Александринский театр является превалирующим зданием, расположенным в ансамбле площади Островского. 1832-ой год является датой постройки самого здания. Построено оно по проекту К. Росси, как и многие здания, входящие в историческую застройку центральной части Петербурга. Интересна находка, которая практически не использовалась в других, не менее известных произведениях Росси – фасад театра выполнен как лоджия, состоящая из большого количества колонн, и органично вписывается в первоначальную планировку самой площади Островского, являясь, как бы, его неотъемлемой частью. Восьмиколонные портики по боковым фасадам здания продолжают перспективу, начинающуюся со стороны Невского проспекта. Росси спроектировал общую перспективу таким образом, что спроектированная им же улица, теперь улица зодчего Росси, замыкается задним фасадом театра. Несмотря на практически плоскую часть постройки, фасад богато декорирован – этого требовал проект застройки. Фактурный фриз, окаймляющий периметр здания, составлен из лавровых ветвей и античных театральных масок, что придаёт композиции особую выразительность.
большие аккуратные ниши украшены статуями муз, поражающий своей безупречностью аттик на главном фасаде украшен квадригой Аполлона. В. И. Демут-Малиновский, выдающийся архитектор своего времени, вёл эти работы и признавал этот ансамбль как самый удачный, над которым удалось работать. Уникальность внутренней отделки состоит в том, что основное внутреннее пространство театра и его отделка не подверглись сколько-нибудь серьёзной реконструкции за всё время существования. Голубая обивка внутренних помещений была заменена пурпурной, так как само здание освещалось масляными лампами, и копоть была серьёзной проблемой, решить которую можно было только радикально – полностью заменив обтянутые элементы. Периодически обновлялась роспись плафонов и внутренние стены, причиной была та же копоть – настенная живопись приходила в достаточно жалкий вид за очень короткое время. Бархат, золочёная резьба, обновлённая по оригинальным рисункам Росси Царская ложа, ложи, прилегающие к сцене – на сегодняшний день всё сохранилось в практически первозданном виде. Во второй половине 19-ого века был создан орнамент барьерных ярусов. 30 августа 2006 года Александринский театр распахнул свои двери после обновления.

Источник: b-abo.ru

Как это обычно бывает, день появления на свет актёрской труппы и день рождения помещения — отличаются.
уппа была собрана 10 сентября 1756 года по указу Елизаветы Петровны, носила имя «Русский для представлений трагедий и комедий театр» и исполняла свои произведения на различных театральных площадках. Играли актёры придворного театра и в царских резиденциях, на радость российским монархам и их высокопоставленным гостям. Собственную сцену постройки Карла Ивановича Росси актёры получили только в 1832 году. Архитектор выбрал ампир и свои любимые жёлто-белые тона, украсив второй этаж анфиладой колонн и водрузив бронзовую скульптуру на конёк фасада. Тогдашний император Николай I был в восторге от здания и повелел театру именоваться Александринским в честь своей супруги Александры Фёдоровны.

Сразу попав в созвездие Императорских театров, Александринка долгое время была колыбелью русского драматического искусства — такого количества премьер по произведениям российских авторов не видала больше ни одна петербургская сцена. Играли здесь, разумеется, и зарубежных классиков. Особенной популярностью у капризной публики столицы пользовались комедии Бомарше и спектакли по Мольеру. Так сложилось, что в конце XIX века публике полюбились водевили, и именно это предопределило появление особой, «александринской» актёрской школы, в которой артисты мастерски объединяли пластику с пением или декламацией.

С Александринкой связано множество легенд. Архитекторы утверждают, что проект театра во много напоминает проект храма, где в роли алтаря выступает сцена.
тёры же поговаривают, что здание расположено на точке пересечения энергетических полей. Кому-то из работников театра это придаёт сил во время спектаклей, а у кого-то, наоборот, отнимает. Также Александринский театр знаменит своими многочисленными коридорами и лестницами. Это настоящий лабиринт, в котором могут заблудиться и «свои люди». Известен случай, когда внутри здания несколько часов бродил актёр и на тот момент главный режиссёр театра Леонид Вивьен, проработавший здесь 30 лет.

Эти лабиринты были сделаны с одной целью — чтобы разные сословия ни в коем случае не пересеклись друг с другом, а значит, избежали бы конфликта. Среди людей незнатных, со скромными доходами, тоже наблюдались театралы, и обычно такие поклонники драматического искусства брали билеты повыше и подешевле. На каждый ярус, в бельэтаж и партер ведут свои лестницы, так что будьте очень внимательны, не то попадёте не в зрительный зал, а в неудобное положение.

Знаменита Александринка и своим «музеем пыли». В его стенах действительно собраны образцы старейшей театральной пыли. В специальных сосудах хранится пыль 200-летней выдержки, которая отличается от «свежей» по цвету и структуре. Хранятся в театре и более занимательные предметы: например, костюмы, в которых актёры выходили на подмостки в прошлых веках. Несколько залов охватывают всю богатейшую историю театра. Проще говоря, в отличие от других театров, Александринка не прячет в запасниках свои интереснейшие костюмы, реквизит, а вместе с ними и историю, а щедро делится ими с пришедшими. Посетить музей можно перед спектаклем или в антракте, но для этого нужен билет. Его цена, к слову, чисто символическая.

Петербуржцы любят Александринский театр за качественные спектакли и за то, что с 13:00 до 14:00 билеты на них в кассах можно приобрести с двадцатипроцентной скидкой. Льготная цена распространяется на билеты стоимостью от 300 рублей.


Источник: KudaGo.com

28 июня 2018 года отгремел последний "Ревизор" на сцене Александринского зала. 16 лет спектакль шел в стенах родного театра и на лучших площадках на территории России и за ее пределами.
Как высказался художественный руководитель театра и режиссер спектакля Валерий Фокин, для которого "Ревизор" стал не просто его первым петербургским спектаклем, а постановкой, которая определила будущий облик театра и его репертуарную политику: "Сегодняшняя жизнь требует нового "Ревизора", созвучного тем изменениям, которые уже произошли и еще произойдут".

За все время, что игрался этот спектакль на сцене родного театра, не единожды сменился актерский состав. Так, роль Хлестакова исполняли: Алексей Девотченко, Виталий Коваленко, Дмитрий Лысенков.
кстати, об актерском составе в спектакле: он блестящий. Там нет ни одного неточного движения или гримасы, все более чем уместно и профессионально. Но хороший актерский состав и так всегда был визитной карточкой императорского театра. А вот что касается режиссуры самого Фокина — здесь расточать комплименты не приходится: как таковой режиссерской работы лично я не увидела. Из спектакля в спектакль мэтра я отчетливее ловлю себя на мысли, что Фокин то ли намеренно, то ли по каким -то иным причинам сокращает произведение, выкидывая из него главное: у него всегда хорошее начало ( вступление), скошенная кульминация (по верхам пробежались) и беглое заключение. Очень маленькая амплитуда в раскрытии образов и как таковой драмы, конфликта; душевных переживаний никогда после просмотра его спектаклей не возникает.

Вот и в "Ревизоре" не были обыграны характеры других героев (Гоголь для этого подробно описал сцены взяточничества Хлестакова): на протяжении всей пьесы фигурируют только Хлестаков — Лысенков (во всевозможных масках) и Городничий — Паршин. А как же другие? Где прорисовка остальных героев, которые так любимы автором?! Почему они просто стоят на сцене, наблюдая за процессом?! Нет в спектакле ни надрыва, ни его разрешения, есть просто блестящая игра труппы и чудесный хор в ложе.

Остается какая-то после спектакля недоговоренность внутри себя. То, что случилось на сцене, недостаточно, чтобы что-то случилось в тебе.
r />Напоследок хочется обратить внимание на время фокинских спектаклей: оно, как правило, укладывается в промежуток равный двум с половиной часам. Может, при увеличении времени спектакля и случилась бы та самая кульминация, которая заставляет мысли человека бродить в поисках смысла жизни и "кататься на американских горках". Ведь это и есть самая главная задача театра — быть не просто развлечением, а заставлять сидящих в зале думать, сопереживать и меняться, а не просто хлопать в ладоши.

Источник: www.afisha.ru

Императорский театр

Театр на Невском проспекте, построенный по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, помнит многих персон царского рода. Их золоченая обувь ступала по величественным лестницам, парадному фойе, ярусам зрительного зала… Здесь бывали известные исторические фигуры России: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский, В.А. Столыпин… Это красивейшее здание сегодня находится под охраной ЮНЕСКО как жемчужина архитектуры и один из узнаваемых символов Северной столицы. Каким же величием и мастерством должен обладать театр, работающий при самих императорах! Наряду с армией и университетом он служил атрибутом государственности. Великолепное здание и правительственное обеспечение – вот то, что делало жизнь труппы театра совершенно безбедной. Соответственно, и требования к актерским талантам предъявлялись высочайшие.
самого начала качество постановок императорского театра можно было сравнить с качеством таких заслуженных мировых сцен как «Комеди Франсез» (Париж), «Бургтеатр» (Вена), «Дрюри Лейн» (Лондон), «Дойчес театр» (Берлин). За столетия своего существования здесь собраны прекраснейшие коллекции костюмов и декораций. Есть здесь свои исторические коллекции оружия и мебели – настоящие музейные экспонаты! Обязательно купите билет в Александринский театр, если хотите прикоснуться к атмосфере прошлых величественных столетий. При Советской власти театр перестал именоваться императорским, а в 1937 г. получил приставку «им. А. С. Пушкина». Историческое название «Александринский» было возвращено театру в 1990-е гг.

Возрождение национального достояния

Благодаря своему оснащению и культуре актерской игры Александринский театр, по словам академика Д.С. Лихачёва, является национальным достоянием России. Поддержать это достояние в его неизменном блеске была призвана программа возрождения старейшего театра России, предпринятая в 2005 г. Серьезная реконструкция, как это принято в ведущих театрах мира, сохранила старинный облик театра, но создала в нем современную «начинку»: инженерные и технические решения для комфорта зрителей и эффектности постановок. Любопытный факт: открытый после реконструкции театр освятил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир – всё в лучших традициях Российской государственности! В течение всего 2006 года здесь шли торжества в честь 250-летия учреждения российского государственного театра. Основу репертуара Александринского театра составляют произведения русской и зарубежной классики. И конечно, его по-прежнему называют «театром мастеров». Недавно открыта «Новая сцена Александринского театра» на набережной реки Фонтанки — Театрально-учебный комплекс, медиа-центр и Интернет-театр.


Источник: www.bileti-v-teatr.ru

Санкт-Петербург называют культурной столицей России, немаловажное значение при этом отводя театральному искусству. Александринский театр – старейший профессиональный театр русской драмы, — и в наши дни радует и ошеломляет зрителей своими постановками, одаривая радужными эмоциями и духовно обогащая, оставляет неизгладимый след от прикосновения к творческому гению настоящих мастеров сцены.

Историческая справка

Прошло более двух с половиной столетий с момента подписания императрицей Елизаветой высочайшего указа об учреждении в России первого государственного национального театра. Он положил начало созданию Императорских театров России. Этот день 30 августа 1756 года считается не только днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения всего Русского театра.

Из Ярославля пригласили группу артистов, которые, не будучи профессионалами, уже успели прославиться и приобрели известность даже при дворе.
м же указом Федор Волков, известный нам как основатель русского театра, был назначен первым актером, а директором – Александр Сумароков, первый русский профессиональный литератор. Именно Сумароков познакомил читающую Россию с Шекспиром, хотя его трактовка не являлась переводом, а скорее собственным творчеством по мотивам оригинала, вызвавшая резкую критику великих современников: М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского. И все-таки его Гамлет выдержал многократные постановки и даже приучил публику воспринимать принца Датского в исполнении Ивана Дмитриевского как человека решительного, обладающего сильной волей. Изменил автор и сюжет трагедии, превратив ее в пьесу с оптимистическим победным финалом. После дворцового переворота 1762 года цензура усмотрела в ней намек на убийство Петра III и спектакль запретили.

В те годы в театре идут и другие трагедии А. П. Сумарокова, среди них наибольшим успехом отмечены «Хорев», «Синав и Трувор», а также драмы Ф. Г. Волкова, который сочинил 15 пьес, помимо этого писал музыку к постановкам и занимался их художественным оформлением.

Здание театра — шедевр архитектуры

Ныне существующее здание театра в стиле ампир было построено в 1832 году знаменитым архитектором Карлом Росси. Театр и разбитый по его проекту сад получили название Александринский – в честь большой поклонницы театрального искусства императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Театральный ансамбль, задуманный для прославления высокого искусства, включал также Театральную улицу (нынешняя улица Росси), спроектированную по четким канонам: ширина равняется высоте зданий (22 м), а длина превышает ее точно в десять раз (220 м).


Пальму первенства Александринки на театральном поприще разделяют и заложенные в проекте новаторские инженерно-технические идеи, разработанные при участии М. Е. Кларка. Талантливый инженер, выходец из Шотландии, будучи директором литейного завода в Петербурге, посвятил себя инженерному делу и созданию металлоконструкций. Под его руководством построен один из первых пароходов, первая подводная лодка. Он привлекался к реконструкции Зимнего дворца после пожара, строительству Нового и Малого Эрмитажа.

Новая металлоконструкция кровли здания театра вызывала серьезные опасения и повлекла даже остановку строительства на некоторое время. На что Росси ответил письмом к министру Волконскому, выражая твердое убеждение в точности всех расчетов и прочности конструкций, выставляя в качестве гарантии предложение: повесить его самого на стропилах здания, если что-то произойдет с крышей. А произошло лишь то, что здание театра стоит и по сей день, и впервые капитальному ремонту оно подверглось в 2005 году. Тогда же были обнаружены и другие свидетельства надежности инженерно-технических решений:

• сохранившая абсолютную пригодность система вентиляции, почти 200 лет защищавшая здание от пожаров;
• замурованный в стене действующий термометр парового отопления, которое в ту пору само по себе уже являлось диковинкой.

Важным элементом украшения здания служит скульптура. Бог искусств и покровитель девяти муз Аполлон управляет квадригой запряженной четверкой вздыбленных коней, сдержав их стремительный бег на краю аттика здания. В нишах фасада расположились музы – Терпсихора и Эвтерпа, Мельпомена и Талия, символизирующие искусство танца, поэзии, трагедии и комедии.

Напротив здания установлен памятник Екатерине II. Всем своим видом театральный ансамбль внушал поистине императорское величие, нашедшее отражение в стихах поэта-эмигранта Н. Я. Агнивцева, воспевавшего «блистательный Санкт-Петербург»:

«… Там, где Российской Клеопатры
Чугунный взор так горделив,
Александрийского театра
Чеканный высится массив …»

Не менее впечатляющей роскошью отличался блестящий зал на 1700 зрителей, отделанный голубым трипом небесного оттенка, плафоном с изображением Олимпа и Парнаса. В дальнейшем закоптившаяся от масляных ламп обивка была заменена пунцовым бархатом, обновлена вся живопись потолка и стен.

В знак огромной благодарности Карлу Росси после открытия Александринского театра была пожалована театральная ложа в бесплатное пожизненное пользование. Знаменитый архитектор, создавший величественный облик центра столицы, отчаянно нуждался в средствах и просил заменить подарок денежным эквивалентом. Такую просьбу сочли неудобной и даже не стали докладывать императору. Тогда он был вынужден регулярно продавать места в ложе. Однажды его представитель продал билеты лицам, принадлежавшим к разным социальным слоям. Они не пожелали делить одну ложу, разразился скандал, в результате которого архитектор лишился своего права.

В 1832 году Карл Росси отошел от дел, рассорившись с придворным окружением, и умер в полном забвении в 1849 году. Александринский театр – одно из последних его творений, поражает грандиозным классическим внешним видом и декором фасадов. В былые времена считалось верхом неприличия приходить в столь великолепный театр пешком. Огромная очередь экипажей теснилась перед входом, ведь даже студенты брали извозчика в ближнем квартале, чтобы достойно появиться перед театром.

Творческая деятельность

Открылся Александринский театр 31 августа 1832 года трагедией М. В. Крюковского «Пожарский, или Освобожденная Москва», которую предваряло исполнение увертюры из оперы «Иван Сусанин» К. А. Кавоса, прозвучавшей в момент появления императорской семьи в Царской ложе.

Среди первых спектаклей можно отметить большой успех оперы «Фенелла» Даниэля Обера (оригинальное название «Немая из Портичи»), которая примечательна тем, что главная героиня исполняет большую балетную партию без слов. Автор, не находя поющей и одновременно танцующей актрисы, придумал сделать героиню немой. Исполнение выпускницы театрального училища Марии Новицкой, дебютировавшей в этой роли, было столь блестящим, что нашло отражение в других видах искусства. М. Ю. Лермонтов упомянул это событие в повести «Княгиня Лиговская», а художник из династии Брюлловых — Иван Павлович Брюллов – зарисовал все сцены постановки. Литография одного из рисунков хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

На сцене шли балеты и оперы, водевили и драмы, комедии и трагедии, блистали актеры Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И. Сосницкий, пока во второй половине XIX века не произошло разделение императорских театров по жанрам. Александринка с тех давних пор и поныне остается драматическим театром. Сложилась труппа актеров, имена которых прославили русскую драму: В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова и, конечно же, В. Ф. Комиссаржевская.

Огромный репертуар театра, включавший лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии, оказал влияние на весь ход развития российской театральной культуры. На его сцене впервые увидели свет почти все спектакли русской классики, впрочем, не всегда удачно. Известен провал чеховской «Чайки», которая через несколько лет имела поразительный успех в постановке МХАТа.
После революции сюда пришло новое искусство, тесно связанное с именем В. Э. Мейерхольда. Сменилось название театра на Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина.

Первоначальное название вернулось в театр в 1991 году, а исторический облик интерьеров возвратился в 2006 году в результате генеральной реконструкции.
В 2013 году спектаклем-лабораторией «Преступление» открылась «Новая сцена Александринского театра», которая включает в себя современную сцену-трансформер, учебный корпус, медиа-центр и Интернет-театр. Здесь проходят лекции, встречи, музыкальные проекты и экспериментальные постановки. Сцену современного театра украшают гастроли российских и зарубежных театров, а также постановки известных европейских режиссеров.

Художественный руководитель театра Валерий Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, что вполне демонстрируют его постановки «Ревизор» и «Гамлет».

В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния, а 2016 году здание театра включено в реестр шедевров архитектуры РФ и ЮНЕСКО.

Источник: spbguidebook.ru


Categories: Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.