Алтарь Храма. Колоризированное фото начала ХХ века. Чёрно-белый оригинал взят из открытых источников.

Наша фотостудия продолжает раскрашивать интересные и сложные фотографии. И вашему вниманию была представлена фотография алтаря храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, в народе известного как Спас-на-Крови. Это чудо архитектуры пережило сложную, но все-таки увлекательную историю. Его стены таят в себе множество тайн и необычных вещей. И в этой статье вашим покорным слугам захотелось рассказать немного об этом нестандартном для петербургской архитектуры храма.


История храма началась в 1881 году. На этому месте 1 марта (по новому стилю – 13 марта) народовольцами было совершено покушение на царя-освободителя Александра II, который прославился в нашей стране освобождением крестьян от крепостничества. В тот день на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было совершено два взрыва, последний из которых смертельно ранил царя. Через 2 часа он скончался в окружении своей семьи.

Спустя полтора месяца, в апреле, на месте взрыва была освящена временная часовня. Уже тогда был объявлен конкурс на подготовку проекта нового храма. Его планировали построить небольшим, поскольку деньги собирали за счёт народных пожертвований. Но в итоге было собрано гораздо больше, чем ожидали члены комиссии по увековечению памяти Александра II.

Было всего проведено два конкурса, в которых в целом было рассмотрено свыше 50 проектов. Но император Александр III их всех отклонил. В итоге, были разработаны новые проекты. По рисунку архимандрита Игнатия был разработан проект архитектора Альфреда Александровича Парланда. Хоть он и получил одобрение царя, но комиссия по строительству храма дорабатывала его до 1887 года.

В октябре 1883 года был заложен первый камень в основании храма. Строительство же растянулось почти на четверть века (огромное время заняло оформление сооружения мозаикой). Александр III не дождался окончания строительных работ. Храм был освящен при его сыне, императоре Николае II в 1907 году.


Изначально, Спас на Крови не был приходским храмом. Вход туда был строго ограничен, а службы велись в основном по убитому императору Александру II. Храм жил своей обыкновенной жизнью, ничего особо примечательного.

Но в 1917 году в России грянула революция. Денег на содержание храма у государства не было, поэтому его настоятель Петр Лепорский обратился к горожанам, объявив о добровольной записи в число прихожан, за счёт которых и планировалось содержать храм. А уже в 1920, несмотря на возражения настоятеля, при храме был создан приход, именуемый «двадцаткой».

Однако ещё 10 лет шла борьба за окончательное владение храмом. Хоть церковь и была отделена от государства, в стране возникали отдельные христианские движения. Тогда же сформировалось два основных направления: «обновленцы» (которые выступали за лояльность советам) и «иосифляне» (это своего рода «оппозиция»). Изначально, Спас-на-крови находился в ведении обновленческой Петроградской (Ленинградской) автокефалии (грубо говоря, «статус независимой церкви). Однако после закрытия Исаакиевского и Казанского собора Спас-на-Крови был объявлен кафедральным собором Ленинграда, тем самым он становился новым центром иосифлянства. В итоге, в 1930 году президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

Затем, долгое время на региональном уровне обсуждался вопрос о сносе храма. И уже в конце 1930-х по некоторым сведениям решение было одобрено. В любом случае, планам не суждено было сбыться ввиду начавшейся Великой Отечественной войны. Перед ленинградскими властями стояли более насущные вопросы. К тому же, тогда началось восстановление отношений между государством и РПЦ. Так что о храме забыли на ближайшие 20 лет.


К слову, и Спас-на-Крови сыграл своеобразную роль во время блокады Ленинграда. В нем разместился городской морг. Поскольку люди гибли сотнями ежедневно, а мест в оставшихся моргах не хватало, во многих зданиях спонтанно образовывали места для хранения трупов. Не остался в стороне и Спас-на-Крови. Как и многие строение, он подвергался массированному артиллерийскому обстрелу. Некоторые следы разорвавшихся бомб остаются и поныне как напоминание о страшных годах блокады. После же войны в нем размешался склад Малого оперного театра.

Городские власти о храме вспомнили только в 1961 году. Тогда в центральном куполе был обнаружен неразорвавшийся фугас, который застрял в стропилах. Операция по снятию снаряда потребовала особой тонкости и мастерства. В итоге, бомба была благополучна извлечена, а после уничтожена за чертами города.

В конце 1960-х-1970-х Спас-на-Крови был передан комплексному музею «Исаакиевский собор», а в самом здании был образован филиал организации. В связи с этим впервые в истории храма начались реставрационные работы. Однако собор находился в аварийном состоянии, поэтому реставрация проводилась в течение 25 лет.


В 1997 году, уже после развала СССР, реставрация была закончена, а двери музея были торжественно открыты. Вместе с этим храм был освящен и вновь был доступен для прихожан. В 2004 году, спустя почти 75 лет, была отслужена первая литургия. Сейчас внутри храма вновь ведутся реставрационные работы, которые призваны окончательно вернуть собору исторический облик.

Почему же собор не типичен для питерской архитектуры? Дело в том, что это единственный храм, построенный в городе в неорусском стиле, который господствовал при Александре III. Своим экстерьером он отсылается к московскому зодчеству, в частности к Собору Василия Блаженного.

Вообще, сам Спас-на-Крови задумался как главный памятник императору Александру III. Высота храма достигает 81 метр, что прямо отсылает к году убийства царя (однако это все-таки легенда, ибо истинная высота до креста главного купола — 76 метров). Цоколь храма украшают 20 красно-черных гранитных табличках, которые повествуют о жизни и основных деяниях Александра II (стоит отметить, что внутри на месте табличек были собраны мозаики, повествующие о жизни Иисуса Христа). Но главным местом в соборе считается сень, которая была возведена над местом смертельного ранения императора. Сохранившиеся булыжники до сих пор хранят следы крови царя.

Храм ещё известен тем, что в нём использовано рекордное количество мозаики. Её площадь занимает больше 7000 квадратных метров. Не даром собор называют «музеем мозаики».


Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.

Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.

Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец.

И ныне вокруг Спаса-на-Крови ходят множество легенд городского фольклора. Так, говорят, будто бы каждый год, 1 марта, около храма появляется призрак махающей платком Софьи Перовской, которая и дала команду бросить бомбы в царя. Считается, что если повстречать его, то это к несчастью. Но были ли прецеденты – кто знает?


В любом случае, храм пользуется огромной популярностью не только среди петербуржцев, но и гостей города. И поистине он стал одним из главных украшений города.

Источник: zen.yandex.ru

Видео: Спас-на-Крови

Основные моменты

Спас-на-Крови

Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.

Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.


Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.

Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.

Золотой двухглавый орел на храмеВид на храм со стороны канала Грибоедова

Предыстория строительства

Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.


Император Александр II

Вместе с тем, проводимые государем реформы – земская, судебная, военная, образования и ряд других – хоть и несли в целом положительные изменения, но в их осуществлении были ошибки, что спровоцировало усиление революционного движения. Часть населения была недовольна нововведениями, и этим воспользовались радикалы, вступившие в борьбу с самодержавием – именно его они считали главным злом. В конце 70-х годов возникла организация «Народная воля», использовавшая в своих методах борьбы террор. Они поставили своей целью убить царя и ряд представителей высшего руководства страны, полагая, что их устранение приведет в движение массы, которые свергнут самодержавие, и огромная империя станет республикой.

Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.

Жестокий теракт тщательно готовился, потому и достиг в этот раз своей цели.


о случилось в тот момент, когда император, возвращаясь с военного парада в Михайловском манеже, проезжал в своей карете по набережной Екатерининского канала: революционер Н. Русаков бросил в нее бомбу. Несколько человек из свиты получили тяжелые ранения, в том числе смертельные, но царь остался жив и отказался сразу покидать место покушения. Один из сопровождавших телохранителей с помощью толпы скрутил злоумышленника, другой подбежал доложить, что злодей уже пойман. «Слава богу, я уцелел, но вот…» — произнес император, указывая на раненых, стонущих на мостовой. В этот миг под ноги ему полетела вторая бомба, брошенная другим террористом, поджидавшим своего часа, — И. Гриневицким…

Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей… во дворце… там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.

Убийство Александра II на рисунке XIX векаАлександр II на смертном одре Первая часовня на месте убийства император

Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались.


ди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.

Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.

Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.

Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».

Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.

Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.

И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.

Спас-на-Крови в вечерней подсветке

Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.

Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.

Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.

Оформление фасадов храма

Храм Спаса-на-Крови в советское время и в наши дни

Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.

В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.

Купола храма в окружении городской застройки

После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.

Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.

Фрагменты интерьеров храма

В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.

Видео: Храм Спаса-на-Крови зимой

Архитектурные особенности храма

Несмотря на то, что Спас-на-Крови строился как мемориальный храм в честь убитого императора, внешний вид его, скорее, праздничный и яркий. Храм украшают многочисленные фигурные наличники, кокошники, изразцы, разноцветная черепица. В основе культового сооружения – компактный четверик, увенчанный пятью главами, покрытыми четырехцветной ювелирной эмалью. Всего же их в храме, как уже было сказано выше, девять, и именно они создают ту неповторимую асимметрию, которая делает собор Спас-на-Крови одним из самых узнаваемых на берегах Невы и в России.

Купола храма Спаса-на-КровиКирпичное узорочье на стенах храма Мозаики с изображением святых

Роль центральной главы отведена 81-метровому шатру, в основании которого, на стене, находится 8 окон продолговатой формы. Их наличники выполнены в виде кокошников. Шатер, который вверху сужен, венчает фонарь с главкой луковичной формы с крестом. Она покрыта белой, зеленой и желтой эмалью в виде полосок, которые как бы обвивают её. Еще один элемент, придающий сооружению узнаваемость, – это увенчанная куполом колокольня, находящаяся в юго-западной части. Она имеет определенное сходство с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле.

Трудно назвать материалы, которые бы не использовались в декоре храма Спаса-на-Крови: это и обычный кирпич, и гранит, и мрамор, и эмаль, не говоря уже о меди с позолотой и мозаике. Стены, башни и купола покрыты великолепными узорами. На фоне декоративного красного кирпича удивительно гармонично смотрятся арки белого цвета, аркады и упомянутые фронтоны-кокошники. Мозаика играет особенную роль внутри храма, занимая площадь 7065 кв. метров, и эта экспозиция относится к одной из крупнейших на всем континенте. Неудивительно, что Спас-на-Крови называют «музеем мозаики». Всё это великолепие было создано в мастерской В. А. Фролова на основе эскизов большого числа художников – Васнецова, Кошелева, Парланда, Нестерова и других. Мозаичные панно на евангельские сюжеты практически полностью покрывают стены, пилоны, потолки. Это потрясающее зрелище, которое впечатлит любого, поэтому обязательно советуем вам зайти внутрь.

С мозаичным убранством храма удивительно гармонирует пол, выложенный красочными орнаментами из мраморных плит. Из итальянского мрамора сделан и резной иконостас. А вообще в оформлении здания использовано более 20 видов различных минералов (разные типы мрамора, уральская и алтайская яшма, порфир, орлец и др.).

Полы храма Спаса-на-КровиПолы храма Спаса-на-Крови Место, где получил смертельное ранение император Александр II

Главным местом в храме Спас-на-Крови является фрагмент Екатерининского канала, включающий булыжную мостовую, тротуарные плиты и часть решетки – он выделен шатровой сенью из яшмы, вырезанной отечественными камнерезами. Этот фрагмент остался нетронутым еще с тех трагических и памятных времен, когда именно здесь получил смертельное ранение император Александр II. На этом месте было установлено «Распятие с предстоящими», выполненное из мрамора и гранита. Там всегда стоят красные гвоздики. По бокам этого уникального креста установлены иконы с изображениями святых.

Внешний облик храма и его внутреннее убранство, если говорить в целом, продуманы и выполнены таким образом, чтобы даже в мелочах подчеркивать его монументальность, подчиненность одной главной задаче – увековечению покаяния и памяти народа российского о невинно убиенном царе-освободителе.

Так, над полукруглым окном одной из колоколен Спаса-на-Крови находится мозаичная икона с изображением небесного покровителя императора – святого Александра Невского. В кокошниках мы видим изображения небесных покровителей других членов императорской фамилии. В нишах ложной аркады (они находятся в нижней части стен фасада) установлено два десятка досок, на которых высечены основные преобразования, связанные с правлением погибшего. Причем, доски не деревянные, а изготовлены из красного гранита.

К фрагменту набережной, где террористы смертельно ранили императора, приходили и приходят люди. Они возносят здесь молитвы об упокоении его души. Панихиды рядом с этим трагическим местом проводятся и сейчас.

Икона Александра НевскогоКупол храма

Время работы

Собор Воскресения Христова на Крови работает ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, этот храм, как и многие другие достопримечательности Санкт-Петербурга, открыт для посетителей допоздна: он работает до 22:30. Кассы закрываются в 22:00.

Стоимость билетов

Цена одного взрослого билета в храм Спаса-на-Крови в 2016 году составляла 250 рублей. Дети и молодежь в возрасте 7-18 лет, а также студенты вузов, аспиранты, курсанты военных учебных заведений платили за билет 50 рублей. Такая же стоимость была установлена для пенсионеров из числа граждан Российской Федерации и Республики Беларусь. Обращаем внимание: для приобретения билета по льготной цене пенсионер должен предъявить не своё удостоверение, а паспорт.

Заказ аудиогида на русском, английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках обойдется в 100 рублей.

Художники рисуют храм Спаса-на-Крови

Как добраться

Ближайшая к храму Спас-на-Крови станция метро – «Невский проспект». По выходу, с правой стороны бывшего Екатерининского канала (рядом с Конюшенной площадью и Михайловским садом, недалеко от Марсова поля), вы увидите этот монументальный храм, построенный на месте одного из самых громких политических убийств позапрошлого столетия.

Источник: wikiway.com

Значение храма

Храм знаменует мрачное событие в истории России – убийство императора Александра II. Несмотря на это, собор – не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь. Праздничный и яркий, будто сказочный терем, в память о невинно пролитой крови собор именуется Спасом на Крови.

Пестрым хороводом глав и живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и древнерусскими формами собор вступает в неожиданный контраст с окружающей архитектурой, вселяя в людей радость и веру в лучшее. На фоне строгих зданий Северной столицы собор кажется игрушкой.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Александр II

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

19 век

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Архивное фото

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

Архитектура собора

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Купола

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

Внутри храма

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы, отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Потолок

Сень и иконостас – гордость храма

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни:

  • уральская яшма;
  • мрамор;
  • порфир;
  • лабрадорит;
  • орлец;
  • порфир;
  • змеевик;
  • горный хрусталь;
  • топазы.

Иконостас

Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи: огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы.

Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского.

Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

Внутреннее убранство

Центральный иконостас, выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором.

Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

Работа итальянских камнерезов

Драматические годы Спаса на Крови

Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать.

Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом, сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев.

После 1945 года в бывшем храме, арендованным Малым театром, хранили декорации к спектаклям. В 1956 году принято решение взорвать храм, которое отложили на неопределенное время.

Роспись потолка

В 1961 году в центральном куполе обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 кг, пролежавший в стропилах 18 лет на руке Спасителя. Операция, во время которой при помощи лебедки снаряд извлекли, а сапер Виктор Демидов его обезвредил, потребовала мастерства, самообладания и мужества.

В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

Служба

В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору. Храм-музей работает ежедневно, кроме среды. Время пребывания в храме не ограничено. Во время службы экскурсии не проводятся.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Цитата сообщения Оксана_Лютова Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови)

Храм воскресения христова в санкт петербурге
Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века. Помимо удивительной красоты, храм известен своей необыкновенной историей. Он построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император Александр II . Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-Крови».

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Перербурга Спас-на-крови.

Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!
Храм воскресения христова в санкт петербурге
История

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 гг. — на месте, где 1 марта 1881 г. взрывом бомбы террориста из «Народной воли» И. Н. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II, возвращавшийся с парада в Михайловском манеже. Проект выполнен в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Возведенный храм не являлся приходским, в нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II.

Уже через полмесяца на месте гибели императора была возведена памятная часовня по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, в которой ежедневно стали проводиться панихиды. Эта часовня простояла на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 г., потом она была перенесена на Конюшенную площадь.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
В 1881 г. была создана комиссия по увековечению памяти Александра II и объявлен конкурс на лучший проект собора. Над проектами трудились многие знаменитые архитекторы того времени — А. Томишко, И. С. Китнер, А. Л. Гуна, Л. Н. Бенуа. В марте 1882 г. в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил высочайшего одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм был построен в стиле русских церквей XVI—XVII вв.

Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 г. В нем приняли участие архитекторы: А. Г. Бенуа, Л. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. М. Павлинов, В. А. Шретер, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев, выпускник Академии художеств; после трагической смерти императора отцу Игнатию во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 г. с условием его последующей доработки; окончательно проект был утвержден только

1 мая 1887 г. В 1888 г. храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г., и, после длительного строительства, собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 г. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовали император Николай II и члены его семьи.

27 мая 1908 г. митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому.

При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Его освещали 1689 электроламп. В начале XX в. территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

После октябрьского переворота 1917 г. доступ в храм получили все желающие, постепенно внутреннее убранство храма стало приходить в упадок. В 20-е годы, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 г. президиум ВЦИКа постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. В 1938 г. вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но, с началом Великой Отечественной войны, ресурсов на снос храма не нашлось.

В годы блокады в соборе размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев. После войны храм арендован Малым оперным театром, который устраивает в нем склад декораций.

В 1968 г. собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 г. было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 г. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
В 70-х годах XX в. были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена многоплановая подготовка по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Большую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить, и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и Советская власть. Интересно, что леса сняли в 1991 г., почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим.

Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 г. 19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей. Зарегистрированная в 1990 г. община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея до сих пор выступает против.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Архитектура

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В основе композиции храма — компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причем место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. В западной части собора находится колокольня, завершенная куполом, что делает ее похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Всего Спас-на-Крови венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу, причем часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие талантливые живописцы, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 г. в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре высотой 81м был водружен крест.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Еще раньше, в 1895 г., известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось казне в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для образов Нерукотворенного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во Славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых Царствующего Дома работы костромского мастера Савельева.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в Новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19 августа 1907 г. митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб. Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти Господни, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем художественном уровне и поражают своим органическим единством. Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал М. В. Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в Царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых. Фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, поставили богатейшую утварь; в мастерской известного ювелира П. Овчинникова был сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца,— с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза, и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Известный знаток протоирей Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.

Купола храма покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем — золотой смальтой. Во внутренний объем Спаса-на-Крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас-на-Крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.

От Михайловского сада собор Спас-на-Крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903—1907 гг. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Примыкающая к собору территория — одна из наиболее старых частей Петербурга, «ядро» центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии. Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде,— своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством. Однако он, как ничто другое, дополняет и украшает своим видом окружающие его архитектурные ансамбли.
Храм воскресения христова в санкт петербурге
Святой княже Александре Невский, моли Бога о нас

Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1000 м2. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

Спас на Крови Санкт-Петербург

источник

Источник: www.liveinternet.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.