Площадь Навона (piazza Navona) – это самая красивая барочная площадь в Риме и одновременно — целая коллекция достопримечательностей: на ее обширной территории расположены две средневековые церкви, пара любопытных музеев, три всемирно известных фонтана, несколько дворцов и даже"говорящая" римская статуя.

Побывать на самых красивых площадях Рима можно на нашей обзорной экскурсии

История площади Навона

В первом веке на том месте, где сейчас находится площадь, стоял огромный стадион Домициана, где проходили спортивные соревнования. На греческом состязания назывались «агон», что впоследствии трансформировалось в слово «навон», которым и стали называть площадь. Состязания проводились вплоть до IV века. Когда же наступила христианская эпоха в истории Римской империи, стадион постепенно перестал использоваться по прямому назначению. В XII веке стадиона уже не существовало: некоторые его части перестроили в жилые дома, одно из зданий стало церковью святой Агнессы, а поле для игр стало площадью, сохранив прямоугольную форму стадиона и его размеры. К XV веку место бывшей спортивной арены окончательно превратилось в площадь с торговыми рядами, где проводили ярмарки и устраивали народные гуляния на праздники.


Свой нынешний облик Навона начала обретать во времена Позднего Возрождения, когда господствовал стиль барокко. В этом стиле оформлены постройки, которые сегодня украшают архитектурный облик площади: дворец Памфили, отреставрированный фасад церкви святой Агнессы, фонтан Четырех Рек и т.д.

Достопримечательности на piazza Navona

На площади расположено множество достопримечательностей: конечно, удобнее и интереснее посетить их вместе с гидом в рамках экскурсии.

Самые известные достопримечательности площади Навона – это ее фонтаны, дворцы и христианские храмы.

Фонтаны площади Навона:

Фонтан Нептуна

В XVI веке, когда его построили, выглядел он проще. Все фигуры и бассейн вокруг них появились позже, в XIX столетии. С этого момента фонтан стал одним из символов итальянской столицы.


Фонтан Мавра

Мавра также не сразу установили у фонтана. В XVI веке его фигуры не было. Создал статую известный архитектор Бернини, почти через сто лет после строительства фонтана. Сейчас это один из самых известных фонтанов Рима.

Фонтан Четырех Рек

Знаменитое творение Бернини, с очень необычной композицией: в центре установлен египетский обелиск, а с четырех сторон его окружают скульптуры, изображающие четыре реки в четырех частях света – Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плата.

Церкви площади Навона:

Базилика святой Агнессы

Это изящное белоснежное здание сразу же бросается в глаза, попавшему на площадь туристу. Названо оно именем христианки, решившей посвятить себя Богу и отказавшейся выйти замуж за римского чиновника. По легенде, за отказ Агнессу пытались унизить, прилюдно обнажив ее на арене стадиона Домициана, но волосы на ее голове вмиг отрасли до такой длины, что покрыли собой ее наготу, поэтому любопытствующая толпа так и не увидела ее опозоренной. Вскоре после этого ее казнили за верность христианским принципам. На месте ее предполагаемой смерти в XII веке построили церковь. Впоследствии ее перестроили, и такой как сейчас она стала в конце XVII века. Внутри ее украшают многочисленные статуи из белого мрамора.


Церковь Девы Марии

На фоне остальных достопримечательностей Навоны эта церковь выглядит менее впечатляюще – с обеих сторон она стиснута соседними зданиями, а на ее фасаде мало декоративных элементов, поэтому выглядит он плоско и бесхитростно. Зато ее залы украшают фрески Рафаэля.

Дворцы площади Навона:

Дворцов на площади несколько, правда, в большинстве своем, выглядят они как скромные особняки, например, Серафини Скаретти или Джованолла. Проходя мимо них, неосведомленный турист даже не догадается, что это дворцы.

Самые красивые из дворцов Навоны:

Дворец Памфили. Солидное здание, которое уже почти 100 лет занимает посольство Бразилии, было построено в XVII веке в качестве резиденции для римского Папы.

Дворец Браски. Построен в конце XVIII-начале XIX века. Внутри расположен Музей Рима с богатой экспозицией, а рядом – непримечательный, на первый взгляд, памятник Пасквино, который, обогатил русский язык словом «пасквиль».

Дело в том, что на постаменте памятника средневековые римляне вешали листки с анонимными сатирическими сочинениями, высмеивающими власти города.


Чем еще заняться на площади Навона?

Навона – это место с неформальной атмосферой: в осмотре достопримечательностей в любой момент можно сделать паузу, присесть прямо на бордюр и съесть мороженое. Основательно перекусить или выпить чашку кофе можно в одном из открытых кафе. Трапеза будет сопровождаться музыкальными композициями уличных музыкантов, которые выступают на площади. Навону также облюбовали художники, готовые за несколько минут нарисовать портрет на заказ. А еще, площадь – это удачное место для шоппинга: в магазинчиках здесь можно купить сувениры от итальянских ремесленников, а на Рождество закупить подарки на грандиозной ярмарке.

Добро пожаловать на наши экскурсии в Риме!

Источник: zen.yandex.ru

Главная — Италия — Лацио — Рим

Площадь Навона (piazza Navona) является центральной и одной из самых просторных и красивых площадей Рима. Она разбита на месте античного стадиона Доминициана и имеет форму вытянутого овала, длиной 270 м и шириной 55 м. Стадион был построен в 86 году, он мог вместить 33 тысячи зрителей, которые приходили поглазеть на соревнования атлетов.


Площадь Навоны и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне
Площадь Навоны и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне

Название «Навона» вошло в обиход в конце эпохи Возрождения, оно означает «большая лодка» (от итальянского слова «nave» – «корабль»), потому что форма площади напоминает морское судно.
По другой версии, название площади пошло от фразы «in agone», т.е. «на арене», которое потом изменилось до Навоны.

В полуподвальном помещении дома, расположенного на северной стороне площади, сохранился древний вход на стадион.

Римские руины
Римские руины

Самое большое впечатление производят фонтаны, установленные на piazza Navona.
В центре возвышается знаменитый фонтан «Четырех Рек» работы Джанлоренцо Бернини (1652 г.). Огромный обелиск задает вертикальную ось фонтана. Он не был привезен из Египта, а изготовлен в Рим в начале IV века. Его высота составляет 16,53 м. Вокруг размещаются аллегорические фигуры рек Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, которые символизируют четыре континента – Европу, Азию, Африку и Америку.

фонтан Четырех рек, Рим, Италия
Фонтан «Четырех Рек»


Обелиск, Рим, Италия
Обелиск

За фонтаном находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone). Авторства проекта приписывают Франческо Борромини, вечному сопернику Бернини. На самом деле работу вела мастерская Джироламо Райнальди, в ней трудился и Борромини, но покинул за год до этого. Заканчивал строительство Карло Райнальди.
Церковь называют жемчужиной римского барокко.
Она посвящена мученицы Агнессе, которая считается одной из самых почитаемых святых Рима.
Существует легенда, согласно которой, христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.
Девушку закололи кинжалом, ее похоронили в некрополе, расположенном на via Nomentana.
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне богато украшена. Под главным алтарем похоронен папа Иннокентий X (Джованни Баттиста Памфилий). Рядом с площадью находится палаццо, где жила семья Памфилий, сейчас в нем размешается посольство Бразилии.

С правой стороны от церкви Сант-Аньезе находится палаццо Де Купис, возведенный в XVII веке. В 1730 году семья Де Купис породнилась с Орнани, и на первом этаже здания открыли театр Орнани, который вскоре стал известным благодаря кукольным спектаклям. В 1840 году театр поменял хозяев и имя, став театром Эмильяни. А палаццо приобрела семья Туччимей, которая пережила в 1870 году и жестокую борьбу за наследство. В результате дворец разделили на две части. Сейчас здесь размещается отель.

Фонтан Мавра работы Бернини (1654 г) расположен с южной стороны площади.


Фонтан Мавра, Рим, Италия
Фонтан Мавра

Фонтан Нептуна находится в северной части. Его строили в течение века, так как стремились, чтобы он соответствовал стилистики площади. В проекте участвовали такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, создавший статую Нептуна в 1878 г.

Фонтан Нептуна, Рим, Италия
Фонтан Нептуна

До 1869 года на площади Навона по выходным дня разворачивался рынок, который потом перенесли на площадь Campo de’ Fiori.

Шарля де Брос в «Интимных письмах об Италии» Шарля де Брос писал: «Площадь Навона, некогда цирк императора Александра Севера, могла бы считаться прекрасным местом, если бы не была такой грязной, но, поскольку здесь располагался овощной рынок, то выглядит она хуже, чем площадь Мобер. Тем не менее, надо признать, что фонтаны тут несколько лучше, чем на площади Мобер».

Сейчас на площади Навона проводиться Ярмарка Бефаны, которая до этого разворачивалась на piazza Sant’Eustachio. Ярмарка проходит с 8 декабря по 6 января. В этот период площадь заполняется игрушечными Бефанами, летящими на метле, разноцветными шарами, елочными украшениями и рождественскими сувенирами.


Бефана
Бефана.

С южной стороны площади Навона находится знаменитая говорящая «говорящая статуя» Пасквино.
Народная молва рассказывает о портном или башмачнике Пасквино, который жил за дворцом Браски, он не боялся критических замечаний и вольнодумных речей в адрес властей, свои речи он облачал в стихотворную форму и развешивал на античном торсе. Так началась традиция писать «пасквили» — сатирические стихи.
Статуя датируется III веков до н.э. Она была найдена в 1501 году во время раскопок дворца Орсини (сейчас дворец Браски).

Паcквино, Рим, Италия
«Говорящая статуя» Пасквино

Отсюда начинается via del Governo Vecchio, на которой расположены многочисленные старинные дома.
Мы пройдем по via di S.Pantaleo, пересечем оживленный проспект corso Vittorio Emanuele II, на который выходит белый палаццо Канчеллерия (Cancelleria), его фасад смотрит на узкую и длинную площадь.
Строительство дворца закончилось в 1495 году, над ним работал не слишком известный архитектор Антонио да Монтекавалло. Владельцем палаццо был кардинал Рафаэль Риарио, правнук папы Секста IV. Через 20 лет здание конфисковали, так как Риарио участвовал в заговоре против папы Льва X. Таким образом, в палаццо стала заседать папская канцелярия. Во время наполеоновской оккупации здесь размещался королевский двор, в 1848 году римский парламент и ассамблея Римской республики в 1849 году. Сейчас здесь находится Апостольская канцелярия, Высший церковный суд и Римская папская Академия археологии. Палаццо известен своим просторным залом «Ста дней», который оформлял Джорджио Вазари в XVI веке. Фрески изображают эпизоды жизни папы Павла III. Огромное здание поглотило также церковь Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, основанную в IV веке.


Пройдем вдоль палаццо Канчеллерия и окажемся на площади Campo de’ Fiori, которая является одной из самых известных и характерных римских площадей, привлекающей множество туристов.

Рынок на Campo de' Fiori.
Рынок на Campo de’ Fiori.

Ее название переводится как «поле цветов» и отсылает к тем временам, когда здесь буйствовали ромашки, маки и прочие душистые разноцветы.
Площадь разбили в 1456 году.
В 1478 году сюда с Капитолия переехал рынок, и жизнь забурлила, стали открываться остерии, траттории и гостиницы. Среди них самым известным заведением была «Locanda della Vacca», которая находилась рядом с переулком vicolo del Gallo.
Им управляла Ванноцца деи Каттанеи, официальная любовница папы Александра VI Борджиа, которая была матерью Лукреции, Чезаре, Хуана и Джоффре. Они все родились в дворце, на котором до сих пор сохранился герб рода. Он делится на четыре зоны: слева сверху помещен бык, справа внизу – шесть светлых и темных повязок, справа сверху и слева снизу – лев на задних лапах и лев уходящий.


Ванноцца

О происхождении Ванноццы мало что неизвестно. Их отношения с папой продлились 15 лет. Общие дети были официально признаны Александром VI.
Ванноцца умерла в возрасте 76 лет, последние годы она провела в раскаянии и благотворительности.

Посередине площади Campo de’ Fiori возвышается статуя философа Джордано Бруно, которого заживо сожгли на этом месте 17 февраля 1600 г. Бронзовый монумент, полный зловещей скорби, выполнил талантливый скульптор Этторе Феррари в 1889 году, по кругу расположены восемь медальонов с известными еретиками, а также панели со сценами жизни Бруно.
Раньше в центре площади находился фонтан в виде белой мраморной чаши, украшенной бронзовыми дельфинами. Но его в 1924 году перенесли к Новой церкви, чтобы освободить место для торговых рядов, а похожий фонтан установили чуть дальше.
Campo de’ Fiori является единственной римской площадью, на которую не выходит ни одна церковь. Все пространство поглощает живописный рынок, несмотря на то, что цены здесь высокие, покупатели всегда найдутся. К тому же в рыночных рядах можно найти редкие гастрономические вещички, которые не встречаются в других местах Рима и Италии. Например, всевозможные специи, которых насчитывается более ста разновидностей.

Специи на рынке Campo de' Fiori.
Специи на рынке Campo de’ Fiori

С северной стороны площади отходят две узкие улицы: via dei Cappellari и via del Pellegrino. В самом начале via del Pellegrino с левой стороны открывается арка с маленьким и очень красивым двориком, который называется Borghetto di Arco degli Acetari.

Borghetto di Arco degli Acetari
Borghetto di Arco degli Acetari.

Дальше можно продолжить прогулку по Риму по маршруту «От площади Навона до Тибра», во время которого вы увидите палаццо Фарнезе, живописную via Giulia, перспективу Борромини в палаццо Спада, а также церковь Сан Джованни Флорентийцев, где похоронен Франческо Борромини.

Или пройти к Пантеону, чтобы познакомиться с районом Пинья, т.е. «Шишка», увидеть «храм всех святых», барочную церковь Святого Игнация-ди-Лойола с оптической иллюзией, «говорящие статуи», а также площадь Венеции.

Между площадью Навона и Пантеоном лежит район Сант-Эустакьо, не пропустите его, чтобы увидеть работы Караваджо и многое другое.

Источник: www.biancoloto.com

История

В 80 году н.э. в Риме был построен стадион Домициана (Stadio di Domiziano). Эта постройка являлась подарком императора Тита Флавия (лат. Titus Flavius Domitianus) жителям столицы. Чаще всего она использовалась для проведения спортивных мероприятий.

Площадь навона в риме

Второе название стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» – «состязание»). Именно этому термину площадь Навона и обязана своим названием. В первые века нашей эры стадион назывался «campus agonis», ближе к Средним векам этот термин трансформировался в «n’agone». В конечном итоге название упростилось до «navona».

Античный стадион имел внушительные размеры: 275 на 106 метров, число зрителей  – 15 тысяч! Постройка была богато украшена изнутри и снаружи. В арках вокруг стадиона располагалась лоточная торговля и развлекательные заведения. Примечателен тот факт, что один из публичных домов у стадиона в последствие превратился в церковь.

  • Читайте также про Олимпийский стадион в Риме (Stadio Olimpico).

Раннехристианский период

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore)

На северной стороне пьяцца Навона стоит церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре . Церковь, посвященная Деве Марии, была возведена на руинах стадиона Домициана в XII столетии. Деньги на строительство храма были завещаны королем Фердинандом III Кастильским (Ferdinand III). С XVI по XVII века базилика имела статус национальной испанской церкви в Риме.

Площадь навона в риме

В XIX столетии благодаря усилиям папы Льва XIII церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была отреставрирована. Вход в здание был перенесен с внутренних столичных улиц на площадь Навона. Убранство церковного алтаря и многие картины внутри храма были выполнены ренессансным живописцем Франциско де Костелло (Francisco de Castello).

Эпоха барокко

Площадь Навона – это самый выдающийся образец стиля барокко (barocco), который только можно найти в Риме. Эпоха барокко в этот уголок столицы пришла благодаря семейству Памфили (Pamphilj). Еще в конце XV века один из представителей этой семьи выкупит три старинных дома, стоящих на площади. Спустя полтора столетия Джамбаттиста Памфили (Giambattista Pamphili) принимает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X.

Площадь навона в риме

Папа решил выстроить семейный дворец в южной части пьяцца Навона. С этой целью он нанимает барочного архитектора – Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Благодаря этому мастеру палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj) приобрел столь элегантный фасад. Внутренним убранством дворца занимался уже Франческо Борромини (Francesco Borromini). Папа презентовал великолепный римский особняк своей родственнице – Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini).

Палаццо Памфили может похвастаться 23 залами и прекрасной галереей, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками кисти Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona). А в 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. На сегодняшний день в здании дворца размещается посольство Бразилии.

Легенда об Агнессе Римской

Существует занимательная история о жизни римской девушки по имени Агнесса (лат. Agness). Прекрасная дева жила в Риме в III веке н.э., она приняла христианскую веру и готовилась полностью посвятить себя церкви. На беду, в нее был влюблен римский префект, который и слышать не хотел об отказе. Разозлившись на благочестивую Агнессу, чиновник велел раздеть ее и отправить в таком виде в публичный дом, что процветал у стадиона Домициана.

Заступники не оставили Агнессу в трудный час, ее распущенные волосы помогли укрыться от горящих глаз толпы. Ангелы принесли белоснежное одеяние, в которое облачилась верующая христианка. В борделе девушка также оказалась под защитой веры, все римляне с позором покидали комнату пленницы. В январе 304 года несломленная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.

В середине XVII века на том самом месте, где располагался древний дом терпимости, в честь Агнессы Римской был выстроен храм. Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) – изящная белоснежная базилика, выполненная в барочном стиле.

Площадь навона в риме

Фасад церкви смотрит на пьяцца Навона, приглашая путешественников заглянуть вовнутрь. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.

Фонтаны

Пьяцца Навона в Риме украшена тремя барочными фонтанами.

Фонтан Четырех Рек

По центру площади размещен Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi), в котором плещутся воды древнего римского акведука. Его построил в 1648-51 гг. Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Изначально в центре площади был установлена имитация древнеегипетского обелиска. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем талантливый архитектор нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.

Бернини против Борромини

Подлинным украшением площади служит храм Святой Агнессы, искусно декорированный барочной вязью. Базилика была построена по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini). Напротив фасада церкви находится наиболее впечатляющий из трех источников – Фонтан Четырёх Рек. Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество.

Среди римских гидов популярна легенда о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана.

Фонтан Нептуна

Площадь навона в риме

На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno). Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).

Фонтан Мавра

Площадь навона в риме

В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.

Площадь навона в риме

По заказу Олимпии Майдалькини фонтан приобрел больше светского лоска. По центру фонтана выросла фигура мавра, состязающегося с дельфином.

Дворец Браски

Дворец Браски (Palazzo Braschi) появился в Риме в 1792 году. Близкий родственник папы Пия VI решил обзавестись фамильным палаццо с видом на площадь Навона. Козимо Морелли (Cosimo Morelli) разработал архитектурный проект и стал куратором строительства особняка. Однако вторжение Бонапарта заморозило отделочные работы до 1811 года. Семья Браски утратила свои права на палаццо, а правительство Италии долго не могло найти применения роскошной постройке.

Начиная с 1949 года Палаццо Браски использовался в качестве убежища для 300 итальянских семей. В 1952 году дворец получил статус музея Рима. Примечательно, что у здания стоит одна из древних римских «говорящих» статуй, датированная II веком до н.э.

Площадь навона в риме

Фигура под названием Пасквино (Pasquino) в свое время выражала отношение простых римлян к официальной власти. В Средние века подножье статуи превратилось в анонимную доску для доносов-пасквилей.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00, стоимость билета – 9 евро. Официальный сайт: www.museodiroma.it/sede/palazzo_braschi

Современная жизнь площади

Еще с античных времен у стадиона Домициана проводились ярмарки и различные турниры. В Средние века пьяцца Навона стала местом проведения религиозных шествий и празднеств. С XV века сроком на 4 столетия площадь становится местом проведения еженедельных ярмарок.

В настоящее время площадь Навона раз в год принимает у себя рождественскую ярмарку «Befana di piazza Navona». В остальное время этот уголок столицы облюбован туристами, желающими взглянуть на барочные фонтаны и огромный обелиск. Сувенирные лавки, расположенные вдоль площади, помогут гостям города сохранить воспоминания о Риме и его красотах.

Источник: Italy4.me

Фонтаны на площади Навона

Сегодня на площади находятся три фонтана:

Фонтан Мавра находится на юге площади. Построенный скульптором Джакомо делла Порта в 1576 году, первоначально был украшен четырьмя каменными тритонами. При масштабной реконструкции площади, в конце XVII века скульптором Джан Лоренцо Бернини была установлена фигура Мавра, остальные же фигуры относятся к XIX веку.

Фонтан Нептуна расположен в северной части площади. Был установлен в виде каменной ванной без скульптур на площади Навона в 1574 году Джакомо делла Порта. Мощная фигура морского бога Нептуна, разящего трезубцем осьминога, относится к XIX веку, автор скульптуры — итальянский зодчий Антонио делла Битта.

Центральный фонтан площади — Фонтан четырех рек работы Бернини, его строительство продолжалось с 1647 по 1651 года, представляет собой египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам, Лаццаро Морелли. Обелиск посередине фонтана высотой 16,5 метров был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу императора Домициана в I веке н. э. и привезен в Рим для украшения арены цирка Максенция на Аппиевой дороге. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, когда папа Иннокентий X приказал перенести его на площадь Навона. Вершину обелиска украшает металлический голубь с веткой оливы — гербовой знак семьи Памфили.

История и архитектура

Стадион, на месте которого сегодня находится площадь Навона, был построен Юлием Цезарем, а затем перестроен императором Домицианом в I  в. до н. э. Сооружение производило впечатление своими размерами — 275 на 106 метров, а также вместимостью — почти 15 тысяч человек одновременно могли следить за соревнованиями с его трибун. Внутри стадион был богато украшен произведениями искусства. С внешней стороны — оформлен арками из травертина, в них располагались лавки ремесленников, торговцев, а также различные увеселительные заведения.

Агоны (по-гречески «состязания») по бегу, метанию диска, кулачные бои проводились на стадионе до IV века. От греческого слова «агона» и произошло название площади, позднее ставшее звучать в итальянском как «Navona». Многие из зданий, окружающие сегодня площадь, построены на фундаменте и из камней античного стадиона. Если посмотреть на площадь Навона с высоты птичьего полета, то можно отчетливо увидеть, что ее контуры повторяют очертания стадиона, закругленного с одной стороны. После распада Римской империи стадион пришел в упадок, соревнования на нем не проводились, сам по себе он постепенно ветшал и разрушался. Постепенно части стадиона становились деталями нового ансамбля — ансамбля площади.

В Средние века пьяцца Навона являлась излюбленным местом горожан, где проводились ярмарки, праздники, религиозные шествия, народные гуляния, турниры. В августе 1477 года сюда был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года. В этот период на площади появляются первые дворцы — Палаццо Торрес Ланчелотти (1552 год), Палаццо де Купис (1450 — 1520 гг.), палаццо Орсини (1516 год, не сохранился до наших дней), первые фонтаны — Мавра и Нептуна, построенные по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Изначально они представляли собой каменные ванные и сегодняшний вид обрели только в XIX веке.

История современного облика площади начинается в 1644 году, когда знатный римлянин Джованни Батиста Памфили, ставший папой Иннокентием Х, решил превратить три дома на площади Навона, принадлежавшие его семье еще с 1470 года, в единый дворец — палаццо Памфили. В это время начинается глобальная перестройка площади в стиле барокко, К этому периоду относится строительство величественного фонтана на площади — фонтана Четырех рек с установкой Обелиска (1647—1651 гг.), переустройство архитектором Джан Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.) фонтана Мавра, реконструкция церкви Святой Агнессы (1652 год) известным зодчим Франческо Борромини (1599–1667).

В конце XVIII века на месте разрушенного палаццо Орсини на площади возвели Палаццо Браски, его строительство продлилось с 1792 по 1811 гг.

Площадь Навона сегодня

В наши дни площадь Навона — одна из самых известных городских площадей, является центром жизни города. Уличные художники и музыканты, туристы и местные жители, уютные кафе и рестораны — посещение площади Навона погружает в неповторимую атмосферу «бурлящей» жизни современного Рима. Архитектурный ансамбль площади — настоящее произведение искусства — привлекает своей торжественностью и великолепием. Действительно, концентрация достопримечательностей на площади Навона просто поражает воображение туристов.

Церкви

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, церковь Святой Агнессы, расположенная на западе, является архитектурной доминантой площади Навона. Строительство этого величественное сооружения было начато в 1652 году по приказу папы Иннокентия X архитектором Джироламо Райнальди и его сыном Карло, но через год работы возглавил архитектор Франческо Борромини.

Церковь строилась на месте самой первой церкви Святой Агнессы и на развалинах стадиона. От первоначальных построек практически ничего не осталось. Освящение новой церкви состоялось в 1672 году.

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре находится на северной стороне площади, напротив палаццо Памфили. Базилика является дним из самых древних зданий на площади, дошедших до наших дней. Построенная в XII веке на руинах стадиона, сегодня она впечатляет своим внешним видом — торжественным, аскетичным и подлинно древним.

Дворцы

Палаццо Памфили — величественный дворец в южной части площади, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Архитектором палаццо стал Джироламо Райнальди, внутренняя отделка выполнялась под руководством Франческо Борромини. Палаццо Памфили состоит из 23 залов и просторной галереи, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками художником Пьетро да Кортона. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.

Палаццо Браски — дворец, построенный архитектором Козимо Морелли для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини. Окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году. После Второй мировой войны до 1949 во дворце проживали эвакуированные семьи. С 1952 года во дворце находится музей Рима. В нем расположена экспозиция, посвященная средневековой и современной истории и жизни Вечного города: фотографии, рисунки, скульптуры, мебель, фрески и мозаики, книги, керамика, предметы быта, одежда и гобелены.

На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э.) — одна из знаменитых римский говорящих статуй. Она была найдена при строительных работах в 1501 году. На её подножие в XVI веке наклеивались листовки, в которых простые римляне выражали свое отношение к официальной власти. Сочетание названия статуи и критической направленности текстов породило в языке новое слово — «пасквиль».

Также на площади находятся Палаццо Торрес Ланчелотти, построенный в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно и Палаццо де Купис (1450—1520 гг.)

Руины стадиона

Частично руины древней арены видны на площади, в ее северной части. Но далеко не каждый турист догадывается, что остатки древней арены находятся прямо под его ногами. Развалины древнего стадиона Домициана — обширный археологический комплекс, расположенный на пятиметровой глубине прямо под площадью Навона. Его руины сохранились в разных местах на уровне подвалов современных строений площади. Вход в музей стадиона осуществляется с улицы Via di Tor Sanguigna, 3. Эта достопримечательность относится к разряду самых необычных в Риме, посетить ее стоит непременно.

Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессии. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что организация свадьбы в Италии не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Купить билет на посещение стадиона Домициана с аудиогидом на 7 языках:

Как добраться

Площадь Навона находится в сердце Рима, в самом его центре, поэтому наилучшим выбором будет включить ее посещение в пешеходную экскурсию по городу, совместив с достопримечательностями, находящимися рядом, например, Пантеоном или Замком Святого Ангела.

Стоит заметить, что площадь находится довольно далеко от станций метро, поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта — Senato или Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № № 30,70, 81, 87, 130 °F, 492, 628, а также ночные маршруты N6 и N7.

От станции метро линии А, Barberini возможно доехать автобусе № 492.

От станции метро линии А, Termini — на автобусе № 70.

От станции метро линии В, Colosseo — на автобусе № 87.

Также можно воспользоваться службами такси — Uber, Kiwitaxi.

Площадь Навона на панораме Google maps

Площадь Навона на видео

Источник: www.tourister.ru


Categories: Площадь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.