Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это главная площадь города. Здесь находится бывшая главная резиденция российских императоров и символ Российской империи — Зимний дворец. Дворцовая площадь для Санкт-Петербурга имеет такое же значение, как Красная площадь для Москвы.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Границы Дворцовой площади определяют Зимний дворец, напротив него Главный штаб с Триумфальной аркой, в восточной части — здание штаба Гвардейского корпуса, в западной части нет архитектурных строений. Здесь открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство, а границей площади является Дворцовый проезд, соединяющий Невский проспект и Дворцовый мост через реку Неву.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Ближайшее метро до Дворцовой площади: станция Адмиралтейская (сиреневая).

От нее можно выйти на Невский проспект и либо выйти на площадь по Большой Морской улице через Арку Главного штаба. Либо пойти в противоположную сторону и со стороны Дворцового проезда попасть на площадь, обогнув Главный штаб.


Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это сердце города. Ее архитектурный ансамбль сложился не сразу. Современный Зимний дворец уже пятый по счету: первый был построен при Петре I в 1705 году, нынешний пятый в 1762 году. Здание Главного Штаба было построено в 1829 году, Александровская колонна в 1834 году. Завершающим звеном стало здание штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.

Несколько фактов о Дворцовой площади:

  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге более чем в два раза превышает Красную площадь в Москве.
  • Свое название площадь получила из-за Зимнего дворца, расположенного на ней.
  • Во времена Анны Иоанновны на месте площади расстилался большой Адмиралтейский луг, где императрица любила охотиться на зайцев. Здесь устраивались народные гулянья с фейерверками.
  • При императрице Елизавете часть Адмиралтейского луга была засеяна овсом, а в другой части паслись коровы Елизаветы. Луг оставался местом проведения празднеств и гуляний.
  • Адмиралтейский луг постепенно начал превращаться в Дворцовую площадь под влиянием архитектора Растрелли, возводивший роскошный Зимний дворец.

  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является местом трагических событий 9 января 1905 года, получивших название «Кровавое воскресение». Здесь были убиты и ранены царскими войсками мирные демонстранты и случайные прохожие.
  • Здесь в 1914 году Николай II объявил о начале войны с Германией.
  • В 1918 году на Дворцовой площади был убит революционер и председатель Петроградской ЧК Урицкий Моисей Соломонович. В этом же году в честь него площадь была переименована в площадь Урицкого. Только в 1944 году площади вернули прежнее название.
  • В царское время на Дворцовой площади проводились военные смотры и парады, в советское время — демонстрации и военные парады, в наше время — различные массовые мероприятия, концерты и празднования.
  • Часть площади замощена брусчаткой.
  • Дворцовая площадь в настоящее время пешеходная. По ней можно покататься только в карете или экипаже.

Зимний дворец

Сайт: hermitagemuseum.org Адрес: Дворцовая Площадь, 2 Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы до 17.00), среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы до 20.00), закрыто по понедельникам, 1 января и 9 мая.

Стоимость: для граждан РФ и Белоруси (по паспорту) — 400 руб., без паспорта и иностранцам — 700 рублей, детям, студентам, пенсионерам — бесплатно. Можно купить онлайн-билет, чтобы не стоять в очереди, но он будет дороже обычного — 680 рублей .


Зимний дворец протянулся вдоль реки Невы. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь, задний на Дворцовую набережную. Напротив Зимнего через Неву расположены Заячий остров и Петропавловская крепость на нем.

Иорданская лестница Зимний дворец
Парадная Посольская или Иорданская лестница Зимнего дворца

Существующий сейчас Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в стиле пышного барокко. Дворец строился по указанию Елизаветы, но пожить в нем она не успела, умерла за год до окончания строительства. Племянник Елизаветы Петр III принимал построенный дворец, но не жил в нем: в результате дворцового переворота он был отстранен от правления, на трон взошла его супруга — Екатерина II.

Большой Тронный зал Эрмитаж
Большой Тронный (Георгиевский) зал

Екатерине, тяготевшей к классицизму, Зимний дворец не понравился, она отстранила Растрелли от строительства и привлекла новых архитекторов, чтобы те перестроили внутренние интерьеры.


Военная галерея Зимнего Дворца
Военная галерея

Имя Зимнего дворца неразрывно связано с Эрмитажем — самым большим и самым посещаемым музеем России и одним из самых больших музеев мира.

Гербовый зал Зимний дворец
Гербовый зал

Создание Эрмитажа произошло сразу после строительства Зимнего дворца. Екатерине II в 1764 была передана коллекция ценных картин из Берлина, которая послужила основанием для создания музея. Сначала картины разместились в уединенных залах дворца, их называли на французский лад — эрмитаж (уединенное место).

Петровский зал Зимний дворец
Петровский (Малый Тронный) зал

Потом для размещения стремительно разрастающейся коллекции были построены здания Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Сначала императорские музейные коллекции были доступны только избранным, по пропускам. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был открыт Публичный музей.


Зимний дворец после Октябрьской революции 1917 года был объявлен музеем. В настоящее время музей в музей Государственный Эрмитаж включены здания: Зимний дворец — главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Главный штаб (восточное крыло), Меньшиковский дворец, Музей Императорского фарфорового завода и другие объекты. В Эрмитаже более 3 миллионов экспонатов.

Здание Главного штаба

Площадь перед эрмитажем как называется

Напротив Зимнего дворца площадь дугой обрамляет здание Главного штаба, созданное в 1829 году архитектором Карлом Ивановичем Росси. До его постройки здесь находились жилые дома, которые не вписывались в облик главной площади страны. Росси в 1819-1829 годах на месте домов возводит два протяженных здания для размещения Главного штаба и двух министерств — финансов и иностранных дел, и объединяет их грандиозной триумфальной Аркой.

Один край Главного штаба выходит к Невскому проспекту, а другой к Певческому мосту на набережную реки Мойки. Арка Главного штаба состоит из трех связанных между собой арок, следующих друг за другом. Пройдя через арки со стороны Дворцовой площади попадаешь на Большую Морскую улицу. Интересен замысел архитектора — с этой улицы вид на площадь и Зимний дворец открывается не сразу, а постепенно, при приближении к Арке.

Здание Главного штаба построено в строгом классическом стиле, фасады корпусов украшены портиками. Общая длина фасада 580 метров, окон около 4-х тысяч.


Площадь перед эрмитажем как называется

Арка здания Главного штаба — это памятник в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Ее высота 28 метров, вес 16 тонн. Венчает арку колесница крылатой богини победы Ники, запряженная шестеркой лошадей. Их сдерживают два воина в античных доспехах и с копьями. Арка украшена скульптурными группами архитекторов В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова.

Сейчас здание Главного штаба принадлежит военным, восточное крыло передано под экспозиции Эрмитажа.

Карл Росси повторил стилистику Главного штаба в еще одной своей грандиозной постройке — зданиях Сената и Синода на Сенатской плошади, также соединенных парадной аркой. Полюбоваться ими можно пройдя с Дворцовой площади через Александровский сад, вдоль здания Адмиралтейства.

Александровская колонна

Александровская колонна

Александровская колонна была возведена в центре Дворцовой площади в честь победителя Наполеона и французской армии в войне 1812-1814 годов — императора Александра I. Колонна была торжественно открыта в 1834 году по указу Николая I с богослужением и военным парадом. Петербужцы стали называть ее Александрийский столп, после стихотворения Пушкина:


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
(«Памятник» Пушкин А.С. 21 августа 1836 г. )

Площадь перед эрмитажем как называется

Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она держится за счет собственного веса в 600 тонн и точного инженерного расчета. Некоторые жители Петербурга боялись, что колонна упадет и опасались ходить или ездить мимо нее. Архитектор Александровской колонны Огюст Монферран (автор Иссакиевского собора) личным примером доказывал, что колона безопасна: каждое утро он гулял со своей собакой вокруг нее.

Барельеф на Александровской колонне

Высота всей колонны 47,5 метров. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. Венчает столб четырехметровый ангел, держащий в руке шестиметровый крест. На колонне благодарственная надпись: «Александру I Благодарная Россия».

Здание штаба Гвардейского корпуса


Адрес: Дворцовая площадь, 4

Здание штаба Гвардейского корпуса завершило архитектурный облик Дворцовой площади. Ранее на этом месте размещалось здание экзерциргауза — место военной подготовки солдат. Выглядело оно неказисто и решено было его снести. На этом месте собирались построить театр, но в итоге решено было возвести здание для штаба Гвардейского корпуса, не умещавшегося в здании Главного штаба.

Строение выполнено в стиле классицизма по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова в 1837-1843 годы, является памятником архитектуры федерального значения.

Источник: dostop.ru

История площади

Страницы Дворцовой площади, история, создание архитектурного облика уходит в далекое прошлое, когда только началось формирование города на Неве.

С чего все началось

Истоки уходят в день 5 ноября 1704 года, когда была заложена Адмиралтейская верфь, служившая в качестве крепости. По законам военного времени, нужно было часть земли оставить незастроенной, чтобы в случае нападения неприятеля, на ней разместить боевую артиллерию. После того как Адмиралтейство перестало функционировать, свободное пространство было отдано под склады, а после основали Морской рынок. Оставшаяся часть заросла травой и получила название Адмиралтейский луг.


Град Петра

История Дворцовой площади в Санкт-Петербурге тесно переплетается с основанием и обустройством города. В 1721 году был составлен генеральный план, согласно которому на месте Адмиралтейского луга будут возведены несколько величественных комплексов. Одним из них стал Зимний дворец, который долгие годы служил в качестве резиденции для императоров Царской России. Автором проекта стал Растрелли, по его замыслу, перед дворцом должна была располагаться просторная площадь, в центре которой установлена скульптура Петра Первого восседавшего на коне, а вокруг установлена колоннада. Однако проект не понравился императрице, так как он не гармонировал с другими постройками.

В 1763 году архитектор Алексей Квасцов выиграл конкурс по составлению генерального плана города. По проекту, северная часть площади должна была иметь полукруглую форму.

Строительство здания Главного штаба было начато под руководством Росси в 1819 году и завершилось в 1829 году. В 1834 году на площади была установлена Александровская колонна, как символ победы русских войск над фашистами.

Место действия – дворцовая площадь

Во время правления Романовых на площади организовывались торжественные парады, массовые гуляния, смотры. В 1905 году 9 января был совершен массовый расстрел людей, которые принимали участие в мирной демонстрации трудящихся. Это событие повлекло за собой волнения и Октябрьскую революцию.


В период советской власти площадь была центром культурной и политической жизни. В октябре 1918 года в память об одном из организаторов штурма Зимнего дворца, плац был переименован и стал называться площадь Урицкого. Историческое название было возвращено после прорыва блокады в 1944 году.

В период Великой Отечественной войны на площади было принято решение о создание аэродрома. Для этого нужно было уничтожить Александровский сад и убрать Александровскую колонну. По этой причине идея так и не была реализована.

Современность

Здесь организуются парады, концерты, спортивные и развлекательные мероприятия.

Зимний дворец

Главной достопримечательностью Дворцовой площади является Зимний дворец.

  • Метро: Невский Проспект, Адмиралтейская
  • Стиль архитектуры: Елизаветинское барокко
  • Главный архитектор: Франческо Растрелли
  • Дата основания: 1754 год

Площадь перед эрмитажем как называется

По страницам Зимнего дворца

За всю историю Санкт-Петербурга было построено пять зимних дворцов. Изначально Петр Первый жил в одноэтажной избе, выполненной из дерева. По легенде она была построена за три дня. Спустя пять лет царь приказал построить зимнюю резиденцию. Корабельных дел мастер Петр Алексеев соорудил для императора деревянный дом в два этажа.

В 1712 году А. Д. Меньшиков в качестве свадебного подарка преподносит Петру Первому загородный дом, выполненный из камня. В нем император прожил пять лет. После того как на престол взошла Анна Иоанновна, новоиспеченной императрице потребовались новые царские покои. Главным архитектором был назначен Франческо Растрелли, и в 1735 комплекс был достроен.

Дворец состоял из 70 парадных залов, спален, большой капеллы, театра, галерей.

В 1741 году на престол взошла Елизавета Первая. По ее приказу к Зимнему были пристроены служебные помещения, а через несколько лет добавлены корпуса. Однако и этого было мало, и императрица подписала указ о создании нового дворцового комплекса. Строительные работы были закончены в 1755 году, однако дворец не понравился императрице. Русская царица мечтала о создании величественного дворца, который бы олицетворял царскую роскошь.

Воплотить мечту императрицы вновь посчастливилось архитектору Ф. Растрелли. Дворец получился роскошным и помпезным, общая площадь составляла 60 000 кв. м. Елизавете не суждено было жить во дворце своей мечты, его принял император Петр Третий. Но и он недолго прожил здесь, после свержения царские хоромы перешли к Екатерине Второй.

Эрмитаж

Коллекционер живописи Й. Э. Гоцковский задолжал князю В. С. Долгорукову большую сумму денег. В счет долга в 1764 году он переправил Екатерине Второй большую коллекцию редчайших картин. Для их хранения было построен Малый Эрмитаж. Далее были пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. В начале XIX столетия было построено здание Нового Эрмитажа.

Настоящее Зимнего дворца

Дворец выглядит величественно, крылья здания обращены к Адмиралтейству, фасадная часть выходит на Неву. Масштабы всего комплекса впечатляют и удивляют:

  • Протяженность со стороны Невы – 210 метров;
  • Протяженность со стороны Адмиралтейства – 175 метров;
  • Количество залов – 1050
  • Количество окон – 1945
  • Количество лестниц – 117
  • Количество дымовых труб – 329
  • Высота – 23.5 метра

На крыше установлены 176 скульптурные композиции.

Трагические страницы

В декабре 1837 года из-за ошибки в печном отделении произошел сильный пожар. Часть ценностей удалось сохранить, здание почти полностью было уничтожено.

На Александра Первого было совершено покушение, император не пострадал, погибли солдаты караула.

В Зимнем дворце после февральской революции разместилось временное правительство. Во время Октябрьской Революции большевики арестовали министров. Сам комплекс стал именоваться Дворец искусств, однако спустя две недели после переворота Зимний дворец обрел статус музея, а его сокровища были национализированы.

Интересные факты

Николай Первый издал указ, о запрете строительства здания высотою больше чем 11 саженей. Император не желал, чтобы в городе появилось строение, по высоте превышающие его резиденцию.

Официальными жители Эрмитажа являются коты и кошки. Здесь можно встретить потомков голландских котов, привезенных Петром Первым, а также казанских котов, которых выписала Елизавета.

Главный Штаб

Среди основных достопримечательностей Санкт-Петербурга Дворцовая площадь занимает одно из центральных мест. В ее состав входит здание с историей – Главный Штаб.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Архитектура: стиль Классицизм
  • Архитектор: К. И. Росси
  • Дата строительства: 1819 – 1828

Украшением Дворцовой площади является полукруглое здание Главного Штаба. Оно было построено по проекту российского архитектора Карло Росси в 1828 году.

Площадь перед эрмитажем как называется

Страницы истории

Напротив Зимнего дворца располагались несколько зданий, император Александр Первый принял решение соединить строения. Но для этого нужно было уничтожить часть домов располагающихся недалеко. Для их выкупа из казны выделили деньги, часть из них были снесены, а оставшаяся часть внесена в общий план.

В западном крыле располагался Генеральный Штаб, а Министерство иностранных дел и Министерство финансов находились в восточном крыле. После событий 1917 года в этой части здания был размещен Наркомат иностранных дел, а позднее Управление милиции и штаб местного военного округа.

Современность

В 1993 году Восточный корпус отдали Эрмитажу, в нем разместились произведения искусства времен XIX-XX веков, проводятся выставки современных художников. В западном крыле расположен Российский Западный военный округ.

Архитектурный облик

Здание состоит из двух отдельных корпусов, между собой они объединены аркой, протяженностью в 580 метров. Этот элемент является основным, свод посвящен героям 1812 года. Главным украшением является колесница, запряженная шестью лошадьми. В центральной части установлена скульптура богини Ники, в одной руке она держит штандарт, а в другой – лавровый венок.

Музыка легенд

По мнению Николая Первого арка не была способна выдержать большую нагрузку. Главный архитектор Росси ответил, что в момент, когда все опоры и леса уберут, он вместе со своими рабочими будет стоять на вершине конструкции. Зодчий так и сделал, арка выдержала нагрузку, и император остался доволен.

Александровская колонна

Одним из украшений Санкт-Петербурга и Дворцовой площади является величественная, монументальная Александровская колонна.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Архитектор: Огюст Монферран
  • Скульптор: Борис Орловский
  • Дата основания: 1834 г.
  • Высота: 48 м.
  • Вес: 704 т.

Изначально украшением Дворцовой площади должна была стать скульптура Петра I, однако Растрелли не успел осуществить свою задумку. Во второй раз украсить площадь выпала честь Карлу Росси, но и он изменил свое решение. При правлении Александра I появилась идея увековечить победу русских войск над французами, но скромность императора не позволила совершить задуманное. Историческое событие состоялось уже при правлении Николая I.

Площадь перед эрмитажем как называется

Просто добавь водку

Изготовить фундамент доверили юному технику – Василю Яковлеву. Монолит изготавливали 250 человек с 1830 по 1831 год. Для укрепления гранитных блоков потребовалось 1 101 свая. Этот отрезок работы выпал на конец года, погода стояла лютая, бушевали сильные морозы и метель. Чтобы цемент хорошо «схватывался» в него добавляли водку.

По традиции в центральную часть фундамента закладываются различные предметы, в основании Александровской колонны заложены:

  • Шкатулка с ценными монетами
  • Платиновая медаль, на которой изображена колонна и высечена дата постройки
  • Закладная доска

При установке император заложил еще одну закладную доску и медаль за взятие Варшавы.

Рекорды в минутах

Вес колонны составил около 600 тонн, в ее транспортировке участвовало 600 солдат. Для подъема была использована уникальная конструкция, благодаря которой операция по подъему и установке заняла – 100 минут.

Архитектурный облик

После установки колонны еще два года ушло на шлифовку, украшение пьедестала. Изначально планировалось установить крест, однако в процессе работы архитектор принял решение украсить колонну фигурой ангела, а по приказу императора придать скульптуре лик покойного Александра I.

Украшением постамента стали несколько барельефов:

  • Победа
  • Мудрость
  • Справедливость
  • Милосердие
  • Изобилие

Общий вес композиции составляет 704 тонны, высота монолита 25.6 метров; памятника – 47.5 метров. Колонна не имеет укреплений, опор, она прочно стоит на земле только благодаря своему весу и точному расчету.

Мистика где-то рядом

При свете фонарей на колонне проявлялась загадочная буква «N», некоторые считали, что она означает смену власти.

В советское время было не принято, чтобы главную площадь украшала композиция, увенчанная фигурой ангела. Несколько раз к колонне подлетали на воздушном шаре, чтобы убрать фигуру, но внезапно начавшийся порыв ветра никак не позволял сделать задуманное.

Здание штаба Гвардейского корпуса

Еще одной жемчужиной Дворцовой площади является здание Штаба Гвардейского корпуса. Четырехэтажное строение гармонично вписалось во весь ансамбль, и является довершением всего комплекса.

Площадь перед эрмитажем как называется

А автор кто?

На месте где ныне расположен Штаб, в былые времена находился дом, в нем проживал известный конструктор и механик Андрей Нартова. Годами позже, здесь проживал А. Я. Брюс, пока в 1786 году дом не был выкуплен государством. При императоре Павле I в 1798 году было построено здание, в котором размещалось специальное помещение, для занятия по строевой подготовке. В начале XIX столетия стало очевидно, что оно не гармонирует с другими объектами Дворцовой площади.

Но в начале 19 века стало ясно, что вид здания диссонирует с архитектурным ансамблем Дворцовой площади.

В 1820 году было принято решение построить новое здание и отдать его под театр. В 1827 году состоялся конкурс, в котором были представлены различные проекты и идеи, застройки Восточной части площади. Однако ни один проект не был одобрен императором. В 1837 году А. П. Брюллов, создал новый проект здания для Штаба гвардейского корпуса. Строительные работы были завершены в 1843 году.

Архитектурный облик

Здание является ярким памятником стиля классицизм. Верхняя часть фасада украшена 12 барельефами, расположенными между окон. На сторону Дворцовой площади выходят канцелярия и парадные залы. На втором этаже расположены квартиры служащих штаба и офицеров. Главным украшением внутренних интерьеров служит вестибюль. Его стены оформлены полуколоннами, дорическими орденами.

Зимний сад

Одним из ярких примеров парковой архитектуры второй половины XIX века является Зимний сад.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Режим работы: круглосуточно
  • Как добраться: автобусы: № 10, 24, 191

Зимний сад – одно из центральных украшений Северной столицы. Его еще именую Разводной, в былые времена здесь, между дворцом и Невой разводили караул.

Площадь перед эрмитажем как называется

По страницам истории

Перекресток Дворцового проезда и Адмиралтейская набережная создавали слишком много шума для обитателей Зимнего дворца. Чтобы огородиться от шума, было принято решение разбить живописный сад. К тому же император вместе со своей семьей мог здесь проводить время вдали от посторонних глаз.

Садовый комплекс был основан в 1897 году, ландшафтными работами и обустройством сада занимался садовый мастер Р. Ф. Катцер. Вход на территорию сада располагался у главных стен дворца, по всему периметру была установлена чугунная решетка. Ограда получилась настоящим произведением искусства, и в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, выиграла награду Гран-При.

Живописный сквер радовал обитателей Зимнего дворца вплоть до 1904 года, пока император вместе со своей семьей не переселились в Царское Село. Во время Октябрьской Революции парк сильно пострадал, газоны. Цветники были полностью уничтожены. Зимний сад вернул себе исторический облик в 2008 году.

Что можно увидеть

Зимний сад доступен для посетителя в любое время суток. Площадь составляет 1. 09 гектар. Это своего рода островок зелени в центре огромного мегаполиса. Местные жители и туристы приезжают сюда, чтобы отдохнуть в окружении тишины, уединения, спокойствия. Для посетителей предусмотрена зона отдыха, оснащенная скамейками, фонтанчиками. Во время прогулки по аллеям парка вы сможете насладиться красотой деревьев, кустарников, цветов. Отдельное внимание заслуживают кустарники французской розы, виргинской черемухи, сирени, японского барбариса. Некоторые представители растительного мира были посажены еще во времена российских императоров.

Дворцовая площадь – это сердце Северной Пальмиры, и место, где зарождалась история.

Источник: tur-region.ru

Всем привет!
Продолжаем гулять по Петербургу на перевес с фотоаппаратом.Открывать для себя новое и удивительное.Ещё будучи в метро мы обратили внимание на банеры.Обязательно нужно увидеть Атлантов.Ага, спасибо за подсказку.Вперёд на Дворцовую площадь.Всё покажу и расскажу.

Дворцовая площадь — главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль которой сформировался во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Название площади дал Зимний дворец, южным фасадом выходящий на площадь. На Дворцовой площади проводятся концерты, массовые мероприятия, это самое популярное место в Санкт-Петербурге среди туристов.

В 1837—1843 гг. на востоке площади было построено большое здание штаба Гвардейского корпуса. Перед архитектором А. П. Брюлловым стояла сложная задача — возвести новое строение, которое бы гармонировало одновременно с Главным штабом в стиле классицизма и барочным Зимним дворцом. Четырехэтажное нейтральное здание прекрасно справляется со своей функцией и изящно замыкает ансамбль Дворцовой площади с восточной стороны.
На площадь выходит главный фасад Зимнего дворца, прорезанный аркой парадного проезда. В ансамбль площади включены также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу, и Новый Эрмитаж с портиком, украшенным гигантскими статуями атлантов.

В центре площади возвышается Александровская колонна (1830—1834, арх. Огюст Монферран) из гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 саженей. На ее вершине установлена фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Ансамбль Дворцовой площади не был бы законченным без этого массивного памятника. Колонна и Триумфальная арка Главного штаба посвящены победе России в войне с Наполеоном. Текст на табличке у подножия колонны гласит «Александру I благодарная Россия». Примечательно, что колонна держится на постаменте только за счет собственного веса.

Вдоль южной границы площади в 1819—1829 гг. было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси), корпуса которого протянулись на 580 метров. Два крыла связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок, декорированных барельефами. Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее будут представать пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит величественная богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой.

Это улица бывших аристократических особняков и одной из самый непритязательных гостиниц северной столицы.
Когда то Миллионная улица носила имя террориста Степана Халтурина, организовавшего взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 года. Это не единственное изменение названия улицы, Миллионная также называлась Почтамтской, Большой, Немецкой, Луговой, Дворянской, а название Миллионная получила только в конце 18 века.

Это здание, напоминающее флорентийское палаццо, находится в самом сердце Петербурга — возле Зимнего дворца, напротив знаменитых атлантов. Расположен в нем Российский государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ). Здесь хранятся документы по истории советского флота за 1917 — 1940 годы.

Мозаичные надписи на фасаде свидетельствуют, что здание было построено в 1883 — 1887 годах для архива Государственного совета — в Российской империи он был высшим законосовещательным органом. Автор здания академик архитектуры Максимилиан Месмахер за его безвозмездную постройку был награжден орденом Станислава III степени.
Теперь документы, находившиеся прежде в этом фондохранилище, — в Российском государственном историческом архиве. А нынешний хозяин старинного здания на Миллионной, РГАВМФ, занимает его с июня 1926 года.
Любопытная деталь: на той стороне фасада, что обращена к Новому Эрмитажу, — два картуша c изображением герба Российской империи. В советское время в них были вмонтированы гербы СССР, однако несколько лет назад, во время реставрации фасада, ему вернули исторический облик.

Новый Эрмитаж является неотъемлемой частью единого архитектурного ансамбля — резиденции и одного из известнейших музеев мира – Государственного эрмитажа.
В 30-е годы XIX века возникла идея, которая была продиктована временем. Предполагалось строительство нового, специального здания для эрмитажных коллекций и создания в нем общедоступного музея.
В начале XIX века в Европе появились первые публичные музеи, созданные на основе дворцовых и частных собраний. Это было знаком постепенной демократизации европейской культуры в годы, последовавшие за падением наполеоновской империи.

Все эти передовые идеи находили отклик и в русском образованном обществе: в южных районах России — в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи, — где были сделаны сенсационные открытия античных и скифских памятников культуры, возникали первые археологические музеи; на страницах журналов все чаще высказывалась мысль о создании национального музея истории и искусства.
Одновременно с восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 года император Николай I решил построить новое здание Эрмитажа и открыть в нем публичный музей, доступный для всех любителей искусства.

Проект здания, получившего позднее официальное наименование Новый Эрмитаж, был заказан баварскому архитектору Лео фон Кленце, имевшему опыт строительства музейных зданий: он построил в Мюнхене здания Пинакотеки и Глиптотеки, которые в 1838 году посетил Николай I.
Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 год. Строительство велось под наблюдением архитекторов В.П.Стасова и его помощника Н.Е.Ефимова. В.П.Стасов внес несколько важных изменений в первоначальный проект, которые позволили при возведении Нового Эрмитажа сохранить старые здания екатерининского времени.

Знаток и почитатель античности, Лео фон Кленце в своем проекте Нового Эрмитажа опирался на традиции древнегреческой архитектуры: простые и четкие формы, гладкие стены, прорезанные прямоугольными окнами, скупость украшений напоминают о величественных и строгих храмах Древней Греции. Храмом Искусств должен был стать и Новый Эрмитаж.

Фасад здания украсили эмблемы искусств и статуи знаменитых художников. Вход в "жилище муз" охраняют атланты: десять гранитных статуи, поддерживающих своды портика.
Они были исполнены в мастерской петербургского скульптора А.И.Теребенева по рисунку, на котором Кленце изобразил статуи античного храма на Сицилии.
Двери Нового Эрмитажа раскрылись перед первыми посетителями 5 февраля 1852 года, в день торжественного открытия Императорского музея. Праздник начался спектаклем в Эрмитажном театре, а завершился ужином в залах Нового Эрмитажа, где на блеск и роскошь Императорского двора со стен глядели персонажи старинных картин.
В первые годы существования Императорского музея в здании Нового Эрмитажа, доступ в него был весьма строго регламентирован.
Музей, по определению императора Николая I, был "частью и продолжением царской резиденции".Вход в него осуществлялся по пригласительным билетам, которые выдавались в Придворной конторе Министерства Императорского двора.

Довольно долго, почти до самого конца царствования Николая I, сохранялось распоряжение о допуске мужчин только в мундирах и фраках, а всех дам — в придворных платьях.
Работал музей ежедневно, кроме воскресений и больших праздников, по 2-3 часа в день. При этом днем, с половины первого до двух часов, посетители в музеи не допускались, так как "в сие время Его величество изволит сам посещать каждодневно Эрмитаж".
Однако уже к концу царствования Николая I вход в музей стал свободнее, а при преемнике Николая, Александре II, первый в истории Эрмитажа его директор С.А.Гедеонов добился разрешения царя на свободный и бесплатный допуск в Эрмитаж всех желающих. До конца 1930–х годов вход в Государственный Эрмитаж был именно со стороны Нового Эрмитажа.
На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Источник: www.drive2.ru


Categories: Площадь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.