О владельцах дворца

Дворец интересен тем, что принадлежал одному роду, семейству Строгановых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в доме – родовом гнезде. Выходцы из крестьян Вологодской области, купцы и промышленники Строгановы славились сказочным богатством. Они владели заводами, землями, тысячами крепостных, занимались пушным и рыбным промыслом, горнорудной добычей.

В 1558 году царь Иоанн Грозный выдал семье грамоту на освоение территории Предуралья. Строгановы снарядили поход Ермака в Сибирь отвоевывать для России новые земли. В Смутное время семья помогала царю Василию Шуйскому, за что получила дворянское звание.

Роскошное здание


Во времена Петра I Строгановы щедрыми денежными пожертвованиями помогли царю завершить войну со шведами. Во время Северной войны Григорий Дмитриевич Строганов подарил царю два боевых фрегата. Неподдельная радость и искренняя благодарность государя так вдохновили дарителя, что он построил и вооружил пушками еще два военных корабля.

Легенда сохранила эпизод из жизни Строгановых. Угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов, преподнес царю на десерт бочонок с золотом, прося коленопреклоненно принять угощение.

Заслуги Строгановых перед престолом Петр I отметил указом в 1722 году, даровавшим сыновьям Григория Дмитриевича Строганова баронский титул. Поэтому младший сын сподвижника российского императора Сергей Григорьевич Строганов позволил себе строительство дома в центре Санкт-Петербурга, пригласив любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли.

Придворный архитектор не брал частных заказов, но для барона Сергея Григорьевича Строганова сделал исключение, причем с согласия императрицы.

Интересные факты о строительстве

Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.


Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.

Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.

Родовой герб владельцев

Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.

Архитектура здания


Дворец построен «глаголем» – в плане трехэтажное здание имеет форму буквы Г. Дома Строгановых, расположенные на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, архитектор объединил общим фасадом в стиле барокко. Этим и объясняются небывалые темпы строительства: Растрелли создавал дворец на готовых фундаментах с использованием стен и сводов нижних этажей.

Фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, украшены изысканной архитектурой в итальянском стиле с аналогичной композицией. В центре – портик, на фронтоне которого герб Строгановых, (два соболя, держащие в передних лапах щит с медвежьей головой), увенчанный баронской короной.

Фасад дворца


Соболи и медвежья голова – символ Сибири, в покорении которой участвовали предки Строгановых, снарядив туда поход Ермака.

Каждая деталь в архитектурном облике дворца свидетельствуют о богатстве и знатности рода Строгановых. Торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете манит величием. Фасад впечатляет утонченностью и самобытностью. В простенках между окнами – медальоны с мужским профилем, придающие фасаду неповторимый вид – рельефное изображение графа Сергея Строганова. Со стороны Невского проспекта фасад украшают фигуры кариатид.

Дворцовые интерьеры

У входа – строгановские гранитные сфинксы, стражи дворца, в котором 50 просторных искусно украшенных лепниной залов и парадных комнат. Нижний этаж отведен для прислуги, на втором и третьем этажах – парадные и жилые апартаменты хозяев.

Дух захватывает от красоты и роскоши: золото, зеркала, лепнина, наборный паркет, каждая комната неповторима. Танцевальный зал, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр отделывались с помощью Растрелли.

Фреска


В 1790 году пожар уничтожил внутреннее убранство дворца. Чудом уцелел танцевальный зал, отделанный Растрелли. Остальные комнаты восстановлены по рисункам и планам зодчего.

Дворец после пожара перестроил архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной Строгановых, выкупленный ими на волю и отправленный учиться за границу, где и получил образование. Пристроенные архитектором флигели превратили дворец в четырехугольное здание.

Обзор залов и помещений

Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.

Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.

Большой зал

Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.

Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.

Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.

Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.


Картинная галерея

Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.

Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.


Минералогический кабинет

Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.

Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.

Арабесковая гостиная

Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.


Чем прославился Строгановский дворец

После окончания строительства барон Сергей Григорьевич Строганов поселился в новом дворце с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром, который стал владельцем имения (отец умер через 2 года) и знаменитым представителем строгановского рода.

В строгановском доме собиралась верхушка общества. Во резиденции устраивались шумные балы и маскарады. Здесь блистали красавицы Петербурга, проходили музыкальные и поэтические вечера, демонстрировались театральные постановки, балет и опера. Здесь спорили о науке и литературе образованные представители русской культуры: Крылов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Александр Сергеевич – образованный человек и искусствовед, собирал коллекции картин и скульптур, владелец минералогических и нумизматических коллекций. В Большом зале собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки, директором которой стал граф Строганов.

Роскошное убранство c="https://architectureguru.ru/wp-content/uploads/2019/08/stroganov-palace-10.jpg" />

Известный меценат, президент Академии художеств, помогал художникам, скульпторам, выкупил из крепостной неволи Андрея Воронихина и отправил учиться за границу. Граф поощрял театральное искусство, его дом называли «приютом муз».

В 1766 году в присутствии Екатерины II во дворце Строганова прошли выборы депутатов комиссии по составлению Нового Уложения. Десять лет жизни граф Александр Сергеевич Строганов посвятил строительству Казанского собора на Невском проспекте. По его представлению утвержден проект собора, строительство которого граф спонсировал.

Гостеприимство в доме Строгановых

Строгановы жили с царским размахом, содержали 600 слуг и славились щедростью, хлебосольством и гостеприимством. В доме регулярно устраивали «открытые» бесплатные обеды. Во внутреннем дворе, украшенном скульптурами, накрывали столы, которые «ломились» от всевозможных русских угощений. Обедали все желающие.

Легенда рассказывает о том, что на обед много лет каждый день приходил скромный петербуржец. Однажды он не пришел, решили, что человек умер, но никто не мог вспомнить имя: люди приходили сюда свободно, независимо от социального положения.

Зал музея

Восстановление дворца

Дворец передан в управление Русскому музею 4 апреля 1988 года. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.

В 1992 году Россию посетила баронесса Элен де Людингаузен, внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова, живущая в США. Наследница Строгановых, видя увядающие храмы и дворец, учредила Благотворительный строгановский фонд для финансовой поддержки реставрационных проектов Строгановского дворца и воссоздание храмов России.

К 2003 году восстановлен торжественный облик здания. Дворец манит своим величием туристов со всего мира. Реставрация продолжается.

Источник: ArchitectureGuru.ru

На уникальной Моховой улице можно полюбоваться не менее уникальным домом Строгановых, славящимся в былые времена своей роскошью и блеском. Сегодня это 4-хэтажный особняк. Первоначально дом возводился в 2 этажа в 1857-1958 гг.

Он был построен для государственного деятеля и дипломата графа Павла Сергеевича Строганова, искреннего мецената и страстного коллекционера, который сотворил из своего жилища настоящий музей сладкого шика и прелестной диковинки.

Отчего дом навсегда унаследовал имя именно этого владельца. Хотя усадьбой владели многие и многие, причём немало из них было весьма знаменитых и незаурядных личностей.

Прежние владельцы усадьбы

В 1737 году участок, на котором сейчас находится этот дом, принадлежал капитану-поручику Преображенского полка Ф. Фирсову. После смерти хозяина землю приобрёл придворный двора цесаревны Елизаветы Петровны — А. Каштарев. В 1740-х годах её владельцем стал А. А. Меншиков — сын А. Д. Меншикова, в те годы — секунд-майор Преображенского полка.

В 1749 году двор с деревянным домом выкупил обер-комиссар И. Стеллих. Затем усадьбой владела семья псковского вице-губернатора Б. Княжина в 1758—1772 гг. Следующим хозяином был протопоп Петропавловского собора — В. Алексеев, позднее советник И. Татищев, далее — генерал-майор С. Давыдов. В 1792—1794 годах по просроченной закладной эта земля перешла во владение к князьям Несвицким, Ивану и Петру, сыновьям петербургского губернатора, вице-адмирала В. Несвицкого.

Строгановская история дома

В начале XIX века двором с деревянным домом завладела семья Строгановых. Участок достался сначала Елизавете Александровне, вдове А. Строганова, затем их сыну, дипломату Г. А. Строганову, двоюродному дяде Натальи Гончаровой-Пушкиной.

В 1857 году владельцами дома, который находился до того времени на углу улиц Сергиевской и Моховой, стали Павел Сергеевич Строганов и его жена Анна Дмитриевна, дочь известного военного историка Д. Бутурлина, а также внук Г. А. Строганов. Дом тестя и тёщи П. С. Строганова — Д. П. Бутурлина и Е.М. Бутурлиной располагался напротив, по адресу Чайковского, 10. 

В том же году на этом участке, на месте старого деревянного дома Строгановы начали возводить двухэтажный особняк. Особняк был выстроен в 1857-1858 гг. Автор проекта — И. Монигетти, известный придворный зодчий того времени. Дом был выполнен в стиле эклектики. Но первоначальный облик в стиле эклектики дом не сохранил до наших дней, поскольку позднее был надстроен двумя этажами.

В 1877 году по Сергиевской улице (сейчас Чайковского) в доме Строгановых сделали пристройку в 3 окна для домовой церкви по проекту архитектора М. Е. Месмахера. В 1878 году М. Е. Месмахер надстроил левую часть крыла по Сергиевской по утвержденному проекту и был возведён храм, где служил причт Сергиевского собора.

Позже двухэтажное здание надстроили ещё на 2 этажа, отчего он потерял свой эклектический стиль. Главный вход находился на Сергиевской улице. Парадные помещения располагались справа от беломраморной лестницы. В вестибюле была установлена мраморная лисица, держащая картуш с вензелем «СС», что представляет собой часть герба Строгановых. Такой же вензель украшает угол дома Строгановых.

Над воротами, на 2-м этаже, 21 ноября 1882 для больной графини была освящена небольшая изящная церковь с дубовым иконостасом. Иконы написал академик М. Н. Васильев. Жившая в округе аристократия очень любила здесь говеть, встречать Пасху и венчаться. В 1911 году после смерти бездетного графа Павла Сергеевича Строганова дом с храмом перешёл к его внучатому племяннику, князю Г. А. Щербатову, кому было разрешено сохранить храм. Но его закрыли в 1920-е гг.

Дом в советское и современное время

В советское время в особняке размещались различные учреждения: в 1922 году — Центральные костюмировочные мастерские Политпросвета; в 1930-е — Центральный музыкальный техникум; в начале 1950-х — Электромеханический техникум трамвайно-троллейбусного управления; в начале 1960-х — Радиотехнический техникум; с 1970-х — Техникум морского приборостроения. В 1990-х и по сей день в Доме Строгановых находится — Колледж морского приборостроения.

Сохранившийся блеск особняка

Многое в доме напоминает о бывших хозяевах, и сейчас на балконе можно увидеть вензель из 2-х сплетённых букв «С». Такой же вензель украшает чугунные ворота. Внутри дома сразу же при входе приводит в восторг прекрасная белоснежная мраморная лестница.

Раньше её украшали скульптуры ангелов, однако в 1990-е годы их увезли на реставрацию и они до сих пор не вернулись. Когда-то стены особняка украшали 94 картины Ватто, Филиппо Липпи и многие другие из коллекции, собранной графом П. С. Строгановым. Сегодня их, увы, не увидеть.

Потолок в холле украшен лепниной и росписью с библейским сюжетом. На втором этаже посетителей встречает загадочный зверь. Некоторые, наверняка, озадачились бы вопросом, кто же это? Оказывается, лисица — символ семьи Строгановых. Она держит в лапах картуш с вензелем «S».

До недавнего времени был открыт «Дубовый зал», в котором при Строгановых здесь находилась уютная столовая. Она была «душой» дома. Сюда ведут 4 двери, соединяющие её с гостиными, внутренними комнатами и лестницей. Этот зал оформлен в стиле фламандского барокко.

Здесь сохранился камин, на котором стоят 2 фигурки лисичек, выполненных из дуба. Когда-то они держали герб Строгановых, но теперь эти рыжульки даже без своих лапок. Столовая хранит один секрет. Не каждому сразу заметна потайная дверка в стенке, за которой прячется лестница. Раньше по ней, наверняка, Павел Сергеевич быстро добирался до своего кабинета. 

Из столовой попадаешь в «Зеленую гостиную». Сейчас эта комната используется как склад мебели, потолок здесь затянут сеткой, местами обвалилась лепнина. Ещё одна дверь ведёт в Большую гостиную, окна которой выходят на улицы Чайковского и Моховую. Пожалуй, это самая парадная часть особняка. Комната весьма просторная, и сразу ощущается, что когда-то здесь было очень комфортно и уютно, всё дышало роскошью и радостью, как, впрочем, и во всём особняке графской семьи Строгановых.

Строгановы и русская история

Семья Строгановых оставила неизгладимый след в отечественной истории. Строгановы строили города и крепости, отливали пушки и помогали ратным людям, были меценатами и тонкими ценителями прекрасного.

За победу над Кучумом члены семьи получили «баронское» достоинство, а затем при Павле I были награждены графским титулом. Специально для Строгановых знатные архитекторы создавали свои гениальные творения: особняки, дома, дворцы, храмы и церкви. Один из таких шедевров можно увидеть на Моховой улице, который неплохо сохранился до наших дней.

Адрес и как добраться до дома Строгановых

  • Санкт-Петербург, ул. Моховая, 2
  • Центральный район
  • Ближайшая станция метро: «Чернышевская»

Источник: peterburg.center

В сентябре 1742 г. барон С. Г. Строганов купил у портного Иоганна Неймана участок земли с недостроенным домом на пересечении Невской перспективы (ныне Невский пр.) и набережной реки Мойки. Строганов достроил этот дом и прожил в нем одиннадцать лет.

Вскоре было принято решение возвести на месте старого здания большой дворец. Разработка проекта была поручена архитектору Ф. Б. Растрелли. Зодчий даже поселился в доме Строганова. Обстоятельства заставили приступить к строительству дворца гораздо раньше, чем планировалось, — в ноябре 1753 г. старый дом был почти полностью уничтожен пожаром.

В это трудно поверить, но, согласно историческим документам, новый дворец для барона Строганова Растрелли построил в рекордно короткий строк — полтора месяца. Небывалые сроки обуславливались тем, что проект был полностью готов, Растрелли обладал потрясающей работоспособностью, в его распоряжении были отличные мастера, а главное — заказчик имел неограниченные средства.

При строительстве были частично использованы сохранившиеся после пожара стены и фундамент старого здания, а также находившиеся рядом на набережной реки Мойки остатки бывшего дома графа Разумовского.

Уже в декабре во дворце был устроен первый праздник по случаю дня рождения императрицы. Но полностью отделка дворца была завершена гораздо позже.

Строгановский дворец — одно из лучших творений архитектора. Здание отличается строгостью композиции и выдержанностью стиля. За минувшие два с половиной века его внешний облик почти не изменился, только из-за постоянного повышения уровня грунта цоколь кажется ниже.

Особенности участка обусловили план дворца из двух корпусов: фасад одного выходил на Невскую перспективу, второго — на берег Мойки. Поэтому оба фасада приобрели парадный вид.

Дворец представляет собой особняк городского типа с внутренним двором. В отличие от многих петербургских строений того времени, он сразу был связан не с садовым ансамблем, а с улицей. В плане дворец выглядит как неправильный четырехугольник. Оба его фасада расположены по «красной линии» Невского проспекта и набережной Мойки. Их цокольные этажи обработаны рустами. Бельэтаж и верхний полуэтаж объединены высокими тонкими колоннами. В обоих фасадах использована одна и та же форма наличников и полукруглых изгибов антаблемента.

Особенно эффектен главный фасад, выходящий на Невский проспект. Растрелли выделил его мощный полукруглый центральный ризалит группой сдвоенных приставных колонн. Колонны поддерживают лучковый фронтон с горельефом. На фронтоне поместили герб Строгановых.

Карнизы украшены рельефами и лепкой. Центральное окно обрамляет скульптурная декорация с кариатидами и картуша-ми. Под окнами бельэтажа — кованые железные решетки. На главном фасаде располагалась великолепная скульптура (четыре огромные статуи, олицетворявшие четыре части света). К сожалению, она не сохранилась до наших дней.

Чуть сдержаннее оформлен фасад дворца, обращенный на Мойку. Его центр выделен четырехколонным портиком и треугольным фронтоном. На фронтоне также помещено изображение фамильного герба. По сторонам проезда во внутренний двор колонны сгруппированы в пучки, а над аркой проезда расположена лепная львиная маска. В арке были установлены резные ворота, также с львиными масками, около них — декоративные чугунные тумбы. В XVIII в. такие же тумбы, соединенные цепями, отгораживали тротуар от проезжей части проспекта.

Первоначально входы в здание были устроены только со двора. Парадная лестница вела в помещения бельэтажа. С лестничной площадки двери открывались в Большой двусветный зал. Из пятидесяти помещений, созданных Растрелли в Строгановском дворце, сохранился только он. Это был единственный зал с хорами для оркестра. Его окна выходят на набережную реки Мойки. Его и по сей день украшает великолепный плафон работы одного из лучших живописцев-декораторов, работавших в России в XVIII в., Джузеппе Валериани. Стены зала оформлены превосходной лепкой по рисункам Растрелли.

Две анфилады дворца поражали современников своим великолепием. Каждый зал имел свое особенное убранство, дополненное произведениями прославленных живописцев. В одном из залов Строганов поместил портрет Ф. Б. Растрелли, написанный П. Ротари, как дань уважения и признательности выдающемуся архитектору.

Почти все растреллиевские интерьеры были изменены в конце XVIII в. во время больших работ по перестройке дворца.

С 1756 г. хозяином дворца стал сын Сергея Григорьевича Строганова, Александр Сергеевич. Это был высокообразованный меценат (богатый покровитель наук и искусств), президент Академии художеств (с 1800 г.), директор Публичной библиотеки, который принимал участие (в том числе и финансовое) в строительстве Казанского собора. Он пользовался расположением четырех монархов: Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I и Александра I. Щедрость графа была широко известна. В его доме бывали Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гне-дич, Д. И. Фонвизин, Д. С. Бортнянский и другие видные деятели русского искусства второй половины XVIII — начала XIX в.

Когда А. С. Строганов был президентом Академии художеств, в нее принимали не только дворян, но даже талантливых крепостных, среди которых был зодчий А. Н. Воронихин.

В 1790-х гг. на смену стилю барокко пришел классицизм, и граф А. С. Строганов решил изменить интерьеры в своем дворце. Также причиной перестройки послужила необходимость в специальных комнатах для размещения коллекций минералов, картин и книг. В первую очередь для них и создавались парадные залы. Дворец подвергся частичной перестройке. Эта работа была поручена замечательному архитектору той поры Ф. И. Демерцову. В 1793 г. к участию в работе Строганов привлек и своего бывшего крепостного А. Н. Воронихина, будущего создателя Казанского собора и здания Горного института.

По проекту Демерцова на месте одноэтажных дворовых флигелей соорудили новые корпуса, их интерьеры оформили в духе классицизма. Самый известный из новых интерьеров Строгановского дворца — картинная галерея. Демерцову удалось создать удобный выставочный зал с направленным освещением. (Некоторые искусствоведы считают автором интерьеров галереи А. Н. Воронихина, но сам он никогда не приписывал себе авторства проекта.) Галерея расположена на втором этаже построенного флигеля, соединяющегося с главным корпусом. План и архитектурное оформление галереи решены строго, в полном соответствии с принципами классицизма. Вытянутое помещение разделено на три части двумя парами стройных ионических колонн. Пологий сводчатый потолок украшен многочисленными углублениями с лепными розетками. В галерее разместилась прекрасная коллекция картин, принадлежавшая Строгановым, — одно из лучших частных художественных собраний России. В коллекции были представлены произведения Боттичелли, Мартини, Бронзино, Тинторетто, Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Буше, Лоррена, Пуссена, Греза и других мастеров живописи. Экспозиция была ежедневно открыта для посетителей.

К картинной галерее примыкает двухъярусный Минеральный кабинет, который расположен в построенном Растрелли здании. Верхняя часть кабинета была отделена от нижней кольцевыми балконами-хорами. Там, на хорах, стояли витрины с минералами — любимой коллекцией Строганова. Хоры перекрыл мастерски расписанный потолок, создающий полную иллюзию настоящего купола. В отделке Минерального кабинета Демерцов широко использовал скульптурные барельефы, орнаментальный декор, обработку искусственным мрамором. Одинаковая расстекловка шкафов, окон и дверей кабинета придавала его интерьеру легкость, воздушность, объединяла все элементы в единый, цельный, законченный образ. Благодаря этим выразительным приемам молодой зодчий достиг торжественности оформления, соответствующего общему характеру дворца.

В противоположном конце здания расположен Угловой зал, замыкающий анфиладу дворцовых покоев. Его стены прорезаны окнами, выходящими на Невский проспект и набережную реки Мойки. По всему периметру зала установлены ионические полуколонны. Убранство дополняет сложный орнамент потолка и роскошная лепка карниза, опоясывающего зал.

Необыкновенно тонко и деликатно соединяя приемы барокко и классицизма, Воронихин и Демерцов добились незабываемого впечатления от созданных ими интерьеров.

Следующие переделки в Строгановском дворце начались в 1793 г., когда сын Александра Сергеевича, Павел Александрович, женился на княжне Софье Голицыной. Отец отдал молодым корпус на набережной и задний дворовый флигель. Тогда был закрыт проход в картинную галерею, а в Угловом зале сделали столовую.

Дворец принадлежал Строгановым до 1917 г. После Октябрьской революции декретом за подписью Зиновьева и Луначарского Строгановский дворец был объявлен национальной собственностью и поступил в распоряжение Отдела имуществ Наркомата просвещения. Собранная Строгановыми большая коллекция живописи и других художественных ценностей была частично распродана, частично передана в Государственный Эрмитаж.

В 1918-1925 гг. часть дворца занимал Народный дом-музей быта. Другую часть помещений заселили правительственные чиновники и прочие служащие. Тогда же во дворце были размещены склады Государственного музейного фонда. В 1929 г. во дворце разместился Институт прикладной ботаники и новых культур, затем Наркомат судостроительной промышленности, потом предприятие «Электромортрест». Все это пагубно отразилось на состоянии интерьеров.

Сильно пострадал дворец и во время Великой Отечественной войны. В его дворе взорвался снаряд, причинив зданию большие повреждения.

В 1988 г. городские власти приняли решение о восстановлении дворца и передаче его Русскому музею. С 1991 г. во дворце ведутся реставрационные работы.

Невский пр., 17

Источник: spbpeterhof.ru

Режим работы Строгановского дворца в 2019 г.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Адрес Строгановского дворца

191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом № 17

Как добраться до Строгановского дворца

  • Станции метро Невский проспект или Адмиралтейская
  • Наземный транспорт — остановка «Большая Конюшенная улица» или «Станция метро Невский проспект».

Стоимость билетов в Строгановский дворец в 2019 г.

  • Для граждан России и Белоруссии:
    • взрослых – 300 рублей
    • студентов и пенсионеров – 150 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • Для иностранных граждан:
    • взрослых – 400 рублей
    • студентов – 200 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

Стоимость комплексного билета, действующего в течение 3-х дней

Комплексный билет предусматривает посещение Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение 3-х дней.

  • только для граждан России и Белоруссии:
    • взрослых – 700 рублей
    • студентов и пенсионеров – 350 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно

Стоимость комплексного билета, действующего в течение одного календарного дня

Комплексный билет предусматривает посещение 2 филиалов (на выбор): Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение одного календарного дня.

  • для граждан России и Белоруссии:
    • взрослых – 550 рублей
    • студентов и пенсионеров – 250 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых – 750 рублей
    • студентов и пенсионеров – 350 рублей
    • детей (до 16 лет) – бесплатно

Телефон (справочная) Строгановского дворца

В настоящее время Строгановский дворец в Санкт-Петербурге – это филиал Государственного Русского музея.

+7 (812) 595-42-48

Из истории

К 1740 году участок по Невскому проспекту, 17 принадлежал портному Иоганну Нейману, для которого по проекту архитектора Михаила Земцова здесь велось строительство дома. В 1742 году эту землю приобретает барон Сергей Строганов и достраивает двухэтажный дом.

В 1753 году Строганов пригласил для сооружения нового трехэтажного каменного здания придворного архитектора Франческо Растрелли. Началось строительство и к осени 1754 года часть строения, со стороны Мойки, была готова.

В октябре состоялось празднование по случаю новоселья, на котором присутствовала сама императрица Елизавета Петровна. Вход в этот корпус был устроен со двора. В доме было готово лишь семь залов, поэтому кормить гостей приходилось в несколько смен.

Вскоре здесь прошел маскарад по случаю рождения великого князя Павла Петровича и состоялось празднование День рождения Елизаветы Петровны. Строительство было завершено в 1756 году, уже после смерти Сергея Строганова.

Описание

Франческо Растрелли построил трёхэтажный дворец в виде буквы «Г», его фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, были украшены прекраснейшей архитектурой в итальянском стиле. Архитектор писал, что в доме было 50 комнат, «большая парадная лестница богато украшена лепниной, железными вызолоченными перилами». В оформлении Большого зала участвовали искусные итальянские мастера, галерея была украшена зеркалами и позолоченной скульптурой, а также плафонами, выполненными итальянскими живописцами.

Это строительство стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного заказчика.

Строгановский дворец — это яркий пример архитектуры в стиле барокко. Фасад украшен множеством декоративных элементов и нарядными наличниками, колоннами и скульптурой.

Особенно интересна центральная часть фасада со стороны Невского проспекта, украшенная скульптурами женских фигур – кариатидами. Завершает композицию герб Строгановых с изображением двух соболей, держащих в передних лапах щит с медвежьей головой.

Для справки: Строгановы – это род русских купцов и промышленников, выходцев из Поморских и Новгородских крестьян, на их средства был снаряжен поход Ермака в Сибирь. Строгановы владели заводами на Урале и занимались пушным промыслом.

Соболи, как и медвежья голова, — это символы Сибири, означачающие, что предки Строгановых способствовали покорению этого региона русскими.

В простенках между окнами строения помещены медальоны с мужским профилем, придающие фасадам неповторимый вид. Считается, что это рельефное изображение графа Сергея Строганова, но существует и другое мнение: возможно, это портрет самого Растрелли, оставившего таким образом свой собственный автограф на фасаде построенного им здания.

Дворец Строгановых был известен тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»). Рассказывают, что некто более 20 лет приходил сюда на обеды, а когда однажды он не пришел, все заговорили о его смерти, хотя никто не мог вспомнить его имени.

Строгановский дворец – дальнейшие перестройки

В последующие годы здание неоднократно перестраивалось архитекторами Фёдором Демерцовым, Андреем Воронихиным и его учеником Петром Садовниковым, над интерьерами работали Иван Колодин и Карл Росси.

Строгановский дворец славился своей картинной галереей, оформленной Андреем Воронихиным. Здесь разместилась лучшая в России коллекция живописи, представленная картинами Сандро Боттичелли, Аньоно Бронзино и Ван Дейка, Клода Лоррена и Рембрандта, Рубенса и других известных художников.

Завсегдатаи петербургских салонов не сомневались, что бывший крепостной Андрей Воронихин – внебрачный сын Строганова, о чем свидетельствовали такие факты: воспитывался он во дворце, пользуясь покровительством графа, получал архитектурные заказы и продвигался по службе.

К настоящему времени единственным сохранившимся интерьером, выполненным Растрелли, является интерьер Большого зала дворца. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период. К жемчужинам парадных интерьеров можно также отнести Минералогический кабинет и потрясающую Арабесковую гостиную.

К 1917 году все Строгановы выехали за границу, здание было национализировано, часть коллекций передали музеям страны, некоторые экспонаты были проданы за границу. В 1988 году дворец Строгановых стал филиалом Русского музея.

Строгановский дворец — музей

Часть помещений первого этажа здания занимают Музей шоколада и Музей восковых фигур Петербурга. Кроме того, здесь расположены залы, в которых проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея и из собраний других крупных художественных коллекций.

На верхних этажах представлены интерьеры, имеющие многовековую историю и частично сохранившие убранство XVIII века, а также уникальные произведения живописи и скульптуры.

Вы сможете ознакомиться с Минералогическим кабинетом члена Императорской Российской академии, коллекционера и благотворителя Александра Сергеевича Строганова, сына барона С.Г. Строганова. Интерьер этого зала был создан архитектором Андреем Воронихиным.

В Большом зале Вы осмотрите интерьер парадного зала, созданный Растрелли, а также уникальный плафон «Триумф Героя», автором которого является итальянский живописец и декоратор Джузеппе Валериани.

Строгановский дворец — это единственное здание на Невском проспекте, сохранившееся в почти неизменном виде.

Официальный сайт Строгановского дворца

Строгановский дворец является филиалом Русского музея rusmuseum.ru.

Источник: www.spb-guide.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.