Первоначально зданием на набережной реки Фонтанки, построенным в конце 18 столетия, владел граф Воронцов, а с 19 века в нем поселилось семейство Нарышкиных. Новые владельцы любили устраивать в своем особняке пышные балы и концерты, для которых они даже завели собственный оркестр, игравший на старинных рогах.

Шуваловский дворец в санкт петербурге

Широко известна была собранная ими коллекция картин и различных редких вещиц, привезенных из Греции и Италии. Несколько раз дом Нарышкиных перестраивался, и узнать, как изначально выглядели внутренние помещения здания, сегодня не представляется возможным.

[rl_gallery id=»1678″]

В середине 19 века дочь владельца дворца С. Л. Нарышкина вышла замуж за П. П. Шувалова. По этому поводу во дворце был организован грандиозный праздник, а затем особняк подвергся еще одной, наиболее масштабной перестройке, длившейся более десяти лет. Обновленный дворец стал называться Шуваловским, однако традиция проводить в нем светские вечера и концерты осталась прежней. Они стали даже еще более многолюдными, поскольку после реконструкции во дворце был создан Белоколонный зал, который по площади был самым большим в городе. По воспоминаниям современников, на некоторые балы в Шуваловский дворец съезжалось больше тысячи человек, но на тесноту никто из приглашенных не жаловался.


В 20 веке большинство архитектурных памятников ожидала почти одинаковая судьба: их национализировали и приспособляли под различные государственные нужды. Не избежал этой участи и Шуваловский дворец, превратившийся сперва в лазарет, затем в один из многочисленных в то время Музеев быта, потом в Дом Печати и наконец в Дом техники инженерно-технических работников. После Великой Отечественной войны во дворце располагались различные проектные организации, а затем в нем был открыт Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, и он стал местом проведения выставок, концертов и конференций для иностранных делегаций.

Шуваловский дворец в санкт петербурге

Сегодня в Шуваловском дворце находится Санкт-Петербургский Центр международного сотрудничества, который также устраивает всевозможные конференции, семинары и выставки, посвященные укреплению деловых и культурных связей России с другими государствами.

Шуваловский дворец в санкт петербурге

Источник: www.spbmuzei.ru

История в датах


Конец XVIII века – построен дворец в стиле елизаветинского барокко под руководством известного архитектора Д.Кваренги. Владельцами были граф и графиня Воронцовы.

1799 год – здание перекупают Нарышкины. Придворный и член Государственного совета превратил его в настоящий светский дом с коллекцией произведений искусства. Здесь были гостями А.Пушкин, Н.Карамзин, И.Крылов, и даже сам император Александр I.

Шуваловский дворец в санкт петербурге

tartanparty.blogspot.com

В 1844-1859 года шла перестройка помещений, в связи с предстоящей свадьбой С.Л.Нарышкиной и П.П.Шувалова. Новый стиль интерьера – неоренессанс.

С 1846 года начался новый «Шуваловский» период, от которого и взято современное название.

1914 год – особняк стал лазаретом для раненных во время войны.

1918 год – прошла национализация, а вся собранная коллекция спрятана в тайниках, что позволило её сохранить.

С 1919 по 1925 года здесь был открыт Музей дворянского быта.

Шуваловский дворец в санкт петербурге

ipetersburg.ru

До 1950 года строение передавали в разные организации. В военные годы оно сильно пострадало, но было успешно восстановлено.

В 1963 году тут открыли Дом дружбы народов и мира. Он существовал 30 лет.

2006 год – после ремонта решено открыть негосударственный музей Фаберже.

2013 год – учреждение впервые открылось для посетителей.

Шуваловский дворец в санкт петербурге

subscribe.ru

Залы и экспозиции


Собственная коллекция музея называется «Связь времён». Её собирали на протяжении 10 лет, и продолжают это делать до сих пор. Уже имеется более 4000 экземпляров. Главные экспонаты – произведения Карла Фаберже. Известного царского ювелира, жившего с 1846 по 1920 года. Руководству удалось вернуть ценнейшую коллекцию драгоценностей в России, прежде чем её хотел распродать поштучно американский магнит Малькольм Форбс. Он собирал её на протяжении всей жизни. Помимо этого, фонд продолжает искать ювелирные шедевры русских мастеров на аукционах мира.

Экспозиция делится на 12 помещений, каждое из которых является бывшей комнатой дворца с отреставрированным интерьером тех времён. Начинается всё с парадной лестницы 1840 года и галереи со скульптурами. Рыцарский зал посвящён военной теме в картинах К.К.Пиратского и П.И.Балашова, фарфоровых и серебряных вещах. Далее идёт Красная гостиная с собранием русского художественного серебра XVIII – начала XX веков. Особое внимание обратите на большой чайно-кофейный сервиз и порткарандаш «Иван Калита» конца XIX века.

Шуваловский дворец в санкт петербурге


yandex.kz

Синяя гостиная – центральная комната с шедеврами Фаберже, в первую очередь пасхальные яйца, в утончённо оформленном дизайне. Золотая гостиная познакомит с ценными подарками, которые преподносили царской семье от портретных золотых коробочек до фантазийных произведений. Аванзал представляет драгоценные аксессуары, часы и украшения, например, бонбоньерка «Медный всадник» или табакерка «Венера и Амур». В Белой и голубой гостиной стоят изделия с эмалью мастерской Павла Овчинникова.

Выставочный зал знакомит с камнерезным искусством в стране и полотнами русских художников XIX века, также есть настольные часы. В Готическом зале висят древние иконы, большинство из которых украшены драгоценными металлами и камнями. Большое собрание русской и европейской живописи XIX–XX веков вы увидите в Верхней буфетной. В Бежевом зале имеется большая коллекция эмалированных предметов из императорского быта.

Шуваловский дворец в санкт петербурге

ipetersburg.ru

Экскурсии и выставки

Музейный комплекс проводит ряд постоянных экскурсий для взрослых и детей. Обзорные программы ведутся по расписанию каждый день, примерно, раз в 1 час. В группу набирают не больше 10 человек, но билет можно купить заранее, и пройти в составе одной из экскурсионных программ. Для детей предусмотрено два варианта: «История Пасхального яйца» и «Драгоценный зоопарк». Также в учреждение привозят временный выставки с мировыми произведениями искусства.

Источник: www.Sputnik8.com

История Шуваловского Дворца и создания музея


Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Точная дата постройки роскошного здания на набережной Фонтанки не установлена. Предположительно дворец относится ко 2-ой половине 18 столетия. По внешнему виду, он напоминает стиль, присущий архитектору Д.Кваренги. Изображение дома можно увидеть на популярной гравюре «Набережная Фонтанки у Аничкова моста» Б.Патерсена. Первоначально зданием владел граф Воронцов. В конце 18 в. его выкупила М.А.Нарышкина. Она решила использовать помещения для размещения личной коллекции произведений искусства. В Музеуме Нарышкиной были собраны картины, скульптуры, оружие, часы, нумизматика и прочее. Хозяйка часто устраивала приемы, где бывали знаменитые литераторы (Пушкин, Крылов, Карамзин) и живописцы (Брюллов).

Посещение бала наследником короны, превратило усадьбу Нарышкиных в центр светской жизни российской столицы. После замужества С.Л.Нарышкиной, дворец в качестве ее приданного, перешел во владения Шуваловых. В 1844-1859 гг. здание перестроили. Авторами проекта выступали архитекторы Б.Симон и Н.Ефимов. Корпус приобрел черты в стиле неоренессанса. Шуваловский дворец служил петербургской резиденцией графской семьи вплоть до начала 1-ой мировой войны. В 1914 г. Е.В.Шувалова передала дом для нужд военного госпиталя. В комнатах разместили лазарет для раненных офицеров. В 1918 г. дворец перешел в собственность советского государства. Однако большинство ценностей удалось спрятать в надежных тайниках.


Их обнаружили и вскрыли в 1919 г. Найденные сокровища передали в учрежденный Музей дворянского быта. Он существовал с 1919 до 1925 г. Позже Шуваловская коллекция перешла в фонды Государственного Эрмитажа и Русского музея. В конце 20-х гг. в корпусе функционировал Дом Печати, в 30-х гг. – дом техники и проектный институт. Во время войны дворец неоднократно подвергался бомбовым ударам и получил значительные повреждения. Понадобилось несколько реставраций (50-60 гг.), чтобы вернуть залам прежний вид. С 1963 г. в Шуваловском палаце размещался Дом дружбы народов. В начале 21 в. дворец отдан в аренду фонду В.Вексельберга «Связь времен».

По решению мецената, здание переоборудовано в музей. Реконструкция осуществлялась на протяжении 7 лет. Открытие состоялось в 2013 г. Главным достоянием экспозиции стала коллекция пасхальных яиц Фаберже (14 экземпляров), а также другие изделия известного ювелира. В планах фонда создание сети подобных музеев в разных уголках РФ. Музей Фаберже в Санкт – Петербурге стал первым проектом, воплощенным в жизнь.

Экспозиция


Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В фондах музея хранится св.4 тыс. артефактов. Большая часть реликвий являлась принадлежностью императорской семьи Романовых. В залах Шуваловского дворца на всеобщее обозрение представлены предметы царского быта, а также бесценное собрание пасхальных яиц, созданных в ювелирном доме Фаберже. Интерьер отлично дополняют живописные полотна прославленных российских художников – К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина и других.

Аванзал

Осмотр музея начинается с аванзала. В нем посетители могут увидеть аксессуары и галантерейные изделия, которыми пользовались аристократы в конце 19 – начале 20 вв. Неподдельный интерес вызывают ювелирные украшения с клеймом Фаберже. Цветная эмаль придает изделиям эффектный внешний вид. Это незначительная часть наследия, уцелевшая до нашего времени.

Белая и Голубая гостиная

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Две большие комнаты объединены общей тематикой. В них собраны фарфоровые предметы, изготовленные российскими мастерами 19 в.: П. Овчинниковым, И.Хлебниковым, А.Кузьмичевым, Ф.Рюкертом. Артели, под их руководством выпускали эмали наивысшего качества. За свою безупречную работу ремесленники удостоились чести стать поставщиками императорского двора. Изделия эмальеров также по достоинству оценили ювелиры. Антип Кузьмичев заключил контракт с компанией Тиффани. А его коллега, Федор Рюкерт являлся соавтором многих аксессуаров, выпускаемых под знаком Фаберже.


Выставочный зал

Во времена Шуваловых помещение именовалось Большим кабинетом и использовалось для хранения личных коллекций хозяина дома. В наше время зал переоборудован для выставочных целей. Его экспозиция имеет 2 направления: живопись российских художников 19 в. и резные изделия, выполненные из камня.

Готический зал

Графский кабинет П.Шувалова преобразован в музейный зал, где вниманию экскурсантов предлагаются культовые предметы. В частности стены помещения занимают старинные иконы 16-20 вв. Многие из них вправлены в оклады из благородных металлов, украшенные самоцветами. Наиболее древний предмет коллекции – царские врата, датируемые 1600 г.

Золотая гостиная

Комната предназначалась для торжественных трапез. Ее стены покрыты штофом золотистого цвета, что придает обстановке праздничный вид. В помещении собраны подарки, которые презентовались членам императорской фамилии. Довольно часто Романовы дарили друг другу шкатулки или табакерки с портретами, а также ювелирные украшения. Среди изделий, выставленных в зале, фигуры из камня, миниатюрная мебель и посуда, канцелярские принадлежности. В 19 в. малозначимые вещи именовались «фантазийными». Они выполняли исключительно эстетическую функцию.

Красная гостиная


Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Комнату часто именую Нарышкинской. Своим прозвищем она обязана фамильному гербу на потолке. В гостиной собраны изделия из серебра 18-20 вв. Они были изготовлены в прославленных ювелирных мастерских Российской империи: Фаберже, братьев Грачевых, Сазикова, Тигельштейна, Никольса и Плинке. Каждая фабрика специализировалась на определенном стиле. Так, Фаберже выпускали серебряные изделия в стиле модерн, а у Сазиковых делали предметы в славянских традициях. Настоящим шедевром считается чайный сервиз в морском стиле, преподнесенный в качестве свадебного подарка Великому Князю Константину Николаевичу. Эскиз для него рисовал Ф.Солнцев, а отливкой предметов занимались на фабрике И.Сазикова. Коллекция художественно серебра в Шуваловском дворце является поистине уникальной.

Рыцарский зал

Зал заполнен экспонатами, связанными с военной тематикой. В нем представлены доски, которые устанавливались при закладке военных судов. В витринах посетители могут увидеть серебряные наборы для вина. Их преподносили в дар командирам по торжественным случаям. Стены помещения украшают полотна в батальном жанре, принадлежащие кисти К.Пиратского и П.Балашова. Характерной особенностью зала является фриз, на котором нарисован турнир рыцарей. Отсюда и название – Рыцарский зал.

Синяя гостиная


Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Главная комната в доме именуется Синей гостиной из-за шелковой обивки стен. В ней сосредоточена гордость музея Фаберже – пасхальные яйца с сюрпризами. Они создавались в качестве подарков супругам императоров Александра Третьего и Николая Второго. Посетители имеют возможность осмотреть 14 легендарных изделий. Среди них первое («Курочка») и последнее («Орден св. Георгия») яйцо из пасхального цикла. Каждое имеет неповторимый дизайн и обладает собственным секретом. Изготовление памятных сувениров для членов императорской фамилии принесло небывалую славу ювелирному дому Фаберже. На создание яйца-ларца с сюрпризом мастера тратили до одного года.

Шедевры коллекции

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Мастерские Фаберже занимались изготовлением пасхальных подарков для династии Романовых более 30 лет. За это время было создано 50 оригинальных яиц, украшенных благородными металлами, самоцветами, эмалью, слоновой костью и другими ценными материалами. В экспозиции Шуваловского дворца представлено 14 изделий из прославленной серии. Более 50 лет драгоценности династии Романовых находились в коллекции семьи Форбс. Они были выкуплены российским меценатом В.Вексельбергом на аукционе в 2004 г.

Пасхальное яйцо «Курочка»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Во время посещения в 1897 г. промышленно-художественной выставки, проходившей в датской столице, император Александр III был восхищен необычным драгоценным яйцом. Элегантная вещица была вырезана из слоновой кости. Внутри находилось золотое колечко. Редкостный артефакт принадлежал герцогине Вильгельмине. Российский император захотел, чтобы подобный сувенир был изготовлен для его супруги Марии Федоровны. Заказ поручили выполнить известному в России ювелиру Петру Карлу Фаберже. Его работы привлекли внимание императорской четы при осмотре выставочной экспозиции в Москве.

Александр III задумал преподнести яйцо с сюрпризом в дар на Пасху. Традиция одаривать близких в праздник Воскресения Христова издавна почиталась среди православных верующих. В царской семье также ее придерживались. Император поручил своему брату лично курировать подготовку к торжеству, в т.ч. наблюдать за работами по изготовлению сюрприза. Воплощением проекта в реальность занимался ювелир Э.Коллин из мастерских Фаберже. Мастер не стал в точности копировать европейский прототип. Внешне изделие не отличалось богатой отделкой, а выглядело достаточно просто. «Скорлупа» была выполнена из белой эмали. «Желток» сделан из золота. Внутри находится разноцветная фигурка курочки. Она исполняла роль шкатулки с секретом. При надавливании на голову и зоб, птичка раскрывалась.

В потайном отделении лежала подвеска в форме короны, сделанной из рубина. К ней прилагалась золотая цепочка. Два последних сокровища были утеряны, а яйцо сбереглось и демонстрируется публике. Изящное изделие отличается небольшими габаритами. Его ширина всего 3,5 см, а высота – 6,4 см. Затея с пасхальным яйцом «Курочка» пришлась по душе Марии Федоровне. За безукоризненное выполнение поручения Фаберже удостоился звания придворного ювелира. Император решил ввести в обычай дарение на Пасху оригинальных драгоценных сувениров. Вслед за первым яйцом последовали новые заказы. Мастерская Фаберже прославилась во всем мире своими пасхальными яйцами-шкатулками. Было изготовлено 50 оригинальных экземпляров.

Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В октябре 1894 г. умер император Александр III, потому яйцо «Ренессанс», преподнесенное им в подарок супруге, считается последним подарком. При создании драгоценной безделушки Фаберже руководствовался общей тенденцией характерной для искусства конца 19 в. В это время многие мастера черпали вдохновение в творчестве минувших эпох. Прообразом для царского подарка стала шкатулка, выполненная по заказу саксонских герцогов. Ее автором являлся ювелир из Голландии Ле Рой.

Изготовление царского заказа было доверено Михаилу Перхину. Он несколько видоизменил облик изделия и придал ему форма эллипса. «Яичная скорлупа» была вырезана из агата. Внешняя оболочка декорирована самоцветными камнями – бриллиантами и рубинами. На верхушке обозначена дата изготовления. По обе стороны ларчика прикреплены ручки, декорированные львиными головами. Высота изделия чуть более 13 см.

Внутри яйцо полое. О его содержимом не сохранилось никаких сведений. Историки высказывают две версии. Согласно одной, внутри хранилась жемчужная подвеска. Более правдоподобным является предположение, что ларец заключал яйцо «Воскресение Христово». Его размеры соответствуют внутренней полости «Ренессанса». Кроме того, декор яйца во многом сходен с убранством шкатулки. Тайна последнего пасхального подарка Александра III до сих пор остается не раскрытой.

Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

После восшествия на престол Николая II, новый монарх продолжил традицию отца. По его повелению в мастерских Фаберже начали создавать к Пасхе одновременно 2 роскошных яйца, отличающихся оригинальным дизайном. Одно предназначалось в подарок матери царя, а другое – его супруге. В качестве первого пасхального сувенира Александра Федоровна получила яйцо под названием «Бутон розы». Оно было выполнено в романтическом стиле и символизировало нежные чувства, которые Николай II питал к своей жене. На создание нового шедевра ювелира вдохновила галантная атмосфера, царившая при дворе французского короля Людовика XVI. Внешняя оболочка яйца покрыта эмалью землянично – розового оттенка.

Поверхность украшают мелкие декоративные элементы: стрелы, веночки, гирлянды. Они выполнены из золота и бриллиантов. На верхней оконечности эллипса портрет императора, прикрытый прозрачной алмазной пластинкой. Миниатюра написана акварельными красками на слоновой кости. Еще один алмаз закрывает дату изготовления яйца. Внутренняя полость служит хранилищем для элегантного бутона чайной розы. Затейливая вещица имеет небольшой секрет: при нажатии кнопки на стебле – лепестки цветка раскрываются. Чайная роза являлась излюбленным растением гессенской принцессы, ставшей женой российского императора.

Самый главный сюрприз находился в центре бутона. В нем скрывалась уменьшенная копия императорской короны. В паре к ней прилагалась рубиновая подвеска. К сожалению, обе раритетные вещицы были утеряны. Авторство изделия принадлежит М.Перхину. Яйцо отличают весьма скромные параметры. Его высота 6,8 см.

Пасхальное яйцо «Коронационное»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В мае 1896 г. состоялась коронация императора Николая II. Это событие послужило толчком для создания великолепного пасхального яйца, носящего одноименное название «Коронационное». Во время проведения торжеств, для въезда в Москву царской четы, использовалась карета Екатерины Великой. Она была изготовлена в конце 18 в. прославленным придворным каретником И.Букендалем. Фаберже избрал экипаж в качестве основы для создания сувенира. Миниатюрную копию императорской кареты изготовил Г.Штейн. Механизм полностью соответствовал оригиналу и мог двигаться. Дверцы кареты открывались, а подножки – опускались вниз. В комплект входила также жадеитовая подставка, на которую крепилась модель экипажа. Чтобы сделать шедевр мастеру потребовалось работать 1,3 года по 16 ч в день.

Окна кареты сделаны из горного хрусталя, на котором гравировкой изображены занавески. Вместо бархата, сиденья и кузов покрыты эмалью алого цвета. Ободки колес заключены в платиновые обручи. Задняя часть экипажа украшена литыми гирляндами из золота. Венчает модель бриллиантовая корона. Сходство с оригиналом усиливает наличие золотых императорских орлов, украшающих борта кузова. Уникальное изделие служило своеобразным футляром для подарка – подвески в форме яйца. Она крепилась на специальном крючке, спрятанном внутри механизма.

Драгоценность не сбереглась, и по поводу нее имеются противоречивые сведения. В некоторых источниках утверждается, что материалом для изготовления подвески являлся желтый алмаз. Иные очевидцы отмечали, что яичко было смарагдовое и имело грушевидную форму. «Коронационное яйцо» состоит из 2 половинок. Его внешняя поверхность визуально напоминает императорскую мантию. Желтая эмаль покрыта золоченой сеткой. На ней закреплены 2-х главые орлы – символ императорского дома Романовых. По традиции, верхушка эллипса отмечена алмазными линзами. Под одной скрыта монограмма Александры Федоровны. Инициалы выложены из мельчайших бриллиантов и рубинов.

Другая линза накрывает отметку о дате выпуска пасхального подарка – 1897 год. Параметры драгоценной безделушки: ширина – 9,4 см, высота – 12,7 см. Соавторами проекта выступали Генрик Вигстрём, Михаил Перхин и Георг Штейн Общая стоимость «Коронационного яйца» составила 3,5 тыс. рублей. В настоящий момент ювелирный шедевр оценивается специалистами в 24 млн. долларов.

Пасхальное яйцо «Лавровое дерево»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Среди ювелирных шедевров Фаберже, сделанных по заказу царской семьи, резко выделяется сувенирное деревце. Лишь по овальной форме его кроны можно догадаться, что этот предмет относится к серии пасхальных яиц. Миниатюра предназначалась в подарок императрице Марии Федоровне. Николай Второй заказал ее, чтобы поздравить мать с 30-летием коронации. Подарок не случайно имел вид вечнозеленого деревца. Лавр, по задумке мастера, символизировал долгую жизнь, почет и славу. Каждый листик вырезался отдельно из нефрита. Вместо плодов использовались ограненные кристаллы розовых бриллиантов, цитрины, аметисты. Цветы сделаны из белой эмали.

Ствол закреплен в горшке, вырезанном из оникса и украшенном золоченой сетью с гирляндами. Сюрприз заключался внутри кроны лавра. После нажатия на специальный рычаг тайник открывался, и появлялась миниатюрная птичка. Она кружилась на ветке, взмахивала крылышками с настоящими перьями и открывала клюв. После завершения вокального выступления пернатая солистка вновь исчезла среди листьев. «Лавровое деревце» было преподнесено вдовствующий императрице в 1911 г. В некоторых источниках изделие именуются «Апельсиновым деревцем». Это один из наиболее крупных пасхальных сувениров, сделанных в доме Фаберже. Высота ствола с кроной св.27 см.

Настольные часы с глобусом

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Часы настольного типа выполнены в строгом классическом стиле. Они предназначались для кабинета. Дизайн внешнего облика отражал интерес к естественным наукам и географическим открытиям. Подобные тенденции были характерны для 19 – начала 20 вв. Корпус вырезан из нефрита. Верхняя часть хронометра увенчана хрустальным глобусом, связанным общим механизмом с циферблатом. Стрелки указывают часы и минуты, а шкала, размещенная вдоль оси экватора, отображает местное время в разных регионах мира. Гравировка на поверхности глобуса обозначает главные морские пути. Оригинальный хронометр изготовлен по эскизу Г. Вигстрема в 1908-1911 гг.

Время работы и цены на билеты

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Шуваловский дворец открыт для посещения ежедневно, за исключением пятницы. Рабочее время 10-20.45 ч. Посетители могут осмотреть экспозицию самостоятельно, воспользовавшись аудиогидом. Организованные экскурсии проводятся с 10 до 18 ч. Продолжительность тура – 60 мин.

Цена билета зависит от категории посетителей:

  • для взрослых – 600 руб. (с экскурсией) и 450 руб. (индивидуально)
  • для льготников- 350 руб. (с экскурсией) и 200 руб. (индивидуально)

Где находится и как добраться

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Адрес музея: набережная Фонтанки, д. 21.

Удобнее всего доехать до музея на метро. В непосредственной близости от Шуваловского Дворца расположены станции:

  • «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия)
  • «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия)
  • «Маяковская» (Невско-Василеостровская линия)
  • «Площадь Восстания» (Кировско-Выборгская линия)

Источник: GuruTurizma.ru

Объект особой важности

Согласно большинству источников, здесь, в Большом дворце, во время блокады находился запасной штаб Ленинградского фронта. С этим были связаны подземные ходы сообщения и бункеры на территории парка, прилегающей к дворцу. Один из бункеров будто бы располагался в самой горе Парнас. Осенью 1991 года туда забрались любопытные подростки. Случилась беда — своды рухнули. Пока детей искали, экскаватор раскурочил всю вершину Парнаса. Одного подростка удалось спасти, второй погиб… 

— После ЧП 1991 года институт направил запрос  в Минобороны, чтобы предоставили схему подземных сооружений, но получил отказ, мотивированный тем, что информация находится под грифом «секретно». Прошло более двадцати лет, и мы собираемся повторить попытку раскрыть теперь уже, наверное, переставшую быть тайной историю инженерных работ в парке и их назначение, — говорит сотрудник музея ВНИИТВЧ Виктория Демидова.

Музеевед по специальности, сотрудником института Виктория стала совсем недавно – всего полгода назад. Но к Шуваловскому парку она неравнодушна с давних пор. К его судьбе, прошлому и настоящему. 

– Вообще, многим вокруг кажется, что закрытая территория института, куда никого не пускают — недружелюбное пространство. Очень хочется сломать этот стереотип, — говорит Виктория. — Приводя в порядок архив музея, я нашла очень любопытные документы. Некоторые из них представляю на краеведческих чтениях, другие ещё ждут своего публициста.

К сожалению, практически любая историческая литература о Шуваловском парке заканчивается 1948-м годом, когда институт въехал в здания бывшей усадьбы Шуваловых. Почти семь последующих десятилетий как будто бы канули в небытие.

— Очень хочу восполнить этот пробел, — подчеркивает Виктория. — Готовлю материалы по теме «Храм науки в Шуваловском парке» и желаю ими поделиться. Тем более, что сейчас есть хороший повод напомнить о ВНИИТВЧ широкой публике — 70-летие самого института и 100-летие со дня рождения Владислава Валентиновича Вологдина, занимавшего пост директора института в 1964-1980 годах. Он был сыном Валентина Петровича Вологдина – основателя института.

На самом деле, никаких особо изысканных интерьеров, способных поразить воображение взыскательных любителей старины, в Большом дворце нет. Секрет объясняется просто: дворец, который начали строить в 1912 году, к революции просто не успели закончить. Поэтому отделку его интерьеров выполняли уже в 1920-х годах, когда требования к бывшему «барскому дому» были уже совсем другие. В 1926 году во дворце разместился дом отдыха Союза пищевиков, затем — культбаза сельпрома им. Кирова. В 1938 году дворец и парк передали в ведение Комитета обороны.

Большой дворец. Фото конца 1920-х гг.

 Большой дворец. Фото конца 1920-х гг.
(источник — citywalls.ru)

— Во время войны здесь, действительно, находился запасной штаб командующего Ленинградского фронта. Здесь даже были помещения, предназначенные для Георгия Жукова. И тот, действительно, один раз здесь побывал – об этом впоследствии вспоминали адъютанты и водитель командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова, когда однажды после войны приезжали в институт, — говорит Виктория Демидова.

По некоторым данным, в кухонном флигеле Большого дворца находился СМЕРШ. После выезда штаба из дворца в нем располагался госпиталь для выздоравливающих офицеров, о чем свидетельствует два десятка фотографий под названием «Санаторий для офицеров Советской армии в Шуваловском парке, 1940-е гг.» в ЦГАКФФД Санкт-Петербурга.

— Удивительно, но в подвале Большого дворца до сих пор остались «следы» военного времени, — говорит Виктория Демидова. — Сохранились линии спецсвязи, на некоторых бирках коммутаторов дата — 1943 год. А еще один исторический факт мне продемонстрировали совсем недавно: его нашли в соседнем здании — Конном дворе. Это старинный сейф – явно «шуваловских» времен, весит около тонны. В свое время его тяжелой техникой перенесли туда из дворца (наверное, из Малого). Недавно, очистив от грязи, мы обнаружили на внутренних дверцах сейфа художественные накладки с изображением Малого герба Российской империи периода 1856-1883 годов. Предположительно, что сейф выполнен по частному заказу фирмой Меллера.

С мая 1948 года дворец и окружающую его закрытую территорию занял Всесоюзный научно-исследовательский институт токов высокой частоты – ВНИИТВЧ, созданный 1 апреля 1947 года. В постановлении об организации института за подписью председателя Совета министров СССР И.В.Сталина говорилось: «Организовать в системе министерства автомобильной промышленности на базе лаборатории им. проф. В. П. Вологдина Ленинградского электротехнического института им. В.И.Ульянова (Ленина) научно-исследовательский институт промышленного применения токов высокой частоты». 

Выдающийся ученый и изобретатель В. П. Вологдин, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, был известен в нашей стране и за рубежом как автор-создатель процесса индукционной термической обработки (поверхностной закалки), работы которого стимулировали создание ряда промышленных технологий, индукционной свирки, наплавки, индукционного нагрева металлов для обработки давлением. 

Ученый искал в окрестностях Ленинграда наиболее подходящее место для размещения своего научного детища – уединенное, скрытое от посторонних глаз, но в то же время максимально близкое к городу. Объездил Петергоф, Ропшу, Стрельну, бродил по паркам, пострадавшим в годы войны. И в конце концов остановился на Шуваловском дворце. Тем более здесь не требовалось ремонтных работ, а территория отвечала всем требованиям – была закрытой…

Охранный статус дворец получил только в 1960 году, а до этого его успели перестроить внутри для нужд института – ради расширения полезной площади. Так, Круглый зал в центре дворца разделили перекрытием, что разрушило оригинальный авторский замысел архитектора С. С. Кричинского. 

Световой зал

Световой зал

 Так выглядел Круглый зал в центре дворца до того, как его разделили перекрытием. Фото из фонда музея ВНИИТВЧ.

То ли лес, то ли парк

— Сегодня вплотную к Шуваловскому парку подступили районы новостроек, — говорит Виктория Демидова. — Среди их жителей очень много приезжих, которые просто не знают историю этих мест, для них Шуваловский парк – просто лес для пикников и шашлыков, посреди которого есть «какие-то водоемы» и «какие-то старые дома». Мне очень хочется вызвать их уважение к парку. И первый шаг — открытие общедоступной выставки во дворце, посвященной истории Шуваловского парка, самого дворца, а также, что очень важно, — восстановлению и реставрации парка после 1948 года. 

В последние годы в некоторых СМИ можно было встретить обвинения в адрес института: мол, до какой разрухи и упадка он довел Шуваловский парк. Да, сегодня парк не в самом лучшем состоянии. Действительно, он больше похож на заросший лес, местами заболоченный и буреломный. Но так было далеко не всегда.

— На самом деле институт делал очень многое для сохранения и реставрации Шуваловского парка, — подчеркивает Виктория Демидова. — Когда в 1948 году он сюда въехал, то взял на себя ответственность по содержанию и сохранению парка. При его приемке от Парголовского лесхоза по акту от 25 сентября 1950 года было отмечено, что парк крайне запущен: разрушены дороги, канавы, территория заболочена. Водоемы заилены, парк зарос сорной растительностью, разрушены архитектурные сооружения и садово-парковые композиции, имеются незасыпанные рвы и траншеи военного времени.

В 1958 году институт финансировал научно-исследовательские работы по подготовке реставрации и восстановления парка. Их выполнял «Ленпроект» (ныне «ЛенНИИпроект»), участвовали специалисты Лесотехнической академии, министерства лесного хозяйства.

Согласно документам, 30 августа 1960 года Шуваловский парк был включен в список памятников государственного значения. В 1960-1961 годах проходила «экспедиция» по инвентаризации парка. Сохранился ее подробнейший отчет. Парк был разбит на участки, в каждом из них специалисты зафиксировали каждое дерево, каждый куст, в том числе на предмет их совместимости, изучили почвенный покров… И не просто все было описано, а уточнены дальнейшие действия по каждой единице зеленого насаждения.

Инвентаризационные описания Шуваловского парка

 Инвентаризационные описания Шуваловского парка 1959-1961 гг. Из архива ВНИИТВЧ.

К 1963 году «Ленпроект» подготовил проект восстановления Шуваловского парка, автором его была Инна Оскаровна Боговая – классик ландшафтной архитектуры. Когда три года назад, в 2014-м году, она ушла из жизни, ее ученики подчеркивали, что вместе с ней ушла целая эпоха в области преемственности знаний по садово-парковому искусству и ландшафтной архитектуре. Она была ученицей Татьяны Борисовны Дубяго — первого автора проекта реставрации Летнего сада, только частично воплощенного в жизнь после Великой Отечественной войны.

В 1954-1967 годах Инна Боговая занимала должность старшего инженера в архитектурной мастерской «ЛенНИИпроект» и выполнила более 200 проектов, 110 из которых были осуществлены. С 1977 года она работала на кафедре садово-паркового и ландшафтного строительства Лесотехнической академии, была автором более ста научных трудов и учебников.

В число осуществленных проектов Инны Боговой вошел и Шуваловский парк. Проект предусматривал не только реставрацию самого парка, но и малых архитектурных форм (в том числе, например, «скамьи Блока», что и было сделано). Ответственным за них выступал архитектор Д. В. Красовский.

Но самое главное – дальнейший уход за парком. В 1965 году институт создал в своей структуре подразделение садово-паркового хозяйства со штатом в 75 человек. В 1965 году на площади 2,23 га был заложен питомник для выращивания особо ценных пород деревьев с дальнейшей высадкой в парке (23 тыс. сеянцев и саженцев).

Проектное задание «Ленпроекта» по Шуваловскому парку

 Проектное задание «Ленпроекта» по Шуваловскому парку. Из архива ВНИИТВЧ.

Акт об утратах по объектам Шуваловского парка

 Акт об утратах по объектам Шуваловского парка, составленный представителями ГИОПа, заказчика и Архитектурно-реставрационной мастерской № 9 института «Ленпроект», 1960 г.

В 1974 году ВНИИТВЧ выставил Шуваловский парк на Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства в Москве и был удостоен дипломом 3-й степени и аттестатом 1-й степени «за активное участие в благоустройстве, реставрации содержании Шуваловского парка», а также двумя бронзовыми медалями, которые получили директор института В.В. Вологдин и директор садово-парковой конторы института Л.В.Демьянова. 

Известно, что в 1977-1978 годах институт по заказу ГИОПа даже изготовил макет Шуваловского парка для международной выставки во Франции.

К 1977 году реставрацию Шуваловского парк полностью завершили. Были проведены колоссальные работы. Восстановлены террасы горы Парнас, вся мелиоративная система. Фотографии, которые сохранились в архиве садово-парковой конторы, дают представление о том, как парк выглядел в это время и как непосредственно велись эти работы.

Реставрация мостика на Адольфовой аллее, 1974 г.

 Реставрация мостика на Адольфовой аллее, 1974 г. Фото из фондов музея ВНИИТВЧ.

Адольфова аллея, фото середины 1970-х гг.

 Адольфова аллея, фото середины 1970-х гг. Фото из фондов музея ВНИИТВЧ.

В 1978 году началась подготовка ко второй реставрации парка. Увы, этот проект не был осуществлен: пока готовились, началась перестройка, финансовое положение института изменилось, и все проекты остались на бумаге.

Тогда же, в 1978 году, институт открыл музей, посвященный В. П. Вологдину, истории института, его научным разработкам и истории Шуваловского парка и Парголово. Были изучены архивы, библиотеки и музеи, найдены уникальные изображения парка, выполнены их копии для музея. Оформлением экспозиции по специальному заказу занималась художник-декоратор «Ленфильма» Вера Евгеньевна Зелинская. Музей был открыт 6 апреля 1978 года.

Экспозиция в Большом дворце, посвященная В.П.Вологдину

 Экспозиция в Большом дворце, посвященная В. П. Вологдину

В те же годы ВНИИТВЧ пытался перевести Шуваловский парк в статус заповедника, но получил официальный отказ. Мотивировка звучала следующим образом: парк признан городским общедоступным, предназначенным для массового тихого отдыха.

Уже к середине 1980-х годов горожане стали сетовать, что парк постепенно приходит в запустение. Об этом, например, говорилось в августе 1985 года в газете «Ленинградский рабочий». По письму действительного члена Русского Географического общества при Академии наук СССР Б. А. Поликарпова была создана комиссия, в которую вошли представители Управления садово-паркового хозяйства Ленинграда, ГИОПа, представители ВНИИТВЧ.

Комиссия, осмотрев парк, составила акт. В нем отмечалось отсутствие ландшафтных рубок, нарушенная мелиоративная система и изобилие сухостоя. По акту комиссии от 2 июля 1985 года и рекомендациям комиссии от 9 июля 1986 года институт провел первоочередные мероприятия, составил перспективный план содержания и благоустройства Шуваловского парка на 1986-1995 годы. По этому плану институт выделил дополнительный бюджет на содержание парка.
Например, в 1985 году была выполнена очистка и ремонт плотины Большого пруда, в 1986 году — капремонт газонов и дорог в этом районе, а в 1987-м продолжены работы по мелиоративной системе. Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, институт в те годы не в состоянии был поддерживать парк на прежнем уровне, тем более, что никакой финансовой помощи со стороны государства институту не оказывалось.

С 1990 года Шуваловский парк и усадьба Шуваловых входят в перечень объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, парк является памятником федерального значения. Пять построек внутри огороженной территории ВНИИТВЧ — памятники федерального значения.
 Последняя четверть века была для ВНИИТВЧ не самым лучшим временем. Сказалось это и на состоянии парка. Численность садово-паркового хозяйства сократилась сначала до нескольких десятков сотрудников, а потом и вовсе до двух, как сейчас.

До конца 2015 года институт был федеральным государственным унитарным предприятием, затем стал акционерным обществом. При этом он приватизировал объекты-памятники, в которых находится. Их шесть: Большой, Малый дворцы, Конный двор, Желтая дача и Домик садовника, а также Туфовая арка, которая давно уже используется как склад. Некоторые помещения в Большом и Малом дворцах, а также в Конном дворе сдаются в аренду.

В 2016 году ВНИИТВЧ снял с себя обязанности по уходу за Шуваловским парком, передав их городу. Теперь все, что расположено вне ограды института (внутри нее — 7,57 га) и территории транспортного цеха (его площадь 0,75 га), относится к городскому Комитету по благоустройству. В то же время уже несколько лет делами парка активно занимается созданный в 2013 году Общественный совет по сохранению и развитию Шуваловского парка, в который вошли деятельные жители Парголова, глава местной администрации, настоятель церкви Св. Петра и Павла в Шуваловском парке и даже известный певец Максим Леонидов (тоже, кстати, парголовский житель).
Силами Общественного Совета при контроле со стороны КГИОП две трети парка (Верхний парк, район Звезды, район Парнаса) были очищены от сухих, больных и упавших деревьев. Была восстановлена 400-метровая аллея от улицы Шишкина до центрального въезда в институт, установлены информационные щиты и указатели, смонтированы ограничители въезда, пешеходные мостики, а в летний сезон 2017 года будут очищены четыре пруда (Церковный, Лошадиный, Пихтовый и тот, что за церковью, — Копейка).

Обследование, проведенное специалистами по заказу совета по сохранению парка, выявило уникальную особенность: значительную долю парка занимают, по словам специалистов, «первичные старовозрастные» леса. То есть лесной массив естественным образом воспроизводится уже много-много веков, с далеких допетровских времен. Он обновляется естественным образом — это устойчивая система. Но самое главное, что она редкая. Вокруг нашего города таких лесов больше практически нет… 

Правда, главная беда парка – проблемы не естественного характера, а рукотворные. Приходится бороться с последствиями прежде всего варварского поведения наших же сограждан. Кроме мусора, есть и другая проблема: парк стал ареной конных прогулок. Спору нет, лошади в парке смотрятся очень красиво, однако конские копыта насмерть разбивают дорожки, которые осенью и весной и так раскисают. Он ведь совершенно не приспособлен для массовой верховой езды… 

Дорогое удовольствие

Последние годы в институте серьезно думают о том, чтобы в перспективе покинуть здания в Шуваловском парке, поскольку содержать эти дворцы ему просто-напросто не по средствам.

— Да, есть планы переехать на более подходящую площадку, — подтвердил генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. — Дворец с охранными обязательствами – не самое лучшее место для производственной и научно-исследовательской деятельности, и скорее всего, мы покинем эти стены, но не ранее 2020-2021 годов. Институт за эти здания не держится, более того, очень хотелось бы переехать на производственную площадку, соответствующую требованиям современного производства. Акции ВНИИТВЧ принадлежат государственной корпорации «Ростех», и именно ей принимать решение по этому вопросу. Выезжая отсюда, мы эти здания продадим либо передадим тем, кто будет использовать их не как производственную площадку, а в соответствии с их историческим статусом. Что здесь может быть в идеале? Например, загородная резиденция любой процветающей компании или правительственной структуры.

— Для ВНИИТВЧ находиться во дворцах – дорогое удовольствие, — считает и Инна Пухальская, советник гендиректора по строительству и реставрации. – Раньше институт являлся пользователем всей территории парка – 136 гектар. Теперь, после того как ВНИИТВЧ акционировался, он стал собственником пяти земельных участков общей площадью 8,4 га. Это территория внутри ограды института, где находятся федеральные  памятники архитектуры, а также четыре участка в парке, из них самый большой — это транспортный цех, а остальные — по срезу фундаментов построек: Зеленая дача, Желтая дача (дача Г. Месмахера) и оранжерея. Теперь, кроме шести памятников архитектуры,  мы несем ответственность за сохранность только этих земельных участков, что, в общем-то, весьма облегчило нашу работу.

Как рассказала Инна Пухальская, разработан план мероприятий по сохранению этих зданий и территории парка. Первый пункт — комплексная программа исследований памятников — уже разработана и согласована с КГИОП. В ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение комплексных научно-исследовательских работ: и в архивах, и непосредственно на памятниках. Сметы уже составлены, деньги планируется выделить из бюджета института. В следующем году предполагается приступить к проектированию, а затем и непосредственно к проведению ремонтно-реставрационных работ. 

— Дело в том, что институт много лет пытался выполнить реставрацию своих объектов-памятников за счет федеральной программы «Культура России», — поясняет Инна Пухальская. – И, пока был ФГУПом, имел возможность это сделать. Шесть раз на протяжении десяти лет подавались заявки, и ни разу они не попали в федеральную программу. Почему всякий раз получали отказ? Считаю, что здесь субъективная причина. В институте до 2016 года не было специалиста по реставрации, поэтому не были выявлены и устранены причины отказов…  Какой мы видим судьбу усадьбы после реставрации? Мы хотели бы открыть ее людям. Например, выставку к 70-летию института планируем сделать доступной для всех желающих. Это будет важным шагом на пути открытия «закрытой» прежде территории ВНИИТВЧ.

Туфовая арка.

 Так сегодня выглядит замурованная Туфовая арка. Фото Всеволода Пежемского.

Туфовая арка.

 Туфовая арка на открытках начала ХХ века

Что касается Туфовой арки, которая в давние времена служила одной из визитных карточек Шуваловского парка, то возможна ее реставрация. А вот стоит ли ее раскрывать, будучи закрытым учреждением, как это было ранее: она ведь находилась на аллее, соединявшей Нижний и Верхний парки, пока вопрос открытый…
Часть объектов, принадлежащих ВНИИТВЧ, институт планирует признать непрофильными активами и выставить на продажу. Речь идет о трех постройках в Шуваловском парке: Зеленой даче (нет охранного статуса), Желтой даче (даче Месмахера) – памятнике регионального значения, оранжерее, а также – транспортном цехе (в составе: земельный участок 0,75 га и четыре постройки).

Тайны «Желтой дачи»

Мы заглянули на «Желтую дачу». Деревянная, с резными деталями, она напоминает то ли готический дворец, то ли сказочный русский терем. Находится она прямо напротив дворцового комплекса. Ее современный адрес — Шуваловский парк, 13-15. 

Постройка эта — след «дачной лихорадки», охватившей Парголовское имение Шуваловых во второй половине XIX века. Построил «Желтую дачу» известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер для своего брата Георга. Первый проект дачи датирован 1870-ми годами, однако год завершения строительства – 1902 – указан на флюгере, вместе с инициалами владельца «GM».

В архиве музея ВНИИТВЧ хранятся уникальные архивные документы по этому зданию, переданные туда историком архитектуры Татьяной Евгеньевной Тыжненко, автором книги о Максимилиане Месмахере. Сопроводительная записка гласит: «Приношу в дар 2 документа на землевладение Г. Месмахера и постройку дачи 1899 и 1909 г. Желаю удачи музею и хочу быть полезна ему. С почтением».

Первый документ, от 25 января 1899 года: «отставной статский советник Георг Георгиевич Месмахер и поверенный Высочайше учрежденного Опекунского Управления над имениями и делами Князя Михаила Андреевича Воронцова, графа Шувалова, Великобританский подданный Николай Егорович Кларк заключили этот контракт в следующем: Я, Месмахер, взял в арендное содержание принадлежащее князю Воронцову графу Шувалову и находящиеся 2-го стана, С-Петербургского уезда, в Парголовском имении его, у «Вторых» или «Красных» ворот Шуваловского парка, напротив дач г.г. Буренина и Рейна…».

Второй документ, от 16 сентября 1909 года: «Мы, нижеподписавшиеся: доверенности Статс-Дамы, Графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой, артиллерии Подполковник (в отставке) Алексей Петрович Акинин и отставной Статский Советник Георг Георгиевич Месмахер заключили настоящий контракт…»

Дача Георга Месмахера

 Дача Георга Месмахера, или «Желтая дача»

(источник — spbhi.ru)

Что же касается нынешней жизни дома Месмахера, то на протяжении последних лет сторож и фактически хранитель дома Месмахера – заядлый рыбак по имени Марат. Как бы то ни было, но он уже тоже стал персонажем из истории шуваловской усадьбы.

— Раньше работал в охране ВНИИТВЧ, — рассказал Марат. — Потом мне дали возможность – сказали: хочешь – живи в этом доме, только стереги его, как зеницу ока, и ни в коем случае никого сюда не пускай.

По словам Марата, отпугивать непрошенных гостей ему приходится постоянно. То бомжей, то любителей пофотографировать старину, то какие-то киношники с треногой пытались забраться…

— Однажды внутрь хотели попасть – говорят, снимали дипломную работу про Гарри Поттера. Все равно не пустил. Бывают просто «тихие» любители старины – просят им показать дом внутри. И все равно никого не пускаю, — говорит Марат.

— Несмотря на сегодняшнее неприглядное состояние дачи Георга Месмахера, есть люди, которые заинтересованы в ее приобретении, — отметила советник гендиректора по строительству и реставрации ВНИИТВЧ Инна Пухальская. – Они понимают архитектурную и историческую ценность этого здания, готовы его восстановить и приспособить под современное использование. Это может быть ведомственный дом отдыха, штаб-квартира какого-нибудь творческого или спортивного союза, мини-отель или просто дача для отдыха на природе.

«РОСТЕХ» — это перспективно

Впрочем, ВНИИТВЧ – это все-таки не только уникальные исторические здания, в стенах которых он расположен уже почти семьдесят лет. Это — мощный научный центр с непростой судьбой, трудным настоящим, но, хочется надеяться, оптимистичным будущим. Чем же сегодня живет ВНИИТВЧ?

Генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко.

 Генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. Фото предоставлено ВНИИТВЧ.

Генеральный директор института Петр Яременко: 
— До конца 1980-х годов это был процветающий институт, в его научно-производственную площадку входило пять заводов, которые выпускали серийную продукцию, разрабатывавшуюся в институте. Наши заводы были на Урале, на Украине, в Армении, под Москвой. Все они потом стали акционерными обществами и живут сами по себе. На 1990-й год институт и пять опытных заводов насчитывали порядка 10 тысяч сотрудников. Сейчас во ВНИИТВЧ немногим более ста сотрудников. В нашем распоряжении сегодня есть только опытное производство, которое находится здесь, на территории института. Мы можем изготавливать тут штучные экземпляры по индивидуальным заказам. 

Нашими наработками пользуются фактически во всем мире, но о том, что изобретения были сделаны у нас, как-то забывают. Далеко ходить не надо: сегодня в каждой кухне есть микроволновая печь. А первое такое устройство было изобретено здесь, в нашем институте, еще в 1965 году.

Уверен: еще как минимум лет пятьдесят институт будет востребованным, а если мы перейдем на альтернативные источники энергии, которые будут преобразовываться в электричество, то наши разработки будут все более и более актуальными. Токи высокой частоты – это не только атомные станции, ТЭЦ, ГЭС и тому подобное. Все то, что создает электричество, может быть использовано в токах высокой частоты. А от закалки металла никто никогда не откажется. Это одна из основных, на сегодняшний момент, возможностей сделать металл как можно более прочным. До тех пор, пока металл будет использоваться в любом производстве, работа над изменением свойств металла никуда не денется.

Поэтому, институт занимается не только закалкой металла, но и разработками ультразвуковых установок, позволяющих получать новые свойства металлов, применяемых, в том числе, и в медицине. Давным-давно мы разработали ультразвуковые скальпели. Первый ультразвуковой скальпель для микрохирургии глаза был создан именно у нас, а никак не в Германии. Над выращиванием кристаллов весь мир работает по наработкам нашего института. У нас еще продолжают трудиться люди, которые отдали институту всю свою жизнь. У нас есть уникальные специалисты, равных которым нет во всем мире. Их опыт и знания ни в коем случае не устарели. 

Наша структура следующая: ВНИИТВЧ – акционерное общество. Акции сейчас передаются госкорпорацией «Ростех» в управление холдингу «РТ-Химкомпозит». Это 100% дочернее предприятие ГК «Ростех», оно руководит жизнью предприятия.

Какие у ВНИИТВЧ перспективы на ближайшие годы? Есть несколько направлений – индукционный нагрев, высокочастотная закалка, ультразвуковая очистка. Эти направления развивались здесь много лет, они и сегодня востребованы. Мы сейчас максимально продвигаем кооперацию внутри нашего Холдинга. Чаще всего ВНИИТВЧ выполняет работы, больше похожие на научно-исследовательские. Причем такие, которые никто никогда не делал, а мы за них беремся.

«Ростех» рассмотрел план финансового оздоровления ВНИИТВЧ на 2017-2021 годы. Он подразумевает оптимизацию имущественного фонда, оптимизацию расходов, увеличение заказов по тем моментам, которые мы можем сделать в части серийного изготовления, увеличение кооперации с предприятиями ГК «Ростех».

Мы налаживаем работу с институтами: нашими площадками всегда были Политехнический институт и ЛЭТИ. Ведем переговоры о привлечении к нам молодых специалистов. Перспектива работать внутри комплекса «Ростеха» — очень хорошая. Это крупнейшая в России государственная корпорация, и работа в ней так же престижна, как в «Газпроме» или «Лукойле». Мы можем гарантировать интересную работу, возможность развиваться в научном плане, здесь очень много шансов получить научную степень. Здесь есть широкий простор для научно-производственной работы.

Источник: blog.excurspb.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.