Одним из самых известных и посещаемых туристами дворцов Санкт-Петербурга, по праву можно считать Михайловский дворец. Грандиозное здание в стиле высокого классицизма находится в самом центре Северной столицы, на Итальянской улице у площади Искусств. Творение знаменитого архитектора Карла Росси привлекает внимание своими масштабами, правильной планировкой здания и прилегающей территории.

Уже многие годы Михайловский дворец является главным зданием Русского музея, здесь хранятся и экспонируются тысячи предметов искусства. Постоянные выставки совмещаются во дворце с временными проектами — экспозициями и концертами.

Михайловский дворец: история, архитектор

Решение о строительстве дворца для своего младшего сына Михаила Павловича, император Павел I принял в 1798 году, после рождения юного князя. Для создания резиденции был организован фонд, однако, гибель Павла Петровича в 1801 году надолго отложила реализацию этого плана.


Взошедший на престол старший сын императора — Александр I — решил исполнить волю отца. Таким образом, строительство Михайловского дворца началась лишь в 1819 году. Разработка проекта стартовала на два года раньше, для сооружения долго выбирали территорию. Изначально планировалось перестроить уже существующее здание — Воронцовский дворец или дом графа Чернышева, но потом, Карл Росси выбрал для возведения нового дворца пустырь. Незастроенная территория позволяла создать не просто новое здание, а целый архитектурный ансамбль, с площадью и парком.

Панорама дворца из Михайловского сада:

Строительство Михайловского дворца завершилось в 1825 году. Тогда же был создан и прилегающий Михайловский сад, над ним трудился другой архитектор — Адам Адамович Менелас. После торжественного открытия и освящения ансамбль передали брату императора Михаилу.

Русский музей в Михайловском дворце организовали в 1895 году по указу императора Николая II, после того как внуки Михаила Павловича передали здание в казну.

Дворец на панораме (главный фасад):

Планировка и интерьеры дворца

Центром архитектурного ансамбля, конечно, является главный корпус Михайловского дворца. С двух сторон к нему пристроены флигели: Западный — Фрейлинский и Восточный — Манежный. Здание имеет 4 этажа, главный фасад выходит на парадный вход и площадь Искусств, второй фасад можно рассмотреть из Михайловского сада.


Несмотря на большое количество комнат и залов, планировка этажей дворца была очень гармоничной. Архитектору Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр — роскошь интерьеров не казалась вульгарной, все элементы подобраны со вкусом и созданы в едином стиле.

Залы Михайловского дворца:

Планировка Михайловского дворца следующая: на первом этаже устроены комнаты для повседневного пользования: кабинеты, детские, гостевые. Бальные залы располагаются в западной и северной частях дворца, парадные покои княжеской четы — в восточной.

После передачи комплекса во владения Михаила Павловича многие помещения подверглись перепланировке. Супруга князя — Елена Павловна — следила за обновлениями архитектурных стилей и старалась следовать различных модным тенденциям, перестраивая помещения дворца и меняя интерьеры. После продажи Михайловского дворца и организации в нем Русского музея, приглашенный Николаем I, архитектор В. Ф. Свиньин провел капитальные восстановительные работы. Кроме обновления инженерных устройств, во дворце были расширены дверные проемы и узкие коридоры; комнаты малой площади объединили, создав большие залы; часть декора, большинство каминов, печей, дверей, деревянных перегородок убрали. Цель такой глобальной перепланировки заключалась в создании удобных экспозиционных залов и максимальной пожарной безопасности, а также в восстановлении первоначальных интерьеров, авторства Карла Росси.


Сегодня посетителям Михайловского дворца доступны для осмотра 39 экспозиционных залов, а также Главный Вестибюль, Парадная лестница и Галерея второго этажа дворца, украшенные многообразными элементами, основой для создания которых послужило русское оружие. Повсюду можно увидеть изображения военной атрибутики, щитов и мечей, российского герба и других символов государственной и военной силы страны.

В залах выставляются коллекции Русского музея Санкт-Петербурга — иконопись, живопись, графика, скульптура, мебель, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы, оружие и другие экспонаты.

Кроме Главного Вестибюля первоначальная планировка сохранилась только в Белом (Белоколонном) зале. Это зал № 11, где княгиня Елена Павловна проводила музыкальные вечера. Здесь демонстрируются мебель, картины и скульптуры, принадлежавшие первым владельцам Михайловского дворца. Роспись стен, паркет, предметы убранства и другие элементы восстанавливались по эскизам Карла Росси.

Михайловский дворец Санкт-Петербурга: режим работы, цены


Посетить Михайловский дворец можно в любой день, кроме вторника. По понедельникам вход открыт с 10:00 до 20:00, а в четверг с 13:00 до 21:00. В остальные дни музей работает с 10:00 до 18:00 (ср, пт-вс). Касса закрывается на 30 минут раньше.

Посетители, имеющие право на бесплатный вход, могут посетить экспозиции только в 10:20 в дни работы музея, в четверг — в 13:20.

Цена билета: взрослые — 500 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 250 руб., детям до 3 лет — бесплатно.

Заказ экскурсий по Михайловскому дворцу осуществляется по телефону +7 (812) 314-34-48, узнать о льготах и задать другие вопросы по телефону +7 (812) 595-42-48.

Источник: www.tourister.ru

Предпосылки возникновения и история строительства

История возникновения дворца начинается в 1798 году с рождения сына Павла I, Михаила. Император повелел ежегодно откладывать средства на строительство для наследника, который величием и роскошью затмил бы резиденции европейских государей, подчеркнув статус Российской империи.

12 марта 1801 года царя убила группа заговорщиков. Новый император Александр I через 20 лет после смерти отца начал строить резиденцию младшему брату, претворяя в жизнь план отца. Для строительства пригласили Карла Росси, который славился умением и талантом. Строительство велось 6 лет и обошлось в 8 миллионов рублей.


Строить дворец начали в 1819 году на пустыре у реки Мойки. Зодчий скрупулезно продумал закладку фундамента и декорирование здания. Дикий лес около Мойки превратили в ухоженный сад в английском стиле. Рядом с резиденцией Михаила архитектор создал площадь и новые улицы. Для надежности строительства работы велись только в теплое время года. В 1825 году стройка завершилась, и великий князь Михаил Павлович с супругой сразу переехали в новый дом.

Архитектура здания

Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и парадность в архитектуре, театральность в оформлении построек и интерьеров. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов.

Фасад дворца

Античные скульптуры (сфинксы, львы) располагаются упорядоченно с соблюдением равновесия и симметрии. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает могущество власти и государства.

К главному корпусу двухэтажного здания по бокам примыкают два служебных – для кухни, манежа и конюшен Флигеля связаны со зданием металлической изгородью с несколькими воротами.


Скульптура льва

Фасад изумляет изысканностью и утонченностью убранства. В центральной части – элегантный портик: выступающая вперед часть с семью арками, которую поддерживают восемь колонн. По обе стороны от портика на главном фасаде размещены по шесть колонн. Строение украшено белоснежной лепниной.

Первый этаж декорирован рустами – камнями оригинальной фактуры, тщательно подогнанными друг к другу, которые придают зданию неповторимость и уникальность. Ко входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, отлитыми специально для Михайловского дворца. Величественные хищники к центру обращены боком, под лапами держат каменные шары – символ солнца.

Перед лицевой стороной – уютный садик. Дворец окружает строгая чугунная ограда – символ мощи и славы России и императорской семьи. Каждую секцию украшает кованый лавровый венок, на створках ворот – щиты и скрещенные мечи. Венчает ворота императорский двуглавый орел.

Интерьеры Михайловского дворца


Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.

Парадная лестница

Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.

Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.

Обзор залов

Этажи и залы объединяет вестибюль, украшенный вензелями, фризами, барельефами с атрибутикой русского оружия. Все помещения архитектор сконцентрировал около внутренней лестницы. На первом этаже – личные покои Михаила Павловича, состоящие из шести скромных комнат без излишней роскоши. Квартиры придворных расположены здесь же.


Интерьер Михайловского дворца

Арсенал с коллекцией оружия и мундиров занимает одну из комнат князя. Роскошная комната в покоях хранит военное снаряжение и мундиры, головные уборы и ордена В коллекции Михаила Павловича три пушки, подаренные императором Николаем I, из которых стреляли при подавлении восстания на Сенатской площади.

Михаил Павлович – участник подавления восстания декабристов на Сенатской площади. Великий князь настоял на замене смертной казни каторгой Вильгельму Кюхельбекеру, поэту и другу Пушкина, которого обвиняли в том, что стрелял в Михаила Павловича.

На втором этаже – комнаты для проведения балов и приемов. В центре анфилады залов роскошно и оригинально отделан Белоколонный зал. Художественное оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из античных поэм.

Второй этаж

Мебель и хрустальные люстры сделаны по эскизам Карла Росси. Отделка зала в бело-золотом цвете. Комнаты перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных росписью.

Современники о достоинствах дворца


Слава об изумительной красоте Михайловского дворца дошла до Англии. Английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 году, писал: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры единственным в своем роде».

Английский король Георг, восхищенный великолепием резиденции, попросил русского государя изготовить для него макет здания с точной моделью Белоколонного зала. Модель с размером основания 2м на 2м изготовлена и доставлена в Англию русскими мастерами.

Центр культурной жизни Петербурга

Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.

Потолок

Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.


Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.

После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.

В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Экспонаты Русского музея

Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:

  • В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
  • Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
  • Выставки образцов мебели.
  • Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
  • В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
  • Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
  • Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.

Сад Михайловского дворца

Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.

Михайловский парк

В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.

Павильон на берегу реки

Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Английский ученый Гренвиль, прибывший с визитом в Россию в 1826 году, вот что написал после посещения Михайловского дворца: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, он не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». И действительно, Михайловский дворец с его изящным внешним видом и интерьерами как нельзя лучше подходит для расположенной в нем экспозиции Государственного Русского музея. Но обо всем по порядку.

Михайловский дворец: историческая справка

В 1798 году у императора Павла I родился сын Михаил — самый младший из десяти детей, родившихся в браке с супругой Марией Федоровной. Почти сразу же отцом было принято решение о строительстве великолепного дворца для будущего великого князя Михаила Павловича. С этого момента по велению императора стали откладывать ежегодно по несколько сотен тысяч рублей для осуществления поставленной задачи. Однако воочию увидеть её осуществление императору не удалось: он был предательски убит в 1801 году во время дворцового переворота. Тем не менее, по прошествии многих лет, воля царя была выполнена. В тот год, когда князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, царствовавший в то время Александр I (cтарший сын императора Павла I) отдал приказ о начале строительства.

К делу постройки дворца для князя Михаила (отсюда и его название) был привлечен знаменитый зодчий Карл Росси, и в 1817 году работы над проектом начались. Подходящим местом для постройки оказался пустырь, находившийся почти в самом центре столицы. Значительная территория, предназначенная для застройки, позволяла великому архитектору проявить всю мощь своего таланта. Он запланировал превратить неприглядную пустошь в целый ансамбль зданий культурного назначения, настоящую площадь Искусств. И, надо сказать, эта затея осуществилась. Сейчас Михайловский дворец является центральной частью Государственного Русского музея, который находится в окружении таких выдающихся в культурном плане зданий, как Российский этнографический музей, Корпус Бенуа, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургская государственная филармония, музей-квартира художника Исаака Бродского, Михайловский театр.

Великий архитектор не только гениально спроектировал сам дворец и создал архитектурный ансамбль площади Искусств, но также органично вплёл новые постройки в уже существующую городскую среду. Карл Росси наметил создание Большой Итальянской, Инженерной и Михайловской улиц, а так же продлил Садовую.

Но вернёмся к истории. Летом 1819 года, после скрупулёзной разработки проекта, было начато строительство дворца. Чтобы постройка получилась более крепкой и надёжной, работы проводились лишь в летний период или в тёплые дни весны и осени. В 1823 году здание было построено и началась отделка интерьеров, эскизы которых утвердил сам император Александр I. Эта работа заняла ещё два года. Для внутреннего оформления дворца денег не жалели и, если на само строительство здания было потрачено 3 миллиона рублей, то на украшение его интерьеров — около 4 миллионов. В помощь архитектору Росси для внутренней отделки дворца были привлечены художники Джованни Скотти, Антонио Виги, Фёдор Брюллов, скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, известные мраморщики, резчики и мебельных дел мастера.

После того, как 30 августа 1825 года дворец был освящен, владелец дворца, князь Михаил Павлович не стал мешкать с новосельем. Буквально через день, 1 сентября он и его супруга переехали сюда из Зимнего дворца. Стены Михайловского дворца с того времени повидали множество роскошных балов и целый ряд именитых гостей. Здесь бывали, например, поэты Пушкин и Тютчев, художники Айвазовский и Брюллов, а так же другие яркие представители разного рода искусства и государственные деятели.

После смерти первых владельцев, дворцу не уделялось достаточного внимания, а новые хозяева едва не превратили Михайловский дворец в доходный дом, что неблагоприятно сказалось на его состоянии. Для спасения достояния династии Романовых Александром III было принято решение выкупить его за счёт казны. Но только в годы царствования Николая II это осуществилось. Кроме того, император повелел устроить здесь Русский музей, предназначенный для размещения произведений именно российских мастеров (в отличие от Эрмитажа).

И в наши дни Михайловсий дворец продолжает выполнять миссию культурного просвещения, а его коллекция заметно расширилась. Теперь Русский музей занимает сразу несколько зданий. Сам дворец стал его главным корпусом. Непосредственно к нему примыкает Корпус Бенуа. Филиалы расположились неподалёку: Михайловский замок — на улице Садовой, Мраморный дворец — на Дворцовой набережной, Летний дворец Петра — в Летнем саду и Строгановский дворец — на Невском проспекте.

Михайловский дворец: архитектура и достопримечательности

Рассказывая об архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга, трудно удержаться от слов «великолепный» и «уникальный»: в историческом центре города почти каждое здание является шедевром. И, всё же, эти эпитеты подходят к Михайловскому дворцу, как ни к какому другому строению. Внешний облик дворца является, действительно, уникальным. Огромное здание не кажется громоздким, оно пронизано светом и воздухом, а его облик торжественный, но не вычурный. Поэтому дворец воспринимается как истинный храм Искусства.

Главный фасад, находящийся со стороны Инженерной улицы, имеет подчёркнуто изящный вид. Он украшен портиком из восьми высоких колонн, вознесённым над аркадой цокольного этажа. Полуколонны на самом здании являются зрительным  продолжением портика. Портик сверху увенчан треугольным фронтоном с барельефами. Цокольный этаж служит массивным основанием для лёгкого и щедро украшенного парадного верхнего этажа.  На фризе располагаются 44 статуи работы Демут-Малиновского. По бокам к основному строению примыкают симметричные флигели. Роскошная дворцовая ограда изготовлена по рисункам Росси.  Её составляют копья и пики разного размера с позолоченными наконечниками, а венчают изображения двуглавого орла, мечей и знамён. Войдя через ворота, посетитель попадает в парадный двор. Подойдя поближе к зданию, можно внимательнее рассмотреть находящиеся по обе стороны от гранитной лестницы скульптурные изображения львов, играющих с мячами.

Садовый фасад, обращённый в противоположную сторону, выглядит более скромно, но не менее торжественно. Он выполнен в виде широко развёрнутой гигантской двенадцатиколонной лоджии, приподнятой над высокой аркадой. А на самом верху здания, надо всем его великолепием — скульптурная композиция с фамильными вензелями и символами царской власти.

Стиль внешнего оформления дворца сохраняется и в его внутренней отделке: стройные колонны с изящными капителями, выразительные барельефы на стенах и ажурная лепнина на потолке — всё соответствует атмосфере возвышенности и настраивает на торжественность момента соприкосновения с прекрасным. Вошедших встречает парадная лестница, ведущая в Белоколонный (Белый) зал. Она эффектно взмывает, расширяясь галереями из колонн.

Белый зал — одно из немногих помещений Михайловского дворца, которое сохранилось практически без изменений. Зал хранит мебель, выполненную по эскизам великого Росси, скульптуры, живописные полотна и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в начале XIX века. Современники высоко оценивали оформление Белого зала. Именно по этой причине его модель была преподнесена в качестве подарка английскому королю.

В здании Михайловского дворца, главном корпусе Русского музея, действует несколько постоянных экспозиций. Знакомству с древнерусским искусством отданы первые четыре зала дворца. Здесь собраны наиболее ценные произведения, созданные в Новгороде и Пскове, Москве и Ярославле, Владимире и Суздале с XII по XVII век.

Русское искусство XVIII века представлено в хронологическом порядке, что позволяет проследить, как оно развивалось в эпоху Петра. Залы посвящённые искусству ХIХ века содержат произведения наиболее известных российских мастеров: художников Брюллова и Айвазовского, Кипренского и Федотова, Репина и Васнецова, Сурикова и Поленова, скульпторов Пименова, Демут-Малиновского и др.

Постоянно действующая экспозиция декоративно-прикладного искусства располагается в примыкающем к Михайловскому дворцу Корпусу Бенуа. Она содержит полторы тысячи экспонатов, которые расположены в хронологической последовательности. По ним можно узнать, как развивались основные виды и жанры крестьянского искусства в различных регионах страны с периода Древней Руси и до наших дней.

Каждая из экспозиций не является застывшей во времени. Постоянно идёт их обновление за счёт поступления новых экспонатов из запасников или других музеев. Совершенствуются способы освещения скульптур и живописных полотен, что позволяет насладиться знакомыми и любимыми произведениями в полной мере, увидеть их более чётко и по-новому.

В Михайловском дворце, подтверждая его звание культурного центра Северной столицы и всей страны, регулярно сменяют друг друга различные культурные мероприятия. Периодически устраиваются тематические выставки, проводятся концерты и лекции, постоянно действует абонементное обслуживание посетителей, организуются экспериментальные музыкально-художественные проекты, собираются познавательные фестивали и конечно же, проводятся разнообразные экскурсии.

Обратим Ваше внимание, что рядом с Михайловским дворцом расположен живописный Михайловский сад, где можно насладиться неспешной прогулкой в окружении природы или посидеть на скамейке с видом на пруд, находясь при этом в самом центре города.

Интерактивный тур по Михайловскому дворцу

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Двор Михайловского дворца (со стороны главного фасада).

2. Садовый фасад дворца и Михайловский сад.

3. Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце:

Источник: spbguidebook.ru

В 1719 году на пустующем участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, Петром I был разбит большой фруктовый сад, названный «Третьим Летним». Он располагался от Фонтанки до реки Кривуши. К югу от сада вплоть до Невского проспекта сохранялось болото и небольшой лес. После постройки к востоку Летнего дома Елизаветы Петровны, а затем Михайловского замка, здесь разместились многочисленные служебные постройки и сараи. Вокруг них оставался пустырь, заросший репейником и крапивой.

Идея постройки резиденции для великого князя Михаила Павловича принадлежит его отцу, императору Павлу I. В 1798 году сразу после рождения сына Михаила Павел I повелел откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца. Императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи, в результате дворцового переворота он погиб. Однако воля государя выполнялась. И когда Михаилу Павловичу исполнился 21 год, императором Александром I было принято решение о начале строительства. К этому времени накопленная сумма составила уже 9 000 000 рублей.

Архитектором строящегося Михайловского замка стал Карл Росси. Над проектом он начал работать в 1817 году. Сначала предлагалось строить резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова, затем на месте дома Чернышёва. После составления архитектором двух проектов перестроек старых зданий в новую великокняжескую резиденцию, Александр I отказался от такой затеи. Он посчитал такие перестройки излишне дорогими, найдя гораздо более мудрое решение. В центре Петербурга оставался пустырь, который он предложил застроить новым дворцовым комплексом. После решения о строительстве дворца на этом участке, Росси начал создавать проект нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован не просто дворец, а русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое.

Одновременно с постройкой Михайловского дворца архитектор создал площадь перед ним (Михайловская, ныне — площадь Искусств), новые улицы (Инженерную и Михайловскую), продлил Садовую и Итальянскую улицы.

Судя по сведениям из книги Ю. Овсянникова «Великие зодчие Петербурга» 17 апреля 1819 года была создана «Комиссия для построения дворца великому князю Михаилу Павловичу», а торжественная закладка здания состоялась 14 июля в присутствии Александра I [1, с. 450]. Историк Георгий Зуев в книге «Течёт река Мойка» предлагает другую дату торжественной закладки Михайловского дворца — 17 апреля [2, с. 161]. Строительство началось 26 июля. Для надёжности и прочности все строительные работы вели только в тёплое время года. Зимой подрядчики занимались закупкой строительных материалов, расчётами, проектированием.

Михайловский дворец Росси связал с Невским проспектом новой Михайловской улицей, переходящей в Михайловскую площадь непосредственно перед дворцом. Михайловская улица открывает вид на главный корпус здания, к которому по бокам примыкают два служебных корпуса. В одном из них размещались кухни, в другом — манеж и конюшни. Со стороны Марсова поля появился усадебный Михайловский сад.

В 1822 году окончание строительства Михайловского дворца Росси доверил Н. Ткачёву. Архитектор стал занят работами в Павловске. В следующем году были закончены основные строительные работы, в 1825 году завершена отделка интерьеров.

Карлу Росси за исполненную работу был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени, пожалован участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.

Михайловский дворец обошёлся казне в 7 600 000 рублей. Из них три миллиона Росси потратил на строительство, а 4 — на украшение. Между тем, возведение находящегося по соседству Михайловского (Инженерного) замка потребовало 17 000 000 рублей. А с той поры выросли цены на товары…

Известно также, что управляющий Кабинетом граф Гурьев требовал от Росси оформления Михайловского дворца скромнее, нежели чем Аничкова. Вероятно, приближённые императора уже знали, что Александр I готовит себе в преемники великого князя Николая Павловича, жившего в Аничковом дворце. Поэтому украшения жилища будущего Николая I должны были бы быть богаче, чем убранство дворца великого князя Михаила Павловича. Но Александр I лично утвердил эскизы интерьеров, поэтому Росси смог ответить отказом Гурьеву в его требовании.

Освящение Михайловского дворца состоялось 30 августа 1825 года. В этот день здесь состоялся праздничный обед. А уже на следующий день, 1 сентября император Александр I уехал из Санкт-Петербурга, больше сюда уже не вернувшись. Сразу же после освящения дворца великий князь Михаил Павлович с супругой переехали сюда из Зимнего дворца.

Личные покои Михаила Павловича располагались на первом этаже. Среди его шести комнат здесь был Арсенал с коллекцией оружия и мундиров (в юго-восточном углу). В Арсенале хранился подарок Николая I — три боевые пушки, решившие исход восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. На первом этаже также были квартиры придворных. На его северной стороне — запасные, гостевые комнаты. В погребном этаже находились дворцовые кухни, хозяйственные помещения.

На втором этаже находились великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приёмная и Передняя. В парадные помещения вела Парадная лестница. Залы для балов и приёмов шли от вестибюля по западной стороне и заканчивались на северной стороне. Вдоль линии залов шли узкие коридоры для прислуги. На антресольный этаж вели Сервизная (в западной части дворца) и Церковная (в восточной части) лестницы. Сервизная лестница вела в кладовые. Церковная — в комнаты прислуги и в домовую церковь, освящённую во имя архангела Михаила.

В центре анфилады второго этажа со стороны сада Росси был устроен Белый зал. Его художественное оформление было особенно впечатляющим.

Восторженные отзывы вызвал Михайловский дворец у посетившего его лорда Ливсона Гранвилла, бывшего много лет послом Великобритании в Париже. Слухи о новой великокняжеской резиденции дошли и до короля Великобритании Георга IV. Он обратился к русскому императору с просьбой изготовить для него модель дворца. Императором было указано «на приготовление модели с большой белой гостиной комнатой … для отправления оной к королю английскому, выдать … архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам». Модель, шириной в 2 метра, длиной в 2 метра, изготовил мастер Николай Тарасов (брат паркетчика Степана Тарасова). В Англию подарок отвёз третий брат — Иван.

Об убранстве Михайловского дворца можно судить по сохранившемуся уже упомянутому Белому залу. Здесь уцелели роспись плафона и мебель, изготовленная по эскизам Росси.

Михайловский дворец оставил у современников крайне положительные впечатления. Журнал «Отечественные записки» в 1825 году писал:

Вместе с Карлом Росси над созданием интерьеров Михайловского дворца работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Брюлло, мраморщик Я. Щенников, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, паркетчик С. Тарасов, мебельные мастера В. Боков, И. Боуман, А. Тур… Внутренное убранство обошлось дороже, чем строительство самого здания. Обои Царскосельской фабрики стали новинкой для того времени. Паркет был изготовлен из драгоценных пород дерева: красного, чефразового, сахарданового, фиолетового, чёрного, пальмового. Стоимость одной квадратной сажени паркета составила 160 рублей.

Широкая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов. Эти львы были отлиты в 1824 году специально для Михайловского дворца. Они являются копией античных статуй, найденных в началу XVI века при раскопках в Риме. Тогда была найдена фигура льва, опирающегося лапой на шар. Долгое время эта скульптура вместе с отлитой такой же парной украшала итальянские архитектурные ансамбли. А в конце XVIII века их копии привезли в Академию художеств. Вот с этих то копий и были сделаны львы для Михайловского дворца.

При великом князе Михаиле Павловиче в Михайловском дворце велась бурная жизнь, часто проходили великосветские балы. Ежедневно хозяин дворца принимал здесь военных и гражданских лиц. Иногда здесь проводились заседания различных комитетов, устраивались полковые праздники, давались аудиенции по случаям вступлений в должности. В Михайловском дворце какое-то время жил герой войны 1812 года, генерал-майор Д. В. Васильчиков. За порядком во дворце присматривали ветераны-инвалиды. Общее количество обслуги летом доходило до 300 человек, зимой — до 600. Главные должности занимали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

В 1849 году Михаил умер. 28 августа Михайловский дворец перешёл к его вдове, великой княгине Елене Павловне. При ней события здесь проходили не менее бурно. Она приглашала на встречи общественных деятелей, музыкантов, учёных, писателей. Во дворце проходили заседания салона Елены Павловны. Она встречалась с Пушкиным, у неё бывали Тютчев, Жуковский. Великая княгиня помогала художникам А. Иванову, К. Брюллову, И. Айвазовскому. Её салон посещал Н. Миклухо-Маклай. Здесь при помощи Елены Павловны А. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, а затем и первую в России Консерваторию. Михайловский дворец стал своеобразным культурным центром. По четвергам сюда съезжались государственные люди, учёные, литераторы, художники. Иногда эти «четверги» посещал сам Николай I. Бывал здесь и прусский посланник в России Отто фон Бисмарк (будущий канцлер Германии). Немного позже Михайловский дворец посещал и Александр II с супругой Марией Александровной.

Великая княгиня устраивала в Михайловском дворце не уступающие императорским балы. Марких де Кюстин, поражённый увиденным писал:

Всё описанное маркизом происходило в Танцевальном зале, который располагался в северо-западной части Михайловского дворца, ныне — Академический зал музея. Танцевальный зал украшали голубые коринфские колонны, белоснежные стены, фриз голубого искусственного мрамора. Отсюда можно было попасть в Столовую. Меду Танцевальным и Белым залами размещалась Первая гостиная.

В Михайловском дворце был произведён ряд перестроек. На первом этаже в Вестибюле был устроен Малый театр. Вместо Столовой на втором этаже появился Большой театр. Рядом с Первой гостиной устроили Малую дворцовую церковь во имя святой Елены. Первая гостиная (ныне зал Боровиковского) была превращена в мемориальный Петровский зал. Белый зал (Вторая гостиная) использовался как Музыкальная гостиная. Изменились интерьеры, мебель. Все эти работы производились по проектам Г. Э. Боссе, А. И. Штакеншнейдера, Р. А. Гедике и других архитекторов.

После Елены Павловны дворец унаследовала её третья дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого. Через четырнадцать лет супружеской жизни Екатерина Михайловна отдалилась от мужа и поселилась в Манежном флигеле. Для неё архитектором Е. А. Прейсом в нём была создана 8-комнатная квартира с окнами на Инженерную улицу и Парадный двор со входом из центрального проезда во флигель. Здесь она и умерла в апреле 1894 года.

Михайловский дворец Екатерина Михайловна завещала своим детям. Для них (дочь Елена, сыновья Георг и Михаил) были отведены четыре комнаты — Спальня принцессы, Ковровая, Гимнастическая, Спальня принцев. Они располагались в южной части первого этажа, справа от входа. Зимой 1890 года к свадьбе Георга-младшего с бывшей фрейлиной двора великой княгини Екатерины Михайловны Н. Ф. Вонлярлярской архитектором К. Е. Прейсом в нижнем этаже Фрейлинского (западного) флигеля была создана 18-комнатная квартира.

В 1891 году принцесса Елена Георгиевна вышла замуж за своего троюродного брата принца Альберта Саксен-Альтенбургского. Для них была перестроена часть бывших покоев Георга — Малая свитская, Свитский кабинет и Спальня. В Большом угловом кабинете устроили Спальню принца Альберта. Бывшие детские комнаты под своё жильё приспособил герцог Михаил. Здесь он хранил свои коллекции сервизов: золотой чайный, большой французский серебряный, серебряный туалетный, а кроме того и старинный фарфор, шпагу украшенную бриллиантами и изумрудами и другие ценности.

При новых владельцах с 1894 года дворец стал доходным домом, здание начало разрушаться. После смерти Елены Павловны парадные залы стали сдавать в наём для проведения международных конгрессов, устройства кружков, курсов. Чтобы как то окупить содержание дворца, в западном флигеле организовали канцелярию Дворцового ведомства. После кончины Екатерины Михайловны император Александр III из уважения к ней подписал её завещание даже не прочитав его. Но по брачному контракту княгиня и её дети становились подданными Мекленбург-Стрелицкого герцогства. В тоже время, по закону Михайловский дворец должен был принадлежать Романовым. Александр III счёл нужным выкупить Михайловский дворец за казённый счёт. В нём он предложил устроить Ксениинский институт (по имени своей дочери), при условии, что никто из членов царской семьи не пожелает поселиться во дворце.

После смерти Александра III его сын Николай II поручил министру финансов С. Ю. Витте провести переговоры с принцем о выкупе Михайловского дворца. Сговорились на сумме в 4 000 000 рублей. Сделка была совершена 20 января 1895 года. Прежним владельцам было дозволено забрать себе некоторые предметы убранства, связанные с историей семьи. В итоге ими Михайловский дворец был практически полностью опустошён. Были сняты все люстры, двери, даже разобраны камины.

Николаю II Витте предложить переселиться в Михайловский дворец из Зимнего. После отказа министр напомнил императору, что его отец собирался устроить в нём Ксениинский институт. Однако, для его нужд уже было решено передать Николаевский дворец. Тогда Витте предложил устроить здесь Русский музей имени императора Александра III. Это предложение и было принято.

13 апреля 1895 года именным указом император Николай II учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал для него весь дворцовый комплекс. Решение о создании Русского Музея было принято в связи с тем, что Эрмитаж к тому времени уже был наполнен произведениями иностранных мастеров, а для отечественного искусства отводился только один зал. Для произведений русских мастеров было решено организовать отдельное заведение. Управляющим музеем по указу непременно должен был быть член Императорского Дома. Первым управляющим стал великий князь Георгий Михайлович.

Для нужд музея здание Михайловского дворца было перестроено по проекту В. Свиньина. Им был снесён восточный корпус (конюшни) и манеж. На их месте в 1900-1911 годах построено здание Этнографического отдела музея. Полностью были перестроены интерьеры дворца. От интерьеров Карла Росси остались лишь Парадная лестница и Белый зал, в котором из шести настенных росписей сохранились только четыре. Г. Петров, автор книги о Русском музее писал об этих работах:

Открытие Русского музея в Михайловском дворце состоялось 7 марта 1898 года.

В связи со значительным увеличением коллекции в 1910-1914 годах Леонтием Николаевичем Бенуа был спроектирован новый корпус, своим боковым фасадом выходящий на канал Грибоедова (тогда Екатерининский). Закладка этого здания состоялась 27 июня 1914 года, но строительство было отложено начавшейся Первой Мировой войной. Уже после её окончания, при советской власти, корпус был достроен. Он получил имя своего создателя — «корпус Бенуа».

В ноябре 1941 года в корпус Бенуа попало две фугасные бомбы. Реставрация здания проходила в 1947-1963 годах. В годы блокады Ленинграда была проделана огромная работа по спасению ценностей музея. В то время во дворе Михайловского дворца стоял памятник Александру III. Его засыпали песком и накрыли брёвнами. В эту конструкцию однажды попала фугасная бомба, но памятник не пострадал. В 1958 году корпус Бенуа был соединён с основным зданием крытым переходом.

Русский музей является одним из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Здесь можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и многих других.

Источник: walkspb.ru

История дворца

Возведение Михайловского дворца на длительный период стало основной стройкой империи, важнейшим событием для дома Романовых. Еще в 1798 г. император Павел I приказал создать при казне специальный фонд, в который должны были поступать деньги на строительство резиденции для царевича-младенца Михаила.

Император, обладавший недурным вкусом и архитектурными задатками, создал в общих чертах план будущего здания. Идея Павла I так и не была реализована при его жизни: 12 марта 1801 г. царь был убит группой заговорщиков. Тем не менее, строительство все же началось: новый император Александр I приказал начать работы по возведению резиденции для своего младшего брата Михаила.

История Михайловского дворца

К созданию окончательного проекта был подключен великий архитектор Карл Росси. В 1818 г. зодчий представил императорской комиссии план великолепного здания.

Александр I предложил возвести дворец на пустующей территории у набережной реки Мойки. В 1819 г. К. Росси приступил к строительству. Для повышения устойчивости будущего здания работы проводились только в летний период времени.

Помимо строительства дворца, Росси занимался благоустройством прилегающих территорий. Расположенный у Мойки дикий лес был превращен в ухоженный сад в английском стиле, а рядом с резиденцией Михаила проложили улицу, соединив ее с Невским проспектом. Росси буквально перекроил эту часть города, благодаря чему парадный фасад Михайловского дворца можно было наблюдать с главной улицы Петербурга.

Фасад Михайловского дворца

Великий зодчий обращал внимание на самые незначительные мелочи: в его чертежах отражено все, начиная от закладки фундамента и заканчивая тем, какие кусты будут расти в саду.

Важным этапом было декорирование здания. Росси хотел, чтобы дворец получился самым величественным из тех, что он создал для русских императоров. К созданию скульптур, мозаик, картин и фресок зодчий подключил Ф. Брюллова, В. Захарова, С. Пименова, Б. Медичи, В. Демут-Малиновского и других выдающихся мастеров. В 1825 г. колоссальная стройка была завершена. На дворец было потрачено больше 7 млн. руб. – астрономическая по тем временам сумма.

Великий князь Михаил с супругой въехали в свою новую резиденцию сразу после ее строительства. За возведение Михайловского дворца Росси получил от императора орден и земельный участок в Петербурге.

Михаил Павлович был активным сторонником просвещения. Во дворце регулярно устраивались литературные и театральные вечера, светские приемы, на которых бывали А.С. Пушкин, К. Брюллов, И. Айвазовский. После смерти великого князя дворец использовался его наследниками, пока в 1895 г. Николай II не приказал выкупить здание в государственную собственность.

В наше время Михайловский дворец – архитектурная достопримечательность мирового уровня, настоящая жемчужина Санкт-Петербурга.

Внешний облик и интерьеры

Михайловский дворец построен в стиле классический ампир. До нашего времени в неизменном виде дошли главный фасад и один из флигелей. Изначальное внутреннее убранство можно увидеть в Белом зале и вестибюле дворца. В остальных помещениях за несколько столетий были произведены существенные переделки.

Белый зал Михайловского дворца

Фасад здания украшен 44-мя монументальными группами, изготовленными выдающимся русским скульптором В.И. Демут-Малиновским. Во дворец ведет широкая лестница со статуями львов по бокам.

Статуя льва у Михайловского дворца

На боковых ризалитах Росси предусмотрел огромные окна в духе флорентийских палаццо. Перед зданием расположился небольшой сад, внутренний же двор выходит в Михайловский сад – один из самых благоустроенных и красивых парков Петербурга.

Парк Михайловского дворца

В центральной части дворцового фасада находится элегантный портик с семью арками. Поддерживают портик восемь дорических колонн. Еще по шесть колонн размещены на главном фасаде по обе стороны от портика. Здание обильно украшено белоснежной лепниной.

Не менее изящно и грандиозно внутреннее убранство дворца. Известно, что на интерьеры было потрачено больше, чем на непосредственное строительство здания. Росси удалось добиться полной гармонии: каждая деталь декора находится на своем месте. Стены, потолки обильно украшены лепниной, фресками, картинами. Поражают воображение красивейшие люстры Белого зала и вестибюля.

Вестибюль Михайловского дворца width=

Паркет изготовлен по орнаментальной технологии: отдельные элементы из древесины разных пород соединяются в элегантную мозаику. Живопись, мебель, статуи Михайловского дворца являются подлинными произведениями искусства. Многие предметы были изготовлены по личным эскизам Росси.

Паркет Михайловского дворца

Великий зодчий разместил основные помещения дворца (бальные и приемные залы, кабинеты, жилые помещения, библиотеку и т.д.) у красивейшей парадной лестницы, дошедшей до нас практически в неизменном виде. Над лестницей находится украшенный барельефами плафон с огромной люстрой, на нижней площадке установлен памятник Александру I.

Во флигелях дворца находились помещения для прислуги, кухни, хозяйственные зоны и даже арсенал оружия. Пушки, хранившиеся в этом арсенале, были использованы при подавлении восстания декабристов.

Источник: Mos-holidays.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.