Северная столица не перестаёт удивлять жителей и гостей уникальными выставочными центрами, но музей Александра Васильевича Суворова — совершенно иной уровень. По факту его справедливо считать первым мемориальным музеем России, экспозиция которого изначально посвящена одному человеку. О великом русском полководце, не проигравшем ни одного сражения, здесь собрано всё — от прижизненных портретов, до наград и личных вещей.

Цена билета и режим работы

  • Взрослые — 200 рублей;
  • Иностранные граждане — 400 рублей;
  • Льготники — 100 рублей;
  • Солдаты, проходящие срочную службу по призыву — 50 рублей.

Под льготную категорию попадают пенсионеры, школьники до 18-ти лет (в составе группы и при сопровождении взрослого), курсанты военных училищ, студенты, аспиранты и ординаторы.


Минимальная стоимость экскурсионного обслуживания — 850 рублей, при условии, что набирается группа до 3 человек. Обзорный тур охватывает все залы, кроме Музея оловянного солдатика, для посещения которого придётся покупать отдельный билет.

Выставочные залы работают ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00, в среду — удлинённый график, до 21:00. Кассы закрываются на 1 час раньше. Все экскурсии и групповые мероприятия организуют строго по предварительной записи по телефону.

История

Появлению суворовского музея Петербург обязан лично Николаю II — последний русский царь настолько восхищался легендарной личностью полководца-генералиссимуса, что распорядился создать в его честь не простой выставочный зал, а настоящий «храм-памятник». Средства на дорогостоящее строительство собирали буквально всем миром с 1898-го года — императорская казна не могла позволить себе такую роскошь, и пришлось привлекать деньги меценатов.

Собрав необходимую сумму, объявили конкурс на лучший проект. В течение нескольких месяцев в городское управление пришли десятки чертежей от лучших архитекторов, но последнее решение оставалось за императором. Николай II доверил постройку Александру фон Гогену, известному автору петербуржской Соборной мечети и особняка скандальной балерины Матильды Кшесинской, где сейчас расположен Музей политической истории России.


Работы по возведению длились с 1901-го по 1904-й год. Гоген отказался от первоначальной идеи скопировать парижскую Триумфальную арку, и остался верен своему стилю псевдорусской эклектики. Так и получилось смешение сказочного терема и агрессивного контура оборонительной крепости с дозорными башнями и бойницами. На торжественном открытии присутствовал сам царь, солдаты Преображенского полка и весь свет Петрограда.

Длилась идиллия недолго — после событий Октябрьской революции музей несколько раз пытались ограбить, и в 1919-м году большевики приказали на 4 года вывести экспонаты в регионы, а по возвращении их прописали в Музее артиллерии. В итоге решение об эвакуации стало судьбоносным. В годы блокады здание несколько раз попадало под немецкую бомбёжку, и один из фугасов разорвал центральное крыльцо, задев часть несущей стены.

Восстановили памятник архитектуры лишь в 1951-м году, с вывески убрали имя полководца, теперь тут значилась военно-историческая экспозиция. Последующие 37 лет её пополняли актуальными объектами — знамёнами победы в Великой Отечественной войне, портретами советских маршалов, архивными фотографиями обороны Ленинграда. С 1988-го года музей ушёл на капитальную реставрацию, которая продлилась почти 10 лет.


Обновлённый и полностью реконструированный мемориальный комплекс открыли в 1998-м году. Несмотря на сложные для страны годы, власти Санкт-Петербурга нашли средства, чтобы по крупицам воссоздать интерьеры на основе дореволюционных документов, чертежей и фотографий. Окончательно историческая справедливость восторжествовала в 2004-м, когда центральный шпиль здание вновь украсил двуглавый орёл.

Экспозиция мемориального музея А. В. Суворова

Пройдя через центральные двери к кассам, посетители попадают в парадный вестибюль — небольшую по площади, но роскошно обставленную комнату. За её дверьми — центральный зал, который сразу даёт понять гостям, что они попали на вотчину титанической личности. Здесь всё громко кричит о полководце — от его нагрудных знаков до названий взятых городов и крепостей — Измаил, Прага, Эльм и других памятных битв, из которых генералиссимус вышел победителем.

За обрамлёнными пушками стендами находятся скромные, но важные витрины. В одной из них — реконструкция, как могла выглядеть комната Суворова в простом деревенском доме, где он жил в период ссылки. Швейцарский поход отражён другим интерьером — здесь перед глазами открывается уютная гостевая комната, обставленная антикварными креслами. Все предметы быта, включая трофейные знамёна — бережно сохранены и привезены, в том числе из Европы.


Левый зал — сокровищница документов о Суворове. Именно здесь собраны свидетельства о его верной службе отечеству у четырёх российских правителей, от императрицы Елизаветы Петровны до Екатерины II. На витринах — много портретов, рукописных рапортов и наград, полученных за сражения с поляками, швейцарцами и турками. Украшение комнаты — уникальная трофейная пушка Грибоваля 1790-х годов, взятая у итальянской армии неподалёку от города Нови.

Крайний третий зал — личная коллекция, посвящённая непростой семейной жизни полководца. Везунчик в боях не смог построить первый брак, и после развода с супругой Варварой женился повторно уже в преклонном возрасте. Тут можно проследить за перипетиями судеб его нескольких детей от обеих жён, узнать, каким он был отцом, и как удивлял своим редким присутствием домочадцев и гостей, приезжавших поклониться живой легенде.

Правое крыло экспозиционных залов целиком и полностью посвящена военным заслугам Суворова. Гостям расскажут о том, в каких условиях приходилось воевать русским солдатам, как безоговорочно победить превосходящую армию противника, и откуда взялось крылатое выражение: «Тяжело в учении, легко в бою». Ростовые манекены с образцами формы императорских офицеров и пехотинцев гармонично дополняют выставку.


Последний пятый зал — это своего рода запасники, где хранится то, что не поместилось в остальных комнатах или не соответствует основной концепции выставок. Так сюда «поселили» гипсовую копию знаменитого памятника Суворову около Дворцовой площади. Немного в стороне — интерактивная зона, которую специально создали для самых маленьких посетителей. Детям в яркой игровой форме рассказывают о важных вехах российской истории.

Интересные факты

Согласно популярной версии, «спасителем» суворовского музея в XX веке стал сам Иосиф Сталин. Именно советскому вождю пришла мысль в тяжелейшие блокадные годы возродить выставку, посвящённую первому генералиссимусу и его многочисленным подвигам. В последние годы жизни генсека, уже после того, как ленинградцы оправились от потрясений, был подписан указ о немедленной реставрации здания, но без царской символики на фасаде.

При музее с недавнего времени работает единственный в Северной столице открытый фонд оружия. Сюда от частных жертвователей привозятся боевые образцы мушкетов, коллекционные и наградные шпаги, антикварные пистолеты и многое другое. Пока что под выставку выделена совсем небольшая комната, но в ближайшее время планируется расширение.


Большой интерес публики вызывают и мозаики, украшающие фасад здания. Автором правой картины, которая изображает отъезд Суворова из ссылки, стал старший Михаил Зощенко, отец знаменитого советского сатирика. Будущий писатель-юморист в возрасте 9-ти лет и сам приложил руку к полотну — маленький Миша выложил одну из елей на заднем плане, увековечив тем самым себя, не только как талантливого прозаика, но и начинающего художника.

Как добраться до музея А. В. Суворова в Санкт-Петербурге

Музей находится в шаговой доступности от станции метро «Чернышевская». Выходить из центра зала нужно на сам проспект Чернышевского, повернуть налево и пройти пару минут до перекрёстка с Кирочной улицей, а оттуда — прямо, никуда не сворачивая. Ориентир появится через 200 метров — это Таврический сад, и он должен оставаться по левую руку. Максимальное время пути пешком с учётом светофоров на перекрёстке — не более 15 минут.

Вызывать такси через Uber, Maxim или Яндекс можно, но делать это лучше заблаговременно, в идеале — бронируя машину хотя бы за сутки. Питерские тарифы нельзя назвать дешёвыми, но в будние дни бывают скидки и акции. У уличных водителей такого точно не светит, далеко не каждый ставит себе счётчик, и сумма поездки будет выше в несколько раз.

Для самостоятельной поездки на автомобиле, лучше строго следовать координатам навигатора — 59.943234, 30.376526. Если ехать наобум, можно легко заблудиться в безымянных переулках и пару раз уткнуться в тупик. Но, даже доехав до места, сложности не заканчиваются — парковочных мест в округе катастрофически мало, а бесплатная зона постоянно занята местными жителями. Нужно быть готовым к такому повороту, и выискивать ближайшее свободное место.


Источник: www.tourister.ru

Среди музейных зданий специальной постройки, расположенных в нашем городе, одно из самых интересных –Музей Суворова. Похожее на крепость здание располагается на углу Кирочной и Таврической улиц.
Музей суворова в санкт петербурге
Идея об увековечении памяти Суворова возникла в связи с приближением 100-летия со дня смерти Суворова. 2 марта 1898 года была учреждена при Главном штабе «Комиссия по разработке вопроса об увековечении памяти генералиссимуса князя Италийского, графа Суворова-Рымникского» (Суворовская комиссия) и одновременно объявлен сбор средств по добровольной подписке. Первое заседание комиссии состоялось 15 октября того же года. На нем было принято решение об увековечении памяти созданием музея, так как музей «в несравненно большей степени, чем монумент, отвечает идее увековечения памяти генералиссимуса» и будет «со всевозможной полнотой содействовать восприятию и самой личности генералиссимуса… и его эпохи».

Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
Первоначально планировалось построить для музея небольшое здание, общая стоимость которого не превышала бы 50 тыс. рублей.
Музей суворова в санкт петербурге
Предполагалось «Главное помещение в виде большого зала предназначить вообще для вещественных предметов памяти о Суворове; два же других, вроде аудиторий, специализировать для книг, рукописей, гравюр, картин, медалей, и прочего со всеми удобствами для чтения лекций и частных занятий». Однако, сборы пожертвований превзошли самые смелые ожидания (было собрано 298 тысяч рублей), что позволило сделать здание музея более богатым.
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
На предложение комиссии прислать проекты будущего здания было прислано несколько проектов архитекторами Д. И. Гриммом, В. Ф. Свиньиным, Р. Р. Бахом и инженер-подполковником, членом Суворовской комиссии В. К. Фалевичем. Однако, все они были отвергнуты из-за «недостаточно выявленных условий задачи».

Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
Одновременно выбиралось место для размещения музея. В качестве вариантов рассматривались Марсово поле, Михайловский сад, сквер у реки Фонтанки, место между конным памятником Петру I и садом дома бывшего военного министра Ванновского. Наконец, 13 октября 1899 года поступило правительственное распоряжение возводить здание Суворовского музея на Преображенском плаце, вблизи новых корпусов Академии Генерального штаба и о передаче всех дел, касающихся музея, «попечению вышеназванной Академии».
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
Первоначально под музей выделили участок на углу Госпитальной и Парадной улиц. Однако, по инициативе архитектора А. И. фон Гогена (он был членом комиссии и одновременно главным архитектором строительства Академии Генерального штаба) было решено добиваться места на углу Таврической и Кирочной улиц. Фон Гоген доказывал: «памятник великого народного героя, сооружение, к участию в котором приходит вся русская армия, должен быть более открыт, ему не место середина плохой узкой улицы; настоящее место ему на углу Таврической и Кирочной, на месте участка, занятого открытым манежем офицерской кавалерийской школы. На этом месте музей памятник будет открыт на четыре стороны. Кирочная улица делает на этом месте перелом, что дает музею особо выгодной положение, а затем сама улица одна из более широких и лучших в этой части города. Одним фасадом музей должен быть обращен к императорскому Таврическому саду, другим к перекрестку Таврической и Кирочной улиц… Если отодвинуть здание в глубь места, образуется удобная площадка, необходимая для памятника, площадка всегда может быть увеличена, если от принадлежащего казне места №43 по Кирочной улице может быть со временем сделан сквер. Положение музея на этом месте даст полную возможность расширить его пристройкой галерй для помещения памятников русских побед всех времен, кроме того, поставить тут же, перенесенную из села Кончанского церковь, имеющую историческое значение…»
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
Требуемый участок был выделен комиссии с условием, что Комиссия предоставит взамен него другой такой же участок офицерской кавалерийской школе на территории, прилегающей к Академии.
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
В дни юбилея Суворова, 3 мая 1900-го года на плацу лейб-гвардии Преображенского полка была освящена доставленная в разобранном виде из села Кончанского деревянная церковь, существовавшая при жизни Суворова.
Музей суворова в санкт петербурге
Рядом с ней, в большой походной палатке под вывеской «Суворовский музей» была выставлена часть экспонатов.
Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
Следующим этапом разработки проекта здания стал архитектурный конкурс, прошедший под эгидой Академии художеств. Условия конкурса в 1899-м году разрабатывали академики Р. А. Гедике, Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, А. О. Томишко, А. Н. Бенуа и В. В. Суслов. По его условиям предусматривалось присуждение трех премий – 1500, 1000 и 500 рублей (плюс по 500 рублей за каждый непремированный, но приобретенный комиссией проект. 1 июня 1900-го года конкурс был официально объявлен. К 2 января 1901 года было представлено 14 проектов здания. Первую премию получил проект А. И. Дитриха, вторую – И. П. Володихина, третью – Л. Н. Кекушева. Кроме того приобрели еще два проекта – Е. М. Штифельмана и братьев А. И. и Н. И. Дмитриевых.
Проект Дмитриевых:
Музей суворова в санкт петербурге главный фасад
Музей суворова в санкт петербурге боковой фасад
Музей суворова в санкт петербурге план 2-го этажа
Музей суворова в санкт петербурге разрез
Однако все проекты значительно превзошли указанную в условиях конкурса стоимость (от 250 до 300 тысяч рублей). Поэтому комиссия приняло решение поручить составить проект А. И. фон Гогену. Он разработал два проекта здания – в классическом стиле
Музей суворова в санкт петербурге
и в русском. Проект в классическом стиле кроме фон Гогена подписал Г. Д. Гримм, проект в русском стиле (который и был выбран комиссией к реализации)– только фон Гоген, однако в качестве автора здания часто называют обоих архитекторов. 5 мая 1901 года проект был утвержден, а 8 июня 1901 года состоялась церемония закладки здания.
Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
Одновременно была начата работа над созданием мозаичных панно, украшающих фасад. Картоны для создания мозаик заказали художникам А. Н. Попову и Н. А. Шабунину.
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
Согласно условиям договора, который А. Н. Попов и Н. А. Шабунин подписали в июне 1901-го года они обязались представить эскиз картины не позднее 20 августа 1901 года.
Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
Картон и картину они должны были представить не позднее 1 июня 1902 года. За работу художникам причиталось 4000 рублей, при этом картины оставалась их собственностью.
Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
1000 рублей из них должны были быть выплачены по представлении эскиза. В случае неисполнения условий комиссии художники обязаны были возвратить выданную тысячу рублей и уплатить 500 рублей неустойки.
Музей суворова в санкт петербурге Художник Н. А. Шабунин за работой над картоном. 1903 г.
Шабунин (он писал «Отъезд Суворова из села Кончанского»), завершил работу над картиной и картоном в марте 1903 года. Попов же несколько задержал предоставление картона (впрочем, в отличии от Шабунина он и путешествовал дальше – в Швейцарию, поскольку писал «Переход Суворова через Альпы») и закончил его в декабре 1903 года.
Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
Сами мозаики выполнили мозаичисты «Общества взаимного вспомоществования русских художников» — Н. Е. Масленников и М. И. Зощенко (отец известного писателя). Мозаики были готовы 15 октября 1904 года.
Музей суворова в санкт петербурге
Одновременно была выполнена еще одна мозаика, изображающая герб Суворова:
Музей суворова в санкт петербурге
Музей суворова в санкт петербурге
Торжественное открытие музея состоялось 13 ноября 1904 года. Новый музей официально находился в ведении Академии Генерального штаба. Ее начальник именовался попечителем музея, а управляющий музеем назначался из числа преподавателей.
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
В марте 1918-го года большая часть коллекций музея была эвакуирована вместе с остальным имуществом Академии в Екатеринбург. Там она попала в руки белых и впоследствии обнаружено на острове Русский близ Владивостока. К счастью, из всего списка экспонатов не досчитались только 10 единиц хранения (из 1493-х).
Музей суворова в санкт петербурге
Однако, в 1925-м году было решено не открывать отдельный Суворовский музей и все его экспонаты передали единому Военному историко-бытовому музею (в кронверке Петропавловской крепости). Позднее, в 1937-м году все собрание официально передали Артиллерийскому музею.
Музей суворова в санкт петербурге
Само здание музея отремонтировали. В нем размещались сперва горсовет Осоавиахима, с 1932 года – Военно-политическая академия имени Ленина, затем – клуб Военно-транспортной академии.
Музей суворова в санкт петербурге
В годы войны здание сильно пострадало от попадания тяжелой бомбы.
Музей суворова в санкт петербурге
В 1949-м году (в связи с наступающим 150-летним юбилеем со дня смерти Суворова) было принято решение о восстановлении музея.
Музей суворова в санкт петербурге Суворовцы на субботнике во время работ по восстановлению музея. 1950 г.
Реставрационные работы в основном завершили к апрелю 1950-го года, однако стены музея за несколько лет стояния без кровли впитали много влаги и их просушка затянулась еще практически на год, так что вновь музей открылся только 2 мая 1951 года.
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге
Позади музея стоит старый постамент с надписью «Родному полку».
Музей суворова в санкт петербурге
Это постамент от памятника подвигу гренадера Леонтия Коренного. «В сражении под Лейпцигом, когда Финляндский полк вытеснял из селения Госсы французов, а 3-й батальон полка обошёл селение, батальонный командир полковник Жерве со своими офицерами первые перелезли через каменную ограду, и егеря бросились за ними, погнали уже французов; но, быв окружены многочисленным неприятелем, крепко отстаивали свое место; многие офицеры были ранены; тогда Коренной, пересадив батальонного командира и раненых начальников своих через ограду, сам собрал удалых, отчаянных егерей и стал отстаивать, покуда раненых офицеров другие егеря спасали с места сражения. Коренной с горстью лихих стрелков стоял крепко и удерживал место сражения, крича: „не сдаваться, ребята“. Сначала они отстреливались, но многочисленность неприятеля стеснила наших так, что они отбивались штыками… все пали, одни убитые, а другие раненые, и Коренной оставался один. Французы, удивляясь храброму егерю, кричали, чтобы он сдался, но Коренной в ответ поворотил ружье, взял за дуло и отбивался прикладом. Тогда несколько неприятельских штыков положили его на месте, и кругом этого богатыря лежали все отчаянно защищавшиеся наши, с кучами убитых ими французов. Все мы оплакивали, — прибавляет рассказчик[кто?], — храброго „дядю Коренного“. Через несколько дней, к величайшей радости всего полка, „дядя Коренной“ явился из плена, покрытый ранами; но, к счастью, раны все были не тяжелы. Это делает честь французам, которые наносили ему только легкие раны, уважая примерную его храбрость». Покрытый 18 ранами, Коренной, вернувшись в полк, рассказал про свое пребывание в плену, где слава об его выдающейся храбрости распространилась по всем французским войскам, а он сам был представлен Наполеону, поинтересовавшемуся увидать русского чудо-богатыря. Поступок Коренного так Бонапарта, что он в приказе по своей армии поставил Финляндского гренадера в пример всем своим солдатам.
Музей суворова в санкт петербурге
Памятник Коренному был поставлен по проекту академика архитектуры И. С. Китнера, при участии скульптора Е. И. Малышева и литейщика К. А. Робекки.
Музей суворова в санкт петербурге
Но, к сожалению, от него сохранился только пьедестал.
Музей суворова в санкт петербурге Музей суворова в санкт петербурге

Источник: babs71.livejournal.com

Понедельник — выходной
Вторник, четверг — воскресенье — 10.00-18.00
Среда — 13.00-21.00

Касса и сувенирный киоск закрываются за 1 час до закрытия экспозиции.
Проход посетителей на экспозицию прекращается за 1 час до закрытия экспозиции.
Запись для школ, социальных и корпоративных групп в экскурсионный график осуществляется по телефону: +7(812) 579-39-14

Историческую экспозицию можно самостоятельно осмотреть в любое время в часы работы музея, с аудиогидом на русском языке.

Расписание сеансов с экскурсионным сопровождением (экскурсоводом) для одиночных посетителей в будние дни:
Вторник — 13.00, 15.00
Среда — 13.30, 15.00, 17.00
Четверг — 11.00, 13.00, 15.00
Пятница — 11.00, 13.00,15.00

Расписание сеансов с экскурсионным сопровождением для одиночных посетителей выходного дня:
Суббота, воскресенье — 11.00, 13.00, 15.00

Интерактивная экскурсия «Стреляй редко, да метко»
(для детей 9-12 лет и их родителей)
суббота, 14.30

Интерактивная экскурсия «Помоги служивому»
(для детей 6-8 лет иих родителей)
воскресенье, 14.30

Сеансы для посетителей — от 3 человек.

Бронирование билетов на экскурсионные сеансы для одиночных посетителей осуществляются за сутки.

О дополнительных изменениях в расписании можно узнать на нашем сайте или по телефону отдела приёма посетителей и дополнительных услуг: +7(812) 579-39-14

Специальная выставка Открытое хранение фонда «Оружие» работает каждую среду и в последнюю субботу месяца.

Экскурсии по средам (по предварительной записи) — 13.00, 14.30, 16.00, 17.30, 19.00.

Экскурсии в последнюю субботу каждого месяца (по предварительной записи) — 11.00, 12.30, 14.30, 16.00.

Заявки на предстоящую неделю принимаются до 18.00 понедельника по тел. +7(812) 579-39-14.

При посещении обязательно иметь при себе удостоверение личности.

Источник: suvorovmuseum.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.