Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
Телефоны: Автоответчик (812) 710-96-25, Справочная о выставках (812) 571-34-20, Заказ экскурсий (812) 571-84-46, Заказ специальных экскурсионных программ (812) 710-96-44, Пресс-служба (812)315-77-22
Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 18.00, кроме понедельника. Касса работает до 17.00

Годом основания Эрмитажа принято считать 1764-ый, когда в нескольких залах Зимнего дворца была размещена первая коллекция картин, приобретенных по велению Екатерины II у берлинского купца Гоцковского. На этом Екатерина не остановилась, она продолжала покупать картины и скульптуры, приобрела коллекцию резного камня, медалей и монет. Собрание Эрмитажа быстро росло, и вскоре обнаружилось, что для того, чтобы разместить все экспонаты, надобно строить специальное здание. Оно было построено в 1764-1767 гг. и получило название Малый Эрмитаж.

Еще одно здание — Большой Эрмитаж — было выстроено вдоль Невы в 1775 году, а в 1783 г. Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра.


История эрмитажа в санкт петербурге

К концу 18 века в коллекции Эрмитажа находились работы Рембранта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса, Ван-Дейка, Пуссена, Мурильо и других мастеров, собрание живописи Эрмитажа стало одним из лучших в Европе. Специальные агенты при русских посольствах за границей скупали картины, серебро, фарфор, шпалеры, книги, монеты, медали и прочие предметы культуры и искусства. Все это стекалось в Эрмитаж непрекращающимся потоком. Ряд произведений, предназначавшихся для выставления в Эрмитаже, был выполнен по специальному заказу. В начале XIX века наряду с произведениями искусства в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок.

К середине XIX века обнаружилось, что располагать экспонаты снова негде, в результате был построен Новый Эрмитаж — последнее здание музейного комплекса. После его постройки архитектурный комплекс Эрмитажа приобрел тот вид, который мы можем наблюдать сейчас. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был торжественно открыт публичный Императорский музей.

История эрмитажа в санкт петербурге

Долгое время для того, чтобы попасть в музей, необходимо было получить билет в дворцовой конторе, что было делом весьма хлопотным и доступным далеко не всем. Количество и качество проникающей в музей публики регулировалось еще и путем введения строгих требований к костюму — явиться на свидание с высоким искусством можно было только во фраке или в мундире. Так что публичность музея была скорее формальной. В начале XX века практика обязательного приобретения билета в музей в дворцовой конторе была отменена, и вход стал более свободным.


Первые годы революции стали не самой светлой страницей в истории Эрмитажа. В 1917 г. Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями. Через три года 460 экспонатов из Эрмитажа были переданы в Музей изобразительных искусств в Москве. В 20-30 годы шел двухсторонний процесс — с одной стороны, в Эрмитаж свозились памятники из других музеев и национализированных частных коллекций, а с другой, произведения искусства из собрания Эрмитажа продавались за границу и передавались в музеи союзных республик. В годы Великой отечественной войны многие коллекции были эвакуированы на Урал, в 1945 году музей вновь открылся для посетителей.

История эрмитажа в санкт петербурге

В 1981 году был открыт новый отдел Эрмитажа — музей во дворце Меньшикова, а еще через 11 лет состоялось открытие экспозиции «Зимний дворец Петра I» в здании Эрмитажного театра.

Особенно активная деятельность, связанная с Эрмитажем, была развернута в 1999-2004 гг., в этот период были открыты «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе (Лондон), выставочный центр «Эрмитаж — Гуггенхайм» в Лас-Вегасе и выставочный комплекс «Эрмитаж — Амстердам» в Амстердаме. В это же время были открыты несколько экспозиций в восточном крыле здания Главного штаба, в том числе Музей гвардии, экспозиции Музей геральдики и Музей наград в Константиновском дворце, и Музей фарфора на территории Ленинградского фарфорового завода.


Источник: opeterburge.ru

ЭРМИТАЖ. НАЧАЛО

В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский — крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России — победительнице в войне — приобрести картины в счет его долга.


атерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции — «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1754-1762 гг. — строительство Зимнего дворца.

1764 г. — покупка Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского.

1764-1775 гг. — строительство Малого Эрмитажа.

1771-1787 гг.- строительство Большого Эрмитажа.

1783-1787 гг. — строительство Эрмитажного театра.

1820-1827 гг. — строительство Главного штаба.

1826 г. — создание «Галереи 1812 года» в Зимнем дворце.

1842-1851 гг. — строительство Нового Эрмитажа.

7 февраля 1852 г. — открытие Императорского музея Эрмитаж, первого публичного музея России.

1914 г. — организация в Зимнем дворце военного госпиталя.

1917 г. — штурм Зимнего дворца большевиками, объявлением Эрмитажа государственным музеем.

1920-1930 гг. — передача в Эрмитаж национализированных частных коллекций.


1941 г. — эвакуация экспонатов Эрмитажа на Урал.

1942 г. — организация бомбоубежищ в подвалах Эрмитажа.

1945 г. — возвращение в Эрмитаж эвакуированных коллекций и его открытие для посетителей.

1948 г. — приобретение Эрмитажем коллекции живописи конца 19-начала 20 века.

1981 г. — открытие филиала Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце.

 

ЭРМИТАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

— художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. после реставрации Эрмитаж был передан большой дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.). Датой основания Эрмитажа считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция картин преимущественно голландской и фламандской школ. Значительное число произведений размещалось в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от франц. ermitage — место уединения; позднее это название перешло на картинную галерею). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др.


талог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно- прикладного искусства, глиптики, монеты и медали, а также книги (библиотека Вольтера). В XIX в. в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл важную роль в развитии русской культуры. В первой половине XIX в. для него было построено специальное музейное здание (Новый Эрмитаж). Посещение Эрмитаж было ограниченным, экскурсии до конца XIX в. в музее не допускались. За расширение доступа в Эрмитаж боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована в Москву (возвращена в Петроград в 1920). После Октябрьской революции 1917 коллекция Эрмитажа значительно увеличились за счёт национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. Музею постепенно были переданы все помещения Зимнего дворца. Была перестроена вся деятельность Эрмитажа, организованы новые отделы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована, но в Эрмитаже и в дни блокады продолжалась музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из восьми отделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» — портреты героев Отечественной войны 1812, а также бывший дворец Меншикова), нумизматики, западноевропейского искусства (живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д.

ласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Я. Рёйсдала, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо. А. Матисса, Р. Гуттузо и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.; графическая коллекция, произведения декоративно- прикладного искусства).

Популярная художественная энциклопедия. М., 1986

 

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЭРМИТАЖА

Существует множество легенд, связанных с самым известным музеем России. Часть этих легенд касается потайных подземных ходов, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминается Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше историй рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри зданий Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.

Не забыты и призраки живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, якобы попадаются им на глаза, а по ночам иногда задевают включенную сигнализацию.


Рассказывают различные легендарные истории и об экспонатах Эрмитажа. Множество слухов, например, ходило о деревянной фигуре Петра I — так называемой «Восковой персоне», сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что деревянный Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя вон. В 20 веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно было ставить или сажать в кресло. Однако никакого механизма, позволявшего фигуре самостоятельно двигаться, в «Восковой персоне» нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то деревянный царь мог вставать, а, возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа «по старой дружбе» давали им посмотреть, как это происходит.

Другая история связана со скандально-известной картиной К. Малевича «Черный квадрат». С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее «темной» или «негативной» энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея «Черный квадрат» нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.

Энциклопедия Петербурга

Источник: histrf.ru

Путеводитель по Эрмитажу


Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Эрмитажа

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Эрмитажа

Практическая информация для туристов — время работы музея и цены на билеты, как доехать на метро и общественном транспорте.

Схема (план) залов Эрмитажа

Схема (план) залов Эрмитажа

Подробная схема-план Эрмитажа с номерами залов. Аналогичную схему Вы сможете получить бесплатно у касс музея.

Посольская (Иорданская) Лестница

Посольская (Иорданская) Лестница

Это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской.


Петровский или Малый тронный зал

Петровский или Малый тронный зал

Главное место в этом зале занимает трон, он помещен на возвышении в центральной нише, поэтому второе название зала — Малый тронный.

Гербовый зал

Гербовый зал

Гербовый зал предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены изображения гербов российских городов.

Военная Галерея 1812 года

Военная Галерея 1812 года

Портретная галерея в память о войне 1812 года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в 1826 году, через год после его смерти.

Георгиевский или Большой Тронный зал

Георгиевский или Большой Тронный зал

Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца.

Павильонный зал

Павильонный зал

В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал.

Часы «Павлин»

Часы «Павлин»

Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят. Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение.

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии.

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

Картина была написана еще молодым Леонардо до Винчи и стала образцом для художников тех времен.

Джорджоне «Юдифь»

Джорджоне «Юдифь»

Художник изобразил удивительно нежную молодую женщину, очаровательный облик которой исполнен неземного спокойствия. Лишь длинный меч в ее тонких пальцах говорит нам о том, что перед нами грозная библейская героиня, спасшая родной город Ветилую от нашествия ассирийцев.

Тициан «Даная»

Тициан «Даная»

История Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, освещена художником в нескольких его работах.

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

Тициан изобразил пышущую красотой и здоровьем Магдалину, волосы которой отливаются золотом и струятся по округлым плечам и упругой груди. Ее губы распухли, а глаза воспалены от обильных слез.

Тициан «Святой Себастьян»

Тициан «Святой Себастьян»

Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленяли воображение императрицы и она решила создать точную их копию в Дворцовом комплексе Санкт-Петербурга.

Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)

Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)

Картина Рафаэля Санти «Мадонна с безбородым Иосифом», как и многие другие шедевры живописи, была приобретена Екатериной II из большой коллекции Пьера Кроза.

Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик»

Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик»

Гордость Эрмитажа — скульптура «Скорчившийся мальчик» — это единственная работа великого Микеланджело Буонаротти в России.

Антонио Канова «Амур и Психея»

Антонио Канова «Амур и Психея»

Антонио Канова был самым известным мастером неоклассической скульптуры. За его талант Папа Пий VII внес его имя в Золотую книгу римского Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искья.

Просветы Нового Эрмитажа

Просветы Нового Эрмитажа

Самые крупные залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия и поэтому называются Просветами. В музее всего три таких зала — один Большой и два Малых.

Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса»

Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса»

В своей работе мастер изобразил тот трагический миг, когда возлюбленный Венеры, охотник Адонис, гибнет от клыков дикого кабана.

Джордано Лука «Битва лапифов с кентаврами»

Джордано Лука «Битва лапифов с кентаврами»

Красочное полотно Джордано Луки «Битва лапифов с кентаврами» — это одна из самых удивительных и замечательных работ художника, представляющая сюжет из древнегреческого мифа.

Рыцарский зал

Рыцарский зал

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлена богатейшая коллекция оружия, насчитывающая почти 15 тысяч предметов.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Рембрандт был великим мастером светотени и крупнейшим представителем золотого века голландской живописи. Одной из последних его работ стало монументальное полотно «Возвращение блудного сына».

Рембрандт «Даная»

Рембрандт «Даная»

Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа.

Рембрандт «Снятие с креста»

Рембрандт «Снятие с креста»

Картина голландского художника Рембрандта «Снятие с креста» была написана в 1834 году, когда в его творчестве сквозь внешнюю патетику все больше пробиваются подлинные человеческие страсти и драма жизни.

Лестница Нового Эрмитажа

Лестница Нового Эрмитажа

Парадная лестница, служившая раньше входом в музей, отличается гармоничностью пропорций, а также благородной цветовой гаммой.

Антонис Ван Дейк «Отдых по пути в Египет»

Антонис Ван Дейк «Отдых по пути в Египет»

Художник обращается к Библейскому сюжету о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет, придав ему светский характер.

Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

Особой гордостью Эрмитажа является коллекция картин Питер Пауля Рубенса, среди которых — «Персей и Андромеда», где он обратился к теме борьбы и торжества светлых сил над темными.

Рубенс «Вакх»

Рубенс «Вакх»

Это одна из последних работ великого живописца, но и она полна удалой бурлящей энергии.

Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста»

Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста»

Это один из величайших шедевров живописи барокко. Для художника характерно величие и живописность изображаемого события.

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

С тем же темпераментом, с которым Рубенс писал античных героев, Снейдрс создает в своих картинах трепещущихся рыб и угрей, перезрелые фрукты и туши дичи.

Якоб Йорданс «Бобовый король»

Якоб Йорданс «Бобовый король»

Знаменитое полотно «Бобовый король» изображает самый веселый момент традиционного застолья в день 6 января — в праздник трех волхвов.

Шатровый зал — «малые голландцы»

Шатровый зал — «малые голландцы»

В Шатровом зале представлена коллекция Малых голландцев. Это картины небольших размеров, а сюжет их взят из повседневной жизни в отличие от искусства «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические темы.

Питер Брейгель младший «Поклонение волхвов»

Питер Брейгель младший «Поклонение волхвов»

Это копия работы прославленного отца художника — Питера Брейгеля старшего.

Лукас Кранах «Венера и Амур»

Лукас Кранах «Венера и Амур»

Это первое в немецком искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Стройная и трогательно юная богиня возникает из загадочного мрака.

Клод Лорен — цикл «Времена суток»

Клод Лорен — цикл «Времена суток»

Серия пейзажей Клода Лорена, так называемые «Времена суток», была приобретена Александром I в Париже у наследников Жозефины Богарне, первой жены Наполеона.

Александровский зал

Александровский зал

Архитектор Александр Брюллов создал мемориальный зал, посвященный памяти Александра I и войне 1812 года. Архитектурное решение построено на сочетании стилей готики и классицизма.

Фальконе «Скульптура Ангела»

Фальконе «Скульптура Ангела»

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура.

Жан-Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

Жан-Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

Картина «Натюрморт с атрибутами искусств» наилучшим образом отражает идеал эпохи Просвещения, когда главным в живописи становится жизнь духа и разум.

Сервиз с камеями

Сервиз с камеями

Французская коллекция включает образцы фарфора, среди них — сервиз с камеями, созданный в Севре.

Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей»

Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей»

Картина «Младенец Геракл, удушающий змей, посланных Герой» была выполнена по заказу Екатерины II, попросившей написать картину на историческую тему.

Личная гостиная Марии Александровны

Личная гостиная Марии Александровны

Один из самых роскошных залов дворца — личная гостиная Марии Александровны, супруги императора Александра II. Интерьер помещения был создан архитектором Александром Брюлловым после пожара 1837 года.

Будуар Марии Александровны

Будуар Марии Александровны

Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле рококо.

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым. В интерьер зала смело вводится малахит — магический камень Уральских гор.

Малая столовая Николая II

Малая столовая Николая II

Именно в этой столовой в ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца было арестовано Временное правительство.

Коллекция древнеримской скульптуры

Коллекция древнеримской скульптуры

На первом этаже Нового Эрмитажа разместилась коллекция античной скульптуры. Здесь собраны римские статуи, являющиеся повторением древнегреческих шедевров.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Если речь заходит о Зимнем дворце, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Петербурге.

Фотографии Эрмитажа

Фотографии Эрмитажа

В этом разделе собрано более 500 фото Эрмитажа — интерьеры парадных залов, экспонаты музея, а также открыточные виды Зимнего дворца.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них — Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний), «Золотая кладовая», Отдел нумизматики.

Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Залы Эрмитажа в  Санкт-Петербурге

С Иорданской лестницы можно попасть в самый большой зал площадью 1103 кв.м, состоящий из трех комнат, расположенных вдоль Невы. Продолжением их является Концертный зал. С Иорданской лестницы через боковой проход можно попасть в Фельдмаршальский зал. В нишах его стен раньше были расположены портреты русских фельдмаршалов. Поэтому помещение и получило такое название. В следующем Петровском зале находится изготовленный в Англии серебряный трон русских царей. На люстрах Гербового зала находятся гербы губерний Российской империи.

Русским военноначальникам, проявившим героизм в войне 1812 года, посвящена Военная галерея 1812 года.

48 мраморных колонн, 28 люстр и царский трон украшают Большой тронный (Георгиевский) зал. Барельефы, посвящённые победе в войне 1812 года, большой портрет Александра I находятся в Александровском зале. Его оформление, а также Малахитового, Белого залов, Золотой гостиной и других комнат выполнено Брюлловым. Малахитовый зал, колонны которого покрыты пластинами из малахита, являлся парадной гостиной царской семьи.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Дополнительные услуги Эрмитажа в Санкт-Петербурге

На первом этаже музея располагаются кафе-бар и интернет-кафе. В последнем находятся терминалы, при помощи которых можно найти справочную информацию о музее и его экспонатах. Такие же терминалы располагаются и в экспозиционных залах музея. Благодаря инновационным технологиям появились цифровые путеводители и электронные коллекции, которыми можно воспользоваться в музее.

Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.

Источник: www.spb-guide.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.