Как добраться до Александро-Невской лавры

Станция метро — Площадь Александра Невского;

Вход в лавру находится на площади Александра Невского, напротив огромного здания гостиницы «Москва».

Режим работы Александро-Невской лавры в 2020 г.

  • Лавра открыта ежедневно с 5:30 до 23:00
  • Свято-Троицкий собор открыт ежедневно с 5:45 до 20:00
  • Некрополь 18 века и Некрополь мастеров искусств
    • В зимний период
      • Ежедневно с 9:30 до 16:00
      • Касса закрывается на полчаса раньше
    • В летний период
      • Ежедневно с 9:30 до 18:00
      • Касса закрывается на полчаса раньше

Стоимость билетов Александро-Невскую лавру в 2020 г.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — действующий монастырь. Вход бесплатный для паломников и туристов всё время.

Также на территории лавры работает музей городской скульптуры — Некрополь XVIII века и Некрополь Мастеров искусств.

Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры в 2020 г.

  • Посещение Некрополя 18 века и Некрополя мастеров искусств
    • Для граждан России
      • взрослый билет — 300 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
      • школьники и студенты России — 100 рублей
      • пенсионеры России и Белоруссии — 100 рублей

    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет — 400 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
  • Посещение одного из некрополей (Некрополя 18 века или Некрополя мастеров искусств)
    • Для граждан России
      • взрослый билет — 150 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно
      • школьники и студенты России — 50 рублей
      • пенсионеры России и Белоруссии — 50 рублей
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет — 200 рублей
      • дети дошкольного возраста — бесплатно

История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.


Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.

Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость — Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.

Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.


В середине 18-го века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.

В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус — статус лавры.

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776–1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде — шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.

В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.

Некрополь Алексанро-Невской лавры

На территории монастыря в 1716 году основано Лазаревское кладбище, где была построена церковь Святого Лазаря.


Лазаревском некрополе похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Д. Кварнеги, А.Н.Воронихин. А.Д. Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, К. Росси, А.В., М.И. Козловский. На Ново-Лазаревском кладбище покоятся Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, Б.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский, П.К. Клодт, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие известные деятели.

Позже к Александро-Невской лавре присоединяется Тихвинское кладбище (1823 год). Оба кладбища объединяются в Некрополь. Затем в 1861 году в Некрополь вошло и Никольское кладбище. После реконструкции Невской набережной в 1960-ые годы Никольское кладбище было значительно сокращено. Здесь были похоронены историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 2002 на площади перед лаврой открыт конный памятник князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). Главным праздником собора является день 12 сентября — день перенесения в 1724 году мощей св. Александра Невского.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Александро-Невская лавра не утратила своей духовной роли, несмотря на все гонения советского времени, и функционирует как мужской монастырь и в наши дни.

Музей городской скульптуры Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге


В 1930 году на основе Некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года он занял Надвратную церковь. А после закрытия в 1933 году Благовещенской церкви её первый этаж был также передан этому музею. В послевоенные годы музей занял оба этажа Благовещенской церкви, а в конце 1980-х годов и здание бывшей Тихвинской церкви

Источник: www.spb-guide.ru

Настоятели и наместники

  • Феодосий (Яновский) (1712 — 1721)
    • N
    • Варлаам (Голенковский) (1716 — 1721)
    • Иларион (Марков) (1721 — 1727)
  • Петр (Смелич) (1725 — 1735)
    • Вениамин (Фальковский) (1727 — 1730)
    • Симон (Тихомиров) (1730 — 1732)
    • Гервасий (Корда) (1732 — 1737)
  • Стефан (Калиновский) (1735 — 1742)
    • Досифей (Лебедевич) (1737 — 1745)
  • Санкт-Петербургские (Петроградские) владыки (1742 — 1917)
    • Свт. Софроний (Кристалевский) (1746 — 1753)
    • Никон (Красовский) (1753 — 1757)

    • Иаков (Палашковский) (1757 — 1759)
    • Иоанникий (Броднетский) (1759 — 1761)
    • Сильвестр (Юницкий) (1761)
    • Гурий, игум. (1761 — 1762)
    • Климент (Белошапкин) (1763 — 1765)
    • Иларион (Максимович) (1768 — 1774)
    • Амвросий (Гиновский) (1774 — 1781)
    • Афанасий (Вольховский) (1781 — 1788)
    • Иосаф (Клоков) (1788 — 1792)
    • Иона, игум. (1792 — 1794)
    • Герасим (Князев) (1794 — 1795)
    • Мелхиседек (Короткий) (1795 — 1797)
    • Иоасаф (Чапужников) (1797 — 1799)
    • Антоний (Знаменский) (1799)
    • Амвросий (Протасов) (8 января — март 1800)
    • Израиль (Звегинцев) (1804 — 1808)
    • Вениамин (Бесновский) (1808 — 1809)
    • Порфирий (Кириллов) (1809 — 1810)
    • Гедеон (Федотов) (1810 — 1819)
    • Товия (Моисеев) (1819 — 1829)
    • Палладий (Белевцев) (1829 — 1842)
    • Аарон (Петров) (1842 — 1843)
    • Вениамин (Морачевич) (1843 — 1853)
    • Ириней (Боголюбов) (30 сентября 1853 — январь 1860)
    • Никанор (Ильинский) (1860 — 1863)
    • Герман (Осецкий) (1863 — 1866)
    • Поликарп (Гонорский) (1866 — 1867)
    • Ювеналий (Половцев) (1867 — 1871)
      • Филипп, архим. (1871 — 1873) и/о

    • Никодим (Белокуров) (1873 — 1875)
    • Симеон (Линьков) (1875 — 1883)
    • Антоний (Люцернов) (19 февраля 1883 — 29 февраля 1888)
    • Иннокентий (Данилов) (1888 — 1890)
    • Исаия (Булин) (1890 — 1896)
    • Арсений (Орлов) (1896 — 1900)
    • Корнилий (Смуров) (1900 — 1909)
    • Феофан (Туляков) (1 февраля 1909 — 6 июля 1916)
    • Филарет, архим. (1915 — 1917)
      • Сщмч. Прокопий (Титов) (май 1917)
    • Сщмч. Прокопий (Титов) (май — 14 декабря 1917)
  • Сщмч. Прокопий (Титов) (14 декабря 1917 — 26 января 1918)
  • Санкт-Петербургские (Петроградские, Ленинградские) владыки (с 1918)
    • Сщмч. Прокопий (Титов) (январь — апрель 1918)
    • Геннадий (Туберозов) (11 апреля — 14 августа 1918)
      • Артемий (Ильинский) (август — октябрь 1918) и/о
    • Сщисп. Виктор (Островидов) (сентябрь/октябрь 1918 — декабрь 1919)
      • Николай (Ярушевич) (14 декабрь 1919 — март 1920) и/о
    • Николай (Ярушевич) (март 1920 — 25 марта 1922)
      • Иоасаф (Журманов) (июль — сентябрь 1922) и/о
    • Иоасаф (Журманов) (сентябрь 1922 — ?)
    • Сщмч. Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март/май 1928)
    • Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)
    • Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
    • Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996)
      • Назарий (Лавриненко) (25 октября 1996 — 17 апреля 1997)

    • Назарий (Лавриненко) (с 17 апреля 1997) и/о

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Александро-Невской Лавры:
    • http://lavra.spb.ru/
    • http://lavra.spb.ru/ru/about/svjaschennonachalie/svjaschenno…tml

Источник: drevo-info.ru

Строительство монастыря.

Строительство этого монастыря имело как религиозное, так и политическое значение – канонизированный православной церковью Александр Невский рассматривался как божественный покровитель православных россиян в борьбе с извечным врагом – Швецией. Этот глубоко почитаемый Петром святой стал покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в новую столицу. Сначала их поместили в только что освященную Александро-Невскую церковь, а впоследствии перенесли в главный собор монастыря – Троицкий.

UoITHr_BJyk Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь.


Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру – он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. При нем были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священно- служителей, которая впоследствии приобрела статус Духовной семинарии и Духовной академии – высшего учебного заведения патриархии (они существуют по сей день).

Be54VCLwFBs Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь.

Первоначальный проект Александро-Невского монастыря составил архитектор Трезини. Первой была построена Благовещенская церковь, сохранившаяся почти без изменений до наших дней. Ее с полным правом называют первым российским Пантеоном – в начале XVIII в. она служила усыпальницей членов царской семьи и видных государственных деятелей. Здесь похоронены царевна Наталья Алексеевна, царица Прасковья Федоровна, любимый маленький сын Петра I Петр Петрович, правительница Анна Леопольдовна.

y3JHuEpTx4g Александро-Невская лавра.

Александро-Невская лавра.


Позже в Благовещенской церкви похоронили великого русского полководца Суворова, на надгробии которого – лаконичные державинские строки «Здесь лежит Суворов». Двухэтажное прямоугольное здание Благовещенской церкви в стиле русского барокко послужило образцом для более поздних монастырских построек – Федоровской церкви и угловых башен. Ансамбль монастыря продолжал развиваться на протяжении всего XVIII в. Над въездными воротами появилась надвратная церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

SuH5BJ1Wndc Александро-Невская лавра.

Свято-Троицкий собор.

Композиционным центром Александро-Невского монастыря стал Свято-Троицкий собор, сооруженный по проекту архитектора Старова в конце XVIII в. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, но со своей особенностью: вместо икон его украшали живописные произведения кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских художников. Над входом в собор – золоченые фигуры ангелов, несущие орден Святого Александра Невского.

XiIvE4AG7Go Александро-Невская лавра.

Свято-Троицкий собор.

Главной святыней храма были мощи святого благоверного великого князя Александра Невского, хранившиеся до революции в великолепной серебряной раке, изготовленной по велению императрицы Елизаветы Петровны. Сейчас рака находится в Эрмитаже, а сами мощи, переданные при советской власти в Музей истории религии и атеизма, давно возвращены обратно в собор. Ковчег с мощами стоит справа от иконостаса, около него обычно много народу.

19wb2KagnwQ Александро-Невская лавра.

Свято-Троицкий собор.

Богослужение в Троицком соборе всегда отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, золотые кресты, драгоценные престольные Евангелия. Одним из самых важных праздников столицы был день чествования святого Александра Невского, когда совершался торжественный крестный ход из Казанского собора в лавру и обратно.

ADdtVQhE30k Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь.

К концу XVIII в. Александро-Невский монастырь постепенно превратился в один из духовно-культурных центров Российской империи. В 1797 г. он получил высший статус православного монастыря – лавры. Огромный, похожий на крепость монастырь занимает целый остров между Невой, Монастыркой и Обводным каналом. Традиционные для древнерусских монашеских обителей крепостные стены заменены здесь соединенными между собою монастырскими корпусами. В Александро-Невской лавре находятся несколько старинных кладбищ, объединенных в Музей городской скульптуры.

4Q2DCJM4Ltg Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь некрополь.

В Некрополе XVIII в. (Лазаревское кладбище) более тысячи надгробных памятников. Здесь находятся могилы великого русского ученого Ломоносова, писателя Фонвизина, деда Пушкина Ганнибала, архитекторов Кваренги, Старова, Воронихина, Росси, скульпторов Шубина, Козловского, Мартоса и многих других, чьими замечательными творениями любуемся мы, гуляя по Петербургу.

OyMzx2KCOMk Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь некрополь.

В Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) около 200 надгробий, многие из которых поражают изысканностью и пышностью. Здесь похоронены писатели Карамзин, Крылов, Достоевский, композиторы Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, художники Шишкин, Куинджи, Кустодиев, известные артисты, государственные и общественные деятели. Есть в Лавре и могилы уже нашего времени. За Свято-Троицким собором расположено Никольское кладбище, названное так по церкви во имя святого Николая Чудотворца. На этом кладбище в 2000 г. был похоронен первый мэр Санкт-Петербурга, вернувший городу историческое имя, Анатолий Собчак. Там же находятся могилы депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой и сына Анны Ахматовой и Николая и Льва Гумилева.

Vd6vPQu5SM8 Александро-Невская лавра.

Александро-Невская лавра.

Сейчас все здания лавры, при советской власти использовавшиеся различными организациями, не имевшими никакого отношения к религии, возвращены церкви. Изрядно пострадавшие от безжалостного течения времени и ненадлежащего обращения, они ремонтируются и реставрируются. Александро-Невская лавра была главным мужским монастырем Санкт-Петербурга, а главным женским был Воскресенский Новодевичий монастырь, заложенный во времена императрицы Елизаветы Петровны на месте бывшего Смоляного двора. Монастырь впоследствии был переведен отсюда, зато здесь сохранился великолепный Смольный собор – творение великого Растрелли.

Источник: travellgide.ru

Александро-Невский монастырь, получивший в 1797 году статус лавры, основан по инициативе Петра I.

Предание гласит, что 1704 году царь лично выбрал в окрестностях города место для устройства Петербургского монастыря.

Вокруг простирались леса и болота…

Но это не самое главное, потому что болота можно осушить, а леса расчистить. Сложнее были отношения с соседними государствами.

Прежде всего, со Швецией, с которой шла непрекращающаяся борьба за господство над устьем Невы.

Санкт-Петербург напоминал осажденную крепость. В этих условиях мысль об основании монастыря откладывалась на неопределенное время.

Только в 1710 году, после взятия Выборга, была решена задача обеспечения безопасности ближайших подступов к столице. Петр I снова вернулся к идее строительства монашеской обители.

Было указано место на правом берегу Черной речки, где «быть монастырю».

Название ему было определено следующее – «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского».

На историческое значение выбранного места указывают предания, говорящие, что здесь произошло известное столкновение новгородцев под предводительством Александра Невского со шведскими воинами ярла (правителя) Биргера.

Впрочем, в исторических источниках содержатся и другие сведения.

Шведские историки не подтверждают участие Биргера в сражении.

Согласно другим русским преданиям, битва случилась не в районе Черной речке, а в устье Ижоры, впадающей в Неву на 40 вёрст выше по течению.

Там стояла деревянная церковь XVI века, напоминающая о победе над шведами.

Возможно, в преданиях произошло наложение двух событий. Известно, что сын Александра Невского, князь Андрей в 1301 году вместе с новгородцами разбил шведов и разрушил построенную ими крепость Ландскрону неподалеку от Черной речки.

Как бы то ни было, места в устье Невы были точкой столкновения геополитических интересов России и Швеции, говоря современным языком.

Источники финансирования вновь создаваемого монастыря были определены очень просто. К нему приписали богатые Иверский и Новодевичий монастыри с их вотчинами. Средства на непосредственное строительство поступали из ближайших сел и деревень.

Официально датой начала строительства принято считать 25 марта 1713 года, когда в Петра I присутствовал на освящение церкви Благовещения.

В бумагах Петра Великого, находящихся в Государственном архиве, найден отчет с описанием церемонии.

В нем имеется любопытная приписка, что после официальной торжественной части «того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать».

В монастыре еще не было ни одного живого человека, но архимандрит Феодосий уже стал его стал настоятелем. По мере строительства у монастырских стен постепенно появилась слобода, где жили работники и крестьяне.

Работали мастерские, имелись конюшня и помещения для скота.

Прибывающая монашеская братия кормилась с огорода и сада. Архимандрит Феодосий лично составлял списки и от имени царя вызывал монахов из различных епархий.

Важным событием для монастыря стал визит в 1723 году Петра I, повелевшего доставить из владимирского Рождественского монастыря мощи Александра Невского. Был составлен целый маршрут с посещением городов и святых мест, где проводили торжественные богослужения.

Через год раку со святыми мощами, которую с грохотом пушек и звоном колоколов встречал император Пётр I, торжественно поместили в церковь святого Александра Невского.

План архитектурного комплекса монастыря, который создавался во многом похожим на крепость, разработал Доменико Трезини. Такое оборонительное сооружение, занимающее пространство между Невой и Черной речкой (сегодня река Монастырка), превращалось в важный оборонительный пункт на юго-востоке Санкт-Петербурга.

Основные работы велись в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II. Очень долго строился Троицкий собор. Работы над ним шли с большими перерывами.

В конечном итоге из-за серьезных недочетов здание разобрали до самого фундамента. Строительство собора возобновилось только в последней трети XVIII века.

В целом его завершили в 1786 году. После освящения собора сюда были перенесены мощи Александра Невского.

Пётр I задумывал создать Александро-Невский монастырь как образец. Императора, прежде всего, интересовал прагматичный аспект служения монашества миру. Петру I хотелось, чтобы монастырь занимался благотворительностью, учебной и медицинской деятельностью.

Планы были необыкновенно широкими и включали на себя устройство приюта для инвалидов Северной войны, госпиталь для больных солдат, где иноки должны проходить послушание. Планировалось даже исправительное заведение для лечения людей, страдающих от пьянства.

В полной мере все это не осуществилась. Хотя позже в лавре возникали службы, рожденные самой жизнью и отвечающие общественным потребностям.

В монастыре работала типография: первой напечатанной книгой стало «Поучение в день св. Александра Невского».

Десятки лет в монастыре существовала сначала школа, а потом славяно-греко-латинская семинария, преобразованная в конце XVIII века в Александро-Невскую академию.

Благодаря своей многогранной духовной деятельности монастырь в 1797 году указом Павла I приобрел статус лавры. Все последующие десятилетия в лавре продолжалась глубокая и разносторонняя духовная жизнь.

В начале XX века здесь существовал даже музей – Древлехранилище лавры, а с началом Первой мировой войны заработал лазарет.

В советский период Александро-Невская лавра с большим трудом смогла продолжать свою деятельность лишь до 1933 года.

Она лишилась многих ценностей. В 1922 году вскрытая серебряная рака Александра Невского была передана в Эрмитаж, а мощи святого князя – в Музей религии и атеизма.

В разоренной лавре разместили около 20 различных учреждений: от аэроклуба и овощехранилища до спортивного общества и рабочего общежития.

Богослужение в Троицком соборе возобновились в 1957 году, а возвращения мощей Александра Невского пришлось ждать до 1989 года.

Монашеская обитель лавры начала возрождаться в середине 1990-х годов.

Нынешняя Александро-Невская лавра представляет собой целый комплекс сооружений.

1. Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор)

2. Фёдоровский корпус (братский)

3. Исидоровская церковь

4. Фёдоровская церковь

5. Южный (Семинарский) корпус

6. Юго-Западная башня (Библиотечная)

7. Митрополичий корпус

8. Северо-Западная башня (Ризничная)

9. Северный (Просфорный) корпус

10. Благовещенская – Александро-Невская церковь

11. Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр «Святодуховский»)

12. Духовской корпус (братский)

13. Здание консистотории и кладбищенской конторы

14. Библиотечный корпус

15. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

16. Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

17. Церковь Праведного Лазаря Четверодневного

18. Церковь Святителя Николая Чудотворца

19. Комплекс зданий бывших амбаров

20. Тихвинское кладбище

21. Лазаревское кладбище

22. Здание бывшей богадельни

Это Троицкий собор, Благовещенская церковь, Феодоровская церковь и небольшая Надвратная церковь.

1. Троицкий собор Александро-Невской лавры (Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы).

2. Фёдоровский корпус (братский).

3. Исидоровская церковь.

4. Фёдоровская церковь.

5. Южный (Семинарский) корпус.

6. Юго-Западная (Библиотечная) башня.

7. Митрополичий корпус.

8. Северо-Западная (Ризничная) башня.

9. Северный (Просфорный) корпус.

10. Благовещенская – Александро-Невская церковь.

11. Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр «Святодуховский»).

12. Духовской корпус (братский).

Благовещенская церковь или Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку, — старейший сохранившийся храм Санкт-Петербурга.

Эта церковь была построена на территории Александро-Невской лавры в 1717-1724 годах, именно вокруг этой церкви формировался весь последующий ансамбль Лавры.

Двухэтажное прямоугольное в плане здание с деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком.

Высокая кровля с переломом и декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках — черты, характерные для петровского зодчества.

Нижний уровень храма является усыпальницей, нкоторые памятники которой являются выдающимися образцами классицистического и ампирного надгробия Российской империи: надгробие Александра Безбородко, Александра Голицына, Никиты Панина, Елены Куракиной, Артемия Лазарева, Елизаветы Гагариной и другие.

Двухэтажная Николо-Феодоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.-А. Трезини, замыкает юго-восточный угол монастырского каре.

Возведение симметричного Духовскому юго-восточного Феодоровского корпуса Лавры было начато Т. Швертфегером в 1725 году, а завершено в 1748 году П.-А. Трезини.

К 1767 году отделка Феодоровской церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста.

В 1791 году в ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского.

В начале XIXвека в двух флигелях корпуса разместилась Духовная академия, а также Русская школа.

В 1840-1842 годах оба храма были перестроены и вновь освящены: верхний – во имя святителя Николая Чудотворца, нижний — во имя святого князя Феодора.

С 1806 года до начала XX века в Феодоровском храме производились захоронения. Николо-Феодоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов.

В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, большинство надгробий погибло. В здании разместилось рабочее общежитие.

В 1996 году Феодоровская церковь и корпус были возвращены епархии. После проведения ремонта в части Феодоровского корпуса по-селились насельники обители, были открыты мастерская по художественной обработке металла, столярная и ювелирная мастерские.

В 2007 в Феодоровском корпусе была устроена домовая церковь в честь святого преподобного Серафима Вырицкого.

По выходным в храме совершаются богослужения, в которых участвует воскресная школа Александро-Невской Лавры.

В 2012 в корпус и храм реставрировались – были восстановлены фасады и проезд.

Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость была построена на территории Александро-Невской лавры под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы — с осени 1785 года по весну 1786 года.

Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В советское время в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима (в 30-ых годах), а после войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года.

Также на территории Александро-Невской лавры имеется несколько кладбищенских церквей – Праведного Лазаря, Тихвинская, Никольская.

Одним из самых значительных сооружений является Митрополичий корпус (Архиерейский дом), построенный по проекту Михаила Расторгуева в стиле барокко в середине XVIII века.

Фасады архиерейских палат отличаются от других построек лавры богатством архитектурного оформления.

Колонны и пилястры в простенках, крепованные карнизы первого и второго этажей, фигурные наличники окон создают интенсивную игру света и тени и придают фасаду праздничный характер.

Также по проекту Михаила Расторгуева был построен Северный (Просфорный) корпус с Ризничной (северо-западной) башней.

В здании бывшей ризницы, выстроенном по проекту архитектора Л.П. Шишко, с 1910 года была размещена библиотека.

Здание выполнено в разных стилях, в нем прослеживается использование элементов таких архитектурных стилей как неоренессанс, необарокко, неорококо, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль.

На территории Александро-Невской лавры находится несколько некрополей.

Самый старый из них – это Лазаревское кладбище — самое старинное из сохранившихся кладбищ Петербурга, музей-некрополь XVIII века в составе Государственного музея городской скульптуры (с 1932 года).

Кладбище было заложено одновременно со зданиями Александро-Невского монастыря и служило местом погребения представителей привилегированных слоёв петербургского общества.

Сначала захоронения проводились около небольшой деревянной церкви Благовещения, построенной в 1713 году (перестроена в 1750-х годах, разобрана в 1789 году) и в Лазаревской усыпальнице, откуда пошло прежнее название кладбища.

С 1947 года в Лазаревской усыпальнице располагается интересная музейная экспозиция, где можно увидеть более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники.

Здесь же, в западной части зала, располагается семейное место графов Шереметевых.

Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи.

Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.

Среди многообразия надгробных памятников на Лазаревском кладбище особое внимание привлекает внимание надгробие, выполненное в виде юноши в форме офицера Семеновского полка, спящего на крышке саркофага.

Автор этого памятника — скульптор А. И. Штрейхенберг. Точные обстоятельства кончины военного, которого он изобразил таким необычным образом, неизвестны. В Петербурге рассказывали, что однажды офицер Семеновского полка И. Рейсинг, находясь в дворцовом карауле, заснул на посту.

В это время мимо проходил император Николай I. Увидев спящего гвардейца, он подошел и разбудил его. Проснувшись и увидев над собой склонившегося императора, офицер так испугался, что умер от разрыва сердца.

Этот памятник был перенесен сюда с лютеранского Волковского кладбища.

В настоящее время на Лазаревское кладбище перенесены все исторические захоронения с тех кладбищ Санкт-Петербурга, которые ликвидировали или предполагали ликвидировать.

Здесь можно найти надгробия, выполненные такими талантливыми мастерами, как В. И. Демут-Малиновский, А. П. Воронихин, И. П. Мартос и другие.

Тихвинское кладбище появилось в начале XIX века, когда на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 году неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское.

В 1869 году в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь Тихвинской Божьей Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище.

В 1876 году Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское.

Храм был закрыт в 1931 году и переделан под почту.

В 1935-1937 годах советские власти осуществили перепланировку кладбища в связи с организацией «Некрополя мастеров искусств», куда были перенесены около шестидесяти захоронений с других кладбищ города: Фарфоровского, Митрофаниевского (уничтожено вместе с храмами), Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического (уничтожено), Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего и Никольского.

На Тихвинском кладбище похоронены многие выдающиеся общественные деятели, писатели, композиторы, художники и актеры, составляющие славу не только Санкт-Петербурга, но и всей России.

Здесь были захоронены такие известные личности, как историк Н. М. Карамзин, поэты В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов и П. А. Вяземский, писатель Ф. М. Достоевский, композиторы М. П. Мусоргский, А. П. Бородинский, П. И. Чайковский.

Долгие десятилетия после погребения в 1966 году Николая Черкасова кладбище считалось закрытым для захоронений в основном из-за того, что это музей.

Исключение было сделано лишь для праха композитора Александра Глазунова, перевезённого из Франции в 1972 году, и Георгия Товстоногова, похороненного здесь в 1989 году.

Никольское кладбище (с Братским участком), основанное в 1861 году — третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры.

Название «Никольское» оно получило в 1877 году по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868—1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова на средства лесопромышленника, купца Николая Русанова, устроившего в цокольном этаже церкви семейную усыпальницу.

В XIX веке Никольское кладбище было одним из самых дорогих и, как это ни странно звучит по отношению к кладбищу, престижных в городе.

Лучший некрополь столицы содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку и представлял собой скорее красивый парк, нежели место для захоронений.

В северной части некрополя был устроен живописный тенистый пруд с закругленными берегами.

Во второй половине XIX века в архитектуре и скульптуре были популярны мотивы древнерусского зодчества. Эта тенденция нашла свое отражение и в оформлении многочисленных часовен-склепов на Никольском кладбище.

Кроме того, многие богатые люди стремились увековечить себя в бронзе, граните или мраморе, а потому родственники почивших заказывали у известных мастеров того времени — Н. Лаверецкого, И. Подозерова, Р. Баха, И. Шредера и других — не простые надгробные плиты, а скульптурные изображения.

Особый интерес представляют мемориальные памятники в стиле модерн, щедро украшенные майоликой, мозаикой и керамической плиткой. В сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков богатая отделка создает неповторимое по красоте зрелище.

В 1927 году Никольское кладбище закрывается. В конце 1970-х годов захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер.

На кладбище создана аллея Кавалеров советского ордена Александра Невского, а могилы послевоенного генералитета и представителей наиболее состоятельных слоев чиновничества и бизнеса составляют наиболее заметную часть современных роскошных надгробий.

На Никольском кладбище похоронены: архитектор В. А. Кенель, художник М. О. Микешин, ученые Б. Б. Голицын, А. И. Воейков и Н. А. Котляревский, первые русские авиаторы С. И. Уточкин и Л. М. Мациевич, историк Л. Н. Гумилев, депутат Госдумы Галина Старовойтова, бывший мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.

Казачье кладбище – четвертый некрополь внутри архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

До 1917 года на месте Казачьего кладбища был партерный сад, который отделял Троицкий собор от Митрополичьего дома.

Самые первые захоронения на этом месте появились летом 1917 года, когда перед папертью Троицкого собора были погребены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации, в честь которых и было названо образовавшееся кладбище.

Официальной датой создания Казачьего кладбища считался декабрь 1919 года: тогда появились захоронения писательницы А. М. Дмитревской, секретаря Петрокоммуны С. М. Скрябина, а также братские могилы участников обороны Петрограда времён Гражданской войны.

В 1921 году, появились братские могилы участников Кронштадтского восстания.

В течение 20 -30-ых годах XX века на кладбище были похоронены многие участники революционного движения, Гражданской войны, видные партийные деятели, чекисты, милиционеры.

Кладбище стали называть Коммунистической площадкой.

В 1930-х годах кладбище приобрело статусный характер. Здесь были погребены видные учёные (Н. Я. Марр, Б. В. Легран, М. Я. Басов), организаторы промышленности (Л. Л. Гинтер), выдающиеся врачи (И. И. Греков, Г. А. Ивашенцов, С. П. Фёдоров, М. И. Аствацатуров), общественные деятели. После 1934 года количество захоронений стало уменьшаться, а в 1938 году они временно прекратились.

Новые захоронения появились в годы Великой Отечественной войны.

Тогда появилось большое количество могил участников битвы за Ленинград, как гражданских, так и военных (генералы А. И. Шмай, Б. О. Галстян, И. Ф. Николаев, А. Е. Федюнин, адмиралы В. П. Дрозд, Н. И. Зуйков, Ю. Ф. Ралль, Герои Советского Союза Н. А. Козлов, П. А. Пилютов, М. Н. Плоткин).

Захоронения на Коммунистической площадке продолжались и в послевоенные десятилетия.

Последнее похороны были в 1970 году, после чего имели место только подхоронения урн с прахом (в том числе бесконтрольные).

Надгробия кладбища отличаются существенным архитектурным разнообразием.

Исследователи выделяют до 19 видов этих сооружений, в том числе обелиски, столпы, саркофаги, кресты, стелы, портик, бюст и т. д.

В 2005 году на кладбище был открыт памятник «Торжество православия», воздвигнутый в память всех пострадавших за православную веру — духовенству и мирянам.

Монумент представляет собой большой новгородский крест, выполненный по проекту Э. Соловьёвой.

К концу XX века на кладбище сохранилось 449 захоронений, общее же количество погребённых здесь оценивается приблизительно в 700 человек.

В 2009 году кладбищу возвращено название Казачьего.

Источник: 29palms.ru

Источник: globus.aquaviva.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.