Суздаль – город легендарный!

Суздаль – это удивительнейший и один из древнейших городов России. Его значение в национальном и мировом культурно-туристическом значении трудно переоценить.

На сегодняшний день, это единственный в России город-музей. В Суздале находятся более 300 музеев и этот город является драгоценным камнем в Золотом Кольце России. По мимо этого, Суздальские белокаменные памятники, например Кидекша, включены во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Как и история основания многих других городов, история основания Суздаля покрыта легендами, вот одна из них: по преданию, после всемирного потопа и смешения языков, из Иафетова племени на свет появились три брата: Сан, Авесархан и премудрый Асан.

Перейдя жить в Русские земли два первых брата основали множество городов на берегу Варяжского (Балтийского) моря. Третий же, пошёл дальше, в лесные чащи и топи. И основал на неизведанной до ныне земле по своему суждению город Суздаль.

Вот оттуда то и пошла история Суздальская, согласно преданию записанному летописцем ХVIII века Ананием Федоровым.

Основание


Однако, Суздаль был основан не на пустоши, археологические раскопки его окрестностей свидетельствуют о том, что на месте нынешнего Суздаля ранее были торгово-ремесленные поселения, основанные не позднее 9-го века н.э. А древние монеты чеканки Самарканда, Бухары и Средней Азии подтверждают наличие древних и весьма разветвлённых торговых связей.

Достоверных сведений о дате основания Суздаля мы не имеем, но первые упоминания о нём датируются 1024-ым годом. В начале, Суздаль входил в Киевское Княжество и в последствии стал вотчиной киевского князя Владимира Мономаха, который укрепил город и сделал из него стольный город Ростово-Суздальских земель.

Первейшим возведённым объектом обороны и, в последствии, крупнейшим объектом культурно-исторического наследия стал Суздальский Кремль на реке Каменка. Место его постройки было защищено с трёх сторон естественными преградами, да ко всему прочему, были искусственно насыпаны оборонительные земляные валы, сохранившиеся и по сей день.

Так же, по приказу Владимира Мономаха здесь же был возведён Успенский собор, а в 11-ом столетии построен первый монастырь в честь Дмитрия Солунского.


Немного восточнее кремля, согласно истории Суздаля, расположился посад (посад– это название торгово-ремесленного поселения 10-16 вв., располагавшегося за городскими стенами.) Его обнесли земляными валами, а уже вокруг стали располагаться вотчины. Старинная планировка города сохранилась и по сей день.

В истории Суздаля были и чёрные пятна. Так, в конце 11-го века его коснулись междоусобные войны детей Владимира Мономаха, Изяслава и Мстислава с Олегом Чернигским. В 1107 году болгары разбили его окрестности, а сами жители города смогли переждать натиск врага в городских укреплениях.

Расцвет

Тем не менее, в 11-ом столетии Суздаль испытывает свой наибольший расцвет, при первом самостоятельном князе – Юрии Долгоруком (1125 – 1157). В годы его правления были возведены множество монастырей и храмов.

Суздаль становится стольным городом Ростово-Суздальского княжества. Так, например, в 1152 году на реке Нерли в селении Кидекши была возведена церковь Бориса и Глеба по приказу Юрия Долгорукого. Эта дата и ознаменовала собой начало белокаменного строительства на северо-востоке Руси.

При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском Суздаль постепенно сдаёт свои позиции. Да к тому же нашествие монголо-татар не миновало и Суздальские земли. Так, зимой 1238 года, подойдя к Владимиру, хан Батый направил часть своих войск на Суздаль.


Город был сожжён, большинство его жителей были взяты в плен. Остались лишь немногие – те, кто сумел спрятаться в уцелевшем после обширного разрушения Ризположенском монастыре.

После монгольского нашествия, суздальское, тверское и московское княжества вели борьбу за первенство. Суздальские князья, обременённые главенством московского княжества искали пути к освобождению. И в этом большую роль сыграл князь Константин Васильевич.

В 14 веке он перенёс свою столицу в Нижний Новгород из Москвы, образовав вместе с Суздалем Суздальско-Нижегородское княжество. В те годы Суздаль ещё оставался богатым и многолюдным городом.

Тем не менее, борьба между князьями не угасала, и после победы сильнейшего московского князя, Суздаль вошёл в Московское княжество. Он потерял своё первостепенное политическое значение, но по-прежнему оставался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Руси. Так началось падение Суздаля.

Формирование архитектурно-исторического наследия

В 16-17 веках в Суздале ведётся интенсивное строительство многих и многих ныне известных архитектурных ансамблей. И формируется культурное наследие города. Крупнейшими объектами которого становятся: древнейший Суздальский кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри.


А в 18 веке бурно строятся приходские церкви, в 19-ом – окончательно складывается городской архитектурный ансамбль города.

Суздаль – это великий город, Многое повидавший за свою не лёгкую историю. И пожары, и эпидемии и полные разорения города. Однако, и по сей день гордо звучат имена уроженцев земли Суздальской! Юрий Долгорукий, Александр Невский, Алексей Суворов и Дмитрий Пожарский – известнейшие исторические персоны!

Суздаль в 20-ом веке

Не смотря на то, что в 18-19 веках Суздаль стал обычным провинциальным городом, он сохранил свою самобытность и уникальность. А в 70-е годы 20-го века новая, уже туристическая слава окутала этот город.

В 1923 году Суздаль впервые был назван городом-музеем за обилие исторических памятников на его территории. Было признано, что каждый архитектурный объект в Суздале является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будующим поколениям.

В 1974 году за сохранение исторического наследия Суздаль был отмечен орденом «Знак Почёта».

В 1982 году международной организацией ФИЖЕТ Суздаль был награждён почётным призом «Золотое Яблоко».


И в 1992 главнейшие архитектурно-исторические ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: turizmbezgranic.ru

К содержанию 12-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

I 1

Современный Суздаль расположен по обеим сторонам реки Каменки. Более заселенная его часть находится на левом, довольно высоком берегу; правая часть, менее заселенная, представляет ряд возвышенностей, полого опускающихся к пойме. В южной части города на возвышенном берегу находится кремль, обнесенный земляными валами; с юга, запада и севера он омывается рекой, с востока его отделяет сухой ров. В восточной части, за кремлевским рвом и валом, расположен посад-острог 2, сохранивший остатки валов (рис. 58). За посадом вдоль берега располагаются монастыри и их слободы, за рекой — слободы и стороны. Такова схема города.

[adsense]

На страницах летописи Суздаль впервые упоминается под 1024 г. в связи с восстанием смердов 3. Следовательно, время возникновения Суздаля уходит глубже начала XI в.


Археологические материалы раскопок 1935—1939 гг. 4 на территории кремля (рис. 57, лит. О) позволяют отнести заселение этой части города к IX—X вв. 5; рекогносцировочные раскопки на территории острога 6 дали возможность определить заселение этой части временем не ранее XI—XII вв. Однако совершенно не обследованными оставались части города, выходящие за пределы кремлевского и острожного валов. Это лишало возможности дать полную картину древнейшей истории заселения Суздаля. Наши наблюдения 1941—1942 гг. над материалами и стратиграфией, выявленными в процессе земляных работ, сосредоточенных преимущественно на территориях монастырей и слобод, а также в заречной части, позволили значительно уяснить указанную тему.

Первое, что нас заинтересовало, это неравномерность древних культурных напластований на обследованной территории. В ряде участков левобережной части города культурный слой по мере приближения к берегу реки постепенно нарастал; при отдалении же метров на 200—250 к востоку слой по мощности уменьшался, а местами исчезал совсем. Так, например, траншеи на территории Спасо-Евфимиева монастыря (рис. 57, лит. А) показали мощность культурного слоя в ближней к берегу зоне 0.75—1.10 м, а в 150 м к СВ слой не превышал 0.30 м. В нижних слоях ближайшей к реке траншеи был обнаружен вещественный материал XII — XIII вв.: обломки стеклянного витого браслета, большое количество керамики темнокрасного и бледного цвета с линейным орнаментом и дресвой в изломе (тип 1—3, тип I на рис.


) 7; обломки грубых толстостенных глиняных сосудов полулепного типа с крупной дресвой в изломе и на поверхности (тип 4). Это славянская керамика X—XI вв. Слой содержал также много костных остатков. Здесь же было найдено горло кувшина или рукомойника в виде головы барана, красной глины в изломе, с дресвой (рис. 60). Траншея, удаленная к СВ, дала материал не ранее XVII в. (крест-тельник, лощеная черная керамика и пр.). Траншеи, расположенные к Ю, показали значительное ослабление культурного слоя при незначительном включении фрагментов курганной керамики. В этой части Спасский холм замыкается оврагом («Дерпь» или «Дебрь»), с приближением к которому культурный слой исчезает вовсе. В северной части описываемого участка слой остался не проверенным; однако уменьшение и исчезновение его к СЗ, прослеживаемое в обрывах реки, дает основание думать, что и здесь он прекращается. На расстоянии около 100 м к СЗ черный культурный слой появляется вновь, уже на территории села Коровники; он характеризуется керамикой тех же типов. Таким образом, в схеме, мы получаем пятно описанного культурного слоя площадью около 4—5 га, ограниченное с С и В полем, с 3 — рекой, с Ю — оврагом. Нет никакого сомнения, что это остатки небольшого поселения XI—XII вв. Аналогичные острова древних культурных напластований были установлены и в ряде других участков Суздаля.

К Ю от описанного участка по течению Каменки культурный слой увеличивается снова.


ученный нами материал из траншей на территории бывш. Александровского монастыря (рис. 57, лит. Б) и прилегающих к нему усадеб дает ту же картину. Максимальная мощность культурного слоя в этом участке, наблюдаемая также только близ берега, доходит до 1.00 м; к В он постепенно сокращается и на расстоянии около 300 м исчезает совсем. Нижние горизонты слоя при совершенно неправильной стратиграфии дают образцы отмеченной выше толстостенной керамики (тип 4), а также керамики типа 1—3 с линейным и волнистым орнаментом, но преобладает здесь темнокрасная керамика с довольно грубой, неровной шероховатой поверхностью, без орнамента. Верхние горизонты содержат керамику поздних периодов. Распространение слоя к С проследить не удалось, но, вероятно, он ограничивается тем же оврагом «Дерпь». С Ю рассматриваемый участок замыкает небольшой овраг — спуск, а с 3 берег реки.

Здесь, так же как и на участке А, повидимому, было отдельное поселение XI—XII вв., на территории которого в 1240 г. возникает Александровский монастырь «Большая Лавра» 8.

При обследовании одной из ям под горой Александровского монастыря у старого «Вознесенского брода» (ныне Петровский мост) была обнаружена кладка из сырцового кирпича. При ближайшем исследовании оказалось, что это была древняя печь для обжига кирпича; ее стенки сложены из сырцовой плинфы на чисто глиняном растворе и изнутри обожжены. Здесь же было найдено несколько обломков обожженных плинф (квадратных, со стороной, равной 21 см при толщине от 3 до 4 см), аналогичных кирпичу, примененному в Суздальском соборе 1222—1223 гг. и в соборе Успенского «княгинина» монастыря во Владимире 1202 г.


Обнаруженная печь может быть отнесена к началу XIII в. Возникает вопрос, не относится ли эта печь к постройке
Александром Невским собора «Большой Лавры»? Ответ на него дадут последующие исследования.

Третий участок, обследованный нами, занят Ризположенским и Троицким монастырями (рис. 37, лит. В). Здесь культурный слой местами доходит до 1.5—2.0 м. Стратиграфия, как правило, здесь сильно нарушена
(земляные работы прежних строительств, погребения, известковые ямы и пр.). Так, например, одна из траншей глубиной 2.50 м только на глубине 0.75 м дала инвентарь XVII в. (керамика, стакан с орлом начала XVIII в.); ниже шел угольный слой, прослойки со щебнем и мелкой известью, и лишь на глубине 2.30 м была встречена керамика типов 1, 3, 4. На этом же уровне встречен дубовый полуразвалившийся сруб, лежащий непосредственно на материковой глине. Остальные траншеи на участке В дали также спутанную стратиграфию. При несомненности наличия здесь следов поселения XII в. установить хотя бы примерные границы пока не удалось.

[adsense]

В южной части города, за рекой, на высоком берегу расположена Димитревская сторона (рис. 57, лит. Г) или «Щупачиха» 9. В конце XI в. здесь уже стоял монастырь св. Димитрия — колония Киево-Печерского монастыря 10. До 1935 г. здесь стояло две церкви, построенные в середине XVIII в.


оизведенные нами обследования на плато, расположенном на расстоянии около 150 м к Ю от церкви (рис. 57, лит. Д), дали керамику типов 1, 3, 4 при совершенно ненарушенной стратиграфии. Кроме этой керамики здесь встречены обломки глиняного гончарного сосуда ярко красного и красно-коричневого цвета; эта керамика знакома нам по нижним слоям XII—XIII вв. Кремлевского участка 11. Совершенно ровный темно-серый слой идет до глубины 0.60 м; судя по большому количеству керамического материала в ряде траншей этого участка, можно догадываться о существовании здесь довольно большого поселения XI—XII вв. площадью 3—4 га. Если древний монастырь Димитрия был на месте существовавших до 1933 г. храмов, то весьма возможно, что это одно из тех сел, которое получил монастырь в XI в. от Ефрема, митрополита Киевского 12.

К ЮВ от описанного участка, на высоком берегу реки Мжары (правый приток Каменки), около Знаменской церкви (рис. 37, лит. Е) нами был обнаружен культурный слой мощностью 0.60—0.80 м с керамическим материалом разного времени. Нижние горизонты, так же как и на предыдущих участках, дают керамику типов 1—3, но в небольшом количестве. Обследовать подробнее этот участок не удалось, но, судя по материалу трех траншей и рельефу местности (с В — холм с высоким обрывом к реке, с СЗ — овраг потока Грубица, с Ю — пологий склон к пойме), можно вполне допустить существование и здесь особого поселения XII в. По некоторым источникам, здесь уже в начале XIII в. находился Введенский женский монастырь 13 и Пинаева деревня, упомянутая в последний раз в деле 1685 г. об отмежевании земли по челобитию суздальских посадских людей 14, а в дальнейшем включенная в черту города под названием «Пинаихи» или Пинаевой стороны. 15

На противоположном берегу Мжары, вдоль берега, до впадения ее в Каменку, ка высоком береговом плато находится большая группа курганов (рис. 57, лит. Ж); дата могильника, установленная раскопками, — XIII—XIV вв. За курганами вдоль Каменки расположено большое село Михайлова сторона Суздаля (рис. 57, лит. 3). Обследование берегов и ряда разрытий дало вещественный материал, также определяющий заселение этой территории уже в XII в. Поселок, повидимому, был значительным.

Осмотр траншей в заречных слободах Суздаля (рис. 57, лит. И, К, Л) дал сравнительно бедный материал. Так, на Борисоглебской стороне (рис. 57, лит. И) культурное напластование достигает на склоне к пойме 0.45 м; в его нижних горизонтах встречена в незначительном количестве керамика типов 1—3. Этот участок занимает отдельную возвышенность, ограниченную с С оврагом. Те же результаты дали Ильинская слобода, носившая в древности название Ивановой горы (рис. 57, лит. К) 16, и Тихвинская, намечающие следы поселения XII—XIII вв.

Зато участок посада-острога (рис. 57, лит. М) дал богатейший археологический материал. Уже мои раскопки 1938 г. 17 в его ЮВ части (рис. 57, М-а) вскрыли слой, свидетельствующий о заселении мыса устья реки Гремячки еще в XII в. Во всех траншеях участка М-а прослежен культурный слой мощностью 0.80 м; его стратиграфия совершенно не нарушена: на глубине 0.60 м появляются браслеты гладкие, затем витые и характерные бусины; керамика нижних слоев — исключительно типов 1—4 с линейным орнаментом; лепной керамики не встречено. Здесь также были обнаружены подпечные ямы с кухонными отбросами, углем и обожженными камнями. 18

Обследование траншей в центре острога на городской площади (рис. 57, лит. М-б) дало весьма разнообразный материал; культурный слой здесь оказался также не нарушенным и достигает 1.10 м. Он содержит много костных остатков; в его нижних горизонтах — также керамика типов 1—3, но в большем количестве; чаще встречается толстая, грубая полулепная керамика типа 4; много железных шлаков и кричного железа. Как и на участке М-а, здесь прослежены темные пятна в материковой глине — вероятные следы подпечных ям жилищ. Культурный слой участка М значительно усиливается к СЗ, в сторону реки. В обследованных нами траншеях на холме, называемом «теремки» (рис. 57, лит. М-в), обнаружился культурный слой мощностью до 1.40 м при нарушенной местами стратиграфии. Здесь также встречено огромное количество костного материала, керамика тех же типов, железные шлаки. Кроме того, найдено несколько обломков красного глиняного сосуда, повидимому, большого, с толстыми стенками и бархатистой матовой поверхностью. По своему типу эта керамика очень близка к амфоре XI в., обломки которой найдены нами при раскопках в Кремле 19. Все эти материалы дают возможность установить наличие на территории «Острога» (М-а-б-в)—довольно большого поселения XI—XII вв.

Не обследованными нами остались территории Покровского (рис. 57, лит. П) и Васильевского (рис. 57, лит. Р) монастырей.

Полученный во время наблюдений за земляными работами 1941 — 1942 гг. материал значительно дополнил данные археологических раскопок Суздаля в 1938—1939 гг. и свидетельствует о наличии на территории города целого ряда поселений XI—XII вв., расположенных на возвышенностях вокруг более старого поселения (лит. О). Именно эта группа славянских поселений, которая, возможно, будет расширена дальнейшими исследованиями, и носила летописное имя «Суждаля».

Позднейшие легенды, связанные с названиями суздальских урочищ, сохранили смутное и искаженное воспоминание о местах языческого культа. Так, на холмах вокруг старого городища легенда поместила капища языческих божеств: «Яруна» (на Яруновой горе), «Купала» (на Сполье), «Облупы» (на теремках). На «Сполье», по словам тех же местных преданий, происходили «игрища» жителей ближайших селений 20. Эти позднейшие легенды имеют какое-то зерно исторической правды. Восстание смердов 1024 г., обрушившееся на голову «старой чади», феодализирующихся верхов погостских общин, возглавлялось языческими жрецами — волхвами 21. Вероятно, в связи с этим обострением социальных противоречий, отражавшим несомненный рост феодальных элементов, и стоит укрепление старого центрального поселка (лит. О) валом с тыновой оградой, где и концентрируются уходящие из общин «лучшие люди» — «старая чадь». С этим «городом» и связывается в дальнейшем имя «Суздаль», покрывавшее первоначально сложный комплекс общинных поселков. Под 1096 г. Суздаль выступает уже как «город» 22. Его хозяевами была местная знать, здесь же жители издавна связанных с городом поселении укрывались в случае опасности. Так, Ростовская летопись, рассказывая о нападении болгар ка Суздаль в 1107 г., сообщает, что болгары «обступиша град и много зла сотвориша воююще села и погосты, и убивающе многих христиан…», находящиеся в городе, «затворишася во граде» 23.

Существующий в Суздале земляной кремлевский вал, в основе своей несомненно возведен не позже конца XI в.; с целым рядом позднейших поковлекий он сохранился до наших дней. Первоначальное сооружение этого вала и рва, конечно, не может быть отнесено к работам, проведенным Всеволодом III в 1192 г., как это обычно принято считать. Копка рва шириной 35 м при глубине 8.50 м и сооружение вала высотой более 10 м и длиной 1400 м, да еще рубка «города» по гребню вала едва ли могли быть осуществлены в «то же лето», как сообщает летопись. Вероятнее, что Всеволод использовал старый вал, усилив его подсыпкой, а вновь был только срублен город, т. е. вместо обветшавшего тына были поставлены деревянные стены и башни. Мои раскопки 1939 г. подтверждают это: кремлевский вал Суздаля своей насыпью перекрывает культурный слой X—XI в. 24

Основные наблюдения во время земляных работ 1941—1942 гг. на территории острога к востоку от кремля, а также материалы раскопок прежних лет свидетельствуют, что посад, расположенный вне «города», в XII в. сильно разросся. Стены «города» уже не могли вместить его население в случае осады. Это привело к постройке в конце XII или начале XIII в. второго вала, называвшегося «острожным» или «большим земляным городом» 25. При сооружении острожного вала была использована как естественный ров речка Гремячка, прикрывавшая посад с востока, а с севера был прорыт ров (рис. 58) 26. Возможно, что эти оборонительные работы были произведены незадолго до монгольского нашествия.

Татары разгромили не только Суздаль-крепость — повидимому, были уничтожены все поселения около города, следы которых установлены нами. На их местах в XIII, XIV и XVI вв, вырастают монастыри и их слободы (рис. 58). Интересно отметить, что топография феодального Суздаля XVII в. повторяет, в основных чертах, древнейшую. Писцовые книги начала XVII в. 27, включая весь комплекс поселений (монастыри, слободы, посад) в понятие города Суздаля, в то же время числят их за городом, которым по-прежнему остается древний суздальский кремль.

К содержанию 12-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Источник: arheologija.ru

ЧАСТЬ 4. ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ?

Как любой древний город Суздаль имеет свою легенду об основании. После Всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Придя на землю русскую, первые два построили много городов близ Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород. А третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где основал город, по своему суждению — Суждаль, которое со временем трансформировалось в Суздаль (трудно славянину шепелявить, речевой аппарат так устроен, если, конечно, все зубы на месте).

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Разбирая происхождение слова «Суздаль», некоторые учёные полагают, что князья здесь народ судили, отчего и произошло название Суждаль (суждение, осуждение). Другие учёные считают, название города произошло от глагола «создать», «созидать», «лепить из глины», что может быть подтверждено активным строительством в городе. Некоторые топонимисты-учёные связывают его с языком древних финно-угорских племён, населяющих эту землю с IV века до н.э. Мол, Суздалю дали название два финно-угорских слова «suz» и «dal», в переводе означающих «девичью песню». Якобы на этом месте, среди шёлковых трав да белоствольных берёзок водили хороводы красны девицы.
Наверное, это не более чем красивая легенда, и Суздаль – всё-таки детище зодчих, хотя и берёзовые рощи есть, и хороводы красны девицы-славянки любили водить. Есть совсем уж экзотические версии происхождения названия города. Например, такая: местность была засушливая (сушь), и куда глаз видел (даль) – всё была эта сушь. Из этих двух слов «сушь» и «даль» якобы и образовался Сушдаль, а потом – Суздаль.

О точной дате основания Суздаля достоверных сведений мы не имеем. Однако первое упоминание о Суздале относится к 1024 году. В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. В 1024 году, согласно летописи Нестора, в краях начались волнения смердов, сопровождавшиеся избиением волхвов недовольным людом, видевшего причины своих бед в бездействии колдунов. Восстановил порядок прибывший из Новгорода Ярослав Мудрый. Уж, каким способом он действовал: силой ли, уговорами, плёткой или пряником, — летопись нам ничего не сообщает. Зато в ней есть строки, свидетельствующие о возникновении в этих краях христианской религии. Ведь это событие сыграло важную роль в дальнейшем развитии города Суздаль как духовного центра. О том же свидетельствует и настенная надпись у мощей святителя Фёдора, сделанная в 1635 году: «В лето 990 первый и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением паству вручи епископу Феодору».

Академик М. Н. Тихомиров в работе «Древнерусские города» отнёс Суздаль к числу двадцати пяти самых древних и значительных русских городов. И если учёные спорят о происхождении названия города, то они едины в одном: несомненно, Суздаль возник задолго до первого упоминания о нём в летописях, т.е. до 1024 г. Это подтверждают и археологические раскопки на территории Кремля.

ЧАСТЬ 5. КУДА ИСЧЕЗ ПЕРУН?

Для тех, кто не помнит о божествах языческого пантеона восточных славян, напоминаю – Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Константин Бальмонт дал такую характеристику Перуну-Громовержцу:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет – так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.

Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем.

Так же Перуну подвластны стихии природы, прежде всего грозы, громы, молнии. Перун вооружён палицей, луком со стрелами (молнии — это стрелы, которые метал бог) и топором. Топор считался одним из главных символов бога.

Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображён седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.

Родителями Перуна были Сварог и Лада (от её второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В древней «Книге Коляды» сказано:
«Загремели тогда громы на небе,
Засверкали тогда в тучах молнии,
И явился на свет, словно молния,
Сын Сварога Перун Громовержец».

Согласно некоторым легендам, молнии Перуна двоякого рода: лилово-синие — «мёртвые», разящие насмерть; золотые — «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие.
Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой. В народных легендах Перун предстаёт в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома. Колесница Перуна запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока — одна из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей окраски.

Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьёт», «разящий». Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды. Из глубины времён к нам пришла поговорка: «Пусть меня поразит громом на месте, если я говорю неправду».

Цветком Перуна считается голубой ирис (шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак).

с ирисами
«с ирисами» на Яндекс.Фотках

Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складывались приношения и проливалась жертвенная кровь, чаще всего животная.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

За валом Кремля внизу — Ильинский луг и на холме — Ильинская церковь. Это одно из мест Суздаля, связанных с язычеством: луг когда-то назывался Перунов, ему — Перуну, грозному богу грома и молнии был посвящён языческий храм на холме. Победившее христианство возвело свои храмы на местах языческих капищ, а Перун превратился в Илью Пророка.

Никольская церковь
«Никольская церковь» на Яндекс.Фотках

Рядом с земляным валом деревянная Никольская церковь из с.Глотова 1766 г. постройки без единого железного гвоздя. Это первый экспонат суздальского Музея деревянного зодчества. С насыпи замечаем мостик на другой берег, где деревянные строения, похожие на сказочные терема. Гонимые любопытством, направляемся туда. Оказался Музей деревянного зодчества.

ЧАСТЬ 6. МУЗЕЙ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ ДЕРЕВНИ

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
«Музей деревянного зодчества и крестьянского быта» на Яндекс.Фотках

На место древнего несохранившегося Дмитриевского монастыря (основан в XI в. монахом Киево-Печёрской лавры Ефремом) были свезены наиболее интересные деревянные постройки XVIII-XIXвв. из сёл Владимирской области. Так возник Музей под открытым небом. «Село» с Преображенской (летней) и Воскресенской (зимней) церквами, крестьянскими избами, хозяйственными постройками, амбарами, овинами, колодцем и ветряными мельницами.

Преображенская церковь
«Преображенская церковь» на Яндекс.Фотках

Проходим через резные ворота на территорию Музейного села. Никого. Воображаем, что селяне в поле. Идём мимо Преображенской и заходим в Воскресенскую церковь с колокольней, которая как гласит табличка, сделана с помощью одного инструмента — топора.

Воскресенская (зимняя) церковь
«Воскресенская (зимняя) церковь» на Яндекс.Фотках

Строили церкви из сосны, не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым осиновым лемехом. Единственный инструмент, которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но и выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.

Воскресенская церковь
«Воскресенская церковь» на Яндекс.Фотках

В церкви горят свечи перед деревянным алтарём, лампадки перед иконами. О чём здесь молились славяне? Что просили у Бога? Дождя, урожая хорошего, невесту добрую, жениха работящего? Место, видать, намоленное, так как сразу пришли благостные мысли в голову о вечном для всех времён и народов.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

В том храме люди молятся
И каются в грехах,
Там в рай небесный просятся
Из года в год — в веках!

Улица рубленных деревянных домов с дворовыми
«Улица рубленных деревянных домов с дворовыми» на Яндекс.Фотках

От церкви идёт целая улица деревянных домов. В загончиках гогочут гуси. Где бы я это ещё увидела? Настоящий деревенский колорит.

гусь лапчатый
«гусь лапчатый» на Яндекс.Фотках

весёлое стадо
«весёлое стадо» на Яндекс.Фотках

На пороге встречают нас наряженные в сарафаны работники музея. Так как кроме нас никого нет, будем считать, что это только ради нас, дорогих гостей поселения. Входим в первую избу. Смотрительница, наряженная крестьянкою, водит нас по комнатам. На первом этаже живёт корова (кормилица семьи), в закуте – свиноматка с поросятами (запас мяса), петушки-курочки сидят на жёрдочках.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

В хате полати (спальное место для многочисленных детей), печка, на которой полагается греть косточки старикам семейства (вот откуда пошло – если меня притулить к тёплой печке, то я ещё ого-го!). Из мебели деревянные лавки, покрытые домоткаными грубыми половиками, стол. Одним словом, жить можно.

Сегодня дерево – престижный и дорогой строительный материал. Не каждый может себе позволить дом, отделку и мебель из экологически чистых и ценных пород дерева. А раньше все города древней Руси застраивались деревянными домами и храмами. Кругом-то были леса – строительный материал, да и землю расчищать приходилось под пашни – природных пустошей-полей не хватало.

Переходим в дом середняка (в годы коллективизации — кулака). Это крепкий дом на подклете с высокой тесовой двускатной крышей. Фасад украшен старинной «глухой» резьбой. Дом имеет обычную для XIX в. планировку: изба — сени — клеть. В избе (тёплой части дома) стоит большая русская печь. Она служит для отопления дома, приготовления пищи, служила кроватью и даже баней. У печки продуктовый стол с запасами съестного: миска с яйцами, овощи, какие-то туески, горшки, глиняная простая посуда, расписные деревянные ложки-поварёшки. Всё так, будто хозяйка на секунду вышла из комнаты.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вдоль стен протянулись лавки, основной предмет мебели в крестьянском доме. Днём и вечером на лавках сидели, женщины ткали и пряли при свете лучины, а ночью на них можно было спать. Дети спали на полатях. Изба явна богаче предыдущей. Ситцевые зановесочки на окнах, шторы и полог из набивного ситца, зыбка с младенцем, то бишь люлька.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

В переднем правом углу — иконы. За большим столом поместится вся многочисленная семья. На столе солонка – символ достатка в семье. Под образами сидел всегда хозяин и почётные гости – это красный угол в доме (красна изба не углами, а пирогами). Вокруг домочадцы. На задворках хозяйка, которая поставив на стол большую миску с похлёбкой, садилась последней. Хлеб нарезал хозяин дома. Он же первым и опускал ложку в общую миску, и следил за тем, чтобы все черпали не одну гущу. Если что не то, так сразу ложкой по лбу. Суд скорый. Рассказывала нам всё это «жена» середняка в соответствующих одёжках.

Клеть (холодное помещение) использовалась как дополнительная комната летом. Комнаты разделяют сени. Во дворе под крышей хранился различный сельскохозяйственный инвентарь.

Посидели на завалинке под окошками, как деревенские старики, и отправились в третий деревянный дом – двухэтажный, самый богатый.

дом зажиточного крестьянина
«дом зажиточного крестьянина» на Яндекс.Фотках

Глубокие изменения в экономике и укладе крестьянской жизни сказались в архитектуре и внутреннем убранстве двухэтажного дома середины XIX в. из деревни Лог. При одинаковой планировке дома сильно отличаются. На фасаде появился карниз городского типа. Встретила нас купчиха в цветастой шали, румяная, разговорчивая. И повела показывать своё добро. Натыкаемся сразу на технику: сеялки, веялки, бороны, маслобойка — богатство немалое по тем временам. Дом также напичкан «дорогой» техникой – керосиновая лампа «Молния» вместо лучины, расписные прялки и… даже швейная машинка «Зингер». В доме стоит кровать, посудный шкаф, посуда фарфоровая, ложки не деревянные, металлическая кухонная утварь — все это говорит о достатке и благополучии. Утюг на углях. Полный житейский набор. Живи и радуйся! В нижнем этаже оборудована ткацкая светелка с тремя ткацкими станами (мини-фабрика и использование наёмного труда).

На краю «села» баня, доставленная из с.Ново-Александрово Суздальского района. Этому деревянному строению около 150 лет, срубили его во2-ой половине XIX в. Почтенный возраст у помывочного заведения. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались «чёрными» – наиболее распространенный тип деревенской бани того времени.

За околицей ветряк. Эта ветряная шатровая мельница конца XVIII в. из с.Мошок Судогодского района. Старше даже бани. Мельница представляет собой восьмигранный сруб на четверике, внутри которого помещён рабочий механизм.

Ветряная мельница
«Ветряная мельница» на Яндекс.Фотках

Шатровая крыша мельницы с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди. Крылья вращались и приводили в движение рабочий механизм. Мельничиха показала нам весь процесс получения муки из зерна на макете мельницы и предложила повернуть настоящий ветряк по ветру.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Мы от земли не могли «руль» оторвать. Насмеявшись над нами вволю мельничиха сообщила, что делают это несколько крепких мужиков.

Картину крестьянского быта дополняет «ступальный» колодец XIX в. из села Кольцово Селивановского района, с большим ступенчатым колесом, которое надо было вращать ногами. Для подъёма воды входят внутрь колеса и раскручивают его, переступая ногами. В колодец опускались попеременно две большие бадьи. К сожалению, нам его работу не продемонстрировали.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

У колодца сидели гусляры. Они спели нам пару жалобных песен типа « И зачем я на свет появился, и зачем меня мать родила». И мы пошли веселиться к пугалу, оставшемуся после какого-то народного праздника.

Возникновение суздаля
Посмотреть на Яндекс.Фотках

А праздников тут много. Уже традицией стали в музее праздники народных ремёсел. В этот день съезжаются умельцы, воочию можно наблюдать резьбу и роспись по дереву, изготовление глиняных игрушек, можно попробовать покосить траву или посидеть за ткацким станком. На празднике выступают фольклорные коллективы. Привлекают такие развлечения как катание на качелях, ходьба на ходулях, перетягивание каната. Праздники здесь не только общерусские, но и свои специфические. День Огурца только чего стоит! Мы так развеселились, что стали кататься на детских качалках с изображением голов коней и визжать от восторга. Потом опробовали свистульки разных форм и звучаний. Мелодии у нас, конечно, не получилось. Это не так просто.

На территории «села» небольшими куртинками растут берёзы – спутницы всех славянских поселений. Да и сейчас это дерево не редкость в палисаднике где-нибудь в российской глубинке. О берёзе слагали не только песни («Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая стояла»), но и притчи, легенды. Расскажу-ка я вам парочку под бренчание гуслей возле колодца.

Давно это было, так давно, что даже летописи затрудняются сказать. Но известно, что в славянском поселении росли деревья без названия. И такие они были прекрасные, что всякий, проходящий мимо, останавливался полюбоваться роскошными «косами» дерева. Да и было чем полюбоваться: стройный белый ствол, гибкие ветки, причудливо свисающие вниз, будто обнимающие «тело». А ещё на них цвели цветы невиданной красоты. При малейшем дуновении ветра они соприкасались друг с другом и издавали: «Трень-трень», будто колокольчики где-то звенят. А люди принимали звон за прекрасную мелодию. И жила в той деревне девушка по имени Василиса. И была она красотой и стройностью подобна тем чудесным деревьям. Любила Василиса в свободное от работы время посидеть на берегу среди этих деревьев. За это её и прозвали Бережной или для краткости Бережа. Новоявленная Бережа-Василиса всегда спешила всем на помощь, ко всем была добра, ласкова и внимательна. Поэтому её сельчане любили, оберегали и готовы были помочь. Но однажды случилась беда. Иванушка – жених Бережи ушёл воевать. Сколько она ни уговаривала его, сколько ни просила – всё без толку. Собрал солдатский мешок и покинул родное село. Поплакала Бережа, поплакала, да и успокоилась. Да и что ей оставалось делать? Прошло совсем немного времени. Односельчанин принёс ей горькую весть – Ивана на чужбине убили. Убежала Бережа на своё любимое место, упала на землю и заплакала. И так велико было её горе, и так долго она плакала, что чудесные деревья, впитав вместе с водами из земли горькие слёзы Бережины, покрылись чёрными пятнами. Ветви и вовсе стали чёрными, а прекрасные цветы опали. Так вот и стали те чудесные деревья такими, как сейчас. И называть их стали берёзами от прозванья Василисы – Бережа. От прежнего облика у них остались только листья да серёжки вместо цветов. Хотя, кто знает, может, цветут на берёзах когда-нибудь цветы, да только редко очень. Так редко, что никто не видел этого с тех давних пор. Так что, если когда-нибудь увидите на берёзе цветы, не удивляйтесь и не раздумывайте, откуда же они там взялись.

Говорят, что были времена, когда все деревья на земле были вечнозелёными и сохраняли свою листву даже суровой зимой. Но всё переменилось. И было это так. Однажды стая птиц совершала свой перелёт в тёплые края. Одна из птиц отстала от стаи: у неё было сломано крыло. Раненная птица порхала от дерева к дереву, ища убежище от холода. Берёза, качавшаяся на ветру, не обратила внимания на мольбы птицы. Так же поступила и ива, печалившаяся о каком-то своём тайном горе, склонившись над рекой. И устремлённый вверх гордый дуб не снизошёл до маленькой птички у своего могучего ствола. Наконец птица достигла ели, которая любезно приняла её, а рядом стоявшая сосна простёрла свои ветви, чтобы ещё лучше укрыть птицу от наступающего холода. Куст можжевельника предложил птице горсть своих ягод. Лесной дух разгневался на гордые деревья и заставил их заплатить за своё равнодушие к чужой беде. Когда вслед за первыми морозами подул ветер, он содрал с берёзы, ивы и дуба все их листья. С тех пор они обречены страдать от зимних морозов, в то время как милосердные ель, сосна и можжевельник вечно сохраняют своё зелёное убранство.

Источник: kozandrevna.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.