Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга и одна из красивейших в мире, ее образуют исторические памятники культурного наследия Российской Федерации: Зимний дворец, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, Александровская колонна.

История и общая информация

Предыстория площади отсылает нас к петровским временам строительства Адмиралтейской верфи. На случай нападения неприятеля с суши для обеспечения действия артиллерии перед крепостью было оставлено открытое пространство — так называемый гласис. Его фортификационное значение вскоре было утрачено: участок занимали вначале склады адмиралтейских припасов, потом крупный Морской рынок (заросший травой он превратился в Адмиралтейский луг).

В 1735 году императорский двор Анны Иоанновны переехал из Москвы в Петербург, в перестроенный по проекту Ф. Б. Растрелли Зимний дворец, фасады которого выходили на Неву, Адмиралтейство и «луговую сторону». Огромная поляна с небольшими прудами, примыкавшая к дворцу, становится местом проведения великосветских развлечений и народных гуляний, размах которых поражает воображение. По высочайшему указу возводились павильоны, устраивались винные фонтаны, громадные туши быков жарились для съедения народом…


Императорская резиденция неоднократно подвергалась реконструкции под руководством незаменимого Растрелли. Ему же принадлежит первый проект организации площади перед южным фасадом дворца, выполненный в 1753 году, согласно которому она рассматривалась в виде круга с колоннадой. Незаконченная при жизни итальянского зодчего площадь неоднократно перепроектировалась и перестраивалась.

В 1762 году завершилось строительство Зимнего дворца. Его торжественному открытию к Пасхе мешали только груды строительного мусора, остававшиеся на большом участке перед дворцом. Благодаря неординарному решению императора Петра III, разрешившего всем желающим совершенно бесплатно забрать все, что находилось там, толпы горожан очистили огромное пространство за считанные часы. Однако благоустройством площади правивший всего несколько месяцев император заняться не успел.

В годы правления свергнувшей его Екатерины II, Комиссией каменного строения Санкт-Петербурга под руководством выдающегося градостроителя А. В. Квасова был разработан Генеральный план, который обозначил дугообразную границу Адмиралтейского луга, в 1763 году получившего официальное название Дворцовой площади. В 1779 году в рамках Генерального плана Академия художеств объявила конкурс на перепланировку площади, его выиграл простой и оригинальный проект Ю. Фельтена.


Фельтеновское оформление дворцовой площади существовало до грандиозного строительства в 1819-1829 годах зданий Главного штаба и министерства иностранных дел и финансов, связанных в единое целое великолепной Триумфальной аркой — гениальное творение К. И. Росси, дошедшее до наших дней, — одна из главнейших работ знаменитого архитектора, воплотившая мотивы победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Акцент сделан на арке, придающей всему ансамблю легкость и торжественность.

Она украшена колесницей Славы с шестеркой вставших на дыбы коней, взмывающих в небо над площадью.

Соответствуя размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также положением центра, сооружение являлось полной его противоположностью по стилю.

По замыслу зодчего строгий величественный фасад нового здания должен был архитектурно уравновесить изящный нарядный вид Зимнего дворца.

Центр тяжести композиции переносился на саму площадь, что подчеркивает возведенная в 1834 году Александровская колонна.

Расположенный в центре площади памятник выполнен архитектором О. Монферраном в стиле ампир по заказу Николая I в память о победе его брата Александра I над Наполеоном. Самый высокий гранитный монолит в мире весом 600 тонн удерживается на постаменте только за счет собственной массы. Скульптура работы Б. Орловского — позолоченный ангел с лицом императора Александра I — венчает колонну. Одна рука его воздета к небу, другой рукой ангел держит крест. Общая высота памятника – 47,5 метров. Постамент украшен барельефом, в аллегорической форме прославляющим русских воинов.


Завершило облик площади в 1843 году здание Штаба гвардейских войск, отлично вписанное в уже сложившийся ансамбль знаменитым русским художником и архитектором А. Брюлловым.

По странной, но роковой случайности площадь, окрашенная в светлые тона, к началу века приобретает темно-красный цвет. Именно на этом фоне разворачиваются кровавые события ее дальнейшей истории. В 1905 году здесь расстреляли мирное шествие рабочих с петицией царю, а во время Октябрьской революции состоялся решающий бой с войсками Временного правительства.

В 1918-1944 годы советского периода площадь носила имя М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, убитого в здании Главного штаба.
Во время Великой отечественной войны здесь планировали развернуть военный аэродром, но отказались от этой затеи.

Внушительные размеры Дворцовой площади (около 5 га) располагают к проведению масштабных мероприятий: государственных праздников, спортивных состязаний, концертов, красочных шоу-спектаклей. Здесь выступали многие звезды зарубежной эстрады от Пола Маккартни до Мадонны и сэра Элтона Джона, с 2000-х годов ежегодно проходит праздник выпускников школ «Алые паруса».

И все-таки самыми интересными и необычными остаются события начала прошлого века:


• Военный спектакль-реконструкция, разыгранный 7 ноября 1920 года при участии 6 тысяч артистов, посвященный Октябрьской революции;

• Уникальная шахматная партия, исполняемая моряками и красноармейцами, с настоящими лошадьми состоялась летом 1924 года: площадь расчертили в виде огромной шахматной доски, где солдаты-красноармейцы соответствовали черным фигурам, а моряки — белым. Команды отдавали по телефону знаменитые гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский.

Самое красивое здание на Дворцовой площади — Зимний дворец, занимает 9 гектаров, в нем расположено около полутора тысяч помещений, в настоящее время является главным зданием Государственного Эрмитажа.

Неповторимая и необъятная, выполненная в стиле русского классицизма, Дворцовая площадь внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и всегда будет являться гордостью петербуржцев, напоминая о доблести и славе города над Невой. Ежедневно это замечательное место посещают тысячи горожан и приезжих.

Панорама Дворцовой площади

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама Дворцовой площади.


2. Эрмитаж и Дворцовая площадь.

Источник: spbguidebook.ru

Зимний дворец

Дворцовая площадь получила название от Зимнего дворца, упоминание об этом относится к 1766 году. Подчеркнуто вельможеский характер здания в стиле елизаветинского барокко задает тон всему архитектурному ансамблю и ограничивает площадь со стороны Невы.
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Главный императорский дворец, построенный в середине XVIII века по проекту архитектора Франческо Растрелли – символ императорского величия. Залы дворца и сегодня поражают роскошью, неповторимостью интерьера и богатством убранства. Более тысячи комнат трехэтажного здания в форме каре, окружающего внутренний дворик, хранят воссозданный усилиями реставраторов шик императорского стиля. В стенах здания находится основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
Дворцовая площадь Санкт-Петербург


Эрмитаж

Императорский Эрмитаж, сегодня его статус изменился на Государственный, это музейный комплекс из 5 зданий. Он входит в число двадцати самых посещаемых музеев в мире. Представим лишь несколько фактов о богатейшей музейной экспозиции: в залах представлено более 3 миллионов единиц произведений искусства и прикладного творчества высокой художественной ценности, нумизматических шедевров, оружия и архитектурных памятников.
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

История музея, получившего мировую славу, началась с коллекции Екатерины Великой. Частное собрание шедевров искусства размещалось в «уединенном месте» и в дань моде той эпохи, в 1764 году, именовалось Эрмитажем. Сегодня обширная коллекция размещена в Главном здании и филиалах, где представлены шедевры мирового искусства, история императорского рода Романовых, коллекции отдельных исторических периодов, стран, и мастеров, талант которых признан во всем мире.


Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Любопытный факт: на службе Эрмитажа находятся 50 эрмитажных котов, охраняющих залы музея от главной беды северной Пальмиры – нашествий грызунов. Существует даже специальный праздник «День эрмитажных котов», который входит в официоз праздничных дат музея.

Александровская колонна

Если фасад Зимнего дворца служит архитектурным фоном для Дворцовой площади, то Александровскую колонну по проекту архитектора Огюста Монферрана можно назвать ее апофеозом. Столп из монолита водружен на площади в 1834 году, надпись гласит «Александру I-му благодарная Россия».
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Это самый высокий (47,5 метров) монолитный монумент в мире. Колонна из розового гранита, увенчанная крестом и фигурой ангела держится без дополнительных опор за счет точно спроектированного при расчете центра тяжести. Идея Александрийской колонны в стиле ампир принадлежит Карло Росси. Вместе с Триумфальной аркой композиция олицетворяет победу в войне 1812 года.


Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Сад Зимнего дворца

Дворцовая площади с западной ее части ограничена Дворцовым проездом и парковой зоной. Зимний и Александровский сады вносят элемент элегантности и пейзажной утонченности в общую панораму Дворцовой площади. Идея Зимнего сада имеет под собой вполне прагматическую цель – разграничение императорских покоев от движения по Дворцовому проезду и обеспечение безопасности царской семьи.

Воплощение проекта сада состоялось в 1897 году по идее Крамского. Реализована она усилиями мастера Катцера. Оригинальная решетка Зимнего, созданная Р.Ф Мельцером, была удостоена высшей награды на парижской выставке 1900 года. Зимний сад подвергся значительным разрушениям в период октябрьских событий начала XX века, он был фактически уничтожен. Полное восстановление произошло лишь в 2008 году и сейчас можно любоваться великолепием Зимнего сада, как он был задуман изначально.

Здание Главного штаба с аркой


Дугообразная форма здания, ограничивающая Дворцовую площадь со стороны Мойки и со стороны начала Невского проспекта – это архитектурный шедевр великого Карло Росси. Он создан в 1829 году. Два крыла здания, общая их протяженность составляет более 500 метров, соединяются тройчатой аркой, с декорациями в виде барельефов.
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Вершину арки венчает изображение колесницы. Шестеркой коней управляют римские воины, охраняя богиню Славу в лаврах. Вместе с Триумфальной аркой здание придает особую торжественность всей композиции площади.
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Восточная сторона Дворцовой набережной: Атланты и Зимняя канавка


Восточная сторона – компромисс двух стилей, классики и барокко. Непростая архитектурная задача виртуозно решена А. П. Брюлловым. Построенный в начале XIX века Штаб Гвардейского корпуса благодаря своей лаконичности прекрасно соседствует и примеряет разно стилевые элементы всего ансамбля, позволяя смотреться площади как единому целому.

Штаб Гвардейского корпуса ограничивает Дворцовую площадь от Мойки и Зимней Канавки. Если двигаться в сторону Зимней Канавки, по левой части Миллионной улицы, на которую выходит парадное крыльцо Нового Эрмитажа, возвышаются десять Атлантов. Исполины по проекту архитектора Леон фон Кленце, выполненные скульптором Александром Теребеневым из сердобольского гранита стали еще одной визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Зимняя Канавка – это небольшой, в 228 метров, канал. Он соединяет Неву и Мойку. Канал построен в 1719 году и часто использовался для безопасного передвижения высокопоставленных персон. Оформление канала осуществлено по проектам Фельтона и Кварнеги. Через канал перекинуто три моста, в их числе Эрмитажный – стал первым каменным из построенных в Санкт-Петербурге. Всего в городе насчитывают около восьмисот мостов.
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург
Дворцовая площадь Санкт-Петербург

Дворцовая набережная

Набережная от реки Фонтанки до Дворцового моста – одно из красивейших мест Санкт Петербурга. Это – Дворцовая набережная. Протяженность Дворцовой набережной чуть больше одного километра. С нее открывается живописная панорама на стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. Официально Дворцовой площадь именуется с 1778 года, до этого периода имела разные названия – Почтовой, Наличной, Верхней Набережной, Миллионной.

Первой из набережных Невы она получила свое «каменное» оформление по проектам Юрия Михайловича Фельтена, красивые спуски к воде и гранитное укрепление берегов северной реки. Сегодня прогулка по Дворцовой набережной открывает взору великолепные виды на Неву и достопримечательности Санкт- Петербурга: Летний сад, Мраморный Дворец, Эрмитаж и Зимний сад. Дворцовый мост – это начало Адмиралтейской набережной с известным спуском к Неве, украшенным скульптурами львов.

Источник: turisticum.ru

Адмиралтейский луг

Дворцовая площадь возникла как часть гласиса, открытого пространства перед Адмиралтейством, основанном в 1704 году. С той поры здесь существовал луг, где не редко пасли скот. Называли его Адмиралтейским.

Рядом с верфью тут же стали селиться высшие морские чины. В 1705 году на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Через два года рядом поселился адмиралтейств-советник А. Кикин. В 1712 году дом Апраксина был перестроен в камне, в 1716 году здание было вновь переделано, на это раз по проекту архитектора Леблона.

Западную часть луга, близ трассы будущего Невского проспекта, с 1705 года занимал Морской рынок. Он возник по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в Морской слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.

Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки, был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала, президента Адмиралтейств-коллегии Корнелия Крюйса. В разных источниках по разному говорится о судьбе этого дома. Он или сгорел в 1710 году, или был разобран ради строительства трактира «Петровское кружало».

После казни Кикина в 1718 году его особняк заняла Морская академия.

Весной 1721 года на Большой Першпективной дороге (Невском проспекте) была высажена аллея. Она разделила Адмиралтейский луг на две части. Западная впоследствии стала Адмиралтейской площадью, а восточная постепенно превратилась в Дворцовую.

В 1728 году по завещанию дом Апраксина перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию императрицы Анны Иоанновны. Её проектированием занимался Б. К. Растрелли с сыном. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.

Площадь рядом с Зимним дворцом предполагалось окружить колоннадой, в центре которой должна была быть установлена бронзовая статуя Анны Иоанновны работы Б. К. Растрелли. Для этого площадь очистили от появившихся здесь случайных деревянных построек вплоть до самой аллеи. Рядом с южным торцом Зимнего дворца на краю Адмиралтейского луга оставили лишь несколько служебных построек. Среди прочего отсюда был перенесён построенный в 1732 году по проекту Ф. Б. Растрелли деревянный манеж. К 10 ноября 1738 года он был открыт «на показанном от берейтера Шидерера месте подле конюшенных мазаночных домов» на берегу «новозачатого» Екатерининского канала (участок дома №28 по Невскому проспекту) [3, с. 249].

Адмиралтейский луг использовался как площадка для парадов и народных гуляний. Например, 27 января 1740 года здесь состоялся смотр императорской гвардии. Войска проследовали по Невскому проспекту к Зимнему дворцу с музыкой и развевающимися знамёнами. Тогда же во дворце для знати был устроен маскарад, а для простого народа на луг выставили угощения — жареных быков, фонтаны красного и белого вина.

Пространство рядом с императорской резиденцией требовало соответствующего ухода. В 1750 году началось мощение Адмиралтейского луга дёрном и булыжником. С этого времени «луг» в строгом понимании этого слова исчез.

Зимний дворец, который существует сейчас, строился с 1754 по 1762 год по проекту Ф. Б. Растрелли. Он же составлял план примыкающей к нему площади. В одном варианте архитектор предполагал оградить её от Адмиралтейского луга монументальной оградой с тремя воротами. В другом проекте Растрелли размещал здесь круглую площадь с находящемся в центре памятником Петру I. По периметру площади предполагалось разместить галереи. В плане от 12 июля 1753 года на круглой площади планировалась лишь колоннада. В последнем варианте 1762 года здесь предполагался лишь памятник Петру I с окружающими его художественной оградой и четырьмя зелёными партерами. С южной стороны площади, устроенной по окружности амфитеатром, архитектор предлагал устроить ограду из столбов и сдвоенных колонн, с воротами со стороны Адмиралтейства. Таким образом, Дворцовая площадь стала бы обособленным двором, как двор Екатерининского дворца в Царском Селе.

Памятник Петру здесь так и не появился, хотя под него успели забить сваи. Памятник отлили в 1746 году, но конная скульптура не понравилась императрице Елизавете Петровне. Спустя значительное время он был установлен напротив Михайловского замка. Не был реализован и проект превращения площади в закрытый двор.

В 1762 году было завершено строительство Зимнего дворца. Петром III был отдан приказ приготовить здание к открытию к Пасхе. Приказ был выполнен, но луг перед дворцом остался загромождённым грудами строительного мусора. Здесь оставались избушки рабочих, шалаши, сараи, кучи битого кирпича, песка и камня. Для наискорейшего освобождения площади от всего этого мусора Петром III было принято неординарное решение. Через полицию всем петербуржцам было сообщено, что всё что находится на площади может быть забрано отсюда совершенно бесплатно. В итоге на площадь собрались тысячи горожан, с нетерпением расхватывающих остатки стройматериалов. Площадь была расчищена всего за несколько часов.

Формирование Дворцовой площади

Окрестности Адмиралтейского луга в это время представляли себя пепелище. В 1761 году горела Переведенская слобода, огонь дошёл до берега Мойки. Правивший всего несколько месяцев Петр III привести город в порядок не успел. Восстановлением столицы занялась свергнувшая его Екатерина II. В 1762 году была организована «Комиссия каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы», сотрудником котором стал молодой «архитектурии гезель» Алексей Васильевич Квасов. Составленный им к середине 1764 года генеральный план Санкт-Петербурга отрезал от луга целый квартал, отделивший от него трассу Невского проспекта. Так была обозначена новая восточная сторона Адмиралтейского луга в виде дуги. В следующем году он получил новое официальное название — Дворцовая площадь.

Екатерина II продолжала использовать Дворцовую площадь для устройств массовых мероприятий. 13 и 16 июня 1766 года здесь состоялись две «карусели». В то время так называли некое подобие рыцарских турниров с участием ряженых. Специально для этого действа ещё не застроенную южную часть площади задекорировали в более парадный вид. Напротив Зимнего дворца построили амфитеатр для зрителей, куда допускали всякого прилично одетого горожанина. Карусели состояли из четырёх кадрилей: славянской, римской, индийской и турецкой. Кадрилью тогда называли не только танец, но и вообще, пары наряженных участников карусели. Во главе славянской кадрили выступил граф Иван Петрович Салтыков, римской — граф Григорий Орлов, индийской — князь Н. И. Репнин, турецкой — граф Алексей Орлов.

Весьма скоро началась застройка западной стороны Дворцовой площади. Я. Штелин писал об этом:

«Согласно обновлённому плану города, на пустовавшем до сих пор Адмиралтейском лугу были заложены первые дома и осенью уже частично подведены под крышу. Желающим были указаны места для постройки, так и предписаны фасады домов. Тогда сплошь и рядом говорили, что господин главный директор по строительной части или президент придворной Канцелярии от строений генерал-лейтенант Бецкой заказал в Париже чертёж этого фасада, как будто никто, кроме его парижского архитектора, не мог сочинить это безобразие бессмысленно высоких домовых ворот и разорванных из-за этого лучших этажей и анфилад комнат» [Цит. по: 3, с. 367, 368].

Он же:

«В этом году поднялось много каменных домов, особенно на бывшем Адмиралтейском лугу, с камнем в центре фасада по опубликованному парижскому образцу, с домовыми воротами выше второго этажа, ненужной высоты которых достаточно для удобного въезда двух полных парадных карет друг над другом. Это мнимое и внешнее украшение разорвало во всех новых домах анфиладу или связь комнат во втором, или главном, этаже. Некоторые строители и владельцы собственных домов, чувствовавшие этот внутренний изъян и желавшие устранить его, делали поэтому приказанный наружный фасад, а внутри сохраняли полный главный этаж с окном в верхней половине фальшивых высоких ворот» [Цит. по: 3, с. 370].

Стоит отметить, что по упомянутому французскому чертежу здесь был построен только один дом.

По всей видимости, заказанный во Франции типовой эскиз фасада руководству города не угодил. 10 апреля 1768 года в «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» был объявлен именной указ о создании нового эскиза фасада зданий, строящихся на Дворцовой площади.

К этому времени спроектированная Квасовым дуга ещё пустовала. В 1772 году архитектор И. Старов представлял проект обрамления западной стороны Дворцовой площади полуциркульной колоннадой. 20 декабря 1778 года Екатерина II повелела преобразовать пустующее пространство. 26 января 1779 года был объявлен архитектурный конкурс. Проекты должны были поступить на рассмотрение не позднее мая. За лучшую работу назначили премию в «300 червонных». Победителем конкурса стал архитектор Фельтен. По его проекту на Дворцовой площади было выстроено три здания. Два из них принадлежали фавориту Екатерины II Александру Ланскому и его семье, а третий — Я. А. Брюсу.

После застройки западной стороны Дворцовой площади в апреле 1780 года Екатерина II ассигновала на вымостку Дворцовой и других площадей 22 065 рублей 11½ копеек.

Застройка восточной части Дворцовой площади к концу XVIII столетия начиналась торцом здания экзерциргауза. Рядом с ним стоял дом скульптора Иоганна-Готлиба Шварца — главного изготовителя мраморных архитектурных элементов отделки парадных залов Зимнего дворца: Невской анфилады, Большого Тронного зала [4, с. 196]. По соседству с участком Шварца располагался дом баронессы Александры Борисовны Строгановой, урождённой княгини Голицыной, вдовы тайного советника барона Григория Николаевича Строганова.

За домом Строгановой находился дом Екатерины Буландт, супруги чешского музыканта и композитора Антона Буландта. Здесь продавались музыкальные инструменты, устраивались популярные в Петербурге концерты. Часть помещений супруги сдавали внаём. В 1802 году у них останавливался итальянский профессор Черни, планировавший полёт над городом на аэростате. Соседом с Буландтами с 1797 года был купец Шарапов, позднее ставший надворным советником. Далее располагался участок купчихи Розы Каролины Молво, владелицы нескольких крупных продуктовых магазинов. От неё дом перешёл во владение супруги графа Сен-При.

Наиболее представительным зданием восточной части Дворцовой площади был дом князя Александра Борисовича Куракина, пожалованный ему при восшествии на престол Павла I. Фасад именно этого дома был прорезан по центру въездными воротами высотой в два этажа. За домом Куракина располагался дом купчихи Резвой, у которой в начале 1800-х годов его купил коллежский асессор Иван Маркелов. От него в 1821 году он перешёл в его жене. Далее находилось здание старого Пажеского корпуса, съехавшего отсюда в конце 1796 года. В конце 1790-х годов освободившееся здание было продано статскому советнику Грифсу. В 1821 году его вдова Ребекка Карловна Грифс содержала здесь «Трактир города Парижа». Последним в этом ряде зданий был дом доктора Кристофа Казимира (Христофора Яковлевича) Лерхе.

Участок Лерхе с юга ограничивал Водяный переулок, соединявший Дворцовую площадь с набережной реки Мойки. За этим переулком располагался дом золотошвея Моллера — последний из выходящих на Дворцовую площадь. Дальнейшая застройка выходила уже только на Луговую Миллионную улицу.

Дворцовая площадь известна как место политических демонстраций. С некоторой натяжкой, но первой такой демонстрацией можно назвать появление 7 августа 1787 года перед Зимним дворцом 400 мужиков «депутатов от общества четырёх тысяч работников, у производства при реке Фонтанной, с жалобой к Ея Императорскому Величеству на подрядчика Долгова». Этот подрядчик действительно притеснял рабочих, которые облицовывали гранитом берег Фонтанки. Несмотря на тяжёлый труд, они страдали от голода и нищеты. По словам современника они походили «скорее на мертвецов, нежели на людей, и без пищи и крова, со смертною бледностью на лицах, едва прикрытие какими-то лохмотьями, шатались, как привидения, по улицам». Рабочие пришли с челобитной, которую хотели передать лично императрице. Но Екатерина II к ним не вышла, посылала лишь переговорщиков. В конце концов дворцовой охраной было схвачено 17 человек, их сопроводили в уголовный суд, где рабочих осудили за «учинение скопа и заговора». После такого приговора остальные «демонстранты» ушли с площади самостоятельно.

При императоре Павле I на рубеже XVIII и XIX веков центр города переместился к Михайловскому замку на Марсово поле. Однако после смерти Павла Дворцовая площадь снова приняла центральное значение.

Император Александр I вслед за Екатерина II занялся благоустройством пространства близ Зимнего дворца. Один из построенных Фельтеном домов в 1811 году был приобретён для служб Генерального штаба, до того разбросанных по всему городу. Этот шаг вполне логичен в связи с подготовкой к войне с наполеоновской Францией. После победы в войне, дабы удержать занятые позиции в международной политике, императору надо было иметь под боком не только военное ведомство, но и министерство иностранных дел. Так как вопрос выделения денег на выкуп частных участков под новое строительство напрямую зависел от министра финансов Д. А. Гурьева, то очень кстати оказалось решение разместить в новостройке возглавляемое им министерство. Кроме того, дочь министра финансов являлась супругой министра иностранных дел К. В. Нессельроде. Конечно, обычно прижимистый Гурьев был заинтересован в создании для себя и своих дочери с зятем парадных апартаментов напротив Зимнего дворца. Благодаря этому из казны были выделены баснословные 3 600 000 рублей на покупку участков в восточной части Дворцовой площади.

Проект здания для Главного штаба и двух министерств в 1819 году был поручен архитектору Карлу Росси. Основной замысел архитектурного ансамбля зодчий увидел в прославлении побед русского оружия в войне 1812 года. На месте скупленных государством частных домов в 1819-1829 годах были возведены два протяжённых здания, объединённых триумфальной аркой. Последнюю увенчали колесница Победы и фигуры воинов олицетворяющие славу России. Длина дуги здания Главного штаба составила около 580 метров.

Пока Росси преобразовывал площадь, большой урон строительной площадке нанесло наводнение 1824 года. Обрушившуюся на Дворцовую площадь стихию описал знаток истории Петербурга Башуцкий:

Это, одно из самых крупных петербургских наводнений, во время которого смыло все деревянные торцевые мостовые с улиц. С тех пор Дворцовую площадь торцами не мостили. До 1930-х годов она оставалась замощённой булыжником, в нескольких местах площадь пересекали полосы из брусчатки.

Пока здания Главного штаба и министерств ещё достраивались, новый император Николай I принял решение увековечить память о своём старшем брате установкой в центре Дворцовой площади памятника в виде триумфальной колонны. Как справедливо заметил краевед М. Н. Микишатьев, именно триумфальная колонна смогла связать ампир здания Главного штаба и барокко Зимнего дворца. Ведь весь ансамбль Дворцовой площади основан на перекличке колоннад [5, с. 114]. Для создания памятника Александру I был выбран архитектор Огюст Монферран. 30 августа 1832 года в присутствии многотысячной толпы зрителей гранитный монолит был установлен на пьедестал, а ровно через два года 30 августа 1834 года состоялось официальное открытие Александровской колонны. Её установили примерно в 100 метрах от Зимнего дворца и 140 от Главного штаба.

После окончания строительства здания Главного штаба между ним и Миллионной улицей осталась старая застройка XVIII века: экзерциргауз и несколько жилых домов. Они ни коим образом не соответствовали новому парадному облику Дворцовой площади. Это прекрасно понимал Николай I, который уже в 1827 году приказал организовать конкурс на переустройство этого участка. Первоначально здесь предполагалось объединить под одним общим фасадов экзерциргауз и театр. Но конкурс тогда не дал результатов.

Вторая попытка найти способ завершения ансамбля Дворцовой площади была произведена спустя десять лет, когда в постройке театра надобность уже отпала. Итогом новых изысканий стало утверждение проекта архитектора А. П. Брюллова, по которому в 1840-1843 годах было построено здание штаба Гвардейского корпуса.

Последним штрихом в создании парадного облика Дворцовой площади стала переоблицовка домов «депо карт» и Вольного экономического общества под единый фасад со зданием Главного штаба. Это было сделано в 1842-1845 годах архитектором Иваном Черником, который таким образом завершил замысел Карла Росси.

Дворцовая площадь была частью маршрута утренних прогулок императора Александра II. Он один, без охраны, проходил по Миллионной улице, Зимней канавке и набережной Мойки, по площади шёл к Зимнему дворцу. Так было и 2 апреля 1879 года. Когда царь повернул с Мойки на площадь у Певческого моста, к нему быстрым шагом направился высокий человек в шинели. Поравнявшись с Александром II, он выстрелил в него из пистолета. Выстрел оказался неудачным. Царь ловко петляя, уворачиваясь от последующих выстрелов побежал в сторону Министерства иностранных дел. Террорист успел выстрелить пять раз, после чего был сбит с ног подоспевшим жандармом. Человеком, покушавшимся на жизнь императора Александра II, был Александр Константинович Соловьёв, член радикальной организации «Земля и воля».

У западного фасада Зимнего дворца разбит сад. В 1900 году вокруг него была установлена высокохудожественная кованая железная ограда, которая получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Автором ограды был архитектор Роберт Мельцер.

9 января 1905 года в Петербурге, в том числе на Дворцовой площади, произошли события, вошедшие в историю России как Кровавое Воскресенье.

Булыжное мощение Дворцовой площади конечно же доставляло неудобство и для прохожих, и для проезжающих по ней экипажей. В 1911 году петербургский градоначальник предложил старшему городскому садовнику рассмотреть вопрос устройства на ней цветника. В следующем году журнал «Зодчий» опубликовал такую статью:

«Более 10 лет как в Управе возник проект переустройства Дворцовой площади, составил его архитектор Мельцер. Предполагалось площадь эту заасфальтировать, линию у тротуара засадить липами, разбить цветники, поставить фонтаны и, между прочим, снести бульвар от штаба к Дворцовому мосту, срезая закругление Александровского сада, и в этом месте устроить проезд. Проект получил Высочайшее одобрение, но до сих пор к осуществлению его не приступали. В настоящее время проект вновь обсуждается в Управе, причём городской садовник составил смету на полное переустройство площади в сумме 418 тысяч рублей» [Цит. по 1, с. 269].

Несмотря на все эти планы, при царской власти Дворцовая площадь так и осталась с булыжной мостовой.

Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета. События 1917 года происходили именно на таком фоне. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона.

Дворцовая площадь после 1917 года

Сразу после Февральской революции 1917 года Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов утвердил решение о «погребении погибших в дни переворота» на Дворцовой площади. Архитекторам дали задание решить в каком именно месте площади будет произведено захоронение и как будет выглядеть монумент над ним. Похороны были назначены на 10 марта. За три дня до этого в Совете выступил Алексей Максимович Горький, который предложил оставить Дворцовую площадь в покое и устроить захоронение на Марсовом поле. Этот вариант вызвал в Совете споры, в которых даже возникла идея устроить на месте Александровского сада новую «Площадь Свободы», там и похоронить погибших. Но от этой затеи отказались сразу, под давлением архитекторов было принято предложение Горького. Дополнительным аргументом стало то, что вокруг Александровской колонны вбито много свай и копать могилы там было бы крайне сложно.

Дважды на Дворцовой площади выступал Владимир Ильич Ленин. Первый раз это произошло 1 мая (18 апреля) 1917 года, когда он от имени ЦК партии большевиков говорил о значении пролетарского праздника Первое мая и задачах русской революции. Второй раз Ленин выступал с трибуны 19 июля 1920 года, когда на Дворцовой площади проходил митинг по случаю закладки памятника Карлу Либкнехту и Розу Люксембург. Этот монумент собирались установить в садике Зимнего дворца, рядом с уже находящимся там временным памятником Радищеву.

После 1917 года Гвардейская площадь вошла с состав Дворцовой.

30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий. Убийцей стал эсер Леонид Канегиссер, который мстил за расстрел чекистами его товарища. Уже в октябре того же года Дворцовую площадь назвали площадью Урицкого.

В 1918 году с постамента были снята ограда сада Зимнего дворца. Во время первомайского субботника 1920 года 7 000 рабочих, студентов и курсантов очистили западную часть площади Урицкого от каменных глыб и щебня, оставшихся от разрушенного год назад постамента. В помощь рабочим сюда была даже проложена узкоколейная железная дорога, на которой перемещались 100 вагонеток. Ограда позже была установлена вокруг парка имени 9 января.

Трудовой мотив с тех пор станет главным для всей демонстраций на главной площади Ленинграда. В советское время здесь проводились демонстрации в дни 1 мая и 7 ноября. Для выступлений на таких мероприятиях руководителей разных величин, у ворот Зимнего дворца сооружалась трибуна. Кроме уже упомянутого Ленина, с неё выступали Никита Сергеевич Хрущёв и другие советские лидеры (Зиновьев, Киров, Попков, Кузнецов, Толстиков, Козлов, Романов).

Летом 1924 года на Дворцовой площади состоялась уникальная шахматная партия. Роль белых фигур исполняли моряки, чёрных — красноармейцы. Кони были настоящие. Ходы выполнялись по командам И. Рабиновича и П. Романовского, отдававших их по телефону.

Весной 1932 года Дворцовую площадь заасфальтировали. При этом под ней проложили новые подземные коммуникации.

13 января 1944 года, в первый день операции по снятию Ленинградской блокады, Дворцовой площади возвращено историческое название.

К 60-летию Октябрьской революции (в 1977 году) было решено преобразить мощение Дворцовой площади. Архитекторами Б. Н. Булдаковым, Г. А. Бойковой, Ф. К. Романовским и художником В. А. Петровым был составлен проект, по которому площадь замостили прямоугольниками из брусчатки, которые разделили гранитными плитами. Розовый гранит добыли в карьере «Возрождение», а серий — из Каменногорского карьера [4, с. 241]. На 17 000 квадратных метрах образовалась «сетка» из 460 ячеек.

В 1994 году принималось решение об определении места нахождения вестибюля станции метро «Адмиралтейская». Для его размещения на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка требовалось расселить находящийся там дом. Заслуженным архитектором России Сергеем Шмаковым был предложен альтернативный вариант. Он составил проект, в котором выход из метро был бы организован в Александровском саду и в первом этаже здания Главного штаба, рядом с Невским проспектом, из существующих там гранитных порталов. Перестроить первый этаж этого дома было бы гораздо дешевле. Но проект Шмакова принят не был, выход из метро в конце 2011 года появился там, где и планировался изначально.

С советского времени каждые Новый Год, 9 мая и в День города (27 мая) на Дворцовой площади проводятся массовые праздничные мероприятия. С большим размахом с 2000-х годов для школьных выпускников здесь стали проводить праздник «Алые Паруса».

1 декабря 2007 года на Дворцовой площади начал работать коммерческий ледовый каток. Его появление здесь вызвало бурные споры в общественности. Основными аргументами противников работы катка стали: нарушение архитектурного ансамбля Дворцовой площади и невозможность подойти близко к Александровской колонне. Каток просуществовал здесь весь зимний сезон, но в последующие годы уже не появлялся.

Источники:

  1. Бузинов В. М. Дворцовая площадь : неформальный путеводитель. — Издательство «Центрполиграф», 2006 — 301 стр.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — Издательство «АСТ», 2010 — 752 стр.
  3. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. — Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.
  4. Шульц мл. С. С. Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки. — Издательство «Издательство Сергея Холодова», 2004 — 912 стр.
  5. Микишатьев М. Н. Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки. — Издательство «Центрполиграф», 2010 — 605 стр.

Источник: walkspb.ru


Categories: Площадь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.