#Деньвистории
7 мая 1925 года умер Борис Савинков – одна из наиболее ярких и неоднозначных персон в истории российской политики. Савинков еще при жизни пользовался славой «революционного бретера», авантюриста, человека яркого и эффектного.See more

Современники характеризовали личность Савинкова полярно: им либо восхищались, либо ненавидели. Одна из видных деятельниц революционного движения Вера Фигнер так описывала Бориса Савинкова: «Он сразу чрезвычайно заинтересовал меня и в несколько дней совершенно очаровал. Из всех людей, которых я когда-либо встречала, он был самым блестящим. […] Савинков! Савинков был для меня человеком не как все. Он был загадочным и оригинальным; был типом, совершенно новым в революции и, как таковой, понятно, чрезвычайно интересовал меня».

Борис Савинков родился в Харькове в 1879 году, окончил гимназию в Варшаве, после чего поступил в Петербургский университет. Учеба в университете не продлится долго: Савинков будет отчислен за участие в студенческих демонстрациях. После этого начнется его революционный путь с арестами и ссылками. В 1901 году Савинков стал членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», организованного Владимиром Ульяновым.


В 1903 году Савинкову удалось бежать из ссылки в Женеву, где он вступил в партию эсеров и ее Боевую организацию. Савинков стал террористом. Он принимал участие в организации самых громких покушений того времени – убийстве министра внутренних дел Плеве и великого князя Сергея Александровича.

В 1906 году во время подготовки очередного покушения Савинков был арестован в Севастополе и приговорен к смертной казни, однако революционеру удалось бежать в Румынию, а оттуда в другие страны. В эмиграции он будет находиться вплоть до 1917 года.

После разоблачения Евно Азефа Савинков возглавил Боевую организацию партии эсеров, которая, однако, была распущена в начале 1911 года.

В апреле 1917 года Савинков возвращается в Россию и сразу начинает заниматься активной политической деятельностью. Он становится управляющим военного министерства и товарищем военного министра, а впоследствии принимает активное участие в Корниловском мятеже.
Октябрьскую социалистическую революцию Савинков встретил враждебно, считая, что «Октябрьский переворот не более как захват власти горстью людей, возможный только благодаря слабости и неразумию Керенского». Во время Гражданской войны он сначала принимал участие в формировании Добровольческой армии на Дону, а в 1918 году в Москве создал подпольную контрреволюционную организацию под названием «Союз защиты Родины и Свободы». В течение 1918 года данная организация подготовила антибольшевистские выступления в Ярославле, Рыбинске, Муроме.


С 1919 года Савинков ведет переговоры с представительствами Антанты о помощи Белому движению. В 1920 году по приглашению Юзефа Пилсудского оказывается в Польше, из которой через год будет выслан. В эмиграции, находясь в политической изоляции, он эволюционирует в своих взглядах и начинает восхищаться итальянским лидером Бенито Муссолини.

В 1924 году советские спецслужбы провели спецоперацию «Синдикат 2», целью которой было подтолкнуть Савинкова к приезду в Советский Союз на тайную сходку представителей антибольшевистского сопротивления. 16 августа, после пересечения границы, Савинков был арестован в Минске и отправлен в Москву, где содержался во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке.

7 мая 1925 года Борис Савинков выпал из окна пятого этажа здания ВЧК на Лубянке. По официальной версии, он покончил жизнь самоубийством. Однако некоторые современные исследователи ставят этот факт под сомнение. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

После себя Савинков оставил целый ряд литературных произведений, наиболее известные из них – «Воспоминания террориста», «Конь бледный» и «Конь вороной». Последнее свое произведение Савинков написал, находясь в тюрьме на Лубянке.

История Боевой организации эсеров отражена в экспозиции «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX века».

#КоллекцияГМПИР

Источник: vk.com

Цены на билеты и режим работы Музея политической истории России

Стоимость для взрослых посетителей зависит от филиала:


  • Главный корпус (особняк Кшесинской) — 300 рублей;
  • Филиал на Гороховой, 2 — 200  рублей;
  • Филиал на Болотной, 13 — работает только по предварительной записи и предоплате с организованными группами, точная цена зависит от выбранной программы.

Дети до 18 лет, пенсионеры и обладатели действующей «Карты гостя Санкт-Петербурга» могут посещать дома Кшесинской и Фитингофа бесплатно, студентам очной формы обучения предоставляется льготный билет стоимостью 100 рублей. Все сопутствующие документы необходимо предъявлять на кассе.

Часы работы:

  • Главный корпус — понедельник, вторник, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00, среда и пятница до 20:00. Четверг — выходной, а последний понедельник месяца — санитарный день.
  • Детский музейный центр — понедельник, вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00.

Кассы закрываются на час раньше.

История


Современный выставочный центр является прямым «потомком» Музея Революции, появившегося 9 октября 1919-го года, и не где-нибудь, а в залах самого Зимнего дворца. Правда, для свободного доступа открылся он чуть позже, в январе 1920-го, с этого же времени началось активное создание подобных экспозиций по всей стране. Главной задачей было рассказать о борьбе большевиков и их соратников за строительство нового государства.

Уже через три года стало понятно, что несколькими залами не обойтись, и в 1923-м, в рабочем кабинете Ленина, оформился «Уголок Ильича». Открыли его в национализированном особняке Матильды Кшесинской — печально известной балерины и любовницы императора Николая II. Спустя 15 лет другой видный деятель — Сергей Киров — также получил собственную экспозицию, к сожалению, уже после своей трагической гибели и серьёзных «чисток» идеологических отделов.

В период Великой Отечественной войны и блокады музей не прекращал свою работу ни на один день, но испытания ждали его и после победы. Так, вслед за переездом в Петропавловскую крепость, в конце 1940-х грянуло знаменитое «Ленинградское дело»,после которого из фондов изъяли почти 100 тысяч единиц хранения. Среди утерянных навсегда экспонатов были редчайшие карикатуры на партийных вождей и архивные фотографии.


Возрождением принято считать 1957-й год, когда музей фактически заново открылся в 36-ти залах бывшего дома Кшесинской и особняка Брандта, стоящего по соседству. Коллекции заметно уменьшились, зато посетители могли воочию увидеть фронтовые реликвии, включая личные вещи маршалов Жукова и Рокоссовского. Вслед за привычной революционной тематикой активно продвигались достижения народного хозяйства — от передовых научных открытий до рекордов в промышленности.

Вместе с перестройкой изменилась и вся концепция. Был снят формальный запрет на показ портретов Троцкого, Каменева и прочих опальных деятелей, экспозиции стали распределять свободнее и без указок «сверху», что позволило создать объективный и концептуальный подход. Например, музей стал одной из первых в стране площадок, освещавших скандальные забастовки шахтёров в Кузбассе, а также другие нашумевшие события.

Распад Советского Союза не мог не отразиться на экспозициях. Формат диктатуры «одной партии» ушёл в прошлое, так в 1991-м году появился Музей политической истории. На тот момент упор делался на актуальных темах — ГУЛАГе, репрессиях сталинской эпохи, недавнем путче и новом курсе на демократию. Бешеным успехом у петербуржцев стали пользоваться восковые фигуры, изображавшие вождей в сценках, о которых раньше знали только из газет.


С середины 2000-х и по настоящее время ведётся активная модернизация залов. Теперь в них практически нет идеологического диктата, экспонатам дают высказаться «своим голосом», отражая не столько сами эпохи, сколько судьбы конкретных людей, принимавших участие в жизни и развитии огромной страны.

Выставки

На сегодняшний день, в музее работает 5 постоянных экспозиций. Они упорядочены по хронологии, и каждая из них отвечает заданной тематике в неповторяющемся стиле.

Матильда Кшесинская: фуэте судьбы

Легендарная прима-балерина не раз становилась героиней биографических книг, документальных и художественных фильмов. Прожив почти 100 лет, и оставив после себя не только богатое культурное наследие, но и сотни сплетен о влиятельных любовниках, она до сих пор представляет огромный интерес в среде историков и культурологов. Собранная в её доме коллекция — живое подтверждение неординарного успеха и сказочного богатства великой танцовщицы.

В витринах можно увидеть парадное платье Матильды, копии писем и некоторые личные вещи. Особую ценность представляют фотографии с балетных постановок, которые прекрасно иллюстрируют таланты и недюжинную физическую форму артистки. Завершается прогулка в прошлое эксклюзивным фильмом, посвящённым молодым годам хозяйки особняка и её тернистому пути к мировой славе.


Империя на путях модернизации

Экспозиция, рассказывающая о переломных событиях отечественной истории на рубеже XIX и начала XX столетия, реформах, реформаторах и отдельных человеческих трагедиях, которые выпали на непростую эпоху. Это было время, когда на политической арене сияли имена Витте и Столыпина, тайная полиция работала в реакционном режиме, а на газетных страницах и в публичных «кружках» решалась судьба государства и тех, кто в ответе за её свершение.

Среди уникальных вещей здесь фрагмент каторжных кандалов Чернышевского, верёвка, на которой повесили террористку Софью Перовскую, руководившую убийством Александра II, и даже самодельное оружие времён революции 1905-1907-го годов. Этому периоду посвящены отдельные витрины, на них красуются эксклюзивные находки, в том числе и детские кубики, внутри которых пряталась газета «Искра» для последующей контрабандной доставки.

Революция в России: 1917–1922

До сих пор не утихают споры о событиях октября 1917-го года и последовавшей за ними Гражданской войной. Разобраться в происходящем и узнать что-то новое поможет отдельная экспозиция, посвящённая разностороннему взгляду на трагедии и взлёты XX века. Именно здесь находится рабочий кабинет Ленина, первый Секретариат ЦК социал-демократической рабочей партии большевиков и редчайшие материалы кинохроник Белого и Красного движений.


Советская эпоха: между утопией и реальностью

Богатейшая коллекция, иллюстрирующая бытовую сторону жизни в СССР на фоне феноменальных успехов. 70 лет истории нашей страны показаны через призму простого человека, его повседневных забот, горестей и неиссякаемой мечты о светлом будущем. Авторы экспозиции не делают выводов, лишь дают почву для размышлений, какую цену приходится платить отдельно взятому гражданину ради того, чтобы «сказку сделать былью».

Человек и власть в России в XIX — XXI столетиях

Масштабный проект, который начал работу в 2013-м году после 10-летней подготовки. Это своеобразный музей внутри большого музея и первая интерактивная площадка, посвящённая двум векам истории. Представленные тут экспонаты можно листать, брать в руки и разглядывать, мультимедийные экраны работают «по требованию», а уникальные арт-объекты иллюстрируют, насколько сильно влияет решение одного человека у власти на судьбы миллионов.

Интересные факты

Автором проекта дома Кшесинской является именитый дореволюционный архитектор Александр фон Гоген. На его счету десятки домов, как в самом Петербурге, так и в Гатчине, Выборге и других местах. Ещё одним знаменитым его творением, помимо особняка самой высокооплачиваемой балерины Российской Империи, является мемориальный музей Суворова — признанный шедевр эклектичного псевдорусского стиля и настоящая сокровищница для знатоков истории.


Популярная легенда о тайном туннеле, который связывал дом танцовщицы и Зимний дворец, к сожалению многих петербуржцев, далека от правды. Особняк был построен уже после официального расставания Николая II со своей любовницей, когда она крутила роман с его дядей — великим князем Сергеем Михайловичем Романовым. Другое объяснение — подземные коммуникации города уже тогда препятствовали созданию таких туннелей.

Владимир Ильич Ленин в общей сложности проработал в особняке 90 дней. Здесь, в белом зале особняка Кшесинской, им были впервые зачитаны легендарные «Апрельские тезисы». Другой важный элемент — балкон, выходящий на Кронверкский проспект. С него вождь мирового пролетариата неоднократно выступал перед собравшимися соратниками. Знаменитый сюжет советских картин «Ленин на балконе» срисовывался именно отсюда, в дни самых жарких диспутов.

Источник: www.tourister.ru


Постепенно в особняк перебрались Петроградский комитет РСДРП(б), его военная организация, ЦК РСДРП (б), экспедиция газеты «Правда» и редакция газеты «Солдат». В особняк Кшесинской 3 апреля 1917 года приехал и В.И. Ленин после своего знаменитого прибытия на Финляндский вокзал. Окрестности здания постепенно превратились в своего рода гайд-парк. С балкона особняка, выходящего на Кронверкский проспект, в режиме нон-стоп постоянно выступали ораторы, сообщавшие стоящим внизу гражданам последние новости. 
 
Желтая пресса того времени публиковала бесчисленные истории о бесчинствах революционеров в опустевшем алькове балерины. Ходили слухи, что гардероб Кшесинской был разграблен лично известной большевичкой и феминисткой Александрой Коллонтай, хотя трудно представить, как ей могли подойти вещи миниатюрной балерины.    

Тем временем Матильда Феликсовна, осознав, что немедленный суд революционного трибунала  ей пока не грозит, несколько осмелела и попыталась вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты Кшесинская потребовала: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».

Одновременно адвокат балерины Владимир Хазин возбудил в суде гражданский иск о выселении. Среди ответчиков по иску фигурировал и «кандидат права В.И. Ульянов».  
Как это часто бывает в России, прокуратура, получив эпистол бывшей любовницы низложенного императора, не выразила большого желания конфликтовать с броневым дивизионом, боевой организацией РСДРП и прочими серьезными людьми. В управление запасного автобронедивизиона был отправлен вежливой запрос о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства». Одновременно у комиссариата милиции Петроградского района  было затребовано «дознание о расхищенном имуществе».
Куда результативнее оказался гражданский иск. 5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов вынес решение: «По указу Временного правительства России определено: выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней п. к. с.-д. р. п., ЦК той же партии, клуб организаций, Петроградский районный комитет п. с. р., С. Багдатьева со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества. Решение обратить к предварительному исполнению… Иск в отношении Владимира Ульянова и Центрального бюро профсоюзов оставить без рассмотрения».

Вызов, брошенный хрупкой женщиной, привел большевиков в замешательство. Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) были вынуждены официально заявить о выезде из особняка Кшесинской. Кроме того, Ленин распорядился вернуть личные вещи Матильды Феликсовны, которая та частично вывезла на юг России, а частично поместила в банк. Лишь упорство военной организации большевиков, наотрез отказавшейся покидать здание, не позволило Кшесинской вернуться в родные пенаты.

После неудачного выступления большевиков в начале июля 1917 года особняк Кшесинской был занят войсками Временного правительства и основательно разграблен. Разочарованная Кшесинская 13 июля 1917 года покинула Петроград и уехала на свою дачу в Кисловодск. Адвокат Хесин продолжил подавать новые иски, теперь уже добиваясь не только возвращения здания прежней хозяйке, но и возмещения нанесённого ущерба в размере 300 тыс. рублей.

События октября 1917 года поставили точку в этом процессе. Матильда Кшесинская покинула Россию вместе с Великим князем Андреем Владимировичем. Впоследствии она стала его женой и дожила почти до 100 лет. Куда печальнее сложилась судьба знатного «распильщика» Великого  князя Сергея Михайловича, который кончил свои дни на дне шахты в Алапаевске, сжимая в холодеющей руке золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской.   
После Октябрьской революции в здании особняка Кшесинской поочередно располагались различные общественные учреждения: комитеты Петросовета, Институт Общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 по 1956 год здание служило музеем С.М. Кирова.

В 1957 году в особняк Кшесинской из здания Эрмитажа был переведен музей истории Революции. Чтобы здание на Кронверкском проспекте могло вместить в себя всю коллекцию, оно было соединено новым корпусом с соседним особняком В. Э. Брандта.

Источник: www.iPetersburg.ru

Экспозиция музея расположена в двух зданиях, являющихся выдающимися архитектурными сооружениями начала XX века. Это особняки прима-балерины Матильды Кшесинской и предпринимателя Василия Брандта. Кроме своей необычной красоты, здания привлекают богатым историческим прошлым. В их стенах бывали великие князья и революционеры, звёзды мирового балета и воспитанники детского дома, здесь танцевала Павлова и работал Ленин, жил Калинин и пел Шаляпин.

В коллекции находится свыше 460 000 единиц хранения, она постоянно пополняется новыми экспонатами. Экспозиция отражает историю преобразований государственного обустройства и политической жизни страны. В музее можно найти даже документы времён Екатерины II. Среди самых значительных материалов следует отметить монографии о политической системе царского режима и оригиналы документов, касающиеся реформ Витте. Музей политической истории России хранит личные вещи и реликвии видных деятелей страны: Крупской и Столыпина, Гагарина и Дзержинского, Горбачёва и Арманд, Коллонтай и других. Очень много материалов посвящено деятельности Государственной Думы и Верховного Совета. Немалое внимание организаторов уделяется советской агитации и истории современной России.

В отдельных залах представлены материалы различных партий нашей страны. На стендах содержится информация о программных документах общественно-политических образований России.

На улице Куйбышева собрана большая коллекция живописных полотен, скульптур, графических произведений. Маковский и Верещагин, Манизер и Бродский, Андреев и Мухина — их работы украшают залы помещений. Особый интерес у посетителей вызывают роскошные императорские альбомы, агитационный фарфор, наградное оружие и раритетные предметы обихода.

В соответствии с прошедшими в России переписями населения, появилась отдельная экспозиция, посвящённая этому явлению. Там можно узнать результаты переписи в Российской империи и СССР, а также ближе познакомиться с изменениями работы переписчиков за прошедшие века.

Кроме постоянной экспозиции в музее проводятся временные и совместные проекты, его организаторы устраивают передвижные выставки по все стране.

Источник: KudaGo.com


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.