Литераторские мостки — уникальный петербургский некрополь. На нём похоронено так много известных и выдающихся людей, что в наши дни он, в большей степени, воспринимается не как кладбище, а как музей истории под открытым небом! Здесь нашли последний приют писатели, поэты, художники, учёные, архитекторы — люди, сделавший значительный вклад в историю и культуру нашей страны.

Изначально я планировал написать одну обычную статью про Литераторские мостки. Однако, подробно изучив это кладбище, я осознал, что одной публикации точно не хватит — на нём похоронено очень много выдающихся людей, о каждом из которых я хотел бы вам рассказать. Так что единственный выход — разбить эту статью на две части. Так я и поступлю.

На Литераторских мостках могилы разделены согласно роду деятельности покойных. Я не буду идти против такой классификации и тоже разделю их по такому же принципу. В первой статье речь пойдет о писателях, поэтах, композиторах и прочих деятелях искусства. Во второй мы рассмотрим могилы людей, посвятивших свою жизнь науке.


Пару слов об истории кладбища

Волковский некрополь, частью которого и являются "Литераторские мостки", существует ещё с 18 века — раньше он представлял собой небольшой деревенский погост. Сами же "мостки" существуют с 1802 года — именно тогда на кладбище появилась первая могила, принадлежавшая писателю Александру Радищеву, известному в широких кругах своей повестью "Путешествие из Петербурга в Москву". После этого в этом некрополе стали хоронить талантливых людей, связанных с литературой и поэзией.

В советское время из обычного кладбища решили сделать своего рода музей — на территорию некрополя с других погостов перенесли останки многих выдающихся людей из разных сфер деятельности. Перенос совершался не просто так — многие другие кладбища города планировалось уничтожить, так что перезахоронение позволило бы сохранить останки самых достойных людей (по мнению советской власти, разумеется).

К сожалению, во время создания некрополя-музея "Литераторские мостки" были утеряны многие другие, важные с исторической точки зрения могилы, находившиеся здесь ещё до прихода советской власти. Выходит, что пытаясь сохранить захоронения одних знаменитых людей, уничтожили могилы других.


Ну и прежде чем начать мой рассказ о людях, похороненных на Литераторских мостках, я хотел бы отметить — откуда в названии некрополя появилось слово "мостки". Дело в том, что Волковское кладбище находится в очень неудачном месте — на берегу реки Волковки. Раньше, во время наводнений в Петербурге, его сильно затапливало, из-за чего людям приходилось рыть траншеи для отвода воды. Через них прокладывали деревянные мостки — отсюда и название некрополя.

Писатели и и поэты, похороненные на Литераторских мостках

Начать стоит, конечно же, с писателей и поэтов — людей, в честь которых кладбище носит своё название.

Иван Тургенев

Иван Тургенев — один из самых выдающихся писателей России. Многим он известен, в основном, своими произведениями из школьной программы: "Му-Му", "Ася"и "Отцы и дети".

Сложно в полной мере оценить вклад, сделанный Тургеневым в русскую литературу. Благодаря Ивану Сергеевичу в России получили известность такие термины как "нигилизм" и "лишний человек". Кроме того, Тургенева можно назвать популяризатором русской литературы на западе: в своё время Иван Сергеевич был самым известным русским писателем в Европе. Кроме того, произведения Тургенева в России читали даже сами императоры (существует точка зрения, что "Записки охотника" могли в той или иной степени повлиять на Александра II и на дальнейшую отмену крепостного права).


Леонид Андреев

Леонид Андреев — прекрасный писатель, яркий представитель серебряного века в русской литературе и, возможно, автор лучших рассказов 20 века в России (и один из самых любимых писателей лично для меня, уж извините за это дополнение)!

К сожалению, Леонида Николаевича не проходят в школе (думаю, с этим и связана его абсолютно несправедливая непопулярность), а очень зря! Среди произведений Андреева есть и романы на антивоенную тему ("Иго Войны", "Красный смех"), и остросоциальные произведения ("Губернатор", "Рассказ о семи повешенных", "Тьма"), и даже романы на религиозную тематику ("Иуда Искариот") . Есть в послужном списке писателя и совсем уж провокационные произведения (например, из-за скандального рассказа "Бездна" Андреев чуть не испортил отношения с Львом Толстым).

Но помимо литературной деятельности, Леонид Николаевич также является одним из первых фотографов России, создававших цветные фотографии и популяризировавших их в нашей стране.


Лично для меня, Андреев — одна из интереснейших личностей, похороненных на этом кладбище, но это мои субъективные симпатии. Однако, если вы не знакомы с его прозой — настоятельно рекомендую вам это исправить!

Михаил Салтыков-Щедрин

Этого писателя, как мне кажется, знают все — "Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил" входит в школьную программу (да и сама по себе она очень известна).

Однако, прославился Салтыков-Щедрин и своими афоризмами, актуальными в любое время. Вот, к примеру, одна из его цитат:

Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.

"История одного города", 1870 год

Вот только будьте аккуратны: в сети гуляет множество якобы цитат Салтыкова Щедрина, которые на самом деле ему не принадлежат.


Иван Гончаров

Выдающийся русский писатель, создавший один из самых запоминающихся образов в русской литературе — Илью Обломова. Но в этой статье я не хочу рассказывать вам о книге, которую и так все читали в школе, остановимся лучше на биографии самого Гончарова.

По рассказам современников, Иван Александрович не хотел, чтобы его хоронили на Литераторских мостках. Связано это с тем, что он не разделял взглядов многих своих коллег-современников. Да и к тому же у Гончарова были плохие отношения с Тургеневым (Иван Александрович уличил того в плагиате). И первоначально воля покойного была соблюдена: его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Однако, в советское время его останки перенесли на мостки, и, будто бы нарочно, похоронили их по соседству с Тургеневым.

Дмитрий Мамин-Сибиряк

Известный русский писатель, прославившийся своими произведениями, в которых он описывал жизнь в Сибири и на Урале. Собственно, псевдоним "Сибиряк" (настоящая фамилия писателя — Мамин) он взял именно из-за характера своих книг.

Александр Куприн

Писатель, автор таких произведений, как "Гранатовый браслет", "Олеся". Особую известность Куприну принесла скандальная (для своего времени) повесть "Яма". Впрочем, есть у Александра Ивановича и другие, менее популярные произведения, которые я мог бы вам посоветовать: например, мой любимый рассказ "Синяя звезда" — рекомендую!


Куприн не принял политики Советского Союза и покинул страну после революции 1917 года. Впрочем, спустя двадцать лет писатель вернулся на родину (об этом он мечтал все эти годы). Однако, в Ленинграде он прожил совсем недолго, и умер в 1938 году. Не лучшим образом сложилась судьба и жены Куприна, Елизаветы Гейнрих — она осталась в осаждённом Ленинграде и покончила с собой в 1942 году. Похоронена она рядом с мужем, тоже на Литераторских мостках.

Николай Лесков

Ещё один выдающийся писатель, которого, по оценке Льва Толстого, можно назвать "самым русским из писателей". К наиболее известным произведениям Лескова относятся "Леди Макбет Мценского уезда" и "Левша".

Жизненная позиция Лескова была достаточно прогрессивной: он был принципиальным вегетарианцем — причём одним из первых в России (на это его вдохновило общение с Львом Толстым).

Виссарион Белинский и Николай Добролюбов

На Литераторских мостках обрели покой, пожалуй, самые выдающиеся литературные критики в истории России: Добролюбов и Белинский. Я объединил их в один пункт не только из-за их общего рода деятельности, но и из-за того, что они погребены совсем рядом, за одной оградой.

Начну с Белинского. Интересно о Виссарионе Григорьевиче высказывался его современник, Фёдор Достоевский. Вот на такую характеристику я наткнулся при прочтении дневника Фёдора Михайловича:


Это была самая восторженная личность из всех мне встречавшихся в жизни.
<…>
Этот всеблаженный человек, обладавший таким удивительным спокойствием совести, иногда, впрочем, очень грустил; но грусть эта была особого рода — не от сомнений, не от разочарований, о нет, — а вот почему не сегодня, почему не завтра? Это был самый торопившийся человек во всей России.

Фёдор Достоевский, "Дневник писателя, 1873 год"

Что касается Николая Добролюбова, то тут стоит отметить, что именно он просил похоронить себя рядом со своим коллегой. Считается, что эти две могилы стали причиной появления Литераторских мостков даже в большей степени, чем захоронение Радищева.


Александр Блок

Великий русский поэт-символист, один из главных ключевых представителей серебряного века в России, особенно известный в широких кругах своим стихотворением "Ночь, улица, фонарь, аптека…"

Изначально Александр Александрович был похоронен на Смоленском кладбище, рядом со своей бабушкой. И надгробие на его могиле, по просьбе самого Блока, было простым: обычный крест и клевер на могиле. Но в 1944 году его перезахоронили на мостки, не уничтожив при этом надгробие на Смоленском кладбище. Да и при захоронении творились какие-то непонятные вещи: по воспоминаниям современников, останки были перенесены не полностью. Таким образом, у Блока в наши дни, можно сказать, две могилы.

Вот именно поэтому мне не нравится сама идея переноса праха с одного некрополя на другой!

Всеволод Рождественский

Прекрасный поэт-акмеист (то есть, полная противоположность символиста Александра Блока), один из немногих представителей этого поэтического движения, успешно продолживший свою творческую карьеру после революции.

Ольга Берггольц


На Литераторских мостках свой последний приют нашла Ольга Берггольц — голос блокадного Ленинграда. Практически ежедневно её голос звучал из всех репродукторов осаждённого города. Своими словами поэтесса вселяла веру людей в то, что этот ужас закончится и скоро наступит мирная жизнь, как прежде, до войны. Её выступления имели такую силу, что немцы внесли её в список тех, кто будет расстрелян первым в случае захвата Ленинграда.

Ольга Берггольц хотела быть упокоенной на Пискарёвском кладбище вместе с согражданами, переживавшими с ней блокаду. Собственно, на мемориале этого кладбища высечена её знаменитая цитата: "Никто не забыт, ничто не забыто". Но похоронили её всё-таки на Литераторских мостках.

Алексей Апухтин

Очень талантливый русский поэт, автор прекрасных романсов, который в наше время, к сожалению, в большей степени известен из-за своей личной жизни — он состоял в любовных отношениях с композитором Петром Чайковским. Вместе они сочинили несколько романсов, имевших огромную популярность в своё время.

Если вы не знакомы с творчеством Апухтина — настоятельно рекомендую вам заполнить этот "пробел"! Не очень популярные в наше время, при жизни стихи Апухтина хвалил даже император Александр II.

Семён Надсон

С этим поэтом у меня связана отдельная забавная история, которую я вспомнил лишь когда приступил к написанию этой статьи. Дело в том, что у моей подруги в университете одногруппница делала доклад о русском экономисте 17 века Иване Посошкове. И в презентацию она вставила фотографию совершенно другого человека — Семёна Надсона.


Разумеется, преподаватель понял, что на фото не Посошков. И сложно винить студентку в ошибке — по непонятным причинам при поиске в интернете Посошкова выдает огромное количество фотографий поэта Семёна Надсона. Не знаю, откуда началось распространение этой ошибки, но почти весь русский интернет считает, что экономист 17 века имел внешний облик поэта века 19. Из этой истории можно сделать вывод — не доверяйте интернету и всегда перепроверяйте информацию, в которой вы не до конца уверены!

На самом же деле Надсон — это русский поэт, современник Толстого и Достоевского. За свою, увы, недолгую жизнь (Надсон прожил всего 24 года) поэт успел создать довольно большое количество стихов.

Надсона сильно критиковали, особенно после его смерти. Свой пик критика приобрела в 20 веке, когда в моде было авангардное искусство, в которое пессимистичное творчество Надсона просто не вписывалось. Но в наше время стоит понимать, что Семён Яковлевич Надсон — великий поэт, стихи которого заслуживают вашего внимания!

Иван Панаев

Думаю, что не многие знакомы с творчеством Панаева, но зато его фамилия известна всем, кто читал знаменитый роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Дело в том, что в одной из сцен этого романа Коровьев и Бегемот представляются Панаевым и Скабичевским для того, чтобы попасть в МАССОЛИТ. Как ни странно, Булгаков использовал фамилии реальных литераторов, умерших задолго до действия романа.

К слову, изначально Панаев был погребён на Фарфоровском кладбище (оно было уничтожено в советское время, сейчас на месте некрополя расположена станция метро Ломоносовская).

Композиторы

Помимо писателей, есть на Литераторских мостках и другие деятели искусства. Далее я расскажу вам о самых выдающихся композиторах, похороненных на этом кладбище.

Валерий Гаврилин

Прекрасный русский композитор, сделавший значительный вклад в русское искусство. Лично я хорошо знаком с творчеством Валерия Александровича — в моей семье его произведения всегда пользовались особой популярностью. Отдельно отмечу любимую мелодию — "Тарантеллу балета "Анюта". Без сомнения, великая музыка!

Андрей Петров

Знаменитый петербургский композитор, автор множества выдающихся музыкальных произведений, но известный всем нам, по большей степени, своими работами в фильмах. Петров написал музыку к таким кинокартинам, как "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве", "Служебный роман" и "Осенний марафон" (я перечислил те фильмы, мелодию которых хорошо знаю сам).

Исаак Шварц

Ещё один прекрасный композитор, который тоже прославился, по большей мере, своими работами в кинематографе. Считается, что зачастую мелодии Шварца к фильмам нравились зрителям больше, чем сами фильмы!

Наиболее известными работами Шварца можно назвать мелодии из следующих фильмов: "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья", "Женя, Женечка и Катюша", "Мелодии белой ночи".

Источник: zen.yandex.ru

29 апреля исполняется 135 лет со дня рождения Леонида Сергеевича Вивьена – русского и советского театрального режиссёра, актёра и педагога, основателя Театра актёрского мастерства.

Леонид Вивьен родился 29 апреля 1887 года в Воронеже.See more Имел французские корни: аристократический французский род Вивьенов, знатный, но обедневший, восходит к IV веку. В XVIII веке Вивьены переехали из Франции в Польшу, а с XIX века поселились в России.

Леонид задумался об актёрской карьере не сразу: собирался пойти по стопам отца – стать инженером. В 1910 году окончил Санкт-Петербургский политехнический институт, получив профессию «инженер железобетонных конструкций», но работать по этой профессии не стал. И в том же году поступил на Драматические курсы Санкт-Петербургского Императорского театрального училища (ныне Российский государственный институт сценических искусств), класс В.Н. Давыдова.

В 1913-1914 годах был ассистентом Владимира Николаевича Давыдова – русского и советского театрального режиссера, педагога, Заслуженного артиста Императорских театров, Народного артиста Республики. В годы учёбы также посещал студию на Бородинской по приглашению Всеволода Мейерхольда. В студии у Мейерхольда он сыграл в спектаклях: «Маскарад» М.Ю. Лермонтова – Пьеро; «Доходное место» А.Н. Островского – Василий Николаевич Жадов; «Обрыв» по И.А. Гончарову – Борис Павлович Райский; «Порыв» Н.О. Ракшанина – Томилин.

С 1911 года стал выступать в спектаклях Александринского театра, в 1913-1923 годах – актёр, в 1923-1936 – актёр и режиссёр, в 1936-1938 – главный режиссёр, в 1938-1949 – художественный руководитель, в 1949-1966 – главный режиссёр Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина (ныне Александринский театр).

Леонид Вивьен в телефонных справочниках 1916 и 1917 годов именовал себя «артист императорской драматической труппы Вивьен де Шатобрен». Но после революции от своей родословной ему пришлось отказаться. В 1919 был арестован ЧК «по ложному доносу». В дело вмешался сам В.И. Ленин, пославший телеграмму с пометкой «Вне очереди. Сообщить мне час вручения телеграммы. Самара. Особый отдел Туркфронта. Бокию. Сообщите серьёзны ли улики против Леонида Сергеевича Вивьена …». По ходатайствам различных лиц был отпущен. Впоследствии, услышав фразу «Вас вызывают,» – ехидно спрашивал: «С вещами или без?». С началом войны вместе с театром эвакуировался в Новосибирск, где в помещении театра «Красный факел» продолжал активно работать режиссёром и актёром.

С 1913 года Леонид Сергеевич занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников – народные артисты СССР Н.К. Симонов, В.В. Меркурьев, Р.С. Агамирзян, Ю.В. Толубеев и другие. Как активный член Всероссийского театрального общества Вивьен участвовал в работе правления Ленинградского отделения, был в составе постоянно действующей комиссии по культурно-просветительской работе. Выступал за предоставление руководителям театров больших прав в творческих вопросах.

Источник: vk.com

Кто похоронен на Литераторских мостках

Самым первым человеком, похороненным в этом месте, был А. Н. Радищев. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» впал в немилость, был подвергнут репрессиям и затем похоронен на Волковском кладбище, изначально построенном для нищих. Однако это не опустило его на позицию нищего, а подняло место до его уровня. Место его захоронения стало последним пристанищем и для других известных личностей науки и искусства. Позже там был похоронен еще один известный литератор — Виссарион Белинский. В 1861 г. на кладбище появилась могила Добролюбова. На его похоронах выступал Чернышевский.

Постепенно культовые могилы были обнесены металлической оградой. И когда спустя несколько лет умер Дмитрий Иванович Писарев, место для захоронения было выбрано тоже на Мостках, в «компании» его коллег литературного творчества. Невероятным событием оказались похороны там же Тургенева. Во время них стояла атмосфера угрюмости, так как писатель не одобрялся властью. Позже здесь были погребены другие известные люди: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский. Постепенно место становилось все более литераторским, и все забывали, почему оно связывается с мостками.

Дело в том, что в самом начале постройки кладбища почва представляла собой привычную для Петербурга болотную грязь. По ней было крайне сложно ходить, поэтому были проложены мостки, от которых и пошло название музейного комплекса-некрополя.

Здесь начали хоронить не только деятелей литературного творчества, но и ученых: Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и других. Также здесь были похоронены и деятели революции, например, Вера Засулич, а также мать и сестры Владимира Ульянова (Ленина). Нашли свое последнее пристанище некоторые артисты, танцоры, скульпторы.

В связи с получением местом музейного статуса, на нем были перезахоронены и другие писатели, такие как Александр Блок, Иван Гончаров. Их могилы могли быть уничтожены, и перемещение оказалось весьма кстати.

Храм

Практически на каждом кладбище присутствует небольшое культовое сооружение, Волковском не стало исключением. Для посещения открыта Воскресенская церковь. В ее ограде установлена мемориальная доска Радищеву, поскольку его могила не сохранилась и посетить ее невозможно.

Храм был освящен в сентябре 1785 г. Каменное здание с колокольней появилось на этом месте после того, как сгорел первый деревянный храм, что был построен за 8 лет до того, в 1777 г. В том же году он был освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сооружение, возведенное по проекту архитектора Старова, затем ремонтировалось в 1813 г. В советские годы храм был закрыт. Официально здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, до сих пор не возвращено Епархии — хотя этот вопрос обсуждается на протяжении многих лет.

При этом службы в храме идут. Литургии проводятся по средам, пятницам и выходным дням, а также в дни всех Великих Православных праздников. Начинаются они в 10:00, исповедаться можно с 9:30. Актуальное расписание богослужений можно уточнить на сайте храма или на его официальной странице «ВКонтакте». Службы ведутся на церковнославянском языке.

Часы работы некрополя

У некрополя есть конкретные часы и дни работы, когда желающие могут посетить это место, посмотреть экскурсию, послушать историю имеющихся здесь захоронений.

Музей работает по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям с 11:00 до 19:00. Четверг — выходной день. Также можно позвонить по телефону музея +7 (911) 921-00-71 и записаться отдельно при необходимости. Вход бесплатный.

Экскурсии по Литераторским мосткам

Существует два варианта экскурсий по Литераторским мосткам. Первые проводятся непосредственно музеем-некрополем — на них необходима предварительная запись. Вторые проводят независимые экскурсоводы — найти их можно в интернете, либо просто встретить на улицах Санкт-Петербурга. Часто экскурсия по Литераторским мосткам входит в состав другой комплексной экскурсии. Вход в музей в любом случае будет бесплатным.

Как правило, на экскурсиях рассказывается об истории места и о похороненных там людях, об их жизненном пути и вкладе в культуру, науку или общественную жизнь России.

Источник: www.tourister.ru

Владимир Дергачев
image001.jpg
Памятник федерального значения Музей-некрополь «Литераторские мостки», где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели, является участком Волковского кладбища Санкт-Петербурга, расположенного в пойме одноимённой речки. Северо-восточная часть кладбища со второй половины XIX века получила название «Литераторские мостки», поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. В условиях влажного питерского климата и речной низины дорожки кладбища мостили деревянными досками-мостиками, отсюда название некрополя.

Создание некрополя восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (могила не сохранилась, но установлен памятник). В середине 18 века здесь были захоронен публицист В. Г. Белинский, критик Н. А. Добролюбов и публицист Д. И. Писарев. В некрополе похоронены писатели И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, С. Я. Надсон, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. С. Попов и др.

Здесь создан мемориал семьи Ульяновых, где похоронена мать вождя всемирного пролетариата Владимира Ленина.

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в музей-некрополь, куда перенесли останки литераторов с уничтожаемых кладбищ (А. А. Блока, И. А. Гончарова и др.). Иногда переносили только надгробия. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность. В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея «Литераторские мостки» бесследно утрачены или затеряны могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры.

image003.jpg

image005.jpg

***
Волкова деревня упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 году в описании Спасского погоста, чухонское название Сутилла (Волково). По повелению Императрицы Елизаветы Петровна Указом Сената от 11 мая 1756 года здесь было устроено новое кладбище за пределами столицы на выпасе в низине реки Волковки. В 1798 году сделана прирезка земли, устроена новая ограда с воротами со стороны Растанной улицы и прорыты для осушения прямые канавы. Строится первая Воскресенская каменная церковь, стоящая поныне близ входа в некрополь «Литераторские мостки». Затем появилось еще несколько храмов, возведенных на пожертвования благотворителей. Четвертый каменный храм св. Иова заложен в 1885 году и строилась на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа — потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова. Сегодня так называется и трамвайная остановка на Растанной улице у Волковского кладбища. Последняя по времени строительства Успенская церковь (1913) строилась на средства, пожертвованные вдовой табачного фабриканта Т. В. Колобовой, посвятившей церковь памяти своей умершей сестры.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки мостили досками, от которых пошло название «мостки». В конце 19 века их общая протяженность превышала двенадцать верст.
В XVIII-XIX века Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге. Помимо православного, он включал страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

Первый раз я посетил некрополь полвека назад, и сложилось ощущение, что время здесь остановилось. Последний раз реконструкция некрополя проводилась более сорока лет назад связи со 100-летием вождя всемирного пролетариата Владимира Ленина. В начале нулевых годов музей вновь поставил вопрос о реконструкции некрополя, поскольку в негодность пришла дренажная система, капитального ремонта требовало укрепление берегов реки Волковки. Однако работы, начатые в 2004 году, не были завершены. Власти города успели лишь отреставрировать Воскресенскую церковь и спилить 245 аварийных старых тополей. При этом новых деревьев на кладбище не посадили, и площадь продолжает заболачиваться. Когда-то «Литераторские мостки» были популярны среди туристов (до 30 экскурсионных групп в день), то сегодня этого нет. Я в начале июня 2018 года ходил по аллеям некрополя в одиночестве.

При торжестве российского капитализма денег на реконструкцию некрополя нет, их с трудом хватает на олигархов и политиков, шоу-бизнес и чемпионат мира по футболу.

***
Церковь Воскресения Словущего воздвигнута в 1782-1785 годы на месте сгоревшего деревянного храма. Почитаемые иконы — Павской и Кульмской Божией Матери и Всех скорбящих Радости. Храм закрыт в 1936 году после организации музея-некрополя, богослужения возобновлялись с сентября 2008 года.
image007.jpg

Александр Николаевич Радищев был похоронен в сентябре 1802 года, как предполагается, вблизи Воскресенской церкви, но могила его оказалась забыта. На стене храма в 1987 году была установлена мемориальная доска. Вблизи церкви имеется памятник Радищеву.

image009.jpg

image011.jpg

Могила писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818, Орёл, Российская империя —1883, Буживаль, Франция)
image013.jpg

По случаю 200-летия Ивана Тургенева в 2018 году слева от могилы писателя посажен молодой дуб.
image015.jpg

Могила писателя Ивана Александровича Гончарова (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя — 15 (27) сентября 1891, Петербург).
image017.jpg

Могила поэта Александра Александровича Блока (1880 – 1921) и его близких. Здесь похоронена его супруга, дочь химика Дмитрия Менделеева, актриса Любовь Дмитриевна Блок (1881—1939).
image019.jpg
Александр Блок был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году его прах был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище
image021.jpg

Могила русского ученого-энциклопедиста Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 года, Тобольск — 1907 года, Санкт-Петербург). Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания.
image023.jpg

Могила выдающегося русского психиатра, невропатолога, физиолога, академика Владимира Михайловича Бехтерева (20 января (1 февраля) 1857 — 24 декабря 1927, Москва). До Октябрьской революции был тайным советником, генерал-майором медицинской службы царской армии. В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии. Это исследовательское и клиническое заведение ныне носит имя В. М. Бехтерева.
image025.jpg

Могила русского и советского математика, механика и кораблестроителя, академика Алексея Николаевича Крылова (1863, Симбирская губерния — 1945, Ленинград). До Октябрьской революции — генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911). Почётный член иностранных научных и инженерных обществ. Основатель современной русской школы кораблестроения. Автор классических работ по теории кораблестроения. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943), награжден 3 орденами Ленина и 8 высшими царскими орденами. Когда служишь отечеству, это возможно. Академик Крылов — дед известных советских ученых Сергея Капицы и Андрея Капицы (Ландшафты памяти. Андрей Капица).

У меня в домашней библиотеке хранится книга А.И. Крылова «Мои воспоминания», изданная в Ленинградском издательстве «Судостроение» в 1984 году (тираж 140 тыс.). Издание воспоминаний осуществлено благодаря его внуку Андрею Капице, автора предисловия к книге. Предисловие было написан в 1978 году и потребовалось шесть лет, чтобы издать воспоминания, ставшие библиографической редкостью. Впервые книга вышла в 1942 году и переиздавалась 6 раз. Длительное время на новое издание потребовалась, чтобы внук отстоял право на сохранение текста и литературного языка последнего пожизненного издания 1945 года. Как мне известно, внук (мой декан геофака МГУ) этим очень гордился. Издание 1984 года стало то же библиографической редкостью. Я с трудом достал еще один экземпляр книги по просьбе моего учителя, профессора Юлиана Глебовича Саушкина (Ландшафты памяти. Профессор Саушкин).
image027.jpg

Могила русского ученого-географа, океанографа, генерал-лейтенанта (1912), председателя и почетного президента Русского географического общества (1917—1940) Юлия Михайловича Шокальского (1856, Санкт-Петербург — 1940, Ленинград).

На меня сильное впечатление произвело так называемое неожиданное сближение во времени через рукопожатия. Уже много лет назад во время Географического съезда в Ленинграде, участником которого я был, мои питерские коллеги представили меня, молодого доктора наук, Президенту Географического общества СССР академику Алексею Федоровичу Трёшникову (1914 – 1991) и мы обменялись рукопожатием. На что знаменитый историк Лев Гумилев или профессор Сергей Лавров (к сожалению, точно уже не помню кто) мне объяснили, через одного человека я приблизился к Анне Керне.

Дело в том, что Трёшников был учеником почетного советского академика Юлия Михайловича Шокальского. Его мать, Екатерина Ермолаевна Керн (1818 – 1904) была дочерью Анны Петровны Керн, воспетой поэтом. И в детстве брала на руки внука Юлия, учила уму разуму, когда они вместе жили в усадьбе Тригорское. Поэтому Юлий в детстве был знаком и с младшим сыном поэта подполковником в отставке, статским советником Григорием Александровичем Пушкиным, который жил с женой в усадьбе Михайловское и помогал Екатерине Ермолаевне воспитывать сына, рано оставшегося без отца.

Мать Юлия Шокальского, Екатерина Ермолаева, то же не была обделена в молодости вниманием интересных мужчин, возлюбленная композитора Михаила Глинки, автора знаменитых романсов на слова Пушкина: «Где наша роза?» и «Я помню чудное мгновенье…». Н о Глинке речь пойдет в другом моем рассказе о посещении его усадьбы на Смоленщине.
image029.jpg

Могила русского и советского географа, академика Льва Семеновича Берга (1876 – 1950), президента Географического общества СССР (1940—1950), лауреата Сталинской премии (1951 — посмертно). Лев Берг был избран в академики лишь в 1946 году в 70 лет. Его дочь, Раиса Львовна, вспоминает об этом событии так: «Свершилось это чудо совершенно случайно. Его выдвигали и в 1943-м, и в 1946 году, но шансы на избрание были оба раза нулевые. И вот, в 1946 году на одно место по Географическому отделению выдвинуты два кандидата — Берг и Баранский, и тут случилось нечто неслыханное. Баранский от избрания отказался. "Никто не может быть академиком, если Берг не академик", — написал этот удивительный человек в Президиум Академии наук. (…) Но Баранский понес кару за свое отречение. Он не был избран никогда». Цит. по: Берг РЛ. Суховей. М.: 2003. С. 265. (Академик Владимир Вернадский Дневники 1939 http://uni-persona.srcc.msu.su/site/authors/vernadsky/1939.htm).

image031.jpg

Могила теоретика и пропагандиста марксизма, философа Георгия Валентиновича Плеханова (1856 —1918). Этот видный деятель российского и международного социалистического движения входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра». В 1921 году в одной из своих статей Владимир Ленин призвал изучать труды Плеханова по философии, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».
image033.jpg

Семейный некрополь Ульяновых. Здесь похоронены мать и сестры вождя всемирного пролетариат. Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк, 1835 —1916) — жена Ильи Николаевича Ульянова и мать революционеров Владимира Ильича Ленина и Александра Ильича Ульянова. Старшая сестра Ленина Анна Ильинична Елизарова-Ульянова (1864—1935) была активной участницей русского революционного движения, советский государственный и партийный деятель. Член РСДРП — ВКП(б) с 1898 года. Сестра Ленина Ольга Ильинична Ульянова (1871 — 1891) осенью 1890 года была принята на физико-математическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов в Санкт-Петербурге. Рисовала, знала английский, немецкий, французский, шведский языки, изучала также латынь и итальянский. Мечтала стать врачом. Через полгода учёбы Ольга Ульянова заболела брюшным тифом и умерла в возрасте 19 лет, в день четвертой годовщины казни старшего брата.

Здесь же похоронен муж Анны Ильиничны — Марк Тимофеевич Елизаров (1863 —1919) — российский революционер, советский государственный деятель, первый народный комиссар путей сообщения РСФСР (1917—1918). На его похороны приезжал Ленин.
image035.jpg

Мемориал семьи Ульяновых. Мать ждет сына — вождя всемирного пролетариата. Место, как видно на снимке, зарезервировано.
image037.jpg

Вблизи некрополя Ульяновых находится семейная могила: Филиппова Пелагея Нестеровна (1888 – 1924), Зеленковы Степан Максимович (1878 – 1924) и его сын, Зеленков Иван Степанович (1910 – 1926). Установить историю захоронения не удалось. Имеет ли это захоронение отношение к Ульяновым? Могила ухожена, что большая редкость для захоронений 20-х годов. Памятник Пелагее Филипповой установлен относительно недавно.
image039.jpg

На снимке внизу — один из самых необычных памятников на Литераторских мостках. Мастер конного цирка Вильямс Труцци (1889 – 1931) в истории советского цирка занимает почетное место. Нельзя забывать, что при советской власти важнейшими из искусств являлись не только кино, но и цирк. Итальянец Вильм Труцци принадлежит к старейшей европейской цирковой династии — семье Франкони-Труцци. Они часто гастролировали в городах Российской империи. В 1880 году семья Труцци обосновалась в России, а в 1912 году Вильямс был приглашен в Петербургский цирк «Модерн». Во время гражданской войны в России Вильямс не бежал из страны, ставшей его второй родиной. В самое тяжелое время он запряг свою последнюю чистокровную выдрессированную лошадь в пролетку и стал работать в Одессе извозчиком. С приходом Красной Армии на этой лошади он вступил в кавалерийский полк. Когда после войны он работал в народном цирке в Севастополе, был вызван срочной телеграммой из Наркомпроса в Москву и в 1922 году назначали художественным руководителем советского цирка. Им была создана знаменитая водяная пантомима «Махновщина», посвященная истории революционной борьбы на Украине с участием лошадей. Во время постановки одной из пантомим в Ленинграде разгоряченный Труцци простудился и неизлечимо заболел. Замечательного артиста не стало 4 октября 1931 года, он умер в возрасте 42 года — за несколько дней до отъезда на гастроли в Париж, где огромные красочные афиши извещали о скором приезде выдающегося советского артиста Вильямса Труции.
image041.jpg

Могила русского и советского художника, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930) Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878, Хвалынск, Саратовская губерния —1939, Ленинград).
image043.jpg

image045.jpgСамая неоднозначная и самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Картина, написанная в 1912 году, была впервые показана на выставке «Мир искусства». Современники проводили параллели между картиной и событиями предреволюционной и послереволюционной эпохи страны.

Образ коня в русском искусстве воспринимается как своеобразный символ, как советчик, спаситель и провидец. Идею коня красного цвета художник взял с картин древнерусских иконописцев. В картине красный конь символизирует былинную мощь, контрастирующую с бледным юношей, воплощающего некоторую хрупкость. Держа поводья в руках, всадник не управляет лошадью, его взгляд отрешён, погружен в себя. Как отмечают искусствоведы, художник, вероятно, таким образом, передает свои тревожные предчувствия и переживания, предвестие тяжелых событий в стране.

На «Литераторских мостках», можно встретить и такие скромные надгробия. Могила Заслуженного артиста Республики (1924), Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1938), профессора Николая Аркадьевича Большакова (1874, Харьков —1958, Ленинград) — артиста оперы (лирико-драматический тенор), камерного певца и педагога. Деревянная скамья свидетельствует, что могилу навещают.
image047.jpg

Могила советского актёра театра и кино, театрального режиссёра и педагога Василия Васильевича Меркурьева (1904—1978). Народный артист СССР (1960), Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1947, 1949, 1952). Мне с детства актер запомнил по роли академика архитектуры в фильме «Верные друзья» (1954).

Здесь же похоронена его вторая жена — Ирина Всеволодовна Мейерхольд (1905—1981), актриса, режиссёр, педагог, дочь известного театрального режиссёра Вс. Э. Мейерхольда. Одно время в семье Меркурьевых воспитывалось восемь детей, включая пять приёмных.
image049.jpg

Могила советского режиссера кино и театра Григория Михайловича Козинцева (1905, Киев —1973, Ленинград). Народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской премий (1965).
image051.jpg

Могила советского актера театра и кино Бруно Артуровича Френйдлиха (1909 — 2002). Народный артист СССР (1974). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец актрисы театра и кино Алисы Фрейндлих.
image053.jpg

Могила советского композитор Андрея Павловича Петрова (1930, —2006). Народный артист СССР (1980).
image055.jpg

Русский советский поэт Всеволод Александрович Рождественский (1895—1977) в начале 1920-х годов входил в число «младших» акмеистов.
image057.jpg

Народная артистка РСФСР (1957) Елена Владимировна Юнгер (1910 — 1999) была одной из ведущих актрис Театра Комедии (1936—1999). Её муж Народный артист СССР, театральный режиссер Николай Павлович Акимов с 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии, похоронен так же на Литераторских мостках.
image059.jpg

Последние захоронения на июнь 2018 года.
image061.jpg

Наталия Давыдовна Сорокина (28 сентября 1926 — 3 июня 2018) — советская и российская исполнительница на гуслях, солистка Государственного академического оркестра русских народных инструментов имени В. В. Андреева (с 1962), народная артистка России.
image063.jpg

В некрополе сохранились старые могилы простых петербуржцев.
image065.jpg

image067.jpg

image069.jpg

Источник: dergachev-va.livejournal.com


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.