Суздаль — город, входящий в Золотое кольцо России. Находится на реке Каменке, в 26 км к северу от Владимира. Общая площадь 15 кв. км. Численность населения — 10 тысяч человек.

Вид на Суздаль с колокольни Ризоположенского монастыря

Краткая история

Впервые упоминается в 999 году в рукописях на пергаменте (в так называемых «скрытых текстах»). Впервые же в летописях о нем говорится в 1024 г. Тогда он входил в состав Киевского государства. В 12 веке стал центром Ростово-Суздальского княжества, а в 13 веке обособился в отдельное Суздальское княжество. Следующие несколько веков был столицей различных княжеств.

Нашествие монголо-татарской орды в 1237-1238 гг. не обошло и Суздаль. В 1257 году он был обложен данью.

К концу XV – началу XVI веков город становится крупным религиозным центром. Происходит «реформа» монастырей, когда старые деревянные постройки заменяются каменными.


В 1608 г. польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. После начались тяжелые десятилетия по восстановлению.

В 1681 году здесь было уже 515 дворов и 6145 жителей.

В 1796 году Суздаль стал уездным городом Владимирской губернии.

В начале 19 века начинается массовое строительство, и не только монастырей, но и обычных жилых зданий. В 1806-1811 гг. возводятся Торговые ряды (Гостиный двор), в 1820-х гг. — ломбард и таможня. После победы над Наполеоном в Ризоположенском монастыре строится колокольня, высотой 72 м.

После Революции 1917 года в Суздале разрушаются многие монастыри. Город приходит в упадок. Но в 1967 году правительство СССР решает возродить это историческое место и сделать его городом-музеем.

В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники города в список объектов Всемирного наследия.

В настоящее время Суздаль является популярным туристическим направлением, где сохранено и отреставрировано более 200 памятников старины.

Источник: byvali.ru

Характеристика города Суздаль

Создано: 07.09.2012 15:44

Муниципальное образование городское поселение город Суздаль расположено в северной части Владимирской области. Утверждение границы города Суздаля и установление на местности черты произведены в 1993 году в соответствии с решением малого Совета Владимирского областного Совета народных депутатов от 09 апреля 1992 г. № 80 «Об изменении городской черты г. Суздаля». Площадь города в утвержденных границах составляет 1500 га.


Город Суздаль имеет богатейшую историю, основные даты истории города:

• 1024 год – первое упоминание Суздаля в Летописи;
• начало XII века – Суздаль — Центр Ростово-Суздальского княжества;
• в XII и первой трети XIII веков Суздаль переживает период наивысшего расцвета своей истории. В период феодальной раздробленности он становится столицей княжества, первым самостоятельным князем которого стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий;
• в 1238 году Суздаль, как и вся Русская земля, подвергся татаро – монгольскому разорению, которого избежал лишь Ризоположенский монастырь;
• в начале XIV века роль Суздаля вновь становится более заметной – на этот раз в связи с возвышением Москвы и падением значения Владимира. В противовес Московскому княжеству возникло Суздальско – Нижегородское, при этом роль центра в этом союзе принадлежала поочерёдно то Суздалю, то Нижнему Новгороду. Союз двух княжеств был закреплён браком Дмитрия Донского с суздальской княжной. В 1380 году суздальское войско участвовало в Куликовской битве;
• в XVI веке сложилась историческая планировка города, состоявшая из кремля, посада и монастырей, окружённых поселениями монастырских слуг, или слободами;
• в XVI веке на посаде значилось 11 деревянных церквей, 414 дворов.


восточной части посада располагалось 290 лавок, торговавших различными товарами;
• начало и вся первая половина XVII века для Суздаля прошла в тяжких испытаниях. Самыми страшными были набеги польско – литовских отрядов;
В Смутное время число жителей сокращается почти в 10 раз, суздальцы приняли самое активное участие в борьбе за освобождение Московского государства от польско – литовских захватчиков, когда в 1612 г. отряд горожан выступил на помощь народному ополчению под командованием суздальца Д. М. Пожарского. В 1642 году великий воевода был похоронен в усыпальнице под Спасо – Преображенским собором Спасо – Евфимиева монастыря;
• в 1634г. крымские татары разоряют город. Через 10 лет пожар выжигает половину города, а ещё через 10 лет чума губит почти половину населения. Однако с середины XVII века вновь начинается экономический расцвет города, стоящего на торговых путях. Не случайно за следующие 100 лет небедными горожанами были построены почти все 30 существующих и 14 снесённых в XX веке посадских храмов;
• в XVIII веке Суздаль переживает необыкновенный размах строительства на посаде: возводятся новые кирпичные храмы, деревянные замещаются кирпичными — это объясняется тем, что храмовое место выбиралось очень тщательно, и, как, правило, застраивалось вновь, если по каким-то причинам разрушалась прежняя постройка;
• в XVIII веке Суздаль получает герб – сокола в короне, назначается уездным центром и в нём по плану регулярной застройки прокладывается центральная улица (ныне Ленина), сохранившая на выездах заставы 200 – летней давности.

Спасо – Евфимиевом монастыре по указу Екатерины Второй размещается государственная тюрьма;
• XIX век стал для Суздаля не самым удачным временем. Город оказался в стороне от прежних торговых путей – транзитная торговля уже не приносила доходов, как прежде; замерли некоторые производства, в частности, кожевенное. Суздаль остался как бы на обочине цивилизации, продолжая быть в то же время центром плодородного Ополья, оплотом религиозной традиции и городом мастеров, которые продолжали трудиться как внутри, так и за пределами города. К числу осуществлённых идей регулярного плана относится организация нового центра с торговой площадью и гостиным каменным двором, строительство которого началось в 1806 году, а также новое направление центральной улицы города, соединивший его посад и некоторые монастырские слободы, оставив в стороне древний суздальский кремль;
• в XX веке в истории города вновь периоды взлёта и падений: 1913год — визит Николая II, 1923 год – открыт музей (с 1958 г. – Владимиро –Суздальский музей- заповедник), 1920 -1950гг.- борьба с религией и сносы храмов. Начало исследовательских и восстановительных работ относится к 40–м годам XX века. В 1945 году была организована Владимирская реставрационная мастерская, куда входил и Суздальский реставрационный участок.

ачительный вклад в эту работу внесли Александр Васильевич Столетов и Алексей Дмитриевич Варганов. Понятно, что это было тяжёлое время для нашей страны – надо было восстанавливать разрушенное в годы Великой Отечественной войны хозяйство. С 1967 года – по решению правительства началась работа по превращению Суздаля в туристический и музейный центр, создаётся туристская инфраструктура, первым крупным предприятием которой стал Главный туристический центр, построенный в середине 70-х годов;
• 20 августа 1974 года Суздаль был награждён орденом «Знак Почёта» за большой вклад в пропаганду культурного наследия, сохранение и реставрацию памятников древнерусского искусства и зодчества и в связи с 950-летием;
• в 1983 году Суздаль получил престижную награду от ФИЖЕТ — международной федерации журналистов, пишущих о туризме — «Золотое яблоко»;
• в 1992 году решением 16 сессии Комитета Всемирного наследия при ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия включены 4 памятника: Рожественский собор в Кремле XIII века, Архиерейские палаты в Кремле XVI века, комплекс памятников Спасо – Евфимиева монастыря XVI века, комплекс памятников Покровского монастыря XVI века;
По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздаль не знает себе равных. Здесь собрано большое количество памятников культовой и гражданской архитектуры XIII – XIX вв. Оставшись в границах XVIII в., Суздаль смог сохранить древнюю топографию, непередаваемый колорит старинного русского города, удивительную гармонию древнерусской архитектуры и окружающей среды.
На площади 9 квадратных километров исторической части города находится 305 памятников архитектуры истории и культуры, среди которых 5 монастырских ансамблей, 30 церквей, 14 колоколен, десятки великолепных образцов гражданской застройки.

них 79 – это памятники федерального значения, 167 – регионального значения, 63 – выявленные объекты, 4 ансамбля памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Основные достопримечательности города:

Архитектурный ансамбль Суздальского Кремля, в том числе три церкви у крепостных валов Кремля:
— Успенская (XVII век)
— Никольская (1720—1739)
— Рождества Христова (1775)
Архитектурные ансамбли:
— Спасо-Евфимиева монастыря
— Покровского монастыря
— Александровского монастыря
— Ризоположенского монастыря
— Васильевского монастыря
Архитектурный ансамбль Торговой площади:
— Торговые ряды (1806—1811)
— Церковь Воскресения (1732)
— Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739)
— Цареконстантиновская церковь (1707)
— Церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (1750—1787)
— Церковь Входа Господ.


а Иоанна Предтечи (1739 г.)
— Тихвинской иконы Божьей Матери (XVII в.)
— Святого Николая (1712)
— Петра и Павла (1699)
— Смоленской иконы Божьей Матери (1707)
— Симеона Столпника (1749)
— Крестовоздвиженская церковь (1696 г.)
— Косьмы и Дамиана на ул. Коровники (XVIII в.)
— Флора и Лавра (1803)
— Михаила Архангела (XVIII в.)
— Александра Невского (начало XX века)
Архитектурный ансамбль Музея деревянного зодчества:
— Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района (1756)
— Воскресенская церковь из села Патакина Камешковского района (1776)
— Изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района (XIX в.)
— Изба из д. Каменево Камешковского района
— Двухэтажный дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района
— Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района (вторая половина XIX в.)
— Ветряные шатровые мельницы из с.

шок Судогодского района.(XVIII в.)
— Амбар-лабаз из села Мошок (XIX в.)
— Колесный колодец из села Кольцова Селивановского района. (XIX в.)
— Баня из с. Ново-Александрово Суздальского района (XIX в.)
— Два овина (XIX в.)
Огромное значение для города имеет Суздальский историко-художественный музей, который с 1958 г. является филиалом Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В настоящее время на территории города расположены четыре крупных гостинично-туристических комплекса: «Николаевский Посад» с номерным фондом 180 номеров, из которых есть номера эконом-класса и 4 многоместных номера для паломников; «Пушкарская слобода» с номерным фондом 291 номеров; «Горячие ключи» с номерным фондом 185 номеров, «Турцентр» — с номерным фондом 705 номеров.
Все комплексы имеют развитую сеть гостиниц, сеть точек общественного питания, бизнес-центров, конференц-залов, кино-концертных залов и других развлекательных услуг, предоставляемых гостям и жителям города, это – услуги СПА-салонов, соляриев, спортивных залов, бассейнов, бань, ледовых площадок.
На территории города работают 50 гостевых домов с общим количеством номерного фонда 700 номеров, турбаза муниципального учреждения «Центр развития физкультуры, спорта и туризма», 13 ресторанов с количеством посадочных мест 1429, 10 кафе на 305 мест, 11 баров.
В городе развернута широкая розничная торговая сеть. Общее количество магазинов – 106. Мелкорозничная торговая сеть представлена 73 частными предпринимателями, осуществляющими уличную торговлю сувенирной продукцией.
На основании всероссийской переписи населения 2010 года население города составило 10 535 чел.


Источник: www.gorodsuzdal.ru

История Суздаля насчитывает около 1000 лет. Как и большинство городов русских, город Суздаль образовался из торгово-ремесленного и земледельческого поселения. Первое упоминание о Суздале как о городе относится к 1024 году и связано с волной крестьянских восстаний. К этой же эпохе относится и начало проникновения христианской религии, что стало важным обстоятельством в последующем формировании в Суздале духовного центра России.

Существует несколько версий происхождения названия «суздаль», по одной из которых слово произошло от глагола «съзьдати», имевшего значение «слепить из глины».

В начале 11 века город Суздаль входил в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.

vladimir-monomah.jpg


Строительство Суздаля, как и любого другого города, началось с возведения Кремля – крепости, имеющего своей целью защищать город от внешних врагов. Место было выбрано удачным – с 3 сторон город защищали естественные преграды (крутой берег реки Каменка и холмы), а для усиления защиты были возведены земляные валы, которые мы можем лицезреть до сих пор.

На этой же территории по приказу Владимира Мономаха был построен и Успенский собор. Вблизи Кремля также в честь Дмитрия Солунского был возведен первый суздальский монастырь.

Еще при жизни Владимир Мономах передал суздальскую землю своему сыну Юрию Долгорукому, который также как и отец, немало сделал для развития города. Во время правления Юрия Долгорукого строятся храмы и монастыри, город укрепляется, растет политическое влияние.

После смерти Юрия Долгорукого владение переходит в руки его сына – Андрея Боголюбского. В это время влияние Суздаля как центра княжества ослабевает, и Суздаль входит во Владимиро-Суздальское княжества, столицей которого становится город Владимир. После трагического убийства Андрея за непокорность власти бояр, правителем Суздаля становится Всеволод III, при котором Суздаль продолжал расти и развиваться. Однако после его смерти княжество делится между его сыновьями. Главой Суздальского княжества становится Юрий Всеволодович. В период его правления Успенский собор, возведенный Владимиром Мономахом, перестраивается и становится Рождественским собором.

Татаро-монгольское нашествие не обошло Суздаль стороной – в 1238 году монголо-татары напали на город, подожгли и разграбили его, большую часть жителей увели в плен. В битве пал князь Юрий Всеволодович. Небольшая часть жителей нашла спасение в уцелевшем Ризоположенском монастыре.

tataro-mongoly.jpg

История города Cуздаля в период после монголо-татарского нашествия характеризуется междоусобной борьбой тверского, суздальского и московского князей за власть. В это время в Суздале строятся Спасо-Евфимиев монастырь и Покровский монастырь, которые являлись крепостями, защищавшими город. Позднее эти монастыри стали пристанищем опальных женщин знатного происхождения.

Большую роль в удержании влияния Суздаля сыграл князь Константин Васильевич, который перенес столицу в Нижний Новгород. В начале 14 века Суздаль переживает подъем и становится центром Суздальско-Нижегородского княжества. В это время здесь активно развивается ремесленничество. В Суздале даже чеканили свои монеты.

Однако в междоусобице победил князь московский. Суздаль стал частью Московского княжества, а столица была перенесена в Москву. С этого времени в истории начинается период упадка.

Суздаль стал рядовым городом Московского княжества, а удаленность от торговых путей помешала городу развиваться наравне с более удачливыми по географическому положению городами.

diplomatines-keliones-ldk-laikais-buvo-pavojingos-pasiuntiniai-neretai-zudavo-50dc6aad28423.jpg

В период смутного времени Суздаль дважды подвергался нападению польско-литовского войска, в 1634 году был разграблен крымскими татарами, а в 1654-1655 гг. переживает большой пожар и эпидемию чумы, в результате которых было уничтожено множество построек и погибли жители.

После пережитых несчастий Суздаль начинает отстраиваться: возводятся монастыри, реконструируется Кремль.

По велению Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на 9 провинций, а Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.

Во времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. В это время благодаря тому, что через Суздаль проходит торговый путь, соединяющий север страны с югом, в городе активно развивается торговля – раз в год сюда приезжают на ярмарку большое число купцов из окружающих городов.

ekaterina-2.jpg

Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается за развития окружающий городов. В Суздале остаются лишь небольшие ремесленные лавки, получающие небольшие заказы от близлежащих поселений.

В 1922 году в Суздале основывается Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году становится частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В 1967 году Советом Министров СССР принято решение о строительстве в Суздале туристического центра.

В 1992 году наиболее значимые достопримечательности Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, церковь Бориса и Глеба в Кидекше – занесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Сегодня город Суздаль — это развитый туристический центр, куда приезжают отдохнуть и полюбоваться памятниками древнерусской архитектуры туристы со всего мира. У туристов богатый выбор — более 20 отелей и гостиниц Суздаля предлагают гостям города не только удобный ночлег и вкусный обед, но и обслуживание европейского уровня. При этом число отелей с каждый годом растет, как и число тех, кто приезжает в Суздаль, чтобы окунуться в негу истории России. Порекомендовать вам можем наш гостевой «Дом за Вишнями», где вы можете свободно разместиться большой компанией.

Источник: www.suzdalinn.ru

Из истории Суздаля

Суздаль – единственный в России город-музей.

Суздаль как город возник на основе древнейшего торгово-ремесленного поселения в период распада родовых отношений при формировании феодального общества. Известный археолог почетный гражданин Суздаля доктор исторических наук М.В.Седова на основе проведенных археологических раскопок заключила, что городу примерно 1300 лет. До революции датой основания Суздаля считали время принятия христианства в 990 году. В 992 году в Суздаль прибыл первый епископ грек Федор. Его мощи ныне покоятся в Свято-Казанском храме на Торговой площади в центре города. В 1024 года из-за неурожаев началось крупное восстание волхвов, которое подавил сам Ярослав Мудрый. Эта страница истории Суздаля показывает процесс внедрения христианства в общество, мощную поддержку церкви в лице княжеской власти и противостояние представителей ранних форм религиозных верований язычества. В вышедшей в 2008 году книге «Язычество древнерусской провинции. Малый город» П.Н.Травкин пишет: «Волхвы раннего средневековья, как бы это ни казалось парадоксальным, обладали не только качествами лидеров, но и интеллектуальными качествами выгодно отличались от носителей христианской книжной культуры. Во-первых, они постоянно демонстрировали глубокие практические знания… Во-вторых, сама письменная культура началась… не с началом христианизации». В быту широкое распространение получили популярные в народе книги гадальные, звездочетье, невзирая на церковные запреты. Волхвы были на каждой улице, поэтому влияние их, как на народ, так и на элиту было велико. В Плесе, который входил в Ростово-Суздальское княжество, найден портрет волхва: долгополая одежда, шляпа или колпак с полями. Характерной особенностью волхва «кудес» — бубен. Отсюда и название – кудесники.

В 2009 году Суздаль торжественно отметил 985 лет с первого летописного упоминания. Подготовка к восстанию 1024 года, по-видимому, привела к ограждению старого поселка валами, после чего название «Суздаль» связывают уже с крепостью «городом». В конце ХI века Суздаль становится вотчиной Владимира Мономаха и превращается в княжескую крепость. В этот период сооружается первое соборное здание в честь христианской религии.

В конце ХII – начале ХIII в.в. Суздаль – крупный политический центр, столица княжества. В этот период сооружается Кремль, укрепленный посад, ряд монастырей, загородная резиденция Юрия Долгорукого в селе Кидекша на месте слияния двух рек Каменки и Нерли. Средневековый мегаполис притягивал большое число мастеров. Сильные посадские люди могли грозить даже князю, что покинут город. Так уже было в Киеве. «Живописная Россия» приводит следующие сведения: «Въ КiевЬ…совсем уже исчезал посадскiй людъ. Теперь не было уже тЬхъ сильных посадскихъ людей, которые лЬтъ полтораста назадъ грозили князьямъ, что отъ ихъ усобицъ они, граждане, уйдутъ…». В феврале 1238 году город захватывают войска Батыя. Сам полководец руководит штурмом Суздаля с Яруновой горы. После поражения постепенно город восстанавливается, вокруг него вырастают новые монастыри. В условиях начавшегося объединения русских земель вокруг Москвы, которая некогда была лишь крепостью Суздальского княжества, защищавшая Владимир от Смоленских и Новгородских областей, Суздаль проигрывает. В многотомном дореволюционном издании «Живописная Россия» период правления сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского описывается так: «небольшой Суздальский городок Москва», но уже спустя два века Москва преображается и меняет свой статус. В ХIV в. с целью сохранения независимости создается объединенное Суздальско-Нижегородское княжество. На северной и северо-западной окраинах Суздаля сооружаются Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри, как форпосты в борьбе с Москвой. В 1392 г. Суздальско-Нижегородское княжество пало. С этого времени Суздаль сходит с политической арены, сохранив за собой роль крупного религиозного центра.

Строительство новых церквей в Кремле, остроге, монастырях и пригородных слободах продолжалось с ХIII-ХVI в.в. Это были века расцвета суздальских плотников, создавших разнообразные церковные и гражданские деревянные здания, высокие, увенчанные шатрами, и низкие, в одну – две клети, церковки. Храмы, строящиеся в разных концах города и его окрестностях уже к концу ХVI века предопределили характер основного архитектурного ансамбля Суздаля, который был завершен в последующие века. В ХVII в. завершилось формирование основных архитектурных ансамблей города, построен памятник гражданского зодчества – Архиерейские палаты.

В петровскую эпоху большинство деревянных церквей были заменены каменными. Пожар 1719 г. уничтожил все оставшиеся сооружения из дерева, в том числе городские укрепления, которые с тех пор не восстанавливались. Принятие правительством Екатерины II мер по реконструкции более чем 400 городов Российской империи коснулись и Суздаля. В 1789 г. был утвержден проект перепланировки, наметивший главные улицы, площади, сетку кварталов.

Была «пробита» главная – Большая улица (в настоящее время ул.Ленина) – тракт на город Владимир – и нынешняя Васильевская ул. – выход в сторону Коврова. На пересечении указанных улиц была организована главная площадь города.

В ХIХ веке строительство в городе сведено к минимуму. Из сооружений этого времени примечательны колокольня Ризположенского монастыря, здание Блохинской богадельни, дом Бессонова и некоторые другие. В этот период были построены двухэтажные каменные жилые дома на ул.Большой и ул.Кремлевской.

Эволюция планировочной структуры Суздаля

Город расположен среди Ополья и занимает небольшую котловину вдоль реки и окружен лугами, являющимися основой его планировочной и пространственной композиции. Перепад рельефа в пределах города 23 метра. Его планировочная структура органически выросла из совместного развития целого ряда отдельных поселений, ценность современного города – в его единстве и цельности архитектурного облика. Основой архитектурного единства является функциональная слаженность различных частей. Для правильного понимания структуры необходимо представить все предыдущие реконструкции (скрытые и явные), средства, которыми достигалось единство города в процессе перестройки.

Изучение исторического развития города показывает, что город подвергался нескольким реконструкциям: ХIII в., ХIV-ХV вв., ХVIII в. – проект комиссии Бецкого 1788 г., ХIХ в. – реализация проекта 1788 г.

ХII век. Город в пределах Кремля. Главная дорога из Владимира проходит между Дмитриевским и Борисоглебским монастырями по улице Щипачихи через реку Каменку и через ворота входила в город по Рождественской улице, к главному собору города, через Ильинские ворота, выходила из города и шла дальше к Ростову, Переславль-Залесскому, Ярославлю, Юрьев-Польскому (параллельная зимняя дорога проходила по современной ул.Ленина и называлась Пинаихой).

Композиция поселения центрическая, намечаются оси Владимир-Ростов, Дмитриевский монастырь, Кремль-торг.

ХIII век. За Ильинскими воротами растет острог (окольный город), площадью 35 га. Появляются более низкие валы 3-4 м, центр состоит из двух частей – Кремля и острога – соединенных продольной осью.

Успенский собор перестраивается и становится трехглавым. Кроме тесного полукольца монастырей, против ворот Кремля, появляются новые монастыри, стоящие широким полукольцом против ворот острога и, помимо главного собора, появляются церкви на торгу. Город и его построение перестают быть односложными. Силуэт города складывается из двух ступеней: высокая стена Кремля и рядом низкая стена острога; центральная большая глава собора и рядом две малые главы; главный куб соборного здания и рядом с ним три малых притвора, центральный монастырь и более удаленные (перспективно уменьшенные) новые монастыри за стенами.

ХIV-ХV века. Центр города становится более сложным. Возникает несколько новых центров – монастырей, почти не зависящих от Кремля и острога. Город еще более усложняется. Пропадает статичность; застройка располагается по дорогам. Во главе города – Кремль, за ним вдоль дороги тянулся разросшийся посад и рядом несколько монастырей со своими посадами-слободами. Стройность ансамбля сохраняется, но появляется уже движение вдоль дороги, равновесие становится подвижным и динамичным. Над древней застройкой города поднимаются трехглавые каменные соборы Ризположенского и Покровского монастырей, пятиглавые соборы Кремля и Спасо-Евфимиевского монастыря.

Во всем городе начинает преобладать линейная система, соединяющая три центра: Кремль – торг – Спасский монастырь. Главной улицей и композиционной осью становится Большая улица – дорога Владимир – Ростов.

Продольная ось дополняется поперечной – Москва – Нижний Новгород. Окончательно складывается ансамбль у въезда в Суздаль со стороны Московской дороги со стороны Стромынки.

На низком луговом берегу со стороны въезда расположен Покровский монастырь, по другую сторону – Андреевский монастырь (на этом месте теперь стоит Тихвинская церковь). Против Покровского монастыря на левом берегу (на 10 м выше Покровского) — Александровский монастырь, связанный с берегом глубоким оврагом.

Выше по течению реки между Покровским и Александровским монастырями виден самый большой в Суздале Спасо-Евфимиевский монастырь, поставленный на повороте реки у оврага, на высокой слегка наклоненной площадке над обрывом берега.

В направлении города были видны еще два монастыря – Ризположенский и Троицкий, стоящие на самой высокой точке города у ворот острога. Дорога шла через Покровский брод (в этом месте существует ныне мост) и по улице Варварская подходила к Святым воротам Ризположенского монастыря, к воротам острога.

Прием расположения монастырей на берегу реки при впадении в нее ручья или оврага (с учетом видимости реки) позволили максимально использовать рельеф и реку для создания цельного ансамбля.

ХVI – ХVII века. Торговая площадь вытягивается по продольной оси от Кремля к перекрестку дорог. На торгу, кроме дорог Владимир – Ростов, Москва – Нижний Новгород скрещивались Шуйская дорога и направление Владимирской дороги, проходивший через Пинаиху. Образуется общегородской центр на Торговой площади. Уличная сеть получает ориентацию на Торг, а в слободах остается ориентация на «хозяина слободы» (архиерейский дом, монастырь, церковь).

Новый центр – торг и новая ориентация улиц на Торговую площадь сделали необходимым реконструкцию. Над городом с пятиглавым собором появляется каменный шатер, заметно превышавший шатровые церкви ХVI в. в Спасском и Покровском монастырях. Колокольня Кремля вместе с собором образовали ведущее звено в цепи шатровых церквей, тянувшейся вдоль главной оси города от Дмитриевского до Спасо-Евфимиевского монастыря.

Ось плана дополнялась «хребтом» силуэта. Сознательно повышались здания, выделяющие главную магистраль города. В каждом районе Суздаля – приходе стояли две церкви: зимняя – теплая и летняя – холодная. Множество маленьких деревянных пар посадских церквей, стоящих у впадения мелких улиц в Большую улицу, продолжали систему построения, сложившуюся на водных путях и ставшей обычаем.

Последние татарские набеги беспокоили город до 1635 г.

В конце ХVII века в Кремле появляется огромное здание заново перестроенных Архиерейских палат с большими светлыми окнами и бесстолпной палатой. Здание связано с колокольней и с собором в одну систему митрополичьего двора. В тоже время низкие деревянные церкви в заречных слободах вокруг Кремля заменяются высокими, а в монастырских слободах и на посаде многие заменяются каменными. Начинают чувствоваться стремление к упорядоченности, выравниванию, обновлению и даже «регулярности».

Церкви приобретают характер светских построек, а крепостные сооружения теряют былую строгость.

Весь план был в целом нерегулярный, но в отдельных частях приближался к регулярности. Например, в Николаевской слободе Покровского монастыря размеры дворов были типовыми.

ХVIII век. Окончательное перемещение центра на Торговую площадь и подчинение ему старых центров в Кремле и монастырях. Прямоугольная система планировки применяется в тех местах, где более спокойный рельеф, где на план не влияла система оборонительных укреплений и улиц, отходящих под острыми углами от ворот крепости. План города становится регулярным в основе, но в отдельных частях более запутанным по мере роста различий между горожанами.

Кремль, острог, монастыри продолжали влиять на уличную сеть. Из шести лучей, пересекающихся на торгу, три почти перпендикулярных луча выпрямляются и кладут в основу прямоугольной системы с центром на торговой площади. Этот век принес в Суздаль резкие изменения, отражающих всеобщее обновление русских городов. Еще более усложнился силуэт города. Над городом с населением 5000 человек поднималось 80 глав и 27 колоколен. В городе было 3 лавки, 6 заводов и кузница.

Исчезла сама основа старого силуэта – крепость и острог. Стены и башни Кремля сгорели в 1719 году. Город становится открытым, свободным. Монастырские ограды заменяются низкими кирпичными стенами. На окраинах строятся купеческие дома. Дворяне выселяются из Кремля в заречную слободу, где возникает дворянская улица.

В силуэте города появляются новые каменные церкви и шатровые колокольни, построенные на месте сгоревших и обветшавших деревянных. Новый центр на Торговой площади постепенно начинает получать высотное выражение. Надстраивается колокольня Воскресенской церкви на торгу с фигурной кровлей и шпилем, напоминающим Петропавловскую крепость, резко контрастирующими с шатровыми верхами колоколен и церковными главами.

Каменное строительство охватывает весь город. За 65 лет построено 25 каменных посадских церквей, 4 жилых каменных дома. В Суздале работают три кирпичных завода, шелковая фабрика.

Различные типы структуры застройки оставили след на плане Суздаля. Даже самая древняя кольцевая застройка, сложившаяся внутри крепости, сохранилась во всех суздальских монастырях. Мало изменилась и застройка бывших монастырских слобод, которая почти в готовом виде влилась в проектный план 1788 года, дворы вдоль дорог, кожевенная слободка, протянувшаяся вдоль берега Каменки. Собственно кварталы только наметились по соседству с Торговой площадью и главными магистралями. Но застройка в этих кварталах успела заполнить только фронт магистрали. В системе улиц, связанной с сухопутными дорогами, крупные общественные здания (церковь, монастырь, кабак, магистрат) занимали совершенно определенные места, образуя как бы систему ворот при въезде в городское предместье, а затем в посад или острог и, наконец, в центр города, на торг, к Кремлю, к магистрату. Каждый такой перекресток образовывал площадь, причем дорога иногда проходила между двумя парными церквями, например, Цареконстантиновская и Скорбященская. Превращение феодального центра в торговый город получило градостроительное выражение в проекте планировки 1788 года подготовленной комиссией Бецкого по принципу регулярности. Весь город сливался в единый массив вокруг Торговой площади, а Кремль превращался в административное дополнение к общегородскому центру на торгу.

ХIХ век. Из работ по проекту комиссии Бецкого к середине века было осуществлено только то, что отвечало интересам купечества: расширены и спрямлены дороги, подводящие к торгу, реконструированы торговые площади. Что касается перестройки отдельных улиц, жилых переулков и окраины города, то здесь регулярность осталась на бумаге.

Традиция повышения зданий вдоль главной магистрали дожила до ХIХ века, когда три главных луча, выходящих к торговым рядам, получили акценты в виде ярусных колоколен со шпилями. Это особенно заметно по надстройкам каменных зданий. Систематические надстройки отдельных «ведущих» ориентирующих зданий свидетельствуют о выделении главного и сохранении цельного и определении облика всего города. Такие надстройки не позволяли городу «расплываться» в горизонтальном направлении.

К середине века облик и силуэт города сильно изменились. Над лентой каменных домов Большой улицы поднялись ярусы высоких колоколен и купол Блохинской богодельни – последнего крупного здания Суздаля (1834 г.) В 1819 году была построена самая большая Преподобинская колокольня, такие как Лазаревская и Антипьевская, утонули среди громоздких купеческих домов и трактиров. Застройка улиц, где уже насчитывалось десяток одноэтажных и двухэтажных домов, заметно сгущалась по мере приближения к торговым рядам. Город повернулся лицевой частью к Большой улице, к торговым рядам и площадям.

Способы реконструкций, пережитых городом за 800-900 лет, поражают своей экономностью. Ни одно каменное здание не было разобрано ради реконструкции, ни одна улица не была утеряна. Реконструкция осуществлялась путем постепенного исправления и добавления, путем замены старого назначения новым внутри одних и тех же устойчивых форм Кремля, острога, Предместий и слобод.

Реставрационные работы по объектам культурного наследия города проводились в больших объемах с 1960 годов до начала 1990-х годов.

Суздаль по праву считается одной из богатейших сокровищниц национальной и мировой культуры. В списках объектов культурного и археологического наследия состоит 361 объект. В Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО включены и взяты под охрану в 1992 году Рождественский собор, 1222-1225,1528-1530 гг., Архиерейские палаты, ХV-ХVIII веков, ансамбли Спасо-Евфимиевского и Покровского монастырей.

В окрестностях города стоят еще два памятника мирового уровня Борисоглебская церковь и церковь Покрова Богородицы на Нерли. Владимиро-Суздальский музей-заповедник входит в состав особо ценных объектов культурного наследия России.

Владимиро-Суздальское Ополье – это своеобразный и довольно отчетливо сохранившийся историко-культурный ландшафт, вне которого не было бы шедевров – церковь Покрова на Нерли, Суздаля, Владимира, Боголюбова. Уникальные памятники «живы» своим ландшафтом. Поля Ополья «входят» непосредственно в исторический район. Ильинский луг простирается у Кремля и подножия берегового склона у Торговых рядов, у слободы «Кожевники».

При подъезде к Суздалю со стороны Владимира или Шуи, Кидекши ясно видно насколько прекрасен сам ландшафт Ополья, своего рода центром которого и является Суздаль.

в городе 314 памятников, 266 — поставлены на учет,

из них 4 — археологии, 253 — архитектуры и градостроительства, 9 — истории

по статусу: 99 — федеральных, 160 — местного значения

47 памятников переданы церкви (36 — Московская патриархия)

42 памятника используется Владимиро-Суздальским музеем заповедником

50% населения Суздаля занята в сфере туризма

106 магазинов площадью 7479 м2, общее число работающих в них — 500 человек

номерной фонд Суздаля вырастить в ближайшее время на 15%

в городе две реки Мжара и Каменка

общественное питание: общее количество посадочных мест 2629

В городе четыре крупных гостиничных комплекса, три гостиницы, более двадцати гостевых домов с общим количеством номерного фонда более 2000 мест.

 

Источник: www.sites.google.com

Суздаль

Город Суздаль – административный центр Суздальского района Владимирской области с населением 9 749 человек (2017 г.). Расположен на реке Каменка (приток Нерли), в 26 км к северу от Владимира. В 1974 г. город был награжден орденом «Знак Почета» за пропаганду культурного наследия, сохранение и реставрацию памятников древнерусского искусства и зодчества, развитие массового туризма и в связи с 950-летием. Суздаль – фактически город-музей, который входит в «Золотое кольцо России». Суздаль – исторический город, включенный в список исторических поселений (2010 г.) Министерства культуры РФ.

История

Суздаль – город с тысячелетней историей. Как показывают археологические исследования, он возник на основе древнейшего славянского поселения начала X в. Суздальская земля – это богатое плодородное ополье, и поэтому жители поселения занимались, в первую очередь, земледелием, а также ремеслом и торговлей.

В начале XI в. поселение «Суждаль» (так оно называлось в «Повести временных лет») входило в состав Киевского государства. Суздаль впервые упоминается в летописи в 1024 г. в связи с восстанием, поднятым терпящими в течение нескольких лет неурожаи смердами (угнетенными крестьянами) против «старой чади» (зажиточных старейшин города). Руководили недовольными смердами волхвы (жрецы-язычники, сопротивлявшиеся распространению христианства), прикрывая их борьбу религиозным знаменем. Для подавления восстания в Суздаль прибыл сам киевский князь Ярослав Мудрый.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. началась борьба между его сыновьями за владения, в результате которой богатые северо-восточные земли закрепляются за Владимиром Мономахом. Именно он на рубеже XI-XII веков предпринял строительство суздальской крепости (Кремля) для защиты города от набегов волжских болгар, а также большого Успенского собора.

В период правления сына Мономаха, Юрия Долгорукого, Суздаль становится столицей Ростово-Суздальского княжества. Неподалеку, в селе Кидекше, находилась и резиденция князя, с палатами и церковью Бориса и Глеба.

Самовластная политика Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого) выразилась, в частности, в переносе столицы из Суздаля во Владимир, строительстве там крепости с Золотыми воротами и главным княжеским храмом – Успенским собором. По примеру своего отца, князь Андрей основал загородную резиденцию, Боголюбов-город, на стратегически выгодном месте слияния рек Нерли и Клязьмы. Князь Андрей вел упорную борьбу со старым боярством Ростова и Суздаля, практикой вечевых сходов, добиваясь признания своей единоличной власти. Старая ростово-суздальская знать сопротивлялась политике Боголюбского, опираясь на недовольство бояр Кучковичей, организовавших заговор и убийство князя Андрея в 1174 г. Но и после смерти Андрея Боголюбского Суздаль не получил первенства и вошел в состав Владимирского княжества.

Встав на Владимиро-Суздальское княжение, младший брат А. Боголюбского, Всеволод III Большое Гнездо сосредоточил свое внимание не только на Владимире, но и на обустройстве Суздаля. При его участии обновляется ограда Суздальского кремля, расширяется выросший еще при Юрии Долгоруком торговый посад, строится Козьмодамианский (при впадении речки Гремячки в Каменку), Дмитриевский (на владимирской дороге) и Ризоположенский (на большой ярославской дороге, за посадом) монастыри. Однако, несмотря на территориальное расширение, в политическом отношении Суздаль остается второстепенным городом.

После смерти Всеволода III Большое Гнездо огромное Владимиро-Суздальское княжество было разделено между его многочисленными сыновьями. В 1217 г. Суздаль, а затем и Владимир, были отданы князю Юрию (Георгию) Всеволодовичу. Он полностью разбирает Успенский собор, возведенный еще при Владимире Мономахе и неоднократно достраиваемый. Новый собор получил название Богородице-Рождественского и покорял своей красотой и величием современников.

Вслед за Владимиром, в феврале 1238 г. Суздаль был разграблен и сожжен в ходе монгольского нашествия. Владимиро-суздальская дружина была разбита врагами на реке Сить. На поле брани пал и сам великий князь Георгий Всеволодович. В период монгольского владычества владимирский великокняжеский престол утратил свою силу. Суздаль же становится удельным княжеством и центром церковной жизни. Здесь строятся новые монастыри – Троицкий, Александровский и Васильевский.

В середине XIV в. в связи с возрастанием влияния Москвы суздальский князь Константин Васильевич превращает Суздаль в форпост на границе с Московским княжеством, а столицу из Суздаля переносит в Нижний Новгород. К этому времени относится основание двух крупнейших монастырей-крепостей Суздаля – Спасского (Спасо-Евфимиева) и Покровского.

Все первоначальные постройки монастырей XIII-XIV вв. были деревянными и не сохранились. Но они определили крайние точки города и места архитектурных ансамблей, созданных суздальскими зодчими XVI-XVII вв. Всего в Суздале было построено одиннадцать монастырей, до сегодняшнего дня сохранилось пять.

Несмотря на многие попытки суздальско-нижегородских князей сохранить самостоятельность, в конце XV – начале XVI вв. Суздаль попадает под власть Москвы. Крупнейшие монастыри города, где начинается каменное строительство, превращаются в места ссылок представителей старых княжеских и боярских родов и получают богатые вклады и пожертвования. Суздальский архиерей получает звание архиепископа. В середине XVI в. Суздаль часто навещает Иван IV Грозный, особенно Покровский монастырь и архиерейские палаты.

К концу XVI в. в основном складывается планировка Суздаля. Собственно городом назывался Кремль, к востоку от которого располагалась торговая часть – посад с торговой площадью и множеством кривых улочек, на которых жили посадские люди и ремесленники. За ним располагались слободы и стороны с множеством церквей, принадлежавшие, преимущественно, епископу и монастырям. В заливных поймах реки раскинулись обширные луга, которые являлись владениями суздальского архиепископа.

В начале XVII в. Суздаль, как и многие подмосковные города, был разграблен польско-литовскими войсками. В 1612 г. большой отряд суздальцев под командованием воеводы Измайлова принял участие в народном ополчении, которое возглавил князь Д.М. Пожарский, имевший земельные владения под Суздалем. В 1642 г. Д.М. Пожарский был погребен в родовой усыпальнице на территории Спасо-Евфимиева монастыря. В 2009 г. разрушенный за три с половиной века мавзолей Пожарского был восстановлен с максимальной точностью.

В XVII в. Суздаль испытал множество бедствий: неурожаи и крестьянские волнения; нападения крымских татар (1634 г.); страшный пожар (1644 г.), уничтоживший весь посад; эпидемия чумы (1654 г.), истребившая почти половину населения города. Но Суздаль оправился от несчастий и начал отстраиваться заново. Размах церковного строительства в конце XVII в. наблюдался, прежде всего, в обладавших экономической мощью монастырях, особенно в Спасо-Евфимиевом и Покровском. Правящий в то время Суздальской епархией митрополит Илларион за 26 лет сумел построить около 70 каменных зданий. В городе появляются выдающиеся зодчие этого периода – посадские люди И. Мамин, И. Грязнов и А. Шмаков.

В XVIII в. монастырское строительство сократилось, однако, приходские деревянные храмы заменялись каменными. Большинство памятников Суздаля этого периода были сосредоточены на торговом посаде и в слободах, строились на средства посадских торговых людей. Появились каменные купеческие дома.

В 1708 г. Суздаль был приписан к Московской губернии в качестве уездного города, а в 1709 г. при разделении Московской губернии на 9 провинций – стал центром Суздальской провинции. В 1714 г., в соответствии с Указом Петра I, в городе была учреждена первая школа цифири, в которую из Москвы был назначен учитель, а в 1723г. – духовная семинария, выпускником которой был известный химик Д.И. Виноградов, изобретатель русского фарфора, друг М.В. Ломоносова.

В середине XVIII в. был написан известный летописный труд Анании Федорова, ключаря Рождественского собора, «Историческое собрание о граде Суждале», увидевший свет в печатном виде лишь через столетие,  и дополнявшийся позднее сведениями других местных краеведов.

В 1778 г. Суздаль получил статус уездного города Владимирского наместничества (с 1796 г. – Владимирской губернии). В 1781 г., наряду с другими городскими гербами Владимирского наместничества, был утвержден герб Суздаля: на сине-красном поле изображен обернувшийся сокол натуральных цветов с золотыми глазами и лапами, с воздетыми вправо крыльями и увенчанный золотой княжеской короной. Сокол – символ княжеской власти на Руси, идущей от Рюриковичей, – изображался, в частности, на монетах Суздальско-Нижегородского княжества в XIV в. Суздальский герб, в отличие от гербов других городов Владимирской губернии, не получил на свой щит изображение льва (символа, принадлежащего гербу Владимира). Так закреплялся период истории, когда Суздаль был независим от Владимира, и отдавалась дань уважения древности Суздаля по сравнению с Владимиром. Исторический герб Суздаля с незначительными поправками был сохранен решением Совета народных депутатов города в 2003 г.

В 1788 г. был утвержден новый генеральный план Суздаля, который предусматривал строгие прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка оказалась достаточно устойчивой, и реконструкция только выпрямила и удлинила центральную улицу и расширила границы города. Теперь Суздаль включал не только старую центральную часть, но и предместья – монастыри с ремесленными слободами.

В XIX в. в Суздале продолжается каменное строительство в соответствии с регулярным планом. В 1806-1811 гг. строится Гостиный двор (по проекту губернского архитектора А. Вершинского), окруженный галереей на парных классических колоннах, с портальными воротами, завершенными шпилем с позолоченным соколом на острие. Это было первое в городе здание в стиле ампир, поставленное на главной площади, мощенной булыжником. В 1834 г. строятся Присутственные места, типовой казенный дом того времени (в настоящее время в нем располагается суздальский ЗАГС).

В строительство города большой вклад внесло разбогатевшее купечество. На средства купца В.М. Блохина сооружается здание Блохинской богадельни (сейчас в нем размещается Суздальское художественное училище). Купцы Жинкины, Жилины, Назаровы, Грязновы, Фирсовы и другие застраивают центральную улицу каменными домами в разных архитектурных стилях. Постепенно Суздаль приобретал облик, привычный сегодня.

Жители города занимались преимущественно огородничеством, садоводством и художественными ремеслами (чеканкой серебра, иконописью, резьбой по дереву, узорным ткачеством).

В XIX в. Суздаль развивался как торговый центр. В Гостином дворе было 180 «растворов» (торговых лавок), принадлежащих суздальским и иногородним купцам. На суздальскую ежегодную ярмарку (23 сентября) съезжались купцы со всей России. Однако, с открытием в 1862 г. Московско-Нижегородской железной дороги Суздаль перестал быть торговым перевалочным пунктом для товаров, шедших с юга к Архангельску и Петербургу, и торговля в городе начала затихать.

К началу XX в. в Суздале практически не было промышленного производства – лишь два кожевенных полукустарных завода и один колокололитейный.

Памятным событием для Суздаля стал приезд императорской семьи в 1913 г.: Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в петербургский Русский музей императора Александра III, предварительно сделав с них копии.  

После революции многие храмы и монастыри Суздаля были закрыты и приспособлены под различные городские нужды, 14 церквей снесено. Жители города даже поддерживали реквизицию церковного и монастырского имущества, вскрытие рак с мощами, сожжение икон, что было удивительно для одного из религиозных центров страны.

Суздаль как туристический центр

В 1923 г. открылся Суздальский музей, разместившийся в Архиерейских палатах. Его первый директор В.И. Романовский собрал более 3,5 тысяч экспонатов из закрытых суздальских монастырей. По его же просьбе, в 1930 г. в Суздаль прислали выпускника Ленинградских высших курсов искусствоведения А.Д. Варганова, который в 1930 г. сменил В.И. Романовского на посту директора музея. Несколько десятилетий, преодолевая административные и финансовые препятствия, Варганов продолжал комплектацию музейной коллекции, проводил археологические исследования в Суздале, руководил реставрационными работами для восстановления памятников города. По его инициативе, в 1958 г. был создан Владимиро-Суздальский государственный объединенный музей-заповедник. А.Д. Варганов – Почетный гражданин Суздаля с 1974 г., его именем названа одна из улиц города.

Суздаль стал привлекать все больше экскурсантов и туристов, в том числе иностранных. В 1965 г. город посетил знаменитый банкир Ротшильд, который заметил, что, если бы ему дали Суздаль в аренду на несколько лет, он бы удвоил свое состояние.

В 1967 г. в целях сохранения памятников истории и культуры и развития туризма было принято правительственное постановление о создании туристского центра в городе. Были выделены огромные средства на создание туристической инфраструктуры (гостиницы, рестораны, кафе и т.д.) вне старой части Суздаля, проведение работ по реставрации памятников и благоустройству города. В 1967 г. Спасо-Евфимиев монастырь был передан музею-заповеднику, по инициативе А.И. Аксеновой, директора музея, что спасло монастырь от запланированного ранее размещения в нем туристической базы ВЦСПС.

Основу экономической активности в Суздале сегодня составляют отрасли, ориентированные на приём и обслуживание туристов: гостиничный бизнес, общественное питание, производство сувенирной продукции и т.п. С 2003 г. в Суздале работает семейная мануфактура «Дымов Керамика», производящая различные сувенирные и бытовые изделия из чернолощеной керамики и фаянса. В компании бережно сохраняются суздальские гончарные традиции, проводятся мастер-классы для туристов.

В 2007 г. в Суздаль переехала из Владимира фабрика «Владимирские узоры», производящая деревянные художественные изделия, с использованием уникальной техники росписи по дереву. Также в городе работает «Суздальский медоваренный завод», производящий различные виды медовухи.

Удивительный колорит старинного провинциального городка с уникальной архитектурой, как живой декорацией, привлекает кинематографистов. В Суздале снималось большое количество художественных фильмов: «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Метель» (1964), «Андрей Рублев» (1966), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Юность Петра» (1980), «Чародеи» (1982), «Царь» (2008) и другие. На территории гостиничного комплекса «Пушкарская слобода» действует выставка «Суздаль в кино».

C 2002 г. в Суздальском Главном туристическом комплексе ежегодно проводится Открытый российский фестиваль анимационного кино, являющийся главным смотром российской мультипликации.

Суздаль справедливо называют городом-музеем. В нем сохранилось огромное количество памятников архитектуры и достопримечательностей: ансамбль Суздальского кремля с Архиерейскими палатами, собором Рождества Христова, Успенской и Никольской церквями; архитектурные ансамбли пяти монастырей (Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризоположенский, Александровский, Васильевский), в том числе музейные экспозиции на территории Спасо-Евфимиева монастыря; ансамбль торговой площади с Торговыми рядами и шестью церквями; комплекс Посада с пятью церквями; девять храмов Заречной стороны; памятники слободы Скучилихи – каменный посадский домик конца XVII в. и две церкви; Музей деревянного зодчества; белокаменный храм Бориса и Глеба в селе Кидекше и др.

В Суздале проводится множество ежегодных праздников и фестивалей, привлекающих огромное количество туристов: День Огурца (третья суббота июля), Яблочный спас с колокольными звонами (август), Масленица, гусиные бои (февраль), праздник ремесел на Троицу (май), Русальная неделя (июнь), праздник Лаптя (июль), дни медовухи, фестиваль русской бани и др.  

29 января 2015 г. Президент РФ В. Путин подписал Указ о праздновании 1000-летия Суздаля в 2024 г. Это создаст хорошие возможности для развития города-музея, притока инвестиций на сохранение культурно-исторического наследия, благоустройство города, совершенствование инфраструктуры и привлечение новых туристических потоков. Планируется в течение ближайших лет увеличить турпоток на 20%, чтобы принимать в Суздале по два миллиона человек в год.

Автор: В. Королькова

Источник: www.tourism33.ru


Categories: Положение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.