Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Исаакиевский собор  — это некогда главный Собор России.
Существующий красавец -собор уже четвертая церковь на этом месте. О предыдущих строениях можно прочитать под ссылками в конце поста, а здесь о строительстве современной питерской жемчужины и русского архитектурного чуда — Исаакиевского собора.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Строительство современно Исаакия было долгим. Но иначе такой грандиозный храм и не построить! Даже с современной техникой это было бы очень сложно. Это до сих пор уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.


История его создания и строительства

Стоящий на площади предыдущий Исаакиевский собор был недостаточно красив и статен и несоответствовал парадному облику центральной части Петербурга и столицы Великой империи и мировой супердержавы, которой тогда являлась Россия. Было ясно, что храм надо перестраивать, но нужно было построить на века и удивить мир технологиями, поразить размером и ошарашить мощью.

В 1809 году объявли конкурс на возведение нового храма. В нём приняли участие известные зодчие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Василий Петрович Стасов, Чарлз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Джакомо Доменико Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование АлександраI сохранить в новом храме алтари предшествующего.

Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств А. С. Строганов. В ней говорилось:

"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность".

Император считал, что полностью сносить собор было бы оскорбительным для памяти основателей. Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведёт к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, поэтому император ни один из конкурсных проектов так и не не одобрил. Проекты были разные и собор мог быть совсем не таким каким мы его привыкли видеть.


Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Еще один проект Ринальди. Выглядит достаточно непропорционально.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и в предыдущий раз, конкурс проектов завершился безрезультатно. Разочаровавшись в своей затее, Александр Первый решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербургеВ 1816-м году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер, испанец на русской службе, Агустин Бетанкур (на фото слева).

В Комитет вошли архитекторы Карл Иванович Росси, Антон Антонович Модюи, Андрей Алексеевич Михайлов, инженеры Пётр Петрович Базен, Морис Гугович Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.


Монферран трудился над проектом в течение всего 1817-го года и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трёх уже освящённых алтарей старого собора.

Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20-го февраля 1818-го года АлександрI утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Билет № 636 на свободное проживание в Петербурге, выданный Монферрану в январе 1817 г.

В 1820-м году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренны. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (лат. «не весь умру») сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге


Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.

Критики выражали сомнение в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, что удастся преодолеть сложности связи старых и новых частей здания, отмечали неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника. Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821-м году возражения Модюи и сообщил князю Александру Николаевичу Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.

По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие Стасов, Михайлов Второй, Мельников и Михайлов Первый. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьёзной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения принципиальных вопросов.
к, в его новом проекте собор становится более компактным и завершённым. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825-го года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений Мира. Иносказательно — он выиграл главную «битву», но впереди были 40 тяжелых лет войны…

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1845 г.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.

Под руководством Монферрана в строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Александр Павлович Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Николай Ефимович Ефимов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Александр Иванович Кракау, Ипполит Антонович Монигетти и др.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.


Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Фрагмент разобранного Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845 г.

Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур.

Этот пост рассказывает о подвалах Исаакиевского собора

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью воротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.

Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.


Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»

В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге


Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Работами на каменоломне руководил подрядчик Самсон Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Затем колонны поднимали… все вручную, ведь подъемных кранов не было.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Установка колонн малых куполов собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана, 1845 г.

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных воротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая вороты, приводили монолит в вертикальное положение.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге       Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа» (в чем лично я сильно сомневаюсь)))).


Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге       Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Как вам эти гиганты? А ведь 24 колонны подняли на уровень смотровой площадки, а немного меньшие до уровня балюстрады!

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для большей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.
В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий и приступили к куполу.


Монферран использовал идею устройства купола лондонского собора св. Павла. Не все знают, что под внешним куполом, как в матрешке находится еще ТРИ купола.

Прогулка между куполами

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Для облегчения конструкции внутренние купола изготовлены из глиняных"горшков" с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма, защищают от холода и значительно легче кирпичных сводов.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Чердак Исаакиевского собора

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Купол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутри

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Исаакиевский собор в лесах, огражденный забором. Литография. 1845 г.

Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Подъем креста на главный купол собора. Литография Адама по рисунку Монферрана. 1845 г.

Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приёмы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Исаакиевский собор. Литография по рис. О. Монферрана

Интересно что на литографии видны ангелы на портике Исаакия, хотя изначально, по проекту их там устанавливать не планировалось. Но Монферран наверное видел собор только с ними.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора АлександраII и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.
Исаакий не принадлежал церкви! Он принадлежал государству! Даже священники там служили и были на государственном окладе.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Огюст Монферран скончался через месяц после освящения Исаакиевского собора. Таинственная смерть архитектора, к тому же, смерть предсказанная, дала пищу для самых фантастических догадок и слухов, по легенде во время торжественного освящения собора, один из приближенных АлександраII обратил внимание царя на скульптурную группу святых на фронтоне храма. В ней присутствовала скульптура самого Монферрана с моделью собора в руках.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил. Зодчий сильно расстроился, от расстройства заболел и умер.

Были и другие легенды, будто какой-то блаженный предсказал, что Монферран умрет, когда собор будет достроен, и поэтому архитектор медлит с завершением строительства. Освящение храма состоялось в 1858 году, уже при Александре II. И через месяц Монферрана не стало, предсказание сбылось, впрочем, тогда ему было уже 72 года…

Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, затем отпели в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в ссылку… в Париж.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Общий пост о соборе — история и легенды

Исаакиевский собор снаружи (фасад, барельефы, скульптуры)
Исаакиевский собор внутри

В посте находятся ссылки на другие рассказы об этом великом храме, который показывал всему миру величие и мощь России.
Основа (С) книга: Огюст Монферран и Википедия, исользована инфа с других сайтов: e-reading.club, travelhouse-ru.com. Картинки и ряд фото (С) интернет.
Первая в Петербурге Исаакиевская церковь
Второй Исаакиевский собор
Третий Исаакиевский собор

Источник: pantv.livejournal.com

Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора энтузиасты применяют методику перекрёстного совмещения дат и событий. Показательно, что результаты размещаются в различных статьях и форумах интернета, но представители официальной науки их старательно игнорируют.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Официальная "общеизвестная" информация

Французский архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, 1786 г.р. В апреле 1814 года подарил Александру I альбом с тщательно проработанными проектами, которые хотел и мог воплотить в жизнь. Получил официальное приглашение и в 1816 году приехал в Санкт-Петербург. Монферран подарил городу на Неве несколько великолепных зданий, но имя его традиционно связывают в первую очередь с Исаакиевским собором.

Колонны главного алтаря Исаакиевского собора поражают величием и красотой: высота — 9,5 метра, диаметр — 1 метр, 14632 килограмма первоклассного малахита. Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда создавал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества. На тщательный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны были монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам. Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.

Храм строился невероятно долго. Строительство завершилось в 1858 году, однако даже после официального открытия строение постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными аж до 1916 года.

По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением, то есть строили его четыре раза. С момента строительства собора по официальной версии не прошло и двухсот лет, и процесс постройки задокументирован подробнейшим образом. Однако при внимательном рассмотрении этих данных возникает много вопросов.

Четвертый, современный Исакиевский собор

  • 1818 год — утверждение проекта;
  • 1828 год — начало установки первых колонн;
  • 1837 год — установка верхних колонн;
  • 1838 год — начато золочение куполов, которое длилось до 1841 года;
  • 1858 год — освящение собора.

Однако:

1) Сопоставим два значимых события — открытие Александровской Колонны состоялось в 1834 году. А в 1836 году в Париже выходит в свет книга об Александровской колонне, в книге на странице 86 есть литография Александровской Колонны. На дальнем плане гравюры хорошо прорисован Исаакиевский собор. Но это был 1836 год, а по официальным данным в 1836-м году ещё даже не были установлены верхние колонны.

2) На рисунке Монферрана, где ещё не установлены верхние колонны, мы видим шпиль Адмиралтейства, но мы точно знаем что именно этот шпиль был разобран в 1806 году и перестроен в более удлинённом виде. Разброс в показаниях минимум в 30 лет.

Установка первой колонны северного портика. Литография О.Монферрана. Виден Шпиль Адмиралтейства
Установка первой колонны северного портика. Литография О.Монферрана. Виден Шпиль Адмиралтейства

3) В альбоме Монферрана есть интересная иллюстрация — от Медного Всадника до Исакиевского собора около 300 метров, а Александровская Колонна совершенно не видна за зданием Адмиралтейства. Тут либо каждый художник использует свой ракурс, лиюо литографию изготовил человек, никогда не гулявший по проспектам Петербурга. Иначе бы он не отставил Медного Всадника близко к Исаакиевскому собору, а поставил бы его в створе современного Адмиралтейского проспекта. Тогда Александровская колонна была бы в прямой видимости.

Выходит Монферран не участвовал в строительстве Исаакиевского собора, а только реставрировал его. Даже строительные леса на рисунках Монферрана совершенно не похожи на несущие строительные конструкции для возведения зданий, это действительно леса для отделочных работ. Исакиевский собор всегда стоял в неизменном виде, его лишь незначительно переделали в начале 19 века, и не было никаких церквей на его месте.

Памятник Медному Всаднику передвинули на другое место, где стояла (возможно) католическая церковь, а после ремонта Исаакиевского собора и Александровской колонны выдали их за новые строения, в подтверждение чего во Франции малым тиражом выпустили альбом для служебного пользования. Да и на рисунках из альбома Монферана рабочие артели изображаются в шляпах, что вызывает сомнения, ибо "шляпа" не является русским традиционным головным убором.

на рисунках из альбома Монферана рабочие артели изображаются в шляпах
на рисунках из альбома Монферана рабочие артели изображаются в шляпах
на рисунках из альбома Монферана рабочие артели изображаются в шляпах

Получается, что многие строения существовали совсем не там, и не в том виде, как заявляет официальная история Санкт-Петербурга.

1. Технологический уровень строительства

Не известен способ обработки круглых колонн, нигде не описана и технология обработки камня, кто из мастеров этим занимался. Получается что колонны вынимали из каменной породы уже готовыми, обработанными (круглыми и ровными). Готовые колонны доставляли на кораблях, разгружали вручную при помощи ломов и веревок, а дальше перегружали на специально ради этого построенную железную дорогу и подвозили прямо до точки установки. И это когда каждая колонна весит 64 тонны.

колонны вынимали с каменной породы уже готовыми, обработанными
колонны вынимали из каменной породы уже готовыми, обработанными

Чтобы установить такую колонну, нужен кран как минимум с таким же противовесом. Но противовеса в рекламируемой нам конструкции нет. Есть только брёвна, ролики и верёвки. Есть также размытое объяснение, рекомендуемое считать что подымали колонны по желобам с помощью тросов. А устанавливали их на место с помощью "оригинального" механизма (детали конструкции которого конечноже утеряны за прошедшие века), состоящего из двух частей, в основании которого были вставлены шары.

установка колонн
установка колонн
установка колонн
затаскивание многотонных верхних колонн 'по деревянному настилу' на веревках
затаскивание многотонных верхних колонн 'по деревянному настилу' на веревках

Да и александровская колонна в разы тяжелее современных ракет, а на каких огромных механизмах их возят, по телевизору не раз показывали.

Кстати, вот так современные люди разгружают "тяжелые грузы". Точно не веревками и не "вручную". Почувствуйте разницу сравнив конструкции "подъемных механизмов" на литографиях архитектора и на современых фото.

разгрузка в наше время
разгрузка в наше время

2. Культурный слой

Сейчас у Собора 3 (три) ступеньки. Смотрим макет установки колонн, находящийся в самом храме, — 9 ступенек. 6 ушли под землю на 1,5 метра. Только вот здания уходят в землю не потому что "погружаются под своим весом", а потому что "нарастает культурный слой". То есть сверху постепенно что-то насыпают.

макет механизма установки колонн
макет механизма установки колонн

И раскопки культурного слоя на Дворцовой площади дают очень интересный результат:

  • нижний слой – нижняя мостовая,
  • дальше 1,5 метра культурного слоя в виде обычного грунта,
  • верхний слой – верхняя мостовая,
  • дальше уже современный щебень и асфальт.

И откуда на Дворцовой площади взялся слой грунта 1,5 метра? Получается, в результате какой-то катастрофы весь город занесло грязью, возможно в результате наводнения. Или же культурный слой "нарос сам", естественным образом, но для этого должна пройти не одна сотня лет и город в это время (все время) должен был бы оставаться безлюдным, так как грязь с Дворцовой площади дворники уж точно бы постоянно убирали.

3. О камнетёсе Самсоне Суханове

Добычу и обработку всех гранитных мегалитов Петербурга связывают с одним человеком — Самсоном Сухановым. По официальной версии именно камнетёс Самсон Ксенофонтович Суханов (http://www.arhpress.ru/znamya/2003/6/27/5.shtml) вырубал из гранитной скалы куски толщиной с трехэтажный дом и длиной с десятиэтажный (как для Александровской колонны).

Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные — поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И.П.Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны. Потом были колонны Исаакиевского собора.

На башне Адмиралтейства стоят высеченные им статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке — мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита, в Москве — пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Однако в официальных версиях биографии Суханова обнаружится большое количество неточностей и нестыковок:

  1. Разные отчества в разных источниках, а в некоторых из них приписали ему двух отцов одновремено — Семёна и Ксенофонта,
  2. Самсон Суханов рождался 4 раза — в 1766, в 1768, в 1769 и в 1776, а умирал всего только 2 раза — в 20-х и 40-х. Разброс 4-х дат рождения составляет 10 лет, а двух дат смерти — 20.
  3. 16-летний Самсон убил двух белых медведей, с шкурами которых его артель вернулась в Архангельск.

"Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок. На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке."

Следует напомнить, что Белый медведь — самый большой хищник на Земле. Современные белые медведи весят до тонны, однако 200 лет назад они были крупнее: в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной более 100 лет назад, указан вес: до 1600 кг ("16 центнеров весом"). "Белый медведь очень дик, зол, кровожаден и очень силен, довольно быстро движется скачками. Защищается с большим мужеством и является опасным противником, особенно на льду, на котором он движется смело и уверенно. Охотятся на белого медведя с ружьями, но эта охота часто стоит жизни охотнику."

И, заметьте, "Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя". То есть 16-летний парень держал рогатину в руках, то есть на весу, и сдержал немалый вес медведя, так что рогатина сломалась? Хорошо, приукрасили немного авторы, ибо рогатину и на охоте, и в бою упирают в землю или какую другую преграду, и только направляют острие рогатины ("рогатина" от слова "рог", то есть острие у такого специального копья одно 😉 а не два) на медведя, встречая его вес на опору. Но в одиноночку, из оружия только лыжи и нож, которым будущий камнетес завалил полуторатонного зверя, находясь под его тушей. Мелочь вроде, но, все-таки, неправдоподобно.

Так же не известно достоверного изображения великого камнетёса и историкам не известено ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен. Вот так…

  1. Официальная версия истории Исаакиевского собора полностью не соответствует реальной истории.
  2. Строительство и изготовление строительных конструкций велось с применением высокого уровня технологий, недоступного в наше время в таких масштабах.
  3. Размер культурного слоя в полтора метра оставляет открытым вопрос возраста Исаакиевского собора и самого Питера.
  4. Письменные свидетельства на эту тему сфальсифицированы. А под фальшивую версию написаны научные труды, выпущены книги за границей, нарисованы картины, созданы мифы. Особенно сильно фальсифицирован конец 18 – начало 19 веков.

http://pg-tc.com/secrets/rusia/issb-spb.html

Источник: verybigfish.livejournal.com

Самая главная тайна лично для меня в Исаакиевском Соборе -правда ли то, что на мощах (ну, естественно, на частицах) Александра Невского стоит надпись -Иисус Навин.

-Пожилая ленинградка заполняет в каком-то ЖЭКе анкету-
-"Васильева….Нина….Исааковна…
-Еврейка, поди?
-Ну да, а Исааковский Собор,- таки,- синагога?

ХРАМ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ АНТИЧНЫМ!!! И ВЕРОЯТНО ДО РОЖДЕНИЯ ПЕТРУШИ…

Исаакиевский собор считается одним из шедевров православной, российской христианской архитектуры. На первый взгляд в нем нет ничего странного.

Но это лишь на первый взгляд. Смотреть нужно внимательней.
Вот его ворота.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Образы очень напоминают античные, но не это самое важное. В храме нет ни одного….православного распятия

А найти восьмиконечный православный крест оказывается делом нелегким.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Эти православные кресты редкие православные элементы—в совершенно не православном храме
Обратите внимание—над иконой находится нечто иное как всевидящее око, которое православные считают символом масонов и сатанистов

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Вот про распятия

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Вот оно православное распятие

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
А вот католическое и это изображение одного из ниш Исаакиевского собора, в то время как православные распятия там отсутствуют

Внизу второе, католическое изображение с распятым Иисусом находится снаружи над одним из входов в собор.
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Вообще-то, согласно официальному историческому мифу, Исаакиевский собор после освящения был главным кафедральным собором Российской империи.

И как так получилось, что при оформлении главного собора практически не используется основная символика, а распятие вообще показывается согласно чужим канонам?!

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

А вот узоры на полу собора
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

На полу и стене малозаметные узоры, они древнегреческие

Это эллинский ГРЕЧЕСКИЙ орнамент-меандр.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Вот на стене храма Адриана

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Вот из храма Юпитера
Точно такие же орнаменты можно увидеть кроме всего прочего в Бальбеке

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

70-страница иллюстрации Монферана
Внешние признаки

Теперь немного о внешних особенностях собора—православный храм внутренне не православный, а внешне уже античный

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге
Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

А вот это уже римский пантеон

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Почти тоже самое здание, только без купола

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Парижский пантеон, как и в Иссакии вы там православных распятий не найдете

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

А это уже американский Капитолий,храмы в России, Европе и полит. здания в США строили по одному архитектурному стилю
Вот бостонский капитолий

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Но куда интересней его старое изображение

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Это что копия александрийского столпа?
Ну и вот Капитолий штата Айова в Де-Мойне

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Он более всех похож на Исаакиевский собор
Кто построил Иссакиевский собор
Считается что собор спроектировал и построил иностранный скульптор Монферан. Но это не так.
Вот интересная иллюстрация из работы самого Монферана.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Это 1820 год, по изображению можно сделать вывод что идет не стройка, а скорее реставрация собора
На самом деле история такова
В 1809г. и 1813г. объявлялся конкурс о перестройке собора. Еще до объявления первого конкурса под руководством президента Академии художеств графа А.С. Строгонова была разработана программа нижеследующего содержания:
"Великлепные здания , воздвигаемые в северной столице России, подают мысль обратить внимание на собор Святого Исаакия Далматского.
Сей храм…, — требует по стечению столь важных обстоятельств приличного в отделке своей великолепия. Сие намерение открывает обширное поле к отличию художникам, известным дарованиями своими в зодческом искусстве; при сем случае могут они показать изящные свои способности в решении следующих задач:
1. Изыскать средства к украшению храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.
2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь знаменитому зданию.
3.Придумать удобный способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя при том окружность оной в надлежащую правильность".
РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка), напечатано: Шуйский В.К. Огюст Моферран.
История жизни и творчества. — СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Граф Строганов прямо указывал что был конкурс на переделку уже стоявшего храма, задачей было снять с него мрамор.
Это никак не вяжется с утверждением что 3-й Исаакиевский собор бы закрыт в в 1816 году. Именно 3-й собор был частично уделан мрамором

Википедия тоже цитирует Строганова, но цитирует так:
"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность"
Вот такая схема подлога—википедия выдергивает из записки Строганова самое важное, то что собор уже был
Приписывать Монферану авторство Исаакиевскогоо собора глупо, еще вот выдержка из задания по перестройке Исаакиевского собора в "Записках" Вигеля:
"На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику."

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Ф.Ф.Вигель в своих записках прямым текстом указал что Исаакиевский собор не строился, а перестраивался
Признаки перестройки можно найти и сейчас

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Три по центру — настоящие, а те что по бокам — свежие, это всё, что осилил Монферан при реконструкции собора, ему не хватило либо мастерства, либо времени на повторение оригинала.
Вот еще новодел

Кто построил исаакиевский собор в санкт петербурге

Одним словом примеров много
Никакого строительства 4-го Исаакиевского собора не было, то что сегодня есть это тот самый "третий" храм, как скорее всего "первый" и второй" храм.
Но зачем нужно было разбивать историю одного собора на 4-части и фальсифицировать его строительство Монфераном?
Дело в том что древний храм с элементами язычества и католичества, не имеющий никакого отношения к нынешнему православию.
Строительство 4-х соборов не более чем четыре реконструкции, где стиралось его языческо-католическое прошлое.

Но даже после всего этого удивляет что фальсификаторы не сняли католические распятия и не заменили их на православные. Они будто знали что это совсем не обязательно.

Действительно—утруждать себя было не нужно, ведь православные верующие настолько оболванены и слепы что не замечают что приходят в чужой храм.
Хотя от них это никто не скрывает, все на самом видном месте.

Добавлю что наличие католических распятий в Исаакии еще одно доказательство в пользу того что ранее католицизм и православие были одной конфессией, как впрочем христианство и ислам.
Отсюда

Источник: slavikap.livejournal.com

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга. Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание — уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой — и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи — более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей — портиков, гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года — своды, купол и колокольни. Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней — лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов — «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I, опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II, а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего — похоронить его в храме — так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, — входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.

Храм в советское время

В первые годы советской власти храм оставался действующим, однако государство его не финансировало, а все церковные ценности изъяло. В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.

Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли — и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) — настенные росписи.

Автор: Лидия Утёмова

Источник: www.culture.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.