Усадьба
Кусково
Грот в Кусково.jpg
Страна Парк усадьба кусково Россия
Город Москва
Тип здания усадьба
Архитектурный стиль неоклассицизм
Первое упоминание XVI век
Дата основания 1737
Строительство 1756—1767 годы
Статус Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg Объект культурного наследия № 7710966000№ 7710966000
Сайт kuskovo.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Уса́дьба Куско́во (ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба «Кусково») — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.


Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Фёдора Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.); Музей керамики[1][2] (нет отдельного здания).

Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части сохранился практически полностью.

Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — графов Шереметевых.

История усадьбы[править | править код]

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1918 года.


Село Кусково как родовая вотчина Шереметевых известно с XVI века. Брак между наследниками графов Шереметевых – Петром Борисовичем, — и князей Черкасских – Варварой Алексеевной, — позволил объединить земли вокруг Кускова в обширное имение.

В 1750—1770-х годах по замыслу Петра Шереметева в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в раннеклассицистическом стиле середины-второй половины XVIII в.

В те годы усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара). Сюда входили — охотничьи угодья, живописные окрестные поля, луга, рощи. Особым украшением усадьбы был зверинец — своеобразный зоопарк того времени — здесь можно было увидеть зайцев, волков, лисиц и, даже. оленей.

В запрудной части парка, на противоположной от Дворца территории, уходил 300-метровый канал, который сохранился и сегодня. Канал завершался каскадным фонтаном. Сохранился до наших дней и остров — еще одно украшение усадьбы. В XVIII веке он представлял собой потешную крепость с бастионами. На водной глади пруда на потеху гостям разыгрывались шуточные баталии.

В 1775 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.


Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

За Большой каменной оранжереей располагался английский пейзажный парк Гай, с лабиринтами и прочими постройками. Среди них были Философский дом, храм тишины, индийская хижина, сенной стог, львиная пещера, шомьер (хижина по-французски), и дом уединения, в котором скончался П.Б. Шереметев. Для создания этого парка также пришлось приложить немало усилий: на определенных местах высаживали подобранные по цвету и форме деревья, прорубали аллеи.

Недалеко от нынешнего перекрестка улиц Вешняковской и Юности располагался знаменитый кусковский театр на 150 мест. Помимо постоянного театра существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Место, где находился воздушный театр сохранилось и поныне, оно находится в восточной части регулярного парка.


На территории усадьбы, в те времена, насчитывалось 17 прудов. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом; в старину на пруде было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты с шлюпками и лодками, был остров с руинами, были матросы в шкиперских кафтанах кофейного и вишневого цвета с белыми пуговицами», – писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев[3].

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.

Во время Отечественной войны 1812 г. Кусково было занято корпусом маршала Нея. В Кусково базировался офицерский состав Наполеоновской армии. Многие ценности после визита французских войск бесследно пропали. Были сорваны тканные обои стен дворца, частично разбита парковая скульптура.

В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, В музейные экспозиции включены коллекции фарфора, керамики и стекла Государственного музея керамики, переведенного в Кусково в 1932 г. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки располагавшейся в посёлке Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково — в черте Москвы[4][5].


В 2017-2019 году в музее проходят масштабные реставрационные работы. В 2019 году после реставрации открыт павильон Грот. Наиболее полно было восстановлено ракушечное убранство интерьеров, утраченное за годы бытования памятника. Специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им. И.Э. Грабаря велась работа над реставрацией не имеющих аналогов в музеях нашей страны «гротических» глиняных скульптур и сюжетных панно, инкрустированных ракушками, кораллами, перламутром. Это была первая, за всю столетнюю историю музея, комплексная реставрация всей коллекции павильона (в ХХ-ом веке работы ограничивались лишь поддержанием памятника и консервацией ракушечного декора).

Основной ценностью в декоре кабинетов является отделка из 24 видов раковин тропических морей (Средиземного и Черного морей, Индийского, Атлантического и Тихого океанов). Впервые состоялось восполнение раковин Грота, представлявшее особую сложность в их идентификации и получении в необходимом объеме (некоторые виды раковин оказались занесенными в Красную книгу).

Архитектурный ансамбль усадьбы[править | править код]

Большой дом (1769—1775)[править | править код]

Дворец — главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кусково. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
строенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа — парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектор дворца точно не установлен.Он строился под руководством Карла Бланка с использованием чертежей французского архитектора Шарль Де Вайи. Летний дворец графа П.Б. Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше;  зеркала и осветительные  приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.

Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины XVIII века. Его фасад украшают три колонных портика: центральный — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной (см. илл. →); боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы — спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов — фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.

В 1976 — 1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное  убранство стен и мебели.

Итальянский домик (1755)[править | править код]

 памятник архитектуры (федеральный)
Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg Объект культурного наследия № 7710966005№ 7710966005
Был выстроен в 1754—1755 годах при участии Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей  в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.


Голландский домик (1749)[править | править код]

Голландский домик — находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году. Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Домик представляет собой имитацию голландского жилища и он использовался как увеселительный павильон. Беседки по сторонам пруда (разобранные в XIX в.) и сад с огородом, расположенные вокруг павильона, были призваны создавать иллюзию улицы, находящейся на берегу канала. Экспозиция Голландского домика включает несколько фигур-обманок XVIII века. Подобный домик есть в другой подмосковной усадьбе, Вороново.

Павильон «Грот» (1756—1761/75)[править | править код]

Одно из самых интересных сооружений в Кусково — Грот, построенный в 1756—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова. Каменный павильон в стиле рококо[6] на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены интерьеров Грота оформлены раковинами, цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора, Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.


Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах.

Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту».

Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Невольно погружаешься  в сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, и узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, желтого и розового туфа.

Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б.Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты. Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века, не имеющая аналогов в нашей стране.

Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Павильон Эрмитаж (1765—1767)[править | править код]

Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью подъемного механизма. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящно сервированным подъемным столом.

Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными.

На сегодняшний день в России сохранилось всего три парковые постройки данного типа: петергофский (1721-1724), царскосельский (1743 – 1753) и кусковский Эрмитажи.

Эрмитаж был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка фриз по периметру крыши и статуя на куполе. В 2013 году павильон Эрмитаж был открыт для посетителей. Внутри него проводятся выставки Государственного музея керамики.

Большая каменная оранжерея (1761—1763)[править | править код]

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника.

Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

Американская оранжерея (1750-е гг., современная реконструкция)[править | править код]

Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение  на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и  юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального  использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

Швейцарский домик (1870-е, архитектор Николай Бенуа[7])[править | править код]

Швейцарский домик возведен в 1870-х годах архитектором Н.Л. Бенуа. Это строительство было заключительным в Кусково. Деревянное двухэтажное строение несколько отличается от других сооружений усадебного парка Москвы под названием Кусково: оно необычно тем, что стены его первого этажа расписаны «под кирпич», а украшением второго этажа является резьба по дереву.

Второй этаж благодаря большому балкону, расположенному по всему периметру сооружения, как бы нависает над первым и служит ему своеобразной террасой. Двускатная крыша в свою очередь тоже выступает со всех сторон, защищая (как с фронтонных, так и с боковых сторон) сплошной резной деревянный балкон. Опорой ей служат фигурные балконные колонны, которые тоже выполнены из дерева. Контуры крыши по всему периметру украшает ажурная резьба.

   Вход в сам домик расположен с его лицевой стороны. Его украшает резное деревянное крылечко с опорами, точь-в-точь повторяющими балконные. На эту сторону с первого этажа выходят два решетчатых окошка – одно маленькое, а другое побольше, а со второго – четыре решетчатых окна. С обратной стороны дома имеется лестница, ведущая на балкон. Она также выполнена из дерева, а ее начало сделано в виде ажурного воздушного деревянного крылечка с такими же ажурными 2-створчатыми дверьми.В стенах этого домика в начале XX столетия жил последний владелец усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев. В настоящее время в Швейцарском домике разместилась Дирекция музея Кусково.

Воздушный театр (1763)[править | править код]

Воздушный театр в Кусково — редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами, каскадами были характерными мотивами итальянских парков эпохи Высокого Возрождения. Устроенный в Кускове в 1760-е годы, сегодня он утратил свои зеленые кулисы, сохранив лишь планировку и робкие очертания рельефа. Он состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок — деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей. Им перед началом спектакля предлагались мягкие подушечки. Соотношение глубокой сцены площадью в 3 250 кв. м и небольшого амфитеатра было обычным для зеленых театров XVIII века. Амфитеатр располагался к югу от сцены, таким образом, она получала достаточное солнечное освещение. Музыканты занимали места в оркестровой яме, закрытой со стороны зрительного зала цветочной клумбой. Актерскими уборными служили две круглые башни из стриженной зелени.

Открытый театр давал возможность многим желающим увидеть представление: в числе зрителей были не только почетные гости, но и многочисленная публика, смотревшая спектакль с дорожек парка. «Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», — писал неизвестный участник кусковского праздника[8].

Кухонный флигель (1756—1757)[править | править код]

Флигель был построен в 1755 году архитектором Ф.С. Аргуновым, в нем располагались русская и французская кухни, скатертная, кофейная, хлебная и кондитерский цех. Здание построено в едином стиле с остальным ансамблем усадьбы, его северный и южный фасады украшены колоннадой, высокими арочными окнами. Сверху здание венчает балюстрада с вазонами и картушами (декоративные лепные или графические узоры на фасадах в виде щитов, развернутых свитков или карт).

Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792).[править | править код]

Храм — один из редких памятников культовой архитектуры аннинского барокко — четырехугольный в плане, возвышается на белокаменном цо­коле и завершается главой с куполом. Плоскости стен оживлены пиля­страми, в нишах барабана установлены белокаменные скульптуры апо­столов, а крест поддерживает фигура ангела с раскинутыми крыльями. На западном фронтоне выделяется рельеф: в облаках восседает Бог Саваоф, окруженный херувимами. Скульптурное украшение придает парадность зданию церкви, созвучную архитектуре увеселительной резиденции. Небольшое внутреннее пространство церкви в XVIII веке имело богатое убранство: резной иконостас со старинными образами в окладах, уни­занных драгоценными каменьями и жемчугом, золоченые царские врата, графскую ложу и хоры. Некогда пышно убранная, с дорогой утварью, богатыми ризами и воздухами, согласно легенде, шитыми золотом и жем­чугом венценосной соседкой по имениям — императрицей Елизаветой Петровной, — церковь сохранила лишь поздние росписи на библейские и евангельские сюжеты середины XIX века. Но и поныне подлинным укра­шением храма является двухъярусное паникадило на восемнадцать свечей с фигурами серафимов.

В 1792 году, как завершение всего шереметевского замысла, строится деревянная Колокольня, выстроенная трудами крепостных архитекторов Миронова и Дикушина, — последняя значительная постройка в Кускове, «замкнувшая круг» в создании архитектурного ансамбля. Спустя 200 лет, в 1992 году Колокольне были возвращены восемь колоколов, реконструированных по образцам XIX века московским предприятием «Колокол», отлитых в память славного рода Шереметевых и в честь воссоздания церкви Всемилостивого Спаса.

Прочие постройки[править | править код]

  • Вольер для птиц (современная реконструкция)
  • Менажереи (современная реконструкция)
  • Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
  • Домик управляющего (1810).[9]

Усадьба в наши дни[править | править код]

Для осмотра открыты экспозиции архитектурно-паркового ансамбля усадьбы и выставки фарфора, керамики и стекла. Московским правительством планировалось зафиксировать для усадьбы статус «Особо охраняемые природные территории Москвы»[10].

С 2018 года переименован в «Музей-усадьба «Кусково»[11].

В усадьбе и лесопарке проводились съёмки таких популярных фильмов, как «Ширли-Мырли» (1995) и «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), где Голландский домик был представлен как жилище полковника Чеснея. «Обыкновенное чудо» (1964 г. режиссер Эраст Гарин). В Кусково также снимались исторические телесериалы «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц», «Тайны института благородных девиц» и другие. Также в усадьбе проводилась съёмка клипа группы БИ-2 «Чёрное солнце».

Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.

Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний

Музей открыт для посетителей круглый год.

Понедельник, вторник — выходные дни. Последняя среда месяца — санитарный день.

Каждый четверг третьей недели месяца — бесплатное посещение.

Режим работы:

Зимой с 10.00 до 18.00, кассы до 17.30. Дворец и Грот открыты до 16:00

Летом с 10.00 до 20.00, кассы до 19.30. Павильоны до 18:00.[12]

Литература[править | править код]

  • Шишко А. В.  Кусково. — М.: Московский рабочий, 1955. — 114 с. — (По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья).
  • Глозман И. М., Тыдман Л. В.  Кусково / Под общ. ред. С. М. Земцова. — М.: Искусство, 1966. — 110 с. — (Художественные сокровища дворцов-музеев).
  • Архив села Кусково. Вып. 1. — М.: Тип-литогр. А. В. Васильчикова и К., 1902. — 64 с.
  • Альбом «Кусково» К 90-летию музея-усадьбы. Изд.1. – М.: «ТРИТОНА», 2008. -295 с./ Изд.2.- М.: ООО А-ТРИТОНА, 2012. -295 с.
  • А. Муковоз, Л.Сягаева. Портретная галерея усадьбы Кусково. – М.: «ТРИТОНА», 2015
  • Кусково. //Автор и составитель Л.В. Сягаева. Авторы статей О.П. Горина,С.Н. Миронова,Т.А. Мозжухина, А.С. Муковоз, К.А. Немова, О.Д. Новикова, Е.В. Яхненко. М., «Тритона», 2008 (2-е издание отредактированное и дополненное 2012 г.);
  • Мозжухина Т.А. Единственный в России. Государственный музей керамики в Кускове. М., «Тритона», 2012.

Источник: ru.wikipedia.org

#Портретнаягалерея@museum_kuskovo

Царевич Алексей Петрович Романов (1690 — 1718).

Через год с небольшим после брака царица Евдокия 18 февраля 1690 года родила сына, которому в честь деда дали имя Алексей.Expand text… Царь Петр был очень рад рождению своего первенца: он принял поздравление стрельцов Бутырского полка и через неделю сделал великолепный фейерверк на Пресне.

Обучать грамоте царевича Алексея стали с шести лет. Наставником к нему был определен Никифор Вяземский, который сообщал царю, находившемуся под Азовом, что его сын, узнав буквы азбуки, начал учить Часослов.

Уже находясь в Европе, Петр решил развестись с Евдокией Федоровной Лопухиной и поручил своим приближенным уговорить ее добровольно уйти в монастырь. Не получив согласия на развод, царь в следующем году приказал насильственно постричь ее в монахини и отправить в Суздальский Покровский монастырь. Так царица очутилась там под именем старицы Елены. Восьмилетний царевич Алексея был на стороне матери, и это обстоятельство в будущем очень повлияло на взаимоотношения между отцом и сыном.

Царевич Алексей оказался на попечении тетки — царевны Натальи Алексеевны. Исследователи пишут, что первоначальное влияние матери на Алексея оказалось глубоким. Уже в детстве он был восстановлен против державного родителя семейством Лопухиных, яростных защитников старины и ненавистников новшеств Петра. Враги царя-реформатора смотрели на царевича как на свою будущую надежду. «Главным несчастием было то, — что до десяти лет царевич находился под надзором матери, косневшей в предрассудках старины и ненавидевшей все, что нравилось Петру». Историк отмечает интересный факт из биографии сына Петра I. Дело в том, что царь решил отправить Алексея для обучения и воспитания в Германию, под надзор саксонского генерала Карловича, приезжавшего в Москву в 1699 году. Царевич должен был учиться в Дрездене, куда Франц Лефорт, сподвижник Петра, указал своему сыну Генриху в связи с этим ехать из Женевы. Поездка эта была отложена из-за начавшейся войны со Швецией.

Великий реформатор стремился привлекать сына как будущего государя ко всем практическим делам. Именно из этих соображений Петр взял Алексея в 1703 году в поход в звании солдата бомбардирской роты. Через год царевич участвовал в штурме Нарвы. Однако, большой любви к делам отца Алексей не сыскал.
С. М. Соловьев в «Публичных чтениях о Петре Великом» высказался следующим образом: «Алексей… был тяжел на подъем, не способен к напряженной деятельности, к сильному труду, чем отличался отец его; он был ленив физически, и поэтому домосед, любивший узнать любопытные вещи из книги, из разговора только. Сын, по природе своей, жаждал покоя и ненавидел все то, что требовало движения, выхода из привычного положения и окружения».

Обремененный напряженной борьбой со шведским королем Карлом XII, Петр I приезжал в Москву лишь на короткое время, князь Меншиков постоянно находился в Петербурге. Воспитатель наследника генерал Гюйсен по царскому повелению еще в начале 1705 года уехал с поручением за границу и вернулся в Россию только в октябре 1708 года. Оставленный без надзора, царевич окружил себя в селе Преображенском монахами. Особое влияние на Алексея оказывал боярин Александр Кикин. Известен факт, что царевич в 1706 году самовольно ездил к своей матери в Суздаль. Тетка Наталья Алексеевна тотчас же донесла царю об этом тайном посещении. В начале 1707 года Петр вызвал сына в Галицию, где сам находился, и выразил ему свое негодование по поводу его встречи с матерью.

В 1707 году Гюйссен предложил в супруги Алексею Петровичу 13-летнюю на тот момент принцессу Шарлотту Вольфенбюттельскую, сестру будущей австрийской императрицы. В 1709 году в сопровождении Александра Головкина и князя Юрия Трубецкого ездил в Дрезден с целью обучения немецкому и французскому языкам, геометрии, фортификации и «политическим делам». В Шлакенверте весной 1710 года увиделся со своей невестой, а через год, 11 апреля, подписан был контракт о бракосочетании. Свадьба была пышно отпразднована 14 октября 1711 года в Торгау.

Брак Алексея и Шарлотты оказался несчастливым. Личная жизнь кронпринцессы в русской столице часто сопровождалась ограничениями и лишениями: как лютеранка она плохо воспринимала православную Россию, имения, пожалованные царем, давали очень мало доходов. У супруги царевича нередко происходили стычки с вспыльчивым царевичем, с его родственниками, в частности с супругой Петра I Екатериной и сестрой царя Натальей Алексеевной.

2 октября 1715 года Шарлотта родила сына, названного в честь царствующего деда Петром. Но здоровье кронпринцессы было совершенно надломлено, о чем засвидетельствовал консилиум врачей. И спустя десять дней после родов супруга царевича Алексея внезапно скончалась.

Царевич в 1716 году, угнетенный смертью супруги и подстрекаемый своим ближайшим советником, яростным защитником старины боярином Кикиным, бежал под чужим именем за границу. Алексею внушали идею получить престол при военной помощи враждебных России государств. С большим трудом августейшего беглеца удалось возвратить домой, и его участь была решена.
Этот трагический эпизод русской истории петровской эпохи талантливо запечатлел выдающийся российский художник Николай Ге в картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

В начале февраля 1718 года царевич Алексей прочитал в Успенском соборе перед крестом и Евангелием клятвенную запись об отказе от наследия российского престола и подписал свое отречение. Об этом государственном акте сообщалось в специальном рескрипте от 6 февраля того же года.

В марте в Москве состоялись первые казни по делу царевича Алексея Петровича. В частности, был колесован главный советник и организатор побега сына Петра за границу боярин Кикин.

Допросы сторонников царевича продолжались в Петербурге. В июне 1718 года царевич Алексей был предан суду, состоявшему из 127 человек.
Сын царя оказался изменником, и его судьба решалась самим отцом.

Портрет царевича Алексея Петровича (1690 — 1718). II половина XVIII в. Неизвестный русский художник.

https://kuskovo.catalog.mos.ru/entity/OBJECT/32366?in..

Источник: vk.com

Усадьба Кусково – из истории

Первые упоминания об имении относятся к 16 веку. Около четырехсот лет, вплоть до 1917 года, имение принадлежало роду Шереметевых. В начале 17 века здесь были деревянная церковь, боярский двор. Расцвет имения пришелся на 18 век, когда ей владел Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого фельдмаршала Б.П.Шереметева, героя Полтавской битвы. Начиная с середины 18 века, создается прекрасный ансамбль с дворцом, большим парком и прудами. Здесь проходили пышные приемы гостей, на которых иногда собиралось  до 30 тысяч человек. Для веселья были построены павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. Последним владельцем ансамбля до 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметьев. После революции имение было национализировано.  В 1919 году она стала Государственным музеем. С 1938 года музей был объединен с единственным в  России музеем керамики.

 

Усадьба Кусково – архитектура

Имение состояло из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Лучше всего сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. Главным сооружением в имении Петра Борисовича Шереметева был Дворец или, как тогда его называли, Большой дом, построенный в 1769—1775 гг. под руководством московского архитектора Карла Бланка. Дворец был построен в стиле раннего русского классицизма из  дерева, традиционного для России материала. Сверху дерево было оштукатурено и окрашено в нежно-розовый цвет. Фасад украшен тремя колонными портиками. Центральный был с вензелем Шереметевых «PS» под графской короной. Боковые портики были   украшены резными военными атрибутами. Дворец был двухэтажный. В цокольном этаже находились винные погреба и хозяйственные помещения. А парадный этаж служил для приема гостей. По краям парапетов сооружены фигуры сфинксов с женскими головами и львиными туловищами. Парадный фасад строго вытянут по горизонтали вдоль Большого пруда. Вход во дворец украшен шестиколонным портиком, к которому ведет парадная лестница.

Малые приемы устраивались в Итальянском домике, построенном в 1754-1755 гг. под руководством Ю. И. Кологривова. Когда гости въезжали на территорию имения через подъемный мост, они сразу видели Голландский домик, являющийся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда. Домик был построен раньше других сооружений в честь эпохи Петра Первого, который любил Голландию. Пруд, заменивший голландский канал, маленький сад с тюльпанами и нарядный домик погружали гостей в райский мир.

Под руководством архитектора Ф. Аргунова в 1755-1761 гг. было построено одно из самых интересных сооружений – павильон Грот. Строение должно было олицетворять стихию камня и воды. Построено оно в стиле барокко.  Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. Также по проекту Ф. Аргунова была построена и Оранжерея. Павильон Эрмитаж – уединенный уголок (жилище для отшельника) служил для уединения гостей во время балов. Выполнен в формах раннего классицизма под руководством К.И. Бланка. На второй этаж можно было попасть только на лифте. В Эрмитаже можно было побеседовать без свидетелей. С помощью специальных механизмов обеденный стол, поднимался в зал, где собирались гости. Симметрично Эрмитажу в восточной части парка находится Вольер — большая круглая деревянная клетка для диковинных птиц. Оранжерея представляет собой один павильон, в центре которого был зал для концертов и танцев, который соединялся застекленными галереями с меньшими павильонами. Также были сооружены швейцарский домик, Церковь Спаса Всемилостивого и другие постройки. На пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы.

 

Парки Усадьбы Кусково

Французский регулярный парк украшен скульптурами и включает в себя основной архитектурный ансамбль с павильонами Грот и Оранжерея, Итальянский и Голландский домики и Эрмитаж. Французский парк — это единственный пример садового искусства, который уцелел в Москве с 18 века. Мы видим цветники партера и зал торжеств под открытым небом, точные линии зеленой архитектуры и  каменную оранжерею. В восточной и западной частях парка находятся небольшие пруды. А рядом на берегах находятся два небольших ансамбля — Итальянский и Голландский. Главными сооружениями английского парка Гай был Дом Уединения, служивший жильем графской семье. В Запрудном парке располагался зверинец.

 

Убранство в постройках Усадьбы Кусково

Во Дворце сохранились подлинные элементы интерьеров: уникальный паркет и мраморные камины, живопись и лепнина,  огромные зеркала и другие украшения. Мебель украшена золоченой резьбой. Стены — шелковой обивкой. Над созданием интерьеров работали русские вольные и крепостные мастера, а также иностранные художники и скульпторы. Декоративное убранство интерьеров состоит из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства. Это — уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и хозяев имения.
В Голландском домике собраны изделия из фарфора: посуда, вазы и другие предметы, а также множество различных картин. В комнатах первого этажа находились редкие картины из бисера и цветного мрамора, античные скульптуры и другие ценности.  Грот состоит из центрального зала, северного и южного кабинетов. Центральный зал расписан под розовый и зеленый мрамор. Для кабинетов  выбраны соответственно теплый и холодный тона. На стенах изображены морские пейзажи, которые украшены ракушками. Можно видеть изделия из фарфора в виде рыб, моллюсков и других морских обитателей.

 

Усадьба Кусково – музеи

В Усадьбе Кусково расположены два музея: единственный в России музей керамики и Музей Усадьба Кусково 18 века. В музее керамики представлены коллекции керамики, фаянса и стекла от античности до наших дней.

Посетить музей можно с мая по сентябрь. Особенно она красива летом, поскольку осенью скульптуры парка закрывают  деревянными ящиками. Архитектурно-художественный ансамбль Усадьба Кусково является одним из самых интересных и посещаемых музеев Москвы.

Источник: www.msk-guide.ru

Где находится

Парк усадьба кусково

@imogenimola

Усадьба Кусково расположена между тремя станциями метро:

·  Рязанский проспект,

·  Выхино,

·  Новогиреево

История строительства

Парк усадьба кусково

@tatium01

Усадьба Кусково, если верить источникам, существовала еще в XVI веке, однако широкую известность она приобрела двумя веками позднее, когда ее начал активно застраивать граф Шереметьев. До него на территории в 30 гектар не было ничего, кроме церкви и барского двора. 

В 60-е годы XVIII века Шереметьев начал строить для своей супруги, крепостной актрисы Жемчуговой, Воздушный театр, чтобы она могла выступать в нем. На его сцене показывали постановки Колычева, Монсиньи и других известных авторов тех времен. Здание театра не сохранилось, однако его планируют восстановить.

Главная постройка комплекса – дворец – появилась в 70-е годы XVIII века. Большой дом, как его еще называли, принимал именитых гостей. В нем устраивали крупные праздники и встречи, а также театрализованные представления.

В 1792 году на месте старой церкви, которая стала разрушаться, построили новый храм. До сегодняшнего дня сохранить внутренний декор не удалось, хотя службы в нем по-прежнему проводят. 

Что посмотреть на территории

Парк усадьба кусково

@cat_shou

 С конца XVII века усадьба практически не претерпела изменений, однако некоторые части комплекса не сохранились. Печальная участь постигла, в частности, английский парк, который был в конечном счете ликвидирован ввиду запустения. Сегодня посетители могут увидеть здания:

·  Главного дворца

·  Церкви Всемилостивого Спаса

·  Итальянского, Швейцарского и Голландского домиков

·  Большой каменной оранжереи

·  Эрмитажа

Во дворце можно увидеть работы именитых отечественных художников, коллекцию гравюр и элементы интерьера. В оформлении помещений принимала участие целая группа известных архитекторов, скульпторов и живописцев, поэтому комнаты внешне отличаются друг от друга.

Итальянский домик использовали раньше для проведения небольших приемов и хранения картин. Часть коллекции можно увидеть и сегодня. На Голландский и Швейцарский домики можно посмотреть только снаружи, в последнем сегодня располагается администрация комплекса. 

После посещения Итальянского домика стоит посмотреть на Грот. Внутри его стены расписаны под зеленый и розовый мрамор, а интерьер украшен элементами из стекла, гипса и туфа. Здание оформлено в морском стиле, на стенах изображены рыбы и подводные существа.

В Кусково работает Музей фарфора. Его коллекция насчитывает порядка 50 тысяч керамических и стеклянных экспонатов из разных уголков мира. 

В хорошую погоду стоит потратить время и на прогулку по французскому регулярном парку, единственному в столице. Помимо богатой растительности в нем можно увидеть многочисленные статуи, обелиски, пруды и каналы. 

Летом в Кусково приезжают еще и затем, чтобы послушать классическую музыку. Концерты проводятся прямо на улице. По выходным здесь слышны звуки органа, арфы и фортепиано.

Как добраться 

Парк усадьба кусково

@abelardlindsay

Проще всего отправиться в Кусково с экскурсией, в стоимость которой уже входит трансфер из центра города и обратно. Если же вы предпочитаете самостоятельное посещение, отправляйтесь до музейного комплекса на общественном транспорте: метро и автобусе.

·  Если вы доехали до Рязанского проспекта, пересаживайтесь на автобус 208 или 133 и следуйте до остановки Музей Кусково.

·  Если вы вышли на Выхино, садитесь на маршрутку 9М или автобус 620 и продолжайте путь до той же остановки.

·  От Новогиреево нужно ехать до Улицы Юности на троллейбусе 64, либо автобусах 247 или 615.

Источник: www.Sputnik8.com

История усадьбы Кусково

Усадьба Кусково стала активно застраиваться при Петре Борисовиче Шереметеве в 1750–1770-х годах. В целом ансамбль сооружений в Кусково можно отнести к раннему классицизму и барочному стилю в его русском варианте середины XVIII века.

В резиденции графы Шереметевы любили устраивать балы и пиры, имели библиотеку и коллекции редкостей и произведений искусства. На водах пруда устраивали потешные бои, в парке гостей ожидало много сюрпризов, например, изба с веселой компанией и яствами, которые оказывались фальшивыми -выполненными из воска.

Самым значительным строением в Кусково является дворец или Большой дом, построенный в 1769–1775 годах. В свое время здесь проводились торжества, съезжались гости на празднества и деловые встречи. Перед входом — два пандуса со сфинксами, на крыше — затейливый вензель, а сам вход украшают колонны. Дворец деревянный, но его интерьеры поражают изящной мебелью и тонким декором.

На стенах висят картины и полотна известных русских живописцев, потолки украшены росписями. В галерее представлены портреты русских и европейских монархов, а в парадной спальне собрана коллекция гравюр из Англии и Германии. Усадебный музей плавно перетекает в музей фарфора.

Петр Шереметев знаменит своим браком с освобожденной им крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой из числа его крестьян. Жемчугова выступала на сцене Воздушного театра в усадьбе Кусково.

Храм в Кусково построен в 1792 году на месте старой церкви, его декор, к сожалению, не сохранился. Храм является действующим.

Грот представляет собой отдельный павильон, отсылающий своим обликом к образу морского дна. В отделке применены натуральные ракушки, цветное стекло, мрамор и другие драгоценные материалы.

Центральный зал павильона Грот

В оранжерее выращивали экзотические растения из разных стран. Петр Шереметев любил дарить Екатерине II выращенные зимой фрукты из своих теплиц.

Для уединения и размышлений использовались Философский домик и павильон Эрмитаж. Голландский домик был построен в честь первого графа Шереметева, Бориса Петровича, который посетил Голландию вместе с Великим посольством Петра I. В прежние времена там располагалась коллекция фламандских художников, а сегодня сохранены интерьеры с голландскими изразцами и фарфоровая посуда.

В Итальянском домике хранились подлинники итальянского декоративно-прикладного искусства и живописи. В деревянном Швейцарском домике жил последний владелец усадьбы Кусково из рода Шереметевых, а теперь находится дирекция музея.

Современное состояние

Усадьба сохранилась почти без изменений со второй половины XVIII века. Утрачен английский парк, менажереи и некоторые прочие здания, наиболее полно сохранилась центральная часть усадьбы Кусково. С 1918 года Кусково имеет статус музея, позже он был объединен с музеем керамики.

В комплекс зданий усадьбы Кусково входят:

  • Дворец
  • Церковь Всемилостивого Спаса
  • Большая каменная оранжерея
  • Грот
  • Итальянский домик
  • Голландский домик
  • Швейцарский домик
  • Эрмитаж
  • Вольер для птиц
  • Различные подсобные помещения
  • Кафе для гостей музея

Концерты

Ежегодно в усадьбе проходит международная акция «Ночь музеев» с экскурсиями и выставками. В 2018 году совместно с фондом «Бельканто» организован музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны в Кусково», постоянно проходят концерты классической и джазовой музыки. На территории усадьбы действует керамическая мастерская для желающих.

Подробно о мероприятиях в музее-усадьбе Кусково вы можете узнать на официальном сайте.

Стоимость билетов

Стоимость за посещение разных частей дворцово-паркового ансамбля различается. Взрослые билеты стоят от 100 до 250 рублей. В музее есть возможность приобрести комплексный (на некоторые павильоны) или единый (на все локации) билет.

Правом на льготное посещение музея обладают дети до 18 лет, пенсионеры, инвалиды III группы и многодетные семьи. Бесплатно посетить музей могут сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и ВОВ, дети до 6 лет, студенты-очники и музейные работники. С полным списком льготных групп населения ознакомьтесь по ссылке.

Фото- и видеосъемка в павильонах музея платные: 100 и 200 рублей соответственно.

Поскольку усадьба располагается на берегу пруда, у посетителей есть возможность покататься на лодках, стоимость которых варьируется от дня недели. Также возможно катание в конном экипаже. Цены уточняйте на сайте Кусково.

Как добраться

Доехать до музея-усадьбы Кусково можно на метро с пересадкой на автобус. Самый быстрый вариант — самостоятельно на машине либо взять такси.

Метро до усадьбы Кусково

Добираться до усадьбы Кусково лучше всего на метро. Ближайшая к музею станция метро — «Рязанский проспект» на фиолетовой Таганско-Краснопресненской ветке. Далее необходимо найти остановку, от которой следуют автобусы до Кусково. Эта остановка расположена не сразу около выхода метро, а через дорогу чуть дальше. На автобусе следуйте до остановки «Музей Кусково», а от нее пройдите пешком около пяти минут до входа в парк.

От станции метро «Выхино» фиолетовой линии также можно добраться до усадьбы Кусково. От станции вам необходимо пройти чуть больше 400 метров до остановки на улице Красный Казанец, оттуда ходят автобусы до остановки «Музей Кусково».

На желтой линии метро выходите на станции «Новогиреево», от нее нужно пройти по четной стороне улицы почти 800 метров до остановки наземного транспорта «Свободный проспект (ул. Перовская)». На автобусе или троллейбусе следуйте до остановки «Улица Юности», музей-усадьба Кусково будет прямо перед вами.

Такси

Доехать до усадьбы Кусково вы можете и на такси, например, через приложения Яндекс такси, ЕСТ, Максим или Uber.

Источник: www.tourister.ru


Categories: Парк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.