Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) расположен на Исаакиевской площади и имеет статус музея.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.


Исаакиевский собор.

2009-07-18T07-08-51 -- DSC_0081

Собор построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I.

Исаакиевский собор.

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора.

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Собор был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.


Исаакиевский собор.Plan_of_St._Isaac's_cathedral (400x358, 64Kb)1 — западный портик
2 — северный портик
3 — восточный портик
4 — южный портик
5 — алтарь
6 — придел Святой Екатерины
7 — придел Святого Александра Невского
8 — главный иконостас
9 — Царские врата
10 — подкупольные пилоны

Высота Исаакиевского собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров, внутренняя площадь — более 4 000 метров квадратных. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт).

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.


Исаакиевский собор.

При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Исаакиевский собор.

Центральный барабан собора, на фото видно лестницу, буквально «пронизывающую» его снизу вверх.

Исаакиевский собор.

А вот и сама лестница.

Исаакиевский собор.

Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.


Исаакиевский собор.

Северный фасад 

Фраза, помещённая над северным портиком, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения. Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа». В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов благоговейно поддерживают их.

Исаакиевский собор.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.


Исаакиевский собор.

Апостол Пётр изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.

Исаакиевский собор.

Апостол Павел изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре императоре Нероне, ему отрубили голову.


Исаакиевский собор.

Евангелист Иоанн изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.

Исаакиевский собор.

Скульптуры в нишах — «Несение креста» в левой нише и «Положение в гроб» — в правой.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Двери: в самом верху — «Вход в Иерусалим», ниже — «Се человек» и «Бичевание Христа», ещё ниже — Св. Николай Чудотворец и Преподобный Исаакий Далматский, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.

Исаакиевский собор.


Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Западный фасад 

Сюжетом барельефа западного фасада стала «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Союз царской и духовной власти (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода) — таков идейный замысел барельефа. Римский император Феодосий, опытный полководец, правивший в VI веке нашей эры, был приверженцем и охранителем христианской религии в борьбе с еретиками и язычниками. В центре барельефа — Исаакий Далматский жестом правой руки словно благословляет Феодосия (с лицом императора Александра I), держа в левой руке крест. В правой части — коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (с лицом Елизаветы Алексеевны, жены Александра I), а за ней две фигуры. В первой из них можно уловить портретные черты президента академии художеств — А. Н. Оленина, во второй — министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского (придворные Александра I и Николая I). Наконец, в левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках. При внимательном рассмотрении мы узнаём портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана, по замыслу которого и создавалась вся скульптура здания.


Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Scene of the St'Isaac's Cathedral

Исаакиевский собор.

Апостол Фома изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию, и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.

Исаакиевский собор.

Апостол Варфоломей изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.


Исаакиевский собор.

Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Исаакиевский собор.

Дверь: в самом верху — «Нагорная проповедь», ниже — «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного», ещё ниже — Апостол Пётр и Апостол Павел, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Южный фасад 

На южном фронтоне портика при входе в музей помещён барельеф на тему священного писания — «Поклонение волхвов». Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне — Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей — месопотамского и эфиопского. Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки. Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.


Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Апостол Андрей проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре 1 был учреждён Андреевский флаг, а также орден.

Исаакиевский собор.

Апостол Филипп — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Исаакиевский собор.

Евангелист Матфей изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Исаакиевский собор.

Левая ниша — «Благовещение».

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Правая ниша — «Избиение младенцев».

Исаакиевский собор.

Двери: в самом верху — «Сретение», ниже — «Бегство в Египет» и «Христос объясняет св. писание в храме», ещё ниже — Александр Невский и Архангел Михаил, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Восточный фасад 

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: «На господа уповахом, да не посрамимся во веки».

Исаакиевский собор.

Апостол Иаков — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.

Исаакиевский собор.

Апостол Симон — брат Андрея, изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.

Исаакиевский собор.

Евангелист Лука изображён с тельцом, символизирующим святость завета, и иконой Пресвятой Богородицы. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другому преданию, принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.
Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор.

В соборе три алтаря. Иконостас центрального алтаря украшают мозаичные иконы выполненные по эскизам Тимофея Неффа и Федора Брюллова.
Общий вид центрального алтаря.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Рядом с Царскими вратами мозаики по эскизам Т.А. Неффа. «Богородица с младенцем»

Исаакиевский собор.

и «Христос Спаситель».

Исаакиевский собор.

За царскими вратами находится один из самых больших цветных витражей в Европе площадью 28,5 кв.м — Воскресший Господь, изготовленный по специальному заказу на мюнхенской витражной фабрике по эскизу художника Г. М. фон Гесса.

Исаакиевский собор.

Левая часть центрального иконостаса. Сверху мозаики по эскизам Ф.П. Брюллова «Мария Магдалина и Царица Александра» и «Святой Николай новгородский». Внизу — «Св. Екатерина» и «Св. Александр Невский» Т.А. Неффа.

Исаакиевский собор.

Правая часть центрального иконостаса. Сверху-» Архистратиг Михаил» и «Праведные Анна и Елизавета» Ф.П. Брюллова. В нижней части — мозаики «Исаакий Далматский», святой покровитель собора с его изображением в руках и «Исаакий Мирликийский» по эскизам Т.А. Неффа.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Над центральным иконостасом мозаика по эскизу С.А. Живаго «Тайная вечеря» и выше его же роспись «Моление о чаше».

Исаакиевский собор.

Роспись Ф.А. Бруни «Страшный суд» в плафоне над центральным алтарем.

Исаакиевский собор.

Малый южный алтарь собора, посвященный великомученице Екатерине.

Исаакиевский собор.

Малый северный алтарь посвящен благоверному Александру Невскому.

Исаакиевский собор.

Роспись главного купола собора Богоматерь во славе выполнена Карлом Брюлловым. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола завершил академик П.В.Басин по картонам Брюллова.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Западный свод центрального нефа расписан Ф.А. Бруни. Сверху Видение пророка Иезекиля, ниже Солнце Луна и Звезды с ангелами и Творец благословляет свое творение.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Мозаики установленные на полу.
По эскизам Т.А. Нефф — «Рождество богородицы»,

Исаакиевский собор.

«Вознесение Господне»,

Исаакиевский собор.

«Святой Петр».

Исаакиевский собор.

«Тайная вечеря».По оригиналу Н.А.Майкова 

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Икона Тихвинской Божией Матери

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Гравюры на северной двери собора.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Гравюры на южной двери собора.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор.

Гравюры на западной двери собора.

Исаакиевский собор.

2009-07-18T07-37-58 -- DSC_0099

Исаакиевский собор.

Модель лесов для установки колонн портиков в 1/16 натуральной величины.Д.Биллинг,В. и П.Михайловы 1826.Дерево,металл.           http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post225406214/         http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post225406050/

Источник: art.mirtesen.ru

Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.

Архитектор исаакиевского собора в петербурге

Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра. 

Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

Архитектор исаакиевского собора в петербурге

6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.

Архитектор исаакиевского собора в петербурге

Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.

Архитектор исаакиевского собора в петербурге

Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана. 

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай. 

Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн. 

Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.

Архитектор исаакиевского собора в петербурге

В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка. 

Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади. 

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга. 

Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.

 

Подготовлено Е.В.Шаповаловой

Источник: cathedral.ru

История постройки

В 1706 г. на месте будущего Исаакиевского собора была возведена церковь для работников, занятых на Адмиралтейских верфях. В этом храме прошло венчание Петра I и Екатерины Алексеевны. Вскоре было решено эту церковь разобрать и построить новую, каменную, поближе к Неве. В 1717 г. был заложен первый камень фундамента постройки, в 1728 г. завершились последние отделочные работы.

В 1735 г. из-за удара молнии в церкви возник пожар, и зданию потребовался капитальный ремонт. Работы провели, но из-за осадки грунта здание подвергалось опасности разрушения.

Лишь в 1766 г. императрица Екатерина II издала указ о строительстве нового храма. Проект сменил двух архитекторов и был искажён в связи с нехваткой средств. В результате здание, возведенное наполовину из мрамора, наполовину из кирпича, стало объектом насмешек в народе.

В 1809 г. по царскому указу был объявлен конкурс на постройку нового Исаакиевского собора, который выиграл вышеупомянутый О. Монферран. Во время строительства проект несколько раз пересматривался и корректировался. Итогом его реализации стал собор в том виде, в каком мы все его знаем.

На строительство и отделку была затрачена огромная сумма денег. После постройки собор отдали в подчинение одному из министерств. В 1883 г. он оказался в ведении двух ведомств — православного вероисповедания и Министерства внутренних дел. Дважды поднимался вопрос о полном переподчинении здания церкви, но статус собора так и не был изменён.

В 1919 г. группа прихожан подписала договор о получении возможности бесплатно пользоваться зданием храма взамен на оплату его содержания. Через несколько лет это соглашение было расторгнуто, большая часть ценностей вывезена, а настоятель арестован.

В 1950-х гг. началась реставрация сооружений Исаакиевского собора. В 1990 г. было возобновлено ежедневное богослужение.

Состав собора

Последний образец позднего классицизма имеет огромные размеры. Его площадь составляет 4000 квадратных метров, а высота — около 100 метров. Пятиглавый храм обращен портиками на все 4 стороны света: на север и юг смотрят по 16 колонн, на запад и восток — по 8.

Из канонов православной архитектуры при строительстве собора были соблюдены только планировка по центру и пятиглавие. Главный вход находится в западном портике, что уже представляет собой отход от правил. Облицовка стен выполнена из рускеальского мрамора (Карелия), который во время реставрации частично был заменен на мрамор «бардиллио».

собор преподобного Исаакия Далматского

Собор входит в состав архитектурного комплекса, расположенного на 4 площадях Санкт-Петербурга (Исаакиевской, Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). На севере Исаакий выходит к Неве.

Здание отлично просматривается со всех сторон света, и издалека его вид, по мнению некоторых архитекторов и скульпторов, даже гармоничнее, чем вблизи, так как сооружение достаточно массивно, его фасады украшает множество скульптур.

Собор преподобного Исаакия Далматского

Музей

Музей Исаакиевского собора был основан в 1928 г. В это же время прошла первая выставка, посвященная истории его строительства. В 1931 г. музей получил название антирелигиозного. В 1963 г. он вошел в состав Государственного музея истории Ленинграда.

Спустя 5 лет учреждение получило самостоятельность. Еще позже его состав пополнился храмами Воскресения Христова и Сампсона Странноприимца.

В 2002 г. при новом руководителе, учёном Н.В. Нагорском, инфраструктура музея Исаакиевского собора расширяется, появляются новые выставки, проводятся научные форумы, открывается официальный сайт учреждения. В 2004 г. в состав музея входит ещё одно учреждение — концертно-выставочный зал «Смольный собор».

Источник: vseikony.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.