Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме — один из многочисленных литературно-мемориальных музеев Санкт-Петербурга. Он объединяет в себе уникальные экспозиции, посвящённые одному из крупнейших поэтов Серебряного века, её семье и творческим вехам. Богатейшая коллекция расскажет о творческой жизни советского Ленинграда, и всей эпохе, на которую пришлись почти 30 лет жизни гениального литератора в скромной квартире, в самом сердце города на Неве.

Цены и режим работы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

В 2020 году стоимость билетов составляет:

  • 200 рублей — взрослые;
  • 100 рублей — школьники до 18 лет, пенсионеры.

Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
  • Участники боевых действий;
  • Инвалиды I и II групп с сопровождающим лицом;
  • Сотрудники государственных музеев РФ.

3-й четверг каждого месяца — день открытых дверей для школьников и студентов до 18 лет.

История

Впервые о мемориальном музее Ахматовой заговорили 1988-м году, когда власти Ленинграда приняли решение создать особую комиссию по сохранению богатейшего литературного наследия. На волне перестроечных идей фигура поэта и её репрессированной семьи стала своего рода символом борьбы за справедливость и признания ошибок прошлого. Именно поэтому для будущих сотрудников открывались любые бюрократические двери, и уже через год первые экспозиции заработали.

Место для музея определилось сразу же — это квартира в Фонтанном доме, где Анна Андреевна жила с 1925-го по 1952-й год со своим третьим мужем — искусствоведом Николаем Пуниным. На тот момент здание освободил Институт Арктики и Антарктики, и стало возможным воссоздать исторический интерьер жилища на третьем этаже южного флигеля — так наследие постепенно начало возвращаться в стены, где прошла почти половина жизни поэта.

Перед создателями стояла нетривиальная задача — не только собрать сохранившиеся личные вещи, но и найти людей, связанных с периодом жизни Ахматовой в Петербурге. Что-то отыскалось через потомков современников и друзей, активно использовался самиздат с воспоминаниями. По крупицам восстанавливались интерьеры, фотографии, книги с автографами и письма, иногда — буквально из ящиков полузабытых столов и пыльных антресолей старых коммунальных квартир.


На момент открытия музея, приуроченного к 100-летию Анны Ахматовой, по всему миру гремели перемены — падение Берлинской стены позволило частично восстановить культурные связи с Европой, что благотворно отразилось на дальнейшей жизни экспозиций. Так, одним из официальных партнёров стало немецкое Общество по установлению связей с Восточной Европой. Всего же в списке людей, сохранивших семейные реликвии, и помогавших собрать первые фонды, несколько десятков фамилий.

В 2003-м году экспозиции обновили и условно поделили на две части — историческую и литературную тему. Вторая половина построена по принципу, сформулированному самой Ахматовой — «Я помню всё в одно и то же время…». Такая концепция легла в основу Белого зала — ротонды с колоннами, между которых собраны ценнейшие реликвии, связанные с разными периодами жизни поэта.

Сегодня в фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов — ни одной случайной вещи нет, всё напрямую связано с именем Анны Андреевны и её знаменитых современников — Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Хлебникова и других именитых творцов. С 2014-го года залы обновили мультимедийными инсталляциями с динамической подсветкой и другими технологиями, но основная идея осталась прежней — перенести гостей в начало XX века, во времена, когда на литературном небосклоне зажглось множество ярких звёзд.


Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

На 2020 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.

Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина. Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина. На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.


Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов. Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году. На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».

Американский кабинет Иосифа Бродского

Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно. Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.

Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.


Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.

Музей-квартира Льва Гумилёва

С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва. Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой. Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.


Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии. Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва. Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.

Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару. Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово.

Интересные факты

По пути в Музей Ахматовой в Фонтанном доме можно увидеть необычный обелиск — это памятник легендарной русской оперной певице и актрисе Прасковье Жемчуговой. Женщина прославилась не только своими талантами, но и происхождением — её родителями были крестьяне, но после успеха постановок крепостного театра Прасковья получила вольную грамоту. Певческие способности Жемчуговой высоко ценила и сама императрица Екатерина II.


Кирпичный забор вокруг Фонтанного сада периодически покрывают «автографами» поклонники. Тут можно увидеть и цитаты знаменитых ахматовских строчек, и прямые зарифмованные послания кумиру, обращённые в вечность. Разумеется, такое творчество в форме откровенного вандализма не может одобряться, но само появление надписей на жёлтой штукатурке гласит ровно об одном — наследие поэта живо, востребовано среди молодёжи и актуально до сих пор.

Дворец Шереметевых больше века привлекал видных деятелей искусства. Считается, что в его Аванзале художник Кипренский написал хрестоматийный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Репродукция в виде карандашного наброска выставлена в одном из залов музея. Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в доме, и не раз повторяла, что место обладает особенной энергией, которая помогает ей писать.

В саду есть и несколько других не менее интересных достопримечательностей — например, памятник Осипу Мандельштаму в виде не то постамента, не то могильной плиты. Есть и «скамейка стукачей» с частично выломанной спинкой и едва заметными «кровоподтёками». Это напоминание о печальном факте из биографии Ахматовой — в 1946-м году за её квартирой организовали слежку, сотрудники НКВД, сменяя друг друга, дежурили на скамье под окнами.


На выставочной деятельности работа не ограничивается, проект «Музей + Театр» в Фонтанном доме уже много лет радует постановками для всей семьи. На небольшой сцене в течение всего года ставятся лучшие произведения от классиков литературы — Экзюпери, Андерсена, Кэрролла и других именитых писателей. С 2013-го года открыт собственный фестиваль «Златая цепь», на котором демонстрируются лучшие спектакли.

Не только Эрмитаж может похвастаться котами — хвостатые смотрители есть и в музее Ахматовой в Фонтанном Доме. Зовут их — Рыжий, Персик и Кеша — у каждого из животных своя история появления, но все трое так и остались жить в уютном здании. Некоторые посетители считают своим долгом пообщаться с котами, благо, большую часть времени они на виду, и даже иногда позволяют себя гладить.

Как добраться до музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Достопримечательность находится в историческом центре города, и автобусная/троллейбусная остановка «Жуковского» — в 20 метрах от дома № 53 на Литейном проспекте. Именно здесь находится единственный вход — арка, ведущая во двор дворца Шереметевых. От метро идти дальше, почти километр, ближайшая станция — «Маяковская», на выходе из зала нужно выйти на Невский проспект, пройти до перекрёстка с Литейным, повернуть направо и идти, держась нечётной стороны.


На такси лучше выбирать официальные сервисы — мобильное приложение Uber, Yandex или Maxim — все три гиганта перевозок работают в Питере много лет, и пользуются достаточным авторитетом. Заказывать машину лучше за день до визита, чтобы получить выгодное предложение или скидку. Уличные таксисты — не вариант, на туристах они наживаются без угрызений, выставляя невменяемые расценки на поездку.

Для тех, кто едет на личном или арендованном автомобиле, нужно сразу выставлять координаты навигатора — 59.935838, 30.346926. Парковаться на Литейном проспекте можно, но стоянка платная — в 2020 году от 60 рублей в час. Ориентир — по терминалам, оплатить парковочное время можно с помощью банковской карты или мобильного телефона.

Источник: www.tourister.ru

История

В 1712 году хозяином участка на набережной реки Фонтанки стал Шереметев. Он должен был построить на нем монументальный дворец. С этого момента заболоченный участок засыпали, и в начале 40-х годов построили дворец в один этаж, а через 10 лет был достроен и второй. В этом дворце жили и принимали знаменитых гостей — 5 поколений рода Шереметьевых.


Свое название Фонтанный дом получил в связи с тем, что находится рядом с рекой Фонтанкой. Его название сохранилось до сегодняшнего дня. Это дворянское имение, как  и сотни других, было разгромлено и разграблено после революции. Немногая часть исторических ценностей дошла до Эрмитажа и Русского музея.

После 1930 года этот дом стал обычным жилым помещением

Фонтанный дом стал обителью для выдающейся Анны Ахматовой. Именно в нем тридцать лет прожила одна из самых знаменитых поэтесс России. В стенах этого дома навсегда осталась память о хороших и страшных днях её жизни. В 1989 году в квартире организовали и открыли музей. Целью экспозиции является представление личного мира Ахматовой, которая во времена жесточайшего тоталитаризма, пыталась его сохранить.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Архитектура

Туристов сможет привлечь не только экспозиция квартиры Ахматовой, но и архитектура старинного дома, который стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Здание построено в стиле барокко в 1750 году архитектором С. Чевакинский по заказу графа Шереметьева.

Над главным входом до сих пор располагается герб графа и слова «Бог сохраняет все». Эти слова Ахматова использовала в качестве эпиграфа в «Поэме без героя»

Основная часть дворца состояла из 8 огромных комнат. Окна смотрят в сад. Это отмечала сама Анна Ахматова в дневниках. На северной территории позже построили корпус, где расположился зал для танцев. Южный корпус отдали под придомовую церковь.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Фасады украсили:

  • лепниной
  • тематическими военными барельефами
  • большим числом колонн
  • статуями
  • цветочными вазами

За долгие годы в особняке происходило огромное количество перемен, но фасад всегда оставался неприкасаемым и дошел до нас в первозданном виде.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Высокий статус Фонтанного дома сформировался еще во время проживания здесь поколения Шереметьевых.

Граф очень любил и с глубоким уважением относился к театральному искусству. Он создал труппу из крепостных, а звездой его театра стала П. Ковалева-Жемчугова, в которую граф до беспамятства влюбился и несмотря ни на что, взял в жены

Знаменитый дом на Фонтанке посещали не менее знаменитые люди:

  • А. С. Пушкин
  • О. А. Кипренский
  • М. И. Глинка
  • Полина Виардо

В 1917 году А. Луначарский издал указ, согласно которому именитый дом на Фонтанке перешел в государственное владение

После этого в доме в разное время находились государственные заведения, включая Арктический институт. Большую часть интерьеров безжалостно уничтожили, в зале танцев сотрудники института соорудили бассейн для проверок макетов ледоколов.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Настоящую популярность Фонтанный дом получил благодаря Анне Ахматовой, которая сделала из него часть целой литературной эпохи. Она жила в квартире под номером 44, которая находилась во владении ее третьего мужа Н. Пунина. Анна Андреевна прожила здесь 30 лет — с 1924 по 1954 года.

Гостями в ее доме были великие деятели искусств:

  • К. С. Малевич
  • В. В. Маяковский
  • О. Э. Мандельштам
  • Б. А. Пильняк

Но жизнь в этом доме не была безоблачной для великой поэтессы. Спала Анна Андреевна на диване в кабинете мужа. Также в квартире проживала первая супруга Пунина. Часто здесь задерживались родственники мужа

Отрадой для нее оставались те моменты, когда она читала свои стихи, вела беседы с гостями и слушала музыку. Несмотря на то, что супруги расстались еще в 1938 году, она продолжала жить в этом доме. Ей выделили комнату, которая раньше была детской. А квартира № 44 превратилась в  коммунальную.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Билеты

Цена на 2019 год

  • взрослого билета — 120 рублей
  • билет для школьников и пенсионеров — 60 рублей
  • по студенческому билету музей-квартиру можно посетить бесплатно

Каждый третий четверг месяца посетителям младше 18 лет вход свободный

Официальный сайт

akhmatova.spb.ru

Телефон

8 812-579-72-39

Экскурсии

Знакомство с музеем начинается со старинной лестницы. В 19 веке на ее пролеты уложили удивительную и прочную плитку. Сквозь окна на лестнице просматривается:

  • сад дома
  • фасад
  • флигель
  • театр

Лестница удивительно разделяет пространство на богатство шереметевского времени и быт стандартной коммуналки Советского Союза

Квартира № 44 располагается на 3-ем этаже. Ее вход украшает высокая двойная деревянная дверь. На ней находится старинная ручка и ящик для почты.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Прихожая

Прихожая ничем не отличается от других прихожих советской интеллигенции.

Посетители увидят:

  • кафельную печь
  • вешалку
  • трюмо
  • дорожный сундук
  • маленькую картину

Музей ахматовой в санкт петербурге

Между кухней и прихожей расположена комната для проявки фотоснимков. Она была создана супругом Ахматовой. Чтобы ничего не повлияло на создание фото, во всей квартире выкручивали лампочки.

Левушкин кабинет

В 1929 году в квартире поселился сын великой поэтессы – Лев Николаевич Гумилев от брака с поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым. Поскольку в доме не хватало комнат, юному Леве выделили скромный угол в коридоре, где ему приходилось спать на сундуке. Жители квартиры назвали этот угол «Левушкин кабинет». Лев был крайне недоволен выделенной «комнатой», часто говорил о холоде и скудном питании.

В 1935 году он и Пунин были арестованы, после скорого освобождения он не захотел возвращаться в квартиру и снимал жилье в разных районах Ленинграда.

Комната поэтессы

Центральное место в музее Анна Ахматовой, несомненно, занимает ее комната, в которую она переселилась после расставания с супругом. После этого она не посещала семейные застолья. В комнате стоит большая двуспальная кровать, на ней находится красное покрывало и вышитая подушка. У стенки стоит итальянский сундук с резьбой ручной работы. Его Анне Ахматовой подарила подруга О. Судейкина. В нем поэтесса хранила свои бумаги.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Возле сундука стоит чемодан. Его она держала наготове, на случай, если ее будут арестовывать

На стуле сидит удивительная кукла в венецианском одеянии. Она стала любимой игрушкой Анны Андреевны. Куклу сделала ее подруга Судейкина, которая отличалась великолепным вкусом. На красном буфете находится фарфоровая статуэтка поэтессы. Она изображена с шалью на плечах с известным полуоборотом головы.

Самой Анне Андреевне комната не пришлась по вкусу. Она говорила, что самое ужасное в ней – растущее дерево за окном. Может быть, эти впечатления связаны с тем, что за время проживания в этой комнате она пережила одни из самых тяжелых событий ее жизни

  • дважды арестовывали Гумилева
  • арестовывали бывшего супруга
  • а также поэтесса постоянно ждала своего ареста

Посетители музея увидят еще много помещений:

  • кухню
  • столовую
  • кабинет Пунина

Музей ахматовой в санкт петербурге

Где находится

Адрес

Литейный проспекте, дом 53

Метро

Гостиный двор и Маяковская.

Как добраться

Добраться можно не только на метро, но и на троллейбусах № 3,8,15, а также маршрутках № К90, К177, К258 до остановки — Улица Жуковского.

Вход через арку дома №53 со стороны Литейного проспекта.

Интересные факты

  • Настоящей фамилией поэтессы является фамилия Горенко. Ахматова – псевдоним, который она взяла в честь своей бабушки
  • Первый супруг поэтессы – поэт-акмеист Николай Гумилев. У них была счастливая семья, родился сын Лев. Но в 1921 году поэта расстреляли
  • Третий супруг, Николай Пунин, умер в лагерях
  • В 1947 году было написано стихотворение «Реквием», в результате которого отношения с сыном стали натянутыми.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Отзывы

Посетители музея положительно отзываются о нем после его посещения. Вещи, оставленные при жизни самой поэтессы, открывают абсолютно новый мир гостям музея. Каждый испытывает удивительные чувства, благодаря полному погружению в эпоху Шереметьева и Анны Ахматовой.  Две разных ветви жизни объединились в одну, и подарили совершенно уникальный проект, который в наше время может посетить каждый.

Плюсы:

  • низкая стоимость билетов
  • хорошая транспортная развязка
  • живописный парк
  • профессиональный интересный рассказ экскурсовода
  • отличный аудио гид

Музей обязательно должны посетить все, кто знаком с творчеством великой поэтессы или даже если знаком с ней отдаленно.

Источник: peterburg.guide

Здесь Анна Ахматова прожила около 30 лет. У дома определенно существует аура — он может принять вас или не принять, он может затуманить взор или наоборот, сделать так, что вы будто наведете фокус и увидите в деталях кадр из хроники прошлого столетья. Этот музей больше чем мемориальная квартира — он не просто сохранил вещи и обстановку, в которой жила Ахматова, он насыщен звуками — стихами в исполнении автора, её любимой музыкой, голосами того времени. Здесь идут спектакли и показывают фильмы. Здесь проходят выставки и по-прежнему встречаются люди искусства.

Музей ахматовой в санкт петербурге
Санкт-Петербург, Литейный проспект, 53, войти под арку.

— Мы пробовали показывать здесь разные фильмы, экспериментировали с экспозициями, — рассказывает Наталия Павлова, хранитель основной экспозиции музея, провожая меня к квартире №44 южного флигеля Шереметьевского дворца. — Вот Ким Ки Дук здесь не катит. И современное искусство тоже. А спектакли по авангарду, идеологом которого был Пунин — отлично идут!

Музей ахматовой в санкт петербурге
Лестница у квартиры 44.

Николай Николаевич Пунин был известным художественным критиком начала XX века, теоретиком авангардного искусства. Работая в Русском музее, в 1922 году он получил по разнарядке квартиру во флигеле (он назывался Новый кухонный) Шереметевского дворца — одного из красивейших особняков XVIII века, принадлежавшего прежде графам Шереметевым. В квартире №44 у Николая Пунина собирались художники и поэты: Казимир Малевич, Владимир Татлин, Николай Тырса, Владимир Маяковский и другие. Приходили писатели Борис Пильняк и Евгений Замятин, приезжали из Москвы Мандельштамы.

Музей ахматовой в санкт петербурге
Прихожая.

В гостях у Пунина бывала и Анна Ахматова. Насыщенная духовная жизнь сблизила их: в середине 20-х годов Анна Андреевна переехала жить в Фонтанный дом, став гражданской женой Пунина.

Музей ахматовой в санкт петербурге
А. Ахматова и Н. Пунин в саду Фонтанного дома.

Это были драматические годы — и не только из-за реалий социалистической действительности за окном. В квартире продолжала жить первая жена Пунина Анна Аренс, здесь находили приют родственники и друзья. Отдельной комнаты у Ахматовой не было — она поселилась в кабинете у Пунина.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Диван с маленьким столиком стали местом ее обитания: здесь она писала, читала, учила языки. Писала, правда, в этот период совсем мало — с 1925 года существовал негласный запрет на печатание её стихов. Да и не писалось, видимо.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Центром дома всегда была столовая, которую по цвету стен называли «розовой». Здесь принимали гостей, заводили патефон, играли в шахматы, вели разговоры об искусстве. И сейчас здесь можно сесть за стол под абажуром в центре комнаты, прослушать записи стихов Ахматовой и полистать старый фотоальбом.

Музей ахматовой в санкт петербурге

В этой комнате всегда стоял портрет А.С. Пушкина — гравюра художника М. Рундальцова со знаменитого портрета Ореста Кипренского. По свидетельству современников, Пушкин в 30-е годы XIX века позировал Кипренскому именно в Шереметевском дворце. Ахматова, для которой Пушкин был мерой всех вещей, придавала этому факту огромное значение, и буквально ощущала присутствие гения в Фонтанном доме.

Музей ахматовой в санкт петербурге

В 1929 году сюда переехал жить сын Анны Андреевны — 17-летний Лев Гумилев. Угол в конце коридора, где непонятно как мог разместиться сундук — он же кровать, назывался «Левушкин кабинет». Ахматова переживала в этой квартире и аресты сына.

Музей ахматовой в санкт петербурге
"Левушкин кабинет".

В 1938-м Ахматова и Пунин расстались, Анна Андреевна перебралась в соседнюю комнату теперь уже коммунальной квартиры — бывшую детскую. 

Музей ахматовой в санкт петербурге

Здесь она жила до отъезда в эвакуацию осенью 1941 года. Здесь была начата «Поэма без Героя», которую она потом назовёт симфонией о судьбе своего поколения. Эпиграфом к поэме стали слова: «Бог хранит все» — «Deus conservat omnia». Это девиз рода Шереметевых, он был частью герба, украшавшего арку парадного двора со стороны Фонтанки. Фонтанный дом стал для Ахматовой хранилищем вселенской памяти.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Ахматова вернулась во флигель Шереметевского дворца из ташкентской эвакуации — и прожила здесь до 1952 года. В этом году она напишет:

Особенных претензий не имею

Я к этому сиятельному дому,

Но так случилось, что почти всю жизнь

Я прожила под знаменитой кровлей

Фонтанного дворца… Я нищей

В него вошла и нищей выхожу…

О том, чем живет Фонтанный дом сегодня, читайте продолжение.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме:

г. Санкт-Петербург, Литейный проспект, 53 (под арку).

Как добраться:

До станций метро — «Владимирская», «Достоевская», «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская», далее пешком.

Режим работы:

Музей открыт с 10.30 до 18.30,
по средам с 13.00 до 21.00.
Касса закрывается на час раньше.
Выходной день — понедельник.

Телефоны:

Тел. +7 (812) 272-22-11 (касса)
Тел. +7 (812) 579-72-39 
Факс: +7 (812) 272-20-34

Электронная почта:

Выставочный отдел:
[email protected]
Научно-просветительский и экскурсионный отдел: 
[email protected]

Сайт Музея Анны Ахматовой:

http://www.akhmatova.spb.ru

Репертуар театра при Музее Анны Ахматовой:

http://www.akhmatova.spb.ru/theatre/

Американский кабинет Иосифа Бродского

На первом этаже Фонтанного дома есть еще одна музейная экспозиция — кабинет Иосифа Бродского. Он никогда не жил в этом доме (он жил по соседству — на Литейном, 24). Но его духовная связь с Анной Ахматовой, начавшаяся еще в 1960-е годы при жизни обоих, продолжилась и после их смерти. В 2003 году Фонд наследственного имущества И. Бродского и вдова поэта Мария Бродская передали Музею Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вещи из его дома в небольшом американском городке Саут-Хедли в штате Массачусетс. Это письменный стол, секретер, настольная лампа, кресло, диван, постеры, связанные с итальянскими поездками Бродского, его библиотека, коллекция почтовых открыток. В доме в Саут-Хедли Бродский написал свое эссе «Полторы комнаты» — размышление о жизни родителей, о своей жизни в ленинградском доме Мурузи.

В кабинете можно посмотреть фильмы о Бродском, где он размышляет о жизни, смерти, об одиночестве поэта в мире, о судьбе своего поколения, можно послушать голос поэта, читающего свои стихи.

Музей ахматовой в санкт петербурге

Репертуар видеогостиной Американского кабинета Иосифа Бродского:

http://www.akhmatova.spb.ru/new_file.66.html

Входные билеты

Входной билет в музей дает право на посещение постоянной экспозиции квартиры 
Пуниных-Ахматовой, «Американского кабинета Иосифа Бродского», 
выставочных залов и видеогостиной.

Стоимость билетов:
Полная стоимость билета – 200 рублей.

Льготные расценки для граждан Российской Федерации и стран СНГ:
Для взрослых посетителей – 60 рублей.
Для школьников и учащихся средних учебных заведений - 30 рублей.
Для пенсионеров — 20 рублей.

Аудиогид — 100 рублей
(русский, английский, французский, немецкий, итальянский, финский языки).

Бесплатный вход в музей

  • Для студентов вузов РФ и СНГ (очное отделение)
  • Для детей до 7 лет
  • Для солдат, сержантов и старшин срочной службы
  • Для участников ВОВ, блокадников, инвалидов 1 и 2 гр. и льготных категорий граждан, приравненных к ним
  • Для членов ICOM

Каждый третий четверг месяца вход для посетителей младше 18 лет бесплатный.

Фотосъемка

Любительская фотосъемка бесплатно.

В музее есть гардероб, туалет, сувенирный магазин, информационные киоски, видеогостиная.

С 1 апреля 2012 года планируется изменение стоимости услуг:

Стоимость входных билетов – 80 рублей (и для иностранных гостей, и для граждан РФ). Для школьников – 40 рублей,  пенсионеров – 30 рублей.

Экскурсионное обслуживание:

для граждан РФ – 750 рублей;

для иностранных граждан – 1000 рублей.

Аудиогид (на русском) – 100 рублей.

Аудиогид (на английском, немецком, итальянском, финском) – 300 рублей.

Посмотреть вокруг

По соседству с музеем со стороны Литейного проспекта сохранились дома, где жили Некрасов (сейчас там музей — на Литейном, 36) и Салтыков-Шедрин.

В легендарном доме Мурузи (Литейный, 24) в ХIХ — начале ХХ веков жили Н. Лесков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, бывали Н. Гумилев и А. Ахматова. Здесь с конца 1940-х вплоть до вынужденной эмиграции в 1972 году занимал свои «полторы комнаты» Иосиф Бродский. Несколько комнат квартиры, в том числе те, в которых жила семья Бродских, в настоящее время находятся в ведении Фонда создания Музея И. Бродского. Музей Анны Ахматовой совместно с Фондом проводит здесь литературные вечера (вход по пригласительным билетам).

За углом Литейного проспекта и улицы Некрасова на бывшей Бассейной, был Дом литераторов, где 11 февраля 1921 года на торжественном собрании в день памяти Пушкина, А. Блок произносил свою речь «О назначении поэта».

Проект «В едином стиле» — победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2011 года в номинации «Управленческие инновации в музейной практике». Посмотреть дневник проекта.

Источник: museum-guide.livejournal.com

Помещения Музея Анны Ахматовой

Туристы начинают знакомство с музеем со старинной лестницы. В 19 веке пролеты были покрыты красивой и прочной плиткой. Сквозь окна лестницы виден сад Фонтанного дома, фасад особняка с мальтийскими крестами, флигель, Литейный театр.

Фонтанный дом

Лестница как бы разграничивает пространство на роскошь, оставшуюся от шереметевской эпохи, и на быт обычной ленинградской коммуналки 30-50 гг.

Квартира поэтессы находится на третьем этаже, в нее ведет высокая двойная дверь из дерева. На двери – старинная ручка и почтовый ящик.

Прихожая

Прихожая

Стандартная прихожая для квартир ленинградской интеллигенции. Здесь посетители увидят покрытую кафелем печь, вешалку, большой дорожный сундук, саквояж, трюмо, подставку для зонтов, телефон, небольшую пейзажную картину на стене.

В уголке между кухней и прихожей Н. Н. Пунин устроил импровизированную лабораторию для проявки фотографий. Чтобы никто не помешал этому процессу, лампочки выкручивали по всей квартире.

Кухня

Кухня

Из прихожей посетители сразу попадают в кухню. С 20-х годов обстановка здесь не изменилась. У стены – каменная плита, работающая на дровах, обеденный стол, деревянные табуреты. На столе стоит самовар и посуда – миски, тарелки, чашки.

В углу висит небольшая икона Св. Анны Кашинской,  на боковой стене — часы-ходики.

Кухня

Кухня находилась в полном распоряжении домработницы Пунина А. Смирновой. Впоследствии Смирнова и ее трое детей получили право на постоянное проживание в квартире, им была выделена комната.

В конце 30-х годов жизнь в квартире №44 стала совсем невеселой. Дрова, продукты, вещи первой необходимости стало крайне сложно добывать. В коридоре стало так холодно, что Ахматовой приходилось надевать шубу, чтобы ответить на телефонный звонок.

Кабинет Н. Н. Пунина

Кабинет Н. Н. Пунина

Следующая «остановка» на пути туристов – кабинет супруга Анны Ахматовой Н. Н. Пунина. Это классический кабинет ленинградского интеллигента-гуманитария. Много книг, рукописей, большой стол с огромным количеством письменных принадлежностей, хорошее кресло. Стены украшены рисунками художников В. Лебедева, П. Львова, Н. Тырсы – друзей Пунина.

Супруг Ахматовой был всесторонне образованным человеком, он увлекался японской графикой, русской, французской, немецкой живописью. Пунин был одним из первых, кто отметил талант будущей звезды мирового авангарда К. Малевича.

Кабинет Н. Н. Пунина

Работая в Русском музее, Пунин имел определенные льготы, мог приглашать к себе гостей. Одним из таких гостей октябрьским днем 1922 г. и стала Анна Ахматова. В дневнике поэтесса восторженно отозвалась об этой встрече.

У Анны Андреевны не было прописки, что было неприемлемо. После 2 лет знакомства с Пуниным она согласилась стать его гражданской супругой и переехать в Фонтанный дом.

Кабинет Н. Н. Пунина

В середине 20-х гг. Пунин понял, что он не может принять взгляды советской власти на будущее искусства. Николай Николаевич пишет статью «Революция без литературы», в которой критикует Троцкого – одного из главных гонителей Ахматовой. Материал не был опубликован, но власти взяли Путина «на карандаш».

В 1935 г. за Пуниным пришли представители НКВД. Ахматова с первой женой Пунина А. Аренс также ждали ареста, сжигая в печи свои письма и дневники.

Пунина освободили, но в 1949 г. произошел новый арест, после которого в кабинете Николая Николаевича стал жить сотрудник НКВД.

«Левушкин кабинет»

«Левушкин кабинет»

В 1929 г. в квартиру №44 перебрался и сын Ахматовой – Лев Гумилев, до того живший в Бежецке у бабушки. В доме не было отдельной комнаты для 17-летнего юноши, ему смогли выделить небольшой уголок в коридоре, где он спал на сундуке. Гости музея увидят этот сундук, а также – кафельную печку, окно, освещавшее место обитания будущего историка.

Домочадцы называли угол Гумилева «Левушкин кабинет». Юноша был недоволен условиями жизни, жаловался на холод и скудное питание.

В 1935 г. Гумилева вместе с Пуниным арестовали и после короткого заключения он решил не возвращаться в квартиру, снимая жилье в других районах города.

Столовая

Столовая

Несмотря на бытовые неудобства, у жителей квартиры №44 в Фонтанном доме были и небольшие радости. Большинство из них связаны со столовой. Именно в этой комнате принимали гостей. Посетители увидят большой квадратный стол, над которым висит красная лампа. Вокруг стола – венские стулья. У стен – патефон, диванчик, кафельная печь, буфет.

Удивительно, как Ахматовой и Пунину в условиях жестокого дефицита удавалось сохранять достойный быт, принимать гостей, беседовать о литературе и музыке.

Столовая

В столовой отмечали Рождество и Пасху, ставили праздничную елку, праздновали именины детей и взрослых.

На стене над диваном висит картина В. Гринберга «Воздух времени», которую Ахматова называла апокалиптической, как время, в котором ей довелось жить.

В углу висит икона Казанской Богоматери. С ней связана весьма показательная история. Однажды Ирина, дочка Н. Пунина, заявила отцу, что образок нужно убрать. Так на девочку повлияла революционная пропаганда в школе. Пунин с иронией посоветовал школьнице не быть парткомом.

Комната Анны Ахматовой

Комната Анны Ахматовой

Центральной частью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме является комната, в которую поэтесса переехала после тяжелого разрыва с мужем. После этого события Анна Андреевна перестала принимать участие в семейных обедах и ужинах.

В этой комнате находится двуспальная кровать, накрытая красным покрывалом. На покрывале – вышитая подушка.

Комната Анны Ахматовой

У стены – резной сундук работы итальянского мастера. Этот предмет интерьера Ахматовой подарила ее близкая подруга, танцовщица и актриса О. Судейкина. В сундуке поэтесса держала все свои бумаги – рукописи, дневники, письма и т.д.

Рядом с сундуком лежит чемодан, который Ахматова собиралась взять с собой, если ее придут арестовывать.

На стуле у стены сидит необычная кукла в венецианском одеянии. Эту вещицу, ставшую любимой игрушкой Ахматовой, выполнила О. Судейкина, отличающаяся великолепным художественным чутьем.

Комната Анны Ахматовой

В стоящем неподалеку от печки красном буфете – фарфоровая статуэтка работы Н. и Е. Данько. Художники изобразили Анну Ахматову с шалью на плечах, со знаменитым полуоборотом головы. Статуэтку Данько подарили поэтессе в 1924 г.

Ахматовой комната не нравилась, она говорила, что самое красивой в ее новом жилище – растущее за окном дерево. Возможно, такие впечатления связаны с тем, что в этой комнате Ахматова пережила самые тяжелые моменты своей жизни – два ареста Гумилева, арест бывшего мужа, постоянное ожидание собственного ареста.

«Белый зал»

«Белый зал»

Белый зал Музея Анны Ахматовой – помещение, которое в 18 в. называли Танцевальным залом. Здесь размещена интерактивная экспозиция, позволяющая гостям стать частью литературной вселенной великой поэтессы.

В зале размещено семь инсталляций, отражающих основные этапы творческого пути Ахматовой. Кроме того, здесь находятся ее рукописи, личные вещи, рисунки, фотоснимки и документы.

На специальных экранах появляется описание любого предмета, на который посетитель музея указывает рукой.

Как добраться:

[yandexMap name=»Фонтанный дом, музей А. Ахматовой» description=»Санкт-Петербург, Литейный пр., 53″]Санкт-Петербург, Литейный пр., 53[/yandexMap]

Источник: Mos-holidays.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.