История создания

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.

Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части — ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.


129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного — одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты… И уже 7 ноября 1944 года после реставрации монумент был открыт вновь.


Сегодня он является отделом Новгородского государственного музея-заповедника. И напоминает нам о мудрости, мужестве и героизме тех, кто стоял у истоков создания Российского государства.

Источник: www.culture.ru

Значимую роль сыграл древний город Великий Новгород в длительной и насыщенной событиями отечественной истории, поэтому небезосновательно памятник, названный «Тысячелетие России», установили именно в этом городе. Сделали это в 62 году XIX столетия, ознаменовав тысячелетний период с тех пор, когда род Рюриковичей начал свое царствование на русской земле, а Русь предстала в качестве государственного образования.

Грандиозный монумент авторства М. Микешина и И. Шредера воздвигли неподалеку от Софийского собора. По замыслу создателей он символизирует колокол, который должен «благовестить потомкам о героическом прошлом России». По виду памятник и впрямь напоминает колокол, хотя некоторые считают его похожим и на шапку Мономаха.


Постамент величественного мемориала выполнен в форме купола. На нем возвышается шарообразная держава — символ царственных династий Рюриковичей и Романовых. Материалом для создания композиция послужил гранит, привезенный из Сердобольских каменоломен. В диаметре гранитный пьедестал занимает примерно 9 метров. В высоту памятник поднимается приблизительно на 16 метров. На монументе присутствует также множество деталей из бронзы, отлитых в Санкт-Петербурге.

На державе сделан витиеватый орнамент, в котором присутствуют кресты, олицетворяющие единую связь церковной и царской власти. Венчает шар ангел с крестом. Ниже находится коленопреклоненная фигура женщины — символ России. «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в …лета 1862» — такую надпись, выведенную славянской вязью, можно прочитать на монументе. Вокруг шара поставлены 17 фигур. Среди них исторические деятели, внесшие неоценимый вклад в образование и развитие России как государства. Эти люди — представители шести наиболее важных периодов в российской истории.

Начальный период — основание Русского государства. Его символизируют образы Рюрика и Перуна (основного божества язычников).

Следующая эпоха связана с Крещением Руси и ее христианизацией. Здесь показан Владимир-креститель, держащий восьмиконечный крест. Рядом разрушающий идола язычников славянин и мать, протягивающая князю ребенка.


Третий важный период истории — освобождение русских земель от татаро-монгольского ига. Основное место в группе фигур, символизирующих данное время, занимает князь Дмитрий Донской, низвергнувший воина неприятельской армии и взглядом следящий за отступлением татаро-монголов.

Четвертая веха развития российской истории — зарождение самодержавия — представлена фигурами царя Ивана III, рядом с которым проигравший борьбу татарин, отдающий ему символ власти, и повергнутые германский рыцарь и прибалтийский ратник. На заднем плане установлена статуя сибиряка, что напоминает о присоединении Сибири.

Пятый период знаменателен призванием на царство рода Романовых. Главные образы в данной скульптурной группе — первый царь рода Романовых — Михаил, князь Пожарский, готовый мечом отразить нападения всех врагов, и новгородский гражданин Минин, передающий избранному правителю шапку Владимира Мономаха.

Шестая значимая веха существования России — победа русских войск в войне со шведами (фигура сраженного шведского солдата с разорванным флагом) и основание Российской империи. Эти события произошли в правление Петра I. Поэтому император изображен здесь держащим скипетр. Взгляд его направлен на север, туда, где должен зародиться Петербург — новая российская столица. По левую сторону от самодержца фигура ангела, который означает претворение в жизнь грандиозных реформ и побед первого в России императора.


Огромный державный шар подпирает могучая статуя простого русского мужика. Но его не так просто увидеть за статуями правителей и полководцев, возвышающимися наверху площадки. И это очень символично — ведь за всеми победами и реформами стояли простые русские люди — воины и труженики, которые защищали великое Русское государство и не покладая рук работали ради его процветания.

Мемориальное сооружение имеет горельеф, где нашлось место многим выдающимся личностям разных эпох — политическим и научным деятелям, полководцам и писателям — всем тем, кто оставил яркий след в истории России. Всего выполнено 129 образов, собранных в четыре группы.

В период оккупации Великого Новгорода фашистами монументу был нанесен значительный вред. Нацисты вывезли решетку из бронзы, которой был огражден памятник, и стоявшие рядом фонари. С памятника исчезли небольшие фигуры и много некрупных деталей. Крест наверху державы был сломан. Советские войска освободили город зимой 1944 года (январь). В том же году провели реставрацию монумента. Первые работы по восстановлению закончили в ноябре. Позднее памятник пережил еще несколько реставраций. Во время одной из них были обнаружены остатки лестницы, которую, наверное, забыли мастера XIX столетия.

Источник: www.tourister.ru

Как выбирали персонажей для памятника


Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.


Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина.
гда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада­шева — своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного — неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.


Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике — ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе — и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности — ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и — с оговорками — сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин. Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

Верхний ярус. Православие


Памятник «Тысячелетие России»

Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

 

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху.

Посмотреть все фигуры:

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.

 

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью».

Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав. Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории…

Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей.

Их можно разделить на четыре группы.

Государственные люди

Памятник «Тысячелетие России»

1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей. 17. Александр I. 18. Граф Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I.

Посмотреть все фигуры:

 

Военные деятели и герои

Памятник «Тысячелетие России»

1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут.
6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский. 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня. 11. Марфа Борецкая. 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин.

Посмотреть все фигуры:

 

Просветители

Памятник «Тысячелетие России»

1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий, митрополит Московский. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила, митрополит Киевский. 15. Иона, митрополит Киевский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий, архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий, митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский, архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский. 26. Платон, митрополит Московский. 27. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический.

Посмотреть все фигуры:

Писатели и художники

Памятник «Тысячелетие России»

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.

Посмотреть все фигуры:

10 часто задаваемых вопросов о памятнике

1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября (21 сентября по новому стилю)? 

На эту дату (обращаем внимание, что в 1862 году разница между новым стилем и старым составляла 12 дней) приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

Памятник «Тысячелетие России»

2. Почему памятник установили в Новгороде? 

В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом — это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».

3. Почему автором памятника стал не скульптор, а художник? 

Памятник «Тысячелетие России»

Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это — удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

4. За что критиковали проект памятника? 

В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

5. Кто работал над памятником? 

Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа.

Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка — огромная. А сроки — меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса.

Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин — их вчерашний ученик в Академии художеств.

6. Насколько дорогим был памятник? 

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них — пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.

7. Как cложилась дальнейшая судьба авторов памятника? 

Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия. Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.

Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, — внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.

8. Что уберегло памятник от сноса после 1917 года? 

Как ни парадоксально — антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным». Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку». «Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета». Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план. Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, — и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.

9. Что было с памятником во время войны?  

Памятник «Тысячелетие России»

В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов — все это было уже вывезено. Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности — Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку — когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.

Источник: foma.ru

128 фигур памятника "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.

Где находится памятник тысячелетие россии

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь.
Авторы монумента — скульптор Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман
Высота: 15,7 метров, диаметр постамента — 9 метров, вес бронзового литья — 65,5 тонн.
Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Где находится памятник тысячелетие россии

Верхний уровень скульптур.

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Где находится памятник тысячелетие россии

Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара — державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:

Где находится памятник тысячелетие россии
призвание варягов на Русь (862 год)
Крещение Руси (988-989 год)
Куликовскую битву (1380 год)
Образование единой Руси (конец XIV века)
Начало династии Романовых (1613 год)
создание Российской империи (1721 год)

Где находится памятник тысячелетие россии

Нижняя часть монумента.
В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры.
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Где находится памятник тысячелетие россии

Памятник «Тысячелетие России». 1862 год

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Где находится памятник тысячелетие россии

Просветители. Памятник «Тысячелетие России»

Просветители.
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Где находится памятник тысячелетие россии

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

Государственные люди
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.

Где находится памятник тысячелетие россии

Военные деятели и герои. Памятник «Тысячелетие России»

Военные деятели и герои
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Где находится памятник тысячелетие россии

Писатели и художники. Памятник «Тысячелетие России»

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.
Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Интересные факты.
В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время). Ее получил Михаил Микешин.

Где находится памятник тысячелетие россии

А. Рокачевский. Портрет молодого М.О.Микешина. 1855 г.

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника «Тысячелетию России», когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник—баталист. Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I.  Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:
Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
Александру II в Ростове-на-Дону
Екатерине II в Санкт-Петербурге

Где находится памятник тысячелетие россии

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.
Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).

3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя  Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.
В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент  можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

 

Источник:Wanderings.Online

Источник: kstolica.ru


Categories: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.