Дальше идём от Ново-Михайловского дворца по набережной вдоль Невы, которая справа, около 5 минут до Мраморного дворца, одного из филиалов Государственного Русского музея, известного во всём мире. Это первый дворец Санкт-Петербурга, облицовка которого была выполнена из натурального камня.

На месте, где сейчас находится Мраморный дворец, при Петре I располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью. В 1716 году сюда из Италии прибыли отец и сын Растрелли. Здесь с 1714 года находился Зверовый двор, в котором привезли первого слона, подаренного русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона из него сделали чучело и выставили в Кунсткамере. В амбаре, где жил слон разместили Готторпский глобус, позже его также перенесли в Кунсткамеру.

На Почтовом дворе случился пожар в 1737 г. Он уничтожил его и находящееся перед ним здание слоновника. Выжженное место расчистили, а этот участок назвали Верхней набережной площадью. Эта площадка в дальнейшем стала продолжением Марсова пол. Она довольно долго пустовала и лишь в 1768 году по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца, который императрица хотели преподнести в дар своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.


Дворец был возведён по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1768—1785 гг. Григорий Орлов умер, так и не дождавшись своего подарка. В том же году Екатерина II выкупила здание у наследников графа в казну. В 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю в качестве свадебного подарка.

В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши — Станислав Понятовский, тоже бывший фаворит Екатерины Великой. В XIX—XX веках дворец был родовым домом великих князей династии Романовых. В 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы — Константину Николаевичу. В 1840-х годах дворец реставрировали и отделывали по проекту архитектора Александра Брюллова.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт — Великий князь Константин Константинович (К. Р.). После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича — князь императорской крови Иоанн Константинович.

В 1919—1936 годах во дворце была расположена Российская Академия истории материальной культуры, а после её ликвидации находился филиал Центрального музея Ленина. Перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль Остин-Путиловец с 1950-х до конца 1980-х гг. Он был установлен в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград в апреле 1917 г. Затем броневик передали в Артиллерийский музей. На освободившийся постамент в 1997 году установили памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.


В 1992 году Мраморный дворец передали Русскому музею. В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века». В его стенах регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.

  • Адрес: ул. Миллионная, 5/1
  • Источник: peterburg.center

    Застройка Дворцовой набережной начала формироваться одной из первых в Санкт-Петербурге. Её характер определила постройка на этом берегу Невы как летней, так и зимней резиденций Петра I. В связи с близостью к Адмиралтейству здесь, в первую очередь, селилось высшее морское начальство. Чуть далее, выше по течению Невы, поселились корабельные мастера. Среди них — Пётр Михайлов (сам «царь-плотник» Пётр I), Федосей Скляев, Филипп Пальчиков, Гаврила Меншиков.


    Первые постройки на Дворцовой набережной, как и во всём городе, были деревянными. Летом 1705 года на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен деревянный дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Такое расстояние от Адмиралтейства требовали правила «фортификационной эспланады». Тем же летом началось возведение деревянных хором для вице-адмирала Корнелия Крюйса. Дом Апраксина задал красную линию Дворцовой набережной, тогда как РґРѕРј РљСЂСЋР№СЃР° располагался чуть дальше от низкого в этом месте берега реки. Промежуток между этими двумя постройками положил начало Средней улице, проходившей параллельно берегу Невы [5].

    Следующей постройкой на Дворцовой набережной в 1706 году стал Почтовый РґРІРѕСЂ. Тогда же (в 1706-1708 годах) ближе к берегу Невы был перенесён деревянный дом шведского майора Коноу, ставший предшественником Летнего дворца Петра I. На участке дома №32 в 1708 году был построен первый Зимний дворец Петра I. К его главному фасаду от дома Апраксина продлили Среднюю улицу. Последняя просуществовала совсем недолго, так как Пётр I не захотел иметь в Петербурге узкие «средневековые» проезды между домами.

    В начале XVIII века набережная именовалась Почтовой, так как на том месте где сейчас расположен Мраморный дворец, находился Почтовый двор. Рядом с ним в 1711 годах был прокопан Красный канал, который соединил Неву и РњРѕР№РєСѓ. Параллельно ему с другой стороны Царицына луга (ныне Марсова поля) была прокопана Лебяжья канавка.


    После победы под Полтавой (1709) и взятия Выборга (1710) в Санкт-Петербурге началось активное каменное строительство. Позволить себе возведение дорогого каменного дома могли далеко не все, но жители Дворцовой набережной имели для этого достаточно средств. Дом Апраксина перестраивался в камень в 1712 году, но спустя четыре года адмирал захотел иметь более просторные апартаменты. Новое здание передвинули ближе к реке примерно на 50 метров, что определило современную красную линию набережной. Тогда же приступили к постройке новых роскошных зданий для Рагузинского, Ягужинского, Олсуфьева, Крюйса, Головина. Строительство этих дворцов завершили к 1721 году, когда на противоположном конце набережной началось возведение дворца Дмитрия Кантемира (РґРѕРј в„–8). Это был первый проект молодого Р¤. Р‘. Растрелли в Петербурге.

    В те же годы строился новый Зимний дворец Петра I, который придвинули к самой Неве. Для этого берег укрепляли деревянными стенками, обустраивали пристани. Таким образом у Невы было "отвоёвано" более 80 метров. В 1718 году от между Невой и Мойкой был прорыт канал, названный Зимней канавкой. Через него в створе набережной инженером Германом ван Болесом был построен деревянный разводной Зимнедворцовый РјРѕСЃС‚.

    Застройку берега Невы проходилось регулировать административными методами. 30 января 1720 года вышел указ Петра I:

    В одном из указов 1721 года перечислены все владельцы участков на набережной [Цит по: 2, с. 8]:


    • 1. Двор Почтовый
    • 2. Г-на князя Волоского
    • 3. Ягана Фелтин, кохмейстера
    • 4. Прокофея Короткого
    • 5. Данило Чевкина
    • 6. Попа Битки
    • 7. Майора Ушакова
    • 8. Майора Волкова
    • 9. Лейб-гвардии писаря Андрея Иванова
    • 10. Майора Корчмина
    • 11. Доктора Арескина
    • 12. Петра Мошкова
    • 13. Поручика Прокофия Мурзина
    • 14. Князя Василия Долгорукова
    • 15. Графа Мусина-Пушкина
    • 16. Гаврилы Меншикова
    • 17. Феодосия Скляева
    • 18. Его царского величества Зимний дом

    Фамилия Петра Мошкова, жившего на участке современного дома №20, осталась на картах Петербурга в виде названия Мошкова переулка. Неподалёку жил легендарный Василий Корчмин, по имени которого согласно легенде назван Васильевский остров. Большинство существующих на то время строения были возведены по типовым проектам и походили друг на друга. Особенно выделялись дома Петра I и адмирала Апраксина.

    До 1724 года Зимний дворец Петра I расширялся вдоль набережной. В нём император скончался в 1725 году. Тогда же в особняке Апраксина временно были поселены молодожёны: герцог Голштинский и дочь Петра I Анна.

    Петербург 1726 года запечатлён в воспоминаниях француза Обри де ла Мотре. О будущей Дворцовой набережной он писал так:


    Дом Апраксина в 1728 году по завещанию перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву, где умер от холеры. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию Анны Иоанновны. Начинал эти работы Доменико Трезини, продолжал по желанию императрицы Ф. Б. Растрелли. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.

    В 1729 году художником Х. Марселиусом были созданы два рисунка, которые достаточно подробно передали характер застройки всей Дворцовой набережной. Они стали первым подобным историческим документом.

    Первоначально, с 1737 года, набережная называлась Наличной линией [3, с. 158]. Она заканчивалась у границы города, которой в XVIII веке была Фонтанка. Нумерация домов тогда шла против течения реки. 20 апреля 1738 года магистраль назвали Верхней Набережной улицей (Нижней была современная Английская набережная). Вместе с этим именем существовали и другие: Верхняя Набережная линия, Набережная Верхняя Каменная линия, Верхняя Набережная реки линия, Набережная Невы реки линия, Набережная линия, Набережная улица, Невская набережная или Верхняя набережная. В 1740-1790-х годах набережную именовали ещё и Миллионной. Существовали также и другие названия: Миллионная Набережная линия, Миллионная Набережная улица, Большая Миллионная набережная. Последние два варианта употреблялись вместе с «Дворцовой набережной» вплоть до 1790-х годов.


    В 1746 году возник Мошков переулок, выходящий к Неве между домами №20 и 22 по Дворцовой набережной.

    Самым заметным зданием на Дворцовой набережной является Р—РёРјРЅРёР№ дворец, построенный в 1754-1762 годах по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. После начала его строительства оказалось, что от Невы строительную площадку отделяет весьма узкая, неудобная для проезда полоска берега. В связи с этим зодчий предоставил в Канцелярию от строений план и профиль расширенной и дополнительно укреплённой деревянной набережной.

    План начал реализовываться вызванным из Москвы плотничным мастером И. Эрихом, который в 1758 году предоставил два проекта укрепления берега, предусматривающие его облицовку камнем. Работы начались в декабре 1762 года, до мая следующего в грунт забивали сваи, а 7 июня бригада каменщиков начала делать фундамент под каменную стенку. Тогда же начался подвоз тёсанного камня для облицовки.

    Первый камень лёг на набережную в середине июня 1763 года. Строительные работы производились под руководством каменного дела мастеров Б. Манижотти, Г. Лицени и П. Корти. Сооружение каменной набережной напротив Зимнего дворца завершилось, вероятнее всего, в 1764 году. Но из-за допущенных просчётов в проектировании весьма скоро она начала разрушаться. В сентябре 1765 года в некоторых местах заметно осел берег вследствие того, что фундаменту не дали достаточного времени для осадки. Обнаружившие эти недостатки генерал-поручик Н. Е. Муравьёв и инженер-генерал-майор И. М. Голеницев-Кутузов доложили Екатерине II, что ремонтировать набережную невозможно, нужно переделывать её заново.


    Большинство краеведов считают, что Дворцовую набережную строили по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Такое предположение в начале XX века сделал И. Э. Грабарь, не подкрепив это документами. Поэтому авторство Фельтена легко опроверг историк В. И. Кочедамов. Он доказал, что Фельтен упоминается в связанных с каменной Дворцовой набережной документах только через шесть лет после начала её создания, когда уже была сооружена стенка набережной от Литейного двора до Адмиралтейства.

    Так кто же на самом деле стал автором проекта Дворцовой набережной? Разными краеведами предлагались такие кандидатуры как Р–. Р‘. Валлен-Деламот, архитектор С. А. Волков. Автор книги «Санкт-Петербург XVIII века» К. В. Малиновский доказывает, что им является советник Канцелярии от строений Игнатио Росси. Он ссылается на документы, в котором Росси напрямую называется автором проекта Дворцовой набережной и соответствующей сметы. Например, протокол Канцелярии от строений 7 сентября 1762 года: «…господин коллежский советник Игнати Росси которой по способности ево проэкт тому берегов и мостов строению и смету сочинял» [Цит по: 4, с. 379]. 10 сентября он был назначен руководителем «Конторы строения по Неве реке каменного берега».


    Первоначальный проект Росси предполагал создание каменной стенки набережной и металлической балюстрады. Спуски к воде представляли собой прямые лестницы с такими же металлическими ограждениями. Пристани предлагалось делать в виде расширенных в два раза спусков. Мост через Фонтанку проектировался каменным, подъёмным на цепях. Поэтому его центральная часть должна была стать деревянной.

    Стоит отметить, что тогда возводилась не только Дворцовая набережная. Проект предусматривал облицовку камнем всего берега Невы от Литейного двора до Галерной верфи. 14 февраля 1763 года в берег стали забивать первые сваи. Уже в процессе этих работ их объём значительно увеличился, так как было решено забивать не один ряд свай, а 13. При этом использовались круглые сосновые брёвна длиною от восьми до десяти метров и толщиной от 20 до 30 сантиметров.

    В процессе строительства в проект вносились коррективы. Уже с 1764 года спуски к воде создавались не прямыми, а овальными. Ограждения «для прочности» стали делать полностью каменными. Автор этих изменений неизвестен. Возможно, что их предложил Екатерине II Ж. Б. Валлен-Деламот, который тогда занимался переустройством помещений в Зимнем дворце. В музее города Ангулем во Франции хранится чертёж Деламота с изображением овального спуска к Неве.

    В 1763-1766 годах через Зимнюю канавку вместо деревянного был построен каменный Эрмитажный мост. Для улучшения транспортной связи с Московской стороной набережную продлили за Фонтанку. При этом в 1766-1769 годах навели Прачечный РјРѕСЃС‚ через Фонтанку, а в 1767-1768 годах Верхне-Лебяжий мост через Лебяжью канавку. Профиль этих переправ органично введён в силуэт гранитной набережной. Мосты составляют с ней единый архитектурный ансамбль.


    Уже в январе 1765 года Екатерина II проверила готовый участок набережной напротив старого Зимнего дворца. 8 февраля было принято решение о повышении минимально допустимой высоты возводимых здесь зданий. 27 апреля 1766 года Комиссия от каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы определила эту высоту равной десяти саженям.

    Полностью завершено сооружение Дворцовой набережной было в ноябре 1767 года. В следующем январе «архитектурии помощник» Неелов устанавливал у спусков в Неве связанные железными цепями каменные столбы.

    После завершения основной части работ по облицовке камнем левого берега Невы Игнатио Росси подал в отставку. Его сменил архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, которому пришлось заниматься созданием знаменитой ограды Летнего сада. Берег напротив него был вынесен в русло реки на 20 метров.

    Дворцовая стала первой из облицованных гранитом набережных в Петербурге. На ней оборудовано семь спусков к воде. Гранитный парапет прерывается лишь у Эрмитажного моста, где выложенный булыжником берег ограждают лишь тумбы со свисающими с них цепями.

    Строительство новых зданий на Дворцовой набережной началось одновременно с её облицовкой камнем. В 1762-1769 годах к Зимнему дворцу пристроили здание Малого Эрмитажа (дом №36), а затем и Большой Эрмитаж (дом №34). В 1762-1785 годах на месте старого Почтового двора построен Мраморный дворец. При этом был засыпан Красный канал. Рядом с Мраморным дворцом был возведён служебный РєРѕСЂРїСѓСЃ (дом №6). В 1784-1788 годах построен РґРѕРј Салтыковых (№4). Соседний РґРѕРј Бецкого (№2) построен также в 1780-х годах. В 1783-1787 годах на месте старого Зимнего дворца Петра I архитектором Кваренги был возведён Эрмитажный театр, который был соединён с Большим Эрмитажем аркой.

    С 6 октября 1778 года магистраль стала официально называться Дворцовой набережной. В начале XIX века её называли также Большой и Большой Дворцовой. Название «Дворцовая Набережная улица» существовало вплоть до 1822 года.

    В 1799 году два здания на месте существующего сейчас дома №10 были объединены в одно по проекту Кваренги. Это стало подарком императора Павла I своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной к её свадьбе с князем Гагариным.

    На рубеже XVIII и XIX веков Дворцовую набережную зарисовал шведский художник Бенджамин Патерсен. Он создал ряд акварелей, на которых с Заячего и Васильевского островов виден левый берег Невы.

    В 1803 году Дворцовая набережная была соединена с Петербургской стороной наплавным Троицким мостом. Первоначально он выходил к левому берегу Невы в районе Летнего сада.

    Участок между домом Салтыковых и служебным корпусом Мраморного дворца изначально был предназначен для застройки. Но к концу 1810-х годов здесь так ничего и не было воздвигнуто. В 1818 году по предложению архитектора Рљ. Р РѕСЃСЃРё участок стал новой площадью, которая соединила Марсово поле с Дворцовой набережной. В её центре установили памятник Рђ. Р’. РЎСѓРІРѕСЂРѕРІСѓ, площадь назвали Суворовской.

    В начале 1820-х годов участок набережной у Зимнего дворца представлял из себя строительную площадку. Здесь располагались амбары, сараи, груды камня, кучи песка и штабеля досок, заготовленных для строительства здания Главного штаба. Николаем I было принято решение о благоустройстве этой территории, работа поручена архитектору Карлу Росси. По его проекту здесь был устроен широкий спуск к Неве. Росси планировал украсить его скульптурами Диоскуров (юношей, сдерживающих коней) и чугунными львами, копиями тех, что находятся у Михайловского дворца. Поместить здесь диоскуров император запретил, зодчий заменил их вазами из порфира.

    В 1827 году в связи с постройкой первого наплавного Троицкого моста на набережной обновили ограду и фонари. В 1857-1862 годах построен РќРѕРІРѕ-Михайловский дворец (дом №18), в 1867-1872 годах дворец великого РєРЅСЏР·СЏ Владимира Александровича (№26).

    К 1860-м годам застройка Дворцовой набережной разрослась далеко за пределы Фонтанки. В это время «зафонтанную» часть магистрали выделили в отдельную Гагаринскую набережную, которая сейчас носит имя великого русского полководца М. И. Кутузова. Тогда же была введена существующая по сей день нумерация домов.

    После возведения первого постоянного моста через Неву наплавной переместили ближе к Зимнему дворцу. Ему дали другое название — Дворцовый.

    В 1903 году между Дворцовой набережной и Троицкой площадью был построен постоянный металлический Троицкий мост. В 1915 году в связи с введением в строй постоянного Дворцового моста пристань со львами переместили на Адмиралтейскую набережную. Трасса новой переправы прошла как раз через старую пристань.

    Из девятнадцати домов здесь половина принадлежала царской фамилии. Благодаря этому до 1917 года Дворцовая набережная жила по собственному «расписанию». Летом находящиеся здесь дворцы пустовали. Их хозяева уезжали в загородные усадьбы, с ними покидала Петербург и многочисленная свита. В это время фасады домов приводились в порядок, перекрашивались. Ремонтировалась мостовая. Зимой дворцы оживали. Набережная наполнялась роскошными экипажами, гуляющей публикой.

    6 октября 1923 года Дворцовая набережная была переименована в «набережную Девятого Января (1905 года)». Год был указан в скобках, поэтому его часто опускали. Такое имя магистрали дали из-за того, что приказ о расстреле мирной демонстрации 9-го января 1905 года отдал живший здесь великий князь Владимир Александрович [3, с. 159].

    9 сентября 1941 года во время авианалёта одна из бомб упала перед домом №14, уничтожив его фасад и фасады соседних домов №12 и 16. После войны фасады этих зданий были объединены.

    В 1944 году набережной вернули прежнее название — Дворцовая.

    Источник: walkspb.ru

    Дворцовая набережная — место, с которого лучше всего начинать знакомство с городом, особенно если вы оказались в нем впервые. Но в тоже время это и то самое место, в котором можно раз за разом заново знакомиться с Петербургом. Пройдя 1675 метров по набережной, вы не только увидите Северную столицу как на открытках, но и сполна погрузитесь в историю этого прекрасного города.

    Дворцовый мост

    Наш путь начнется с одного из самых знаковых мостов города — Дворцового. Его длина 250 метров, и он состоит из пяти пролетов. С 1918 года по 1952 мост носил название Республиканский. Затем ему вернули историческое название. Многие годы вместо постоянного знакомого нам моста через Неву был перекинут плашкоутный мост — то есть плавучий, опирающийся на плоскодонные суда или плавучие опоры. Строительство современного началось в 1911 году. А завершилось только к 1916, незадолго до революции. Сейчас вид этого разведенного моста является тем самым знаковым образом, что манит туристов в Санкт-Петербург с живописных открыток.

    Разводной сад

    Или другое название — Сад Зимнего Дворца. В 1760-х годах это место использовалось для развода караула. Вот именно оттуда и пошло его название. Затем, уже в 1896 году здесь началось строительство сада по проекту архитектора Н. И. Крамского. После революции это место, как и многие другие достопримечательности города, оказалось разгромленным. Но в 2007-2008 годах, был отреставрирован садовый фонтан, а самому саду возвращен исторический вид.

    Зимний дворец

    Следующий пункт нашего путешествия — Зимний дворец. В нынешнем виде он появился в апреле 1762 года, благодаря проекту архитектора Растрелли. Внешний вид дворца именно его заслуга, а вот от отделки интерьеров Екатерина II его отстранила. Мало кто знает, но именно то здание, которым мы с вами любуемся сегодня, является пятым по счету Зимним дворцом. Именно здесь квартировались российские императоры, и здесь же была попытка убийства Александра II. Затем, во время революции, в Зимнем заседало Временное правительство, свергнутое, в свою очередь, большевиками. Сейчас же это главное здание всемирно известного музея Эрмитаж.

    Малый Эрмитаж

    Малый Эрмитаж был построен архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. А также именно они занимались интерьерами Зимнего дворца, вместо отстраненного от работ Растрелли. Свое название здание приобрело благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь небольшие спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

    Большой Эрмитаж

    Большой Эрмитаж спроектирован Юрием Фельтеном в стиле классицизма. Он являлся логичным продолжением дворцовых строений на набережной, а спустя пять лет после возведения к нему были пристроены лоджии Рафаэля с копиями знаменитых фресок художника. Сразу за зданием Большого Эрмитажа находится построенный Лео фон Кленце в 1851 году Новый Эрмитаж. Именно здесь вы сможете полюбоваться на атлантов и заглянуть в Рыцарский зал. Там вас ждет богатая экспозиция оружия и доспехов. Причем, коллекция насчитывает более 15 тысяч предметов.

    Зимняя канавка

    Зимняя канавка — это небольшой (всего 228 метров) канал, соединяющий Неву и Мойку. Ее прорыли в 1719 году. Несмотря на небольшую длину, через канавку, которую раньше называли Старым Дворцовым каналом, перекинуто несколько мостов. Там же вы увидите и знаменитый Эрмитажный мост. Который, между прочим, родоначальник каменного строительства в Петербурге. Все мосты, построенные до него, были деревянными.

    Эрмитажный театр

    Проходя мимо Зимнего дворца, мы с вами мимоходом вспомнили, что он является пятым и последним по счету Зимним дворцом. «А где же первый?», – спросите вы. Когда-то он был именно на том месте, где в 1787 году Джакомо Кваренги построил Эрмитажный театр. В этом прекрасном здании в античном стиле, украшенном статуями муз, Аполлона и мраморными колоннами, ставились оперы, спектакли, а также проходили маскарады для императорской семьи и их приближенных.

    Дворец Владимира Александровича или Владимирский Дворец

    Это здание неоднократно перестраивали. Сначала здесь располагался особняк Ивана Мусина-Пушкина, потом Дмитрия Волконского, затем французское посольство. Современное здание во флорентийском стиле возникло в 1872 году по проекту архитектора Александра Резанова. Оно предназначалось третьему сыну императора Александра II — Владимиру.

    В те годы его именовали «Малым императорским дворцом» потому, что отделка интерьеров поражала воображение. Декор залов гармонично сочетал разные архитектурные стили. Его культурная ценность была неоспорима уже в то время: Великий князь был президентом Академии Художеств и коллекционировал живопись. В начале XX века здание стало Домом Ученых. В нем и по сей день проходят научные конференции и выставки.

    Ново-Михайловский дворец

    Ново-Михайловский дворец — построен в стиле эклектики архитектором Андреем Штакеншнейдером для сына императора Николая I. Эклектика — стиль, совмещающий в себе различные архитектурные веяния и содержащий отсылки к разным историческим эпохам. Это здание особенно тем, что при его постройке впервые в Петербурге использовались металлические конструкции. За время своего существования дворец сменил множество владельцев. Сейчас там располагается Институт истории материальной культуры с крупнейшей в России археологической библиотекой.

    Мраморный дворец

    Мраморный дворец так же как и Ново-Михайловский является в своем роде пионером. Он был первым зданием города, облицовку которого выполнили из натурального камня. Архитектор Антонио Ринальди использовал при строительстве разные сорта мрамора, в том числе тивдийский камень. Дворец строился для графа Орлова, но тот так и не дожил до завершения строительства. Поэтому Екатерина II выкупила здание у его наследников, после чего оно предавался членам семьи Романовых. В 1996 году дворец стал филиалом русского музея.

    Напротив него долгое время красовался бронеавтомобиль, в памяти о выступлении Владимира Ильича Ленина на броневике в 1917 году. Памятник носил гордое имя «Враг капитала». Но его убрали. На сегодняшний день перед дворцом установлен памятник Александру III, созданный Паоло Трубецким в начале XX века. До этого он стоял на Знаменской площади, неподалеку от современного Московского вокзала. Скульптура интересна тем, что запечатлела не знакомый по парадным картинам облик императора, а истинное портретное сходство. В 1919 году на памятнике появилось ироническое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». А также он был задействован в празднике, посвященном десятилетию Октябрьской Революции.
    Сейчас в дворце проходят выставки современных художников.

    Троицкий мост

    Троицкий мост свой нынешний облик приобрел только в начале XX века, до этого здесь располагался наплывной мост. Его решетки и фонари оформлены в стиле модерн, и над ними работали архитекторы Рене Патульяр и Винсент Шаброль. Мост неоднократно реконструировался и модернизировался. В 2003 году ко дню 300-летия Петербурга были завершены крупные работы по замене разводного механизма, гранитной облицовки и восстановлению архитектурного исторического облика. Торжественное открытие обновленного дворца пришлось как раз-таки на день празднования.

    Суворовская площадь

    Суворовская площадь изначально была земельным участком графа Воронцова. Но после его отречения от прав, здесь был разбит сад. В 1818 году эта земля была выкуплена государством, а Карл Росси создал план площади. Памятник Суворову, являющийся центром композиции, ранее располагался на Марсовом поле. Впоследствии его перенесли на Суворовскую площадь. Памятник уникален тем, что является первым в своем роде — он посвящен не коронованной особе. А в те времена это, между прочим, было нонсенсом. Причина его возведения — победоносный итальянский поход Суворова. Недаром полководца изобразили в облике римского бога войны Марса.

    Дом Салтыкова

    К слову о Суворове, именно здесь любил гостить знаменитый российский полководец. Это здание было спроектировано Джакомо Кваренги и возведено в 1788 году. Его первым владельцем значился купец Гротен. Пережив череду хозяев, дом был подарен Екатериной II Николаю Салтыкову. В гости к которому и заглядывал Александр Суворов. До революции в доме располагались различные иностранные посольства. Здание неоднократно перестраивалось, но часть интерьеров сохранилась в первоначальном виде. Сейчас в Доме Салтыкова расположился Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

    Дворец принца Ольденбургского

    Дворец принца Ольденбургского построили на месте с богатой историей. Сначала там красовалась еловая роща, затем Доминико Трезини построил сквер для Петра I. Сквер простоял до 1750 года, пока Бартоломео Растрелли не воздвиг здесь Оперный дом. 22 года там звучала музыка и играл итальянский театр, но затем дом снесли, чтобы построить особняк для секретаря Екатерины II Ивана Бецкого. Затем государство выкупило здание и передарило принцу Ольденбургскому, который поменял отделку дворца. Впоследствии сын принца продал здание Временному правительству. А советская власть, в свою очередь, превратила его в коммунальные квартиры. Сейчас в дворце располагается крыло крыло Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

    Лебяжья канавка

    Лебяжья канавка появилась в Санкт-Петербурге в 1719 году. Работы над ее созданием велись целых восемь лет. Готовая канавка соединила Неву и Мойку, как раз между Марсовым полем и Летним садом. Она получила свое название из-за того, что сразу полюбилась лебедям, обитавшим в соседних прудах. Длина канавки чуть больше 500 метров. В 1955 году ее берега укрепили гранитом. Через канавку перекинуто два моста: Верхний Лебяжий (Дворцовая набережная) и Нижний Лебяжий (набережная Мойки).

    Летний дворец Петра I

    Построен Доменико Трезини в стиле Петровское барокко в 1714 году. И оно является одним из старейших зданий города. Несмотря на барочный внешний вид, внутренний интерьер двухэтажной летней императорской резиденции отличался простотой. По императорским меркам. На фасаде красуются 29 барельефов, изображающих события Северной войны. Петр I проводил в Летнем дворце каждое лето до самой своей смерти. Александр I сделал резиденцию общедоступной, а в 1934 году в ней открыли музей. Сейчас уже неоднократно отреставрированный Летний дворец является филиалом Русского музея.

    Ландшафтные работы по созданию Летнего сада велись с 1704 года. И только спустя 15 лет он обрел привычный облик. На заре существования парка в него пускали только избранных и только по воскресеньям. Венецианские скульптуры и фонтаны являлись его главным украшением. К сожалению, наводнение разрушило фонтаны, и их не стали восстанавливать. Позднее, в 1784 году, сад обзавелся оградой, а затем, уже в 1855 году, памятником Крылову. Реконструкция 2012 года вернула парку вид наиболее близкий к первоначальному. Но, увы, без фонтанов. 

    Источник: kudavgorode.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.