Михайловский замок в Санкт-Петербурге расположен в самом центре Северной столицы. Величественный дворец — символ эпохи императора Павла I. Он имеет причудливую форму и напоминает постройку средневековой Европы. Часто говорили, что Михайловский дворец — крепость царя Павла I.

Современники называли интерьеры Михайловского дворца чудом роскоши и вкуса. В его оформлении приняли участие знаменитые художники и скульпторы того времени. Дворец строился как парадная резиденция императора. В тоже время он являлся музеем античного, европейского и русского искусства.

Режим работы Михайловского замка в 2021 году

Музей открыт. Посещение возможно только по сеансам. Билеты продаются на официальном сайте.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Адрес

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2

Как добраться

Ближайшее метро — «Невский проспект» и «Гостиный Двор».

Стоимость билетов в Михайловский замок (Инженерный замок) в 2021 году


  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых — 450 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров — 200 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан:
    • для взрослых — 500 рублей
    • для студентов — 250 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно
  • экскурсия по отреставрированным в 2021 году залам — 800 рублей, сеансы по понедельникам, средам, четвергам и пятницам в 15:00, по субботам и воскресеньям в 12:00 и 14:00

Стоимость комплексного билета, действующего в течение 3-х дней

Комплексный билет предусматривает посещение Русского музея (Михайловский дворец и корпус Бенуа), Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение 3-х дней

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых, на официальном сайте — 1000 рублей
    • для взрослых, в кассе — 1200 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров, только в кассе — 600 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно

  • Для иностранных граждан:
    • для взрослых — 1500 рублей
    • для студентов — 750 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно

История создания Михайловского замка в Санкт-Петербурге

Работа над проектом началась в 1784 году, а заложен дворец был 26 февраля 1797 года. В строительстве здания приняли участие знаменитые архитекторы Василий Баженов и Виченцо Бренна. Но, и сам император Павел I тоже создал несколько эскизов дворца. Для ускорения работ по возведению дворца сюда привозили материалы с других строек: декоративный камень и колонны, фризы и скульптуры и прочие материалы. Дворец был построен всего за три года.

Домовая церковь была освящена в день святого Михаила. Поэтому дворец получил имя этого архангела.

Павел I, сын Екатерины Великой, хотел, чтобы дворец был построен так, чтобы можно было чувствовать себя в безопасности от врагов императора. Со всех сторон дворец был окружен водой. С севера и востока протекали реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада проходили Церковный и Воскресенский каналы.

Фортификационные сооружения состояли из каналов и полубастионов, пушек и подъемных мостов. В центре площади перед дворцом был установлен памятник Петру I, выполненный ещё при жизни Петра Великого. Во дворец можно было добраться только по трём подъемным мостам, которые усиленно охранялись.


Но все это не спасло хозяина дворца. 1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец, а уже в ночь с 11 на 12 марта император был убит. Во дворце он прожил всего 40 дней.

На месте, где расположен замок, ранее находился Летний дворец Елизаветы Петровны. В нём в 1754 году родился будущий император. На этом же месте через 47 лет в результате дворцового переворота он был убит.

После этого события никто из членов царской семьи не хотел жить во дворце. Вскоре из него были вывезены художественные ценности, а помещения отдавали под различные учреждения и квартиры. Через двадцать лет Михайловский замок передается Главному Инженерному училищу и с февраля 1823 года он носит официальное название Инженерный. Территория вокруг дворца была перепланирована, каналы засыпаны.

В 1991 году Михайловский замок вошёл в состав музейного комплекса Государственный Русский Музей. С этого времени проводится реставрация интерьеров здания.

Здесь развернута постоянная экспозиция картинной галереи. Часто проводятся выставки и различные мероприятия. Особое место среди выставочных материалов музея занимает экспозиция, посвященная истории Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

«Новые» отреставрированные залы в Михайловском замке

Особый интерес у посетителей вызывают четыре «новых» парадных зала, открывшиеся впервые после реставрации, завершившейся весной 2021 года, и которые ранее не видел ни один турист:


  • Апартаменты камер-фрейлины Протасовой. В них теперь разместилась Галерея Романовых, — это собрание портретов членов императорской семьи, которое было создано для Зимнего дворца по указу Николая I.
  • Тронный зал, украшенный зелёным бархатом, привезённым из Парижа. В этом зале при жизни императора не прошла ни одна церемония.
  • Воскресенский зал расположен над главным входом в замок. В нём состоялось прощание с императором.
  • Галерея Арабесок, где находятся несколько подлинных мраморных скульптур из Летнего сада.

В парадные залы возвратились две крупноформатные картины, созданные по заказу Павла I и хранившиеся в запасниках Третьяковской галереи.

Телефон (справочная) Михайловского замка

+7 (812) 595-42-48

Официальный сайт Михайловского замка

Михайловский (Инженерный) замок является филиалом Русского музея: www.rusmuseum.ru

Источник: www.spb-guide.ru

Участок, на котором находится Михайловский (Инженерный) замок, в начале XVIII века был частью Летнего сада — основанной Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом соединения Мойки и Фонтанки, в 1740-х годах был построен Летний дворец Елизаветы Петровны.

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок.


оять ему на месте обветшалого Летнего дома
«. Император не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила«. Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.

Проектирование нового здания Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. Предварительный план будущего строения нарисовал сам Павел.

Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I. Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского мрамора с надписью «В лето 1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию Михайловского замка…» [Цит. по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили серебряный молоток, лопатки и позолоченные блюдца с золотыми и серебряными монетами. Закладную известь императору подавал архитектор Егор Соколов, императрице — Винченцо Бренна, великим князьям и княжнам — чиновник интендантской службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).


4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне» [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от Баженова, согласился строить дворец «в великом поспешании». Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому при управлении строительством в точности следовал проекту Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому чертежи сам делать не мог.

В помощниках Бренны числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

Император вносил в проект собственные предложения и требовал их исполнения. Так внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно, должно было напоминать всем, что Павел I является гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз восьмиугольную форму. В восточной части замка императором было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая вела лишь в небольшую караульную комнату.

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.


«Особой экспедиции для строения» было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797 году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В тёмное время суток строители, чьё количество было доведено до 6 000 человек, пользовались факелами.

Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет.

На фризе юго-восточного фасада расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет — сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», созданный скульптором П. Стаджи.

Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого полотна «Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны», написанного художником Д. Валериани для Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части («Аллегория Победы» и «Аллегория Мира») и вставили в новые подрамники.


В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления.

C 1798 года облицовывались окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались «диким камнем», а вокруг парадных мест — тосненскою цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы предполагалось завершить к октябрю следующего года.

Тогда же перед главным фасадом Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля (плац-парад главнокомандующего армией). Площадь предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади — памятник Петру I. За памятником — ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.


Торжественное освящение нового замка состоялось 8 ноября 1800 года. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.

Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века [2, с. 150].

Первый этаж предназначался наследнику престола Александру Павловичу с супругой, юго-западная часть — великому князю Николаю Павловичу, юго-восточная часть со стороны Фонтанки — обер-шталмейстеру И. И. Кутайсову, северо-западная часть — Павлу I. Со стороны плац-парадного двора находились помещения обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.

Из парадного двора Михайловского замка можно было попасть на четыре лестницы: Парадную, ведущие в церковь, в кордегардную и в жилые покои. В анфиладу дворцовых покоев второго этажа вела Парадная лестница с колоннами из полированного серого сибирского мрамора. Пройдя по ней можно было попасть в проходной аванзал, украшенный историческими картинами живописцев В.


Шебуева и Г. И. Угрюмова. Далее следовала тронная зала, стены которой были обтянуты зелёным бархатом. За тронным залом находилась галерея Лаокоон, где висели исторические гобелены и стояли мраморные статуи. За галереей гости попадали в гостиную, затем в огромную мраморную залу, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. На втором этаже располагались также покои императрицы. Здесь находилась Рафаэлевская галерея, одну из стен которой покрывали ковры с вытканными копиями лучших картин Рафаэля Санти. Жилые покои императора находились по левую руку от церкви. С другой стороны церкви находились комнаты великого князя Константина Павловича. Они простирались до Воскресенского (Белого) зала, открывающего анфиладу парадных апартаментов.

Помещения третьего этажа занимали великие княжны.

Павел I так спешил с переездом, что не дождался даже просушки стен. Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал:

Переезд в Михайловский замок позволил Павлу I приблизить к себе свою фаворитку Анну Петровну Лопухину. Она оставила дом своего мужа и поселилась в новом дворце под кабинетом императора. Он сообщался с её комнатами особой лестницей.

Всего через 40 дней после новоселья (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит в своей Парадной спальне.

После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Некоторых стал пугать его призрак, рождались легенды о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.

Работы по обустройству Михайловского замка были приостановлены. Из его помещений постепенно вывозились ценности в старые особняки и дворцы.

Михайловский замок императорским указом был передан Главному инженерному училищу в 1819 году. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Для нужд учебного заведения требовалась перепланировка помещений, что начало осуществляться в 1822 году. Руководство училища при этом обращало внимание только на потребности заведения. В больших залах Инженерного замка ставились перегородки, устраивались дополнительные проходы. Золочёная лепка забеливалась, местами уничтожалась или покрывалась толстым слоем штукатурки.

При оформлении музейных залов Нового Эрмитажа в 1840-х годах активно использовался мрамор из интерьеров Инженерного замка. В 1871 году по проекту К. А. Ухтомского в бывшей Парадной спальне была обустроена Малая церковь Инженерного училища. Большая Замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения. В 1891-1895 годах в галерею Лаокоона встроили лестницу.

Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Э. И. Тотлебен, физиолог И. М. Сеченов, физик П. Н. Яблочков, композитор и учёный Ц. А. Кюи, писатель Д. В. Григорович.

С 1917 года Михайловский (Инженерный) замок стал занят различными советскими учреждениями, рядом с которыми продолжало работать инженерное училище.

Во время Великой Отечественной войны в восточную часть Михайловского (Инженерного) замка попала тяжёлая авиабомба. Тогда была полностью разрушена Парадная столовая, значительно пострадала крыша.

Интересные открытия были сделаны реставраторами при восстановительных работах в 1953 году. Именно тогда выяснилось истинное происхождение двух плафонов Большого Тронного зала. Для Михайловского замка с них были сняты копии, а оригиналы были использованы для восстановления Екатерининского дворца.

В 1988 году Музею истории города было предложено рассмотреть возможность использования помещений, которые освобождались после переезда из Михайловского замка института «Ленгипроэнерго». Получить здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991 году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.

Источник: walkspb.ru

История создания – мистика и реальность

Идея создания своего родового замка не давала покоя Павлу задолго до коронации. Он придумывал и рисовал множество эскизов воображаемого дворца, собирал архитектурные варианты различных замковых строений, ориентируясь на увиденные им во время загранпоездок образцы. Говорят, что предполагаемых вариантов собралось 13 – довольно мистические число.

Павел Первый всегда мечтал иметь настоящий замок«>Павел Первый всегда мечтал иметь настоящий замок

И вот, став наконец императором (1796 г.), в самом начале своего пребывания у власти, Павел Первый повелевает начать строительство неприступного замка-крепости, в котором должна была постоянно проживать его большая императорская семья. 

Место, выбранное для сооружения замка, также весьма символично. Ранее здесь находился Летний Дворец Елизаветы Петровны (арх.Д.Растрелли), сооруженный в Летнем саду в продолжение традиции Летних дворцов Петра и Екатерины Первой. 

Михайловский замок занял место Летнего дворца Елизаветы Петровны«>Михайловский замок занял место Летнего дворца Елизаветы Петровны

В 1754 году летний елизаветинский дворец становится местом рождения сына Екатерины, будущего Павла Первого. Этот же дворец спустя восемь лет является свидетелем дворцового переворота, в результате которого Екатерина становится императрицей. Свержение с престола ее супруга (отца Павла), закончилось его смертью. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что сын повторит судьбу отца?

Замок был построен быстро – с 1797 по 1801 гг.(арх.В.Баженов и В.Бренн). Павел очень торопил строительство, привлекая к работе чуть ли не всех доступных архитекторов, и заимствовав большое количество строительных материалов на других строительных площадках. Например, у возводимого Исаакиевского собора Михайловский замок обогатился мрамором, из Царского Села был привезен скульптурно-колонный материал, а также множество декоративного камня.

Восточный фасад Михайловского замкаУбийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года. Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад, устроенный по поводу императорского новоселья. Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.

Всего месяц суждено было прожить Павлу Первому в замке своей мечтыАрхитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи, ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму. Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет.

Все фасады Михайловского замка имеют разные архитектурные решенияПамятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому около Михайловского замкаКак и что посмотреть в Михайловском замке

Поскольку Михайловский замок — это архитектурный дворцовый комплекс, то лучше его осмотр начинать от Манежной площади, которая находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Во времена Павла Первого на месте дома №4 находились проездные ворота на территорию замка. Они были трехпроходными, и центральная их часть предназначалась для царственных особ. 

В начале 20 столетия на их месте появился Офицерский дом императорского конвоя (арх.Б.Сеген), который закрыл парадную перспективу Кленовой улицы, созданной К.Росси, как торжественный въезд на замковую территорию.

Офицерский дом

Читайте также:

Источник: russo-travel.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.