Главный дом Франции

"Я находился в этот вечер в Париже и был потрясен происходящим, — сказал ТАСС в годовщину события член Французской академии, историк и писатель Жан-Мари Руар. — В огне оказалось главное здание Франции, символ связи с прошлым, часть французской души". Нотр-Дам — не только история, все расстояния во Франции, напомнил ученый, и сегодня измеряются от площади перед собором.

Отрядам спасателей долго не удавалось потушить огонь. Спустя чуть более часа после начала пожара обрушился венчающий собор 93-х метровый шпиль. В момент падения он пробил каменный свод в нескольких местах. Пожарные сосредоточили особые усилия на спасении северной башни, к которой уже добралось пламя. Руководитель спасательной операции генерал Жан-Клод Галле предупредил: "Если одна башня рухнет, другая может обрушиться полчаса спустя".

Архиепископ Парижа монсеньор Мишель Опети в расположенной недалеко от собора часовне Сент-Эньян молился о спасении башен храма и хранящихся в нем реликвий, среди которых — терновый венец Христа.

Миллионы на восстановление


Реликвии удалось спасти, но собор, являющийся шедевром готического зодчества XII столетия, сильно пострадал из-за пламени. "Мы обязательно отстроим этот собор и сделаем его еще прекрасней", — заявил президент Франции Эмманюэль Макрон. — Я хочу, чтобы восстановление было завершено через пять лет, и это в наших силах".

Нотр-Дам, как и другие главные соборы Франции, находится в собственности государства. В минувшие месяцы в ходе дискуссий в Национальном собрании и в Сенате был принят законопроект о консервации и реставрации здания. Восстановлению подлежит все, что погибло в пожаре. Предстоит реконструировать значительную часть кровли, перекрытий, сводов.

Первые пожертвования на восстановление начали поступать сразу же. Среди крупных спонсоров — семьи известных промышленников и финансистов Арно, Бетанкур-Мейер, Пино, решившие выделить на нужды реконструкции в общей сложности полмиллиарда евро. Индустриальная группа Total объявила о взносе в €100 млн.

Год спустя ведомство, занимающееся консервацией и восстановлением собора, может опереться на обещания и обязательства на общую сумму в €902 млн. Согласно данным, сообщенным Центром национальных памятников, правомочным вести сбор пожертвований, из этих средств €188 млн уже получены и оприходованы,

Гипотезы и уроки


В продолжающемся расследовании причин пожара вместе с научным подразделением полиции участвуют историки из Лаборатории исследований исторических памятников и Центра реставрации музеев. Криминалисты и гражданские эксперты изначально работали с тремя гипотезами, согласно которым пожар мог возникнуть от непогасшей сигареты, короткого замыкания в электросети, аварии в лифте строителей. В зависимости от убеждений специалисты придерживаются одной из этих гипотез.

Источник: tass.ru

Где находится Собор Парижской Богоматери

Собор расположен на острове Сите.

Как добраться:

  • Метро – до ст. Cite или Saint-Michel – Notre-Dame.

История Собора Парижской Богоматери

Почти 9 столетий сооружение возвышается на острове Сите. Это самая древняя часть города, собственно здесь начинается история французской столицы. На месте, где почти тысячу лет стоит Нотр-Дам, до него находились другие религиозные сооружения. Языческий храм Юпитера, во времена Римской империи, после первая христианская церковь города – базилика Св. Стефана.


Собор изначально задумывался масштабным. Население Парижа, на момент строительства храма, было 10 000 человек. Все они должны были поместиться в соборе. Строить Нотр-Дам начали в 1163 г., при Людовике VII. Храм возводили долгих 182 года.

Собор играл важную роль в истории страны. Здесь короновали, венчали и отпевали монархов, здесь получали благословение воины перед походами. В соборе хранили ценности знатные горожане. Храм посещали не только аристократы и богачи. Священники помогали бедным и нищим.

Строительство

Почти два столетия понадобилось, чтобы возвести это величественное сооружение. Многие архитекторы участвовали в строительстве. Имена некоторых сохранились в истории. Жан де Шеля начал работать в 1258 г., под его руководством были возведены фасады, южные и северные ворота. После смерти Шеля, работами руководил Пьер де Монтрей.

Париж нотр дам де пари

К 1177 г. возвели стены, в 1186 г. был закончен и освещен алтарь. И хотя до завершения строительства было еще далеко, в соборе начали проводить богослужения. В 1200 г. начали строить западный фасад, тот самый, где сегодня вход в храм. Чтобы освободить место для сооружения снесли несколько домов, расположенных вблизи храма. В 1240 г. завершили строительство южной колокольни, а через десятилетие была готова северная башня.


К середине XIII столетия закончили строительство северного и южного фасадов. В этот же период был установлен шпиль.

Датой окончания строительства собора считают 1345 г.

Некоторые исторические события, связанные с собором

  • Нотр-дам был местом, где впервые состоялось заседание Генеральных Штатов, первого французского парламента. Это произошло в 1302 г.
  • В 1324 г. в соборе был зачитан смертный приговор магистру тамплиеров де Моле.
  • На ступенях храма каялись в грехах приговоренные к смерти, перед тем как отправиться в последний путь на Гриневскую площадь.
  • На стене собора выцарапана студенческая молитва, ее оставил великий французский поэт Франсуа Вийон.
  • В 1572 г. в соборе прошло странное венчание. Женихом был Генрих Наваррский, гугенот. Невеста – Маргарита Валуа, известная королева Марго, католичка. Все время пока длилось венчание, жених не входил в храм, а оставался снаружи.
  • Еще одно королевское венчание прошло в 1660 г. – Людовик XIV и Мария-Тереза.
  • В 1804 г. Нотр-Дам стал местом коронации Наполеона. Здесь же проходили молебны о победах императора.
  • В 1944 г. горожане собрались на торжественную мессу, посвященную окончанию немецкой оккупации.
  • В 1979 г. в Нотр-Дам траурная месса была проведена, чтобы почтить память Шарля де Голля.

Собор на грани гибели

В бурный революционный период Нотр-Дам чудом уцелел. Собор назвали «твердыней мракобесия» и хотели снести. Робеспьер, самый радикальный из руководителей революции, объявил парижанам, что если они хотят сохранить собор, то должны за это заплатить. Горожане собрали деньги. Собор не разрушили, но урон сооружению нанесли значительный.

Париж нотр дам де пари

Были сброшены и обезглавлены статуи иудейских царей, революционеры почему-то решили, что это изваяния французских монархов. Собор лишился шпиля. Также строители светлого будущего не пощадили прекрасные витражи и разграбили ценности. Колокола сняли и переплавили на пушки.

Нотр-Дам объявили Храмом разума, потом центром Высшего Существа. Потом стали использовать как склад для продуктов. Через некоторое время, жемчужину готической архитектуры забросили. Храм стоял никому не нужный и ветшал.

Гюго – спаситель Нотр-Дама

До XIX столетия величественное сооружение постепенно разрушалось. Власти не раз обсуждали вопрос сноса ветхого здания.

В 1802 г. собор вернули церкви, его освятили. Здесь состоялась коронация Наполеона. Чтобы скрыть плачевное состояния здания, на время коронации его ветхие стены прикрыли декорациями.


Париж нотр дам де пари

Неизвестно, смогли бы мы сегодня любоваться этим великолепным храмом, если бы не классик французской литературы Виктор Гюго, автор романа «Собор парижской Богоматери». Трагическая история красавицы Эсмеральды и других героев происходит на фоне собора. Автор уделяет много внимания истории храма, его описанию. Собор стал одним из героев романа. Автор хотел привлечь внимание сограждан к плачевному состоянию этого удивительного сооружения.

В предисловии к произведению Гюго прямо указывал, что его основная цель – вдохновить нацию любовью к архитектуре. У великого литератора все получилось. Роман стал очень популярным. Парижане вспомнили про собор, заинтересовались храмом. Роман вышел в 1831 г., через несколько лет началось восстановление собора.

Реставрация

Восстановление храма длилось более 20 лет, можно представить в каком плачевном состоянии находился собор, который сегодня является гордостью Франции.

Реставрацию проводил архитектор Виолле ле Дюк. Он не просто восстановил собор, но и добавил некоторые элементы, которые сегодня являются визитной карточкой Нотр-Дам.

Архитектор начал с самых серьезных повреждений, чтобы остановить разрушение здания. Затем приступил к восстановлению декоративных элементов. Виолле ле Дюк вернул на фасад статуи королей, был установлен новый шпиль. Его высота 96 м, шпиль изготовлен из дуба, сверху покрыт свинцом. У его основания размещены фигуры апостолов.


Интересно, что все апостолы смотрят на город, и только св. Фома, покровитель строителей и зодчих, повернут к Парижу спиной. Он рассматривает шпиль. Считают, что Виолле ле Дюк изобразил себя в этой скульптуре.

Были снесены дома перед храмом и обустроена соборная площадь.

Появление химер

Знаменитые химеры и горгульи собора появились в разное время. Горгульи были на фасаде собора до реставрации. Эти уродливые создания на самом деле выполняют определенную функцию. Они маскируют отверстия для отвода воды. Фигуры, как бы пытаются вылезти из стен, их пасти открыты. Дождевая вода стекала и попадала внутрь фигур, через отверстия в пасти водные потоки направлялись подальше от стены.

Париж нотр дам де пари

Химеры, без которых сегодня сложно представить Нотр-Дам, появились после реставрации. Виолле ле Люк привлек для их создания молодых скульпторов. Сегодня кажется, что жуткие существа у подножия башен были всегда. Фигуры совершенно разные – жуткие и смешные, злобные и печальные. Одни задумчиво смотрят на город, другие внимательно наблюдают за площадью возле собора.

Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то рассмотреть знаменитых химер Нотр-Дама можно вблизи. Нам непривычно видеть подобные создания на религиозном сооружении, но оказывается, они охраняют собор. Кроме того, химеры олицетворяют людские грехи и пороки. Именно поэтому они настолько уродливы. Кстати, с колокольни открывается чудесный вид Парижа.

Архитектура


Собор, который возводился почти 200 лет, имеет некоторые признаки романской архитектуры. Но в основном он соответствует готическому стилю. В нем есть все элементы присущие готике. Отсутствие внутренних стен, стрельчатые окна и арки, отсутствие настенной росписи, большие витражи, окно-роза. Высокое, просторное внутреннее помещение. Рассмотрим архитектурные особенности собора более подробно.

По данным Википедии, параметры Нотр-Дам де Пари:

  • длина – 130 м;
  • высота (без шпиля) – 35 м;
  • ширина – 48 м;
  • колокольни – 69 м.

Фасад

Западный фасад с двумя башнями выглядит одновременно мощно и изящно. Он имеет три уровня. На нижнем находятся три больших, арочных входа-портала, св. Анны, Страшного суда и Девы Марии. Над порталами расположена галерея из 28 статуй ветхозаветных королей, над ними окно-роза – это средний уровень. Башни составляют третий, верхний уровень.


Париж нотр дам де пари

Порталы выполнены в виде арок, своды которых покрыты вырезанными из камня сценами библейских сюжетов. Эти изображения кратко передают всю суть христианства. Здесь есть сцены страшного суда, история Богоматери. Резьба выполнена очень искусно. Особенно это стало заметно, после того, как фасад собора отмыли перед 2000 г.

Архитектура фасада объединила романский стиль – массивность, ровные плоскости и готику – стрельчатые окна и порталы, окно-роза.

Внутреннее убранство собора

Первое, что производит впечатление на посетителей, это необычное освещение храма. Дневной свет попадает в собор через большие окна с цветными витражами. Такое освещение необычно и таинственно, блики разных цветов придают помещению волшебный вид.

В соборе более 100 окон. На витражах изображены библейские сюжеты. Большинство окон были застеклены после реставрации. Но есть несколько, в которых сохранились старинные витражи. Старое стекло имеет свои особенности. Во времена их изготовления, технология производства стекла была далека от совершенства. Оно было массивным, неравномерным, попадаются инородные частицы и пузырьки воздуха. Эти недостатки придают особую прелесть витражам, они необычно искрятся, свет по-особенному преломляется в местах дефектов.

Париж нотр дам де пари


Окно-роза, диаметром около 10 м, внутри собора смотрится иначе, чем с внешней стороны. Благодаря проникающему свету видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображения грехов и достоинств, зодиакальных знаков. Окна-розы на северном и южном фасаде имеют диаметр – 13 м.

Орган был в соборе с момента постройки, но свои размеры он приобрел в 1402 г. За прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX столетии был заменен кабель и компьютеризировано управление.

Внутри собора отсутствуют стены, вместо них, как в любом готическом храме, помещение разделяется колоннами с арками. Некоторые стены украшают барельефы и картины.

Попав в собор, вполне можно забыть о времени и провести несколько часов изучая скульптуры, картины, барельефы, люстры, витражи. Каждый элемент достоин внимания, каждый уникален и интересен.

Собор построен в честь Богоматери, Нотр-Дам переводится, как «Наша Дама». В храме есть 37 изображений Девы Марии.

Если, действительно, существуют места силы, то Собор Парижской Богоматери одно из них. По отзывам туристов, внутри храма чувствуется особая энергетика, не хочется уходить и появляется желания вернуться в собор еще раз.

В сокровищнице храма хранят реликвии. Здесь находится главная святыня не только собора, но всего христианского мира.

Терновый венец

Ежегодно миллионы паломников совершают путешествие, чтобы увидеть основную реликвию христианства – Терновый венец. Ватикан признал, что это тот самый венец, который возложили на Христа римские воины. Во Франции реликвия оказалась 800 лет назад.

Изначально венец хранился в Иерусалиме, есть воспоминания паломников, видевших его в IV столетии. Точно не известно, как именно реликвия попала в Константинополь. В Византии хранилось множество христианских святынь.

Париж нотр дам де пари

Во время 4 похода крестоносцев, «рыцари Христовы» захватили Византию. Константинополь был разграблен, а грабить там было что. Победители стали править завоеванными землями, но получалось не очень. Латинская империя просуществовала недолго, менее века, и постоянно испытывала нехватку средств. Один из правителей заложил венец банкирам.

Денег выкупить реликвию не было. Зато они были у Людовика IX. Он выкупил венец за сумму, которая равнялась половине годового бюджета королевства – 135 000 ливров. Это событие произошло в 1238 году.

Король лично встречал святыню. По воспоминаниям современников, Людовик без королевских регалий, босой нес венец в Париж 40 км.

Специально для хранения реликвии построили часовню на острове Сите.

Несколько десятков шипов с тернового венца были отделены и подарены другим странам. Венец хранился в часовне Сент-Шапель более 500 лет. Во времена революции часовня была сильно повреждена во время пожара. К счастью, венец и другие реликвии были заранее перепрятаны. Революционеры были атеистами. Хранители святыни боялись, что венец могут уничтожить. Его разделили на несколько частей и спрятали в Национальной библиотеке. Там он и хранился до 1801 г.

Когда Наполеон стал императором, служители церкви попросили его вернуть святыни. Наполеон не был религиозен, но выполнил просьбу и преподнес в дар церкви реликварий, в нем венец хранится по сегодняшний день.

С 1806 г. венец, запаянный в корпус из стекла, находится в Соборе Парижской Богоматери.

Париж нотр дам де пари

Реликвию можно увидеть раз в месяц, в первую пятницу, в 15.00. Верующие могут поклониться святыне в Страстную пятницу.

Демонстрируют реликвию очень торжественно. По собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей. Венец несут на носилках, обитых бархатом.

Легенды собора

За долгую историю Нотр-Дам оброс многочисленными легендами. Вот самые известные из них.

О кузнеце

Кузнецу Бискорне (реальная личность) поручили изготовить для собора центральные ворота. Кузнец долго размышлял, как создать ворота, которые бы соответствовали самому величественному храму города. Долгие размышления ни к чему не привели, мастер просто не знал, что делать дальше, как справиться с ответственной работой. И тогда, по легенде, он заключил сделку с самим сатаной.

Париж нотр дам де пари

Утром возле собора нашли бесчувственного кузнеца, а рядом с ним лежали удивительно красивые ворота, с невероятными узорами из металла. После того как ворота установили, никто не смог их открыть. Кто только не пробовал отпереть замки, ничего не выходило. Наконец, кто-то догадался брызнуть святой водой. Только после этого они открылись.

Интересно, что и сегодня никто не знает, как именно были изготовлены ворота. Бискорне унес свой секрет в могилу. Кто-то считает, что кузнец не хотел признаваться в сделке с сатаной, другие считают, что кузнец не хотел делиться секретом своего мастерства. Известно только, что для изготовления ворот не использовались ковка и литье.

Собор и алхимики

Вот уже несколько веков ходят слухи, что в геометрии собора, его барельефах зашифрован секрет философского камня. Несколько столетий оккультисты, исследователи и просто любопытные пытаются разгадать эту загадку.

Париж нотр дам де пари

В период позднего Средневековья, собор был местом сбора алхимиков. Они встречались у входа св. Анны. Для чего они собирались в соборе, что делали, сегодня об этом можно только гадать. На галерее второго яруса, среди фигур фантастических химер, расположено изваяние человека с бородой, в колпаке и плаще. Фигура задумчиво смотрит на город. Это скульптура называется – алхимик.

Известный в свое время алхимик Фулканелли написал и издал книгу «Загадки соборов», произошло это в начале XX века. В книге автор делает попытку объяснить некоторые элементы оформления собора с точки зрения своего учения. Фулканелли был уверен, что легенда о философском камне правдива. Он считал, что барельефы собора, это не что иное, как инструкция для изготовления. И тот, кто правильно сможет расшифровать алхимические символы, тот и станет владельцем тайны, над которой несколько столетий бились не самые глупые люди своего времени.

Интересные факты

  • В Нотр-Дам проходил процесс над героиней Франции Жанной Д’Арк. Суд провели после смерти Жанны, ее полностью оправдали.
  • Перед собором расположена бронзовая плита с изображением звезды – это «нулевой километр». Именно эта точка является началом для обозначения расстояния для всех дорог Франции. Иногда возле плиты выстраивается очередь, так как есть примета, если стать на звезду и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  • Рядом с собором расположена крипта, в которой хранятся исторические артефакты. Все экспонаты были найдены на острове Сите во время раскопок, возраст некоторых почти 20 столетий.
  • Прогресс коснулся и культовых сооружений. Колоколами управляет компьютерная программа «Квазимодо».
  • Считают, что рядом с химерами нельзя фотографироваться. На снимках люди получаются как неживые, кажется, что они тоже каменные изваяния.

Несколько советов

  • Перед собором всегда большие очереди. Рядом с достопримечательностью установлены аппараты, с помощью которых можно выбрать время посещения.
  • Ежедневно в 11.30 в соборе проходит служба. Это будет интересно даже атеистам, так как во время богослужения играет знаменитый орган Нотр-Дам.
  • В соборе можно фотографировать без вспышки.
  • Экскурсии проводятся на разных языках. Время проведения экскурсии с русскоговорящим гидом – вторник и среда в 14.00, суббота в 14.30. На сайте собора указаны телефоны, по которым необходимо записаться на экскурсию. Можно воспользоваться аудиогидом на русском языке, его стоимость – 5 евро.
  • В Нотр-Дам запрещено проносить объемный багаж.

Время работы

Собор открыт ежедневно с 07.45 до 18.45, в выходные дни до 19.45.

Цены на билеты

Вход бесплатный.

Подъем на колокольню – 15 евро, все кто моложе 26 лет – бесплатно.

Сокровищница:

  • Полный билет – 4 евро;
  • Лица 12 – 26 лет -2 евро;
  • Дети до 12 лет – 1 евро.

Что посмотреть рядом

  • Люксембургский сад считается самым красивым парком Парижа. Его разбили в XVII столетии, по распоряжению Марии Медичи. Как только сад открыли, он стал любимым местом горожан. В парке есть живописные аллеи, лужайки и водоемы, цветники и фонтаны.
  • Площадь Бастилии – место проведения различных мероприятий. Раньше здесь стояла самая мрачная тюрьма Франции, сегодня проходят праздники и концерты.
  • Центр Жоржа Помпиду популярная достопримечательность. Здесь можно познакомиться с современной живописью, скульптурой, фотографией и другими видами искусства.

Гюго называл Собор Парижской Богоматери «застывшей каменной симфонией». Величественный, древний храм является одной из основных достопримечательностей Франции. Его история овеяна тайнами и легендами. Под его сводами преклоняли колени могущественные короли и прекрасные королевы. Ему посвящали свои произведения писатели и музыканты.

Огромные очереди выстраиваются возле собора ежедневно. Кого-то привлекает готическая архитектура, кто-то хочет увидеть знаменитых химер. Верующие мечтают поклониться основной святыне христианства – Терновому венцу.

Источник: puteshestvovat.com

Notre-Dame de Paris через века

Собор Парижской Богоматери, заложенный в 1163 году епископом Парижа, Морисом де Сюлли, возводили 180 лет, до 1345 года. Проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало воздвигнуть прекрасный органичный ансамбль. Основные создатели собора – архитекторы Пьер де Монтрей и Жан де Шель.

Во времена царствования Людовика VII, когда закладывались основы здания, смешение популярного в то время готического стиля с романским создало уникальный облик собора, неразрывно связанного с историей Франции. Здесь возносили молитвы к Богу рыцари, отправляясь в Крестовые походы, здесь короновались и сочетались браком правители Франции, здесь праздновали победу над Гитлером.

Во время Французской революции якобинцы едва не разрушили собор, готовились его сжечь, но почему-то на складе неожиданно закончился порох. Тогда революционеры, разграбив ценную утварь, забросили здание.

Схема собора Парижской Богоматери

Собор, превращенный в продовольственный склад, от полного разрушения уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». История любви безобразного горбуна Квазимодо к красавице цыганке Эсмеральде, развернувшаяся на фоне таинственных шпилей, привлекла внимание публики к ценности древнего здания.

Собор реконструировали по всем правилам старинных технологий. За 25 лет реставрации восстановили фасады и внутреннее убранство, на крышу установили шпиль высотой 95 метров. С тех пор парижане трепетно относились к святыне, так что храм практически не пострадал во время двух Мировых войн. Очередная реставрация, проведенная в конце XX века, очистила здание от городской пыли, песчанику, из которого сложен фасад, придали первоначальный золотистый оттенок.

Симфония в камне

Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.

Середина 19 века

Внешний облик собора

Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.

Высота колокольни 69 м

Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:

  • портал Богоматери;
  • портал Страшного суда;
  • портал святой Анны.

В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.

Центральный портал

Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.

Крыша со шпилем и статуями

Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.

Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.

Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».

Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.

Одна из статуй

Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.

Колокола

Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.

Колокол

Интерьер собора

Особенность внутреннего устройства собора Парижской Богоматери – внутренние поддерживающие стены заменены многогранными колоннами с арками.

Концепция оформления

На стенах храма нет росписей и икон, но он полон света, проникающего через огромные окна, украшенные витражами с библейскими сценами. Единственный источник света в соборе – многочисленные витражи больших высоких стрельчатых окон, которых в храме насчитывается 110.

Средневековое стекло, массивное и неровное, с пузырьками воздуха и случайными вкраплениями. Витражисты храма умело использовали «дефекты» для отражения, сверкания, теней и отблесков, мерцания и варьирования оттенков и вспышек света.

Витражное окно вместо икон

Причудливая игра света на сводах центрального нефа зрительно увеличивают его объем, хотя здесь свободно может уместиться 10-этажный дом. Неудивительно, ведь по задумке создателей, собор должен был вмещать все население Парижа, которого в то время насчитывалось 10 000 человек.

Алтарь

Продуманная система освещения, при которой ярче высвечивается алтарь, расположенный в середине центрального нефа, создает здесь особую, мистическую атмосферу. По обеим сторонам от него – алтарная преграда, на которой в скульптурном исполнении запечатлены сцены из Евангелия. Алтарная преграда охватывает 14 сцен из Библии, рассказывая о рождении и жизни Иисуса Христа.

Сюжетная линия – непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее – убиение невинных младенцев и бегство в Египет.

Алтарь

Выбраны такие сцены: встреча Младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, Крещение и свадьба в Канне, вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам.

По бокам главного алтаря – фигуры четырех библейских пророков: Исайи, Иеремии, Иезикилия, Даниила. Впереди – фигуры 4 евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, символизирующие связь Ветхого и Нового Заветов.

Собор Парижской Богоматери внутри

Пьетта – статуя скорбящей матери

За алтарем – скульптурная композиция, статуя скорбящей матери «Пьетта»: Дева Мария, удерживающая на руках мертвого сына, только что снятого с креста. Взгляд Богоматери устремлен на небеса, в нем одновременно скорбь о сыне и надежда на воскресение Христа, обещанное ей свыше.

Статуя скорбящей матери

По обеим сторонам от Девы Марии – изваяния двух монархов: Людовика XIII и Людовика XIV. Необычный ансамбль окружен шестью бронзовыми ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых: терновый венец и гвозди, губку с уксусом, бич и пику, табличку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

Часовня рыцарей Гроба Господня

В центре собора – Часовня рыцарей Гроба Господня. Здесь, в современном реликварии из красного стекла, лежит сокровище – терновый венец Христа, завернутый в пурпурную мантию. Священный венец – пучок сплетенных терновых веток без шипов, которые в древние времена разобрали по храмам и монастырям, с вплетенными в него веточками ароматического растения зизифуса. Венец заключен в хрустальное кольцо с золотой оправой.

В 1238 году король Людовик IX выкупил венец у римского императора за 135 000 ливров, сумму, равную половине годового бюджета королевства. Людовик лично встречал святыню. Босой, в нательной рубахе, без королевских регалий, он нес венец в Париж лично 40 километров. Для хранения реликвии построили часовню, где венец и хранился 500 лет.

Для поклонения верующим венец торжественно выносят каждую пятницу во время Великого поста и в первую пятницу каждого месяца в 15:00. Демонстрируют реликвию торжественно: по собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей святыни. Венец несут на носилках, обитых бархатом. Здесь же – статуя Богоматери Семи Скорбей, которая держит в руках гвозди и венец, изранившие ноги, руки и голову ее сына.

Часовня пресвятых даров

Рядом с часовней Рыцарей Гроба Господня – Часовня пресвятых даров, посвященная Матери Иисуса Христа. На алтаре часовни, которая увенчана статуей Девы Марии, – Святые Дары: хлеб, ставший Телом Христовым, символизирующим присутствие самого Бога. Люди приходят сюда, чтобы молча созерцать Бога, просто побыть перед ним, мысленно поговорить с ним в тишине и покое, отрешившись от повседневной суеты.

Сокровищница

Храмовая сокровищница находится в небольшом здании – пристройке. Здесь коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь и одежда священников, древние манускрипты. Особая ценность – терновый венец Иисуса Христа и Крест-реликварий, где под стеклом в нижней части –гвоздь, а в верхней – 7 частиц Животворящего Креста.

Реликвии Собора Парижской Богоматери

Коллекция реликвий Собора Парижской Богоматери собирали с начала его возникновения, и к концу XVIII века сокровищница считалась самой великолепной в Европе.

Статуя Парижской Богоматери

Справа от главного алтаря, в глубине храма, – статуя Девы Марии с Младенцем на руках, созданная в XIV веке, – Парижская Богоматерь. Это одно из 37 изображений Девы Марии, представленных в соборе. Оконца под потолком украшены витражами, которые иллюстрируют библейские сюжеты.

Статуя Девы Марии

От скульптуры исходит голубоватый свет. Огромный букет королевских лилий, постоянно обновляющийся у подножия, источает тонкий изумительный аромат. Все устроено в знак глубочайшего поклонения Богородице.

Трансепт

Трансепт – это поперечный неф в храме, посвященный святым покровительницам Франции: Жанне де Арк и святой Герде, покровительнице младенца Иисуса. Здесь состоялся знаменитый судебный процесс, на котором полностью оправдали Жанну де Арк, к сожалению, уже после смерти.

Окна-розетки

Впечатляют окна-розетки в виде круга с лучами из мрамора. На южном фасаде нефа – огромное витражное окно в форме розы диаметром 13 метров с изображением в центре Иисуса Христа, окруженного апостолами и почитаемыми во Франции святыми и мучениками. 20 ангелов держат в руках венки, свечи и кадильницы.

Окна-розетки

По левой стороне от алтаря – витражное окно-роза, расположенное на высоте 21 метр диаметром 13 метров. В центре – Дева Мария с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – судьи, пророки, цари и первосвященники. В окне-розе диаметром 10 метров, благодаря игре света видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображение грехов и достоинств людей.

Орган – самый крупный во Франции

В соборе Парижской Богоматери самый крупный во Франции орган. С момента построения собора за прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX веке заменили кабель и компьютеризовали управление. Должность органиста собора Парижской Богоматери – престижнейшая во Франции. Собор – действующий католический храм, в котором постоянно проходят богослужения.

Орган Нотр-Дама

При помощи спецэффектов на огромный экран проецируются молитвы на английском и французском языках. Свои молитвы к Богу верующие возносят под звуки самого большого во Франции органа, в котором 110 регистров и 7400 труб.

Посещение Нотр-Дама

Каждый день порог Нотр-Дама переступают 30-50 тысяч человек. В пятницы Великого поста и первые числа каждого месяца сокровища собора бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Вход в собор бесплатный. Плата взимается за вход на колокольню и сокровищницу.

К услугам посетителей – аудиогид на английском, немецком, французском и португальском, испанском и китайском, японском языках стоимостью 5 евро. Перед фасадом – конная скульптура Карла Великого, позади собора – фонтан Девственницы и сквер.

Здесь тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают прохожие. Венчает тишину и спокойствие собор Парижской Богоматери – место невероятной силы. Так называют его парижские гиды во время экскурсий.

Источник: ArchitectureGuru.ru


Categories: Париж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.