Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади. Источник ru.wikipedia.org

Привет, друзья!

Немного в Петербурге конных памятников императорам, правда? А сейчас, когда памятник Николаю I на Исаакиевской площади обнесли строительными лесами, стало еще меньше.

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади. Источник the-village.ru

Я люблю эту конную статую, на мой взгляд, она выглядит изящно. Чего не скажешь о конных памятниках Петру I и Александру III — эти монументальные, мощные.


Огюст Монферран, по проекту которого создавалась статуя, постарался на славу. Как, впрочем, и Петр Клодт — его конные статуи на Аничковом мосту вообще знамениты на весь мир.

Николай I — высокий, красивый и стройный, великолепный наездник, профессиональный военный. Он ел и пил мало, спал полжизни на твердой походной раскладной кровати (кстати, на ней и умер) и стремился навести в стране порядок.

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади. Источник opeterburge.ru

После его кончины его сын, Александр Николаевич, ставший императором Александром II, решил увековечить память отца и воздвигнуть ему памятник — конную статую, на одной линии с Медным всадником и так же обращенную к Неве. Это должно было подчеркнуть связь времен и преемственность поколений.


Шикарный конь, бесстрастный всадник… Скульптор долго мучился с моделью — статичный конь, стоящий на 4 ногах, его не удовлетворял, а гарцующий был не по правилам. Александр II относительно коня молчал, ему не нравилось другое — то каска не так сидит, то сапоги не так выглядят…

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади. Источник photogrammetria.ru

Памятник получился уникальным — всего 2 точки опоры до сих пор вызывают дрожь у зрителей, это первая в Европе подобная статуя. А в момент открытия памятника все просто ахнули — так и ждали, когда у коня подломятся ноги.

Но Клодт отлично знал свое дело — копыта коня продолжаются металлическими столбами, идущими через весь памятник до основания. Ну и точный математический расчет, конечно же.


Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади. Источник photogrammetria.ru

Конную статую не реставрировали с момента установки, а это 160 лет! Правда, в 1930 году его хотели демонтировать — не любили в советском государстве царей. Искусствоведы сумели доказать, что это памятник в первую очередь инженерной мысли. Отстояли.

Потом хотели заменить императора на Буденного или Фрунзе. Опять отстояли. Памятник пережил войну и блокаду. Да, укрывали — но устоял же! И только сейчас трещина в постаменте указала на то, что пора бы уже ему уделить внимание.

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади. Источник opeterburge.ru

А вы никогда не задумывались, почему же именно здесь его установили? Да, про Петра и связь поколений все понятно. И все-таки? Ведь ничего не делается просто так…


Если оглядеться вокруг, можно понять, что Исаакиевский собор хоть и начинали строить при Александре I, но закончили при Николае I. И Манеж Конногвардейского полка находится рядом, и расквартирован полк был неподалеку — а ведь именно его шефом был Николай. Мариинский дворец, расположенный на площади, был подарен императором своей дочери, Марии Николаевне.

А еще надо вспомнить о том, что восстание декабристов, подавленное императором, произошло на Сенатской площади, совсем рядом.

Так где же ставить памятник, если не здесь?

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!

Еще больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»

Источник: zen.yandex.ru

Памятник царю Николаю I был открыт 25 июля 1859 года, вскоре после смерти государя, на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Автор проекта скульптуры – Огюст Монферран, над проектом коня работал Петр Клодт, пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.


Памятник у исаакиевского собора в петербурге

Времена царствования Николая I были нелегкими для России. Император имел суровый нрав и руководил страной жестко, за что в народе получил прозвище Николай Палкин. Его боялись и не любили. Он проводил в государстве репрессии, ввел строгую цензуру, крупные города были заполонены агентами тайной разведки, искавшими недругов государевых. Кроме того, Николай I был тщеславен и стремился походить на своего великого предка Петра I. Скульптура Николая I выполнена так, что передает характер императора: гордо и самодовольно восседает он на поднявшемся на дыбы коне. Кроме того, памятник Николаю установлен на одной оси с монументом Петру I на площади Декабристов, мешает это увидеть лишь Исаакиевский собор. Народ не мог не заметить такое совпадение, и в Петербурге возникли поговорки, вроде «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает» .

Памятник у исаакиевского собора в петербурге

Памятник Николаю I уникален с точки зрения инженерной находки: массивная скульптура высотой более 16 метров имеет всего две точки опоры – задние ноги коня. Технология отливки здесь использовалась та же, что и при отливке Медного всадника. Скульптурный портрет изображает императора в парадной форме Кавалергардского полка. С четырех сторон памятник окружают очень красиво выполненные фонари.


Пьедестал памятника также является произведением искусства скульптуры. Он украшен аллегорическими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия в виде женских образов. По легенде для этих фигур позировала сама жена Николая и три его дочери. Также на пьедестале расположены горельефы, запечатлевшие основные события периода властвования Николая I: восстание декабристов в 1825 году, подавление холерного бунта на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за составление первого свода законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва в 1851 году. Облицовка постамента состоит из нескольких видов мрамора, красного шокшинского порфира, красного финского и темно-серого сердобольского гранита.

В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер. Сейчас Исаакиевская площадь – одно из самых красивых мест Санкт-Петербурга.

Источник: otvet.mail.ru

Этот уникальный памятник стоит на одной из самых красивых и не менее уникальных площадей Санкт-Петербурга – Исаакиевской. Царственный всадник, устремившийся к золотому куполу глыбы Исаакия.


Конный памятник императору Николаю I – совместное творение Огюста Монферрана и Петра Карловича Клодта – имеет всего две точки опоры.

Александр II, взошедший в 1855 году на российский престол, пожелал, чтобы памятник его отцу Николаю I был сооружен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Главным архитектором был выбран Огюст (Август Августович) Монферран. Ведь тот руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.

Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Монферран умер, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

По замыслу Монферрана, всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Барельефы повествовали бы о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Был составлен и утверждён перечень этих событий:

1825 год – император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания на Сенатскую площадь и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);


1831 год – император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого «холерного бунта»;

1832 год – император награждает М. Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»;

1851 год – император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Конечно, это далеко не все важные события, а уж тем более заслуги. Всё-таки не зря говорится, что лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Николая I, третьего сына императора Павла I, к престолу не готовили. Он получил военно-инженерное образование и занимал пост генерал-инспектора армии по инженерной части. Но, вступив на трон – коронация состоялась 22 августа 1826 года, – он приложил все усилия для укрепления империи. После унылых последних лет царствования Александра I воцарение Николая внесло явное оживление в жизнь страны и Петербурга. Довольно скоро новый император сумел завоевать симпатии общества. Современник писал: «С некоторого времени общественная жизнь в здешней столице приняла другое направление: во всех сословиях видно более живости, более стремления к наслаждениям, что почитается всегда признаком несомненного благосостояния и спокойствия духа… Никогда не было здесь столько частых балов, как нынешней зимою, и даже сделан опыт к заведению общественных собраний…»


Общество поддерживало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы. При нём в 1837 году состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги. Из Петербурга в Царское Село отправился первый поезд, а в 1851 году первый поезд проследовал из Петербурга в Москву. В 1839 году на Пулковской горе под Петербургом состоялось открытие Главной астрономической обсерватории Императорской Академии наук. В 1842 году начала работать первая в России телеграфная линия.

Больше всего Николай I уделял внимание образованию в военной сфере. За время его правления было создано 11 кадетских корпусов. Был учрежден общий устав императорских Российских университетов. Разрешено открытие частных школ.

Среди реформ особое место занимает финансовая. Денежное обращение пришло в порядок: в употреблении были золотая и серебряная монета и равноценные им бумажные деньги. Интересно, что в те же годы впервые в мире была осуществлена чеканка платиновых монет достоинством 3, 6 и 12 рублей. Деньги были нужны для решения одной из главнейших проблем огромной империи – дорожной. В правление Николая Павловича было устроено свыше десяти тысяч километров шоссейных дорог, а после открытия первой железной дороги было проложено около одной тысячи километров железнодорожного пути. Было проведено свыше двух тысяч километров электрического телеграфа.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади торжественно открывали 25 июля 1859 года.

Общая высота памятника – более 16 метров. Вокруг памятника установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия. Считается, что в них можно разглядеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Главную часть памятника – конную статую – создавал скульптор Пётр Карлович Клодт. Перед Петром Карловичем, известным к тому времени мастером, автором «Укротителей коней» на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая I на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана.

Появился новый вариант скульптуры, где главное – это стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. И в то же время неподвижно-торжественная, в чём-то даже суровая фигура всадника.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому император изображён в мундире конногвардейцев.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника, мол, ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры, и закрепить её на двух точках – задних ногах вставшего на дыбы коня, – без какой-либо дополнительной опоры.

Считалось, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры обнаружено не было. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер.

При советской власти памятник, как прочие монументы царям, собирались снести. Точнее, заменить изображение Николая I на статую красного командира Чапаева. Сохранить эту достопримечательность всё-таки удалось. Искусствоведы пытались представить властям монумент не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. И композиционный центр Исаакиевской площади – памятник Николаю I, – уцелел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.