ИСТОЧНИК

Елагин дворец.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Перестроен Карлом Росси в 1818-1822 годах из усадьбы XVIII века.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Парадная Передняя украшена скульптуры весталок (жриц богини Весты).
Елагинский дворец в санкт петербурге

Четыре двери и рамы надкаминных зеркал облицованы шпоном березы и украшены резным деревянным декором, окрашенным под старинную бронзу.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Туалетная вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В дни торжеств она служила местом приготовления её императорского величества к приему гостей.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Опочивальня Марии Федоровны. Стены облицованы белым искусственным мрамором и задрапированы шелковыми тканями. В зале представлена мебель из карельской березы.


Елагинский дворец в санкт петербурге

Фарфоровый угловой кабинет Марии Федоровны принадлежит к числу лучших произведений русского декоративного искусства 1-й четверти XIX века.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Стены и потолок облицованы искусственным мрамором белого цвета и искусно декорированы полихромной живописью, созданной художниками-декораторами А. Виги и Дж.-Б. Скотти. Росписи напоминают убранство интерьеров в домах древнеримской аристократии: парящие в танце женские фигуры в античных одеждах, играющие амуры, арабески с маскаронами и павлином, гирлянды из роз и сирени.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Двери фанерованы мореным кленом и декорированы узором с растительными мотивами из золоченых бронзовых и деревянных накладок.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Голубая гостиная. Важным композиционным элементом зала являются два симметрично расположенных камина из черного итальянского мрамора с надкаминными зеркалами.
Елагинский дворец в санкт петербурге


Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Малиновая гостиная.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Потолок гостиной повреждён водой при тушении пожара, случившегося несколько лет назад на верхнем этаже.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Двухсветный Овальный зал – образец единства архитектуры, скульптуры и живописи в искусстве интерьеров русского классицизма. Это самое большое помещение Парадной анфилады.
Елагинский дворец в санкт петербурге

В XIX в. здесь устраивались балы, дипломатические приемы, торжества по случаю именин членов императорской семьи.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Стены и шестнадцать полуколонн декорированы искусственным мрамором. Свод купола расписан в виде кессонов (углублений) с лепными розетками в технике гризайль.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Овальный зал освещает бронзовая люстра на 60 свечей — точная копия подлинной, отлитой по рисунку К.И. Росси в мастерской А. Шрейбера.


Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

 Столовый зал занимает всю северную часть Парадной анфилады. Он предназначался для проведения торжественных обедов и ужинов.Напротив окон поочередно расположены зеркала в золоченых рамах и двери, фанерованные золотистой березой, с изящным позолоченным украшением.
Елагинский дворец в санкт петербурге

 Декоративная отделка Столового зала выдержана в желто-белой цветовой гамме, создающей атмосферу праздничности и уюта. Гладкие плоскости мраморных стен украшают янтарно-желтые гермы, завершающиеся скульптурными изображениями женских головок. Лёгкость и воздушность залу придает роспись падуг, посвященная теме праздничного шествия в честь Вакха.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

 На втором этаже Елагиноостровского дворца работает выставка «Обаяние прошлого».
Елагинский дворец в санкт петербурге

Здесь представлены предметы убранства русского жилого интерьера XIX – начала XX веков.


Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

 Великолепней всего на выставке — гарнитур «Охотничий кабинет».
Елагинский дворец в санкт петербурге

 Он выполнен в конце XIX века на фабрике П.А. Шмидта.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге


Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге

 На столе — Лисинский медведь, отлитый в 1900 году на Каслинском заводе Н.И. Либерихом.
Елагинский дворец в санкт петербурге

 Но деревянные резные медведи смотрятся гораздо лучше.
Елагинский дворец в санкт петербурге

Елагинский дворец в санкт петербурге
 

Источник: www.liveinternet.ru

История дворца

Елагин (Елагиноостровский, Елагинский) дворец в течение 100 лет был во владении дома Романовых. Все залы величественного строения сочетали изысканный образ резиденции правителей и на протяжении XIX в. не модернизировались. До сих пор они заслуженно являются одними из лучших российских произведений в стиле ампир.

Убранство интерьера

Интерьер и фондовые коллекции Елагина дворца


После революции 1917 г. по особому указу советского руководства Елагинский дворец начал считаться памятником наивысшей степени, приобретя художественное и историческое значение. В течение 1918—1929 гг. он, как и большинство усадеб, был музеем. Времена были нелёгкие, но служители галереи под наблюдением зодчего и по совместительству смотрителя дворцового ансамбля Е. В. Медведева смогли не только обеспечить сохранность имущества от разворовывания, но и пополнить интерьеры экземплярами, поступившими из дачных собраний на островах Крестовском и Каменном.

В 1929 г. все коллекции были разобраны, а сама выставка закрыта. Состоялся перевод выдающихся произведений в Эрмитаж, Русский музей и дворцы (Павловский, Екатерининский, Гатчинский). Ризы образов святых и вещи из ценных металлов перекочевали в финансовые организации. Основная часть имущества была продана по ценам Госторга и Торгсина (торговля с иностранцами).

Великая Отечественная война

История здания с начала появления до нынешнего времени


В 1932 г. на Елагинском острове был организован Центральный парк культуры и отдыха, который стал основным местом встреч для отдыхающих горожан. Здание дворца использовалось для культурно-просветительной работы. Значительный ущерб был принесён острову во время Великой Отечественной войны. В течение ленинградской блокады парк стал местом дислокации воинских частей и был ориентирован на выполнение задач обороны.

В январе 1942 г. при артиллерийском обстреле два снаряда попали через пробитую крышу в подвал, где и разорвались, образовав большой котлован в фойе. Из повреждённых дымоходов вспыхнул огонь и объял всё строение, уничтожая при этом перекрытия и интерьеры залов. От прекрасного дворца остались только несущие стены, полностью открытые непогоде.

Ещё до окончания ВОВ по решению Исполкома Ленгорсовета в начале лета 1944 г. Центральный парк культуры открылся. Он был восстановлен общими усилиями горожан. Из всех разрушенных во время войны ленинградских усадеб Елагин дворец был отреставрирован первым. В 1946 г. архитектор В. М. Савков произвёл замеры помещений и зафиксировал сохранившиеся детали неповторимой внутренней отделки. Вероятность восстановления этого памятника архитектуры была доказана работником ГИОПа А. Н. Петровым, который собрал редкие архивные данные.


Серьезные последствия бомбардировок

Поначалу планировалось переоборудовать залы дворца под помещения для танцев и игр ЦПКиО. Но после тщательного исследования и приведения в порядок исторических данных было решено провести восстановление начального облика Елагиноостровского дворца, парадных залов и личного кабинета Александра I.

В 1952 г. архитектор М. М. Плотников создал проект по реставрации торжественных залов. Восстановительные работы длились с 1952 по 1960 год. В декабре 1960 г. состоялась приёмка восстановленного Елагина дворца Государственной комиссией. Это был первый объект в Ленинграде с полностью воссозданным уникальным обликом.

Здание после реставрации

В 1961 г. возродившийся из пепла дворец распахнул свои двери для гостей. Неповторимые интерьеры первого этажа были приспособлены для краткосрочных экспозиций. Площадь второго и третьего уровней отводилась под базу однодневного отдыха представителей трудового класса. Здесь были пышные банкетные помещения для развлечений, а также залы для бильярда, танцев и лекций. В обновлённом дворце появились новый вестибюль и просторная лестница на второй этаж.

После создания выставочных залов в здании началась активная музейная деятельность, которая растянулась на двадцатилетний срок. Малая коммуна сотрудников под руководством Д. И. Немчиновой постоянно устраивала различные увлекательные выставки, завораживающие посетителей парка:

  • «Дулевский фарфор»,
  • экспозиция художника Ленинградского завода стекла Е. В. Яновской,
  • выставка предметов из частных коллекций и т. д.

Реставрация Елагина дворца в Санкт-Петербурге

В конце 70-х годов первый этаж был очищен от базы отдыха, в нём расположилась на постоянной основе выставка бронзы, мебели и скульптуры начала XIX в. На третьем и втором уровнях были организованы краткосрочные экспозиции прикладного искусства.

В надежде сохранить неповторимые интерьеры Елагина дворца как архитектурного памятника, в 1981 г. было решено организовать в нём Музей декоративно-прикладного искусства XIX столетия. Но этот статус здание получило лишь в 1987 г. После этого под присмотром директора В. В. Мухина Елагиноостровский дворец-музей стремительно влился в ряды известных выставочных залов Питера с помощью блестящих проектов. К ним относятся:

  • «Церковная культура. Петербургский период»;
  • «Русский жемчуг и перламутр»;
  • «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы».

Девяностые годы были тяжёлыми, в это время служители музея периодически формировали фонды, пополнявшиеся некоторыми закупками, дарами и экспонатами, переходящими от других профорганизаций. Например, в 1999 г. по случаю банкротства закрылся крупнейший в стране завод стекла. Собственная коллекция предприятия (7 тыс. предметов) перешла на попечение в Elaginoostrovsky Palace.


Экспозиция в 2000-х годах

В начале XXI столетия начинается масштабная реставрация корпусов парка и их последующая музейная жизнь. Павильон под флагом принял экспозицию, посвящённую творчеству К. И. Росси, в Конюшенном здании обосновались залы современного искусства, а в Кухонном корпусе разместились хранилища фондов. Во Фрейлинском зале проводятся костюмированные балы Елагина дворца. В 2010 г. в Оранжерейном корпусе расположился Музей художественного стекла, а спустя 8 лет при нём открывается мастерская стеклодувов.

Фондовые коллекции

За всё время работы музея сотрудники накопили коллекции, состоящие из 15 тыс. экспонатов. Главной особенностью этого предприятия всегда оставалось предпочтительное формирование фондов:

  • стеклянных изделий;
  • фарфора;
  • деревянной мебели;
  • ценных металлов и т. д.

Все рекорды по количеству экспонатов побил фонд стекла.

Работы стеклодувов

Музей активно пополняет коллекцию стекольных произведений, благодаря чему в фонде начали появляться работы стеклодувов, трудящихся не только на Ленинградском предприятии художественного стекла, но и на иных подобных производствах. Сейчас стеклянная коллекция фонда состоит из 8 тыс. экземпляров и представляет весь диапазон русских произведений конца XX — начала XXI вв.

Предметы мебели

Основными экземплярами фонда дерева являются талантливые работы мебельного искусства, отражающие всю историю развития этого мастерства в XVIII — начале XX вв. Коллекция содержит множество неповторимых экземпляров мебели, созданных по наброскам именитых умельцев и выполненных придворными мастерами Петербурга.

Собрание фарфора

История строительства Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Этот фонд собрал уникальные расписные произведения конца XIX — начала XX вв. В его состав вошли экспонаты Императорского завода фарфора, Королевской фабрики Копенгагена, частных российских предприятий. Не остались без внимания и экземпляры, созданные на фарфоровых производствах СССР. Также коллекционируются работы авторской керамики конца XX — начала XXI вв., в основном здесь представлены изделия петербургской школы.

Металлические экспонаты

В фонде металла выставлены приборы освещения, пластика Западной Европы и России, различные столовые принадлежности. Коллекцию ценных металлов представляет работы русских ювелирных мастерских начала XX в., в их числе экспонаты фирмы В. Хлебникова, братьев Грачёвых, К. Фаберже и т. д.

Другие выставки

В музее работают фонды графики, камня, живописи и скульптуры. Они малочисленны, но в их коллекцию входят редкие экземпляры русского и западноевропейского прикладного искусства, позволяющие заполнять залы дворца вещами прошлых столетий. На неповторимые экспонаты из фондовой экспозиции можно посмотреть в парадных палатах Елагинского и его выставочных залах второго этажа, где проводятся выставки на тему истории русского интерьера с периода классицизма до начала XX в.

Посещение Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Особым достоянием музея считается постоянная экспозиция «Парадные залы Елагиноостровского дворца», выставляющая интерьеры, спроектированные К. И. Росси. Вся отделка этих великолепных залов, начиная с мебели, росписи плафонов и заканчивая дверными ручками, декором дверей и окошек, была выполнена по его эскизам. Интересным фактом является то, что уникальность этой выставки состоит в отсутствии перепланировки внутреннего убранства с момента его появления, а также в точном восстановлении начальной задумки славного зодчего после роковой бомбардировки.

Экспозиции и парадные помещения Елагина неоднократно служили съёмочными площадками для многих режиссёров. Наверное, нигде не было кинопостановок больше, чем в Елагинском. Здесь работали известнейшие мастера киноискусства:

  • В. Мережко,
  • А. Сокуров,
  • А. Учитель,
  • П. Лунгин и другие.

Режим работы

Что интересного в Елагина дворце

Чтобы добраться до Елагина дворца, нужно доехать на метро до станции «Крестовский остров» затем повернуть направо и пройти около трехсот метров по улице Рюхинской до второго Елагинского моста. Сразу за переправой будет ЦПКО. Остров немаленький, все тропинки довольно извилисты, но повсюду для удобства расположены указательные знаки.

Адрес дворца: Санкт-Петербург, Елагин остров, дом 4. Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, выходные дни — понедельник и вторник. Касса закрывается на час раньше. Стоимость входных билетов:

  • для взрослых — 20 рублей;
  • для детей — 10 рублей.

С 2016 г. Елагин музей-дворец закрыт для экскурсий и фотосессий в связи с началом реставрационных работ. Строение подготавливается к своему двухсотлетнему юбилею и после тщательного восстановления с пышностью предстанет перед публикой во всём своём величии.

Источник: 101mesto.com

К западу от Каменного острова расположен один из самых известных островов Петербурга — Елагин остров. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе и означает «Медвежий остров». Возможно, так его называли финские охотники, по аналогии с названиями других островов дельты Невы: Заячий, Лосиный (ныне васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), вороний (ныне Аптекарский) и так далее

В начале XVIII века Петр I пожаловал остров канцлеру П.П. Шафирову. В середине этого века остров принадлежал А.П. Мельгунову. Остров некоторое время назывался сначала Шафировым, а затем — Мельгуновым.

Свое современное название остров официально получил в 1790 году по имени одного из владельцев — обер-гофмейстера императорского двора Ивана Перфильевича Елагина. Сначала его называли Елагинским, но через некоторое время — Елагиным

Если верить городскому фольклору, с Елагиным островом связана одна из самых загадочных страниц отечественной истории — история русского масонства. Согласно питерским преданиям, первая масонская ложа была основана царем в Кронштадте, после его возвращения из заграничного путешествия 1717 года, (хотя первые документальные свидетельства о масонских ложах в России относятся к 1731 году). Но в фольклоре считается, что именно Петр вывез тогда из Европы масонский статут. Может быть, поэтому у русских масонов в XVIII веке Петр I пользовался особенным уважением. На своих собраниях они даже распевали «Песнь Петру великому», сочиненную Державиным.

В парке Елагинового острова

Между тем отношение власти к масонству в России было неоднозначным. Его то разрешали, то запрещали. Не жаловали масонов и в простонародной среде. Молва утверждала, что на их собраниях творится что-то нечистое, тем более что масоны в России ассоциировались исключительно с французами, а Франция в глазах обывателей слыла источником всех смертных грехов человечества. Даже доморощенных, собственных масонов иначе как франкмасонами, то есть французскими масонами не называли. А производное от франкмасона — «фармазон» очень скоро превратилось в откровенное ругательство.

Среди петербургских масонов встречаются имена видных общественных и государственных деятелей, крупных военных чиновников и даже членов царской фамилии.

С Иваном Перфильевичем Елагиным связано имя всемирно известного масона — Джузеппе Калиостро.

Версия портрета Джузеппе Алесандро Калиостро. (Я долго искал его портрет в интернете. (минут 20-30) Найти не просто. Решил выложить этот портрет. Он то ли Людовиг 15-й, то ли нужное нам лицо.)) ) Он, как личность загадочная и в интернете загадка.)

Жизнь «великого мага», как называли его современники, овеяна самыми невероятными легендами. По одним из них, он жил еще во время всемирного потопа и спасся от гибели исключительно благодаря библейскому Ною, который взял его на свой ковчег. По другим, Калиостро был лично знаком с ветхозаветным Моисеем и античным Александром Македонским, беседовал с Иисусом Христом и даже присутствовал на Голгофе при его казни. Но сам он скромно утверждал, что родился от великого магистра Мальтийского ордена и трапезундской княгини. Эдакий Бендер – Задунайский!))

В Россию Калиостро приехал в 1780 году, будто бы по совету другого знаменитого французского авантюриста графа Сен-Жермена. Здесь он скромно представился «гишпанским полковником», врачом, графом Фениксом. В высшем петербургском свете Калиостро появился в черном одеянии, расшитом золотыми иероглифами и в уборе древнеегипетского жреца.

Елагин остров

Известно, что в то время, как Екатерина II была к нему исключительно холодна, ему покровительствовал ее фаворит всесильный князь Григорий Потемкин. Калиостро удалось снискать уважение и многих других петербургских сановников. Если верить легендам, Калиостро стал своим человеком у графа Строганова, во дворце которого занимался поисками философского камня. Затем долго жил в доме И.П. Елагина на Елагином острове. Там будто бы по его совету глубоко под павильоном Пристань устроили секретный зал, куда из Елагинского дворца вел подземный ход. Зал якобы предназначался для тайных масонских собраний. Говорят, прогуливаясь однажды вблизи этого павильона, Калиостро предсказал гибель Российской империи, «увидев однажды в Неве ее обреченный лик».

Не обошли вниманием этого «мага и волшебника» и современные легенды. Они утверждают, что в зеркалах Елагина дворца и сегодня время от времени появляется тень графа Калиостро с масонскими символами в руках — молотком и треугольником каменщика. Но хватит о «гишпанском полковнике», вспомним другую чудесную легенду.

Вид на Елагин дворец с 1-го Елагинового моста

Особенной популярностью у петербуржцев пользовалась западная оконечность Елагина острова, так называемая стрелка. История этой популярности восходит к середине XVIII века и связана с именем известной петербургской красавицы графини Юлии Павловны Самойловой.

В большом свете Петербурга Самойлову звали царицей салонов. Ей поклонялись и называли «Петербургская религия». Молодая красавица, обладательница незаурядного ума и значительного состояния была хозяйкой родовой загородной усадьбы под Петербургом, вблизи Царского Села, — Графской Славянки.

Графиня Юлия Павловна Самойлова

С 1826 по 1839 год она жила в Италии. В ее роскошном загородном доме под Миланом собирались известные музыканты, художники, литераторы. Среди них: Ференц Лист, Джоакино Россини, Орест Кипренский. Самойлова была многолетней музой художника Карла Брюллова. Достаточно сказать, что только на одном своем знаменитом полотне «Последний день Помпеи» он трижды запечатлел облик Юлии Павловны. Ее отличали любовь к искусству, демократический образ мышления и независимость в отношениях с сильными мира сего.

И вот одна из легенд, героиней которой стала Юлия Павловна Самойлова, рассказывает о зарождении в Петербурге традиции вечерних гуляний на Стрелке Елагина острова.

На приемы, которые Самойлова во время своих приездов в Россию устраивала в Графской Славянке, съезжался буквально весь Петербург. В такие дни заметно пустело Царское Село, что, естественно, раздражало Николая I. Император решился пойти на хитрость. Он предложил Самойловой продать ему Графскую Славянку. Предложение царя выглядело приказанием, и Самойловой пришлось согласиться. Но при этом она дала понять Николаю, что до нее дошел смысл иезуитской хитрости царского предложения. Как передает легенда, она просила передать императору, «что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и, где бы она ни была, будут продолжать ездить к ней».

Стрелка на Елагином острове.

На следующий день, к вечеру, в сопровождении узкого круга поклонников Юлия Павловна поехала на стрелку безлюдного в то время Елагина острова. «вот сюда будут приезжать к графине Самойловой», — будто бы сказала она. И действительно, с тех пор на проводы заходящего солнца, на пустынную в прошлом западную оконечность Елагина острова стало съезжаться все больше и больше петербуржцев, пока эта стрелка не превратилась в одно из самых любимых мест вечерних гуляний столичной знати.

В XIX веке стрелку Елагина острова прозвали «Пуант» — скорее всего по схожести оконечности стрелки с носочком балетной туфельки. Так, во второй половине XIX века Елагин остров стал местом многолюдных великосветских гуляний петербургской знати.

Но вернёмся к Елагиноостровскому дворцу.

Елагин дворец

Проект первого Елагинского дворца, видимо (достоверно не известно), был разработан Джакомо Кваренги, первым из придворных архитекторов Екатерины Великой.

Но в 1818 году по распоряжению императора Александра уже не молодой, но еще малоизвестный архитектор Карл Росси начинает перестраивать дворец Елагина для матери царя, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Ей уже тяжело ездить в Царское Село или Павловск.

Так родился известный нам дворец. Под влиянием романтического пейзажа и, вероятно, исходя из личности будущего владельца, Росси создал изящную и очаровательную, как табакерка XVIII века, постройку.

Кухонный корпус Елагинского дворца

Елагинский дворец стал первым крупным проектом архитектора. И, хотя, некоторые специалисты склоны считать его одновременно наиболее несовершенным творением прославленного зодчего, заказчик остался доволен. По большому счёту работа над Елагиным дворцом предопределила будущий облик нашего города! На Росси один за другим посыпались крупные государственные заказы. Выполняя которые, архитектор создал уникальные городские ансамбли, вошедшие в архитектурные справочники всего мира.

Пара львов стерегут вход во дворец

На Елагинском острове Росси делал все. Не только составлял проекты главного здания, служб и парковых затей. Он курировал разбивку парка садовником Джозефом Бушем. Сочинил проекты мебели и интерьеров, в воплощении которых ему помогали лучшие мастера того времени.

Повторюсь. Елагинский дворец Росси определил облик Северной Венеции. Наравне с белыми ночами и разводными мостами творения зодчего стали символами города. Однако если бы не этот заказ всего остального могло бы и не быть. Елагиноостровский ансамбль стал тем шансом, которого так долго ждал архитектор, чтобы явить свой талант миру.

Источники:

Н. А. Синдаловский. 2012 г. «Легенды петербургских садов и парков»

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.