Дворцовая площадь — одна из самых красивых площадей мира, уникальный архитектурный ансамбль и свидетель многих эпохальных событий в истории России. Эта огромная (около 60 тыс. кв. м) площадь — одна из главных достопримечательностей Петербурга, обязательно посещаемая всеми туристами. Здесь в разные моменты существования города происходили и пышные торжества, и драматические события. Именно отсюда ночью 25 октября 1917 г. рванулись на штурм Зимнего дворца революционные солдаты и матросы. В советское время на площади устраивали военные парады и демонстрации. И в наши дни Дворцовая площадь остается главным местом проведения городских праздников, митингов и концертов. В Новый год, День города, во время школьных выпускных вечеров и по другим знаменательным поводам здесь скапливаются толпы веселящегося народа. А в обычные дни здесь собираются туристы, любители скейтбординга и просто городская молодежь.


Общая информация

Дворцовая площадь ошеломляет людей, увидевших ее впервые, своим величием и строгим совершенством. Здесь как нигде в городе чувствуется дух имперского Санкт-Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана (француза, между прочим!) в честь победы России над Наполеоном. Колонна, вырубленная из гранитного монолита, держится на постаменте исключительно с помощью точного расчета и собственного огромного веса (около 600 т). Не случайно в первые годы после ее установки многие петербуржцы обходили колонну стороной — не ровен час, упадет.

На вершине Александровской колонны — бронзовая фигура ангела, попирающая крестом змею. Говорят, что лицу ангела скульптор Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, а голова змеи походит на лицо Наполеона. Так это или нет на самом деле, снизу оценить трудно — колонна очень высока. Ее специально воздвигли выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Получилась самая высокая триумфальная колонна в мире (47,5 м).


В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:

В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.

В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.

Основное сооружение Дворцовой площади — конечно же, Зимний дворец, главная резиденция российских императоров. Это грандиозное здание в виде мощного каре с внутренним двором, богато украшенными фасадами и скульптурами на крыше, возвел в середине XVIII в. для императрицы Елизаветы Петровны знаменитый итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов.


рвый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.

Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.

Елизавета Петровна скончалась до завершения отделочных работ, и первым в Зимний дворец въехал ее племянник Петр III. Однако он недолго продержался у власти и почти не успел освоить свою новую резиденцию. Первой настоящей владелицей дворца стала его супруга Екатерина II, занявшая русский трон после свержения ненавистного мужа. Новая императрица приказала переделать барочные интерьеры дворца в классическом стиле, так как к этому времени эстетические вкусы изменились и интерес к искусству барокко начал увядать. Классицизм же, напротив, стремительно входил в моду благодаря археологическим раскопкам в Помпее, Геркулануме и других итальянских городах. Впоследствии по приказу Екатерины рядом с Зимним дворцом были выстроены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра, а позже, уже при внуке Екатерины Николае I, — Новый Эрмитаж.


В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.

Зимний дворец — самый большой и роскошный дворец города, один из самых пышных символов русского самодержавия. Представьте себе, в нем 1050 помещений, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон! Его высота (22 м) в царствование Николая I была признана эталоном в городском градостроении. Возводить более высокие дома было запрещено.

Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России… Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».


В Зимнем дворце жили русские монархи со своими семьями, а также огромный штат прислуги. В нем устраивались великолепные праздники и балы. Дворец служил официальной резиденцией российских императоров до Февральской революции 1917 г., после чего в нем обосновались министры Временного правительства. 25 октября (7 ноября) 1917 г. по сигналу, данному выстрелом пушки крейсера «Аврора», дворец был взят штурмом революционными матросами и солдатами, а министры арестованы. Дворец был национализирован и позже превращен в музей. Сейчас Зимний дворец — основная часть Государственного Эрмитажа.

Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее). Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.

Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.

Источник: zen.yandex.ru

Как добраться до Дворцовой площади


  1. Доехать до станции метро «Невский проспект». Следовать указателям «Выход на канал Грибоедова». При выходе из метро Вы окажетесь на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. Идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства (его шпиль видно с любой точки проспекта). На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы справа Вы увидите огромную Арку Главного штаба. Поверните направо. Пройдя через арку, Вы окажетесь на Дворцовой площади.
  2. Новая станция метро «Адмиралтейская» находится значительно ближе к Дворцовой площади чем станция «Невский проспект». Однако она очень глубокая — чтобы подняться наверх нужно проехать на двух эскалаторах. Кроме того, Вам наверняка придется делать пересадку на фиолетовую линию метро чтобы попасть сюда, что не всегда удобно. При выходе из метро «Адмиралтейская» поверните направо и пройдите несколько метров до ближайшего перекрестка. На перекрестке поверните налево (это будет улица Большая Морская) и следуйте до Арки Главного штаба. За аркой будет Дворцовая площадь.

Источник: www.spb-guide.ru

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга и одна из красивейших в мире, ее образуют исторические памятники культурного наследия Российской Федерации: Зимний дворец, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, Александровская колонна.


История и общая информация

Предыстория площади отсылает нас к петровским временам строительства Адмиралтейской верфи. На случай нападения неприятеля с суши для обеспечения действия артиллерии перед крепостью было оставлено открытое пространство — так называемый гласис. Его фортификационное значение вскоре было утрачено: участок занимали вначале склады адмиралтейских припасов, потом крупный Морской рынок (заросший травой он превратился в Адмиралтейский луг).

В 1735 году императорский двор Анны Иоанновны переехал из Москвы в Петербург, в перестроенный по проекту Ф. Б. Растрелли Зимний дворец, фасады которого выходили на Неву, Адмиралтейство и «луговую сторону». Огромная поляна с небольшими прудами, примыкавшая к дворцу, становится местом проведения великосветских развлечений и народных гуляний, размах которых поражает воображение. По высочайшему указу возводились павильоны, устраивались винные фонтаны, громадные туши быков жарились для съедения народом…

Императорская резиденция неоднократно подвергалась реконструкции под руководством незаменимого Растрелли. Ему же принадлежит первый проект организации площади перед южным фасадом дворца, выполненный в 1753 году, согласно которому она рассматривалась в виде круга с колоннадой. Незаконченная при жизни итальянского зодчего площадь неоднократно перепроектировалась и перестраивалась.

В 1762 году завершилось строительство Зимнего дворца. Его торжественному открытию к Пасхе мешали только груды строительного мусора, остававшиеся на большом участке перед дворцом. Благодаря неординарному решению императора Петра III, разрешившего всем желающим совершенно бесплатно забрать все, что находилось там, толпы горожан очистили огромное пространство за считанные часы. Однако благоустройством площади правивший всего несколько месяцев император заняться не успел.


В годы правления свергнувшей его Екатерины II, Комиссией каменного строения Санкт-Петербурга под руководством выдающегося градостроителя А. В. Квасова был разработан Генеральный план, который обозначил дугообразную границу Адмиралтейского луга, в 1763 году получившего официальное название Дворцовой площади. В 1779 году в рамках Генерального плана Академия художеств объявила конкурс на перепланировку площади, его выиграл простой и оригинальный проект Ю. Фельтена.

Фельтеновское оформление дворцовой площади существовало до грандиозного строительства в 1819-1829 годах зданий Главного штаба и министерства иностранных дел и финансов, связанных в единое целое великолепной Триумфальной аркой — гениальное творение К. И. Росси, дошедшее до наших дней, — одна из главнейших работ знаменитого архитектора, воплотившая мотивы победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Акцент сделан на арке, придающей всему ансамблю легкость и торжественность.

Она украшена колесницей Славы с шестеркой вставших на дыбы коней, взмывающих в небо над площадью.

Соответствуя размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также положением центра, сооружение являлось полной его противоположностью по стилю.


По замыслу зодчего строгий величественный фасад нового здания должен был архитектурно уравновесить изящный нарядный вид Зимнего дворца.

Центр тяжести композиции переносился на саму площадь, что подчеркивает возведенная в 1834 году Александровская колонна.

Расположенный в центре площади памятник выполнен архитектором О. Монферраном в стиле ампир по заказу Николая I в память о победе его брата Александра I над Наполеоном. Самый высокий гранитный монолит в мире весом 600 тонн удерживается на постаменте только за счет собственной массы. Скульптура работы Б. Орловского — позолоченный ангел с лицом императора Александра I — венчает колонну. Одна рука его воздета к небу, другой рукой ангел держит крест. Общая высота памятника – 47,5 метров. Постамент украшен барельефом, в аллегорической форме прославляющим русских воинов.

Завершило облик площади в 1843 году здание Штаба гвардейских войск, отлично вписанное в уже сложившийся ансамбль знаменитым русским художником и архитектором А. Брюлловым.

По странной, но роковой случайности площадь, окрашенная в светлые тона, к началу века приобретает темно-красный цвет. Именно на этом фоне разворачиваются кровавые события ее дальнейшей истории. В 1905 году здесь расстреляли мирное шествие рабочих с петицией царю, а во время Октябрьской революции состоялся решающий бой с войсками Временного правительства.


В 1918-1944 годы советского периода площадь носила имя М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, убитого в здании Главного штаба.
Во время Великой отечественной войны здесь планировали развернуть военный аэродром, но отказались от этой затеи.

Внушительные размеры Дворцовой площади (около 5 га) располагают к проведению масштабных мероприятий: государственных праздников, спортивных состязаний, концертов, красочных шоу-спектаклей. Здесь выступали многие звезды зарубежной эстрады от Пола Маккартни до Мадонны и сэра Элтона Джона, с 2000-х годов ежегодно проходит праздник выпускников школ «Алые паруса».

И все-таки самыми интересными и необычными остаются события начала прошлого века:

• Военный спектакль-реконструкция, разыгранный 7 ноября 1920 года при участии 6 тысяч артистов, посвященный Октябрьской революции;

• Уникальная шахматная партия, исполняемая моряками и красноармейцами, с настоящими лошадьми состоялась летом 1924 года: площадь расчертили в виде огромной шахматной доски, где солдаты-красноармейцы соответствовали черным фигурам, а моряки — белым. Команды отдавали по телефону знаменитые гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский.

Самое красивое здание на Дворцовой площади — Зимний дворец, занимает 9 гектаров, в нем расположено около полутора тысяч помещений, в настоящее время является главным зданием Государственного Эрмитажа.

Неповторимая и необъятная, выполненная в стиле русского классицизма, Дворцовая площадь внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и всегда будет являться гордостью петербуржцев, напоминая о доблести и славе города над Невой. Ежедневно это замечательное место посещают тысячи горожан и приезжих.

Панорама Дворцовой площади

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама Дворцовой площади.

2. Эрмитаж и Дворцовая площадь.

Источник: spbguidebook.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.