Санкт-Петербург (Петербург, в 1914—1924 годах Петроград, в 1924—1991 — Ленинград) — город в России (см. Россия), важнейший промышленный, научный и культурный центр. Петербург — морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте Невы) порт; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. Население города составляет 4,8 млн. жителей (2002).
Город был основан в 1703 году царем Петром I Великим. В 1712—1728 и 1732—1918 годах Петербург был столицей России. В Санкт-Петербурге находятся выдающиеся архитектурные ансамбли 18—19 веков: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», открыт в 1782), Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок.


r />Среди памятников классицизма и ампира: Академия художеств (1764—1788), Адмиралтейство (1806—1823, архитектор А. Д. Захаров), Горный институт (1806—1811, архитектор А. Н. Воронихин), Нарвские ворота (1827—1834, архитектор В. П. Стасов), мосты. В 1960 году был создан архитектурно-мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище. В петербургских пригородах — Петродворце (см. Петродворец) (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине (см. Гатчина) находятся дворцово-парковые ансамбли 18—19 веков.
Петербург — первый город России, который чуть ли не с основания развивался по заранее разработанному плану. Первый план города датирован 1716 годом. Это определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца 18 — начала 19 века. В Петербурге работали зодчие разных национальностей: швейцарец Доменико Трезини, итальянец Марио Фонтана, француз Жан Батист Леблон, немец Андреас Шлютер. Наряду с ними работали и русские зодчие: М. Г. Земцов, И. К. Коробов, Г. Н. Усов, П. М. Еропкин.
Архитектура начального периода отличается регулярностью и представительностью при относительной сдержанности декоративного убранства. Это объясняется специфическими условиями строительства: поспешностью, утилитарным характером строительства, недостатком строительных материалов, природными особенностями местности.

1710—1714 годах был возведен дворец Меншикова на Васильевском острове, с 1713 году начинается строительство Александро-Невской лавры, строятся Петропавловский собор и летний дворец Петра в Летнем саду.
В архитектуре начала 18 столетия отразилась художественная направленность русского зодчества 17 века с ярко выраженной декоративностью (Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий). Архитектуру Петербурга той поры условно называют «барокко первой трети 18 века».
В середине 18 века в городе строятся дворцы, усадьбы вельмож с прекрасными парками, богатые храмы. В это время в Петербурге работают крупные зодчие В. В. Растрелли, Антонио Ринальди, Валлен-Деламот, С. И. Чевакинский. Они стали представителями стиля русского барокко середины 18 века.
Лучшими примерами этого стиля являются произведения Растрелли — Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского. Зимний дворец занимает главенствующее место в центральном ансамбле города на Дворцовой площади. Это грандиозное здание отличается выразительной пластикой архитектурных деталей, колоннад, фронтонов, обилием скульптуры.
В эпоху классицизма в России работали виднейшие иностранные мастера: Валлен-Деламот, Ринальди, Чарльз Камерон, Кваренги. Это направление в архитектуре проявилось отчасти в облике здания Академии художеств (1765—1788). В 1768—1785 годах по проекту Ринальди неподалеку от Летнего сада был построен Мраморный дворец.

врический дворец, построенный по проекту Старова в 1789 году, прекрасно выразил образ монументального дворца-усадьбы.
Исключительная роль в ансамблевой застройке центра Петербурга принадлежит зодчим А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, К. И. Росси. Огромное влияние на формирование городского района близ Невского проспекта оказало прекрасное творение Воронихина — Казанский собор (1801—1811). В 1837 году на площади перед собором установили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. И. Орловского.
Правильное понимание роли Невы в архитектурном облике города проявил зодчий Тома де Томон, застроивший стрелку Васильевского острова и создавший выразительное здание Фондовой биржи (1805—1810). Стоящие перед Биржей ростральные колонны-маяки высотой 34 м у подножья дополнены 5-метровыми аллегорическими скульптурами из камня. Полная реконструкция Адмиралтейства была осуществлена в 1806—1823 годах по проекту мастера классицизма Захарова, создавшего комплекс, ставший высотной доминантой центра города.
После Отечественной войны 1812 года возникли ансамбли Михайловского дворца, Александрийского театра, Главного штаба, Сената и Синода, автором которых был выдающийся мастер Карл Росси. В ансамбле Дворцовой площади против Зимнего дворца Росси расположил протяженное здание Главного штаба, создав в центре его двойную монументальную арку, символизирующую военную мощь России. Арка увенчана триумфальной колесницей Победы, выполненной по модели скульпторов В.

Демут-Малиновского и С. С. Пименова.
В 1858 году было закончено здание Исаакиевский собор, который строился 40 лет (автор проекта Огюст Монферран). Четыре больших портика собора украшены 48 колоннами высотой 18 м. Всего на соборе 112 колонн из монолитного полированного гранита. Собор венчает позолоченный купол, внутренний диаметр которого 22 м. Панораму Петербурга трудно представить без этого золотого шлема, видимого за многие километры. Исаакиевская площадь была задумана архитектором Чевакинским еще в 1762 году, однако окончательно она оформилась в начале 20 столетия.
Во второй половине 19 века в городе появляется большое количество доходных домов, особняков купцов и промышленников. Возникают совершенно новые типы сооружений: банки, торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, большие заводы. В архитектуре шел активный процесс стилизаторства и эклектичного использования различных стилей. Все больше используются новые технические достижения: железобетон, металлические конструкции, большеформатное стекло. Произведения архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Н. Ефимова, Ф. Брюллова, К. А. Тона оказали большое влияние на облик города.
Примерами архитектурного стиля модерна являются дом купца Елисеева, здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал, особняк балерины Кшесинской. В противовес этому направлению возводятся здания, в которых возрождаются приемы русского классицизма и итальянского Возрождения.

о течение, получившее название «неоклассицизма, представлено работами М. Лялевича, В. А. Щуко, А. Белогруда, И. А. Фомина.
Сразу после Октябрьской революции были созданы государственные архитектурно-планировочные организации. В работу активно включились крупные петроградские архитекторы А. И. Гегелло, В. Г. Гельфрейх, А. С. Никольский, Л. В. Руднев, И. А. Фомин. За Нарвской, Московской, Выборгской заставами разворачивается строительство жилых домов и общественных зданий. Появляются новые типы сооружений: дома культуры, клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны. Архитектура этого периода отличается своеобразной выразительностью, чрезвычайной простотой и обычно характеризуется понятием «конструктивизм». В середине 1930-х годов конструктивистская архитектура уступает место поискам стиля, который бы отвечал принципу «национальный по форме, социалистический по содержанию». В ленинградскую архитектуру пробивают себе дорогу приемы и формы из арсенала классического зодчества, прежде всего русского.
Генеральный план развития города, принятый в 1935 году, предусматривал комплексную застройку в районе бывших окраин. Эти работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. За годы блокады в результате артиллерийских обстрелов и бомбардировок было выведено из строя более пяти миллионов квадратных метров жилой площади, полностью или частично сожжено свыше трех тысяч жилых домов, около 400 школ, сотни предприятий. Сильно пострадало около двухсот историко-архитектурных памятников.

д памятников, таких как «Медный всадник» и скульптуры Аничкова моста, удалось укрыть или зарыть в землю. Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. В первое послевоенное пятилетие развернулись работы по восстановлению разрушенных жилых домов, промышленных зданий, реставрации памятников архитектуры. Подвиг ленинградских реставраторов, восстановивших памятники Ленинграда и его пригородов, не имеет аналогов в истории зодчества.
В 1951 году был принят новый откорректированный генеральный план развития, в котором большое внимание уделялось реконструкции и благоустройству городского центра. Среди крупнейших достижений послевоенного строительства следует назвать создание первой очереди метрополитена и закладку двух грандиозных парков — Московского и Приморского с гигантским стадионом на 100 тысяч человек. В начале 1950-х годов в Ленинграде была на практике осуществлена идея возведения зданий из готовых конструкций заводского изготовления зданий.
В Петербурге-Ленинграде жили и творили многие выдающиеся люди России. Наиболее известные маршруты туристического паломничества: квартира Пушкина на Мойке, «Петербург Достоевского», Фонтанный дом (бывший дворец Шереметевых, в котором долгое время жила Анна Ахматова), дом-музей Н. А. Некрасова, «Петербург Блока». Петербург — самый посещаемый туристами город России, особенно во время «белых ночей», когда начинают работать фонтаны в Петергофе и устраиваются театрализованные представления.

забываемое впечатление оставляют путешествия по каналам Петербурга.
В Санкт-Петербурге — научный центр РАН, многочисленные НИИ, 43 вуза (университет, консерватория). 16 профессиональных театров (Мариинский театр, Театр оперы и балета имени Мусоргского, Большой драматический театр). Крупные библиотеки (Российская национальная библиотека, Российской академии наук). 47 музеев (Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого.
В начале 2000-х годов улицы Санкт-Петербурга украсили многочисленные памятники — произведения городской скульптуры: Чижик-Пыжик на Фонтанке, памятник Остапу Бендеру на Итальянской улице, скульптура «Фотограф» на Малой Садовой, а также более 200 чугунных котов.

Источник: dic.academic.ru

История названия

Для города все началось с 1703 года, когда Петр I взял осадой Ниенщанц и тут же переименовал его в Шлотбург. На этом месте царем принято решение возводить новый город столичного назначения под названием Санкт-Питер-Бурх. Датой его возникновения считается 16 мая 1703 – в этот день в основание города заложен первый камень.

Карта местности 1698 года
Карта местности 1698 года

Впрочем, сперва появилась крепость без названия. И только после начала строительства церкви крепость получила имя, которое быстро распространилось и на весь город. Петр I назвал его в честь своего покровителя – апостола Петра (в переводе с немецкого Санкт-Петербург – «город святого Петра»).

Питер Пикарт «Санкт-Петербург». Гравюра 1704 года
Питер Пикарт «Санкт-Петербург». Гравюра 1704 года

В период правления Петра I город всесторонне развивался: как военная крепость, промышленно, культурно. При этом царь издал указ о принудительном заселении города всеми слоями населения. Согласно его требованию, большое количество купцов, бояр, чиновников перебралось из Москвы в Санкт-Питер-Бурх. При этом местность была достаточно сложной, болотистой. Но именно там Петр Романов намеревался возвести город мечты. Тем самым он «перенес» столицу государства.


Затем город пребывал в так называемом елизаветинском историческом периоде – при правлении Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Перед этим вся страна находилась в сложной ситуации из-за конфликтов на почве престолонаследования. Поэтому начало правления Елизаветы для Петербурга ознаменовалось возрождением – она стремилась к традициям отца. Развивались культура, образование, архитектура барокко.

При Екатерине Великой происходило много важных исторических событий, но все равно уделялось много внимания градостроительству. В дальнейшем каждый император вносил свои коррективы в развитие города: военные реформы, возведение замков, прочих памятников архитектуры в разных стилях. Николай II (последний император) переименовал Санкт-Петербург в Петроград – в честь основателя, а не святого.

Следующий крупный этап в истории Санкт-Петербурга – советский. Ему предшествовал Февральский переворот, создание Временного правительства. Затем наиболее значимыми событиями для Петербурга стали Октябрьская революция, переход власти к большевикам, создание советской республики. Сперва Петроград был ее столицей, но затем Ленин перенес ее обратно в Москву. А 26 января 1924 в честь революционера город назвали Ленинградом. Такое имя город носил до 1991 года, пока по инициативе первого мэра, Анатолия Собчака, ему не вернули исходное название – Санкт-Петербург.

Как называли Петербург?

Только официально город носил три разных названия: Санкт-Петербург, Петроград и Ленинград. Однако у него есть еще более 10 неофициальных наименований, которые использовались в разные периоды времени, а многие используются до сих пор. Например, Северная столица, СПб (аббревиатура), Культурная столица, Город на Неве, Город белых ночей, Северная пальмира, Северная Венеция, Петрополь и, конечно же, Питер. Названия связаны с географическим положением, историческим и культурным значением города.


Питер – одно из наиболее распространенных сокращенных названий. Как правило, его используют в средствах массовой информации и разговорной речи. Питером Санкт-Петербург называет не только коренное население, а и обитатели других городов страны. Считается, что короткая форма возникла в 18-м веке в качестве сокращения от первого официального названия – Санкт-Питербурх. «Питер» можно часто встретить в художественных произведениях этого времени, а также в неофициальной письменной речи. А с 19 века сокращенная форма прочно укрепилась в песнях, стихах и прочем фольклоре.

Даже переименование в Ленинград не заставило жителей отказаться от краткой формы Питер. Есть сведения, что в период Великой Отечественной войны Сталин иногда называл так Ленинград (согласно свидетельству адмирала Николая Кузнецова).

Санкт-Петербург начали называть Питером в XVIII веке. Во всяком случае об этом свидетельствует художественная литература того времени, а также различные письма, историческая литература и т.п. Питер – сокращенная форма от первого официального названия Санкт-Питер-Бурх и его производных. Город назван основателем Петром I в честь святого апостола Петра.

Источник: kipmu.ru

Ответ на этот вопрос кроется в истории города: дело в том, что именно здесь прошли сразу три революции – 1905-1907 годов, а также Февральская и Октябрьская, случившиеся в 1917 году. Это и стало причиной появления такого названия – город (некоторые говорят — колыбель) трех революций.

Обо всех трех революциях нам хорошо известно из школьного курса истории. Как мы помним, революцией 1905-1907 гг называлась цепочка событий, берущих свое начало от «Кровавого воскресенья» 1905 года, во время которого императорские войска расстреляли мирную демонстрацию во главе со священником Георгием Гапоном. В тот период особый размах приняло стачечное движение, а в армии и на флоте прошли массовые волнения и восстания против монархии. Одним из итогов протестов стало принятие Николаем II манифеста 1905 года «Об учреждении Государственной Думы», а также манифеста о даровании гражданских свобод на началах свободы совести, собраний, союзов и неприкосновенности личности.   

Последующие волнения привели к изменению выборов в Госдуму, а также к постановке аграрного вопроса, который долгие годы для большинства населения страны оставался нерешенным. Историки считают, что восстания 1905-1907 гг стали предтечей революций 1917 года.

В феврале 1917 года произошли антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, ставшие толчком к свержению российской монархии и созданию Временного правительства, которое объявило амнистию политзаключенным, гражданские свободы и реформу местного самоуправления. Одновременно с этим революционно-демократические силы сформировали Петроградский Совет, что привело к двоевластию в стране.

Установление единого органа власти произошло после Октябрьской революции, главными организаторами которого были Владимир Ленин, Лев Троцкий, Яков Свердлов и другие лица. Руководство захватом власти, как отмечают историки, осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в состав которого также входили левые эсеры.

В итоге к управлению страной пришло правительство, сформированное подавляющим количеством большевиков и левых эсеров, которые входили в состав II Всероссийского съезда Советов. В их поддержку также высказались некоторые национальные организации – к примеру, часть меньшевиков-интернационалистов и некоторые анархисты. Итогом Октябрьской революции стало создание Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а впоследствии – СССР.

Источник: fishki.net


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.