Интересная обобщающая статья о несоответствиях официальных версий и артефактов.

Официальная история говорит нам, что в 18м веке пришел Петр I на болото и с нуля менее чем за 100 лет построил фантастический город. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся вместе, порассуждаем. Все, кто надеется прочитать однозначный ответ на поставленный вопрос, может статью не читать, я ее пишу лишь для того, чтобы сопоставить доводы и факты, а не для каких то конкретных выводов. Ну что, начнем.

Давайте начнем с того, что видно невооруженным глазом каждому жителю города и каждому приезжему — это окна на месте фундамента у многих зданий Санкт-Петербурга. Если пройтись по исторической части города, то можно  заметить, что каждое второе здание ушло под землю в том числе и Эрмитаж и чуть выше  уровня земли торчат остатки окон.

Официально это объясняется тем, что на улицах города просто накапливается культурный слой и сантиметр за сантиметром скрывает дома. То есть за последние 300 лет пыли и грязи на улицах скопилось около 2-3 метров, по метру за столетие. Значит улицы вообще не убирают? И люди по ним тоже не ходят?


Санкт петербург в 18 веке

Но если посмотреть фотографии начала прошлого столетия, то мы обнаруживаем, что здания выглядят так же как сейчас и никакого культурного слоя за это время не прибавилось, а ведь как минимум метр пыли должно было намести. Смотрим на фотографиях на окнах, которые якобы идут из подвала.

8c5f07e0e021 8b92f87a3b1c 5


4b394707adac

4b33d403f0711

ceec8314f2721

И рисунки архитектора Зимнего Дворца Растрелли тоже показывают дворец в том же виде в котором он находится сейчас.

Значит дело не в культурном слое, а просто так строили, практически без фундамента, ну или сымитировали его потом, и с окнами в подвале. Но не забываем, что Петербург очень часто подтапливается Невой и строить здания практически без видимого фундамента и с окнами в подвал — это очень оригинально. И нельзя сказать, что Петр со своими строителями не знал о потопах, в 1703 году спустя три месяца после “официального” основания города произошел потоп и вода поднялась на два метра.


И получается, что несмотря на это все равно построили город с совершенно заниженными строениями. В одной из статей посвященной нашей с вами сегодняшней теме я нашла фрагмент из интервью питерского историка Марины Логуновой. На вопрос про утопленность питерских зданий в грунт, она ответила:

— Действительно, судя по документам начала XVIII века, культурный слой за 250 лет  особо не вырос, цокольные этажи зданий исторического центра еще тогда были более чем наполовину утоплены в грунте. Уровень Невы также не претерпел изменений. Но как объяснить это, мы не знаем.

P9080043

P9080035

То есть даже питерские историки, у которых есть необходимые знания и возможность пользоваться разнообразными архивами, не могут ответить на вопрос “Почему город утоплен в грунт?”.

В большинстве исторических зданий первым этажом является подвал: в Зимний дворец входишь сразу в подвал, в Кунсткамеру — в подвал, военно-морской — подвал, зоологический-подвал. Дворец Меньшикова — весь первый этаж ниже уровня грунта.  Да во многих старых здания Петербурга при выходе попадаешь сразу в подвал. Но кто же так строит? В столь подтапляемом месте. Ну ладно еще делают подвалы, но окна то в них (иногда очень большого размера, например, как в Зимнем дворце) зачем?


Создается впечатление, что так не строили, а просто весь город когда то засыпало толстым слоем земли или залило большим количеством грязи. Может быть было наводнение о котором мы не знаем? Тем более об этом говорит один факт.

Во время раскопок культурного слоя на Дворцовой площади выяснилось, что под нынешним асфальтом находится 1,5 метра грунта под которым лежит еще одна мостовая. Но если эту первую, нижнюю мостовую положили в 18м веке, то откуда появилось 1,5 метра грунта? Либо была какая то катастрофа, например огромное наводнение и грунт принесен с водой, тогда можно объяснить почему здания тоже завалены грунтом.

ba6977f37dad

Либо это культурный слой и он нарос сам, но тогда должно пройти больше чем 300 лет и Питер должен был безлюдным, так как в противном случае всю грязь убирали бы дворники. Огромное наводнение в 1824 году, можно не считать, после него явно не было 2х метров, а в некоторых местах аж 4 метров, нанесенного грунта.

А теперь посмотрите на вот эту фотографию. Это фотография сделана в 2002 году на северо-западном углу Дворцовой площади. Красной стрелкой здесь отмечена черная полоса, которую по телевизору назвали “поверхностью времен Екатерины”.


214a40324d5f

Но тогда получается нестыковочка: Зимний дворец по эскизам тех лет выглядит так же как сейчас, а если это культурный слой так пышно нарос на площади, то и дворец должен выглядеть в те времена иначе — выше и цокольные окна должны быть на поверхности. А дворники за эти 300 лет ни разу не убирались? А еще очень загадочным остается найденный недавно фундамент колоссальной конструкции, спрятанный под четырехметровым слоем земли. Вот он.

PR20110111123740

В исторической части Петербурга практически во всех подвалах расположены кафешки или магазины. В некоторых из них есть окна, которые практически полностью заложены кирпичом. А есть дома с полностью заложенными подвальными окнами. Спрашивается, а зачем окна вообще в подвале  сделали, что бы потом заложить их?


Вот и получается, что либо за эти 300 лет произошло, например наводнение о котором почему то не говорят в официальной истории. Либо  — Петр не строил город, а пришел в заброшенный или пострадавший от катастрофы город, и выдал его за свои. Здания были занесены песком, отсюда и разница между двумя мостовыми, ушедшие под грунт дома и чужая культура о которой я расскажу далее. Нужно было только отреставрировать разрушенные здания и придумать басенку о том, что окна замурованные в подвалах — это так задумано.

А теперь давайте порассуждаем на тему того, почему в Санкт-Петербурге так много Римской тематики. Куда ни глянь везде либо Римские божества, либо символы: крыши зданий украшают античные божества, памятники все в в античном стиле, летний сад весь заставлен аналогичными скульптурами, в Эрмитаже целые этажи уставлены римскими скульптурами и все это приписывают мастерству наших ремесленников.

1221827472_manezh_spb

Памятник Петру I в римском стиле, со Суворовым вообще не заморачивались — поставили ему памятник римского бога войны Марса, видимо тот который завалялся в куче античных скульптур.


33407

Обратите внимание на памятник Петру. Петр сидит на коне без штанов, одетый в одну римскую тогу и сандалии, на боку весит римский меч. Но на большинстве скульптурных и художественных изображениях Петр изображен в нормальной одежде XVIII века, с саблей, которые были тогда на вооружении.

P10002311

А еще Петр сидит на коне без стремени, а что говорит нам официальна история: стремя было изобретено в IV веке. Значит всадник изображающий Петра жил не позднее  IV и статуя отлита  возможно тоже в эти же времена.

031.3._Mednii_vsadni


Официально эта вся римская эпопея объясняется тем, что “так в то время было модно”. Но минуточку, а не европейскую ли моду привез Петр в Россию после путешествия в Голландию? Парики там всякие, рейтузы. Мне кажется, что европейская мода того времени никак не похожа на моду римскую. Так что именно было модно? Парики или сандалики с тогами.

vs

Почему, если сейчас говорят о модном тогда римском стиле, нигде кроме этого памятника Петр не изображен в этом “модном” виде? Ну хотя бы портрет бы был Петра в тоге и с голыми ногами, но нет, нет такого. Только памятник.

А еще в Эрмитаже в тронном зале царя, прямо над троном, барельеф Георгия победоносца, который убивает змея. Самое интересное, что Георгий одет точно так же, как и Петр, голый торс, римская туника и сандалии. Но что то я не припомню, что бы у нас на Руси изображали Георгия полуголого. К сожалению на моей картинке плохо видно, но вы обратите внимание на барельеф когда будете в Эрмитаже.

74af533ba731


Может быть все это нам досталось от кого то другого? Например памятник Петру стоял и до Петра, нужно было только голову сменить на более похожую на Петра I, да чуть чуть подреставрировать. Да и барельеф с Георгием Победоносцем тоже нам достался вместе в Эрмитажем, поэтому у святого такая одежда. Куча античных скульптур на зданиях, памятниках и в экспозициях музеев тоже нам досталась даром. Поэтому Суворову поставили памятник бога войны Марса, зачем отливать что то новое, когда можно просто переименовать наследие, которое по какой то причине досталось нам и нагло присвоено Петром и его соратниками.

Здесь я покажу вам старинные картины и изображения, которые показывают наличие того, чего еще по данным официальной истории не было.

Объясню, чтобы не говорить загадками: есть множество картин русских и не только художников на чьих картинах начала 19 века изображен Исаакиевский собор, но вся интрига этих картин заключается в том, что все эти изображения датируются теми годами, когда Исаакий не был построен.

Меня заинтересовали эти нестыковки и я решила поделится ими с вами.

Начнем. Официальная история гласит, что на месте нынешнего Исаакиевского собора было еще три его предшественника. Первый собор был построен из бревен в 1707 году, но через десять лет в 1717 году строят  второй собор  из камня.


мена старого собора производится из-за того, что деревянный храм обветшал. Очень интересно, между постройками двух первых соборов всего 10 лет — то есть за этот маленький промежуток времени первый деревянный собор успел обветшать? Но ведь это очень маленький срок. У меня на даче стоит маленький домик из бревен, в этом году ему будет 22 года, но у него только бревна снаружи потемнели, а больше никаких признаков старения не обнаруживается, а первый Исаакиевский собор успел за десять лет обветшать. Ну да ладно.

Второй собор вроде как был построен на месте нынешнего медного всадника, в него попала молния, был пожар и вообще место было неудачное, постоянно подтапливался фундамент. Изображений второго собора я не нашла, картинка первого есть, третьего есть, а второго нет, ну может быть потеряли — будем придерживаться этого.

После второго, вроде как неудачного собора, в 1768 году было решено построить третий вариант подальше от берега. Спустя почти 40 лет, в 1802 году третий собор был освящен. Вот его изображение:

А теперь самое интересное, в 1809 году было решено строить новый собор — уже четвертый, видите ли предыдущий, который если верить официальной истории строили почти 40 лет, не подходил общему облику центральной части Петербурга. Что за бред? 40 лет строить собор, вкладывать в его строительство деньги, платить строителям жалование, пусть даже крепостным ведь кормить то их надо было, а потом спустя 7 лет начать строить новый? И опять все по новой. А когда 40 лет мурыжили собор, то не заметили, что какой то он не красивый?

Вот сейчас то мы и подходим к самому интересному. В 1809 году надо было обновить собор, главное условие — сохранить три освященных алтаря, а все остальное можно было переделать. В общем объявили конкурс, представлено было куча работ, выиграл мифический Монферан, и т.д и т.п. Перейдем к самому главному: новый и последний собор начали строить в 1819 году, в 1830 начали делать основание под купол, в 1837 началась установка колонн, а осветили собор только в 1858 году. Почему то между 1837 и 1858 годом провал — неизвестно что делали с собором и почему между этими двумя датами такой промежуток без подробных описании постройки.

Теперь перейдем к картинкам. Начнем с самой занимательной, с газетной вырезки:

07a905fc5bfd

Изображение в газетной вырезке является третьим собором, так как именно строительство третьего собор бало окончено в 1802 году, но вам не кажется, что он совершенно не похож на предыдущий рисунок, который я разместила выше. А ведь именно тот рисунок, который размещен выше является официальным изображением третьего собора и больше никаких картинок третьего по счету собора нет. И не кажется ли вам, что третий собор из газетной вырезки точная копия нынешнего собора? Ну прямо один в один. Кстати прошу заметить, что за здание с колоннами находится на газетной картинке справа от собора? Колонны то еще ладно, но посмотрите на статую человека с лошадью у стен этого здания, ничего вам эта фигура не напоминает? Например статую с Аничкового моста?

Смотрим дальше.

Вот перед вами картина Василия Садовникова нарисованная в 1830-е годы, а Исакий уже стоит, хотя вроде как только в 1837 начали устанавливать колонны у него под куполом.

Вот пожалуйста еще — картина 1820 года, а собор уже стоит да еще и в том виде в котором его должны построить более чем через 30 лет.

Ну а это вообще нонсенс — 1825 год, а собор превратился в какую то хибару, да и вообще как минимум тут должна быть стройка. Официальная наука гласит, что в это время здесь  строился большой и современный Исаакиевский собор.

То сеть эта Литография третьего собора сделана тогда, когда уже строили из него другой собор.

Эта картинка 1838 года мне очень нравится, история нам говорит, что 1837 году было построено основание для завершающего купола и вокруг него ставились колонны, но как мы видим на этом рисунке никакого основания нет, а колонны уже ставят. То есть историки и художник действовали отдельно друг от друга. Он рисовал, они писали и ничего что информация разная. Я думаю если бы они описывали правду, то между историками и художниками не было бы никаких расхождений.

А вот кстати еще два изображения в продолжение к предыдущему рисунку. Здесь тоже купол не такой как у нынешнего собора, но похож на рисунок, где купол находится в лесах. И там и там купольная часть намного выше и сужается к верхней части. Смотрите:

gaikgRDbrWE

Кстати рисунок №1 датируется 1835 -1836 годами, то есть Исакия по идее не должно быть на картинке.

Смотрим дальше. Вот еще картинка — это рисунок с натуры Андре Дюрана из его альбома «Путешествие в Россию». Альбом Дюрана был издан в Париже в 1839 году, значит рисунки были нарисованы намного раньше. Обратите внимание, что у Дюрана собор уже стоит, а это примерно 1837-1839 года, а по данным официальной истории — только строится.

А есть еще и вот такая картина датируемая 1840 годом, литография Шарлеманя. Здесь изображено внутреннее убранство собора, но ведь нам говорят что в это время шла стройка полным ходом?

Кстати, увидев эту картину я вспомнила одну очень интересную вещь. В 1837 году в Исаакиевском соборе произошло венчание Екатерины Гончаровой и Дантеса (того самого который смертельно ранил Пушкина). И как же могла произойти х венчание если храм строился? Нестыковочка у историков. Про дату венчания можете сами почитать в википедии, по запросу Екатерина Гончарова.

Вот, пожалуйста еще одна картина, вроде бы Монферана. Открытие Александровской колонны, 1834 год. И что мы видим? Слева Исаакиевсий собор. А ведь всего лишь 1834 год.

Источник

Все посты по теме ПИТЕР

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
ЛУЧШИЕ ПОСТЫ БЛОГА |  РЕГРЕССИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ |  РЕИНКАРНАЦИЯ | КАРМА | ДЕТИ ЗВЕЗД |  ХРАНИТЕЛИ | СОЗНАНИЕ |  АВТОРСКИЕ СТАТЬИ | ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ |  ПОДКЛЮЧКИ И ПРЕДИКТОР |  ИСТОРИЯ |  ХРОНО | FAQ |  ПОСТЫ О ЧИСТКАХ | АВАТАРЫ БОГОВ МАТРИЦА  |  МНОГОМЕРНАЯ КАРТИНА ПРОИСХОДЯЩЕГОМЕДИЦИНАДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ  ХРОНОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИЛИ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ | ПИТАНИЕ  ВИДЕОДНКГРАДОСТРОЕНИЕ  ЖИВОТНЫЕСЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ | НАГЛЯДНЫЕ КАРТИНЫ И АРТЕФАКТЫ | ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ПОИСК ЖИЗНЕННОГО ПУТИИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НОВИЧКОВ
КНИГА ПАМЯТИ ЗВЕЗДНОГО ПЛЕМЕНИ | ARTICLES IN ENGLISH |   ОТЗЫВЫ О СЕАНСАХ | О ПРОЕКТЕ | КУРСЫ ГИПНОЗА

Группы для новостей и обсуждений:   ВКонтакте   Facebook

Источник: digitall-angell.livejournal.com

Предисловие

История Санкт-Петербурга «необычна» с самого момента возникновения этого города. В отличие от остальных – причем, большинства городов мира — эта столица возникла не естественным путем и имела изначально практически «неестественные функции» для державного города.

Санкт-Петербург появился не в результате «эволюционного развития» уже имеющегося поселения людей и не столько из-за имеющейся «стратегической необходимости» («отсель грозить мы будем шведу»), а практически «вопреки» этим основным принципам.

История Петербурга началась с «царского каприза», с имперского волюнтаристского решения основать новый град, «Парадиз», «столицу-мечту» и т.д.  Казалось бы, для таких целей имело смысл «использовать» более подходящую местность… Но Петр выбирает эти «непроходимые болота» с «жутким климатом» и прочими «отягощающими обстоятельствами». Царское решение Петра было «диким» в то время для всех – от элит до крепостных, и народный фольклор столицы подробно «рассмотрел» все причины, события и следствия такой императорской «блажи» — см. мифы о Санкт-Петербурге.

Как бы там ни было, но то культурное и эстетическое совершенство, какое представляет собой теперь город на Неве, родилось от  императорской «прихоти» и в результате многотрудной и многосложной истории всей страны. Петербург всегда был «детищем Петра», которое «пестовали на руках»  все императоры России как династии Романовых, так и последующие «правители» советской и постсоветской эпох.

Поэтому наш рассказ об истории Санкт-Петербурга мы решили представить не простой хронологической «сводкой» событий, судеб и свершений этого города, а картинами его развития по периодам правления российских самодержцев. И поскольку эта история императорской столицы, конечно, неотделима от истории всей империи, факты собственно петербургской истории будут чередоваться с общероссийскими, но мы постараемся их акцентировать и укрупнять.

История Петербурга «до Петербурга»

Местность, на которой суждено будет родиться «детищу Петрову», с первых же лет существования самой Древней Руси относилась к большой Новгородской области. Это подтверждает летописец Нестор, говоря, что по Неве в Варяжское море и даже до Рима уже в те времена ходили новгородцы.

В 1300 году сюда прибывает Торкель (маршал из Швеции) и основывает здесь Ландскрон, крепость «Венец края» (она стоит на месте нынешней Александро-Невской лавры). Новгородцы недовольны таким «соседством», а потому уничтожают это поселение. На это шведы выдвигают флотилию, которой командует сам король Магнус, она останавливается в устье Невы (Петроградская сторона). В Новгород отправляются гонцы, чтобы вести «препирательства о вере». Целых 200лет местностью владеют новгородцы, пока в 1616 году шведы не предпринимают попытки «возобновить» свою крепость и даже заложить целый город в устье Охты. В 1632 году они закладывают новое укрепление Ниеншанц на месте разграбленного русского городка Ниен (условия Столбовского договора от 1617гг).

В 1703 Петр с дружиной Шереметьева осаждают его, и город сдается. Его переименовывают в Шлотбург. А в 1714 сюда поселяют новых жителей, высланных в него петровским указом.

Петр Романов: основатель и стратег Северной Венеции. История Петербурга первой трети 18 века (1703 – 1725)

Временем возникновения новой столицы в России принято считать 16 мая 1703 года, когда самодержцем российским был заложен первый камень в основание нового града.

Петром был взят Шлотбург (быв. Ниенщанц), и на местах нынешнего города император задумывает построить еще одну крепость, уже с именем «Санкт-Питер-Бурх». Позже это название распространяется и на весь город. Крепость закладывается на острове Енисари (что означает Заячий) и является первым сооружением новой столицы. Поначалу, конечно, на месте этой крепости (урл на Петропавловку) была сооружена лишь одна батарея, но уже 29 июня здесь произвели первый банкет для гвардии, перешедшей сюда из Ниенщанца и поселившейся в уже новых казармах.

Дальше пошла работа по грандиозному строительству:

  • Возводились первые мельницы, плотины, дороги
  • Проектировались улицы, мостились дороги (1716-1787)
  • Строились массивные укрепления самой крепости.

К числу первых построек принадлежали также первоначальный дворец Петра (домик на Березовом острове) и церковь Св.Троицы. Рядом с домиком императора появляется и дом Меньшикова,  и первый Гостиный двор, и даже первый сахарный завод.
Если судить по названиям первых столичных улиц – Посадская, Дворянская, Ружейная, Монетная, Пушкарская, Зелейная – новый город развивался не только как военная крепость…

К тому же в идеях Петра было поместить основную часть новой столицы вне крепости (что парадоксально выглядело в принципе).

Удивительным в истории Петербурга было и последующее принудительное заселение новой столицы. Помимо перевода сюда основных ведомств империи (так из Москвы сюда сразу был отправлен Сенат, который поместили в мазанковом доме в крепости), для заполнения нового города жителями был издан строжайший указ, предписывающий всем – министрам, чиновникам, боярам, купцам и проч. – «сменить место жительства», перебравшись «на болота» из обустроенной Москвы. Конечно, это вызывало ропот, но саботировать открыто царское повеление особо не решались.

Развивался новый град и промышленно:

  • 1705 – закладывается Адмиралтейство, в 1709 с его верфи сходит первый корабль, а к концу 1718 у Петра имеются 300 галер и 40 военных кораблей
  • Строятся кузницы, многообразные мастерские  и т.д.

С 1712 года Петербург провозглашен российской столицей, коей он пробудет до 1918 года. С этого же времени и начинается история «противостояния» двух великих городов России – Москвы и Санкт-Петербурга.

Больше того, «вынос» столицы империи практически за пределы самой империи, который провел Петр I, – это воплощение и той новой модели развития страны (в ее культуре, политике, религиозности и т.д.), которая будет названа поэтом позже как «окно в Европу».

На петровский Петербург в 1710 году обрушивается огненная стихия – пожары, которые  уничтожают так тяжело строящиеся сооружения города  — Гостинку, близлежащие дома и лавки. Переживает петровский Петербург и несколько страшных наводнений.

В этот же период начинают осваиваться и пригороды новой столицы – Петергоф, Стрельня, Ораниенбаум и т.д.

Культурные достижения периода основателя Санкт-Петербурга также огромны. В Россию приглашаются зодчие, составившие её художественную славу, возводятся здания самых разных назначений, ставшие объектами мировой культуры.

Краткая справка по культуре петровского Петербурга

В России в период первой трети 18 века основным художественным стилем архитектуры было ранее барокко, получившее также название «петровского». Эксперты считают его в большинстве своем «собирательным» стилем, вобравшим в себя различные элементы европейских школ – барочных,  классицистических. В то же время все эти черты имели и признаки петровского практицизма, т.е. упрощения и соединения с русскими традициями.

Памятниками петровской архитектуры признаны:

  • Петропавловская крепость – Петр Великий, Ламбер, Кирштенштейн, Трезини
  • Петропавловский собор — Трезини
  • Александро-Невская лавра – Трезини, Росии, Расторгуев
  • Кунсткамера – Маттарнови, Гербель, Киавери. Земцов
  • Здание 12-ти коллегий – Трезини, Земцов
  • Летний сад и летний дворец Петра  — Угрюмов, Леблон, Земцов, Трезини, Шлютер
  • Меньшиковский дворец – Фонтана, Шедель
  • Церковь Симеония и Анны – Земцов
  • Сампсониевский собор – заложен в честь Полтавы

Елизавета Петровна — история дворянского Петербурга в 1725-1741 и 1741-1761 годах

Время, последовавшее после смерти Петра Великого, стало периодом крайней нестабильности в стране. Прямым поводом к политическим передрягам стала путаница в вопросе престолонаследия, поскольку первый российский самодержец в свое время отверг принцип майората, заменив его  принципом единонаследия (что не одно и то же), но и не оставил соответствующего завещания. Это послужило толчком к клановому соперничеству за русскую корону, выразившемуся в периоде дворцовых переворотов протяженностью в 16 лет (1725-1741гг).

Вся страна, и Петербург, разумеется, тоже, «повисли» в пространстве, когда реформы и проекты Петра выполнялись лишь по инерции, а могли быть и вовсе пересмотрены и оставлены, либо исковерканы. Что, конечно же, было крайне негативно для отечественной истории. 
Поэтому обычно за петровским периодом истории Петербурга рассматривают почти сразу елизаветинский, который продлился с момента ее воцарения в 1741 году до ее смерти в 1761.

Периодом национального возрождения принято считать царствование этой императрицы. Его особенностью была «немосковскость» (т.е. традициональность), а европеизация. Дочь самодержца была нацелена на возвращение политики Петра.

Интересно, что в ее правление в России отменяют смертную казнь, поэтому елизаветинское двадцатилетие уникально в этом плане даже для Европы 18 века.

Самодержица укрепляет статус дворян, другие сословия практически не могут реализоваться на гослужбе. В то же время царица отменяет введенную ее отцом бессрочную службу для этой категории. И в Петербурге расцветает дворцовое строительство. Но не только. Активно развивается наука России и образование. Елизаветинский Петербург – это столица культурного ренессанса и раннего Просвещения. Открываются новые учебные заведения (конечно, для дворян), появляется и первый российский академик – Ломоносов, а за ним и Тредиаковский. Учреждается в Петербурге и Академия художеств. 

Краткая справка по культуре елизаветинского периода истории Петербурга

Середина 18 века – это торжество высокого барокко, воплощенное в столице в сооружениях многочисленных храмов и дворцов. Приход этого стиля связывают именно с царствованием Елизаветы Петровны. Размах и богатство новых зданий столицы должны были выразить и продемонстрировать мощь и величие самодержавного абсолютизма России.

Создателем русского направления «елизаветинского» барокко стал Растрелли.  Его шедевры отличало от «изнеженной грации» европейского стиля барокко зрелищная крупномасштабность, архитектоника объемов и богатейшая праздничность, особенно в отделке. К тому же Елизавета возвращается к русскому пятиглавию – православной традиции храмостроения. Интересно, что барокко в России расцветает, когда в самой Европе оно уже уходит со сцены. Мы отстаем, но зато, КАК отстаем! Сокровища елизаветинского зодчества сегодня поражают и «пионеров–европейцев».

Памятники архитектуры периода Елизаветы:

  • Аничков дворец – Земцов, Дмитриев, Растрелли
  • Фонтанный Дом – Дмитриев, Чевакинский
  • Смольный монастырь – Растрелли
  • Воронцовский дворец – Растрелли
  • Строгановский дворец – Растрелли, Демерцов, Воронихин
  • Зимний дворец (6-ой по счёту императорский дворец) – Растрелли
  • Никольским Морской собор – Чевакинский
  • Владимирская церковь (последний памятник барокко) – автор возможно Трезини, Растрелли, колокольня – Кваренги

История Петербурга Екатерины Великой периода второй половины 18 века (1762–1796)

Начнем с того, что правление этой умнейшей и просвещеннейшей императрицы России изначально не было принято Европой. Придя  к власти, по мнению большинства монархов Старого Света, путем госпереворота, Екатерина не получила их одобрения, и должны были пройти годы и войны, чтобы ее правление было признано легитимным. Самодержице понадобилось проявить столько мудрости, хитрости и твердости правления, причем, руководя огромной страной в «царственном одиночестве».

Из масштабных исторических событий тех лет – а Екатерина правила с1762 по 1796 гг. – вспомним общероссийские события:

  • Пугачевщина
  • Разделы Польши
  • Турецкие войны и т.д.

Все это плюс реформирование внутренних систем государства занимало много времени государыни. Но и ее достижения были весьма велики.

В отношении Петербурга их можно определить так:

  • Огромные успехи градостроительства, разрабатывается новый план застройки Северной столицы. Активное строительство  Петербурга и загородных императорских резиденций – Павловска, Гатчины и Царского Села
  • Был создан государственный российский банк, вводятся купюры и чеканятся медные монеты – здание Ассигнационного банка
  • Появился воспитательный дом для сирот, приюты и государственные больницы
  • Открылась Публичная библиотека и Эрмитаж
  • Возникает городское самоуправление Петербурга – здание Городской думы
  • Строится первый невский мост, вводится плата за проезд
  • Отделываются камнем набережные – гранитные одежды  Невы и питерских рек, каналов
  • Оформляется Стрелка Васильевского острова
  • Появляются театры и театральные школы
  • Строится каменный Гостиный двор

Конечно, это не полный «реестр» сооружений, социальных, торговых и культурных возможностей, благоприобретенных Петербургом в период правления просвещенной императрицы.

В 1777 году  столицу империи накрывает самое масштабное наводнение, унесшее минимум тысячу жизней за несколько часов.

Краткая справка по культуре екатерининского Петербурга

На историю царствования Екатерины Великой пришлись эпохи сразу двух форм одного художественного стиля – раннего и строгого классицизма. Этот стиль стал самым значительным в истории зодчества столицы и был призван воплощать уже новые идеи российской самодержавности, а именно – ее просвещенность, строгость и гуманность.

  • Ранний классицизм в Петербурге – это творения Валлен-Деламота, Ринальди и Фельтена – здания Гостиного двора, Академии художеств, комплекс сооружений Эрмитажа, Новая Голландия, собор Св.Екатерины, Князь-Владимирский собор, Мраморный дворец, Юсуповский дворец, Чесменская церковь и дворец  
  • Строгий классицизм – это произведения зодчих Кваренги, Камерона, Старова – Таврический дворец,   Академия наук, Ассигнационный банк и т.д.

Ну и конечно, преданная наследница Петра создает грандиозный памятник основателю столицы – Медный всадник стал эмблемой города на века.

История Петербурга императора Павла I: конец 18 – начало 19 века (1796-1801)

Павел I – это одна из самых загадочных фигур династии Романовых, названная историками «русским Гамлетом» и ставшая участником многих мистических сюжетов. Павел хозяйничал в столице недолго, дни его правления были трагически прерваны убийством царя в Михайловском замке и составили всего 4 года.

Для Петербурга правление Павла ознаменовалось существенной реформой армии, что выразилось как в новых формах петербургских военных, так и в новых бесконечных воинских ритуалах – маршах, плацах, парадах и т.д.

Городская жизнь становится более регламентированной, «изнеженное» либерализмом дворянство призывается Павлом к строгости, порядку и верности. Павел даже возвращает для этого благородного сословия телесные наказания, от которых они были освобождены его бабушкой по Жалованной грамоте. Праздная офицерская жизнь в столице заканчивается…

Краткая справка по культуре павловского Петербурга

Эпохой Павла заканчивается. Заканчивается и сам 18 век в России, и расцвет художественного стиля высокого классицизма, который в некоторых сооружениях столицы уже переходит в ампир.

При Павле Петербург «приобретает» и свой первый замок – Михайловский, который император возводит взамен царскому дворцу. Такие же замковые сооружения строятся и в пригородах – Гатчина, Павловск (тут крепость).

Работает над Михайловским новый придворный архитектор – Бренна, который создает новый вид городского ансамбля, полностью изолированного от остального городского окружения.

Начинается работа над шедевром петербургского градостроения – Казанским собором, в котором Павел требовал непременного сходства здания с римским аналогом – собором Св.Петра.

Петербург Александра I – первая четверть 19 века (1801-1825)

Периодом безусловного внешнего расцвета, с одной стороны, и жесточайшего внутреннего надлома – с другой, характеризуется время правления «лукавого Цезаря» – Александра I. Россия переживает сложное время войны и радость европейской победы в ней, но следом идут испытания аракчеевщины и восстания декабристов. На арену российской истории выходит новое сословие – интеллигенция, и история Петербурга начинает свой новый круг. К этому историческому периоду относятся и наиболее известные дуэльные истории, происходившие в Петербурге среди известных бретёров и дворян.

Краткая справка по культуре петербургского ампира Александра I

Военный триумф страны в Отечественной войне 1812 воззвал к жизни патриотические темы во всей культуре России. В Петербурге начинается самое грандиозное ансамблевое градостроительство именно в стиле ампира (или позднего классицизма). Вся городская среда  целенаправленно преобразуется, обретая парадную торжественность и величественность монументализма.

В это время в России торжествует Росси! Он организует городские пространства столицы, создает удивительные перспективы, прокладывая улицы, формируя площади, возводя дворцы и административные здания. Период творчества Росси приходится также на начало правления Николая I.

Памятники Петербурга первой половины 19 века:

  • Росси
    Ансамбль Елагина дворца – первый опыт Росси
    Ансамбль Михайловского дворца
    Ансамбль Александринского театра
    Здания Сената, Синода, Генерального штаба
  • Архитектор Стасов
    Троицкий собор
    Павловские казармы
    Придворные конюшни
    Спасо-Преображенский собор
  • Монферран
    Исаакиевский собор
  • Кваренги
    Нарвские триумфальные ворота, деревянные (названы ключевым сооружением русского ампира).

История николаевского Петербурга (1825-1855)

Этот период, названный историками временем «безмолвной империи», имеет и свой художественный образ – это общество из гоголевской комедии «Ревизор». Именно там представлена зримо, так сказать, «николаевская» Россия. Впрочем, на николаевскую, как и на александровскую, эпохи приходится и такое понятие как «Пушкинский Петербург», охвативший собой как раз первую треть 19 века.

Однако на это время стране выпали:

  • и войны – с Персией, с Турцией и  Крымская (император не доживает до ее окончания)
  • и подавление восстания в Европе  — Австрия
  • и, конечно же, декабристы.

Восстание дворян на Сенатской площади – отдельная страница в истории города. А разгром, ссылки в солдаты или на каторгу и преследования последователей – сформировали ту особую атмосферу в столице империи, которую можно назвать «крушением западнических идеалов», чье развитие изначально проповедовал Петр I. Кстати, на время царствования Николая I и пришлось зарождение противостояния западников и славянофилов – двух основных национальных тенденций российской философии. Страна больше не стремится «на запад» – страна отгораживается от него.

В то время столица империи, как и вся Россия, проживает промышленный подъем. Так, построена первая трасса Петербург-Москва (твёрдое покрытие дороги), открыто железнодорожное сообщение, а число горожан стремительно растет.

Кратко о культуре Петербурга периода Николая I

Культура продолжает традиции ампира, влияние которого заканчивается к 30-х годам.

Так, возведены:

  • Московские триумфальные ворота – Стасов (в честь воинских побед в компаниях против Польши, Персии и Турции)
  • Александровская колонна  — О.Монферан (в честь императора-победителя Александра I)

А также в градостроительстве Петербурга начинают проявляться черты эклектики, когда романтизм «освобождает» зодчих от стилевых «обязательств», и они могут выбирать любые мотивы или приемы для нового выражения своих идей. Так, А.Брюллов обращается к средневековью, А.Штакеншнейдер – к рококо и барокко, Г.Боссе – к неоренессансу  и т.д.

Наиболее выдающие творения этого периода:

  • Лютеранская церковь Св.Петра – Брюллов
  • Мариинский дворец — А.Штакеншнейдер
  • Дворец Белосельских-Белозерских – Ф. Демерцов, А.Штакеншнейдер
  • Московский вокзал – К.Тон
  • Мариинский театр – А.Кавос, В.Шретер,
  • Особняк Боссе – сам архитектор

История Петербурга времен Александра II (1855-1881)

Это время петербургской истории  носит название «оттепели», а сам император назван в народе «Освободителем». Освобождение здесь подразумевает многочисленные реформы, позволившие стране выйти на рубеж динамического развития. Кстати, оттепелью это период назвали современники, а не историки последующих столетий; так писал о нем князь Д.Оболенский, служивший тогда в Морском ведомстве. Еще одним словом того периода (а вовсе не недавнего 20 века) стала «гласность» (которая открыла путь к диалогу власти с творческим силами страны), и совсем удивительным совпадением, со слов Ключевского, стал Севастополь, который «ударил по застоявшимся умам» (здесь имелась в виду горечь поражения Крымской компании). При Александре II страна, тем не менее, завоевывает новые азиатские территории и освобождает от турок болгарские земли.

Однако в историю города Петербурга с именем этого императора входит также и понятие «цареубийства», «красного террора» и «революции». Александра II убивают, когда он едет подписывать новую Конституцию страны…

В стране появляются образованные разночинцы, изменяющие облик российской интеллигенции, и резко поляризуются социальные силы.

Краткая культурная панорама Петербурга периода Александра II

Архитектурные тенденции развиваются в русле зрелого историзма или эклектики, т.е. активного совмещения разностилевых форм и традиций.

Для города значимым становится застройка Дворцовой набережной:

  • Ново-Михайловский дворец – Штакеншнейдер – в 1857-1862гг
  • Дворец вел. Князя Владимира Александровича – А.Резанов – в 1867-1872гг

Замечательны сооружения училища барона Штиглица (ныне музей), а также водонапорной башни в «кирпичном стиле» (ныне музей).

Петербург Александра III – 1881-1894

Это время отечественной истории проходит под знаком политической реакции (немудрено, ведь Александр III входит на трон своего убитого в теракте отца!) и православного консерватизма (царь желал сохранить имеющийся порядок). На Александра III тоже были предприняты попытки покушения, среди этих революционеров был и старший Ульянов.

Александр III, правда, уже от современников получает несимпатичное прозвище «бегемота в эполетах» (что потом будет отражено в отзывах о его памятнике). Однако его патриотизм и религиозность снискали самодержцу определенную популярность — Александр первым за 200 лет отпускает бороду и пытается созвать Земский собор. Россия этого периода – это уже 100-миллионная империя, управляемая, впрочем, откровенно бездарными реакционерами. К числу «промахов» политики этого самодержца историки относят курс на русификацию окраин империи, который сменил при Александре III традиционную в России веротерпимость и покровительство малым народностям.

Также Александра называли царём-миротворцем: он первым в российской истории не проводил никакой войны.  Что, впрочем, не делало мирной политику страны в целом.

  • В 1881 – заключается «договор трех императоров»
  • В 1885 – происходит конфликт с Англией
  • В 1883-1886 – скандал по «болгарскому делу»
  • В 1891-1893 – заключается русско-французский союз

Справка по культуре Петербурга времен Александра III

Курс на национальную самобытность, проводимый царем, находит выражение в появлении «русского стиля» в архитектуре. Так, в этот период строится яркий и праздничный собор в самом классицистическом центре столицы – Храм Воскресения Христова или Спас на Крови. Его месторасположением был выбран участок мостовой, где и произошло покушение на императора Александра II. 

В этот же период Петербург продолжает застраиваться многоэтажными доходными домами с гигантскими арками, массивными эркерами, рельефными обелисками. Таков, например, доходный дом Ратькова-Рожнова на Пестеля 13-15.

Николай II – последний император. История Петербурга в 1894-1917 годах

Бурный экономический подъем, три войны (турецкая, мировая и гражданская), три революции, развал империи и трагическая смерть – такова кратчайшая канва правления Николая II, последнего хозяина царского Петербурга.

Интересно, что он был рожден в день св. Иова и так же, как этой святой, всю жизнь претерпевал жестокие удары судьбы:

  • Войны николаевской России – поражения
  • Реформы императора – жесточайшее сопротивление
  • Царское окружение – предательство
  • Семья – неизлечимо больной наследник

Даже мероприятия коронации стали трагическими для этого царя. В тот день на Ходынском поле в Москве в давке погибло свыше 3 тыс. человек, пришедших на гулянье и раздачу подарков. Впрочем, царь даже не наказал виновных в такой организации празднества, а это сильно пошатнуло монархические чувства народа. 

К тому же в 90-х годах в стране стал активно «произрастать» марксизм, пришедший сюда из Европы.

После поражения в войне 1905 года две России, которые до этого времени существовали параллельно – просвещенная интеллигенция и народная рабочая – объединяются в едином революционном недовольстве. Так случилось 9 января 1905 года, которое обернулось расстрелом опять-таки более 2 тыс. демонстрантов.

Затем в Петербурге появляется и Г. Распутин, чья роль в грядущих событиях развала империи еще проясняется.  Восстановлением страны занимается Столыпин, убийство которого снова совершают террористы. Николай, так много обязанный этому человеку, даже не появляется на его похоронах. Историки считают, что смерть империи Российской случилась именно в момент убийства Столыпина. Страна умерла…

Затем Россия входит в первую мировую войну и получает еще две революции. Эти события уже окончательно решили участь империи, которая перестала существовать в 1917 году.

Краткая история культуры рубежа 19-20 веков

Тем не менее, в русской культуре этот трагический период останется временем взлета, невиданного всплеска, получившего название «Серебряный век», наивысшие воплощения которого во всех видах искусства случились, конечно же, в столице – в Санкт-Петербурге.

В архитектуре – это:

1900-1910 гг. – модерн:

  • Особняки Каменного острова (Гаусвальд, Фолленвейдер, Шене, Мельцер)
  • Здание театра и магазина товарищества «Братья Елисеевы» — арх.Г.Барановский
  • Здание АО «Зингер и К» (ныне Дом книги) – арх. П.Сюзор
  • Сооружение Витебского вокзала (считается самым значительным памятником петербургского модерна) – арх.С.Брожовский
  • Особняк Кшесинской – арх. А фон Гоген
  • Торговый дом Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ) —  арх. Э.Виррих
  • Новый Пассаж – арх.Н. Васильев
  • Мечеть (на Кронверкском пр.) – Н. Васильев

Неоклассицизм (1900-1910),  который также называют петербургским ренессансом:

  • Училищный дом Петра Великого – арх.А.Дмитриев
  • Азовско-Донской банк – Ф.Лидваль
  • Доходный дом П.Толстого – Лидваль
  • Дом Вавельберга (Дом дожей на Невском) – М.Перетяткович
  • Торговый дом Мертенса  — М.Лялевич
  • Германское посольство – П. Беренс

На Николае II  прерывается не только династия российского императорского дома, но и история Санкт-Петербурга как его столицы, как города не только «царской блажи», но и императорской мощи, российского гения и национального расцвета.

Выпестованный в августейшей колыбели, собравший вокруг себя наилучшее в стране и в мире, вобравший в себя лишь все достойное вечности, Санкт-Петербург остается и на следующие века исключительно городом империи — империи культуры, искусства, истории, гармонии, величественности и могущества России. Он — один такой во всей стране, парадоксально отстоящий от нее в туманном отдалении имперский центр, столица, окутанная в северные, но Белые ночи.

Советская и постсоветская история Петербурга

После октябрьского переворота Петербург лишается статуса столицы и своего имени. На 70 лет он становится городом Ленина — Ленинградом. С этим названием он восстанавливается после гражданской войны, строится, воюет, переживает страшнейшие годы блокады (872 дня), растит новых героев, новых творцов, новых хозяев нового города на Неве.

В 1991 году, а официально в 1992, Северная столица снова получает свое историческое имя – Санкт-Петербург, и начинается её очередной круг истории.

Каким он войдет в длинную и величественную летопись городских и общероссийских событий, памятников и достижений – это уже задача поколений наследников традиций и императорского и демократического прошлого России, т.е. нас с вами.

Источник: www.peterburg.biz


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.