Новый Эрмитаж – здание в центре Петербурга, ставшее первым строением на территории России, специально возведенным под размещение художественных экспозиций. В настоящее время в огромном доме размещается филиал Государственного Эрмитажа.

Новый Эрмитаж

Здание в стиле историзма построил в 1842-1851 гг. знаменитый немецкий архитектор Л. Кленце, специально приглашенный в Петербург Николаем II. Кленце помогали выдающиеся русские зодчие В. Стасов и Н. Ефимов.

Фасад Нового Эрмитажа отличается величием и монументальностью, каждая линия строго выверена, объемы сбалансированы. У входа Кленце расположил портик с огромными статуями атлантов, выполненными скульптором А. Теребеневым из редких пород гранита. Здание декорировано барельефами, лепниной, статуями.


Новый Эрмитаж

Внутренние интерьеры музея Кленце создавал, ориентируясь на характер коллекций, которые планировалось разместить в том или ином зале. Первый этаж, отданный под экспозиции древних статуй, архитектор оформил в духе античности. Залы второго этажа с огромными окнами в пол предназначались под Картинную галерею.

Новый Эрмитаж

В Новом Эрмитаже выставлены редчайшие коллекции искусства Древней Греции и Рима, уникальные живописные полотна, статуи и картины эпохи европейского ренессанса.

В зале «Большая ваза» выставлен самый тяжелый каменный сосуд в мире – Колыванская ваза. Этот монолит настолько велик, что строители были вынуждены установить его на пьедестал прежде, чем приступить к сооружению стен здания.

Новый Эрмитаж

Среди туристов наибольшей популярностью пользуется «Рыцарский зал» Нового Эрмитажа, расположенный на втором этаже. Расписано помещение в неогреческом стиле, в нем выставлено свыше 15 тыс. экспонатов, посвященных рыцарской эпохе в истории Западной Европы. Посетители увидят здесь огромные коллекции оружия, доспехов, турнирных штандартов. Рыцарские латы надеты на человеческие манекены; конские защитные доспехи – на чучела, изготовленные ведущими таксидермистами.


Новый Эрмитаж

Самая знаменитая статуя Нового Эрмитажа – Венера Таврическая. Этот невероятный шедевр античного искусства был обнаружен в ходе римских раскопок 1718 года. Император Петр I повелел приобрести скульптуру на государственные средства и доставить ее в Петербург. Статуя много «попутешествовала» по городу: сначала она находилась в Летнем саду, затем во дворце князя Потемкина. После сооружения здания Нового Эрмитажа, Венера была привезена в музей и в торжественной обстановке водружена на пьедестал.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первый отечественный профессиональный музей с тематическими залами. Каждое художественное направление имеет собственное помещение. В музее можно увидеть произведения искусства итальянской, немецкой, голландской, русской школ живописи.

В наше время и здание, и музей «Новый Эрмитаж» являются ключевыми достопримечательностями Петербурга.

Видео о Новом Эрмитаже:


Источник: Mos-holidays.ru

Новый Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Новый Эрмитаж — всемирно известный музей в Санкт-Петербурге, появившийся в период реставрации Зимнего дворца после сильного пожара 1837 года. В тот год Николаю I пришла идея о постройке Нового Эрмитажа, в котором будет открыт музей для всех ценителей искусства.

Проект постройки был заказан архитектору Л. Кленце из Баварии, который построил здания Глиптотеки, а также Пинакотеки в Мюнхене. В 1838 году Николай I уже видел эти объекты, и они ему очень понравились. Новый Эрмитаж начали строить в 1842 году и закончили в 1851, за строительством наблюдали В. Стасов и Н. Ефимов. Знаток и поклонник античности, баварский зодчий, внес в архитектуру постройки простые и четкие формы, минимум украшений. Он хотел сделать Новый Эрмитаж настоящим Храмом Искусств. Фасад здания он украсил эмблемами искусств и десятью гранитными изваяниями, которые удерживают своды портика. Вариант фигур разработал А. Теребеев. Кленце выбрал себе в помощники каменотеса Г. Балушина. Над скульптурами трудились 150 каменотесов, но окончательной отделкой занимался сам Теребеев.


Первые посетители вошли в Новый Эрмитаж 5 февраля 1852 года. Николай I отдал распоряжение, согласно которого мужчины должны были посещать музей во фраках или в мундирах, а дамы — в праздничных платьях. Музей был открыт всего по 2 или 3 часа в день, причем, с 12.30 и до 14.00 часов каждый день Эрмитаж посещал «Его величество» император.

При царствовании Александра II, директор музея С.А.Гедеонов добился того, что в Эрмитаж могли прийти все желающие, причем совершенно бесплатно.

Внутреннее убранство Эрмитажа выполнено в соответствии с характером представляемых в них собраний. На 2-ом этаже разместилась Картинная галерея, а в залах 1-го этажа – коллекция скульптур, различных древностей и несколько библиотек. В облицовке стен и пола использовался искусственный и натуральный мрамор, а 20 колонн были вытесаны из сердобольского гранита. Большая часть из 60 залов и других помещений музея дожили до наших дней без существенных изменений.

Внимание посетителей привлекает статуя Венеры Таврической, которая была преподнесена в дар Петру I. В 1920 году эта статуя была лучшим украшением Летнего сада. Но когда был построен Новый Эрмитаж, ее установили в одном из его залов, и Венера стала лучшим экспонатом музея. Среди сокровищ Эрмитажа также можно выделить самую огромную в мире Колыванскую вазу.

Дойти пешком до Нового Эрмитажа можно от ст. метро «Адмиралтейская».

 

Фото достопримечательности: Новый Эрмитаж


Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж

 

Источник: www.1000mest.ru

В 1740-х годах на этом участке по Миллионной улице находился дом начальника придворной конторы при императрице Елизавете Петровне Дмитрия Андреевича Шепелева. В 1760-х годах здесь разместили Пажеский корпус.

Создание нового здания для коллекции Эрмитажа обуславливалось непрерывным пополнением его коллекций. В первой трети XIX века были произведены раскопки в Керчи и Причерноморских степях, открывшие многочисленные памятники древности, многие из которых привозились в Петербург. После разгрома Польского восстания 1830-1831 годов по повелению Николая I многие коллекции живописи и скульптуры перевозились из Польши в Россию. Наконец, после пожара в Зимнем дворце 1837 года император принял решение о строительстве специализированного музейного здания. Естественно, что место для него было выбрано рядом с уже существовавшим музейным комплексом из Малого и Большого Эрмитажа, где к тому времени стоял дом Шепелева.


Автором проекта нового здания был выбран известнейший немецкий архитектор Лео фон Кленце, к тому времени уже имевший соответствующий опыт. В Мюнхене он построил здания музея античной скульптуры (Глиптотеки), Старой Пинакотеки (картинной галереи) и множество других зданий. В 1838 году Николай I побывал в Мюнхене и заказал фон Кленце проект Императорского музеума для Петербурга.

Приняв предложение Николая I Лео фон Кленце прибыл в Санкт-Петербург в мае 1839 года, пробыл здесь четыре месяца. С собой он привёз два черновых варианта планировки будущего музея. 17 июля он познакомил с ними архитектора В. П. Стасова. 23 июля император утвердил «Предложение об устройстве Музеума в Шепелевском доме и Эрмитажном здании с перестройкой оных».

Для реализации проекта была создана Особая комиссия по возведению Музеума, во главе которой встал Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П. А. Клейнмихель. В его подчинение вошли инженеры А. Д. Готман, И. К. Кроль, В. П. Есаулов, архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и Н. Е. Ефимов.

Главный архитектор не жил в России, приезжал на стройку только при крайней необходимости. Сюда он приезжал семь раз. На месте работами руководили архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов. Лео фон Кленце и его помощником Гальбигом было создано более 800 чертежей, на которых были изображены залы в мельчайших деталях, вплоть до планов размещения экспозиции.


Здание Нового Эрмитажа строилось во время господства в петербургской архитектуре стиля «эклектика». Исходя из декларируемого этим стилем принципа «умного выбора», архитектор одел постройку в «неогреческий» фасад. Стиль «неогрек» больше всего подходил для нового типа здания, ведь величайшие произведения искусства были созданы мастерами Древней Греции. Какого либо современного прототипа для здания музея тогда просто не существовало.

Первоначально планировалось устроить главный фасад Нового Эрмитажа со стороны Зимнего дворца. Однако уже во время строительства появилось распоряжение об устройстве главного входа со стороны Миллионной улицы. Готовые оконные проёмы со стороны Зимнего дворца заложили кирпичом, проёмы оставили для размещения в них статуй. Тогда же был создан парадный портик. До 1930-х годов он был главным входом в Эрмитаж.

Главный вход в Новый Эрмитаж фон Кленце предложил оформить десятью фигурами атлантов, прототип которых стали фигуры, когда-то размещавшиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акраганте (на Сицилии), построенном в V веке до н. э. Лео фон Кленце хотел выполнить атлантов из красного гранита. По его рисункам скульптор И. Гальбиг в Мюнхене даже успел выполнить малую модель, присланную в Петербург. Но В. П. Стасов предложил использовать для фигур серый сердобольский гранит, а скульптор Александр Иванович Теребенёв в 1846 году значительно переработал оригинальный замысел.


о вариант и был принят к исполнению. Главным помощником Теребенёва был каменотёс Г. А. Балушкин. Вытёсыванием каменных фигур занимались 150 человек. Окончательную отделку фигур производил сам скульптор, он лично занимался их лицами. К 1 сентября 1848 года атланты были готовы и установлены на свои места [3, с. 306]. Работа удовлетворила фон Кленце. Он отметил, что «красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и точность работы не оставляют желать ничего лучшего», а также, что эти атланты «в отношении подлинной художественной ценности красоты во многом превосходят как гранитные монолиты колоссов египетских фараонов… так и всё известное в том же роде» [Цит. по: 4, с. 106].

28 статуй на фасаде Нового Эрмитажа изображают мастеров искусств древнего мира. Латинским алфавитом указаны их имена. По сторонам от входа в Новый Эрмитаж установлены шесть металлических скульптур, по три с каждой стороны. Места для статуй выбирались исходя из расположения залов. Западная часть Нового эрмитажа была отдана под экспозицию античной скульпторы, восточная — под библиотеку и кабинет рисунков. Если стоять к зданию лицом, то справа налево у стены первого этажа будут: Рафаэль Морген (итальянский гравёр, скульптуру выполнил Н. А. Токарев), Дедал (герой древнегреческого мифа, автор — Н. А. Устинов), Иоганн Иоахим Винкельман (немецкий историк античного искусства, автор — Н. А. Устинов), Смилид (древнегреческий скульптор, авторы — В. И. Демут-Малиновский и А. И. Теребенёв), Онат (древнегреческий скульптор и литейщик, авторы — В. И. Демут-Малиновский и А. И. Теребенёв), Марк Антонио Раймонди (итальянский гравёр, автор — Н. А. Токарев). На консолях второго этажа разместили великих художников Нового времени: Дюрера, Рубенса, Тициана и других.


На фронтоне Нового Эрмитажа со стороны Зимней канавки помещен барельеф А. И. Теребенёва «Власть, покровительствующая искусству». Он изготовлен из покрытого медью цинка.

21 сентября 1850 года здание получило официальное название — Новый Эрмитаж. Торжественное открытие музея состоялось 5 февраля 1852 года. Новый Эрмитаж стал первым в России специализированным музейным зданием, построенным специально для хранения художественных коллекций. Большинство из его 60 залов и кабинетов дошли до наших дней без изменений.

Если фасад Нового Эрмитажа выполнен в неогреческом стиле, то интерьеры частично сохранили принципы классицизма. Например — Главная лестница и Кабинет гравюр. Другие же помещения были оформлены в «неогреке», в частности Двадцатиколонный зал, предназначенный для экспонирования древнегреческих ваз. Так было сделано не случайно, так как фон Кленце желал отразить в облике выставочных залов характер экспонатов. С немецким архитектором спорил Н. Е. Ефимов, предложивший сделать все перекрытия первого этажа сводчатыми — такое решение подсказывала сложившаяся к тому времени строительная практика. В. П. Стасов и А. П. Брюллов поддержали соотечественника: «Предлагая своды вместо балок, не было упущено из виду, что музеум в С.-Петербурге должен помещать редкости различных времён, а потому своды те предназначено образовать и украсить согласно времени предков, для коих залы сии предназначены» [Цит. по: 4, с. 107, 108].


Главная лестница Нового Эрмитажа украшена 16 колоннами из красного гранита рапакиви. Первый этаж по задумке Лео фон Кленце был отдан коллекции Древней и Новейшей скульптуры (сейчас в них находится только античная скульптура). Восточная анфилада отдавалась под экспозицию рисунков и рукописей. Большие залы второго этажа, предназначенные для экспозиции произведений живописи Нового времени, были оборудованы световыми фонарями, устройство которых в процессе строительства разработал архитектор П. Очаков. В этих залах разместили картины европейских мастеров испанской, итальянской и фламандской школ. С северной стороны от них устроены небольшие залы для малых картин. Паркетные полы залов второго этажа набраны из разных ценных пород дерева.

В зале «Большой вазы» находится знаменитая Колыванская ваза. Она является самой тяжёлой каменной вазой в мире. Её чаша монолитна. Размеры вазы таковы, что её было необходимо устанавливать до возведения стен Нового Эрмитажа.

В одном из залов Нового Эрмитажа находится статуя Венеры Таврической. Её обнаружили в Риме во время раскопок в 1718 году, Петром I она была выкуплена и привезена в Санкт-Петербург. Первоначально она стояла в Летнем саду, затем украшала дворец князя Потёмкина-Таврического. От имени князя Венера и стала также именоваться Таврической. С постройкой Нового Эрмитажа она переселилась в его залы.

Подъезд с атлантами в советское время стали называть Халтуринским, по фамилии террориста Степана Халтурина, устроившего взрыв в Зимнем дворце. Миллионная улица тогда также была Халтуринской. Но это название подъезда не прижилось. По рассказам старых экскурсоводов так чаще называли туалет в вестибюле Нового Эрмитажа.

29 декабря 1941 года в портик попал немецкий снаряд, на торсе одного из атлантов появилась «рваная рана». Однако атлант продолжил держать полуразрушенный портик.

Источник: walkspb.ru

Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Строительство здания стартовало в 1842 году и продолжалось десятилетие: Новый Эрмитаж торжественно открылся для широкой публики 5 февраля 1852 года. Для Российской Империи это было беспрецедентное событие. Во-первых, впервые всем желающим стала доступна для осмотра столь богатая коллекция мировых шедевров. Во-вторых, Новый Эрмитаж стал первым в стране зданием, специально построенным для размещения общедоступной экспозиции.

До строительства коллекция, собранная российскими монархами, начиная с Екатерины II, находилась в корпусах Малого и Большого Эрмитажа. Чтобы увидеть их экспонаты, требовался спецпропуск. В частности, даже Александр Пушкин был вынужден прибегнуть к связям — его друг, поэт Василий Жуковский, служивший педагогом сына Николая I, сумел выхлопотать бессрочный пропуск. Но коллекция разрасталась, ей требовалось новое помещение.

Подход фон Кленце заключался не только в выдерживании принципов классицизма, но и в воспроизведении мельчайших деталей стиля Античной Греции. Он создал множество эскизов, в том числе и интерьеров будущего музея. Уже после его отъезда из России к воплощению набросков в чертежи, а затем и в реальное здание приступили русские архитекторы, академики Императорской Академии художеств Николай Ефимов и Василий Стасов.

Воплощая замысел фон Кленце, южный, западный и восточный фасады украсили статуями знаменитых художников разных эпох. Всего использовали 28 скульптур, в том числе фигуры Леонардо, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. Из-за использования в составе цинка, изваяния со временем пришли в негодность. К 2015 году все скульптуры заменили копиями из бронзы.

Скульптуры портика

Акцентом южного фасада стала входная галерея, оформленная в виде портика. Чтобы воплотить задумку фон Кленце, строители обратились к скульптору Александру Теребеневу, который наряду с Василием Демут-Малиновским создавал статуи художников для украшения внешних стен музея.

Гранитных атлантов создавали по образу фигур, которые можно увидеть в храме Зевса Олимпийского, расположенном в итальянском городе Агридженто на Сицилии. Теребенев начала работу с изготовления полноразмерной модели из глины, и уже за нее получил звание академика Императорской Академии художеств. В его мастерской атлантов из серого гранита вытесывали около 150 учеников, но над лицами каждого из гигантов Александр Теребенев работал лично.

Изящный стиль, тонкость работы и качество полировки оценил и фон Кленце, и Николай I. Помимо причитавшейся оплаты и ордена автор «Атлантов» получил персональную премию от императора. Позднее Александр Теребенев выполнил подобную работу для прусского короля, и снова кроме гонорара удостоился прибавки — бриллиантового перстня от монарха.

Залы Нового Эрмитажа

Считается, что на полный осмотр всех залов Государственного Эрмитажа посетителю понадобится 8 лет. Можно с уверенностью утверждать, что 2–3 года из них займет прогулка по Новому Эрмитажу. Подлинные статуи античных богов, блеск средневековых доспехов, переплетение фресок Рафаэля, бескомпромиссная тщательность образов на полотнах Веласкеса — все это предстает в удивительной неповторимости интерьера каждого из залов Нового Эрмитажа.

Первый этаж

Здесь расположено около 20 залов, в которых экспонируются предметы античного искусства, прежде всего, скульптура. Наибольшая часть экспозиции — шедевры, созданные древними греками. Однако первые залы у галереи, ведущей из Малого Эрмитажа, посвящены римской скульптуре. Обращает на себя внимание зал Юпитера, облицованный искусственным мрамором зеленого цвета, с монументальной скульптурой восседающего на троне бога.

За ним следует «Античный дворик» — комната с мраморными колоннами, реконструирующая обстановку двора виллы, принадлежащей богатому римлянину. В ней представлены образцы декоративной скульптуры, в том числе — для фонтанов, например, «Младенец Геракл, удушающий змей» или «Юноша с кувшином». Продолжение коллекции размещено в «Зале Диониса», который легко узнать по эффектной темно-красной отделке стен.

Искусство Древней Греции представлено по периодам, начиная с архаики — здесь есть даже вазы и терракотовые статуэтки, созданные на Кипре 4 тысячи лет назад. У дверей в Зал архаики установлена парная скульптура львов, найденных в Ольвии и созданных примерно в IV веке до нашей эры.

Классический период греческого искусства представлен в нескольких залах, в том числе в зале Афины. Посетить его стоит и ради отделки самой комнаты — на полу воссоздана мозаика VI века, ранее украшавшая христианскую базилику, которую археологи нашли в 1853 году, исследуя Херсонес.

Ряд залов посвящен культуре античных поселений, существовавших в Северном Причерноморье. Поскольку многие экспонаты были получены во время раскопок некрополей, состав коллекции своеобразен: саркофаги художественного исполнения, стеклянные и серебряные украшения, фигурные сосуды и прочие предметы, которые складывали в могилу. Есть отдельный Зал ваз, где представлены шедевры наиболее знаменитых школ: Южноиталийской и Аттической.

На первом этаже располагается и парадный вестибюль с широкой лестницей из белого мрамора. именно с него гости начинали бы путешествие по Новому Эрмитажу, если бы вход осуществлялся с Миллионной улицы. Помещение украшено высоким портиком с фигурой богини Славы над входом на лестницу, а также 16-ю колоннами из красного гранита.

Второй этаж

Верхний этаж Нового Эрмитажа отдан произведениям искусства эпохи Ренессанса и последующего столетия. Именно здесь в Зале Рафаэля находятся 2 картины великого художника: «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство». Представлено творчество его учеников Лоренцетто и Романо, а также предметы резной мебели времен Возрождения с декором из сюжетных композиций. Здесь же экспонируется и собрание расписной майолики, из-за чего помещение также называют Залом майолики.

На втором этаже располагается и анфилада так называемых Кабинетов — камерных помещений, в которых выставляются небольшие картины. Открывает ее зал фресок Рафаэля с копиями произведений мастера, исполненных для одного из кардиналов Ватикана, и статуей «Скорчившийся мальчик», созданной Микеланджело. Это единственное подлинное произведение великого итальянца, находящееся в России.

Настоящая сокровищница второго этажа — триада больших светлых залов с частично стеклянным потолком. Малый итальянский Просвет располагает итальянской живописью XVI–XVII века, в том числе полотнами Веронезе и Тинторетто.

Следующий век представлен в Большом Итальянском просвете. Здесь находятся 4 картины представителя неаполитанской школы XVIII века Луки Джордано: «Кузница Вулкана», «Битва лапифов с кентаврами», «Изгнание торгующих из храма», «Отдых Вакха». Завершает ряд залов Испанский просвет, в котором представлены полотна Веласкеса и других художников Испании XVII–XVIII столетия.

Экспонируется не только живопись — в Рыцарском зале представлена широка коллекция доспехов для турниров, парадов и охоты. Здесь же выставлено собрание холодного и огнестрельного оружия XV–XVII веков.

Дополняют экспозицию залы фламандской и голландской живописи. Творчеству мастеров с мировым именем отведены персональные помещения — есть Залы Снейдерса, ван Дейка, Рубенса, Рембрандта.

«Лоджии Рафаэля»

«Лоджии» были возведены по проекту архитектора Джакомо Кваренги еще при Екатерине II. Спустя полвека их встроили в здание Нового Эрмитажа. Структурно они повторяют галерею дворца в Ватикане: коридор высотой 8 метров и длиной 65 метров делится арками на 13 частей. В своде каждой арки размещены 4 сюжетных изображения, скопированные с подлинных фресок Рафаэля.

Созданием копий занималась группа художников под руководством австрийского живописца Кристофера Унтербергера. Они работали с темперой и холстом. Впоследствии изображения разместили в сводах. При этом произведения Рафаэля не копировали «дословно», а, скорее, «пересказывали», стараясь сохранить общий замысел. Как и в Ватикане композиция состоит из 12 сводов со сценами из Ветхого Завета и одним сводом с новозаветными сюжетами.

Билеты

Покупка отдельного билета в Новый Эрмитаж не требуется — возможно посетить его появляется у всех, купивших любой из билетов или электронных ваучеров в Государственный Эрмитаж. Подробнее ознакомиться с тарифами на посещение музея в 2020 году можно на официальном сайте.

По некоторым дням Эрмитаж объявляет бесплатный вход, это происходит 18 мая, 7 декабря, а также каждый третий четверг месяца. Очередь в эти дни длиннее, чем обычно. Проверить, сколько в ней стоит человек, можно с помощью веб-камеры на сайте музея.

Как добраться до Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Новый Эрмитаж находится на Миллионной улице вблизи Дворцовой площади. Наиболее простой способ добраться сюда — воспользоваться подземкой. Доехав до станции «Адмиралтейская», выходите на Невский проспект и двигайтесь по нему около 600 метров набережной Невы до площади. Прогулка займет 10–12 минут.

Можно доехать и наземным общественным транспортом. Остановка «Дворцовая площадь» расположена у сада Зимнего дворца в двух шагах от входа в музей. До нее следуют автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11.

Третий вариант поездки — заказ такси. В северной столице России работают «Максим», «Яндекс. Такси», Uber, Gett и другие перевозчики. Для оформления поездки воспользуйтесь мобильным приложением.

Панорама Нового Эрмитажа:

Видео о Новом Эрмитаже:

Источник: www.tourister.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.