Одной из старейших площадей Северной столицы является Сенатская. Она начала формироваться вместе с городом, в то время, когда только была заложена Адмиралтейская верфь. А сейчас – это одно из красивейших мест города.

Она относится к Адмиралтейскому району. Станции метро, распложенные рядом — «Адмиралтейская», «Сенная площадь».

Прекрасное прошлое и наследие площади

Изначально Сенатская площадь была частью гласиса Адмиралтейства, которое задумывалось не только как верфь, но и как крепость. С возведением данного предприятия по постройке и ремонту судов, а также военного укрепления началось формирование Сенатской площади в 1704 году.

По правилам строительства крепости вокруг нее и перед земляной насыпью оставляли свободное и незастроенное пространство – гласис. Впоследствии при перерастании крепости в город его обустраивали под площадь или сад. Так, дело обстояло и с Сенатской площадью. Когда крепость утратила свое первоначальное значение, участок вокруг нее стал городской площадью.


На ней в 1710 году выстроили первый Исаакиевский собор из дерева. Здесь в 1712 году проходило венчание Петра и Екатерины Первой. Позже собор перестроили в камне. С юга площадь ограничивал Адмиралтейский канал, прорытый в 1717 году для сплава леса. Для удобства горожан, посещающих церковь, возвели наплавной мост. Канал просуществовал до 1842 года, а потом он был засыпан и на его месте выстроен Конногвардейский бульвар.

Когда на престол взошла Екатерина Вторая, в здание, выстроенного в барочном стиле специально для канцлера Российской империи Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, переехал Сенат, в честь которого площадь стали величать Сенатской. Указ об этом вышел в 1763 году. В этом же году по проекту Росси было возведено здание Синода. Архитектор соединил два строения, выполненных в едином архитектурном стиле, аркой над Галерной улицей. Фасады были богато украшены, а венцом стала скульптурная композиция «Правосудие и Благочестие», ставшая символом единения церкви и власти.

В 1760 году по указу императрицы сменил свое местоположение и Исаакиевский собор. Дело в том, что на берегу почва была болотистая, и фундамент не выдерживал колоссальной нагрузки. Храм перенесли дальше от Невы, а строительством руководил архитектор Огюст Монферран. Строительство Исаакиевского собора длилось почти четверть века, и было закончено в 1858 году. Это был последний штрих в архитектурном облике площади.


7 августа 1782 года на Сенатской площади был открыт монумент Петру, основателю Северной столицы. Молодой император, восседая на горячем коне, взлетает на гранитную волну. С этого же дня площадь стала называться также и Петровской.

Западную часть площади украшает Конногвардейский манеж, возведенный по проекту Кваренги в 1804-1807 годах. На ступенях Манежа установлены копии античных статуй Диоскуров, удерживающих коней. Сегодня Манеж является одним из известнейших выставочных залов.

В 1874 году власти решили расширить Александровский сад. На площади были разбиты клумбы, высажены деревья, но спустя пятнадцать лет территорию вокруг памятника Петру вновь замостили булыжником.

Трагическая страница 

14 декабря 1825 года вошел трагической страницей в историю не только площади, но и всего государства. В тот день к монументу Медному Всаднику вышли полки, отказавшиеся присягать Николаю Первому. Восстание декабристов было подавлено, при этом погибло 1271 человек, в том числе 19 женщин и 9 детей, ставших невинными жертвами.

Зачинщики получили суровое наказание: ссылка, каторга, лишение титулов, казнь… Через 100 лет, в 1925 году Сенатскую переименовали в Площадь Декабристов. Это название она носила чуть более 80 лет. В 2008 году в здание Сената был переведен Конституционный суд и площади возвращено историческое название.

Современный облик

Ансамбль площади сформирован зданиями Сената и Синода, Адмиралтейством и Александровским садом. Южная оконечность площади ограничена массивным зданием Исаакиевского собора, а северная, в противоположность ей – открытая водная гладь Невы.


Источник: peterburg.center

Одна из самых красивых площадей Петербурга, расположенная между Невой и Исаакиевским собором, нынешний облик получила в первой половине XIX столетия. В историю она вошла под названием Сенатской, несмотря на то что официально в декабре 1825 года, когда произошло восстание декабристов, именовалась Петровской. Самое первое ее название – Исаакиевская. Оно было дано по первой Исаакиевской церкви, закладной камень которой положил собственноручно Пётр I. Та церковь строилась по проекту архитектора Иоганна Маттарнови.

Однако, как и многие другие наименования, присвоенные первым официальным постановлением от 20 апреля 1738 года, оно практически не употреблялось. В 1770-е годы площадь наконец стали именовать Петровской. Дело в том, что уже в 1768 году на ней было определено место под памятник основателю города, и название возникло само собой.

Зато в год открытия монумента (1782), созданного гением Фальконе и его помощников Мари Анн Колло и Фёдора Гордеева, был издан царский указ «О именовании площади перед правительствующим Сенатом не Петровскою, но площадью Петра Первого и о постановлении столба с надписью сего звания». Столб не был установлен, да и названия улиц и площадей в родительном падеже в конце XVIII столетия были непривычны для речи и слуха россиян, поэтому площадь так и осталась Петровской. Указ Екатерины Великой оказался невыполненным. И на планах Петербурга, и в адресных книгах площадь указывалась как Петровская.


Памятник Петру I («Медный всадник»)

В 1820-е, когда К. И. Росси стал возводить знаменитые ныне здания Сената и Синода, у площади возникло неофициальное название – Сенатская. После декабрьского восстания 1825 года оно стало употребляться чаще, чем Петровская, хотя на планах города Сенатской площадь впервые обозначена лишь в 1875 году.

В 1870-е годы после разбивки Алесандровского сада по краю площади сформировался проезд, который соединял Английскую набережную с Исаакиевской площадью. С 1880 года он стал именоваться Сенатским проспектом.

Александр III решил восстановить пиететную форму названия. Указом от 15 августа 1890 года последовало высочайшее повеление «именовать оную площадью Петра Первого». Таковой официально она пробыла до 1923 года, когда в связи с приближающимся столетием драматических событий, вошедших в историю как «восстание декабристов», ее переименовали в площадь Декабристов.

В том же году трем улицам Петрограда были присвоены имена участников восстания – Рылеева, Пестеля и Якубовича. В 1940-м появился переулок Каховского. Сенатский проспект официально не был переименован, но тем не менее с 1932 года назывался проспектом Декабристов. В 1940 году он вошел в состав площади.


31 июля 2008 года площади возвращено название Сенатская.

Здания Сената и Синода (Конституционный суд РФ и Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина)

Памятник Петру I («Медный всадник»)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Источник: info.wikireading.ru

Идея создания площади Декабристов (бывшей Сенатской площади) принадлежит «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга» (1762), архитектурному ансамблю города требовалось придать «такое великолепие, которое соответствовало бы столице столь пространного государства». Формирование ансамбля площади началось со строительства по проекту архитектора А.Д. Захарова здания Адмиралтейства – места постройки и ремонта военных судов. Кораблик на шпиле Адмиралтейства известен как символ Санкт-Петербурга. Крепостные валы и бастионы здания были срыты в начале XIX века. Здание Адмиралтейства объединило Дворцовую площадь с площадью Декабристов.

В 60-е годы XVIII века площадь Декабристов стала одной из самых главных площадей города. В частности, сюда в 1763 году из здания Двенадцати коллегий был переведен Сенат, который разместили в перестроенном доме графа Бестужева-Рюмина. С этого момента площадь стала именоваться Сенатской. К 1807 году был возведен Конногвардейский манеж. Торжественная закладка здания Сената и Синода состоялась 24 августа 1829 года на месте купленного в казну купеческого дома.


Площадь декабристов в санкт петербурге

Строительные работы под руководством архитектора К.И. Росси были завершены в 1834 году. Здания украшены восьмиколонными лоджиями коринфского ордена. Они соединены триумфальной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Аттик арки венчают две скульптуры – «Правосудие» и «Благочестие». Колонны, поставленные на стену первого этажа, украшают закругленный угол здания Сената, который выходит на Неву. В 1845 году на Конногвардейском бульваре установили две колонны со статуями Победы. Так была сформирована западная часть Сенатской площади. Ансамбль площади был завершен после строительства Исаакиевского собора в 1858 году, который ограничивает площадь с юга.

В 1872 -1874 годах на Сенатской площади и перед зданием Адмиралтейства разбили обширный сад (ныне Александровский). Сад, выполненный по проекту садовода Э. Регеля, соединяет три центральные площади: Дворцовую, Исаакиевскую и площадь Декабристов.
В начале XIX века здесь был разбит бульвар, который стал одним из любимых мест прогулок горожан. В ансамбль площади Декабристов также входит Памятник Петру I, называемый обычно Медным всадником.
Шедевр монументальной скульптуры был создан по модели выдающегося скульптора Э.М. Фальконе, который трудился над проектом двенадцать лет.


Непосредственно установкой монумента занимался известный архитектор раннего классицизма Юрий Матвеевич Фельтен. Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года при громе оркестров и пушечной пальбе. Характерными чертами Медного всадника являются динамика, взволнованность образа и ощущение силы. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло восстание декабристов. Русские дворяне выступили против самодержавия и крепостного права. К столетию годовщины выступления декабристов Сенатскую площадь переименовали в площадь Декабристов.

Площадь декабристов в санкт петербурге

 

Источник: opeterburge.ru

Общая информация

Композиционный центр Сенатской площади — сквер с памятником Петру Великому. Этот знаменитый монумент, один из символов имперского Петербурга, был создан французским скульптором Этьеном Фальконе в 1782 г. Император изображен здесь в виде всадника, на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей твердой воле. Жестом правой руки он утверждает свою победу, торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющую противников петровских реформ.


Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

писал о нем Пушкин.

Интересно, что модель головы Петра I создал не сам Фальконе (она ему никак не удавалась), а его ученица Мари Колло, которая, желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Саму модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.

Момент отливки статуи был драматичен: глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. Литейный мастер Емельян Хайлов с риском для жизни заделал трещину и довел отливку до конца.

Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и называвшаяся в городе «гром-камень», поскольку когда-то она была рассечена ударом молнии. По преданию, на нее при жизни поднимался Петр I, осматривая окружающую местность. Чтобы перевезти огромную глыбу в Петербург, ее поставили на желоба, внутри которых находились бронзовые шары. Четыре месяца при помощи рычагов и канатов глыбу тянули к Финскому заливу, одновременно обтесывая ее. Затем «гром-камень» перенесли на баржу и доставили в Петербург. Обратите внимание на его форму —

она напоминает морскую волну и тем самым символизирует стремление русского царя вернуть для России выход к морю. На постаменте памятника лаконичная надпись на русском и латинском языках «Петру Первому — Екатерина Вторая». К этому монументу традиционно возлагают цветы молодожены и фотографируются на его фоне.


Памятник Петру с легкой руки Александра Пушкина все называют Медным всадником, поскольку именно так он был назван в его знаменитой поэме. Множество других поэтов, писателей, художников, музыкантов также вдохновлялись этим торжественным монументом. Так, к примеру, Валерий Брюсов писал:

В морозном тумане белеет Исаакий,
На глыбе оснеженной высится Петр,
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр,
Ты также стоял здесь, обрызган и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн,
И тщетно грозил тебе бедный Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн…

Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почувствовать лица Петербурга. А наш современник Александр Розенбаум поет о нем так:

Так век благодарить я буду Фальконе:
Он всех нас осенил рукой Петровой…
Мой государь на вздыбленном коне!
Спешу к тебе за музыкой и словом.

История Сенатской площади тесно связана с одним из самых драматических моментов истории нашей страны. 14 декабря 1825 г. здесь произошло знаменитое восстание декабристов. Группа офицеров, сторонников политических реформ, вывела на эту площадь войска, отказавшиеся присягнуть новому императору Николаю I. Захватив Сенат, они хотели наложить вето на его воцарение.


В этот момент памятник Петру, с которым связывали все передовое и прогрессивное в России, оказался в центре каре восставших, и декабрист Александр Бестужев символически заточил свою саблю о его гранитный гребень. Однако вскоре площадь была окружена верными царю войсками, по мятежникам был открыт огонь, и восстание было подавлено. Пятерых руководителей мятежа приговорили к смертной казни, многие другие после расследования были осуждены на разные сроки каторги и ссылки. Сто лет спустя, уже при советской власти, Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. Совсем недавно ей вернули историческое имя.

Раньше перед памятником Петру на Васильевский остров вел наплавной мост через Неву, но он сгорел перед самой революцией от искр, вылетевших из трубы проходившего рядом буксира. Это зрелище наблюдал поэт Александр Блок, отметивший его в своей записной книжке. Больше мост не восстанавливали, от него остался только гранитный спуск к реке.

С востока Сенатская площадь ограничена огромным желтым зданием Адмиралтейства — первой русской кораблестроительной верфи на Балтике. Адмиралтейство было заложено по повелению и личным карандашным наброскам Петра I, о чем 5 ноября 1704 г. в царском походном журнале была сделана запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в Аустерии». Для работы на верфи по всей стране нанимали «для корабельного дела охочих плотников». Лес для кораблей привозили с Волги, использовали также и местные деревья.

Первое судно — 18-пушечный бомбардирский корабль спустили на воду уже в 1706 г. Спуск судна всегда был праздником — салютовали орудия, играла музыка, корабельный мастер получал награду. Царь придавал огромное значение развитию российского флота. Он любил повторять, что тот властитель, «который едино войско имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, две руки имеет».

К концу жизни Петра Адмиралтейство встало в ряд крупных европейских верфей. Английский посланник в Петербурге Джеффрис писал в Лондон: «Корабли строят здесь не хуже, чем где бы то ни было в Европе». При жизни основателя города на Адмиралтейской верфи построили более 40 кораблей, всего же отсюда на воду сошло около 300 судов. Современник Пушкина Николай Тургенев говорил по этому поводу: «Петр создал флот, на котором мы прибыли с земли варварства на землю образованности».

Адмиралтейство одновременно являлось и верфью, и крепостью, державшей под прицелом фарватер Невы. В башне над главным входом в Адмиралтейство располагалась Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления российским флотом, где вместе с адмиралами заседал и сам царь. Он бывал на верфях ежедневно и проводил там много времени. Заседания коллегии, как правило, продолжались до 11 часов, когда поднимавшийся в пять утра государь, по давней привычке, подкреплял себя анисовкой. Адмиралы с удовольствием следовали его примеру. С тех пор предобеденную выпивку стали называть «адмиральский час» или «адмиральский полдень».

Петровское Адмиралтейство было большим (что естественно, так как там одновременно строилось по нескольку судов), но не слишком выразительным и красивым. Поэтому в начале XIX в. оно было перестроено по проекту русского архитектора Андреяна Захарова. Сохранив прежнюю планировку здания, Захаров придал ему абсолютно новый — легкий и гармоничный — облик. Его золоченый шпиль высотой 72 м был увенчан флюгером-корабликом, ставшим одним из основных символов Санкт-Петербурга. «…И светла Адмиралтейская игла» — так Пушкин писал именно об этом шпиле.

Эта грандиозная постройка воплощает идею величия России как морской державы. Ее фасад богато украшен скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими созданный Петром русский военно-морской флот. К сожалению, не все скульптурное убранство Адмиралтейства сохранилось. Во второй половине XIX в. по просьбе священнослужителей убрали «непристойные языческие фигуры», украшавшие павильоны. На опустевших пьедесталах появились якоря и маленькие пушки с ядрами, которые сохранились до сих пор.

В XIX в. здание Адмиралтейства было передано Училищу корабельной архитектуры, от которого ведет свою историю находящийся здесь и поныне Военно-морской инженерный институт, поэтому здесь часто можно встретить молодых людей в морской форме — будущих специалистов по атомным подлодкам.

Адмиралтейство является архитектурным центром города, от которого, по замыслу Петра, расходятся три луча: Гороховая улица в центре. Невский и Вознесенский проспекты по сторонам. Образовав так называемый Петербургский трезубец, эти улицы объединяют вокруг себя главные городские площади — Дворцовую, Исаакиевскую и Сенатскую.

От Сенатской площади до площади Труда тянется Конногвардейский бульвар, начинающийся сразу за зданием Синода. Там находились казармы лейб-гвардии Конного полка. Кстати, именно в этом полку служил герой романа Лермонтова Печорин.

Источник: wikiway.com

Восстание декабристов

Сенатская площадь тесно переплетена с наиболее драматичной историей Российского государства. 14 декабря 1825 года эта площадь послужила местом восстания декабристов. Несколько офицеров, выступавших против реформ нового императора, привели сюда несколько вооруженных отрядов, которые не пожелали присягать на верность Николаю I. Успешно заняв здание Сената, они попытались не допустить воцарения нового императора. «Медный всадник», символизирующий все новое и прогрессивное в стране, попал в центр событий и находился в кругу декабристов, собравшихся на сенатской площади, и Александр Бестужев, один из бунтовщиков, символично наточил саблю о гранитный монумент. Правда, довольно скоро Сенатская площадь взяли в кольцо верные Николаю I полки, по мятежным гвардейцам открыли огонь, и бунтующие сложили оружие. К смерти приговорили пять человек, стоявших у руля мятежа, многие участники были также осуждены и отправились в ссылку или на каторгу. Когда к власти пришла коммунистическая партия, Сенатской площади не стало, поскольку теперь она называлась — площадь Декабристов. Но в недалеком прошлом ей вернули исходное название.

Адмиралтейство

Ранее около памятника Петру I на Васильевский остров был перекинут мост через реку, однако сделан он был из дерева и вспыхнул от попадания случайной искры, которая вылетела из трубы проплывающего под ним буксира. За пожаром наблюдал поэт Блок, записавший это событие в свой ежедневник. Мост решили не восстанавливать, оставив гранитный устой, сооруженный еще в 1820 году. С восточной стороны Сенатская площадь упирается в здание Адмиралтейства – первой российской кораблестроительной верфи на Балтике. В 1706 году на воду был спущен первый парусник, построенный при участии Петра I и иностранных специалистов. Этот момент отмечал весь Санкт-Петербург, на каждой площади города играли музыканты, запускали фейерверки. Петр I стар родоначальником могучего флота и много раз говорил, что у властителя есть две руки – одна, это сухопутная армия, а вторая – морской флот. Возведение здания Адмиралтейства стало символом превращения Российской империи в морскую державу. Адмиралтейский фасад щедро украшен многочисленными барельефами, которые отражают созданный императором флот. Конечно, не все убранство здания дошло до наших дней. В XIX веке, по требованию церкви с фасада были удалены все «языческие фигуры», которые украшали Адмиралтейство. Вместо них сделали многочисленные фигуры якорей, пушек и ядер, дошедших до наших дней. В том же веке Адмиралтейство передали Училищу корабельной архитектуры, которому здание принадлежит по сей день, правда, название изменилось на Военно-морской инженерный институт. Сейчас тут обучаются проектированию атомных подводных лодок. Адмиралтейская площадь считается архитектурным центром Санкт-Петербурга, от нее отходят три луча: по центру идет Гороховская улица, а также Невский и Вознесенский проспект, что образует «Петербургский трезубец». Улицы соединяют несколько площадей. К ним относятся: Дворцовая, Исаакиевская и Сенатская площади.

Как добраться до Сенатской площади?

Если вы гость Санкт-Петербурга и хотите осмотреть местные достопримечательности, то проще будет добраться до площади на метро. Выйти вы должны на станции метро «Адмиралтейская» и двинуться по дорожкам Александровского сада, который и приведет к площади. Вернуться лучше тем же путем – на метро.

Источник: biletsofit.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.