимовали кочевые племена. В 1870-е годы появилась первая постройка — деревянный хурул. Датой основания поселения считается 1883 год. Первое постоянное население — буддисты, оставившие кочевой образ жизни. В годы Великой Отечественной войны поселок был оккупирован немцами. После освобождения Яшкуля, калмыков депортировали из поселка в Сибирь. Яшкуль переименовали в село Песчаное. Обратно название вернулось с возвращением калмыков в конце 50-х годов.

Яшкуль и окрестности славятся полупустынным климатом. Здесь экстремально жаркое лето, которое длится до 5 месяцев. В июле и августе температура воздуха может подниматься до отметки в +44 градуса. Это самое жаркое место в России.

Главная достопримечательность Яшкуля — заново отстроенный в 90-е годы хурул. Интерьер храма декорирован старинные буддийскими иконами на ткани, которые называются танка. В центре поселка располагается Ступа просветления, возведенная в 2007 году. На территории Яшкульского района находится Центр диких животных республики Калымкия — это один из трех питомников, в котором можно увидеть удивительных животных региона, сайгаков.


Источник: www.tourister.ru

МОСКВА, 2 окт – РИА Новости. В Центрального хуруле (храме) Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» со второго по шестое октября продут ежегодные тантрические ритуалы, цель которых — очиститься и преодолеть препятствия в духовной практике, рассказал РИА Новости старший администратор Центрального хурула Йонтен-гелонг (Сергей Киришов).Программа ежегодных тантрических ритуалов размещена на сайте хурла, в этом году они пройдут в онлайн-режиме с трансляцией в YouTube. Так, второго октября пройдет ритуал призвания благополучия и богатства «Янгдруб», 3 октября – «Джинсег» или огненная пуджа, 5 октября – «Торгьяк» – ритуал устранения препятствий и 6 октября – «Танграк Кангсо».»В центральном хуруле Калмыкии есть традиция проведения особенных ритуалов раз в год. Их проводят, прежде всего, чтобы не было препятствий для развития Дхармы (спасительное учение в буддизме – ред.), в буддийской практике и для общего благополучия», — сказал Киришов.Он отметил, что традиция проведения ежегодных ритуалов была рекомендована Калмыкам Далай-ламой XIV. «Раньше мы действительно испытывали о.


уб представляет собой ритуал призвания благополучия. Многие называют его ритуалом призвания богатства, но мы всегда отмечаем, что призвание богатства не означает только материальное богатство, это, можно сказать, совокупность всего, что нужно человеку для благополучия: в том числе удача, условия для жизни и духовной практики. Куда важнее иметь духовное богатство, нежели материальное», — подчеркнул Киришов.Для ритуала Джинсек или огненной пуджи готовят специальные подношения божеству огня, каждое из которых несёт определенный смысл: долголетие, здоровье, устранение препятствий, очищение, достижения сидхи, пояснил собеседник агентства.»Торкьяк — ритуал устранения препятствий, очищения всего негативного. Во время этого ритуала монахи бросают в костер специально приготовленные торма (подношение в виде продуктов – ред.) и вместе с ним в костре сжигается все негативное, что мы накопили»,- рассказал Йонтен-гелонг.А в последний день – 6 октября — проведут Танграк кангсо, «ритуал благодарности защитникам Учения». «Во время ритуала монахи читают тексты восхваления, умилостивления защитников, благодарят их за покровительство и просят и дальше продолжать помогать нам на пути к просветлению», — заключил собеседник агентства.

Источник: ria.ru

«Черные земли»


Калмыкия — край, который влюбляет в себя с первого взгляда. Только здесь можно наблюдать за сайгаками в их естественной среде обитания. В государственном заповеднике «Черные земли» на площади 94 га обитает калмыцкая популяция сайгака — парнокопытного млекопитающего из подсемейства антилоп. Это весьма интересные животные, древнейшие представители мамонтовой фауны с носом-хоботком, который заканчивается ноздрями в форме сердца.

«Черные земли» получили статус биосферного заповедника ЮНЕСКО в 1993 году. Черными эти земли казались только из космоса, на контрасте с окрестностями, запорошенными снегом: в зимние месяцы на Прикаспийской местности снег не задерживался. На деле же территория скорее зелено-оранжевая, степная: полынь, верблюжья колючка, ковыли и тюльпаны покрывают рыжую глинистую почву, в которой обитают степные коты, лисы, грызуны, гадюки и прочие жильцы.

Заповедник считается орнитологической достопримечательностью: здесь летают и гнездятся лебедь-шипун, кудрявый пеликан, серая утка, а также степной орел, журавль-красавка, дрофа и другие охраняемые пустынно-степные виды.

Если туриста интересуют сайгаки с розовыми рогами — нужно ехать к «Черным землям» по трассе Элиста — Астрахань, перед поселком Яшкуль свернуть к Комсомольскому. Далее путников встретят инструкторы, которые доведут их до конца маршрута. К птичьим угодьям нужно двигаться по трассе из Элисты в Ставрополь, до поселка Дивное. От него — к поселку Яшалта на берегу озера Маныч-Гудило. Язык до Киева доведет и до журавля с лебедем тоже: спрашивайте дорогу у местных, чтобы не заблудиться.

Розовое озеро

В Черноземельском районе можно отыскать не только волооких сайгаков из мамонтовой эпохи, но и инопланетные пейзажи с розовыми озерами. Неподалеку от поселка Адык в Меклетинском заказнике можно набрести на розовое озеро, находку для инстаграм-блогера. Розовый цвет воде придает ее обитатель — микроскопический ракообразный Artemia salina. Однако легенда гораздо привлекательнее научного факта: местные говорят, что в озерах совершали омовения воины после сражений, обеззараживая свои раны, поэтому воды приобрели розовый оттенок.

Обитель Будды

Хурул (буддийский храм), возведенный на месте завода ЖБИ (железо-бетонных изделий) по благословению Далай-ламы XIV в 2004 году, — главная достопримечательность республики. Золотую обитель Будды Шакьямуни высотой 63 м возвели за девять месяцев, не забыв установить внутри величественную статую высотой 9 м, покрытую сусальным золотом. Храм, который можно найти в Элисте на перекрестке улиц Ленина и Илюмжинова, действующий. Здесь совершаются молебны, службы и ритуалы. Среди реликвий — волосы ламы Цонкапы и одежда Далай-ламы XIV.

Снаружи хурул окружен 17-ю пагодами со статуями буддийских учителей и молитвенными барабанами, около них можно загадывать желания, оставляя монетки. У основания храма верующих встречает Белый старец (Цаган Аав) — покровитель окрестностей и обитающих на них сайгаков.

Хурул семиуровневый: на первом этаже располагаются библиотека, музей и конференц-зал, на втором — молельный дуган со статуей Будды Шакьямуни, начиненной мантрами и драгоценностями благовониями, а на третьем — комнаты для индивидуального приема верующих. Четвертый уровень — резиденция главы калмыцких буддистов, пятый — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо; шестой отведен под хозяйственный помещения, седьмой — для медитаций (доступ разрешен только духовным лицам). В Калмыкии действует Объединение буддистов. Его президент Эрдни Омбадыков (Тэло Тулку Ринпоче) родился в Филадельфии в семье эмигрантов, стал учеником Далай-ламы, в 1991 году вернулся в Калмыкию и был избран верховным ламой.

Статуя Будды Майтреи

12-метровая 30-тонная достопримечательность на территории хурульного комплекса «Лагань Даргьелинг Хурул» открылась в 2019 году. Согласно верованиям буддистов, Будда Грядущего, спокойно озирая окрестности, приветствует время, которое обязательно прибудет в мир после Будды Шакьямуни, и дарует учение, избавляющее от страданий. Внутри статуи хранятся тексты с молитвами, горсти земли со святых мест, а также драгоценные пилюли, символизирующие тело, речь и ум Будды. В Лагани, к слову, растут лотосы, их цветением можно любоваться с середины июля до середины августа.

Фестиваль тюльпанов

В апреле—мае Приютненский район Калмыкии покрывается цветущими дикими тюльпанами. Праздник в честь этого природного события появился в 90-е годы, наполнился национальным колоритом и превратился в ежегодное фольклорно-этнографическое шоу.

Каждую весну в окрестностях села Приютное ставят калмыцкий хотон (копию поселения кочевников), устраивают традиционные игрища и фольклорные представления — выступают калмыцкие ансамбли, проводятся соревнования по борьбе и стрельбе из лука, всех желающих катают на лошадях и верблюдах.

Гостей кормят блюдами национальной калмыцкой кухни: супом из бараньих потрохов (дотур), отварной говядиной с луковым бульоном (махан) и соленым чаем (джомба), который мужественно дегустировал Александр Пушкин.

До Приютного можно добраться на автобусах из Элисты, Волгограда и Пятигорска.

Одинокий тополь

Тополь-гигант растет посреди бескрайней степи и производит поистине магическое впечатление. Он находится в Целинном районе республики, на южном склоне хребта Хамур в 5 км от поселка Хар-Булук. На суровой засушливой территории, где до сих пор плохо с водоснабжением, тополь высотой в 140 метров выглядит настоящим героем. Считается, что дерево посадил буддийский монах Пурдаш-багши Джунгруев, вернувшись из Тибета в 1846 году. Семена тополя он принес в дорожном посохе и закопал его на возвышенности возле поселения. По другой версии, все было еще волшебнее: монах просто воткнул в землю трость и провозгласил: «Здесь будет тополь», что и случилось. Так или иначе, дерево растет, а вокруг него — каскад из родников с целебной водой, которая, по мнению местных, изгоняет из организма паразитов, а также растворяет мочевые и желчные камни. Тополь в последние годы привлекает паломников: буддисты устроили здесь святилища с постаментами, около которых ежегодно устраивают обряды и праздники.

«Бумбин Орн»

Этнопоселение на территории парка культуры и отдыха «Дружба» в Элисте открылось в 2016 году. Это реконструкция традиционного калмыцкого обиталища в виде кибиток, в которых воссозданы интерьер и бытовые особенности народа Калмыкии. Здесь же расположена 11-метровая Ступа Просветления (проектировкой сооружения занимался архитектор Владимир Гиляндиков, приложивший руку к хурулу Будды). Ступа Просветления — символ победы над трудностями. Отметившись в святом месте, можно посетить сувенирные лавки и оценить мастерство народных умельцев, а также попробовать блюда национальной кухни.

Соревнования по конной стрельбе из лука

В сериале «Игра престолов» существовало племя дотракийцев — степных воинов, которые воевали, разъезжая верхом на лошадях. Местная федерация конной стрельбы из лука, возникшая в 2020 году, предлагает всем желающим увидеть искусство степных воинов вблизи. Калмыки — потомки ойротов, западных монголов, которые занимались разведением скота и вели кочевнический образ жизни, входили в состав империи Чингисхана. Они одни из немногих ныне живущих народов, которым стрельба из лука верхом на коне знакома исторически.

Соревнования проводятся с марта по октябрь по два раза в месяц в разных городах. В 2020-м турниры состоялись в Элисте в мае, за расписанием следующего года можно проследить здесь, зрелище того стоит. 

Источник: style.rbc.ru


Categories: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.