Зимний дворец Петра I и Эрмитажный театр — исторический и архитектурный памятник, расположенный в центральной части Санкт-Петербурга и включенный в музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

Зимний дворец Петра I был возведен с 1712 года на набережной Невы в качестве личной резиденция императора Петра Великого.

После смерти царя и в последующем его супруги — Екатерины I, Зимний дворец Петра I использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в его стенах размещали лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра I заняла царский престол.

В конце 18 века на месте дворца был возведен Эрмитажный театр, и лишь малая часть (комнаты) сохранились от прежнего дворца, которые сегодня включены в Эрмитажный театр.

Эрмитажный театр — один из старейших в Санкт-Петербурге и в России.

С 18 века театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и сопутствовали многим празднествам. По этой причине, в 1783-1789 годах архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II было возведено отдельное здание театра.


Первый сезон в Эрмитажном театре открылся ещё до полного завершения всех отделочных работ — 16 ноября 1785 года представлением оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват».

В 1894 году была проведена реставрация театра. В 1902 году архитектор Л.Н. Бенуа оформил театральное фойе в стиле рококо.

После событий 1917 года в стенах театра размещался Рабочий университет им. А.В. Луначарского, в 30-е годы проходили различные концерты. В 1935 году театр прекратил свою деятельность. Долгие годы помещение использовалось как Лекторий Государственного Эрмитажа.

В начале 1980-х годов было принято решение провести полный капитальный ремонт и реставрацию здания театра. В январе 1991 года Эрмитажный театр вновь открыл свои двери.

Сегодня это одна из самых популярных сценических площадок Петербурга.

Здание Эрмитажного театра (Зимнего дворца Петра I) является памятником архитектуры русского классицизма конца 18-го века. Его главный фасад выходит на Дворцовую набережную Невы. Боковой фасад выходит к набережной Зимней канавки и примыкает к основному дворцовому комплексу (Государственному Эрмитажу) аркой-переходом через канал. Арка-переход пролегает над Эрмитажным мостом.

Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

На фото: арка-переход, набережные Зимней канавки, Эрмитажный мост и боковой фасад Эрмитажного театра (справа)


Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

Здание театра отличается гармонией и сбалансированностью архитектурных форм. Выделяется двухэтажной рустованной частью и неглубокой лоджией между боковыми ризалитами.

В нишах фасада размещены скульптуры и бюсты древнегреческих драматургов и поэтов.

Центральная часть фасада украшена стройными барельефными колоннами с капителями, поддерживающими карниз здания.

Рустованные окна первого этажа украшены замковыми камнями с львиными «масками».

Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

Интерьер Эрмитажного театра (Зимнего дворца Петра I)

В театре дают спектакли и концерты, а в его фойе устраивают выставки. Также в Эрмитажном театре проходят научные конференции, семинары, симпозиумы.

В сохранившейся части Зимнего дворца Петра I находится мемориальная экспозиция, посвященная Петру Великому и его эпохе.

Зрительный зал театра устроен наподобие античного амфитеатра. Стены и колонны декорированы цветным искусственным мрамором. В нишах расположены скульптуры Аполлона и девяти муз, а над ними находится барельефы с портретами знаменитых музыкантов и поэтов.


Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

В экспозиционной части Эрмитажного театра — бывшего Зимнего дворца Петра I, сохранены и воссозданы некоторые комнаты императора — кабинет, столовая и токарная, главным экспонатом которой является токарно-копировальный станок английского мастера Георга Занепенса.

Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

В музее экспонируется так называемая «Восковая персона» — посмертный скульптурный портрет Петра I.

Петр I скончался 28 января 1725 года в «Конторке» — рабочем кабинете, находившемся в западной части дворца. Сразу после смерти императора К.Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки с кистей рук и ступней ног. По этим слепкам и маске в 1725 году им была создана «персона».


Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

В бывшем Парадном дворе дворца выставлены карнавальные сани и садовая коляска Петра I — редкий образец прогулочного экипажа начала 18 века.

Зимний дворец петра 1 в санкт петербурге

Источник: life-globe.com

История Зимнего дворца Петра I

Зимний, который мы знаем сейчас, был заложен летом 1732 году. Но что мы еще о нем знаем?

Нынешняя постройка является пятой по счету. Первый Зимний дворец заложил Петр I, и он был похож скорее на простой двухэтажный дом. Второй подарил ему князь Меньшиков, друг и соратник. Этот дворец был просторнее и сделан из камня, но все еще оставался скорее домом. Его наследники, в частности Анна Иоанновна, занимались грандиозной перестройкой, для которой и пригласили итальянского архитектора.

С 1844 по 1905 в Санкт-Петербурге не было здания выше, чем Зимний дворец. Этот вопрос регулировал специальный указ Николая Первого. Причем, прямо здание Зимнего не указывалось, в качестве мерила выступала его высота до карниза.

В 1837 году дворец пережил страшнейший пожар, в котором сгорели все предметы быта и оригинальная отделка. То, что мы видим сегодня – это продукт реставрации. К слову, восстановить величественный дворец удалось всего за 15 месяцев, путем титанических трудов 6000 рабочих со всей империи.


Это самый большой дворец в России и один из крупнейших в Европе. В нем 1057 комнат, 1945 окон и 117 лестниц. Площадь Зимнего – 60 000 квадратов, а чтобы обойти его полностью и посмотреть все хранящиеся в экспозиции сокровища, понадобится 8 лет.

Зимний дворец Петра I не всегда был выкрашен в бело-зеленые цвета. Изначально цвет стен был бледно-желтым, позднее – красным, потом – серым и цвета слоновой кости. Многие историки настаивают, чтобы дворцу вернули первоначальный оттенок охры, который сочетается с образом Северной столицы в наибольшей мере.

Коллекцию предметов искусства, которые хранятся в Эрмитаже, начала собирать Екатерина Вторая. Изначально шедевры были доступным только избранным, но в 1852 году, при Николае Первом, Зимний дворец открыли для посетителей. Билет стоил дорого, поэтому купить его могли только очень знатные люди.

Дворец достаточно сильно пострадал в Великую Отечественную войну, несколько залов, в том числе Малый тронный, были уничтожены прямым попаданием авиационных бомб. Уже в ноябре 1945-го музей открыли для посетителей, но полная реставрация закончилась через несколько лет.

Что посмотреть в музее?

Коллекция Зимнего дворца Петра I огромна. Эрмитаж знаменит, прежде всего, своими картинами. Но не только, ведь он сохранил, хоть и отреставрированными, убранство и архитектуру. В отличие от, например, Лувра, здесь открыты для просмотра апартаменты монархов. В частности, можно посмотреть будуар императрицы Марии Александровны и библиотеку Николая II, тронные залы, столовые.


Залы и экспозиции дворца

В музее  Петруа I стоит посмотреть беломраморную лестницу,  и парадные залы, ведущие к Тронному, где выставлены портреты генералов наполеоновской войны. В Рыцарском зале собрана коллекция оружия и амуниции за 16 веков: доспехи, шлемы, арбалеты, пистолеты.

В Эрмитаже есть и очень необычная экспозиция, посвященная его основателю и первому владельцу – Петру I. Ее можно посмотреть в здании Эрмитажного театра. Она включает в себя осмотр погребов, двора и личных покоев (кабинета, столовой и токарни) такими, как они были при Петре. Для экспозиции выбраны места, которые сохранились со времен петровского дворца. В одной из комнат находится восковая фигура Петра Первого работы Растрелли-старшего, передающая настоящую внешность императора.   А в Золотой и Бриллиантовой кладовых, на первом этаже, выставлены драгоценности династии Романовых.

Культура и искусство

Если вы любите живопись, обязательно загляните на второй и третий этажи дворца. В картинных галереях представлены все известные школы от Средневековья до современности. Жемчужинами коллекции являются две картины Леонардо Да Винчи, коллекция импрессионистов (единственная, которую собирали не цари), творчество Тициана, Рафаэля, Рубенса, вторая по величине коллекция Рембрандта в Европе.

Как работает Эрмитаж?


Музей Петра I принимает посетителей во все дни, кроме понедельника. Во вторник лучше визит не планировать, так как этот день – самый загруженный на неделе. Нежелательно планировать экскурсию и на первый четверг месяца: традиционно в этот день музей работает бесплатно, посетителей всегда много, и все они должны выстоять очередь в кассу за бесплатным билетом.

Находится местная достопримечательность, посвященная Петру I, по адресу Дворцовская набережная 30, город Санкт-Петербург.

Источник: zimniy-dvorec.ru

История строительства Зимнего дворца

В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.

Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.

К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку. Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец. Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.


Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского. В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции. Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…

Открытие Зимнего дворца Петра I

В ходе археологических и реставрационных работ 1976-1986 годов были получены поистине сенсационные результаты. Исследователи обнаружили шесть помещений центрального здания петровского дворца, фрагменты бывшего парадного двора, обходных галерей и несколько комнат жилого корпуса.

Помещения и интерьеры восстановленного Зимнего дворца Петра I

Парадный двор Зимнего дворца Петра I расположен под сценой Эрмитажного театра. Сохранились пять арок фасада. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту Третьего Зимнего дворца. В петровское время над ними находился Кавалерский зал, где зимой 1725 года проходила церемония прощания с российским императором.

В 1725-26 годах к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи, две из которых сохранились на уровне первого этажа.


Как показали археологические исследования, первоначально двор был выложен кирпичом «в елочку». В середине XVIII века он был вымощен булыжником.

Археологов и реставраторов ждали поистине фантастические открытия. Частично сохранились так называемые «Малые палатки» — жилые помещения императора Петра I, возведенные по проекту архитектора И.Г. Маттарнови в 1716-1719 гг. Двухэтажный жилой флигель входил в состав Третьего Зимнего дворца и соединялся переходом с «Набережными палатами».

В 1719 г. была прорыта Зимняя канавка. Вдоль нее перед палатами разбили партерный садик с фонтаном и устроили гавань. Петр I не любил жить в просторных помещениях с высокими потолками. Площадь жилых комнат составляет 16-21 кв. м, высота потолков первого этажа – 3,8 м, второго – 3 м.

«Малые палатки» были крыты красной черепичной крышей, фасад окрашен в серый цвет. В 1726-27 гг., когда проводились работы по расширению дворца, «Малые палатки» не затронули, т.к. Екатерина I хотела сохранить свои покои и покои Петра I нетронутыми. При строительстве Эрмитажного театра второй этаж, где располагались покои императрицы, был разобран, а стены первого этажа, где располагались петровские покои, стали несущими конструкциями. Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку.

В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней. Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.


Обращает на себя внимание высота конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.

В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии. На фотографии ниже представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.

На стене одного из залов можно увидеть старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.

В одном из залов — «восковая персона» Петра I. Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.

После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу Анны Иоанновны открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству.

В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во время дворцового переворота 1741 года. Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг. Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.

Старинные рисунки, представленные в экспозиции музея, дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I:

Источник: anashina.com


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.