Санкт-Петербург — место вдохновения многих величайших гениев российской культуры. Среди них композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его квартира на третьем этаже петербургского флигеля многие годы не только служила ему творческой мастерской, но была культурным центром для современников. Композитор как радушный хозяин принимал у себя знаменитых музыкантов, певцов, художников. Здесь бывали Шаляпин и Репин, Врубель и Рахманинов, Танеев и Серов. Творческие вечера в его доме стали традицией — они вошли в историю под названием «Корсаковские среды» и собирали порой до ста человек!

В этом доме он прожил 15 лет своей жизни. Тут ему хорошо писалось. 11 опер из 15 созданы в этих стенах, среди них настоящие шедевры — «Царская невеста», «Садко», «Золотой петушок». С 1893 по 1908 годы семейство провело здесь счастливые годы.

Но более чем на пятьдесят лет место его творчества было забыто потомками. Его квартира после революции превратилась в коммуналку, населенную целым десятком семей, и была переоборудована в музей лишь в 1971 году. Удивительно, но Музей-квартира Римского-Корсакова хранит многие предметы, относящиеся ко времени проживания композитора: изразцы печей, медные ручки дверей и окон, чудной работы камин, двустворчатые двери. Личные вещи Николая Андреевича и нотные рукописи были сохранены и переданы музею его родственниками. Все это позволило воссоздать в доме обстановку, которая окружала великого композитора.


Посетители увидят любимое кресло композитора, бюро, изготовленное тихвинскими мастерами, рояль «Беккер», за которым Римский-Корсаков исполнял музыку. Стены столовой украшают портреты предков композитора — его дворянская родословная отслеживается до XIV века. Обеденный стол украшает солонка, сухарница и фамильное столовое серебро.

Под мемориальную часть музея отданы четыре комнаты — кабинет с гостиной, столовая и прихожая. Остальная часть квартиры оборудована под экспозиции и концертный зал на 50 мест.

В настоящее время возрождены корсаковские вечера: с сентября по декабрь в музее проходит фестиваль «Корсаковские среды», и мы можем прийти на них, подобно Репину или Шаляпину, в гостеприимный дом на Загородном проспекте. В концертном зале проходят концерты симфонических оркестров, выступают приглашенные солисты.

Входной билет для взрослого стоит 150 рублей.

Источник: KudaGo.com


рет появления снимков на выставке в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова. 1. В 1826 году Жозеф-Нисефор Ньепс получил первое, расплывчатое цветное изображение − крыши домов и трубы, видимые из его кабинета. Пластинка на оловянной основе + светочувствительное асфальтовое покрытие + закрепитель (масла). Цвета спектра фиксировались во влажном хлористом серебре, которое ранее было затемнено под воздействием белого света. Фотографии получались, однако надолго закрепить полученные изображения пока не удавалось. 2. Первая цветная фотография на основе метода Дж. Максвелла (трехцветной теории, согласно которой, необходимо варьировать пропорции трех первичных цветов: красного, синего и зеленого) — «Тартановая лента» — фотография банта из разноцветной «шотландки». Продемонстрирована 17 мая 1861 года. В ходе этого удачного эксперимента три изображения были сложены в общий снимок путём одновременной проекции на экран через цветные светофильтры (тройная экспозиция=три фильтра/растворы солей различных металлов + фотоэмульсия + однообъективная зеркальная камера. Продолжительность экспонирования – до 8 часов). Позднее выяснилось, что в ходе эксперимента произошло два случайных счастливых совпадения, благодаря которым на фото цвета воспроизвелись достоверно. Именно по этой причине следующие удачные снимки были получены лишь спустя годы французскими изобретателями Л.А.


 Ороном и Ш. Кро в конце 1860-х годов путем сенсибилизации фотопластинки к красному цвету с помощью хлорофилла. 3. Первые попытки получить цветное изображение прямым методом дали результаты в 1891 году, успеха добился физик из Сорбонны Г. Липман. На фотопластинке Липмана беззернистая фотоэмульсия находилась в контакте со слоем жидкой ртути. Когда свет падал на фотоэмульсию, он проходил сквозь нее и отражался от ртути. Входящий свет «сталкивался» с исходящим, в результате образовывались стоячие волны — устойчивый рисунок, в котором яркие места чередуются с темными, серебряные зерна давали аналогичный рисунок на проявленной эмульсии. Проявленный негатив помещали на черный материал и просматривали через отражатель. Обработанная пластинка давала точные и яркие цвета, но видеть их можно было лишь стоя прямо перед пластинкой. За создание фотопластинки, передающей цвет за счет интерференции света, Габриэль Липман получил Нобелевскую премию. Попугай — одна из его работ. 4. Аддитивный способ (производная метода Дж. Максвелла) под названием «ХРОМОСКОП», уже упоминавшийся дю Ороном в 1868 году, был разработан в 1888 г. Ф. Айвсом. Отпечатанные на диапозитивных фотопластинках «хромограммы» состояли из трёх цветоделённых чёрно-белых позитивов, могли просматриваться приспособлением, состоящим из зеркал со светофильтрами, оптически объединяющих изображения подсвеченных слайдов.

ществовал и проекционный вариант «Хромоскопа Айвса», усовершенствованной версией которого пользовался Сергей Михайлович Прокудин-Горский — пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи», химик, фотограф, изобретатель. Учился в Германии в фотохимической школе у А. Мите. Разрабатывал собственные методы сенсабилизации, уменьшения выдержки (до секунды), технологии тиражирования снимка на открытках. Наследие Прокудина-Горского представляет собой уникальную документально-историческую ценность, его работы известны во всем мире.
5. Первой коммерчески успешной растровой системой цветной фотографии стал «АВТОХРОМ», запатентованный изобретателями кинематографа − братьями Люмьер. Цветоделение на фотопластинке осуществлялось растром из беспорядочно расположенных в связующем подслое каучука ЗЁРЕН КРАХМАЛА, окрашенных в основные цвета. Фотопластинка обрабатывалась таким образом, что позитив получался на том же СТЕКЛЕ, на которое велась съёмка. Технология «Автохром» стала настоящим прорывом, сделав цветную фотографию массовой после начала выпуска пластинок в 1907 году. Вместе с братьями Люмьер с 1922 года работал переехавший во Францию, занимавшийся там научной и просветительской деятельностью — Прокудин-Горский. 6.

хнологией «автохром» пользовался и Максимилиан Осеевич Штейнберг — музыкант, композитор, ученик Н. А. Римского-Корсакова, частый гость его дома, а впоследствии и член семьи — супруг младшей дочери композитора – Надежды Римской-Корсаковой, которая стала главной героиней его фотографий. Преподавал в Петербургской консерватории, одним из его студентов был Д. Шостакович. В коллекции музея — цветные диапозитивы на стекле (до 2019 года хранились в семье потомков композитора). Техника «автохром». 1913 год. Изображения: 1. Дж. Максвелл «Тартановая лента» (бант из разноцветной «шотландки»). 1861 г. 2. Г. Липман «Попугай» 1891 г.
3. Прокудин-Горский С. М. автопортрет на реке Каролицхали.
4. Прокудин-Горский С. М. «Л.Н. Толстой в Ясной Поляне» 1908 г.
5. Прокудин-Горский С. М. «Три девочки. Деревня Топорня».
6. Штейнберг М. О. «Н. Н. Штейнберг с букетом цветов. Любенск».
7. Штейнберг М. О. «Н. Н. Штейнберг. Любенск. Среди полевых цветов».
8. Штейнберг М. О. «Ира и Лиля Троицкие. У серебристой ёлочки». (внучки Н. А. Римского-Корсакова).

Источник: spb.zoon.ru

Видео: Музей-квартира Римского-Корсакова


Основные моменты

Дом Римского-Корсакова долгие годы выполнял роль одного из центров культурной жизни города. Сюда приходили известные композиторы, исполнители и художники. После установления советской власти квартиру на 50 лет превратили в коммунальное жилье. Однако, благодаря потомкам Римского-Корсакова, удалось сохранить его личные вещи. В 1971 году в доме открыли музей.

Постоянная экспозиция музея-квартиры Римского-Корсакова включает личные вещи и рукописи композитора, а также мебель, музыкальные инструменты и предметы быта XIX столетия. Они размещены в четырех комнатах – передней, рабочем кабинете, столовой и гостиной. Кроме того, в музей входят экспозиционный и концертный залы. Здесь проходят выставки и еженедельные концерты, в которых участвуют профессиональные музыканты – оперные певцы и исполнители.

Гости музея могут увидеть рояль «Беккер», на которым играл сам Н. А. Римский-Корсаков, а также композиторы А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и И. Ф. Стравинский. В музее выставлены кресло, в котором любил сидеть композитор, портреты его родственников, столовые приборы и сувениры, принадлежавшие семье Римских-Корсаковых.


Для туристов двери музея-квартиры открыты со среды по воскресенье с 11.00 до 17.30. Осмотреть его можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы. При желании посетители могут заказать индивидуальную экскурсию по залам музея. Экскурсии продолжительностью от 30 минут до полутора часов проводятся на русском, английском и французском языках.

Шахматный дворик

Перед зданием музея-квартиры Римского-Корсакова находится одна из питерских достопримечательностей – уютный Шахматный дворик. Это необычная детская площадка, которую оформили в 2008 году. Она сделана в виде шахматной доски, раскрашенной в зеленый и розовый цвета. Шахматные фигуры изготовлены из металла в человеческий рост и внешне похожи на сказочных персонажей.

Как добраться

Музей-квартира Римского-Корсакова находится по адресу: Загородный проспект, 28. За 6-10 минут до здания нетрудно дойти пешком от станций метро «Звенигородская», «Владимирская» или «Достоевская». Кроме того, до музея можно доехать на автобусах № 1М, 1МБ, 3, 4М, 4МБ, 8, 15 и маршрутках № К-25, К-90, К-177 и К-258 – остановка «Улица Звенигородская».

Источник: wikiway.com


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.