Мраморный дворец в Санкт-Петербурге — это архитектурный памятник XVIII века и действующий музей, где регулярно проходят выставки. Построен он был в период с 1768 по 1785 гг. по приказу императрицы Екатерины II. Архитектором Мраморного дворца является итальянец Антонио Ринальди.

Сегодня Мраморный дворец это один из памятников раннего классицизма, его наружные фасады из природного камня дошли до нас практически в первозданном виде. Внутри здания можно увидеть сохранившиеся и восстановленные интерьеры, а также уникальные скульптуры и барельефы. Наибольший интерес представляет Парадная лестница — это скульптурный ансамбль XVIII века. Залы и помещения дворца — Невская анфилада, Белый (Готический) зал, Греческая галерея, Зимний сад, Цветник, Музыкальная (Готическая) комната, Мраморная гостиная и другие — не оставят равнодушными любителей истории и искусства.


В шаговой доступности от дворца находятся другие достопримечательности города на Неве — памятник А. В. Суворову, Марсово поле, Вечный огонь, Дворец принца Ольденбургского, Летний сад, Михайловский замок, скульптура Чижик-Пыжик, Ново-Михайловский дворец, Музей-квартира А. С. Пушкина, Спас-на-Крови и др.

Главный вход и внутренний дворик:

Во внутреннем дворе находится статуя императора Александра III работы скульптора П. Трубецкого. Ее установили здесь в 1994 году, ранее она находилась в фондах Русского музея.

История

За долгие годы дворец сменил много хозяев. Изначально он строился для графа Г. Г. Орлова, который не дожил до конца строительства. Резиденция была выкуплена Екатериной II у наследников князя и подарена внуку императрицы — Великому князю Константину Павловичу. Впоследствии дворец еще несколько раз переходил наследникам царской семьи, последним из которых был великий князь Константин Константинович (сегодня в залах дворца есть постоянная экспозиция посвященная этому деятелю).

После революции 1917 года в Мраморном дворце разместилось Министерство труда, а чуть позже Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина. В распоряжение Государственного Русского музея здание передали в 1991 году, после чего в нем начались работы по реставрации.

Белый зал Мраморного дворца:

Выставки в Мраморном дворце

В залах комплекса есть постоянные и временные экспозиции. Постоянные можно посетить в любой рабочий день музея. За сроками проведения временных выставок можно следить на сайте Русского музея.

Постоянные выставки:


  • «Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских» — представлены около 500 произведений искусства — живопись, скульптуры, графика, мебель, фарфор и предметы интерьера второй половины XIX — начала XX века. Среди авторов — И. Айвазовский, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, И. Шишкин и многие другие.
  • «Музей Людвига в Русском музее. Мировое искусство ХХ века: идеи и направления» — это картинная галерея, где представлены работы современных художников с послевоенного времени до начала XXI века. Посетители смогут увидеть уникальные работы: «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Мадонну» Клаудио Браво, «Сад» Ильи Кабакова, «Руины» Роя Лихтенштейна и другие произведения.
  • «Константин Романов — поэт Серебряного века». Гости Мраморного дворца смогут увидеть рабочий кабинет поэта и личные вещи внука императора Николая I.

Панорама выставки картин XX века:

Цены на билеты в 2022 году и режим работы Мраморного дворца

Для посещения дворца необходимо купить входной билет. Посетители могут заказать экскурсию или осмотреть залы самостоятельно. Стоимость билетов зависит от гражданства, поэтому рекомендуется не забывать паспорт, а для детей взять свидетельство о рождении.

  • Взрослые (граждане РФ и республики Беларусь, иностранцы со статусом ВНЖ) — 400 рублей, остальные категории — 500 рублей.
  • Студенты, пенсионеры, школьники (граждане РФ) — 200 рублей.
  • Посещение Мемориального музея Константина Романова (с экскурсией): граждане РФ — 800 рублей.

Комплексные билеты

Такой билет дает право на посещение нескольких филиалов Русского музея:

  • Посещение Михайловского, Мраморного и Строгановского дворцов, Михайловского замка в течение 3 дней (продаются только в кассах): взрослые — 1200 рублей, студенты и пенсионеры — 600 рублей.

Билеты можно приобрести непосредственно в кассе дворца, либо на официальном сайте Русского музея.

Часы работы

Мраморный дворец, как и другие филиалы Русского музея, работает по единому графику:

  • Вторник — выходной день.
  • Четверг: с 13:00 до 21:00.
  • Остальные дни: с 10:00 до 18:00.

Вход со стороны Дворцовой набережной:

Экскурсии

В Мраморном дворце можно воспользоваться услугами экскурсовода. В ходе обзорной экскурсии гости познакомятся с историей здания, биографиями его владельцев, осмотрят залы и интерьеры дворца, а также уникальную коллекцию картин отечественных и зарубежных художников второй половины XX века. Продолжительность экскурсии — 1,5 часа.

Стоимость экскурсии:

  • взрослые — 800 рублей;
  • льготные категории — 400 рублей.

Вход во стороны Миллионной улицы:

Как добраться

Мраморный дворец находится по адресу: улица Миллионная, 5/1. Здание занимает пространство между Дворцовой набережной, Мраморным переулком и Миллионной улицей. Это исторический центр Санкт-Петербурга, поэтому до дворца можно дойти пешком от ближайших станций метро, либо доехать на общественном транспорте.

Метро

Ближайшие станции метро находятся в шаговой доступности:

  • ст. «Невский проспект» (синяя ветка) — 1,6 км — по набережной Грибоедова, через Михайловский сад и Марсово поле (20 минут пешком);

  • ст. «Адмиралтейская» (фиолетовая ветка) — 1,7 км — по набережной реки Мойки, затем по Миллионной улице (около 20 минут);
  • ст. «Гостиный двор» (зеленая ветка) — около 2 км — по набережной Грибоедова и через Марсово поле (25 минут пешком);
  • ст. «Горьковская» (синяя ветка) — 1,5 км — по Троицкому мосту (около 20 минут пешком).

Общественный транспорт

Автобусная и трамвайная остановки «Суворовская площадь» находятся в 260 метрах от Мраморного дворца. Здесь ходят автобусы № 46, 49, маршрутка № 76, трамваи № 3.

Автомобиль

Если вы направляетесь ко дворцу из центра, то удобнее добираться пешком, на общественном транспорте или такси (в городе действуют мобильные приложения Gett, Uber, Везет, Таксовичкоф, Конкорд, Яндекс. Такси, Maxim). Это избавит вас от необходимости искать парковочное место и стоять в пробках.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: видео

Источник: www.tourister.ru

История Мраморного дворца


Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной

Подарок фавориту

Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.

Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, ценность которого почти равнялась стоимости дворца.

Автор проекта – итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью претворил в жизнь все пожелания императрицы, которая, приказав не жалеть средств на строительство, лично наблюдала за ходом работ.

Фото из архива

По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.

Владельцы дворца

В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

Впрочем, скоро ей пришлось лишить наследника подарка за «недостойное поведение». Молодой князь, издеваясь над 14-летней супругой, стрелял в коридоре из пушки живыми крысами.


Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.

В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.

Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.

Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Архитектура здания


Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

Часы

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.


Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Вид с моста

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Интерьеры Мраморного дворца


Интерьеры дворца отличаются богатой внутренней отделкой с использованием редкого и дорогого камня – агата. Вся эта роскошь призвана подчеркнуть силу и мужественность его владельца, графа Орлова.

Росошная отделка

По замыслу Ринальди, художественная отделка внутренних помещений должна была стать достойным продолжением каменной отделки фасадов. Свою идею зодчий претворил при отделке парадной лестницы и залов дворца.

Парадная лестница

На второй этаж в анфилады парадных залов ведет величественная лестница, отделанная различными сортами цветного мрамора. Удивительно живописны ее монолитные колонны.

Парадная лестница выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков.

Парадная лестница

Перекрытие лестницы венчает плафон «Суд Париса». Многочисленные скульптуры, украшающие лестницу, созданы из итальянского мрамора архитектором Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца.

Напротив входа на стене – мраморный рельеф с портретом Антонио Ринальди. Он появился здесь по желанию графа Григория Орлова в знак признания заслуг архитектора. Незадолго до завершения работ зодчий получил тяжелую травму, упав со строительных лесов. Не дождавшись конца строительства, по этой причине он уехал из России в Италию.

Основой художественного убранства парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в специальных нишах. Рельефная композиция на стенах третьего этажа и декоративное перекрытие дополняют необычное убранство парадного входа.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца представляют аллегорический ансамбль. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток и символизирующие жизненные этапы человека.

  • Утро – детство человека. Это женская фигура в виде богини утренней зари Авроры. У ее ног – солнечный диск, а руки обвивают гирлянды роз.
  • Полдень – юность человека. Женская фигура со стрелой, символом солнечных лучей. Солнечные часы показывают полдень.
  • Вечер – зрелый возраст. Женская фигура в образе богини охоты Дианы, которая в сумерках выходит на охоту, захватив лук и колчан со стрелами.
  • Ночь – старость человека. Женская фигура с атрибутом ночи – совой.

Скульптуры

В прямоугольных нишах между вторым и третьим этажами две статуи:

  • Весеннее равноденствие – женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у ее ног – голова барана, зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после дня весеннего равноденствия.
  • Осеннее равноденствие – мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На стенах третьего этажа – рельефные изображения четырех главных Добродетелей:

  • Умеренность.
  • Благоразумие.
  • Справедливость.
  • Сила духа.

На западной стене – композиция «Игра Амуров», которую венчает богатый циферблат часов.

На всем протяжении лестницы располагаются скульптуры нимф. Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.

Мраморный зал дворца

Мраморный зал дворца уникален. Украшая зал, архитектор использовал различные сорта русских и итальянских мраморов, разнообразно сочетая их между собой.

Мраморный зал

Стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором. В убранстве главного помещения дворца архитектор использовал редкий поделочный камень – лазурит.

Потолок поддерживают опоры в виде тонких колонн, переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей.

На восточной стороне зала скульптор изобразил двуглавых орлов. По периметру стен – 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношение».

Оконные рамы и балконные двери выполнены из золоченой бронзы. Дверные полотна и потрясающая облицовка пола из наборного паркета со сложным рисунком создают неповторимую атмосферу, характеризуя тонкий вкус архитекторов и скульпторов.

Люстры из золоченой бронзы

Зал украшают люстры из золоченой бронзы с хрустальным убором. Два мраморных камина с зеркалами в золотых резных рамах подчеркивают щедрость императрицы, по чьему повелению был построен дворец.

Зимний сад

Рядом – зимний сад, устроенный на террасе второго и третьего этажей. Его декоративные арки опираются на чугунные колонны и полуколонны.

Металлический потолок украшен кессонами, изящными геометрическими углублениями по всей его поверхности.

На восточной стороне – балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами.

Большая трехстворчатая стеклянная дверь открывает вход в Цветник, в котором мраморный камин с зеркалом гармонично вписывается в цветочное море.

Мраморные стены

Залы Мраморного дворца

Мрамор использовали и при оформлении других залов дворца.

  • Белый зал выглядит богато и утонченно, украшенный стройными белыми колоннами.
  • Лаковый зал отделан деревом, стены украшают панно с картинами подвигов Александра Великого. Бархатные стены венчают вензеля императрицы. Перед ее величавым портретом – пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
  • Орловский и Екатерининский залы прославляют деятельность, символизируют доблесть и роскошь императрицы и ее фаворита. Выделяются идеальной белизной барельефы русского скульптора М. Козловского, прославляющие долг, верность Отечеству, самопожертвование и великодушие полководцев.
  • Китайский зал очень красивый и модный. Во время важных приемов выполнял функцию парадной столовой.
  • Картинная галерея представляет 206 шедевров живописи.

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Выставка в Мраморном дворце

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Возведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей — из белого уральского. Из выборгского розового гранита — рапакиви — с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени — из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах — мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах — орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского — «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А.П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения — интерьерные и архитектурные обновления — большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов — Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В.И. Ленина. Архитектор Н.Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

Источник: www.culture.ru

В предыдущей своей статье о Мраморном дворце Санкт-Петербурга я писал об обзорной прогулке по этому прекрасному памятнику архитектуры. Как оказалось, во дворце есть еще одна экскурсия — по мемориальному музею Константина Романова. Мне повезло, и в рамках этой экскурсии мы посетили не только музей Великого князя, но и закрытые парадные залы и помещения, находящиеся на реконструкции. Но обо всем по порядку.

Как добраться на метро

Ближайшие ко дворцу станции — «Адмиралтейская» и «Невский проспект». Путь пешком от них займет 15—20 минут.

На экскурсию необходимо записываться заранее. Я записывался примерно за неделю, так как группы по дворцу водят не каждый день. Телефон для записи: +7 812 595 42 03. Стоимость посещения — 500 рублей. На кассе можно расплатиться банковской картой.

Экскурсия по дворцу и мемориальному музею Константина Романова

В самом начале нашей прогулки экскурсовод предложила расширить экскурсию и пройти не только по музею, но и по парадным залам. Естественно, все поддержали эту идею. Начали мы с небольшого экскурса в историю. Напомню, архитектором дворца являлся Антонио Ринальди, оставивший свой яркий след в архитектуре Петербурга. Он был автором проектов дворца Петра III в Ораниенбауме и Китайского театра в Царском Селе.

Владельцы дворца менялись несколько раз. Изначально предполагалось, что зданием будет владеть Григорий Орлов, фаворит Екатерины II, но он не дожил до окончания строительства. Императрица выкупила дворец у наследников Орлова и преподнесла его своему внуку, Великому князю Константину Павловичу, в качестве свадебного подарка.

Первый брак князя нельзя назвать удачным. Проявление чувств к будущей супруге у него было очень своеобразным: он мог прийти к ней завтракать в шесть утра, принести с собой барабан и заставить юную принцессу играть на клавесине военные марши, аккомпанируя ей. Также известна история о том, что Константин Павлович любил стрелять из пушки в коридорах дворца. При этом, чтобы не убить супругу, он сажал ее в огромную вазу.

Екатерине очень не нравилось поведение внука, и она выселила его из дворца. В дальнейшем имя Константин будет неразрывно связано с историей дворца. Здесь проживал сын Николая I, Великий князь Константин Николаевич. Впоследствии во дворце жил и его сын, Константин Константинович Романов. Какое-то время дворец даже называли Константиновским, но такое название не прижилось.

Вернемся к нашей экскурсии. Проходим через помещение, в котором планируются реставрационные работы, и попадаем, наверное, в самый роскошный зал дворца — Мраморный. Я уже видел его в свою первую прогулку по дворцу, но при посещении без экскурсии зайти сюда нельзя. Помещение поражает своей роскошью и красотой.

Также в рамках этой экскурсии мы посетили и закрытые для самостоятельного осмотра оранжерею и Белый (Готический) зал. Последний примечателен своими размерами, это самое большое помещение во дворце. Кстати, здесь иногда проводятся различные мероприятия и концерты. Их расписание можно узнать на сайте или в справочной дворца.

Последняя точка нашего маршрута — мемориальный музей Константина Константиновича. Великий князь был последним владельцем дворца из рода Романовых. Эта часть экскурсии проходит по покоям князя — его кабинету, библиотеке, гостиным. После его смерти дворец так и не перешел его наследникам — три сына Константина Константиновича были убиты в 1918 году, а Мраморный дворец был национализирован.

В советское время во дворце располагался филиал музея Владимира Ленина. Сейчас же здание входит в структуру Русского музея, здесь проводятся различные выставки.

Еще один архитектурный шедевр архитектора Антонио Ринальди, Большой Гатчинский дворец, находится в часе езды от Петербурга. Его изюминкой является 130-метровый подземный ход.

Если кратко, в целом:

  • отличная экскурсия по закрытым для одиночных посетителей залам дворца;
  • один из лучших экскурсоводов, которых я встречал, — рассказ об истории дворца заинтересует любого;
  • зимой в некоторых залах довольно прохладно, рекомендую одеваться теплее.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.