История усадьбы Кусково

Усадьба Кусково стала активно застраиваться при Петре Борисовиче Шереметеве в 1750–1770-х годах. В целом ансамбль сооружений в Кусково можно отнести к раннему классицизму и барочному стилю в его русском варианте середины XVIII века.

В резиденции графы Шереметевы любили устраивать балы и пиры, имели библиотеку и коллекции редкостей и произведений искусства. На водах пруда устраивали потешные бои, в парке гостей ожидало много сюрпризов, например, изба с веселой компанией и яствами, которые оказывались фальшивыми -выполненными из воска.

Самым значительным строением в Кусково является дворец или Большой дом, построенный в 1769–1775 годах. В свое время здесь проводились торжества, съезжались гости на празднества и деловые встречи. Перед входом — два пандуса со сфинксами, на крыше — затейливый вензель, а сам вход украшают колонны. Дворец деревянный, но его интерьеры поражают изящной мебелью и тонким декором.


На стенах висят картины и полотна известных русских живописцев, потолки украшены росписями. В галерее представлены портреты русских и европейских монархов, а в парадной спальне собрана коллекция гравюр из Англии и Германии. Усадебный музей плавно перетекает в музей фарфора.

Петр Шереметев знаменит своим браком с освобожденной им крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой из числа его крестьян. Жемчугова выступала на сцене Воздушного театра в усадьбе Кусково.

Храм в Кусково построен в 1792 году на месте старой церкви, его декор, к сожалению, не сохранился. Храм является действующим.

Грот представляет собой отдельный павильон, отсылающий своим обликом к образу морского дна. В отделке применены натуральные ракушки, цветное стекло, мрамор и другие драгоценные материалы.

Центральный зал павильона Грот

В оранжерее выращивали экзотические растения из разных стран. Петр Шереметев любил дарить Екатерине II выращенные зимой фрукты из своих теплиц.


Для уединения и размышлений использовались Философский домик и павильон Эрмитаж. Голландский домик был построен в честь первого графа Шереметева, Бориса Петровича, который посетил Голландию вместе с Великим посольством Петра I. В прежние времена там располагалась коллекция фламандских художников, а сегодня сохранены интерьеры с голландскими изразцами и фарфоровая посуда.

В Итальянском домике хранились подлинники итальянского декоративно-прикладного искусства и живописи. В деревянном Швейцарском домике жил последний владелец усадьбы Кусково из рода Шереметевых, а теперь находится дирекция музея.

Современное состояние

Усадьба сохранилась почти без изменений со второй половины XVIII века. Утрачен английский парк, менажереи и некоторые прочие здания, наиболее полно сохранилась центральная часть усадьбы Кусково. С 1918 года Кусково имеет статус музея, позже он был объединен с музеем керамики.

В комплекс зданий усадьбы Кусково входят:

  • Дворец
  • Церковь Всемилостивого Спаса
  • Большая каменная оранжерея
  • Грот
  • Итальянский домик
  • Голландский домик
  • Швейцарский домик
  • Эрмитаж
  • Вольер для птиц
  • Различные подсобные помещения
  • Кафе для гостей музея

Концерты

Ежегодно в усадьбе проходит международная акция «Ночь музеев» с экскурсиями и выставками. В 2018 году совместно с фондом «Бельканто» организован музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны в Кусково», постоянно проходят концерты классической и джазовой музыки. На территории усадьбы действует керамическая мастерская для желающих.

Подробно о мероприятиях в музее-усадьбе Кусково вы можете узнать на официальном сайте.

Стоимость билетов

Стоимость за посещение разных частей дворцово-паркового ансамбля различается. Взрослые билеты стоят от 100 до 250 рублей. В музее есть возможность приобрести комплексный (на некоторые павильоны) или единый (на все локации) билет.

Правом на льготное посещение музея обладают дети до 18 лет, пенсионеры, инвалиды III группы и многодетные семьи. Бесплатно посетить музей могут сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и ВОВ, дети до 6 лет, студенты-очники и музейные работники. С полным списком льготных групп населения ознакомьтесь по ссылке.

Фото- и видеосъемка в павильонах музея платные: 100 и 200 рублей соответственно.

Поскольку усадьба располагается на берегу пруда, у посетителей есть возможность покататься на лодках, стоимость которых варьируется от дня недели. Также возможно катание в конном экипаже. Цены уточняйте на сайте Кусково.

Как добраться


Доехать до музея-усадьбы Кусково можно на метро с пересадкой на автобус. Самый быстрый вариант — самостоятельно на машине либо взять такси.

Метро до усадьбы Кусково

Добираться до усадьбы Кусково лучше всего на метро. Ближайшая к музею станция метро — «Рязанский проспект» на фиолетовой Таганско-Краснопресненской ветке. Далее необходимо найти остановку, от которой следуют автобусы до Кусково. Эта остановка расположена не сразу около выхода метро, а через дорогу чуть дальше. На автобусе следуйте до остановки «Музей Кусково», а от нее пройдите пешком около пяти минут до входа в парк.

От станции метро «Выхино» фиолетовой линии также можно добраться до усадьбы Кусково. От станции вам необходимо пройти чуть больше 400 метров до остановки на улице Красный Казанец, оттуда ходят автобусы до остановки «Музей Кусково».

На желтой линии метро выходите на станции «Новогиреево», от нее нужно пройти по четной стороне улицы почти 800 метров до остановки наземного транспорта «Свободный проспект (ул. Перовская)». На автобусе или троллейбусе следуйте до остановки «Улица Юности», музей-усадьба Кусково будет прямо перед вами.

Такси

Доехать до усадьбы Кусково вы можете и на такси, например, через приложения Яндекс такси, ЕСТ, Максим или Uber.

Источник: www.tourister.ru

История имения


Первые документальные упоминания о Кускове датируются началом XVI века, когда В.А. Шереметев выменял земли у А.А. Пушкина. С тех пор почти 300 лет усадьбой владел род Шереметевых, и если она и продавалась, так только внутри семьи. Так, сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата.

При его сыне, графе Петре Борисовиче, унаследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. Во многом этому способствовал его выгодный брак.

Дело в том, что Шереметевы владели всего лишь небольшим участком, а все остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака в 1743 году графа Петра Борисовича с единственной дочерью князя Варварой, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой в России, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. Кстати, сначала Варвара Алексеевна была сосватана за известного сатирика князя Антиоха Кантемира, который от женитьбы отказался, посчитав, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уйдя в отставку с придворной службы, был рад заняться благоустройством имения. Он лично руководил строительными работами во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750–1770 годах.


Деревянный дворец, выстроенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли, на высоком каменном цоколе. К парадному входу дворца ведет белокаменная лестница и пологие пандусы – спуски для въезда карет.

Структура усадьбы

Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1737 году в стиле «аннинского барокко», а колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметевых разошлась по всей России и даже Европе. Главное назначение Кускова в то время было развлекать и удивлять многочисленных гостей. В 1770–1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за прием, в том числе и венценосных особ: императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кускове и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие.


В программу праздников включались фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, оркестры, морские парады, игры и карусели и, конечно же, балы и театральные постановки.

Идее увеселения, праздника и была подчинена вся структура усадьбы, где были и аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи» и библиотека. Был здесь «Диоген», врытый в землю, – сидел он в дубовом чану со снимающейся крышкой; философ был сделан из алебастра и расписан под цвет натурального тела, он имел при себе муравленый кувшин и шнуровую книгу в кожаном переплете.

В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморными скульптурами и сложной системой прудов, каналов и мостов были разбросаны многочисленные павильоны, многие из которых дошли до наших дней. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом; в старину на пруде было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты с шлюпками и лодками, был остров с руинами, были матросы в шкиперских кафтанах кофейного и вишневого цвета с белыми пуговицами», – писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.

В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково – Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I, – первым встречал гостей, въезжавших в усадьбу через подъемный мост.
от дом был весь выложен внутри изразцами или плитками самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшен по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, изображавшими домашний быт. Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства. В восточной части кусковского парка на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот.

Это барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами построил в 1756–1761 годах крепостной архитектор Шереметевых – Федор Аргунов. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, и, без сомнения, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений усадьбы.

В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника), использовавшийся для приема гостей, которые могли уединяться на втором этаже без прислуги (туда можно было попасть только при помощи лифта). Павильон был построен в 1765–1767 годах под «смотрением» Карла Бланка. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа. Но музей провел огромную реставрационную работу (были восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница), и Эрмитаж открылся для посетителей в 2013 году.


Кроме того, в Кускове были построены две оранжереи, без которых не обходилась в то время практически ни одна усадьба. Американская оранжерея построена в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. В 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова была создана Большая каменная оранжерея, которая стала самым большим павильоном дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо выращивания фруктов и цветов она использовалась и для приема гостей. Внутри павильона был устроен «воксал», небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов.

Театры Кусково

В Кускове помимо постоянного театра (Нового на 150 мест) существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприемные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», – пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. Здесь граф принимал только близких друзей.

Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.

«Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», – писал неизвестный участник одного из кусковских праздников.

Крепостной театр был всегда важен для жизни усадьбы, а при Николае Петровиче Шереметеве и вовсе затмил остальные крепостные театры империи: собственный театральный оркестр, богатые декорации, костюмы от лучших портных. Пыляев приводит следующие данные: в 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шелкового и т. д. было сундуков семнадцать, а разных уборов, перьев, обуви и т. п. – 76 сундуков.


Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению. Но знаменитым на всю Россию фаворита Павла I, обер-гофмаршала высочайшего двора Николая Шереметева, сделал не его театр или государственная служба, а тот факт, что он официально женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Не надо забывать, что просвещенное российское дворянство прекрасно совмещало передовые европейские идеи и аристократическое воспитание с восточным образом жизни. У многих помещиков были гаремы крепостных девок, которые порой содержались в весьма суровых условиях. О том, чтобы отказать барину или его гостям, не могло быть и речи. Поэтому многолетние просьбы Шереметева сначала к Павлу I, потом к Александру I о разрешении официального брака с его возлюбленной актрисой (которой он, впрочем, давно дал вольную) встречали абсолютное непонимание и отказ. И лишь в 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получил от молодого императора Александра I подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской (документы про дворянство, понятное дело, были поддельными).

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий, а через двадцать дней после рождения сына умерла Прасковья Шереметева-Жемчугова. Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью. В память о любимой он построил в Москве Странноприимный дом (ныне здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Усадьба Кусково в XIX веке

Когда в 1812 году французы заняли Москву, в Кускове были расквартированы солдаты маршала Нея. В 30-х годах XIX века в усадьбе разобрали театр. Та же участь постигла обе беседки по сторонам Голландского домика.

С начала ХIХ века в Кускове больше не устраивали приемов, сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба использовалась под дачи.

Кроме выстроенного по проекту Николая Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные позднейшие постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.

Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев.

Источник: www.culture.ru

История усадьбы Кусково

Уже в XVI веке это место получило привязку к роду Шереметевых — здесь находились барский дом, жилища для крепостных и храм.

Борис Петрович Шереметев, который при Петре I впервые в российской истории за заслуги удостоился титула графа, свои земли в восточной стороне от Москвы из-за их скромных размеров именовал не иначе как «куском», отсюда и название усадьбы. Соседом Шереметева был князь и государственный вельможа Алексей Михайлович Черкасский. На его-то дочери — наследнице колоссального состояния — и женился сын графа Пётр Борисович, тем самым увеличив территорию Кускова многократно (в XVIII веке усадьба занимала площадь 230 га, сейчас это всего 32 га).

При его жизни имение достигло наибольшего расцвета и стало известно далеко за пределами России. Был создан архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. Парк Кусково делился на несколько частей — за прудом, где разводили рыбу для званых обедов и катались на лодках, находились зверинец и псарня, в центре был разбит регулярный французский парк рядом с Большим дворцом, кроме того, имелся ещё и английский парк.

В имении регулярно проводились народные гуляния, в которых принимали участие до 30 тыс. человек! После торжественного богослужения гостей Кускова развлекали лодочными прогулками, пением, играми, фейерверками и забавами. В праздничную программу были также включены театральные постановки и балы. И надо сказать, что крепостной театр Шереметевых занимал знаковое место в культурной жизни Москвы той поры. Проник театр и в семейные узы Шереметевых. Сын Петра Борисовича Николай состоял в тайном браке с крепостной артисткой своего театра Прасковьей Жемчуговой, которая родила ему наследника Дмитрия, унаследовавшего затем это имение в XIX веке.

Последним из рода Шереметевых, кто владел данными землями, стал сын Дмитрия Николаевича — Сергей Дмитриевич.

После 1917 г. усадьба Кусково с лёгкой руки большевиков превратилась в музей керамики, в основу которого легла коллекция фарфора купца Алексея Морозова. К нему в 30-х годах был присоединён московский музей фарфора, и теперь имение значилось как «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В музее-усадьбе «Кусково» и сейчас размещена самая масштабная в нашей стране экспозиция изделий из керамики, фарфора и стекла, привезённых из стран Европы и Востока.

Достопримечательности Кускова

До сегодняшнего дня лучше всего сохранилась главная часть усадьбы с дворцом и великолепной парковой зоной, которая повторяет известный на весь мир Версаль. Строгая геометрия и симметрия дорожек, цветников, кустов и деревьев дополняется красотой скульптур из светлого мрамора европейских и русских ваятелей XVIII века.

Чем заняться в Кусково

В парке «Кусково» посетителям и сейчас есть чем заняться. Горожане и туристы могут взять напрокат лодочку для прогулки по Большому пруду или покататься по аллеям имения на велосипедах, а зимой — на лыжах. Здесь всегда можно найти тихое место, чтобы посидеть с книгой или послушать птиц. А можно просто прогуливаться и любоваться прекрасными видами.

Ежегодно в тёплое время года в Кусково, в Танцевальном зале Большого дворца проводятся концерты классической и органной музыки, выступают певцы.

Усадьба «Кусково» предоставляет москвичам возможность провести бракосочетание поистине с царским размахом. Горожане, подавшие заявление в Перовский ЗАГС столицы, могут зарегистрировать брак непосредственно в имении — в Белом зале Итальянского домика.

Источник: trave-l.ru

ДВОРЕЦ он же Главный дом

Основные помещения Дворца:

ВХОД ВО ДВОРЕЦ

Дворец-главный дом

Вид на южный фасад дворца и «почетный двор» – площадь перед центральным входом. Дворец предназначался для приемов, балов, торжественных трапез с участием довольно узкого круга гостей – императоров, свиты, высших сановников – личных знакомых и друзей графа Шереметева. Дворец возведен на высоком цоколе, где некогда размещались винные погреба, вмещавшие богатую коллекцию привозных вин графа Шереметева. Выглядит монументальным, но (как выяснилось при реставрации) деревянный

ПАРАДНЫЕ СЕНИ

Парадные сени дворца

Вестибюль дворца задает атмосферу театральности, характерной для жизни дворян в XVIII веке. Его декор сродни театральным декорациям – это «игра материалов», где ничто не сделано из того материала, которым кажется. Например, стены и пилястры парадных сеней – деревянные и искусно раскрашены под мрамор, а белые капители полуколонн имитируют камень, хотя сделаны из тисненой промасленной бумаги.

МАЛИНОВАЯ ГОСТИНАЯ

Малиновая гостиная дворца

Одна из самых ярких и богато декорированных комнат дворца. Парадность гостиной подчеркнута наборным паркетом – его остроконечные «звезды» созданы из цветовой гаммы трех пород дерева – клена, дуба и мореного дуба. Кресла и диваны-канапе расставлены по традиции XVIII века по периметру комнаты, образуя уютные «уголки» для бесед. Особо торжественный характер малиновой гостиной придают портреты хозяина – графа Петра Шереметева – и монарших гостей усадьбы.

ВСЕДНЕВНАЯ ОПОЧИВАЛЬНЯ

Вседневная опочивальня дворца

Вседневная опочивальня, или, выражаясь языком той эпохи, Внедневная Его Сиятельства спальня. Входит в личные покои дворца. Скромная по размерам, эта комната хранит особую атмосферу уюта, необходимую для камерного интерьера, который использовался графом для отдыха. Главный элемент художественного облика Вседневной спальни – голубое с ажурными цветными гирляндами шёлковое обитие стен. Альковная ниша с кроватью, дверь в Гардеробную и роспись стенных панелей выдержаны в основном цветовом сочетании интерьера.

ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ

Парадная столовая дворца

Здесь устраивался стол для самых почетных гостей усадьбы, в том числе – для Екатерины II. Художественное убранство столовой определяет ее торжественный и изысканный облик. Сочетание белого и кораллового, золоченая резьба, полифония красок в росписях и десюдепортах (наддверных картин) сливаются в звучный цветовой аккорд, поддержанный обилием света, льющегося из высоких окон, и зеркальными отражениями в простенках. Кстати, в отделке стен Парадной столовой не использовались традиционные шелковые ткани – считалось, что они «впитывают запахи трапез».

КАРТИННАЯ

Картинная комната дворца

В картинной гостиной представлены лучшие образцы живописи из обширной коллекции графа. Здесь присутствуют все ведущие западноевропейские школы – итальянская, французская, голландская, немецкая – периода XVII-XVIII веков. Как было принято в подобных Картинных, аллегории и мифология соседствуют здесь с натюрмортами, пейзажами, портретами, библейские сюжеты – с архитектурными видами. Не претендуя на стилистическое единство, они в своем жанровом разнообразии создают впечатление «нарядной, немного легкомысленной живописной компании», основное назначение которой – «радовать глаз».

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Танцевальный зал дворца

Танцевальный зал дворца

Танцевальный зал – кульминация дворцовых интерьеров по роскоши и художественному убранству. Зал предназначался для парадных обедов и балов. Прототипом подобных залов в XVIII веке была Зеркальная галерея Версаля. Зеркала не только создавали иллюзию пространства, но также служили целям праздничного освещения – в них отражались и множились огни свечей люстр-«листопадов», а также многочисленных бра, хрустальных фонарей и жирандолей. Основному цветовому сочетанию белого и золота в отделке стен отвечают напольные канделябры в виде женских фигур с ветвями-светильниками.

Основные достопримечательности Кусково

Итальянский ансамбль

Итальянский ансамбль

Архитектурный ансамбль Итальянского пруда был призван создать в кусковской усадьбе образ Италии. В итальянской части парка нам виден великолепный Грот, изысканный Итальянский домик с итальянским садиком и сам пруд.Итальянскую часть парка также дополняют Менажереи – небольшие нарядные домики, в которых жили редкие водоплавающие птицы.

Французский регулярный парк

Французский регулярный парк

Регулярный парк усадьбы Кусково – единственный в столице образцовый классический французский парк. Благодаря ему, в XVIII веке Кусково обрело славу «подмосковного Версаля». В аллеях парка и на партере размещаются статуи и бюсты римских богов и героев, аллегории рек, сторон света, времен года и гражданских добродетелей.

Регулярная часть ансамбля окружена каналом, соединяющимся с большим прудом. К пруду обращен парадный двор усадьбы, вдоль этого пруда размещаются комплексы сооружений у небольших Голландского и Итальянского прудов. Регулярный парк, образованный боскетами, делится на две части партером с главным домом и оранжереей в торцах.

Обелиск в парке

Парк украшен скульптурой (итальянских и русских мастеров), на партере — обелиск и колонна в память о посещении усадьбы Екатериной II. В восточной части парка сохранился рельеф, указывающий место расположения Зеленого театра. Звездообразная планировка запрудной части относится к советскому времени.

Главный дом

Главный дом

(1769-1775) выстроен из дерева в сдержанных формах раннего классицизма по проекту французского архитектора Ш. де Вайи. Внутри роскошное убранство разных по тематике, цвету и назначению залов включает изящную резьбу, изразцовые печи, наборный паркет, осветительные приборы, мебель, картины и скульптуру. Мощный белокаменный цоколь дома сохранился от предшествующей постройки.

Церковь Спаса Всемилостивого, или Происхождения Честных древ Креста Господня (1737-1739), самое старое сооружение усадьбы, выполнена в формах европейского барокко, что раньше было еще более очевидно благодаря украшавшим ее скульптурам святых. Отдельно стоящая колокольня.(1792, архитекторы А.Ф.Миронов и Г.Е.Дикушин) выстроена из дерева в формах классицизма.

Церковь Спаса Всемилостивого

Церковь Спаса Всемилостивого

Голландский домик

Голландский домик

(1749-1751) имеет вид и интерьер бюргерского жилища Голландии конца XVII в. Рядом с ним были «голландский сад» и две беседки.

Итальянский домик

Итальянский домик

(1754-1755) — изящная стилизация итальянской виллы. За ним — остатки «итальянского» сада с террасами и фонтаном.

Грот

Грот

(1755-1761) повторяет пышные формы грота архитектора Ф.-Б.Растрелли в Царском Селе. Уникальный интерьер Грота (1765-1775, мастер И.И. Фохт) украшен морскими раковинами, стеклом, натуральным камнем.

Главная оранжерея

Главная оранжерея

(1761-1762) с танцевальным залом в центре и застекленными галереями — типичное сооружение садов барокко.

Эрмитаж

Эрмитаж

(1765-1767), предназначенный для уединенных приемов избранных гостей, не имел лестниц на второй этаж: гостей поднимали в креслах, еду — на столах. В отделке украшенного скульптурой павильона соединяется изящество классицизма и пышность французского рококо. Он стоит на пересечении восьми аллей.

Деревянный Вольер для птиц (восстановлен).

Деревянный Вольер для птиц

От него расходятся еще четыре дорожки с площадками для слушателей птичьего пения.

Деревянный Швейцарский домик

Деревянный Швейцарский домик

Построенный в XIX в. (1870-е, архитектор Н.Л.Бенуа) в развитие идеи многонациональной архитектуры павильонов усадьбы, имеет вид швейцарского домика — шале.

К усадьбе примыкает лесопарк Кусково. В лесопарке имеются многочисленные столы для игры в настольный теннис, кафе, оборудованы дорожки для прогулок.

Заключение

Источник: vladislav65.ru

Лесопарк «Кусково» находится на востоке столицы и является популярное место отдыха москвичей, в частности жителей близлежащих районов: Вешняки, Перово, Рязанский. Парк, в отличие от музея-усадьбы «Кусково», открыт для свободного посещения в любое время суток.

Усадьба Кусково – один из ранних образцов летних загородных резиденций. Владельцами усадьбы до 1917 года был род графов Шереметевых. Архитектура дворца, подчеркнутая скульптурными и живописными композициями, искусно разбитый парк, театральные представления и музыкальные вечера сделали Кусково в XVIII веке популярной достопримечательностью столицы. В XX веке усадьба «Кусково» становится музеем. По Шереметевским архивам удалось восстановить первоначальный облик Кускова и имена мастеров, его создававших.

Интересно, что у историков нет единого мнения, как Кусково получило свое название.
По одной из версий, в 16 веке, когда часть охотничьих угодий на востоке Москвы отошла 
в собственность рода Шереметьевых, семье достался приличный «кусок» земли. Отсюда и возникло Кусково. Но некоторые историки придерживаются иного мнения относительно происхождения названия. Якобы, сам граф Петр Борисович Шереметьев, по преданию, называл свою родовую собственность «куском», ведь вся земля вокруг принадлежала князю А. М. Черкасскому. В сравнении с огромным имением князя, которое составляли почти все ближние села и деревни, Кусково, действительно, выглядело лишь кусочком. 

В лесопарке «Кусково» встречаются редкие для столицы растения, занесенный в Красную книгу Москвы: нивяник обыкновенный, ландыш майский, колокольчик широколистный и другие, занесённые в Красную книгу Москвы. Здесь обитает 7 видов млекопитающих животных (белки, заяц-беляк и другие) и более 60 видов птиц (ястреб-перепелятник, чайка озёрная, утка-гоголь, ушастая сова, соловей и другие).

Основу насаждений составляют березняки, довольно значительную площадь занимают старые разреженные дубняки и липняки, ели и лиственницы. Ценными природными объектами лесопарка являются более десяти деревьев, относящихся ко второй половине XYIII — началу XIX вв., – это липы и дубы в возрасте 200-250 лет.

До настоящего времени здесь сохранились искусственные водоёмы: Большой Дворцовый пруд, Малый Дворцовый, Локасинский, Радужный Верхний и Нижний, Сухой и Лесной (Собачий), а также канал с видом на Дворец и двумя декоративными маяками, символизирующими вход в гавань.

С 2015 года в здании, где с начала XX века располагалась сельская школа, открыт эколого-просветительский центр Экошкола «Кусково».

Источник: mospriroda.ru


Categories: Парк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.