Воронцовский дворец – памятник истории и культуры России федерального значения, одно из самых величественных и красивых зданий Санкт-Петербурга в стиле Елизаветинского барокко.

Дом канцлера, рыцарский замок, престижное военное учебное заведение — пребывание во всех ипостасях не помешало архитектурному сооружению донести свой великолепный облик до наших дней, а в стенах его Мальтийской капеллы по-прежнему звучит прекрасная органная музыка…

Воронцовский дворец: историческая справка

Называется дворец по имени первого владельца усадьбы М. И. Воронцова. Представитель старинного русского дворянского рода, Михаил Илларионович был активным участником дворцового переворота 25 ноября 1741 года. Сопровождая царевну Елизавету в казармы Преображенского полка, он обратился к гвардейцам, призывая к поддержке, и осуществил арест правящего семейства. После вступления на престол Елизаветы I, заслуги его были щедро вознаграждены присвоением званий, высоких государственных должностей и богатых поместий. И наконец, в 1758 году он был удостоен места канцлера после А. П. Бестужева, попавшего в опалу.


Постройка и внутренняя отделка дворца завершаются к нужному моменту, усадьба получает название Канцлерского дома и становится достойной резиденцией для государственного деятеля и дипломата. На новоселье императрица Елизавета подарила хозяину 40 тысяч рублей, которые пришлись кстати – строительство, балы и маскарады требовали непомерных расходов.

Прожил М. И. Воронцов здесь всего лишь пять лет. Елизаветинская эпоха сменилась властью Екатерины II, финансовая поддержка более не поступала, да и карьера пошла на убыль. В 1763 году канцлер подал в отставку, дворец продал в казну, а через четыре года скончался в Москве.

Неожиданный поворот в истории дворца произошел в конце XVIII века после невероятного события: монарх православного российского государства Павел I принял сан Великого Магистра католического ордена, оказал державное покровительство Мальтийскому братству и предоставил им Воронцовский дворец в качестве основной резиденции. Вскоре его переименовали в «Замок Мальтийских рыцарей», ворота дворца украсил белый крест, двойные лучи которого символизируют христианские добродетели: мужество, справедливость, благоразумие, умеренность. Напомним, что загородной резиденцией Мальтийского ордена стал Приоратский дворец в Гатчине (подробнее про Гатчинский музей-заповедник можно прочитать здесь).

Александр I упразднил российскую ветвь Мальтийского ордена, дворец отобрал в казну, а в 1810 году его отдали Пажескому корпусу. В этом престижном учебном заведении учились дети лучших аристократических фамилий. По высочайшему указу Николая I, который оказывал покровительство вдове А. С. Пушкина, сюда были зачислены сыновья поэта, погибшего на дуэли, – Григорий и Александр.


В советское время продолжилась традиция размещения в здании военных учебных заведений, а с 1958 года здесь находится Суворовское военное училище.

Архитектура и экспозиция Воронцовского дворца

Обширная территория усадьбы планировалась и застраивалась в 1749-1757 годы придворным архитектором Бартоломео Франческо Растрелли. Дворец, нарушая традиции, обращен не к реке, а к Садовой улице и отделен от нее двором и чугунной оградой изумительной красоты, что также являлось новшеством в градостроительстве того времени.

Здание, построенное в стиле барокко, в центральной трехэтажной части нарядно декорировано лепниной, сдвоенными колоннами и пилястрами, украшены фигурными наличниками большие окна. Сооружение окружал парк с бассейнами и каскадами фонтанов, аллеи подстриженных деревьев простирались до Фонтанки.

Интерьеры дворца отличались роскошью, достойной царских апартаментов. Анфилада из пятидесяти парадных залов размещалась на втором этаже центральной части и боковых корпусов, сюда вела роскошная лестница, богато украшенная зеркалами и изваяниями. Особо примечательны были большой двухсветный зал и просторное помещение библиотеки, собрание книг считалось одним из лучших в Северной столице.


К сожалению, интерьеры были утрачены при переделке под нужды Пажеского корпуса. Помещения второго этажа, отведенные под спальни для воспитанников, были перестроены Александром Штаубергом. Да и сам прекрасный образец архитектурного стиля XVIII века чудом уцелел. В 1817 году Александр I хотел обустроить здесь дворец для своего брата Михаила и поручил Карлу Росси разработать план его реконструкции. Архитектор выполнил его в стиле строгого классицизма, причем изменения касались не только сооружений, но и всей прилегающей территории. Замысел не был осуществлен. Михайловский дворец Росси возведет в другом месте, это — нынешний Русский музей (подробнее про Михайловский дворец — здесь, а про экспозицию Государственного Русского музея — здесь).

К главному зданию в 1800 году по приказу императора Павла I пристроены два культовых сооружения: Православная церковь и католический храм, — оба созданы по проекту Джакомо Кваренги и относятся к лучшим образцам русского классицизма. Особенно роскошно выглядит убранство Мальтийской капеллы: колоннада, великолепная роспись сводов, облицовка стен дорогим мрамором, скульптура и лепнина, — отреставрированы и поддерживаются в хорошем состоянии. Торжественное открытие органа, после его восстановления в Эстонии, состоялось 20 января 2006 года и с тех пор здесь регулярно проводятся концерты классической музыки.


В 2002 году в Капелле открылся Музей, посвященный воспитанникам военных учебных заведений, располагавшихся в разное время в стенах дворца. Сотни экспонатов: мундиры, знаки, кольцо об окончании Пажеского корпуса, аттестат, Присяга Николая II, фотографии и многое другое вызывает неподдельный интерес у посетителей.

Свободный вход закрыт для посетителей, полностью дворец для туристов — недоступен. Полюбовавшись внешним видом архитектурного шедевра Растрелли, можно попасть в Мальтийскую капеллу в дни проведения концертов органной музыки через контрольно-пропускной пункт с улицы Ломоносова. В составе организованных экскурсий разрешается посетить музей истории кадетских корпусов России, а также осмотреть Храм и несколько залов дворца.

Источник: spbguidebook.ru

Один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга в стиле барокко — Воронцовский дворец —  расположен в центральной части города, на Садовой улице напротив Гостиного двора.
Дворец был возведен в 1749-1757 годах архитектором Бартоломео Франческо Растрелли для вице-канцлера М.И. Воронцова. Михаил Илларионович Воронцов (1714 — 1767) — граф, вице-канцлер; родился в 1714 г. В четырнадцать лет был определён камер-юнкером при дворе великой княжны Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым стоял позади саней, на которых цесаревна поехала в казармы Преображенского полка в ночь провозглашения её императрицей; он же вместе с Лестоком арестовал Анну Леопольдовну с её семейством.


это Елизавета пожаловала его действительным камергером, поручиком новоучрежденной лейб-компании и сделала владельцем богатых поместий. 3 января 1742 г. Михаил Илларионович стал мужем Анны Карловны Скавронской, двоюродной сестры государыни. В 1744 г. был возведён в графское достоинство Российской империи и вслед за тем назначен вице-канцлером. В 1748 г. он едва не подвергся опале. На него пало обвинение в соучастии в заговоре Лестока, но ему удалось легко оправдаться от этого обвинения и вернуть себе расположение императрицы.

Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах. В центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.
Здание украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, свойственные стилю барокко.

Центральная, трехэтажная часть дворца отличается необыкновенным изяществом, пластичностью форм и нарядным декором. Главный фасад дворца решен традиционно для Растрелли: это композиция с тремя выступами-ризалитами, но в отличие от ризалитов других дворцов они менее объемны. Зато проработке каждого Растрелли уделяет особое внимание.

В центре дворца — огромная въездная арка, позднее заложенная и превращенная в крыльцо. По сторонам ее расположены группы колонн. Над колоннами — балкон, подчеркивающий центр фасада. Окна первого этажа украшают фигурные наличники. На замковых камнях — львиные маски, пример превосходной лепки, всегда широко используемой Растрелли на фасадах зданий. Простенки между окнами рустованы. Рустом подчеркнута и массивность первого цокольного этажа.


Второй этаж — парадный. Здесь окна большего размера, завершающиеся полуциркульными арками, наличники украшены. Между окнами — сдвоенные колонны, а над проездной аркой — сдвоенные пилястры. Центральный ризалит завершается фронтоном, украшенным скульптурной композицией с гербом владельца, повторенный на обоих фасадах.
В решении фасада Воронцовского дворца применен особый архитектурный прием, позволяющий четко выделить центр. В композиции центрального ризалита подчеркнуты и вертикальные и горизонтальные линии, тогда как в боковых ризалитах — только вертикали.

Необычным сделал Растрелли и вход во дворец: в центральной арке слева и справа два портика с колоннами дорического ордера. В одном из них и была расположена парадная лестница, два марша которой вели во второй этаж; стены лестницы украшали росписи.

При всем этом барочная пышность центрального фасада контрастирует с нарочито скромным обликом двухэтажных боковых флигелей.

От Садовой улицы дворец отделяет парадный двор и изящная ограда, выполненная из литого чугуна по рисунку Растрелли . Эта чугунная ограда — один из первых образцов использования в русской архитектуре художественного литья. За главным корпусом был регулярный сад с бассейнами, фонтанами и аллеями, простиравшийся до Фонтанки.


Строительство дворца обошлось вице-канцлеру Воронцову в такую сумму, что тратиться на его содержание он уже оказался не в состоянии, и Воронцовский дворец был передан в казну.
В 1798 году Павел I принял титул великого магистра Мальтийского ордена, и Воронцовский дворец был передан ордену в качестве главной резиденции.

В 1798 — 1800 годах архитектором Джакомо Кваренги во дворце была устроена церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был освящен 21 июня 1801 г. и разместился на втором этаже главного здания в левом крыле. Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах изображены мальтийские кресты. Белый мальтийский крест, как пишет в своих мемуарах «На службе трех Императоров» Н.А. Епанчин, в дальнейшем станет эмблемой Пажеского корпуса.

Со стороны сада по проекту Кваренги к главному корпусу была пристроена Мальтийская капелла в стиле классицизма. Строгость ее форм резко выделяется на фоне барочной прихотливости Воронцовского дворца. Внутреннее убранство капеллы — колонны в сочетании с арками, полукруглые своды покрытого росписью потолка, скульптуры ангелов, гипсовые гирлянды и мальтийские кресты — придавало торжественную пышность этому, по сути, небольшому сооружению.


пелла  была освящена в 1800 г. В ней, справа от алтаря, под балдахином стояло кресло Его Величества Гроссмейстера. При жизни Павла в капелле регулярно проходили собрания капитула ордена.
До сих пор хорошо сохранилась внутренняя отделка капеллы — колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Тщательная реставрация капеллы была произведена в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.
Зал Мальтийской капеллы, а также церковный зал во дворце имеют особую ценность как  сохранившиеся подлинные интерьеры Кваренги, потому что почти все другие впоследствии подверглись значительным переделкам или были уничтожены.

После воцарения Александра I Воронцовский дворец, как и все имущество Мальтийского ордена в России, отошел к казне. В 1810 году здесь разместился Пажеский корпус, который был создан еще в 1759 году как придворная школа. В 1802 году по указу Александра I корпус был преобразован в закрытое военно-учебное заведение и назван «Пажеский Его Императорского Величества корпус».

После Октябрьской революции Пажеский корпус был закрыт, во дворце разместилась Первая Петроградская пехотная школа командного состава РККА.  В 1937 году на базе этой школы образовалось Ленинградское пехотное училище имени С. М. Кирова. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище.
Мальтийская капелла в годы Советской власти долго использовалась как клуб пехотной школы имени Склянского. Большая часть предметов интерьера и утвари в 1928 году была передана музеям Ленинграда. В конце 2002 года в капелле, отреставрированной по инициативе начальника Суворовского училища генерала В. Скоблова, открылся Музей истории кадетских корпусов России.


Источник: gorod-sankt.blogspot.com

Один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга в стиле барокко — Воронцовский дворец —  расположен в центральной части города, на Садовой улице напротив Гостиного двора.
Дворец был возведен в 1749-1757 годах архитектором Бартоломео Франческо Растрелли для вице-канцлера М.И. Воронцова. Михаил Илларионович Воронцов (1714 — 1767) — граф, вице-канцлер; родился в 1714 г. В четырнадцать лет был определён камер-юнкером при дворе великой княжны Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым стоял позади саней, на которых цесаревна поехала в казармы Преображенского полка в ночь провозглашения её императрицей; он же вместе с Лестоком арестовал Анну Леопольдовну с её семейством. За это Елизавета пожаловала его действительным камергером, поручиком новоучрежденной лейб-компании и сделала владельцем богатых поместий. 3 января 1742 г. Михаил Илларионович стал мужем Анны Карловны Скавронской, двоюродной сестры государыни. В 1744 г. был возведён в графское достоинство Российской империи и вслед за тем назначен вице-канцлером. В 1748 г. он едва не подвергся опале. На него пало обвинение в соучастии в заговоре Лестока, но ему удалось легко оправдаться от этого обвинения и вернуть себе расположение императрицы.


Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах. В центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.
Здание украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, свойственные стилю барокко.

Центральная, трехэтажная часть дворца отличается необыкновенным изяществом, пластичностью форм и нарядным декором. Главный фасад дворца решен традиционно для Растрелли: это композиция с тремя выступами-ризалитами, но в отличие от ризалитов других дворцов они менее объемны. Зато проработке каждого Растрелли уделяет особое внимание.

В центре дворца — огромная въездная арка, позднее заложенная и превращенная в крыльцо. По сторонам ее расположены группы колонн. Над колоннами — балкон, подчеркивающий центр фасада. Окна первого этажа украшают фигурные наличники. На замковых камнях — львиные маски, пример превосходной лепки, всегда широко используемой Растрелли на фасадах зданий. Простенки между окнами рустованы. Рустом подчеркнута и массивность первого цокольного этажа.

Второй этаж — парадный. Здесь окна большего размера, завершающиеся полуциркульными арками, наличники украшены. Между окнами — сдвоенные колонны, а над проездной аркой — сдвоенные пилястры. Центральный ризалит завершается фронтоном, украшенным скульптурной композицией с гербом владельца, повторенный на обоих фасадах.
В решении фасада Воронцовского дворца применен особый архитектурный прием, позволяющий четко выделить центр. В композиции центрального ризалита подчеркнуты и вертикальные и горизонтальные линии, тогда как в боковых ризалитах — только вертикали.

Необычным сделал Растрелли и вход во дворец: в центральной арке слева и справа два портика с колоннами дорического ордера. В одном из них и была расположена парадная лестница, два марша которой вели во второй этаж; стены лестницы украшали росписи.

При всем этом барочная пышность центрального фасада контрастирует с нарочито скромным обликом двухэтажных боковых флигелей.

От Садовой улицы дворец отделяет парадный двор и изящная ограда, выполненная из литого чугуна по рисунку Растрелли . Эта чугунная ограда — один из первых образцов использования в русской архитектуре художественного литья. За главным корпусом был регулярный сад с бассейнами, фонтанами и аллеями, простиравшийся до Фонтанки.

Строительство дворца обошлось вице-канцлеру Воронцову в такую сумму, что тратиться на его содержание он уже оказался не в состоянии, и Воронцовский дворец был передан в казну.
В 1798 году Павел I принял титул великого магистра Мальтийского ордена, и Воронцовский дворец был передан ордену в качестве главной резиденции.

В 1798 — 1800 годах архитектором Джакомо Кваренги во дворце была устроена церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был освящен 21 июня 1801 г. и разместился на втором этаже главного здания в левом крыле. Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах изображены мальтийские кресты. Белый мальтийский крест, как пишет в своих мемуарах «На службе трех Императоров» Н.А. Епанчин, в дальнейшем станет эмблемой Пажеского корпуса.

Со стороны сада по проекту Кваренги к главному корпусу была пристроена Мальтийская капелла в стиле классицизма. Строгость ее форм резко выделяется на фоне барочной прихотливости Воронцовского дворца. Внутреннее убранство капеллы — колонны в сочетании с арками, полукруглые своды покрытого росписью потолка, скульптуры ангелов, гипсовые гирлянды и мальтийские кресты — придавало торжественную пышность этому, по сути, небольшому сооружению. Капелла  была освящена в 1800 г. В ней, справа от алтаря, под балдахином стояло кресло Его Величества Гроссмейстера. При жизни Павла в капелле регулярно проходили собрания капитула ордена.
До сих пор хорошо сохранилась внутренняя отделка капеллы — колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Тщательная реставрация капеллы была произведена в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.
Зал Мальтийской капеллы, а также церковный зал во дворце имеют особую ценность как  сохранившиеся подлинные интерьеры Кваренги, потому что почти все другие впоследствии подверглись значительным переделкам или были уничтожены.

После воцарения Александра I Воронцовский дворец, как и все имущество Мальтийского ордена в России, отошел к казне. В 1810 году здесь разместился Пажеский корпус, который был создан еще в 1759 году как придворная школа. В 1802 году по указу Александра I корпус был преобразован в закрытое военно-учебное заведение и назван «Пажеский Его Императорского Величества корпус».

После Октябрьской революции Пажеский корпус был закрыт, во дворце разместилась Первая Петроградская пехотная школа командного состава РККА.  В 1937 году на базе этой школы образовалось Ленинградское пехотное училище имени С. М. Кирова. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище.
Мальтийская капелла в годы Советской власти долго использовалась как клуб пехотной школы имени Склянского. Большая часть предметов интерьера и утвари в 1928 году была передана музеям Ленинграда. В конце 2002 года в капелле, отреставрированной по инициативе начальника Суворовского училища генерала В. Скоблова, открылся Музей истории кадетских корпусов России.

Источник: gorod-sankt.blogspot.com


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.