Выставка архитектурных достижений советской эпохи. Топ-10 павильонов, которые радуют глаз.

Город мечты в городе столичном. Фонтаны, аллеи, скульптуры. Выставку достижений народного хозяйства открывали к 20-летию советской власти.

За масштабный проект взялись лучшие архитекторы. Задача ставилась государственная — создать достойное обрамление достижениям молодой страны. Архитектурное обрамление труда колхозников менялось от проекта к проекту. В разные годы над фасадами трудились Александр Жуков, Евгений Вучетич, Александр Дейнека.

Спустя десятилетия здания уникального архитектурного комплекса признаны объектами культурного наследия, а ВДНХ — достопримечательностью всей страны. Узнаем историю павильонов вместе с Натальей Летниковой.


Павильон №1 «Центральный»

Главный павильон проектировался дважды. В 1939 году это было здание на месте площади и части цветочного партера фонтана «Каменный цветок».

Монументальное трехъярусное строение с золотой звездой, что встречает нынешних посетителей ВДНХ, построено в 1954 году.

Комплекс прирастал республиканскими павильонами, и стометровое творение Георгия Щуко и Евгения Столярова стало одной из визитных карточек выставки.


Павильон № 2 «Народное образование»


Изначально на месте белого здания со стройными колоннами находился летний цирк.

Архитектор Сергей Полупанов привнес в город столичный настроение города курортного — высокие окна, ажурная аркада и зимний сад. Первая экспозиция павильона была посвящена Северному Кавказу и Крыму.

Космическая эра принесла новые экспонаты — первые искусственные спутники, и новое название — «Наука». В конце 70-х павильон отдали под народное образование.


Павильон № 4 «Киргизия»

Затейливый орнамент с колосьями свое первое десятилетие привлекал внимание к выставке достижений Эстонской ССР.

Архитекторы Х. Арман, А. Вольберг и Н. Тарвас поместили на фасад майоликовый ковер и герб республики.

В середине 60-х экспозиции ВДНХ разделили по областям. Павильон № 4 рассказывал о биологии. В мир живой природы погружала выставка, которую общими силами составили полсотни научных учреждений страны. Сегодня в здании — выставочный центр Республики Кыргызстан.


Павильон № 6 «Абхазия»

Янтарь и лен, цветное стекло и мореный дуб, цветные витражи и кованые решетки. Отделка павильона Литовской ССР, построенного по проекту архитекторов А. Кумписа, Ю. Лукошайтиса и К. Шешельгиса, словно отдельная экспозиция — народных промыслов.

Выставку промышленных достижений прибалтийской республики в 1964 году сменили достижения химической промышленности, а спустя полвека в павильоне открылась экспозиция Абхазии.

Павильон № 8 «Юные натуралисты»


Молодые архитекторы — начинающим биологам. Коллективный проект шести аспирантов Московского архитектурного института в 1953 году стал одним из самых оригинальных на территории ВДНХ.

Все лучшее — детям. Популярный советский лозунг определил дальнейшую судьбу здания. Семь залов поступили в полное распоряжение юных техников, садоводов, животноводов.

Сейчас в этих стенах поселилась сказка — музей «Жили-были».


Павильон № 18 «Беларусь»

Золотая девушка со снопом колосьев — скульптура «Родина», венчающая бельведер здания, приглашает познакомиться с выставкой белорусских достижений.

Архитекторы Г. Захаров и З. Чернышёва придали своему творению монументальный вид, добавив два ряда колонн и внутренний дворик.

Классическую строгость замысла разбавляет майолика. Назначение павильона менялось лишь однажды, когда в этих стенах гостил раздел «Электротехника».


Павильон № 32–34 «Космос»

Самый технологичный павильон ВДНХ строили архитекторы И.Г. Таранов, В.С. Андреев и Н.А. Быкова для демонстрации достижений машиностроения. Машины становились сложнее, а задачи масштабнее.

На смену осушению болот и электрификации пришло освоение космоса. Тракторы и комбайны потеснились и пропустили вперед чудо техники — макеты кораблей «Союз», «Аполлон», «Восток».

В павильоне работает музей «Интеракториум «Марс-Тефо» и готовится к открытию центр «Космонавтика и авиация».


Павильон № 51 «Мясная промышленность»


Центральное здание животноводческого сектора, где главные экспонаты — парнокопытные.

Скульптура Н.А. Конгиссера «Боец с быком» возвышается на павильоне, а соплеменники мощного животного поддерживают колонны.

Архитекторы В.М. Лисицын и С.Г. Чернобай вплели в проект древнеперсидский и греческий стили. Экспозиция знакомила посетителей с новейшими разработками мясной промышленности и в теории, и на практике — в дегустационном зале на открытой террасе с видом на ВДНХ.


Павильон № 59 «Зерно»

Мини-высотка или башня Кремля. Пятидесятиметровое здание, увенчанное звездой, построил архитектор Дмитрий Чечулин.

Автор проектов гостиницы «Пекин», станций метро «Охотный Ряд», «Динамо» и высотки на Котельнической набережной и выставочный павильон выдержал в лучших столичных традициях.

До 60-х годов ХХ века экспозицию составляли регионы Центральной России, а в 1964 году в третьем по высоте здании разместилась выставка «Зерно».


Павильон № 67 «Карелия»

Фасад из мореного дуба не теряется на фоне сталинского ампира. Один из самых маленьких павильонов ВДНХ поменял название почти сразу после завершения работы архитекторов Ф.И. Рехмукова и А.Я. Резниченко: Карело-Финская ССР стала просто Карелией.


Золотые буквы на фоне богатой резьбы фронтона сохранились до сих пор. Экспозиции менялись от декоративно-прикладного искусства до советской печати и даже зимней резиденции Деда Мороза. Ведь и сам павильон словно терем — в лучших традициях крестьянских домов Русского Севера.

Источник: www.culture.ru

ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА СТРАНЫ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Об этой выставке нельзя говорить в отрыве от нашей истории. Она, как в зеркале, отразила все этапы развития бывшего СССР и новой современной России. Построенная в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) демонстрировала успехи первого в мире социалистического государства в развитии сельского хозяйства. Ее послевоенная экспозиция, открывшаяся лишь в 1954-м, формировалась, следуя тогдашним принципам управления экономикой, в основном по территориальному признаку: каждый павильон представлял достижения одной из союзных, автономных республик или областей. В 1959 году ВСХВ переименовывают в Выставку достижений народного хозяйства — ВДНХ. В связи с новыми экономическими задачами принцип построения экспозиции становится отраслевым.

Когда же СССР канул в Лету, на выставку, названную в 1992 году Всероссийским выставочным центром, обрушились все тяготы экономического кризиса. ВВЦ не смог удержать позиции главной выставки страны и постепенно уступил немалую долю территории под торговые площади.


, несмотря ни на что, здесь продолжается активная выставочная деятельность: работают постоянно действующие экспозиции, сменяют одна другую многочисленные тематические выставки и ярмарки — промышленные, научно-технические, художественные, инноваций, прессы (журнал «Наука и жизнь» принимает участие в этой выставке уже 10 лет подряд), новых российских товаров, народного творчества, цветов, возродилась и регулярно обновляется выставка научно-технического творчества молодежи.

Какая же судьба ждет ВВЦ в ближайшем будущем? Найдутся ли инвестиции на возрождение былой славы главной выставки страны, или она полностью превратится в зону торговли либо в парк культуры и отдыха?

ВЫСТАВОЧНЫЙ «ГОРОД» С 63-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ

Всесоюзный выставочный центр — это целый город со своими улицами, площадями, скверами, фонтанами, «общественным» транспортом, кинотеатрами, магазинами и ресторанами. Главная его достопримечательность — созданные в разное время выставочные павильоны всевозможных архитектурных стилей. Они отражают историю развития нашей страны, вернее, сама история предстает здесь в дереве, камне, стекле и металле. Как и в прежние времена, ВВЦ утопает в зелени: фруктовые сады, декоративные кустарники, яркие цветники, просторные зеленые газоны. Во всем этом многообразии воплощен вековой опыт садоводства и искусства разбивки регулярных парков, где архитектурная застройка, зеленые насаждения, водоемы и фонтаны сосуществуют в полной гармонии.


Одно время устроителей выставочного комплекса упрекали в эклектизме, излишнем украшательстве и безвкусии. Возможно, это и так, с точки зрения тонкого ценителя классической архитектуры. Но нельзя забывать, что выставку проектировали архитекторы с мировыми именами: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, Л. М. Поляков, скульпторы С. Т. Коненков и В. И. Мухина, художники-монументалисты А. А. Дейнека, А. П. Бубнов, П. П. Соколов-Скаля. В создании выставки участвовали тысячи народных мастеров из всех союзных и автономных республик, краев и областей. Благодаря их таланту каждое сооружение выставки приобрело присущие только ему самобытные национальные черты. Самым старым павильонам более 60 лет. Не все они дошли до нас в первозданном виде: одни были перестроены, другие разрушены. Тем более ценно, что в целом архитектурный и художественный облик выставки, формировавшийся в эпоху социализма, сохранился и донес до нас дух того времени.

ВСХВ 1939 ГОДА

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка — ВСХВ — открылась в Москве 1 августа 1939 года. Представить на ней свою продукцию стремились каждый передовой колхоз, совхоз, МТС или животноводческая ферма. Почетного права побывать на ВСХВ добивались в социалистическом соревновании. Участвовавших в выставке передовиков производства награждали дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, часами, радиоприемниками, денежными премиями, а лучшие хозяйства — мотоциклами и автомобилями. Только за 85 дней работы в 1939 году выставку посетили 3,5 миллиона человек. Царившую там атмосферу всеобщего праздника передает знаменитый фильм режиссера Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год), который любили и хорошо помнят до сих пор люди старшего и среднего поколения.


Известный датский писатель Мартин Андерсен-Нексе, побывав на ВСХВ вскоре после ее открытия, писал, что представившаяся ему картина дала более глубокое представление о человечестве в целом, чем все увиденные им до той поры всемирные выставки: там нигде не видна подлинная культура страны, а здесь, в Москве, она показана «во времени и пространстве».

Грандиозный выставочный комплекс раскинулся на площади 136 гектаров. В короткий срок было построено более 250 больших и малых зданий, разбиты парки, цветники, площади и фонтаны, проложены улицы, посажены плодовые сады.

По генеральному плану архитектора В. К. Олтаржевского павильоны возводились вдоль оси, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток. У главного входа, а им тогда был северный вход выставки, посетителей встречала выполненная из нержавеющей стали, сверкающая на солнце 24-метровая скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», которая в 1937 году венчала здание Советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

ВСХВ открывала площадь Колхозов (позднее — площадь Дружбы народов), вокруг которой выросли павильоны союзных республик, краев и областей.


ними простиралась площадь Механизации с павильоном «Механизация» (позднее — площадь Промышленности с павильоном «Космос»), авторы проекта — архитекторы В. С. Андреев, И. Г. Таранов. Павильон представлял собой гигантский параболический свод, перекрывающий широкую аллею. Вдоль нее стояли на возвышениях тракторы, самоходные комбайны и прочая сельскохозяйственная техника.

По замыслу устроителей, посетители, обходя территорию выставки, как бы совершали путешествие по всей нашей огромной стране — от Балтики до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до Памира. Павильон каждой республики отражал национальный колорит и народные традиции. Экспозиции украшали работы лучших художников Мстеры, Хохломы, Палеха, ковры, гобелены и шелковые панно мастериц из Средней Азии. Специально для выставки народные умельцы из всех республик изготовили прекрасные образцы тканей, посуды, мозаики, чеканки.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА

Новая постоянно действующая экспозиция ВСХВ, впервые открывшаяся после войны в 1954 году, демонстрировала достижения союзных республик, краев и областей в сельском хозяйстве и индустрии.

Территория ВСХВ расширилась до 207 гектаров. Количество зданий достигло 387. Многие павильоны реконструировали, некоторые построили заново, но основная планировка, заложенная генеральным планом 1939 года, сохранилась. В новом генплане, разработанном под руководством архитекторов А. Ф. Жукова и Р. Р. Кликса, были изменены лишь некоторые элементы ансамбля. В таком почти первозданном виде мы видим выставочный комплекс и сегодня.


В облике построенных к 1954 году выставочных зданий архитекторы стремились отразить в первую очередь тему победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пример тому — новый главный вход ВСХВ, построенный южнее старого. Автор проекта архитектор И. И. Мельчаков использовал один из символов победы — триумфальную арку. Он создал высокую массивную многопролетную арку с двумя симметрично продолжающими ее административными зданиями. Вместе они вытянулись в длину на 300 метров. Главный вход венчает скульптура «Тракторист и колхозница» (автор — скульптор С. М. Орлов, создавший в Москве памятник Юрию Долгорукому).

Крупномасштабность, четкость линий, стремление ввысь — вот основные черты возведенных в это время на выставке зданий. Таков, например, Центральный павильон (архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, он поднимается в высоту почти на 100 метров. Белое здание обрамляют три яруса колонн, украшают бронзовые и позолоченные скульптуры и барельефы. В 1954 году архитекторы Ю. В. Щуко и Е. В. Столяров дополнили его высоким шпилем со звездой.

За Центральным павильоном открывается широкая панорама выставки. На первом плане — огромная по своим размерам площадь Дружбы народов (бывшая площадь Колхозов).


центр занимает носящий то же название фонтан из позолоченной бронзы и красного гранита (авторы — архитекторы К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский). Посередине восьмигранной гранитной чаши — бронзовый сноп пшеницы, окруженный водяными струями. Вокруг — хоровод девушек в национальных костюмах. Их танец символизирует народные гулянья в праздник урожая. Изваяли позолоченные фигуры скульпторы И. М. Чайков, З. В. Баженов, А. И. Тенета, Н. В. Рылеева.

В противоположной стороне площади установлен фонтан «Каменный цветок» (архитектор К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин). Его композиция навеяна поэтическими уральскими сказами П. П. Бажова. В бассейне, облицованном красным гранитом, рядом с бронзовыми рыбами и птицами «расцветает» цветок из уральских самоцветов с мерцающими в струях воды зелеными, синими и золотыми «лепестка ми».

На одном из прудов возвышается третий знаменитый фонтан выставки — «Колос». Его построили из тонкостенного бетона, покрытого золоченой смальтой. Сложный рисунок бьющих вверх и в стороны гибких струй создает впечатление живого, колыхающегося на ветру колоса.

Площадь Дружбы народов открывают два стоящих друг против друга павильона: Центральных Черноземных областей (теперь — «Атомная энергия») и «Северный Кавказ» («Народное образование»). За ними расположились павильоны союзных республик. В их облике архитекторы стремились как можно ярче выразить особенности национального стиля. Этим объясняется излишняя перегруженность зданий декоративными деталями. Но есть среди павильонов выставки и истинные архитектурные шедевры.

Один из них — павильон Карельской АССР (позднее — «Книга», «Советская печать», теперь — снова «Карелия»). Республика вновь представляет здесь продукцию своих предприятий. Павильон создан архитектором Ф. И. Рехмуковым, использовавшим оригинальные элементы декора из природных материалов этого северного края. Колонны составлены из полированных блоков известного своей красотой темно-красного карельского гранита, а массивный треугольный фронтон целиком сделан из дерева. Вырезанные на нем фигуры изображают традиционные занятия жителей Карелии. В свое время павильон украшала трехметровая деревянная скульптура С. Т. Коненкова «Рунопевец». Сейчас она хранится в Музее изобразительного искусства Карелии в Петрозаводске.

Построенный в 1939 году павильон Узбекской ССР (ныне — «Культура») тоже можно отнести к жемчужинам выставки. Его автор — архитектор С. Н. Полупанов. Отделкой павильона занимались лучшие мастера Узбекистана. Их руками выполнены наполненные светом майоликовые панно в обрамлении входа, резные деревянные двери, яркие витражи. Кусты и коробочки хлопчатника — главной сельскохозяйственной культуры республики — вплетены в орнамент карнизов, капители колонн, кровлю беседки. Боковые крылья павильона раньше украшали большие живописные панно художника П. И. Котова. К сожалению, они не сохранились. Утрачены и стоявшие перед входом гипсовые фигуры музыканта и бубниста, созданные скульптором О. М. Мануйловой. В 1950-х годах павильон обновили. На просторной террасе появилась легкая и изящная ажурная беседка.

Павильон «Электротехника» (ранее — «Белорусская ССР»), построенный по проекту архитекторов Г. А. Захарова и З. С. Чернышевой, обрамляют монументальные колонны с резными гирляндами, напоминающими вышитые рушники традиционных белорусских цветов — желтого и зеленого. Над центральной частью высится башня со статуей женщины с венком. Автор скульптуры — народный художник Белоруссии А. О. Бембель, один из создателей мемориального комплекса «Курган Славы» под Минском.

За фонтаном «Каменный цветок» просматривается фасад павильона «Земледелие» (ранее — павильон Украинской ССР) с ажурной майоликовой короной, сплетенной из декоративных цветов, трав и колосьев. Входную арку обрамляет пышный керамический венок, наверху — тугой сноп пшеницы. Архитектор А. А. Таций, проектировавший здание, широко использовал в его декоре элементы украинского народного творчества.

16 июня 1959 года ВСХВ стала именоваться Выставкой достижений народного хозяйства СССР — ВДНХ. Она представляла успехи стремительно развивающейся советской промышленности. К 1964 году концепция и общий принцип построения экспозиции по отраслевому принципу сформировались окончательно: на выставке появились павильоны «Атомная энергия», «Вычислительная техника», «Радиоэлектроника», «Металлургия», «Химическая промышленность», «Газовая промышленность» и другие.

Павильон «Космос» (перестроенный павильон «Механизация») остался одним из самых крупных. Его стеклянный купол виден отовсюду. В середине 1960-х годов перед павильоном установили ракету-носитель «Восток» — копию той, что подняла в космос первого из землян — Юрия Гагарина. Этот экспонат стал одной из главных достопримечательностей выставки.

Главной задачей ВДНХ была пропаганда передового опыта. Здесь повышали квалификацию и обучались новым методам работы представители самых разных специальностей. В павильонах проводились научно-технические конференции, смотры, выставки, работали семинары, курсы, школы передового опыта. Ежегодно в них участвовало 200-300 тысяч человек. Организовывались и международные мероприятия, особенно многолюдно бывало на книжных выставках-ярмарках. В те годы ВДНХ принимала более 8 миллионов посетителей в год.

ВРЕМЯ НОВЫХ ФОРМ

В конце 1960-х годов недалеко от северного входа вырос новый павильон, который стали называть «Монреальским». Его спроектировали архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мдоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Клике для Всемирной выставки «Экспо-67», проходившей в Монреале. На выставке демонстрировались достижения экономики, науки, техники, культуры и искусства.

Внушительный по размерам, одетый в стекло, Советский павильон удивил всех — и посетителей и специалистов. Его огромная, площадью почти с гектар, вогнутая и выдающаяся вперед крыша держится всего на двух V-образных стальных опорах — по тем временам уникальное архитектурное и техническое решение. Здание кажется легким, устремленным вперед. Это ощущение создают небольшой наклон передней стеклянной стены и напоминающий трамплин большой козырек над входом.

Когда выставка в Монреале закончилась, павильон разобрали, привезли в Москву и установили рядом с ВДНХ (теперь это территория выставочного комплекса).

В 1986 году здесь же, в северной части выставки, вырос павильон «Товары народного потребления и услуги населению». Его построил коллектив архитекторов и инженеров под руководством И. М. Виноградского. Два здания треугольной формы объединены широкой внутренней улицей, освещаемой дневным светом сквозь прозрачный стеклянный потолок. Этот сквозной проход как бы продолжает аллею, которая ведет к северному (ранее — главному) входу выставки. Рядом с ним, в начале аллеи, стоит построенная в 1939 году изящная белая арка с резным растительным орнаментом, плотно покрывающим ее стены и подкупольное пространство. Вторая подобная ей арка представляет собой вход в павильон товаров народного потребления. Такое решение позволило связать воедино современную архитектуру и старую выставочную застройку.

ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ВВЦ

В 1992 году ВДНХ вновь переименовали. Новое название — ВВЦ — приживалось с трудом, но сегодня уже вряд ли кто-то назовет выставочный комплекс по-старому. Что же представляет собой Всероссийский выставочный центр начала 2003 года? Он занимает площадь более 238 гектаров, на ней разместились 70 павильонов (46 из них — памятники истории и культуры), уникальные фонтаны, скверы и другие образцы ландшафтной архитектуры. С другой стороны, ВВЦ — это еще и огромный рынок, где можно купить любой товар — от иголки до автомобиля. Толпы покупателей, нагромождение палаток, бистро и закусочных, захламленные и обветшавшие павильоны, а в них — торговые прилавки вместо экспозиций… Вместе с тем выставочный комплекс продолжает жить своей главной жизнью: ежегодно здесь проводится более 300 выставок и ярмарок, в том числе международных. Одновременно в 20 павильонах (остальные приходится сдавать в аренду торговым организациям) могут быть задействованы 130 тысяч кв. м экспозиционных площадей.

ВВЦ и дальше будет заниматься организацией выставочно-ярмарочной деятельности, содействующей развитию экономической, научно-технической и социальной инфраструктуры России, межрегиональному и международному сотрудничеству, формированию рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности, внедрению в производство наукоемких технологий и разработок. Сейчас, например, идет подготовка к проведению в июле нынешнего года IX Международной выставки молодежных научно-технических проектов «ЭКСПО Наука-2003». Это будет грандиозный молодежный форум, на который приедут более 2000 участников из 80 стран мира.

Возрождению ВВЦ как выставки достижений науки, техники, культуры и сельского хозяйства мог бы способствовать грандиозный политико-инвестиционный проект проведения в Москве, на его территории, Всемирной выставки «ЭКСПО-2010». Но Москва конкурс не выиграла; по мнению международного отборочного комитета, более достойным претендентом оказался китайский город Шанхай. И тем не менее планы, связанные с сохранением выставочного комплекса, развитием его инфраструктуры, со строительством новых площадей, с транспортным обслуживанием и т.д., уже осуществляются.

Близ ВВЦ строится эстакада для нового вида городского общественного транспорта — монорельсовой дороги. Она начнется у метро «Тимирязевская», далее через Ботанический сад направится к Останкино, обогнет ВВЦ со стороны главного входа и закончится у трамвайного депо, которое будет переоборудовано под монорельсовый транспорт. Эстакаду поднимут над землей на высоту 6-15 метров (в зависимости от застройки и рельефа местности). Поезда, составленные из 2-6 вагонов, смогут развивать скорость до 60 км/ч и перевозить в час до 4 тысяч пассажиров. Возведение монорельсовой дороги будет стоить в среднем в 5 раз дешевле, чем метро. Строительство, финансируемое из бюджета Москвы, идет уже полным ходом. Завершить его намечено к концу 2003 года.

Планируется воплотить в жизнь и другие замыслы архитекторов и конструкторов. Среди них — возведение 150 тысяч кв. м новых экспозиционных площадей. По мере осуществления этого грандиозного инвестиционного проекта (начало работ намечено на 2004 год) выставочный комплекс будет получать прибыль, которая, по расчетам, позволит наконец отказаться от сдачи в аренду павильонов и открытой территории торгующим организациям. В перспективе на ВВЦ появятся движущиеся тротуары — травелаторы, новые формы осветительных мачт, фонарей, рекламных щитов, газетных и справочных киосков. Архитектурно -парковый ансамбль охватит и Ботанический сад, и территорию Останкинского парка, на которой находятся памятник истории и архитектуры XVIII века — дворец графа Шереметева и примыкающие к нему дубовая роща и каскад прудов.

Всесоюзный выставочный центр ежегодно посещают 11 миллионов человек. В самое ближайшее время он должен значительно расшириться, похорошеть, обзавестись современной инфраструктурой, чтобы стать в один ряд с лучшими мировыми комплексами для проведения крупных международных выставок.

В НОВЫЙ ВЕК — В НОВЫХ ОДЕЖДАХ

Один из самых известных скульптурных памятников ХХ века — творение В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» стал для советских людей символом единения и молодости страны, а для всего остального мира — олицетворением образа социалистической России. Знаменитой скульптуре уже за 60, но в ближайшем будущем она, похоже, помолодеет: ее ждут ремонт, реставрация и смена пьедестала.

…Международная выставка «Искусство, техника и современная жизнь» открылась в Париже в мае 1937 года. Это был год двадцатилетия Октябрьской революции — серьезный повод продемонстрировать всему миру лучшие достижения Страны Советов. Перед проектировщиками была поставлена непростая задача: в короткий срок создать павильон, который поразил бы воображение посетителей Парижской выставки.

Архитектор Б. М. Иофан, которому был поручен проект Советского павильона, писал: «Павильон рисовался как здание, отображающее своей динамикой мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность великой эпохи построения социализма, когда труд — есть дело чести, доблести и геройства. Этот замысел надо было выразить настолько ясно, чтобы любой человек, при первом взгляде на наш павильон, почувствовал, что это павильон Советского Союза». По его замыслу вершину уступами устремленного вперед и вверх здания должна была венчать скульптурная композиция — девушка и юноша с серпом и молотом в руках, олицетворяющие единство рабочего класса и колхозного крестьянства.

Чтобы выбрать достойного исполнителя такой ответственной работы, организовали конкурс, в котором приняли участие крупнейшие скульпторы того времени — И. Д. Шадр, М. Г. Манизер, В. А. Андреев, В. И. Мухина. Лучшим был признан эскиз скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной.

Мухина сумела добиться синтеза архитектурной и скульптурной частей ансамбля. Ее композиция продолжала общий силуэт здания, а фигуры с высоко поднятыми в соединенных руках серпом и молотом превращали, по выражению автора, «торжественную поступь во всесокрушающий порыв».

Проект был утвержден 11 ноября 1936 года. Поначалу казалось, что остается только увеличить эскиз до нужных размеров. На самом деле создателям монумента пришлось преодолеть множество технических проблем. Теперь, по прошествии времени, кажется почти невероятным, что такую огромную по размерам и сложную по исполнению скульптурную композицию удалось создать менее чем за один год.

24-метровый монумент предстояло поднять на 34-метровую высоту. Камень или бронза, как тяжелые материалы, для этого не подходили. Тогда специалисты Научно-исследовательского института металлообработки предложили использовать стратегическую хромоникелевую (нержавеющую) сталь — легкий, прочный и податливый материал, идеально подходящий для осуществления замысла автора. В. И. Мухина пошла на рискованный эксперимент и «изваяла» скульптуру из нержавеющей стали. Неоценимую техническую помощь ей оказал главный инженер института П. Н. Львов. На заводе изготовили стальные листы всего в полмиллиметра толщиной, и работа началась.

Сжатые сроки заставили отказаться от идеи создания гипсовой модели в натуральную величину. Остановились на скульптуре размером 165 см. (Выполненная в бронзе, сейчас она находится в Третьяковской галерее.) П. Н. Львов специально для «Рабочего и колхозницы» разработал оригинальный метод увеличения фрагментов композиции до нужных размеров. Только головы, как самые ответственные элементы, сначала все же лепили из глины в масштабе 1:1.

Модель передали на завод, и там Вера Игнатьевна и две ее помощницы — скульпторы З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская вместе с инженерами и рабочими, по существу, «выколачивали» фрагменты фигур из металла. Когда все они были готовы, приступили к сборке отдельных частей статуи в единое целое. Работа была столь напряженной, что Мухина порою сутками не уходила из цеха.

«Февраль и март этого года не были ласковы, — вспоминала позднее Вера Игнатьевна, — солнечных дней почти не было: то мороз, то дождь, то вьюга. Каркас и леса обледенели, но два гиганта планомерно покрывались сталью. Железная стрела подъемного крана одну за другой поднимала части статуи. Встали на место ноги, оделись торсы, проплыли по воздуху и срослись с телами руки, затем головы, и, наконец, скрещенные серп и молот увенчали статую».

Несмотря на легкость материала, скульптура весила 75 тонн. Перед отправкой в Париж стального гиганта разобрали на 65 частей и погрузили в 28 железнодорожных вагонов. В. И. Мухина и З. Г. Иванова с группой инженеров и рабочих отправились следом, чтобы монтировать и устанавливать статую. Ее собирали, скрепляли и сваривали 11 дней.

Наконец готовая скульптура заняла свое место на верхней точке Советского павильона. Увенчанный могучим изваянием, он приковывал к себе взгляды всех посетителей выставки. Скульптура В. И. Мухиной оставляла неизгладимое впечатление. На фоне плывущих облаков движение фигур казалось реальным, почти физически ощутимым. О ней говорили как о чуде, сравнивали с Никой Самофракийской.

Посетивший Парижскую выставку Ромен Роллан записал в книге отзывов: «На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Участие СССР во Всемирной выставке в Париже было более чем успешным. Оно способствовало укреплению авторитета нашей страны на международной арене. Изображение скульптуры «Рабочий и колхозница» тиражировалось на плакатах, открытках, нагрудных значках, которые разлетались по всей планете. Имя Веры Игнатьевны Мухиной стало известно всему миру.

Но вот выставка закончилась… Французам настолько понравилась скульптура, что они никак не хотели с нею расставаться. И только после настойчивой просьбы советского правительства «Рабочего и колхозницу» разобрали и отправили в СССР. При демонтаже и перевозке скульптуру довольно сильно повредили, так что ее пришлось воссоздавать практически заново.

В 1939 году статую установили перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. И здесь она сразу завоевала всеобщее признание и огромную популярность. Знаменитое творение Мухиной стало эмблемой киностудии «Мосфильм», ее изображение появлялось на первых кадрах любой киноленты этой студии. В декабре 1984 года скульптуру сделали эмблемой Выставки достижений народного хозяйства взамен прежней — «Тракторист и колхозница».

К великому сожалению автора, в Москве скульптуру установили на слишком низкий для нее постамент, что нарушило пропорции монумента, рассчитанного на обозрение на большой высоте. «Скульптура ползет по земле», — с горечью говорила В. И. Мухина и мечтала о том, чтобы ее детище перевезли на Воробьевы (Ленинские) горы. Там, на высоте смотровой площадки, монумент выглядел бы куда более выигрышно. Но, несмотря на высокую оценку работы В. И. Мухиной (в 1938 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1941-м — Сталинской премией), все попытки добиться для «Рабочего и колхозницы» более подходящего постамента ни к чему не привели. Статуя так и осталась стоять на 10-метровой высоте недалеко от северного входа на ВДНХ, замкнутая в тесном пространстве небольшой площади.

За прошедшие десятилетия памятник чистили и ремонтировали лишь считанные разы, последний — почти 20 лет назад. Сталь покрылась грязью и практически утратила прежний блеск. Нуждается в реконструкции и металлический каркас: из-за скапливающейся внутри влаги проржавели соединительные рамы. От облицовки постамента отваливаются куски гранита. Даже «развевающийся на ветру» шарф — гениальная находка Мухиной — как-то деформировался и поник…

Московское правительство нашло способ спасти «Рабочего и колхозницу». Скульптуру отреставрируют и установят на 35-метровой высоте, скорее всего, на крыше нового бизнес-центра. Возможно, для обновленной статуи возведут собственный постамент, повторяющий архитектурными формами павильон, созданный в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Предполагается, что у ног гигантов построят смотровую площадку. Расходы берет на себя фирма, которой выделен примыкающий участок земли под строительство многоярусной автостоянки и торгового комплекса. В ходе реконструкции каркас скульптуры станет титановым, фигуры будут покрыты специальным антикоррозионным составом.

Реставрацию и подъем памятника будут вести производственно-творческие мастерские «БИОР» под наблюдением специалистов Главного управления по охране памятников города Москвы. Работы предполагается начать уже в нынешнем году. А в 2005-м, по окончании строительства торгового комплекса, скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» вновь обретет свое былое величие и красоту.

Источник: www.nkj.ru

Общая информация

Помимо экспозиций, музеев и торговых точек на ВВЦ есть огромные современные спортивные площадки, аттракционы, летний кинотеатр, дельфинарий и пока еще не снесенные уникальные объекты сталинской архитектуры. Сюда очень хорошо приходить с детьми.

Около Северного входа теперь находится недавно отреставрированная 24-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Скульптура также стала символом киностудии «Мосфильм». Существует легенда, что на Мухину во время работы над скульптурой «Рабочий и колхозница» один из коллег написал донос, в котором утверждалось, что в складках юбки колхозницы просматривается профиль Троцкого.

Но лучше всего начать прогулку по ВВЦ с Главного входа, дойти до которого пешком можно от станции метро «ВДНХ». Павильоны парка пронумерованы так, чтобы их можно было обойти, двигаясь по кругу слева направо — по часовой стрелке.

Главный вход

Величественная 32-метровая арка, через которую посетители попадают на ВВЦ, является памятником истории и культуры государственного значения. Она была создана в 1954 году по замыслу архитектора Мельчакова. Проектируя Главный вход, он ориентировался на классическое наследие Древней Греции и Рима. Для выражения темы победы советского народа в Великой Отечественной войне был использован один из традиционных символов — Триумфальная арка.

Огромный выставочный парк требовал монументального входа, и эта задача была выполнена отлично. Присмотритесь: на колоннах — большие барельефы, основная тема которых — труд людей. Венчает торжественную композицию скульптурная группа «Тракторист и колхозница».

Павильон № 1 «Центральный»

Изначально экспозиция павильона отражала этапы и успехи в построении социалистического государства в Советском Союзе в целом. Теперь самое интересное здесь — это открытое для посещения бомбоубежище под зданием.

Кажется, еще совсем недавно обязательным школьным предметом была «Гражданская оборона». Учебники подробно описывали то, что расположено под Центральным павильоном ВВЦ. Но одно дело прочитать, и совершенно другое — увидеть эти комнаты и представить то, что должны были чувствовать тут 300 человек в случае ядерной атаки. Разумеется, о таком таинственном объекте ходит множество слухов. Экскурсоводы ВВЦ в рамках прогулки «Мифы и легенды ВВЦ», на которую можно записаться по тел.: 8-903-1367176, 8-495-5443496, рассказывают, какие из них правда, а какие — выдумки.

Также в павильоне № 1 находится постоянная экспозиция «Тайны подводного мира». Метровые травоядные пираньи буквально выпрыгивают из аквариума, когда их кормят бананами и яблоками. А их хищные родственницы с жадностью и невероятной скоростью бросаются на приманку из мяса. Известно, что если пираний вовремя не покормить, то они запросто могут позавтракать друг другом. В специальном вольере дремлет четырехметровый тигровый питон. Питается он нечасто — раз в месяц проглатывает кролика. Рядом плавает анаконда. Ее любимое блюдо — крысы. Посетители экспозиции могут увидеть настоящего нильского крокодила и кайманову черепаху, змееголовых черепах, а также живых акул, у которых уже здесь, в неволе, появилось потомство.

Выставка открыта ежедневно с 10.00 до 18.00

Павильон № 2 «Народное образование»

Именно в этом павильоне размещалась экспозиция «Космонавтика в СССР», а теперь на 300 квадратных метрах павильона № 2 расположился Дом бабочек Butterfly. Здесь фонтаны и тропические растения, 30 градусов тепла и 80 % влажности, кормушки с перезрелыми фруктами, блюдечки с сахарным сиропом и около 500 самых разных бабочек и мотыльков. Если хотите, чтобы бабочки на вас садились, одевайтесь ярко — тогда они подумают, что вы — цветок. Только имейте в виду, штраф за испорченную бабочку — 1500 руб.

Входной билет: взрослые — 250 р., дети — 150 р. Детям до 3 лет вход бесплатный. Женихам и невестам, а также их свидетелям в день бракосочетания — вход бесплатный. Организаторы рекомендуют влюбленным устраивать в этом музее романтические свидания

Фонтан «Дружба народов»

Визитная карточка ВВЦ — фонтан «Дружба народов» с настоящим сусальным золотом — был установлен в 1954 году, когда состоялось открытие выставки после войны. Сегодня 16 девушек — по числу республик-сестер СССР — по-прежнему водят хоровод. Фонтаны ВВЦ включают кнопками и рычагами из диспетчерской. Они инспектируются четырежды в день, и дырки на трубах мгновенно латают, фонтан «Дружба народов» задуман не статическим, а подвижным. Автоматика на задвижках может менять в течение часа 15 водяных фигур, но ее не включают: берегут фонтан и экономят электричество.

Кинопарк

Рядом с фонтаном «Дружба народов» у павильона N9 2 работает летний «Кинопарк» под открытым небом. Он рассчитан на 200 зрительских мест. Современные кинофильмы на 16-метровом экране в окружении старинных колонн с лепниной и под звездным небом приобретают совсем иной, романтический и ностальгический колорит.

Всю информацию о репертуаре и расписание сеансов можно посмотреть на сайте www.kinopark.net. Стоимость билетов: от 200 до 400 руб.

Павильон № 4 «Кыргызстан»

Изначально это был эстонский павильон, а теперь — фактически культурный центр Киргизии в Москве. Хорошая возможность для посетителей ВВЦ познакомиться с кыргызской кухней в кафе «Польчатай».

Павильон выделяется мраморным портиком и майоликовым ковровым узором фасадной стены с входным порталом. Небольшие гипсовые снопы колосьев и стройные колонны придают легкость и сдержанность архитектурному облику. Фасад украшен барельефами на сельскохозяйственные темы и природными орнаментами в манере народного творчества Кыргызстана. В наружной отделке павильона использованы местные породы камня и майолики, во внутренней — столярные изделия и узорчатые каучуковые полы.

Павильон № 5 «Физика»

Бывший павильон Латвийской ССР сегодня превратился в площадку организации «Лига здоровья нации». Здесь есть Центр здоровья, который иногда проводит бесплатные акции вроде проверки сердца.

Аттракционы «Аттрапарк»

Аттракционы на ВВЦ — крупнейший в Москве развлекательный парк с большим выбором всевозможных каруселей для детей и несколькими аттракционами для взрослых: «Эскадрилья», «Космос», «Колокольчик», «Бабочки». Сюда также приходят за развлечениями на воде: «Каноэ», «Лодочки», «Гуляющие шары». На американской «Водной горке» выдают водонепроницаемый плащ: кабинка дважды выходит из пике прямиком в воду. А на «Кондоре» посетители раскручиваются вокруг столба на высоте 35 метров. На прогулку по лабиринтам комнаты ужасов Mystery зазывают головы зомби, развешанные у входа. Но главный аттракцион — «Башня свободного падения» — столб высотой 52 метра, с вершины которого можно упасть в специально оборудованных кабинках. Именно сюда стремятся все, кому «Кондор» кажется детской забавой. «Башню» легко узнать по толпе, наблюдающей за смельчаками с земли, и воплям самых отважных.

Будни 10.00-22.00, выходные 10.00-23.00

Павильон № 7 «Семена»

Павильон «Семена» был построен на 25 лет позже предыдущих — в 1979 году — и сильно отличается своим архитектурным обликом. Он расположен на Кольцевой дороге ВВЦ слева от Главной аллеи, между Южным и Хованским входами. Тематика павильона полностью соответствует названию, здесь проводятся выставки-ярмарки по сортам и гибридам овощных и цветочных культур, действует торговый центр «Все для приусадебного участка».

Павильон № 8 «Юные натуралисты»

При советской власти в этом павильоне со стеклянным куполом были залы юных техников, животноводов, растениеводов, оранжерея и экспонатный участок. Сейчас тут работают Выставка экзотических птиц и музей сказок «Жили-были».

Экзотические птицы порхают в оранжерее среди тропических растений. Гости могут понаблюдать за жизнью и поведением амадин, астрильд, амарант и пернатых из Африки, Азии, Австралии, Америки и Океании. В гнездах установлены видеокамеры, чтобы любой желающий мог полюбоваться рождением птенцов.

10.00-20.00
200 руб. для взрослых и 100 руб. — для детей

В музее «Жили-были» проводятся театрализованные экскурсии, во время которых дети путешествуют по страницам любимых русских народных сказок, а также произведениям российских и зарубежных писателей. Через сказки гости знакомятся с культурой разных народов, обычаями и традициями. В эти необыкновенные путешествия дети отправляются с любимыми персонажами, проходят испытания, чтобы преодолеть зло и помочь восторжествовать добру. В течение экскурсии ребята играют, танцуют, перевоплощаются в былинных героев, знакомятся со старинными предметами. Коллекция музея представлена предметами быта, костюмами, старинными куклами, книгами. Все доступно для тактильного восприятия и активно используется во всех программах.

10.00-19.00.
500 руб.

Дельфинарий

В 2011 году за павильоном ВВЦ № 8 официально открылся Дельфинарий. В бассейне объемом в 600 тонн отфильтрованная морская вода, в которой «артисты» чувствуют себя вполне комфортно. В главных ролях выступают две черноморские афалины — Рамзес и Бэлла, кит Каспер и моржиха Любаша. Миллионы брызг, буря эмоций и детский смех: каждое шоу — настоящий праздник.

Дни и часы представлений: понедельник, вторник-выходной; среда, четверг, пятница — 18.00, суббота, воскресенье — 12.00,14.00, 16.00, 18.00.

Павильон № 9 «Юные техники»

Если большинство павильонов ВВЦ было построено в 1954 году, то здание на месте девятого, носившего тогда название «Торф», появилось еще до войны — в 1939 году. Сегодня здесь работает открытый в 2012 году «Паноптикум научных развлечений».

Разные эпохи гармонично слились в одно целое, а гениальные научные изобретения конца XIX -начала XX века соседствуют с самыми современными устройствами. Погружение в атмосферу прошлого, во времена «безумных» ученых обеспечивает уникальный интерьер «Паноптикума», сочетающий оригинальные элементы стимпанка с величием советского неоклассицизма.

Спустя 100 с лишним лет знаменитые «жуткие фокусы Теслы» теперь вызывают восторг и восхищение посетителей во время уникального шоу «Мегавольт — повелитель молний». Действие сопровождается световыми эффектами и лазерным сиянием, наглядной демонстрацией взаимодействия молний с различными предметами и веществами. Как только в зале прогремят разряды грома и засверкают молнии — загадочный человек бесстрашно войдет в клетку с Катушками Теслы.

Будни 13.00, 15.00, 18.00, выходные и праздники 13.00, 15.00, 17.00, 18.00, 19.00, закрыто по понедельникам.
500 руб. Длительность представления — 40 мин.

Павильон №13 «Здоровье»

До войны здесь был павильон Армении, теперь все помещение занимают торговые ряды фармацевтических фирм. Здесь есть абсолютно любые товары по данной теме и дешевле, чем в городских аптеках. У входа встречают медики-консультанты с предложением подсказать информацию о требуемом товаре или провести бесплатную диагностику. Находясь внутри, поднимите голову выше вывесок щитов и полюбуйтесь сохранившимися элементами декора бывшего армянского павильона.

Павильон № 16 «Гидрометеорология»

Павильон вместе с метеостанцией был построен к послевоенному открытию ВВЦ в 1954 году у Хованского входа. Станция до сих пор изучает метеорологические явления и составляет прогнозы погоды. Когда-то рядом с ней находился автоматический информатор, и любой желающий мог узнать прогноз погоды, опустив в монетоприемник советский пятачок. Зато сейчас слева можно увидеть настоящую пушку для «разгона туч». Правда, в самом павильоне теперь торгуют семенами.

Павильон № 17 «Лесное хозяйство»

Экспозиция отсутствует, но павильон классически красив, и экскурсоводы ВВЦ рекомендуют зайти внутрь посмотреть интерьер.

Павильон № 18 «Белоруссия»

Павильон находится на этом месте с 1939 года! Сегодня здесь работает «Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр».

Главный фасад павильона украшает монументальная колоннада, за которой находится открытый полукруглый дворик. Обрамляющие его колонны обвиты красочными гирляндами плодов, передние — отделаны цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом, а пол выложен керамической мозаикой. Венчает павильон бельведер со скульптурой «Белоруссия», покрытой золотой смальтой. Также его украшают обветшавшие, но не потерявшие своего изящества скульптуры белорусских граждан.

Площадь промышленности

В самом начале проектирования ВВЦ на площади был выстроен гигантский павильон-небоскреб «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Затем доминантой стал грандиозный 25-метровый монумент-повторение «Сталин» работы Меркурова, который сразу после смерти вождя был демонтирован. Вместо него создали большой круглый пруд, а павильон «Механизация» полностью изменил свой вид и стал очень похож на купольную базилику. Позже место в центре пруда, где находилась статуя Сталина, заменила модель ракеты «Восток», на которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин взлетел в космос. Также на площади появились и три самолета, из которых до наших дней сохранился только «Як-42».

Галерея «Самолет»

Именно на этом опытном образце авиаконструкторы и летчики тестировали Як-42 перед запуском в серийное производство. По одной легенде, чтобы оказаться на ВВЦ, этот летательный аппарат вышел на посадку со стороны Останкинской башни и приземлился прямо на Главной аллее, откуда был отбуксирован к павильону «Космос». По другой легенде, самолет приземлился у Рижского вокзала, катился по проспекту Мира и заруливал на Выставку через Главные ворота.

В 2009 году в салоне легендарного лайнера открылась новая арт-площадка. Одна из жемчужин отечественного авиастроения, которая произвела фурор в 1979 году на международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции, а в 1981-м установила мировой рекорд по дальности беспосадочного полета, сегодня переживает второе рождение. Правда, галерея «Самолет» работает только в теплое время года, с середины апреля и до середины октября.

Будни 11.00-20.00, выходные 10.00-22.00. Зато смена экспозиций происходит раз в 4-6 недель
150 руб. Кроме выставок на базе галереи проходят различные акции, флешмобы, воркшопы и мастер-классы

Павильон № 20 «Химическая промышленность»

Огромное стеклянное здание павильона раньше стояло посреди ВВЦ унылым памятником бурного советского прошлого. Но недавно в нем открыли самый крупный в Москве крытый картинг. На первом ярусе — трасса, на втором — галереи с баром и видом из панорамных окон на ВВЦ. Веселее всего кататься в компании, тогда есть азарт. Врезаться в отбойник или в соседний карт можно, единственное, чем это грозит,-синяки. В машинке всего две педали — газ и тормоз, на которые нужно жать попеременно. Стартуют по очереди, и время считается индивидуально. На табло потом показывают, у кого из заезда лучшее время, и дают распечатку результата. Лучшие результаты записываются, с ними можно сравнить свои показатели. Кроссовки или кеды — идеальная обувь. Если свою одежду жалко -дадут гоночный комбинезон.

Заезд длится 10 минут и стоит 600 руб., отдельно прокат шлема и комбинезона — 50 и 100 руб.

Вейкпарк

Вейкпарк располагается в одном из красивейших мест ВВЦ — на прудах Запрудной зоны, ближе к Ботаническому саду. Здесь каждый желающий может испытать волшебное ощущение полета над водой. Преимущество отдано кабельному вейкбордингу, когда движение человека по воде происходит с помощью механизированной канатно-буксировочной установки, заменяющей катер. При этом спортсмен едет на доске, держась за фал, и выполняет различные трюки с помощью волны и трамплинов. На территории «Вейк-парка» предусмотрено все для экстремального и безопасного катания.

Дистанция занимает в длину 170 метров, здесь можно разогнаться до 50 км/час, однако даже профессиональные спортсмены предпочитают кататься на скорости лишь в 20 км/ч. Для оптимального скольжения посетители могут выбрать две доски: вейк-борд и вейк-скейт. Для безопасности каждому подберут по размеру гидрокостюм, заставят надеть шлем и спасательный жилет.

Ежедневно с 9.00 до 18.00.
Одна минута катания — 50 руб., кроме этого предусмотрены абонементы и специальные тарифы

Павильон №28 «Пчеловодство»

Небольшое помещение, внутри которого продается мед и выставлено оборудование для пчеловодства. За этим павильоном, на берегу пруда, находится кафе грузинской кухни «Солнышко».

Павильон № 29 «Цветоводство»

Павильон был построен в конце 60-х и работает по назначению — торговля цветочными культурами, центр дизайна в области промышленного и любительского цветоводства. Здесь также находится один из чайных магазинов «Чайный дворик».

Павильон №31 «Геология»

Павильон был построен до войны и назывался «Лен, конопля и другие лубяные культуры», теперь внутри идет торговля, но ничего запрещенного не продают.

Павильон № 32 «Космос»

Когда-то именно этот павильон был важнейшим и крупнейшим на ВВЦ — он носил название «Механизация и электрификация сельского хозяйства». Сейчас здесь торговые ряды «Все для сада и огорода».

Павильон № 43 «Коневодство»

Этот павильон гордится своими лошадьми уже более полувека. Сегодня здесь представлены 18 элитных выставочных пород: ахалтекинская, орловская рысистая, ганноверская, буденновская, донская, арабская чистокровная и другие.

Выставка открыта: будни 13.00-16.00
Катание на лошадях, пони и в карете проходит на территории между фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок» 100-250 руб.
Время катания: среда — воскресенье 11.00-16.00.

Рыбацкая деревня и пейнтбол-клуб

Уникальный новый комплекс находится в Запрудной зоне у Лихоборского въезда. Он обеспечивает круглосуточную рыбалку в любое время года. На обычную удочку можно поймать осетра, карпа, белугу весом до 20 кг. Прямо на месте пойманную рыбу повара приготовят по особым рецептам. К летнему сезону на территории Рыбацкой деревни открывается форелевая речка и карповый пруд, есть домики для отдыха, финская баня. 24 часа в сутки работает прокат удочек, охраняемая стоянка, кафе русской кухни с богатым выбором блюд из свежей рыбы: уха из карпа, копченая форель, раки.

На территории деревни находится пейнтбол-клуб. Игровая площадка в лесном массиве на берегу реки считается одной из лучших в Москве. На ней — около 30 разнообразных укрытий, полоса препятствий, окопы. Есть даже настоящая самоходная ракетная установка. Опытные инструкторы предлагают посетителям до 40 различных сценариев игры. На территории пейнтбол-клуба можно также перекусить на открытом воздухе или пострелять в тире из помпового пистолета.

Павильон № 53

Павильон находится справа от «Космоса». В нем действует Центр изучения боевых искусств и оздоровительных практик «Дамо». Он является официальным представительством Шаолиньского монастыря в России. Здесь проводятся занятия по следующим направлениям: занятия для детей, кунг-фу, занятия с оружием, цигун, тайцзицюань, лечебный массаж, мануальная терапия, целительство, медитативные практики, рукопашный бой, карате, айкидо-айкикай, катори синторю, иайдзюцу, женская самооборона, многоборье, джиу-джитсу, тхеквондо, ниндзюцу, капоэйра, кай до, динамический цигун-массаж, танцы различных стилей, северная традиция, славянская гимнастика, хатха-йога, раджа-йога, чайные медитации, оздоровительные практики. Команда инструкторов регулярно проходит стажировку в Шаолиньском монастыре в Китае.

Фонтан «Каменный цветок»

Фонтан «Каменный цветок» создан в 1954 году по проекту Топуридзе. Он находится на площади Колхозов. Однажды использовался как пожарный водоем, когда загорелся ближайший павильон. Фонтан изобилует красками, отблеском смальты и пышными скульптурными деталями — он будто придуман для декораций сказок Бажова. По периметру бассейн украшен фигурами птиц, лепными фруктами и дарами полей. Из них также бьют струи воды. Все это создает прекрасную радостную сцену. «Каменный цветок» стал первым в мире светомузыкальным фонтаном. Специально для него великий советский композитор Шостакович написал «Праздничную увертюру».

Павильон № 58 «Украина»

Этот павильон считается одним из самых красивых на ВВЦ. Он был построен в 1939 году для Украинской ССР перестроен в том же виде при капитальных конструкциях в 1954 году и получил название «Земледелие», а теперь снова называется «Украиной».

Цирк-театр «Базиллиум»

Между павильонами 64 и 66 на Главной аллее ВВЦ, рядом с фонтаном «Дружба народов» находится цирк-театр экспромтов, экспериментов и эклектики «Базиллиум». Вместо круглой арены — сцена, вместо рядов со стульями — круглые столики со свечами.

Специализация «Базиллиума» -театрализованные представления синтетического жанра, в котором соединились традиции цирка, варьете и театра. Одновременно это напоминает «Цирк дю Солей», «Элуаз», шоу Вячеслава Полунина и «Мулен Руж». Среди участников -артисты, работавшие в «Цирке дю Солей» и «Лицедеях». Спектакли показывают в белом шатре, по форме точно повторяющем шапито «Цирка Солнца».

Представления: пятница 19.00, выходные 17.00
Детский — 500 руб., взрослый — 900 руб.

Музей анимации

В сравнительно новом строении № 84 можно устроить себе обзорно-познавательный экскурс в историю мировой и отечественной анимации. Каждый час в музее проводятся организованные групповые экскурсии с демонстрацией мультфильмов, документальных фильмов об истории старейших отечественных киностудий, мастер-классы. Здесь собраны не только технические приборы, некогда способствовавшие развитию анимации, но и порожденные ею самые яркие образы — от Микки-Мауса до Чебурашки.

В разделе «Мастерская» юные аниматоры могут создать свой мультфильм. «Кинозал» — специально оборудованное помещение, где посетители смотрят не только мультфильмы, ставшие классикой жанра, но и собственные работы. Московский Музей анимации на ВВЦ открыт как для группового посещения, так и для индивидуального. Здесь можно записаться на мастер-класс по созданию мультфильмов и даже отметить день рождения ребенка.

Будни 11.00-18.00, выходные 11.00-19.00, закрыто по понедельникам

Павильон № 69 «Товары народного потребления»

Павильон является ярким примером тенденций 70-80-х годов в советской архитектуре. Его автор Игорь Михайлович Виноградский всемирно известен работами в аиле брутализма. Асимметричность композиции и элегантно прорисованные входные порталы придают уникальный вид зданию. Союз архитекторов СССР отметил этот павильон дипломом в конкурсе лучших строений 1986 года.

В настоящее время павильон № 69 является крупнейшим по экспозиционной площади и остается одной из основных площадок ВВЦ для проведения выставок и ярмарок, чаще всего религиозных. В павильоне работают несколько кафе, имеется вся выставочная инфраструктура.

Павильон № 70 «Москва»

Павильон был построен в 1967 году и перевезен в Москву после выставки в канадском Монреале, где получил народное название «Летящая крыша». Критики советского строя подсчитали, что перевозка и восстановление конструкции в Москве обошлись в несколько раз дороже, чем если бы его просто строили заново на ВВЦ.

Сегодня здесь часто проводятся православные выставки. На продажу — селедка из монастырей и дорогие туристические путевки, все для сада и огорода и ритуальные похоронные принадлежности. И, конечно, в любое время года — «Меха на ВДНХ», без которых не может обойтись ни одна добропорядочная работница бывшего Советского Союза.

Павильон № 71 «РСФСР»

Сегодня внутри российского павильона — палеонтологический музей «Ледниковый период». Этот музей-театр задуман как научно-экспозиционный центр, пропагандирующий знания о ледниковом периоде через яркие впечатления и в то же время экспонирующий редкие находки, имеющие научное значение. Ядро его экспозиции касается жизни животных и человека в суровых условиях северо-востока России во время одного из самых холодных в истории земли ледникового периода.

Открывает экспозицию зал, в котором представлены «современники мамонта». Здесь представлена самая большая в мире коллекция черепов и рогов шерстистого носорога, скелеты и черепа первобытного бизона, пещерных медведей, скелет ископаемого волка, мумифицированные остатки мягких тканей давно вымерших животных, а также уникальный череп пещерного льва. Главная достопримечательность всего музея — группа мамонтов на вращающемся подиуме, выполненных в натуральную величину так, как они выглядели многие тысячелетия назад. Остроту восприятия усиливают звуковые и световые эффекты. Уникальность музея-театра «Ледниковый период» в том, что все настоящее и можно трогать руками.

Павильон № 75 «Международный выставочный центр МосЭкспо»

Самый новый и большой по площади павильон ВВЦ, открытый в 2008 году. В нем регулярно проводятся выставки и ярмарки.

Аттракционы «Москва-850»

На входе в еще один парк аттракционов ВВЦ посетителей встречает большой батут. Неподалеку гости парка раскачиваются на гигантских качелях «Марс» и визжат, въезжая в мертвую петлю на аттракционе «Кобра». Еще здесь есть аллея всевозможных тиров, классический «Молот», баскетбольное кольцо и прочие развлечения для желающих выиграть приз. Работает 50-кинотеатр, где эффект присутствия формируется не только благодаря объемному изображению, но и за счет подвижного вибрирующего кресла, разбрызгивания воды и распространения запахов. Кресло передает ощущение падения в пропасть или ускорения — таким образом зрители могут окунуться в «Атаку вирусов» или поучаствовать в «Экстремальных гонках». Именно сюда переехали некоторые аттракционы из обновленного Парка Горького: «Черная дыра», «Биг-Бен», «Флай машина», «Брейк-данс», «Цепочная карусель». Но главным аттракционом по-прежнему остается колесо обозрения «850-летие Москвы», самое большое в Европе — его высота 73 метра.

Ежедневно 13.00-21.00

Источник: wikiway.com


Categories: Площадь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.