История создания Зимнего Дворца

Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» — Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).

Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.


Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.

Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».

В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.

Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.

Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым — современный Зимний дворец.

Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела — умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.


В 1837 году Зимний сгорел — пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек… Говорят, что ничего не пропало…

Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату.
европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось.
Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Планировка Зимнего дворца

Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе.


схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.
Северный фасад отличается тем, что в нем располагаются три громадных парадных зала. Невская анфилада включала: Малый зал, Большой (Николаевский зал) и Концертный зал. Большая анфилада разворачивалась по оси Парадной лестницы, идя перпендикулярно Невской анфиладе. Она включала в себя Фельдмаршальский зал, Петровский зал, Гербовый (Белый)зал Пикетный (Новый) зал. Особое место в череде залов занимали мемориальная Военная галерея 1812 года, торжественный Георгиевский и Аполлонов залы. В число парадных залов входили Помпейская галерея и Зимний сад. Маршрут прохождения царской семьи через анфиладу парадных залов имел глубинный смысл. Отработанный до мелочей сценарий Больших выходов служил не только демонстрацией всего блеска самодержавной власти, но и обращением к прошлому и настоящему российской истории.
Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее — две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же — «молодому двору» — двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.


Интерьеры Зимнего дворца

Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.

Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).

Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь — 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.


Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского.
Большую анфиладу начинает Фельдмаршальский зал, предназначенный для размещения портретов фельдмаршалов; он должен был дать представление о политической и военной истории России. Его интерьер создан, так же как и соседнего с ним Петровского (или Малого тронного) зала, архитектором Огюстом Монфераном в 1833 г. и восстановлен после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Главное назначение Петровского зала мемориальное – он посвящен памяти Петра Великого, поэтому его отделка отличается особой пышностью. В золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. В огромной нише с закругленным сводом помещена картина, изображающая Петра I, ведомого богиней Минервой к победам; в верхней части боковых стен размещены картины со сценами важнейших битв Северной войны — при Лесной и под Полтавой. В декоративных мотивах, украшающих зал, бесконечно повторяется вензель из двух латинских букв «P», обозначающих имя Петра I, — «Petrus Primus»


Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.
Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце — Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.


Хозяева Зимнего дворца

Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.

Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.

Екатерина ВтораяНачался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца.
атерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней — новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.
Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.


Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.

Александр ПервыйПосле гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее — Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.

Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.

На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.

Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть…

Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит . А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»

Фотографии Зимнего Дворца 

Источник: guida-spb.com

История строительства

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец, Санкт-Петербург

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи — Мраморную и Военную.

Пожар

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Архитектурные особенности

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Дворец состоит из 4 корпусов, окружающих по периметру Дворцовую площадь. Фасады зданий обращены на Адмиралтейство, в сторону набережной Невы. Арка парадного проезда ведет на внутреннюю площадку.

Поверхность стен корпусов украшают разнообразные архитектурные элементы, которые придают сооружению пышный и торжественный вид:

  • ризалиты
  • колонны
  • наличники
  • скульптуры
  • лепнина
  • вазы

Богатство деталей подчеркивает принадлежность ансамбля барочному стилю.

Размеры Зимнего дворца

Бывшая императорская резиденция отличается монументальностью и масштабными размерами. Протяженность стен:

  • вдоль набережной – 210м.
  • с адмиралтейской стороны – 175 м.

Высота 3-этажных корпусов 23,4 м. В 19 в. существовал запрет на возведение городских зданий в Санкт-Петербурге, превышающих Зимний дворец.

Комплекс насчитывает:

  • 1084 комнаты
  • 117 лестниц
  • 1476 окон

Исторические события

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Залы

Основные апартаменты располагались на 1 этаже резиденции:

  • Большой Тронный Зал
  • Театр
  • Посольская лестница
  • Храм Спаса Нерукотворного

Второй этаж состоял из анфилады малых залов и личных покоев императорской фамилии.

Иорданская галерея

Галерея служила переходом от Парадной лестницы к Главному вестибюлю. Сначала ее называли Главной, а затем переименовали в Иорданскую. Наименование связано с традицией осуществлять по ней крестный ход к проруби («иордани») в праздник Крещения Господня.

Иорданская лестница

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Деревянная лестница в северо-восточной части архитектурного комплекса предназначалась для прохода иностранных делегаций и дипломатических миссий. Поэтому носила имя «Посольской».В 19 в. по ней спускались для купания в ледяной иордани на Неве и окрестили Иорданской.

Свой современный облик лестница приобрела после восстановительных работ, проводимых в середине 19 в.:

  • мраморные колонны заменены гранитными
  • кованые решетки с позолотой поменяли на балюстраду из мрамора
  • вдоль стен установили аллегорические фигуры — Мудрость, Правосудие, Величие,Изобилие, Верность, Справедливость, Государство, Меркурий, Муза
  • в выемках ложных окон размещены воинские принадлежности

Потолок над лестницей расписан в виде плафона. Центральное положение в нем занимают фигуры античных богов. Картина «Олимп» принадлежит кисти Г. Дициани.

Фельдмаршальский зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Череда парадных апартаментов Зимнего дворца начинается с Фельдмаршальского зала. Он был создан в 30-х гг. 18 в. по проекту О.Монферрана. Для украшения стен были использованы портреты выдающихся российских полководцев, носивших звание фельдмаршала:

  • Суворова-Рымникского
  • Голенищева-Кутузова-Смоленского
  • Румянцева-Задунайского
  • Потёмкина-Таврического
  • Паскевича-Эриванского
  • Дибича-Забалканского

Последнюю нишу оставили пустой. У двери в Малый тронный зал помещены два громадных полотна с изображением победных баталий:

  • «Сдача русским венгерской армии генералом Гергеем при Вилагосе»
  • «Взятие русскими войсками предместья Варшавы»

Воинская тематика зала подчеркивается декоративными элементами в виде лавровых венков и армейских трофеев.

Музейная экспозиция демонстрирует лучшие образцы фарфоровых изделий с Императорского завода, а также скульптурные изваяния, выполненные мастерами из Европы и России.

Петровский (Малый тронный) зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для приемов был обустроен зал, посвященный Петру I. В оформлении стен задействованы изображения символов власти монарха:

  • корона
  • 2-х главый орел
  • вензель из комбинации двух букв «P»

Центральное положение в комнате занимает трон, изготовленный лондонским ювелиром К. Клаузеном из золота и серебра. В нише за ним, висит картина Я. Амигони «Петр I с богиней мудрости Минервой».

Стены зала закрывают бархатные панно, расшитые серебряной нитью. Довершают внутреннее убранство помещения батальные полотна (авторы П. Скотти и Б. Медичи):

  • «Полтавский бой»
  • «Битва при Лесной»

Гербовый зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Одно из наиболее значительных по площади (1 тыс.кв. м) помещений императорской резиденции несколько раз видоизменялось:

  • Белая галерея
  • Траурный зал
  • Гербовый зал

Первым проектировщиком апартаментов был Ю. Фельтен. После пожара работы по восстановлению проводились под руководством Стасова. Зал предназначался для ведения торжественных придворных церемоний – балов, приемов, маскарадов.

Его дизайн должен был символизировать величие и могущество Российской империи. У дверей стоят скульптуры ратников в древнерусском воинском облачении. Они держат знамена, на чьих древках прикреплены эмблемы с гербами российских губерний. Изображения гербов также запечатлены на люстрах.

По периметру стен возвышаются колонны, удерживающие балкон. Декоративной доминантой апартаментов выступает каменная чаша, вырезанная из цельного куска авантюрина.

Военная галерея 1812 года

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для перехода от Белой галереи (позже Гербовый зал) в Большой тронный зал несколько внутренних помещений были объединены в новую галерею. Ее спроектировал К.Росси.

Главная идея — увековечить память о воинских подвигах в Отечественной войне 1812 г. С этой целью Д.Доу была заказана серия портретов российского генералитета. В нее вошло 332 полотна. Помимо этого, на стенах зала можно увидеть художественные изображения:

  • монархов — Александра I(Россия), Фридриха Вильгельма III(Пруссия), Франца I(Австро-Венгрия)
  • гренадер
  • батальных сцен — «Бородинское сражение», «Отступление французов через реку Березину»

Открытие Военной галереи состоялось в 1826 г.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для наиболее важных государственных мероприятий в императорской резиденции предназначался Большой тронный зал. Его обустройство продолжалось с 1787 по 1795 гг. Проектированием занимался архитектор Д.Кваренги. Основной акцент во внутреннем убранстве сделан на тронном месте. Прямо над ним расположен, вырезанный из каррарского мрамора, барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона». Его автор, скульптор из Италии Ф. Неро.

Помещение освещалось через два ряда окон. Визуально внутреннее пространство увеличивалось благодаря одинаковому рисунку на полу и потолке. Орнамент был выложен из деревянных плит 16 пород древесины. С установлением советской власти, вместо трона в зале смонтировали гигантскую карту СССР. Исходным материалом для нее служили драгоценные и полудрагоценные камни (45 тыс.шт.). В конце 20 в. тронное место восстановили, а карту перенесли в Горный музей.

Большая церковь

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Дворцовая церковь не похожа на привычные храмы с куполами. Ее план был разработан Ф. Б. Растрелли. Помещению присущи черты барочного стиля. Пространство разделено пилонами на 3 части:

  • трапезную
  • подкупольную
  • алтарную

Храмовое помещение украшает:

  • роспись
  • иконы
  • резьба
  • лепка

Церковь освятили на праздник Спаса Нерукотворного в 1763 г. Часовня служила местом для домашних молений членов императорской семьи. На крыше в конце 19 в. надстроили звонницу на 5 колоколов.

В Большой дворцовой церкви сберегались православные реликвии:

  • десница св. Иоанна Предтечи
  • ковчег с частью ризы Иисуса

Сейчас храмовые апартаменты служат местом проведения масштабных художественных выставок под эгидой Эрмитажа.

часовня для богослужений

В северо-западном углу резиденции была обустроена небольшая часовня для богослужений. Сверху надстроен купол в виде луковицы. Внутри установлен иконостас из 2 ярусов. Потолок расписан фреской о Сошествии Святого духа. Главная реликвия — крест с частицей Животворящего Древа и мощами Трёх Святителей. В годы советской власти помещение использовали как лекторий красный уголок при музее Революции. В настоящее время в зале проводят выставки.

Пикетный (Новый) зал

В 30 гг. 19 в. Стасов спроектировал еще один небольшой зал на месте караульного помещения. Потому апартаменты назвали Пикетным залом. Он предназначался для нахождения дежурных гвардейцев. Отделка комнаты выполнена в строгом военном стиле с декором в виде воинского снаряжения.

Александровский зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для увековечивания памяти про императора Александра I был создан одноименный зал. Его интерьер спроектировал А.П.Брюллов. Убранство помещения оформлено в стиле классицизма. Роспись на стенах и потолке напоминает про события Отечественной войны 1812 г. Аллегорические изображения заключены в медальоны, выполненные по эскизам Ф.Толстого. В зале собрана коллекция серебряных изделий европейских мастеров 16-19 вв. В соседних апартаментах выставлена экспозиция картин французских художников.

Собственная лестница

Сооружена в стиле классицизма по проекту О. Монферрана. Поверхность стен оформлена в технике монохромной живописи (гризайль). Во время штурма Зимнего дворца в 1917 г. по ней поднимались революционеры. В результате за лестницей закрепилось название Октябрьской.

Покои императрицы Марии Александровны

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для нужд императрицы Марии Александровны, жены Александра II, были выделены апартаменты включающие:

  • Белый зал в стиле ампир
  • Золотую гостиную в старомосковском стиле
  • Малиновый кабинет в стиле рококо

В качестве декоративных элементов использовались барельефные изображения, отделка из мрамора и яшмы, зеркала, мебель, картины, фарфоровые вазы.

Аванзалы Невской парадной анфилады

Большой тронный зал сообщался с Иорданской лестницей с помощью цепочки залов. Их именовали «Невской анфиладой», благодаря расположению вдоль невской набережной. Открывал анфилада Аванзал. Его спроектировал Д.Кваренги, и повторно воссоздал Стасов. Помещение играло роль буфетной комнаты во время торжественных балов. С 1948 г. на всеобщее обозрение в Аванзале выставлена ротонда из уральских самоцветов «Малахитовый храм». Декоративное изделие было подарено горнопромышленниками Демидовыми императору Николаю I в 1836 г.

Центральное положение в анфиладе занимает Большой зал. Он создан в конце 18 в. на месте 3 аванзалов. Помещение декорировал ось разноцветными мраморными плитами, и освещалось стеклянными фонарями. В. П. Стасов усилил торжественный облик зала. Его часто использовали для проведения придворных балов и банкетов, поскольку внутреннее пространство имеет самую большую во дворце площадь (1,1 тыс. кв.м). В 50-х гг.19 в. в зале появился портрет Николая I. За что апартаменты стали называть Николаевским залом.

Во время 1-ой мировой войны в помещении располагался госпиталь Красного Креста. С середины прошлого века Николаевский зал служит местом проведения масштабных культурных мероприятий. Специально для музыкальных вечеров был обустроен Концертный зал. В его оформлении использовались статуи древнегреческих муз и божеств (автор И. Герман). Музейная экспозиция апартаментов посвящена изделиям из серебра российских мастеров 17-20 вв. Центральное место в ней отводится раке, где покоились мощи Александра Невского.

Малахитовая гостиная

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Уникальным по оформлению покоем является Малахитовая гостиная. Для отделки комнаты использовался уральский малахит, обработанный на фабрике в Петергофе. Также в качестве декоративного материала применялась яшма (автор дизайна Монферран). Интерьер дополнялся мрамором и позолотой. Техника облицовки гостиной известна, как «русская мозаика».

Первоначально помещение входило в комплекс жилых апартаментов Александры Фёдоровны, жены Николая I. Оно исполняло роль зала для торжественных приемов гостей, а позже как место сбора царской фамилии перед выходом на публику. Разработкой проекта занимался архитектор А. Брюллов. Настенная роспись выполнена по эскизам А. Виги. На ней изображена аллегорическая фигура Поэзии в окружении Дня и Ночи. Временное правительство выбрало Малахитовую гостиную для проведения своих заседаний.

Интересные факты

Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «Красные колокола»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

Где находится и как добраться

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Точное местоположение дворца: Дворцовая площадь, 2 и Дворцовая набережная, 38. К нему можно дойти пешком от станций метро:

  • «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия);
  • «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия).

Источник: GuruTurizma.ru

История Зимнего дворца

Зимний дворец был построен в пятьдесят четвертом – шестьдесят втором годах итальянским архитектором Растрелли. Грандиозное здание, в котором больше тысячи помещений и в десять раз меньше лестниц, северным фасадом обращено к Неве, южным – к Дворцовой площади. Разнообразные сочетания ризалитов, портиков, подчеркнутые линиями карниза и балюстрады, делают фасад необычайно живописным.

Над оформлением дворцовых интерьеров в разные годы работали Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Карл Росси. На втором этаже, куда ведет построенная Растрелли и переделанная после пожара тридцать седьмого года девятнадцатого века Иорданская лестница – анфилады парадных залов, преимущественно оформленные Джакомо Кваренги и Иваном Старовым во второй половине восемнадцатого века. При пожаре дворец сильно пострадал, но был заново отстроен за два года. Многие помещения были оформлены в соответствии с новыми вкусами тридцатых годов восемнадцатого века, но фасад здания и отдельные помещения были восстановлены в прежнем виде.

Дворец долгое время был зимней резиденцией российских императоров, а с июля по ноябрь семнадцатого года двадцатого века служил залом заседания Временного правительства. Через год часть, а через четыре года всё здание передано Государственному Эрмитажу.

В начале девятнадцатого века для окончательного оформления архитектурного ансамбля Дворцовой площади, на которой и расположен Зимний дворец, напротив него архитектор Карл Росси спроектировал здание Главного штаба. Два громадных дугообразных здания, обрамляющих площадь, связывает триумфальная арка – памятник в честь победы над Наполеоном. Арку украшают композиции из воинских доспехов, а завершает ее колесница, управляемая богиней победы Никой.

В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна, воздвигнутая в стиле ампир в тридцать четвертом году девятнадцатого века французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая Первого в память о победе его старшего брата Александра Первого над Наполеоном.

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Большая часть колонн этого фасада как бы “сбежалась” к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

На крыше здания расставлено более сотни скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В восемнадцатом веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

Экскурсии по Зимнему дворцу

Сейчас в стенах этого великолепного и грандиозного дворца расположился Эрмитаж — крупнейший в мире художественный музей. В нем представлена уникальная коллекция, в составе которой — три миллиона произведений искусства, представляющих исторические периоды от каменного века и до наших дней.

Свое начало Эрмитаж берет в качестве личного собрания картин, являющихся собственностью императрицы Екатерины Великой.

Для того чтобы осмотреть весь Зимний дворец, находящийся в нем Эрмитаж и прилегающие достопримечательности, одного дня не хватит — абсолютно точно, однако это именно то место, которое ни в коем случае нельзя не посетить.

Где находится

Зимний дворец раскинулся в самом центре дворцовой площади, в самом центре Санкт-Петербурга по адресу Дворцовая набережная 32.

Источник: mir-tourista.ru

История

Зимний дворец или бывшая парадная резиденция дома Романовых это одна из главных достопримечательностей Северной столицы.
История постройки начинается со времен правления Петра I.

В 1711 году по велению основателя Санкт-Петербурга появилось первое здание Зимнего дворца

По его распоряжению между улицей Миллионной и главной водной артерией города – рекой Невой появился двухэтажный дом. В качестве подарка на бракосочетание Петра с Екатериной Алексеевной Меньшиков распорядился о том, чтобы деревянное здание построили заново — в камне. К 1712 году здание свадебных палат возводили на прежнем месте.

Новое здание Зимнего Дворца Петр приказал водворить в 1716 году. Работы велись под руководством зодчего Маттарнови. К 1720 году строительство завершилось, и царская семья могла свободно проживать во дворце в зимний период. Благодаря предназначению дворца за ним закрепилось название Зимний. В 1725 году в стенах дворца скончался первый российский император Петр I.

В правлении Анны Иоанновны состоялось переустройство резиденции по проекту Растрелли. В 30-е годы XVIII века место для застройки было увеличено, и постройка существенно преобразилась. У нового здания появилось 4 фасада. Новая постройка отличалась размахом, в здании насчитывалось 100 спален и 70 парадных залов.

Четвертое здание дворца стало временным и использовалось на этапе возведения главной царской резиденции. Его строительство велось с 1754 по 1755 год. Постройка между рекой Мойкой и Невским проспектом просуществовала семь лет.

Во время правления Елизаветы Петровны началось формирование современного Зимнего дворца. Созданием царской резиденции занимались лучшие зодчие страны:

  • Б. Растрелли
  • А. Ринальди
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • И. И. Бецкой

Отделкой жилой площади в 60 000 м2 занимались Старов и Кваренги. В общей сложности во дворце насчитывается 1084 комнат.  Самыми известными парадными залами бывшей императорской резиденции стали залы:

  • Большой тронный
  • Фельдмаршальский
  • Малый тронный
  • Гербовый
  • Военная галерея
  • Александровский
  • Белый
  • Золотая гостиная
  • Малиновый кабинет
  • Будуар
  • Синяя спальня
  • Концертный
  • Николаевский

Большинство интерьеров не удалось сохранить до наших дней.

Зимой 1837 года Зимний дворец охватил пожар. Огонь не удавалось потушить в течение трех дней. За это время он практически полностью уничтожил все внутреннее убранство, было утрачено большое количество мебели и картин. Восстановительные работы под руководством Стасова продолжались три года.

История Зимнего дворца была насыщена событиями. По прямому назначению его начали использовать с 1762 года, с этого времени он неоднократно становился участником важных событий в жизни страны:

  1. 1880 год – покушение на императора Александра II, взрыв в ходе террористического акта
  2. 1905 год – расстрел мирной демонстрации
  3. 1917 год – использование залов под квартиру временного правительства
  4. 1917 год – штурм дворца, ознаменовавший начало революции
  5. С первой половины XX века залы начинают использоваться для хранения музейной коллекции

Архитектура

Строительство нынешнего, пятого по счету Зимнего дворца – одного из главных украшений города на Неве началось в 1754 году. Проект разработал Бартоломео Франческо Растрелли, зодчий создавал доминанту центрального района города. Архитектор проектировал каждый фасад с учетом окружения. По фасаду длина постройки также различалась:

  • Со стороны Невы — 210 м
  • Со стороны здания Адмиралтейства – 175 м

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

При строительстве выдающегося памятника в стиле барокко впервые использована схема дома-блока. Постройка состоит из четырех массивных объемов, соединенных между собой корпусами- галереями.

Каждый фасад разделен на две части по горизонтали.  Нижняя часть состоит из цокольного и первого этажа, украшенного колоннами ионического ордена. Верхнюю часть фасадов украшают колонны более пышного ордера, что подчеркивает важность последних этажей.

Силуэт здания усложняют статуи и вазы, установленные на балюстраде крыши.

Общая площадь помещений дворца составила 60 тысяч м2.

Внутреннее убранство

После пожара 1837 года внутреннее убранство Зимнего дворца практически не сохранилось. До наших дней уцелели несущие стены и галерея первого этажа. Работами по реконструкции занимались архитекторы Стасов, Брюллов и Штауберт. Главные парадные залы сохранили свой первоначальный стиль. Стасов сделал ряд изменения в военной галерее Зимнего дворца 1812 года. Она была увеличена в длину, исчезли арки. Существенные изменения претерпели личные покои правящих особ.  Брюллов сделал акцент на функциональность. Каждое помещение получило различное стилевое решение.  В создании интерьера использованы различные приемы:

  • Готика
  • Неогреческий стиль
  • Неоренессанс

Восстановительные работы длились всего два года, открытие произошло в 1839 году.

Музей

Осенью 1917 года резиденция Романовых получила статус музея. Постройка входит в ансамбль большого музейного комплекса Эрмитаж.

Ежегодно осмотреть коллекцию живописи и предметов декоративно прикладного искусства приезжает более 4 миллионов туристов

В его стенах регулярно проходят экскурсионные программы. Одиночные посетители могут попасть на обзорную экскурсию по главному музейному комплексу в любой день кроме понедельника. На выбор гостей предложены:

  • Авторские тематические программы для взрослых или для родителей с детьми
  • Тематические экскурсии по экспозициям

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

Группы школьников или дошкольников могут приобрести абонемент для знакомства с основной коллекцией Эрмитажа.

Современные технологии позволяют осмотреть залы Зимнего дворца, не покидая стен собственного дома. На официальной странице государственного Эрмитажа работает специальная программа Виртуальный тур. С ее помощью любой желающий сможет составить общее впечатление об интерьерах бывшей императорской резиденции. Достаточно навести курсор на отдельные экспонаты и всплывает информационное окно с указанием общих сведений о музейном предмете.

Режим работы в 2019 году

  • Понедельник – выходной
  • Вторник – с 10.30 до 18.30
  • Среда – с 10.30 до 21.00
  • Четверг – с 10.30 до 18.00
  • Пятница – с 10.20 до 21.00
  • Суббота, воскресенье – с 10.30 до 18.30

Стоимость билетов в 2019 году

  • комплексный входной билет – 700 рублей
  • комплексный входной билет для жителей Белоруссии и России – 400 рублей
  • пенсионеры, школьники, студенты, курсанты, инвалиды — бесплатно

Где находится

Адрес

Дворцовая Набережная, 32

Метро 

Адмиралтейская, Невский проспект

Как добраться

При выходе с адмиралтейской станции нужно повернуть налево, затем направо на Невский проспект. Перейти Невский и пройти через триумфальную арку на дворцовую площадь.

Интересные факты

Зимний дворец это одно из главных украшений города. За свою историю постройка успела побывать императорской резиденцией, военным госпиталем, местом для заседаний Временного правительства и стало одним из пяти главных зданий государственного музейного комплекса Эрмитаж. Во время Отечественной войны в бывшей царской резиденции находилось 12 бомбоубежищ. Здание серьезно пострадало во время военных действий, в постройку попало 17 снарядов и 2 авиабомбы.  После войны удалось быстро восстановить дворец, работы длились всего 1,5 года.

Сегодня в стенах Эрмитажа официально работает около 50 котов. Необычные сотрудники берегут бесценные экспонаты от посягательства крыс и мышей. Первого апреля в музее официально устраивают для животных праздник.

.

Источник: peterburg.guide

Что происходило в Зимнем дворце?

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

  • 29 декабря 1837 года дворец вспыхнул. Пожар продолжался в течение трех дней, при его тушении погибли 13 человек. Пришлось восстанавливать все практически с нуля, ценой невероятных усилий рабочие уложились в пару лет. Тогда, для большей прочности, многие деревянные конструкции дворца заменили на металлические; 
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем прогремел взрыв. Его автором был революционер С. Н. Халтурин. Главной цели — убить Александра II достигнуть не удалось;
  • 9 января 1905 года на пути к дворцу были расстреляны мирные демонстранты из числа рабочих. Расстрел вылился в первую российскую революцию XX века;
  • В октябре 1915 года резиденция служила в качестве военного госпиталя. Под палаты были отданы залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский;
  • В ночь с 7—8 ноября (по новому стилю) 1917 года Зимний дворец был взят силами подвижников Октябрьской революции. Уже тогда здание начали использовать в просветительских целях, организуя там кинопоказы, концерты, лекции;
  • В 1920-22 гг. во дворец перенесли ценности Государственного музея Революции и шедевры Государственного Эрмитажа. Оба музея занимали одно здание до 1941 года;
  • Когда началась Великая Отечественная война, подвалы Зимнего переоборудовали под бомбоубежища. До 1942 года там постоянно находилось около двух тысяч человек. Вместе с людьми от бомбежек укрывались многие не эвакуированные экспонаты из пригородных императорских владений и различных учреждений Ленинграда.

Главные помещения Зимнего дворца

Всего в Зимнем четыре основных корпуса, которые соединены многочисленными залами, галереями, комнатами — их почти 500.

Парадная Иорданская лестница

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

При входе во дворец нас встречает великолепная лестница, получившая свое название от Иордани, — крещенской купели. Именно по Иорданской лестнице крестный ход направлялся к реке для последующего омовения.

Георгиевский или Большой тронный зал

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

Когда-то — главный зал страны. Именно там испокон веков стоял трон: начиная с 18 века, на нем восседали российские монархи. Пожар 1837 года совершенно уничтожил данный символ самодержавия, но мастерам удалось воссоздать былое великолепие. После революции трон разобрали и вернули только спустя много десятилетий — в конце 1990-х.

Эрмитажный театр

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

Изящный небольшой театр в былые времена предназначался для избранных: членов царской семьи и приближенной знати. Сейчас его двери открыты для каждого: на легендарной сцене проходят концерты известных музыкантов, спектакли Мариинского театра, научные диспуты и симпозиумы.

Большая церковь Зимнего дворца

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

Имелась у монарших особ и собственная церковь: в этих роскошных интерьерах обращало свои молитвы к Богу не одно поколение российских правителей. Простым смертным вход сюда был запрещен. После великого пожара 1837 года помещение реконструировали с большой точностью, однако в целях безопасности деревянные элементы заменили на конструкции из папье-маше.

В церкви находятся бесценные православные реликвии: образ 17 века в золотой ризе с бриллиантами, десница Св. Иоанна Предтечи и ковчег из золота с частицей ризы Господней — наследие могущественного ордена госпитальеров.

Интересные факты

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

Настоящим символом Зимнего дворца в целом и Эрмитажа в частности стали усато-полосатые защитники музейных ценностей от грызунов. История эрмитажных котов началась при Елизавете Петровне, выписавшей из Казани несколько десятков мышеловов. Каждый год весной проходит праздник — «День эрмитажного кота». В этот день все желающие могут пройти в подвалы музея, покормить котиков и поиграть с ними. Еще, любому животному можно подарить дом.

Зимний дворец входит в состав почти всех обзорных экскурсий по Санкт-Петербургу. Обязательно приходите, будет интересно!

Описание зимнего дворца в санкт петербурге

@jaiguaviva

  • Интерьеры Зимнего дворца несколько раз менялись. Сохранила свой вид только Иорданская лестница, по которой императорская семья спускалась в день проведения водосвятия – купания в проруби.
  • Сегодня мы видим пятый по счету Зимний дворец. Первый строился для Петра I в 1708 году и был значительно меньше. Позже здание перестраивалось разными архитекторами.
  • На момент строительства Зимний дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, и до 1905 года возводить дома выше него было запрещено законом.
  • К строительству Зимнего дворца привлекли 4 тысячи человек со всей страны.
  • Простые люди впервые попали во дворец в 1851 году, когда в части комнат открыли музей. Билетов продавали мало, и стоили они очень дорого.
  • В 1830-х Зимний дворец серьезно пострадал от пожара. Работы по восстановлению здания продолжались полтора года.
  • Александр Сокуров снимал в здании Зимнего дворца первый российский фильм без использования монтажа. Съемки заняли полтора часа.

Источник: www.Sputnik8.com


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.