Памятник Пушкину на Пушкинской площади — один из самых знаковых монументов великому поэту в мире и самый популярный памятник Александру Сергеевичу в столице России. Работа скульптора Александра Опекушина и архитектора Ивана Богомолова выполнена по многочисленным описаниям внешности поэта, которые предоставили его друзья и знакомые.

Памятник Пушкину был открыт в конце XIX в. исключительно на народные средства по инициативе друга и учителя поэта В. А. Жуковского и выпускников Царскосельского лицея.

Изначально монумент находился на Тверском бульваре, но в 1950 г. был перенесен на Пушкинскую площадь — на место ранее снесенного Страстного монастыря. Сегодня это одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Москвы и традиционное место встреч москвичей и гостей столицы.

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.


И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.

Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича.


 и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

Описание

Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.


11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.

Как добраться

Памятник Александру Сергеевичу Пушинку расположен в пешей доступности от трех станций метро. До «Пушкинской» можно доехать по Таганско-Краснопресненской ветке, от станции «Чеховская» по Серпуховско-Тимирязевской линии, а от станции «Тверская» по Замоскворецкой линии. От любой из этих остановок до монумента дойти труда не составит: нужно только осмотреться, и он обязательно попадет в поле зрения.


Также рядом с Памятником находится автобусная остановка «Пушкинская площадь», добраться до которой можно на автобусе м10. И остановка «Метро Чеховская», где останавливаются автобусы, А, № 15. От «Метро Чеховская» нужно пройти по Страстному бульвару в сторону Пушкинской площади и повернуть направо на улицу Тверскую.

Тем, кто не боится пробок и предпочитает передвигаться на такси, можно обратиться в службы Globus Taxi, Такси Звезда, Везет, Эконом и др., или вызвать такси через приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber или Kiwitaxi.

Памятник Пушкину в Москве на панораме Google-карт

На видео Памятник Пушкину на Пушкинской площади

Источник: www.tourister.ru

Описание

Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринуждённая, простая, взгляд задумчивый, устремлённый вдаль. Пушкин стоит прямо, выдвинув несколько вперёд левую ногу, правая рука заложена за жилет, на плече широкий плащ, в левой руке за спиной держит шляпу, голова немного наклонена. Полное сходство с верным портретом поэта и с маской, снятой с лица в день его кончины. На памятнике подобающая надпись и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».[1]

По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру — 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединённых бронзовой цепью.


История создания

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 13 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и к 1880 году удаётся собрать около 106 тыс. рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру Михайловичу Опекушину. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке.[2] К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены.


вым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне[2]. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника.

Надписи на пьедестале

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы)[3]. Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:


  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

См. также

  • Памятник А. С. Пушкину

Источник: dic.academic.ru

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.

И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.


Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

© Владислав Кольмягин

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича. Но и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

© Ирина Кошевая


Надписи на пьедестале[ | ]

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы)[7]. Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:


  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Описание

Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.

11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.

Монумент в праздничном вечернем освещении, © HombreFeliz

Памятник Пушкину могут перенести на Тверской бульвар

Памятник Пушкину на одноименной площади в Москве могут перенести в начало Тверского бульвара. Инициатива вернуть его на историческое место поступила в Мосгордуму. Вместо памятника поэту на «Пушке» предлагается возвести памятную часовню Страстному монастырю и династии Романовых

Памятник А.С.Пушкину был открыт в 1880 году (скульптор А.Опекушин) на Страстной (Тверской) площади в Москве. На втором плане - Страстной монастырь (основан в XVII веке). Памятник А.С.Пушкину в 1950 г. перенесён с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (тогда улицы Горького). Фото: РИА Новости
Памятник А.С.Пушкину был открыт в 1880 году (скульптор А.Опекушин) на Страстной (Тверской) площади в Москве. На втором плане — Страстной монастырь (основан в XVII веке). Памятник А.С.Пушкину в 1950 г. перенесён с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (тогда улицы Горького). Фото: РИА Новости

В Мосгордуму направлено предложение о переносе памятника Пушкину с одноименной площади.

Как сообщил председатель городской комиссии Москвы по монументальному искусству, профессор Российской академии архитектуры и строительных наук Лев Лавренов, авторы инициативы «на свое место они мечтают его поставить, там, где он стоял. То есть, через улицу перенести и поставить в конце Тверского бульвара».

Памятник Пушкину работы Александра Михайловича Опекушина был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара, но в 50-е годы прошлого века его перенесли на противоположную сторону площади во время ее перепланировки. Монумент поставили на место снесенной колокольни Страстного монастыря.

«Памятник Пушкина был не памятник Пушкина (родительный падеж), а просто Памятник-Пушкина, в одно слово, с одинаково непонятными и порознь несуществующими понятиями памятника и Пушкина. То, что вечно, под дождем и под снегом, — о, как я вижу эти нагруженные снегом плечи, всеми российскими снегами нагруженные и осиленные африканские плечи! — плечами в зарю или в метель, прихожу я или ухожу, убегаю или добегаю, стоит с вечной шляпой в руке, называется «Памятник-Пушкина».

Памятник Пушкина была цель и предел прогулки: от памятника Пушкина — до памятника Пушкина. Памятник Пушкина был и цель бега: кто скорей добежит до Памятник-Пушкина. Только Асина нянька иногда, по простоте, сокращала: «А у Пушкина — посидим», — чем неизменно вызывала мою педантическую поправку: «Не у Пушкина, а у Памятник-Пушкина».

Памятник Пушкина был и моя первая пространственная мера: от Никитских Ворот до памятника Пушкина — верста, та самая вечная пушкинская верста, верста «Бесов», верста «Зимней дороги», верста всей пушкинской жизни и наших детских хрестоматий, полосатая и торчащая, непонятная и принятая».

Марина Цветаева, «Мой Пушкин»

Общественное движение «Архнадзор» неоднократно выступало с инициативой возвращения памятника на историческое место, говорит его координатор, архитектор Роман Цеханский.

Памятник пушкину на тверском бульваре

Фото: Honza Soukuo/flickr.com

По его словам, на фоне реконструкции и реставрации Пушкинской площади эта идея может воплотиться в жизнь: «Это было бы здорово, потому что памятник делался изначально на другом месте, и его композиция со склоненной головой и таком вот шаге он динамичен, он поднимался по Тверскому бульвару. Но, с другой стороны, если памятник Пушкину вернуть на его законное прежнее место, то тогда надо чем-то заменить доминанту на Пушкинском сквере. И нам кажется, что часовня в память Страстного монастыря была бы там наиболее уместна в масштабе нынешнего памятника Пушкину. Перенос памятника сейчас — это гораздо легче и дешевле, чем в 50-м году. Памятники переносятся масштабными кранами, здесь нет каких-то чрезмерных вложений».

Но архитектурный критик и журналист Григорий Ревзин считает, что перенос памятника стоит довольного дорого: «Вообще это дорого. Тысяч 300 долларов они на это угрохают. Какая-то странная идея. То есть она понятна. Там много чего произошло с этим историческим наследием, собственно ничего и не осталось от этой площади».

На нынешнем месте памятника предлагается воздвигнуть памятную часовню Страстному монастырю и первым царям дома Романовых.

«Вопрос о возможном переносе будет только обсуждаться», — сказал Лавренов и не исключил, что предложение будет принято к сведению и отложено.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Открытие монумента

Фото памятника Пушкину

Но вовремя открыть памятник не удалось. Оказался поврежденным один из угловых монолитов, расположенных под лестницей. В результате его заменили на два других, которые пришлось вместе соединять. Все это привело к значительной задержке.

Работы по сооружению памятника Пушкину удалось завершить только весной 1880 года. Но и после этого открытие несколько раз переносилось. Сначала хотели открыть в день рождения поэта – 26 мая, но дату отменили из-за траура по императрице Марии Александровне. Только 6 июня под ликование москвичей, которые собрались, несмотря на пасмурную погоду, памятник Пушкину в Москве был торжественно открыт.

В этот же день торжественное собрание, посвященное этому событию, состоялось в Московском университете. С докладами о месте поэта в русской литературе выступили Ключевский и Тихонравов. На протяжении последующих трех дней в Дворянском собрании проходили праздничные мероприятия, участниками которых стали Достоевский, Тургенев и Аксаков.

Памятник Пушкину в Москве, фото которого есть в этой статье, изначально был установлен лицом к Страстному монастырю. Только в 1950 году перемещен на новое место, но там же на Страстной площади, которая к тому времени была переименована в Пушкинскую. Его поставили вместо снесенной монастырской колокольни, развернув ровно на 180 градусов.

Источник: taxi-mytishchi.ru

Основные моменты

Скульптура изготовлена из бронзы, который считается «вечным материалом», а это значит, что и сам памятник воспринимается как нечто фундаментальное, как и сама поэзия Александра Сергеевича Пушкина, продолжающая жить в нынешних поколениях. Многие знаменитые люди, в числе которых русский литературный критик В. Г. Белинский, предрекали поэту «бессмертие», что его начнут чтить в России как классика, и что по его произведениям будут учить и развивать не только подрастающее, но и взрослое поколение. Так оно и случилось…

А памятник великому поэту в городе, где он родился в 1799 году и с которым у него связаны многие важные события – например, личная встреча с императором Николаем I, гарантировавшим ему покровительство и освобождение от цензуры – стал признанием его неоценимого вклада в отечественную литературу и воплощением искренней народной любви.

История памятника Пушкину

Александр Сергеевич Пушкин учился в Царскосельском лицее, где впервые открылся и был высоко оценен его поэтический дар. В этом престижном учебном заведении он провел шесть лет, и именно в среде его выпускников спустя четыре десятилетия, в 1860 году, родилась идея возведения такого монумента. Молодые люди объявили сбор средств и одновременно обратились к правительству за разрешением, которое было получено. При этом государство, учитывая не очень теплое отношение к поэту в правящих кругах, никакого финансирования не выделило.

Первые деньги на сооружение памятника Пушкину поступили по благотворительной линии, но этих 13 тысяч рублей было недостаточно. В 1870 году одним из лицеистов, Яковом Карловичем Гротом, был организован дополнительный сбор средств, который продолжался целое десятилетие. За этот достаточно большой временной промежуток удалось собрать 160 575 рублей 10 копеек.

В середине 70-х годов XIX века был объявлен конкурс на лучший проект памятника А. С. Пушкину. Победа в нем досталась известному русскому скульптору Александру Михайловичу Опекушину, популярному в монархических кругах того времени. В процессе создания памятника было рассмотрено множество вариантов. Мастер, которому в работе помогал архитектор Иван Семенович Богомолов, выполнил не менее трех десятков пластилиновых и глиняных моделей. Он также делал наброски на бумаге, изображая Пушкина в разных позах, и таких вариаций собралось на десять больших альбомов. На изготовление модели памятника, отливку самой скульптуры и сооружение пьедестала под ней ушло целых пять лет.

Скульптуру поэта изваяли на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, а в качестве материала для постамента использовали сердобольский гранит темно-красного цвета, который добывают в каменоломнях на берегу и островах северной части Ладожского озера, недалеко от карельского города Сортавала (старое название – Сердоболь). Когда пьедестал устанавливали на место, то нанесли ему некоторые повреждения. По этой причине назначенное на 19 октября 1879 года открытие памятника Пушкину в Москве не состоялось. Сорвалась и следующая дата – 26 мая 1880 года, на день рождения поэта. За четыре дня до этого от туберкулеза скончалась императрица Мария Александровна, супруга Александра II, и в стране по этому случаю был объявлен траур.

И вот, наконец, настало 6 июня 1880 года – еще одна дата открытия памятника на Страстной площади (название Пушкинская она получила только в 1937 году). В этот раз торжественной церемонии, ставшей заметным событием в общественно-культурной жизни не только Москвы, но и всей страны, уже ничего не помешало. Мероприятие прошло при большом стечении народа, позже его назовут «вторым рождением» поэта, который вошел в историю и как основоположник современного русского литературного языка.

Особенности памятника Пушкину в Москве

Скульптор Опекушин, надо воздать ему должное, изобразил Александра Сергеевича настолько естественно и гармонично, что он смотрится почти как живой. Пушкин стоит в полный рост, его голова слегка наклонена, на лбу можно даже рассмотреть морщины. Его глаза, живые и грустные, взирают на нас из глубины веков. Во взгляде читается незаурядный ум и одновременно некая отвлеченность и даже отрешенность – кажется, что именно в эту минуту он размышляет над своим очередным произведением. Левая нога выдвинута немного вперед, что создает впечатление медленного движения. На плечи накинут плащ, под которым мы видим длинный сюртук. Правая рука поэта заложена под жилет, а левой, заведенной за спину, он держит шляпу.

Памятник Пушкину в Москве гармонично вписался в ансамбль площади, и представить их в отрыве друг от друга невозможно. С обеих сторон постамента установлены четыре изящных фонаря, в каждом по четыре светильника. По периметру памятника мы видим небольшие тумбы, их насчитывается двадцать: они увиты бронзовыми венками и соединены между собой бронзовой цепью. Весь этот ансамбль придает окружающему ландшафту неповторимый колорит XIX века, ознаменовавшегося для России такими событиями, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 г., Крымская война 1853-1856 гг., отмена крепостного права в 1861 г. и многими другими. В этом столетии творили такие писатели и поэты, как Карамзин и Лермонтов, Грибоедов и Гоголь, Толстой и Достоевский и, конечно, Пушкин.

Одной из особенной памятника Пушкину можно считать и надписанный пьедестал, который украшают строки из стихотворения «Памятник». Правда, друг поэта Василий Андреевич Жуковский, не оставлявший его ни в годы радостей, ни в годы бедствий и даже на смертном одре после дуэли с Дантесом, из соображений цензуры внес в текст некоторые изменения. Слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» он посчитал «опасными» и заменил их политически нейтральными «Что прелестью живой стихов я был полезен». Однако в 1936 году, когда в СССР шли приготовления к памятной дате – 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, было принято решение восстановить оригинальный текст. При этом исходный шрифт сохранили, а вот орфографию заменили на современную. Единственное, где надписи на пьедестале остались неизменными, так это на тыльной стороне. Здесь можно прочитать следующее: «Сооруженъ въ 1880 году».

Как добраться

Памятник Пушкину в Москве находится в Центральном округе столицы по адресу: Пушкинская площадь, 2, это в начале Тверского бульвара. Напротив располагается кинотеатр «Россия».

Добраться до монумента можно метрополитеном, станции «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская», или автобусом: маршруты №№ Н1, 12ц, 015, 15 и 31, до остановки «Пушкинская площадь». До этой же остановки ходят троллейбусы №№ 1 и 12.

Источник: wikiway.com

Описание памятника

Памятник Пушкину в Москве изображает знаменитого русского поэта в полный рост. Он одет в сюртук, поверх которого наброшен плащ. При этом его голова наклонена в задумчивости. У зрителя возникает ощущение, что Пушкин раздумывает над своим новым произведением.

Поза поэта знакома по его многочисленным изображениям. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой, которая откинута назад, шляпа.

На углах монумента расположены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых по четыре светильника. По периметру находятся 20 небольших тумб, которые увиты бронзовыми венками. Между собой они соединены бронзовой цепью.

Сбор средств

Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.

Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.

В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.

История создания

В помощь Опекушин пригласил архитектора Ивана Богомолова. Также была создана специальная комиссия по сооружению памятника, которую возглавил принц Ольденбургский.

Еще пять лет ушло на подготовку модели статуи. Ее отлили из бронзы на питерском заводе, а пьедестал сделали из темно-красного гранита.

Первоначально предполагалось, что памятник откроют в 1879 году, планировалось, что это событие будет приурочено к юбилею начала работы Царскосельского лицея.

Открытие монумента

Но вовремя открыть памятник не удалось. Оказался поврежденным один из угловых монолитов, расположенных под лестницей. В результате его заменили на два других, которые пришлось вместе соединять. Все это привело к значительной задержке.

Работы по сооружению памятника Пушкину удалось завершить только весной 1880 года. Но и после этого открытие несколько раз переносилось. Сначала хотели открыть в день рождения поэта – 26 мая, но дату отменили из-за траура по императрице Марии Александровне. Только 6 июня под ликование москвичей, которые собрались, несмотря на пасмурную погоду, памятник Пушкину в Москве был торжественно открыт.

В этот же день торжественное собрание, посвященное этому событию, состоялось в Московском университете. С докладами о месте поэта в русской литературе выступили Ключевский и Тихонравов. На протяжении последующих трех дней в Дворянском собрании проходили праздничные мероприятия, участниками которых стали Достоевский, Тургенев и Аксаков.

Памятник Пушкину в Москве, фото которого есть в этой статье, изначально был установлен лицом к Страстному монастырю. Только в 1950 году перемещен на новое место, но там же на Страстной площади, которая к тому времени была переименована в Пушкинскую. Его поставили вместо снесенной монастырской колокольни, развернув ровно на 180 градусов.

Как добраться?

Из этой статьи вы также узнаете, где находится памятник Пушкину в Москве. Он расположен в российской столице на Пушкинской площади.

Если вы пользуетесь общественным транспортом, то проще всего доехать на метро до станций «Тверская» или «Пушкинская». Оттуда до памятника рукой подать, он самый заметный объект на всей площади. Через остановку проходят автобусы №№ 10, 101 и 904.

Автор монумента

Автор памятника Пушкину в Москве — знаменитый отечественный скульптор Александр Опекушин. Сам он родом из Ярославской губернии. Еще в детстве проявил незаурядные способности, поэтому оказался в мастерской скульпторов в Санкт-Петербурге.

Интересно, что родился он крепостным, поэтому, чтобы учиться в академии художеств, ему пришлось откупаться. Вольную он получил в 1859 году, когда ему исполнился 21 год, а еще через два года женился.

Описание памятника Пушкину в Москве, сделанное Опекушиным, больше всего понравилось комиссии, которая определяла автора скульптуры. Это стал один из его самых известных проектов. Среди них также можно выделить памятник адмиралу Грейгу, который был открыт в 1873 году, монумент поэту Лермонтову, появившийся в Пятигорске в 1889 году, Александру II в Ченстохове и Рыбинске.

Статуи Пушкина в других городах

Примечательно, что Опекушин создал еще несколько памятников Пушкину в других городах. Например, в Петербурге торжественное открытие состоялось в 1884 году, а еще через год — в Кишиневе. Оба были выполнены из бронзы и гранита.

В 1913 году была установлена статуя Пушкина в Остафьево, автором тоже стал Опекушин.

Стоит отметить, что скульптор был убежденным православным христианином и монархистом. Его творчество высоко ценилось при дворе, ему покровительствовали императоры и великие князья. У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.

Надписи на пьедестале

Отдельного внимания заслуживают надписи, которые украшают пьедестал московского памятника поэту. В частности, на них можно увидеть строки из его стихотворения «Памятник».

С этим произведением связана интересная и занимательная история. При его публикации в девятом томе посмертного издания Жуковский, который выполнял функции издателя и составителя, изменил текст стихотворения из цензурных соображений. Он заменил опасные, по его мнению, строки («Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на более нейтральные «Что прелестью живой стихов я был полезен»). А также провел косметическую правку тринадцатой строки для сохранения рифмы в тексте. В результате одно из этих изменений, внесенных Жуковским, попало на пьедестал памятника поэту. Очевидно, что составители текста ориентировались не на прижизненные издания, а на посмертный сборник, над которым работал Жуковский.

В результате вместо написанного Пушкиным текста:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

появились следующие строки:

И долго буду темъ народу я любезенъ,

Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,

Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ

И милость къ падшимъ призывалъ

Текст был заменен на оригинальный при подготовке к празднованию столетия со дня рождения поэта. Для этого старые надписи срубили, а сверху заново отполировали. Контуры букв нанесли мастера по фамилии Бунегин и Макаров. Материал вокруг букв был удален, так появился полуотшлифованный фон серо-светлого цвета.

При этом был сохранен исходный шрифт, но орфографию заменили на современную, а двустишия — четверостишиями.

При этом на обратной стороне пьедестала сохранили без изменений надпись о том, что монумент был сооружен в 1880 году.

На сегодняшний день памятник Пушкину является одним из самых знаковых и узнаваемых символов Москвы, без него уже невозможно себе представить этот город. Возле него часто назначают свидания, проводят встречи, да и просто с удовольствием проводят время, гуляя по живописным окрестностям.

Источник: FB.ru


Categories: Памятник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.