Памятник Пушкину на Пушкинской площади — один из самых знаковых монументов великому поэту в мире и самый популярный памятник Александру Сергеевичу в столице России. Работа скульптора Александра Опекушина и архитектора Ивана Богомолова выполнена по многочисленным описаниям внешности поэта, которые предоставили его друзья и знакомые.

Памятник Пушкину был открыт в конце XIX в. исключительно на народные средства по инициативе друга и учителя поэта В. А. Жуковского и выпускников Царскосельского лицея.

Изначально монумент находился на Тверском бульваре, но в 1950 г. был перенесен на Пушкинскую площадь — на место ранее снесенного Страстного монастыря. Сегодня это одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Москвы и традиционное место встреч москвичей и гостей столицы.

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.


И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.

Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича.


 и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

Описание

Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.


11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.

Как добраться

Памятник Александру Сергеевичу Пушинку расположен в пешей доступности от трех станций метро. До «Пушкинской» можно доехать по Таганско-Краснопресненской ветке, от станции «Чеховская» по Серпуховско-Тимирязевской линии, а от станции «Тверская» по Замоскворецкой линии. От любой из этих остановок до монумента дойти труда не составит: нужно только осмотреться, и он обязательно попадет в поле зрения.


Также рядом с Памятником находится автобусная остановка «Пушкинская площадь», добраться до которой можно на автобусе м10. И остановка «Метро Чеховская», где останавливаются автобусы, А, № 15. От «Метро Чеховская» нужно пройти по Страстному бульвару в сторону Пушкинской площади и повернуть направо на улицу Тверскую.

Тем, кто не боится пробок и предпочитает передвигаться на такси, можно обратиться в службы Globus Taxi, Такси Звезда, Везет, Эконом и др., или вызвать такси через приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber или Kiwitaxi.

Памятник Пушкину в Москве на панораме Google-карт

На видео Памятник Пушкину на Пушкинской площади

Источник: www.tourister.ru

Памятник Пушкину Александра Михайловича Опекушина стал одной из священных достопримечательностей Москвы, вечным символом вечного города.

Ликовала Россия! Пушкинские торжества 6 июня 1880 г. в Москве получили необычайный размах, волею императора Александра II праздник сделался всенародным. Никого из русских он не оставил равнодушным. По всей Империи в тот день служили панихиды по Пушкину; всё словно всколыхнулось, везде возносилась молитва о р. Божием Александре, все разом словно выдохнули это Русское имя — Пушкин.


Ликовала Москва! Более 100 тысяч собралось в окрестностях Тверской, Страстного монастыря, на Тверском бульваре; обыватели взбирались на крыши, сидели на деревьях — всем хотелось стать свидетелями «чудного мгновения», когда падёт покров с памятника, обнажив превосходное творение А.М. Опекушина. На самую площадь было допущено всего 5000 человек, подходы к ней были перекрыты. Но после торжественной церемонии и возложения бесчисленных венков ограждения были сняты, и поток людской хлынул к памятнику Поэта; многие норовили унести кто цветочек, кто веточку или лепесток на память о Пушкине. Таким манером был разобран не один десяток венков, но всё же у подножия памятника цветы не оскудевали… И был то земной поклон народа Пииту и Ваятелю.

Мысль о сооружении памятника Пушкину уже в 50-е годы витала в воздухе, и, наконец, в декабре 1860 г. высочайше было повелено открыть повсеместную подписку для сбора средств на памятник поэту.

Честь же сего начинания принадлежала лицеистам. Их предложение об увековечении памяти Пушкина было представлено императору Александру II, который, разумеется, начинание одобрил. Особенно дороги в подписных листах свидетельства, в буквальном смысле слова, «о бедной лепте вдовы» — простые люди жертвовали кто по полушке, семишнику, алтыну, кто по 5, 6, 10, редко по 20 копеек… В 1873, 1874 и 1875 гг. были проведены три конкурса на лучший проект памятника. Как известно, первое место занял А.М. Опекушин. Пушкинский монумент он считал своим самым задушевным творением.


Именно ему, русскому крестьянину, было суждено стать автором «вековечного памятника». Миллионы талантов вскормила Русская Земля, не последнее место среди них занимает академик Александр Михайлович Опекушин (1838-1923).

Увы, но всё чаще сталкиваешься с тем, что в суете мелькающих будней наши соотечественники забывают о том, что они суть «гордые внуки славян», мало кто сегодня вспоминает бодрящий завет Пушкина: «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Спросите, наконец, у кого-нибудь из текущего по Пушкинской потока, кто автор памятника поэту, и далеко не каждый ответит. Пожалуй, лишь некоторым утешением может служить остроумная, но оттого не менее парадоксальная мысль Марины Цветаевой: «…есть слава большая — безымянная. Кто в Москве знал, что Пушкин — Опекушина? Но опекушинского Пушкина никто не забыл никогда. Мнимая неблагодарность наша — ваятелю лучшая благодарность».

И всё же в тот памятный 1880-й год имя скульптора было у всех на устах, оно как будто слилось с именем поэта; да и сам памятник оказался настолько хорош, что воистину стал достойным общенародного восхищения.


Известный книжник и библиограф В.И. Межов в 1885 г. выпустил справочник Пушкинского праздника, куда вошло «более тысячи сочинений, статей, стихотворений и т.п., написанных по поводу этого торжества в разных местностях нашего отечества, где только приютился печатный станок… Торжества, подобные Пущкинскому, — писал далее Межов, — имеют то нравственное значение, что будят сознание народного достоинства и гордости и от низменных будничных интересов поднимают в нас стремление к высшим духовным и нравственным идеалам».

Сколько же таких великих торжественных минут, высоких духовных переживаний подарил нашему народу Опекушин! Сколько раз на открытии памятников работы скульптора русская душа ликовала в священном восторге от сопричастности тысячелетней истории России!

Памятники Пушкину в Кишинёве (1885) и подмосковной усадьбе кн. Вяземских Остафьево (сейчас там находится памятник другой отливки, первоначальный же был увезен в Ленинград на выставку и остался там, в музее Пушкина на Мойке), Лермонтову в Пятигорске, К. Бэру в Тарту (варианты памятника в Петербурге), Н.Н. Муравьёву-Амурскому в Хабаровске (восстановлен), адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве (не сохр.), бюсты императора Петра I, М.О. Микешина (Русский музей), М.С. Щепкина (музей-квартира Ермоловой) и несть им числа. Принимал участие Опекушин и в сооружении памятника Тысячелетию России в Новгороде, 9 фигур выполнил он для п.


та Спасителя в Москве. К сожалению, ни один из них не уцелел в вихре безбожной революции. О русской славе строителям «счастливого будущего» надо было поскорее забыть, да и воспоминания о прошлом в народе были для них сильной помехой.

…Жизненный путь скульптора, «академика из крепостных», был до переворота 1917 г. вполне благополучным. Он родился в дер. Свечкино Даниловского уезда Ярославской губ., вскоре семья переехала в соседнее село Рыбницы, славившееся своими каменотесами и мастерами лепного промысла. Отец будущего скульптора, из крепостных, сам был прекрасным лепщиком и понемногу передавал своё искусство подрастающему сыну. В 1850 г. Опекушин вместе с отцом приехал в Петербург, и с той поры его судьба навсегда оказалась связанной со столицей Российской империи. Поначалу его определили в артель лепщиков и штукатуров, потом — в рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем юноша попал в мастерскую академика-скульптора Д.И. Йенсена, ученика великого Торвальдсена, и, кажется, духовная связь и самозабвенная преданность прекрасному сказалась в третьем поколении этой линии ваятелей, у молодого русского самородка.


1860 г. получив «отпуск на волю», он стал вольноприходящим учеником Академии художеств. В 1862 г. Опекушину выпал первый успех — он получил серебряную медаль за исполнение барельефа «Ангел, возвещающий волхвам Рождество Христово», а спустя два года был аттестован «на звание свободного художника… с правом пользоваться с потомством его вечною и совершенною свободою и вольностью…». Интерес Опекушина к скульптурному портрету не остался незамеченным; в частности, видимо, именно поэтому М.О. Микешин пригласил молодого мастера участвовать в создании памятника Тысячелетию России.

12 мая 1872 г. А.М. Опекушин стал действительным членом Академии художеств. Одновременно он создал известный бюст Петра, за который был удостоен Большой золотой медали на Московской политехнической выставке. Словом, к работе над памятником Пушкину пришёл маститый, умудрённый опытом и многими знаниями ваятель.

Радость победы в конкурсе была несколько омрачена завистью и местью «коллег». «Каждый хотел связать своё имя с Пушкиным, — свидетельствовал художник, — но я ли в этом виноват?».

Уже через три дня ректор Академии Иордан предложил Опекушину освободить казённую мастерскую под тем предлогом, что заказ «на Пушкина» позволял устроить собственную мастерскую. Конечно, ни М. Антокольский, ни И. Шредер, нн даже главный конкурент Опекушина — П.


белло, а какой-то русский простолюдин, ещё из крепостных, «чему только учат в Академии?» (вопрошала газета «Голос»), будет сооружать всенародный памятник великому поэту. «Я работал тогда над статуей летописца Нестора, — рассказывал Опекушин. “Срок продлить нельзя”, — ответил ректор. “Что же мне делать?” — спросил я. “Что хотите”, — последовал ответ. “Прикажете сломать?” — “Это ваше дело, но мастерскую нам очистите”, — и ректор закончил со мной разговаривать. Пришлось сломать почти совершенно законченную статую, над которой я работал около двух лет. Сколько ни старался повторить, не удалось». Так в этом деле сказалась подленькая, завистливая и зависимая позиция академика Иордана, а мы лишились ещё одной замечательной работы выдающегося мастера.

После 1917 г. положение Опекушина стало прямо-таки угрожающим: семья была в сущности ограблена, банковский счёт и дом в Петербурге экспроприированы, академик из крепостных, между прочим, оказался не нужным советской власти, как и тысячи других замечательных деятелей культуры и науки Российской империи. Только благодаря хлопотам М. Горького Опекушину назначили академический паёк, но он всё же решил покинуть голодный и холодный Питер. В 1920 г. Горький помог отправить семью на родину за государственный счёт. Но и там жизнь была более чем суровой. Отрадой последних трёх лет (скульптор умер 4 марта 1923 г., похоронен на Спасском погосте села Рыбницы) стало обучение лепке сельской детворы.

* * *

В год столетия кончины Пушкина в далёком Харбине владыка Нестор, архиепископ Камчатский и Сеульский писал следующее:

«Среди мучительных переживаний современности, когда наша Родина стонет под тяжким гнётом, а мы, её изгнанники, едим горчайший хлеб изгнания в нищете и унижении… радостно вдруг осознать, не разумом только, но сердцем почувствовать, что вопреки всем унижениям, всякому презрению… всё же принадлежим мы к великому, к величайшему в мире народу.

А это чувство, это неоспоримое сознание никто в нас не будит так ясно, так ярко, как именно Пушкин. И недаром с именем Пушкина в дальнейшей истории Русской мысли так связаны крупнейшие переломные моменты оживления и пробуждения национальных светлых чувств. Таким моментом было торжество открытия памятника Пушкину в Москве в 1880 году, когда огненным словом Достоевского, именем Пушкина Русское общество оказалось пробужденным от чар интернациональных и революционных бредней и вдруг почувствовало себя снова Русским, православным, облечённым высшим духовным призванием. Быть может, это духовное пробуждение отсрочило на сорок лет нашу тяжкую катастрофу и дало много здоровых ростков в Русской душе, не умерших и доселе».

Остаётся только добавить, что посильную лепту в это стояние внёс ярославский крестьянин Александр Михайлович Опекушин.

Источник: www.stoletie.ru

пушкин сейчасЭтот памятник великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину работы мастера Опекушина знают не только все москвичи, но и практически все гости нашего города. К нему привыкли и люди и голуби. У Пушкина любимое и популярное место встреч. Это место считается сердцем Тверской улицы и бульварного кольца Москвы. Сейчас в Москве много разных памятников поэтам и писателям и кажется, что этот памятник ничем не выделяется в череде себе подобных. Но он поистине уникален по многим своим показателям, истории своего создания и открытия, о чём мы хотим поведать вам в этом очерке. 

Поэт и вовсе некогда не был народным. Мысли о возведении памятника возникли у друзей и поклонников едва ли не сразу после гибели Пушкина. Но были и

Скульптор Опекушин Александр Михайлович
Скульптор Опекушин Александр Михайлович

противники, особенно среди дворянства, которые не очень разделяли эту любовь к поэту и его творчеству. Для изготовления памятника Пушкину даже на народные деньги требовалось обязательно получить разрешение царя. И вот наконец ходатайство на открытие памятника было направлено Александру Второму в 1955 году. Причём делалось всё как обычно «по-русски», через протекцию. Истинными ходатаями были прогрессивные люди того времени, а прошение было направлено с оказией от имени Министерства иностранных дел, конкретно через бывшего сокурсника Пушкина по лицею князя Горчакова. Через 5 лет на царский стол поступает ещё одно ходатайство теперь уже от лицеистов пушкинского и последующих выпусков. Это ходатайство приняли и разрешили открыть сбор денег на создание памятника. При этом казна не пожелала выделить на это ни копейки. Так что памятник, который мы сейчас видим перед собой, полностью создан на пожертвование обычных людей. Кто мог, присылал большие суммы, а некоторые присылали небольшие пожертвования в виде «скромной лепты в несколько копеек». В списках жертвователей есть простые крестьяне, мелкие купцы и приказчики.

Как Петербург «обиделся» на Москву. Памятник первоначально хотели установить в лицейском саду под Петербургом. И сбором денег занималась первоначально администрация лицея. Но денег было собрано мало, всего лишь 13000 рублей. И вот в 1870 году решили поставить сбор средств на высший уровень,

Памятник Пушкину в Санкт-Петербурге на Пушкинской улице
Памятник Пушкину в Санкт-Петербурге на Пушкинской улице

отправили очередное ходатайство и был учреждён комитет по сооружению памятника. Помимо установления памятника в Царском селе были мысли установить его в самом Петербурге. Один из членов комитета, друг поэта, адмирал Фёдор Матюшкин, который, как и Пушкин, всё свое детство провёл в Москве, предложил комитету мысль об установлении памятника не у лицея, где он слишком уединён и не в Петербурге, где он потеряется среди многообразия монументов, а именно в Москве на родине поэта. Комитет эту мысль одобрил, а «высочайшее соизволение» было очень довольно этим фактом (подальше от столицы), и повелело установить памятник в Москве, где он получит «вполне национальное значение». Тем более, что в Петербурге тогда стояли памятники исключительно царским особам, а в Москве уже стоял памятник народным героям Минину и Пожарскому.

Крепостной крестьянин Опекушин. Первая модель ещё для царскосельского парка была изготовлена в 1860 году. С этого момента пошла череда моделей, прозванных очевидцами «Пушкиным на скале». Эти модели изображали Пушкина

Памятник Пушкину в начале Тверского бульвара. Вид на Страстной монастырь
Памятник Пушкину в начале Тверского бульвара. Вид на Страстной монастырь

восседающим на высокой горе в окружении многочисленных персонажей его произведений. В 1972 году объявляется 8-ми месячный конкурс, в результате которого устраивается открытая выставка с 15-ю разными проектами без указаний имён авторов!!! Чтобы никакой субъективной оценки не проскочило! В первом конкурсе ни одна модель окончательно не выиграла, а конкурсанты получили лишь поощрительные награды. В том числе и скульптор Александр Михайлович Опекушин. Второй конкурс в 1974 году представил 19 моделей и закончился присуждением всего лишь трёх поощрительных премий соискателям, среди которых также значился Опекушин. И вот последний конкурс в 1975 году, где соревновались только два соискателя Опекушин и Забелло, и победил Опекушин – сын крепостного крестьянина, выкупленный у помещика своим учителем по скульптурной мастерской датчанином Иенсеном. Надо сказать, что обиженному Петербургу Опекушин тоже сделает Пушкина через 4 года после установки московского, немного иного, но говорят в настоящий рост поэта. Этот миниатюрный памятник и сейчас можно увидеть недалеко от Московского вокзала в Санкт-Петербурге почти в середине Пушкинской улицы. А московский памятник Опекушина необычен ещё и тем, что скульптор использовал специальные пропорции и «искажения» для того чтобы Пушкин был «как живой» при взгляде на памятник с любого ракурса, особенно снизу.

Как москвичи памятник открывали. Открытие памятника было запланировано на 19 октября 1879 года в день очередной лицейской годовщины. Но

Памятник Пушкину в начале Тверского бульвара 1931год
Памятник Пушкину в начале Тверского бульвара 1931год

аботы задержались и назначили новую дату 26 мая 1880 года. И в этот день открытие не состоялось, потому что умерла императрица-мать. Перенесли на 6 июня, что по нашему календарю теперь соответствует 18 июня. Опасаясь большого наплыва разного люда на открытие, в том числе либерально и революционно настроенного, правительство учредило секретное наблюдение «не только в местах устройства празднеств, но и в других местах стечения публики». И вот этот день настал. На торжественную церемонию открытия памятника допускались только члены комитета по памятнику, приехавшие из Петербурга, представители общественных и литературно-научных организаций по спискам и лица по пригласительным билетам. Любопытные граждане облепили все окна и крыши соседних домов. Поговаривают, что лучшие места «вида из окон» реализовывались предприимчивыми домовладельцами и нанимателями по 25-50 рублей за вид!

Как переезжал Пушкин. Нам кажется, что памятник Пушкину всегда стоял на своем месте. Однако открыли его не здесь, а в начале Тверского бульвара. А на том месте, где сейчас стоит памятник, во время его открытия был старинный Страстной монастырь удивительного нежно-сиреневого цвета. В 1937 году монастырь снесли. А

Памятник Пушкину на новом месте и "юбка"
Памятник Пушкину на новом месте и «юбка»

памятник решили переместить на новое место 14 августа 1950 года, когда происходила полная перепланировка Пушкинской площади. В советские годы была смешная байка, что Пушкина переставили, потому что ему стыдно было стоять «под юбкой». Дело в том, что на прежнем месте, памятник стоял по соседству с домом № 17 по Тверской улице, построенном по проекту архитектора Мордвинова. На высокой угловой ротонде стояла фигура девушки в юбке. И люди шутили, что Пушкин наклонил голову, потому что ему неудобно было смотреть девушке под юбку. Об этом обстоятельстве и исчезновении девушки мы рассказываем на нашей необычной прогулке «За фасадами Тверской улицы – люди и судьбы».

Наши дни.  Сейчас уже стало привычным выражение «всенародный поэт» и при этом словосочетании в голове возникает именно Пушкин. А во времена сооружения памятника эту мысль о значении поэзии Пушкина пытались донести до общественности лучшие люди эпохи – Тургенев и Достоевский. Фёдор Михайлович после своего выступления и знаменитой речи поздно ночью взял извозчика и поехал из Большой московской гостиницы к памятнику, чтобы поклонится поэту и преподнести цветы. Сейчас у памятника всегда живые цветы, в любую погоду. Особенно под вечер встречаются здесь ожидающие своих девушек юноши и мужчины с цветами в руках. Иногда они не дожидаются своих подруг и тогда… все эти цветы достаются…Пушкину, который как говорит поговорка «всё за всех якобы делает».

Автор статьи — Наталья Леонова

Источник: seeandgo.ru


Categories: Памятник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.