Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге

Основные моменты

Казанский кафедральный собор является действующим храмом, это значит, что интерес и внимание к нему значительно шире, чем просто к туристической достопримечательности. Для православных верующих это особенное место, где они могут побывать на церковной службе, напитаться неповторимой энергетикой храма, где буквально каждый уголок как живой, но безмолвный свидетель его богатой летописи, в которой нашлось место и трагическим страницам. И, самое главное, именно в этом соборе хранится главная святыня Санкт-Петербурга – Казанская икона Божией Матери. А еще он является памятником русской воинской славы, статус которого он приобрел после Отечественной войны 1812 года.

Как видим, здесь сплелись воедино религия и история, архитектурное наследие и память о доблестных защитниках Отечества. И вся эта монументальность, пронесенная через века, делает храм поистине уникальным, которым город на Неве гордится как своим бесценным достоянием. Но чтобы прочувствовать всю его одухотворяющую атмосферу, в Казанском соборе Санкт-Петербурга обязательно надо побывать лично, и такой возможностью пользуются очень и очень многие.


История Казанского собора

Во второй половине XVIII века император Павел I Петрович, на тот момент еще наследник престола, путешествовал по Европе. Оказавшись в Риме, он был поражен величием и красотой собора Святого Петра и тем, насколько он гармонично вписывался в окруженную колоннадами площадь перед ним. В 1799 году, уже взойдя на трон, государь пожелал, чтобы такой же храм был построен в Петербурге. Не привыкший откладывать свои идеи в долгий ящик, преемник Екатерины Великой тут же объявил конкурс на лучший проект собора. По его задумке, он должен будет заменить собой церковь Рождества Богородицы, именуемую в народе Казанской. Она была построена в 30-х годах того же столетия и успела обветшать. Именно в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, почитаемая как одна из главных реликвий страны.

В конкурсе приняло участие немало талантливых архитекторов. Но поскольку главным условием было то, чтобы будущий храм походил на упомянутый римский собор, который так понравился императору, из всех представленных работ отобрали проект Андрея Никифоровича Воронихина, молодого, но очень талантливого архитектора, происходившего, кстати, из бывших крепостных.


нако по некой злой иронии судьбы царю так и не довелось увидеть ни сам ход строительных работ, ни сдачу здания в эксплуатацию. Торжественная закладка будущего храма состоялась 27 августа 1801 года, через три месяца после убийства Павла I офицерами в Михайловском замке в собственной спальне. К слову, идейным вдохновителем и организатором покушения стал столичный генерал-губернатор и по совместительству глава тайной полиции П. А. Пален. Таким образом, на церемонии закладки фундамента присутствовал сын и наследник погибшего от рук заговорщиков царя, действующий император Александр I.

Место под строительство храма отвели на вытянутом с запада на восток участке у Невского проспекта, что усложнило стоявшую перед архитекторами задачу. В православных церквях, как известно, алтарь всегда смотрит на восток, а вот главный фасад с входом – в противоположную сторону, то есть на запад. Существовавшие традиции никак нельзя было нарушать, поэтому к Невскому проспекту оказывался обращенным не главный (западный) фасад, а северный – боковой. Как же выйти из этого положения? Воронихин нашел гениальное решение: пристроив к боковому фасаду величественную полукруглую колоннаду, он зрительно превратил его в главный. Колоннада же раскрывалась в направлении главной магистрали города – Невского проспекта. Колонн было в общей сложности 96, и они были поставлены в четыре ряда, одновременно став напоминанием о таких же сооружениях, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Ватикане.


После разгрома французов в Отечественную войну 1812 года в храм перенесли на хранение 27 знамен поверженной армии Наполеона. Впоследствии Казанский собор стал хранилищем и других трофеев, а именно флагов и ключей от многих европейских городов и крепостей, добытых русской армией в походах 1813-1814 годов. В соборе, точнее, у его стены, нашел свой последний покой прославленный военачальник Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Именно он, ученик и соратник Александра Васильевича Суворова, был главнокомандующим русской армией во время той войны и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

С Казанским собором связаны имена и других знаменитых людей. Так, 8 ноября 1893 года под его сводами отпевали великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который входил в число первых великих русских музыкальных деятелей, обратившихся к написанию церковной музыки, толчком к чему стали собственные религиозно-художественные настроения и ощущение назревших в последней четверти XIX века в этой сфере реформ. А ранее, еще в 1773 году, здесь венчался цесаревич Павел Петрович. Были и трагические моменты: когда в марте 1913 года в соборе праздновалось 300-летие династии Романовых, произошла давка, унесшая жизни, по меньшей мере, 34 человек.

Происходившие при советской власти гонения на церковь не обошли стороной и Казанский кафедральный собор.


ень сильно пострадал его интерьер вследствие изъятия церковных ценностей, имевшего место в 1922 году. Одного лишь серебра, по очень приблизительным оценкам, было вывезено из собора около двух тонн. На переплавку пустили уникальный иконостас, изготовленный из этого драгоценного металла, и куда потом исчезло это серебро, неизвестно до сих пор. Через год храм перешел к так называемым обновленцам, а в конце января 1932 года его и вовсе закрыли. Осенью того же года Казанский собор отвели под Музей истории религии и атеизма. В первой половине 1950-х годов был отреставрирован интерьер, а в начале 60-х – фасады.

Казанский собор стал, что называется, самим собой уже на закате горбачевской перестройки. 25 мая 1991 года в его левом приделе возобновились богослужения, а главный придел освятили только через год. В конце апреля 1994 года на купол водрузили крест. А дата 29 марта 1998 года навечно вписана в летопись собора как день его полного освящения после долгих лет забвения. Церемонию совершил бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ставший с 19 марта 2014 года почетным настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. Статус же кафедрального один из самых больших храмов Северной столицы получил в 2000 году.

Особенности архитектуры и внутреннее убранство

Казанский кафедральный собор, в котором целый ряд колонн, но только один купол, своими архитектурными особенностями отличается от других церквей. Он больше напоминает резиденцию Папы Римского, чем характерный для севера России православный храм. Однако величия, великолепия, красоты, а также самобытности, несмотря на сходство с «ватиканским братом», у него действительно не отнять.


Подойдя к северному фасаду, вы увидите четыре скульптуры: это увековеченные в бронзе князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Над первым и последним изваянием работал скульптор С. Пименов, а над остальными двумя, соответственно, И. П. Мартос и В. И. Демут-Малиновский. Итальянские же мотивы угадываются не только во внешнем облике храма в целом (как мы уже отмечали, он похож на собор святого Петра в Ватикане), но и в деталях. Например, бронзовые двери на северной стороне здания, отливкой и чеканкой которых занимался Василий Екимов, скопированы с дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции. Скульптор планировал поставить на каменные пьедесталы по обе стороны колоннады изваяния архангелов Михаила и Гавриила, однако его задумка так и не была осуществлена.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.


Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

Вообще все важные исторические события в нашей стране, так или иначе, были связаны с Казанским собором. Так, М. И. Кутузов уехал в действующие армейские части только после того, как совершил в храме торжественный молебен. И именно сюда в июне 1813 года доставили прах великого полководца, который, как уже было отмечено выше, был погребен здесь же.
парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли – русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810-1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия. Оба монумента органично вписаны в архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Их отлили по моделям скульптора Б. И. Орловского. Полководцы изображены во весь рост, на их плечах – плащи. И на этом сходство заканчивается: Кутузов изображен дающим сигнал своим войскам к наступлению, а Барклай-де-Толли как бы стоит в ожидании.

Нельзя не сказать и о фасадах Казанского собора, облицованных пудостским камнем – известковым туфом с небольшой объемной массой, добываемым вблизи поселка Пудость Гатчинского района Ленинградской области, обладающим морозостойкостью и пористостью и легко обрабатывающимся. У этого камня, к слову, очень необычные свойства, которых нет у других отделочных материалов: он меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, становясь то серым, то желтовато-серым. Изначально же фасады украшали рельефы, выполненные Ф. К. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. До наших дней дошли два пьедестала, установленные по бокам знаменитой колоннады. Прежде на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, простоявшие вплоть до 1824 года. Их должны были заменить бронзовыми аналогами, однако этого так и не случилось.


Из бронзы изготовлены и северные врата величественного храма – их отливали по образцу «райских дверей» баптистерия в городе Флоренции (XV век). Что же касается колонн коринфского ордера – они изготовлены из розового финского гранита, а капители украшены позолотой – их внутри собора 56. В прошлом интерьер был украшен многими барельефами, но к нашему времени уцелели всего два. Назовем их: «Взятие под стражу» (автор Ж. Д. Рашетт) и «Несение креста» авторства Ф. Ф. Щедрина. А что с остальными? Они были удалены еще в 1814 году, причины неизвестны. В 1899-1900 годах перед Казанским собором разбили сквер, ставший своего рода дополнением или, если хотите, завершающим штрихом к его самобытному и узнаваемому во всем мире облику.

Богослужения в Казанском соборе

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.

В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев».
наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.

И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

Время работы

Казанский собор в Санкт-Петербурге работает ежедневно с 7:00 до 20:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный.

Официальный сайт: www.kazansky-spb.ru.

Как добраться

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга расположен по адресу: Невский проспект, дом №25.

Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Источник: wikiway.com

 

Главные соборы Санкт-Петербурга


5229398_0_4a676_e6256734_orig (342x134, 10Kb)

Город Санкт-Петербург трижды менял название. Во время революции и советской власти он был Петроградом и Ленинградом, а с 1991 года снова стал Санкт-Петербургом. Горожане любовно зовут его просто — Питер. И хотя есть исторические данные, что город хотели назвать в честь апостола Петра, все связывают его название с именем царя Петра І, который принимал непосредственное участие в строительстве города.

5229398_zYT8jLNgyWA (700x507, 329Kb)

Питер сравнительно молод. В нем не найдешь доисторических и средневековых древностей, но все самое лучшее петровских и последующих времен представлено во всей красе. Особенно это касается архитектуры, ведь здесь трудились по-настоящему гениальные архитекторы.

Невозможно не посетить улицу Росси, Невский проспект, Зимний дворец и Петергоф. Петербург – это город музей. Вся его историческая часть занесена в список ЮНЕСКО. Главная артерия – Нева, оживляет город, превращая его в северную Венецию. Здесь не меньше каналов, чем в прославленном городе, но точно больше мостов. Например, с Троицкого моста видно еще семь, а с Кашиного – девять. Их проектировали умнейшие инженеры.

Петербург – город с особой энергетикой и особым духовным устремлением. Многие соборы Петербурга – это памятники боевой славы России. Они хранят воспоминания о живых и мертвых героях, призывают помнить свою историю, уважать свои корни. А главное — не забывать и любить Бога.

HqeTS6jhP78 (700x700, 426Kb)

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.
Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.
Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).
Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.
 Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4000 м².
Th1-9dJTreY (700x554, 311Kb)

0lLkYGtRjas (604x434, 192Kb)

 Необычный ракурс, Исаакиевский собор
0ccpprmWdSM (604x506, 248Kb)

Купол Исаакиевского собора
nBU0OJGbncM (700x465, 357Kb)

j1S5Y0XMSNE (700x671, 292Kb)

P6lc0DOQ0TM (700x470, 208Kb)

SiBKqoBAQ5c (700x464, 224Kb)

Wikj9wJHzQc (700x572, 339Kb)

Rty9D65p6QI (700x700, 397Kb)

karen111 (402x604, 152Kb)

jsKdT3K0rog (604x604, 216Kb)

IXC49HWRnH8 (604x402, 152Kb)

5229398_0_3cee8_1de133db_orig (300x31, 6Kb)

5229398_AgZfhzJgUqQ (660x440, 57Kb)

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир (или русского классицизма). Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.
Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

64fcTm1zOR0 (700x304, 158Kb)

5229398_aAvRbl_5y4A (660x481, 134Kb)

I-AsTKurOOs (660x441, 187Kb)

K77YjIiDVXM (700x466, 216Kb)

MrnU_L2-2Uc (700x686, 382Kb)

qWZ-YL7kPsw (660x495, 255Kb)

tZf0a7-yobI (700x381, 147Kb)

xL9z0SS9ZoY (700x467, 199Kb)

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_1_ (300x31, 6Kb)

5229398_ZxGFKJkgK0Q (700x461, 68Kb)

 Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

ZdiPHFrsNCk (700x551, 323Kb)

7v06e692R10 (700x521, 298Kb)

8HOiV_V1w9Q (700x495, 328Kb)

74GgxvmXYwE (700x464, 268Kb)

EjQzIxSPAzI (700x484, 277Kb)

IQ9IpuHqJ7s (700x466, 309Kb)

NqCgFkFl6Y0 (630x420, 230Kb)

5229398_xdVQSZ4YVFo (525x700, 289Kb)

_XvJrWZwmcA (550x419, 168Kb)

7mFWdzLbw4I (480x480, 251Kb)

anuryG2z2DI (604x403, 222Kb)

aUvgjIkpjyU (453x604, 238Kb)

fITcPT5nkP0 (453x604, 249Kb)

kmmkBrPKWcM (700x685, 494Kb)

kQUYQD2z7UM (453x604, 159Kb)

M762MvRtWCU (700x457, 313Kb)

wwapNtZgwBQ (340x604, 192Kb)

qAeiPZ_bhJM (700x457, 326Kb)

ZeGxSC8zL5Q (480x480, 187Kb)

RB_UeOMzZJk (600x342, 182Kb)

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_4_ (300x31, 6Kb)

03Gx_aEnILA (700x470, 290Kb)

Петропавловский собор(официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко[1]. До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.
XiUIQuhGJBc (700x467, 229Kb)

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_2_ (300x31, 6Kb)
DgjXaeSr9_c (404x604, 145Kb)

Соборный храм Смольного монастыря возведен в 1748-1757 годах по проекту Ф. Растрелли. Вся композиция этого шедевра архитектуры барокко отличается необыкновенной пластичностью и устремленностью ввысь. После упразднения монастыря все работы были прекращены и возобновлены лишь в царствование Николая I.
В 1832 – 1835 годах архитектор В. П. Стасов окончил внутреннюю отделку храма, после чего, собор, вмещающий 6 тысяч человек, был освящен. До революции он являлся главным храмом учебных заведений Ведомства императрицы Марии.
В 1923 г. собор был закрыт, внутреннее убранство уничтожено, помещение использовалось под склад. В 1974 г. — филиал Музея истории Ленинграда, с 1990 г. — концертно-выставочный зал, с 2004 г. — структурное подразделение музея-памятника Исаакиевский собор.
В 2000-х годах в соборе проходили комплексные реставрационные работы. Здесь периодически устраиваются тематические выставки, проводятся концерты духовной

 музыки.
f3TnlaGqDlU (616x700, 304Kb)

5229398_2qkIPf_nro (700x381, 51Kb)
ideXNsKlLpY (700x467, 310Kb)

vcdg3cSHV7E (700x481, 272Kb)
5229398_0_3cee8_1de133db_orig_3_ (300x31, 6Kb)
WyjBgULSk60 (700x520, 296Kb)

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота. Один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Собор повлиял на топонимику города: дал свое имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки.
Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Богдан Сойко.

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_5_ (300x31, 6Kb)
 

5229398_9WoS3UAW87M (700x463, 84Kb)

Возведению Троице-Измайловский собора предшествовала вполне обычная для того времени история. В 1827 Николай I принял решение построить для Измайловского полка вместо обветшалой деревянной церкви каменный собор. А в память о том времени, когда он самолично командовал легендарным полком, не знавшим поражений, император повелел строить храм на казенный счет, да и сам пожертвовал немалую сумму. Проект поручили Василию Петровичу Стасову, а контролировал ход работ лично царь.
С огромным центральным куполом собора с самого начала все пошло не так. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. Стасов предложил покрыть купола медью и обработать их кислотой, дабы получить желаемый цвет. Идею одобрили, но спустя несколько месяцев император вдруг изменил решение и повелел сделать купола голубыми с золотыми звездами сплошь по всей поверхности.
Воля самодержца была исполнена, и в ноябре 1833 года центральный купол предстал во всей красе. Однако через три месяца великолепный купол сорвало бурей. Специальная комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов провела расследование и нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым. Василий Петрович, бывший к тому времени уже опытным архитектором и признанным мастером, был строго наказан – пять суток гауптвахты и внесение записи о случившемся в личное дело.
Восстанавливать купол Стасову уже не доверили, эту работу поручили инженеру Петру Петровичу Базену, главе Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Через год реконструкция была закончена, а при подготовке к покрытию поверхности куполов кобальтом близлежащий квартал залили водой, чтобы ни одна пылинка или травинка не испортила чистейший синий цвет.
Однако злоключения центрального купола с окончанием строительства, к сожалению, не закончились. Собор пережил трудные тридцатые годы, когда его хотели переделать в крематорий, пострадал в Великую Отечественную, использовался после войны как склад. И вот когда, наконец, его вернули Православной церкви и была начата масштабная реконструкция, случилась очередная катастрофа. В августе 2006 года в результате сильнейшего пожара была полностью уничтожена деревянная конструкция купола. Его пришлось отстраивать заново.

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_1_ (300x31, 6Kb)

5229398_vladimirskiysobor (640x490, 96Kb)

Владимирский собор
Владимирский собор – памятник архитектуры барочного стиля. Сама церковь была задумана архитектором Трезини, но строительство затянулось, и в разные годы над ее возведением трудились Кварнеги, Мельников, Руска, Гольмом. Церковь имеет пять куполов, отдельно стоит колокольня. Главная святыня храма – икона 18 века Владимирской Божьей Матери. Эту церковь любил посещать Достоевский, здесь отпевали няню Пушкина. В советское время храм был закрыт, и заработал только в 90г. В 2000г. он получил статус собора.

5229398_spasopreobrazhenskiisobor (639x426, 89Kb)

Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал своей религиозной службы, и оставался действующим даже в советские времена. В наши дни здесь можно послушать выступление солистов Академической капеллы. Главная святыня храма – это икона «Всех Скорбящих Радосте» и образ Спаса Нерукотворного. До революции в храме хранились трофеи российско-турецкой войны, которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже. На своем веку храм пережил сильный пожар, и архитектор, который отстраивал его заново, получил от царя бриллиантовый перстень за работу. Во время войны в подвале церкви действовало бомбоубежище.

5229398_andreevskysobor_1_ (639x426, 79Kb)

Андреевский собор
Действующий православный собор расположен на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Эта церковь стала местом проведения радостных и торжественных служб, которые посещали члены царской семьи и знаменитости того времени. Эту церковь считали своей кавалеры ордена Андрея Первозванного. Позднее даже был установлен барельеф с изображением ордена. Не смотря на такую любовь богатых людей, церковь всегда ставила своей главной задачей заботу о бедных. Из достопримечательностей храма выделяются 17 метровый резной трехъярусный иконостас, серебряное облачение в алтаре.

5229398_0_3cee8_1de133db_orig_3_ (300x31, 6Kb)
X_s2QJiAhdU (700x536, 277Kb)

Александро-Невская Лавра.
Один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, Александро-Невская Лавра, был заложен в 1710 году на том месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва со шведами, определившая победу России.
Строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении почти всего 18 века и было завершено лишь к 1790 году. За период строительства сменилось несколько архитекторов, но основная идея Д. Трезини, который задумал монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые, была сохранена. Над созданием одного из крупнейших архитектурных ансамблей города трудились талантливейшие архитекторы своего времени: Д. Трезини, Т. Швертфегер, М. Земцов, Л. Пустошкин, Ф. Королев, А. Мышецкий, П. Еропкин, М. Расторгуев, И. Старов и другие.

5229398_dgdCHSwwHls (700x480, 115Kb)

Композиционным центром лавры является Троицкий собор, построенный архитектором Старовым. Окончание постройки и освящение храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами. Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
В 1724 году в монастырь был перенесен прах князя Александра Невского, причисленного русской православной церковью к лику святых.
К концу XVIII века Александро-Невский монастырь, которому в 1797 году был присвоен статус лавры, стал духовно-культурным центром Петербурга. Александро-Невской лавре покровительствовали все российские государи и государыни. Еще при Петре Великом при монастыре были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священнослужителей. Эта школа впоследствии получила статус духовной семинарии, а затем и Духовной Академии, в которой готовили священнослужителей для наиболее важных православных храмов России. Значение лавры в жизни Петербурга и всей страны можно хорошо представить, если вспомнить тот факт, что до революции в России было только четыре монастыря подобного уровня.
С момента основания Александро-Невская лавра являлась первой по значению усыпальницей императорской России. Здесь были погребены члены царской семьи, духовные служители, выдающиеся государственные деятели, полководцы. Среди них — Суворов, Безбородко, Кваренги, Воронихин, Росси и многие другие.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, его церкви закрыты, а бесчисленные реликвии и произведения искусства были переданы в Русский музей, Государственный Эрмитаж и другие музеи Петербурга. В 1936-1937 годах на территории монастыря был создан музей — Ленинградский некрополь, который в 1939 году был реорганизован в Музей городской скульптуры.
Русской Православной церкви Свято-Троицкий собор вернули в 1956 году, а в 1987 году была открыта Никольская кладбищенская церковь. В начале 20 века на территории лавры действовало 12 церквей, в настоящее время только две. Возрождение монастырской жизни произошло осенью 1996 года, и сегодня Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.
b91GSOt3Cn0 (700x352, 192Kb)

pXK51T--7xQ (700x318, 187Kb)

rp_Ep_Zd11U (700x521, 312Kb)

5229398_xC4mgHTsGS0 (525x700, 98Kb)

YIX2JBXxLlU (500x375, 131Kb)

5229398_0_3ce0c_561c568e_orig (478x76, 12Kb)

 

Источник: www.liveinternet.ru

Всем привет!

Мне всегда сложно писать о знаковых местах, сложно соблюсти баланс. Хочется самые интересные исторические факты рассказать, а интересно всё. Но чем больше берёшь фактов, тем больше статья похожа на пересказ Википедии. А этого я не хочу. Поэтому я не ставлю себе цель — рассказать историю целиком. А рассказываю только о тех моментах, которые больше всего впечатлили и запомнились.

Я очень люблю Петербург и не устаю это повторять. Город учит меня. Например, когда я делала тест "Поэтическая прогулка по Петербургу" я искала стихотворения про Казанский собор. Конечно, я нашла их, но ни одно из них, на мой взгляд, не передавало силу и величие собора.

Только недавно я нашла стихотворение, которое полностью передаёт мощь этого храма. Не удивительно, что искомое нашлось в классике. Силу "гранитных громад" показал Александр Сергеевич Пушкин.

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов…

Всё сложилось благодаря этому стихотворению. Строительство Казанского собора длилось десять лет и закончилось в 1811 году. А потом была Отечественная война 1812 года. Была сдана Москва, была Бородинская битва и наша победа. Победа, которая была бы невозможна без военного гения Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.

В 1813 году Кутузова похоронили вместе с трофеями в этом соборе. Но чуть ранее собор уже стал символом и памятником воинской славы.

В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна, штандарты, ключи от покорённых городов и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Википедия

Ключей было привезено 97 штук! А свой жезл Даву потерял 22 октября 1812, в день Чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

История дома Господня в этом районе началась намного раньше строительства Казанского собора.

В 1733 году по проекту Михаила Земцова на Невском проспекте началось строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Википедия

Сейчас над иконой у гробницы Кутузова, мы можем увидеть барельеф «Вход Господень в Иерусалим» скульптора Якова Ивановича Рашета.

Его авторству принадлежит пять золочёных бронзовых статуй петергофского Большого каскада фонтанов, а именно: фигуры Юноны, Юпитера, Галатеи, двух групп «Наяд с тритоном» (1806—1809) Википедия

Вернемся к истории

Павел Первый венчался в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в 1773 году, также в церкви стали отмечать победы русских воинов. И в какой-то момент Павел решил построить на этом месте новый храм, который бы не уступал по своей красоте собору Святого Петра в Ватикане.

Автором проекта стал Андрей Воронихин, бывший крепостной Александра Строганова.

До этого Строганов посылал своего талантливого крепостного в Москву, обучаться архитектуре у Василия Баженова, а затем, дав ему вольную, отправил вместе с собственным сыном учиться в Париж и Женеву (1786—1790) Википедия

Для Строганова строительство собора стало главным делом в жизни:

Собор должен был прославить и его имя, как имя президента Академии художеств. Википедия

27 августа (8 сентября) 1801 год в присутствии императора Александра I. Помощником Воронихина выступил архитектор и гравёр Николай Алфёров, в целом к работам «не были допущены ни один иностранный художник или рабочий». Строительство завершилось в 1811 году, расходы составили 4,2 млн рублей

Собор поражает своей мощью! Только представьте, одних наружных колонн там 182. Они собраны из блоков пудостского камня (камень добывали в Гатчине).

14 барельефов снаружи храма, над которыми работали: И. П. Прокофьев, С. С. Пименов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский и Ф. Г. Гордеев.

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли появились перед собором в1837. Я читала, что во время ВОВ памятники были замаскированы, а когда мимо них проходили солдаты, то всегда отдавали честь. И клятву о верности Родине здесь давали.

Не всему написанному в интернете можно верить, добавляю сюда важный комментарий моей подписчицы:

В начале Блокады великий академический скульптор Игорь Всеволодович Крестовский, руководивший работами по спасению ВСЕЙ скульптуры Ленинграда, получил распоряжение не укрывать памятники Кутузову, Барклай де Толли, Суворову (перед Троицким мостом).

Это сведения из самого надежного и авторитетного источника, а именно от супер искусствоведа Надежды Крестовской.

Елена, ещё раз огромное вам спасибо за тактичность и щедрость! Вы всегда делитесь такими деталями, которые я сама бы никогда не нашла.

Сейчас сквер перед Казанским собором тихое и мирное место, с птичками и скамейками.

Однако, эта площадь помнит и дух революции:

6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора. Википедия

Много историй и реликвий хранит собор! Мы к нему обязательно еще вернёмся.

Все статьи про прогулки по Петербургу по тегу #hellengeo_петербург

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.