Уникальный артефакт доинкской цивилизации — Ворота Солнца, расположенные в современной Боливии. Когда их нашли инки, они уже были очень древними. До сих пор ученые не могут точно сказать — кто и когда их построил. А также — откуда у примитивных индейских племен взялись высокие технологии, позволившие создать этот памятник.

Ворота солнца

Возраст Ворот Солнца в Южной Америке точно не известен. Одни ученые называют цифру в 12 тысяч лет, другие говорят, что Ворота были построены только в III веке на шей эры. Неизвестно и то, кто возвел это грандиозное сооружение. Некоторые исследователи считают, что это были предки современных индейцев аймара. Есть такие, кто уверен — строители происходили из племени уру-чипайя или из народа такана.

Мертвый город, Вечный город

Чтобы увидеть этот загадочный объект в наши дни, нужно отправиться в Боливию и подняться на горное плато Альтиплано, на высоту почти четыре тысячи метров над уровнем моря. Там, на голой каменистой равнине, зажатой между заснеженными хребтами Анд, находятся развалины древнего города Тиауанако. На языке инков это означает «Мертвый город».


Разумеется, в те времена, когда этот город, площадью более четырех квадратных километров, был населен, жители называли его иначе. Как? По одной из легенд, он носил имя Виньаймарка, то есть «Вечный город». В той же легенде говорится, что именно здесь бог Виракоча сотворил Солнце, Луну и другие небесные светила.

Инки нашли Тиауанако после 1290 года благодаря Майте Капаку — четвертому правителю империи. Он решил расширить свои владения и отправился покорять соседние земли. К этому времени город давно опустел. Однако заброшенные дома, площади, статуи и святилища вызывали у инков такое изумление, что они решили — возвести подобные грандиозные сооружения могли лишь боги.

Ворота солнца

Ворота солнца

Одно из первых подробных описаний Мертвого города составил перуанский историк XVI века Инка Гарсиласо де ла Вега: «…среди других сооружений, которые имеются в том месте и вызывают восхищение, одно было горой или холмом, сделанным вручную… В другой части селения, удаленной от того холма, стояли две высеченные из камня фигуры гигантов в длинных до земли одеяниях и со своими украшениями на головах, — все уже сильно разрушенное временем, что указывало на их большую древность.


Видна также огромнейшая стена из таких огромных камней, что одна только мысль о том, какие человеческие силы смогли доставить их туда, где они находились, вызывала наибольшее восхищение, поскольку — и это правда — вокруг на громадном расстоянии нет скал или каменоломен, откуда можно было бы извлечь те камни.

В другой части видны другие великолепные сооружения, но больше всего поражают несколько огромных порталов из камня, поставленных в разных местах, многие из которых монолиты из одного только камня, обработанного со всех четырех сторон, но чудо этих порталов возрастает еще больше, ибо многие из них установлены на камнях, причем некоторые, будучи измерены, оказались тридцати футов в длину, пятнадцати в ширину и шести в высоту. И эти такие огромные камни и порталы были сделаны из одного куска; невозможно постичь и понять, каким инструментом или орудиями могли быть выполнены эти работы».

Ворота солнца

Рукотворный холм — это Акапана, представляющая собой ступенчатую пирамиду 15-метровой высоты. От нее до наших дней остался только холм с вымощенной двухсотметровой площадкой основания, к которой некогда вели ступени. На вершине находились обширный бассейн и несколько строений. Холм был обнесен мощными оборонительными стенами и разделен на три террасы.


Фигуры гигантов, о которых пишет Инка Гарсиласо, — самые большие каменные статуи доколумбовой Америки — «Монолит Беннетта» и «Монолит Понсе Санхинеса», названные по именам открывших их ученых. Первый имеет высоту 7,5 метра и весь покрыт сложными рельефными изображениями. Большинство исследователей считает, что этот монолит изображает женщину-богиню.

Ворота солнца

На почти прямоугольной ее голове находится что-то вроде короны, а из глаз как бы текут слезы. Руки сложены на груди. Когда-то статуя была главным идолом полуподземного храма, исследованного американским археологом Беннеттом в 30-х годах XX века.

Календарь с Венеры

А вот порталы, упомянутые перуанским историком, — это и есть те самые Ворота Солнца, или Инти-Пунку. Они вытесаны из десятитонного блока андезита размером 3 на 3,75 метра. Верхнюю часть Ворот украшает богатый рельеф, в центре которого находится фигура человека с невероятно большой головой, окруженной нимбом. Нимб образуют двадцать четыре луча, каждый из которых заканчивается головой ягуара или пумы. Из глаз человека текут слезы. В руках его большой жезл с головками кондоров наверху. Свита из 48 полулюдей-полуптиц, изображенных ниже, держит в руках точно такие же жезлы.


Ворота солнца

Кто изображен на Воротах Солнца? Споры об этом не утихают до сих пор. Большинство ученых сходятся в том, что это бог Кон-Тики Виракоча. Он -главное божество и творец мира у большинства индейских народов, в том числе у инков. Этот же бог изображен на тканях, относящихся к доинкскои эпохе, и на множестве керамических сосудов, обнаруженных в различных районах Анд.

Впрочем, персонаж на барельефе -не единственная загадка Ворот. Каким образом неизвестные древние строители вообще смогли создать столь грандиозное сооружение? Создать тонкую резьбу вокруг божества примитивными орудиями, которые были в распоряжении индейцев, было практически невозможно. Что же за технологии были здесь использованы? Это породило теории о том, что Ворота Солнца — не что иное, как место перехода из нашего мира в другой. Или в иное измерение. Соответственно, и технологии использовались неизвестные в нашей реальности.

Ворота солнца

Ворота солнца


Более реалистичная теория о предназначении Ворот была выдвинута самым известным исследователем Мертвого Города, инженером Артуром Познанским. Он считал, что на барельефе изображен календарь. Правда, весьма странный! В году на нем не 365, а 290 дней, в месяце 24 дня, в сутках 30 часов. Причем, они не соответствуют привычным для нас обычным часам. К тому же ряд знаков, которые были истолкованы как символы солнечного затмения, показывают, что затмения эти происходили с невероятной частотой — каждый месяц по 19 раз…

Можно было бы просто решить, что теория неверна и символы на Воротах не имеют никакого отношения к астрономическим вычислениям. Если бы они не совпадали с… венерианским календарем. Что, естественно, привело к появлению предположений о том, что жители Тиауанако имели контакты с внеземными цивилизациями.

Дикари против пришельцев?

Тем не менее главная загадка Ворот Солнца и всего Тиауанако в том, почему это странное место было покинуто. Что стало с цивилизацией Тиауанако? Археологи установили, что она исчезла примерно в XII веке. Похоже, что город оставили внезапно. К примеру, отделку Ворот Солнца даже не закончили.

Считается, что вероятной причиной падения Тиауанако стало колоссальное землетрясение. Воды расположенного неподалеку озера Тиауанако вышли из берегов и затопили город. Одновременно на него обрушилась лава разбушевавшихся вулканов. Гибель столицы вызвала братоубийственные войны, довершившие развал страны. Просуществовав более двух с половиной тысяч лет, культура Тиауанако угасла, уступив место набирающему силу Инкскому государству.


Ворота солнца

Ворота солнца

Эта версия не единственная. Другая говорит о том, что цивилизация Тиауанако погибла при вторжении варваров. Но что это были за варвары? Возможно, более отсталые племена, жившие высоко в горах. Они охотились на диких животных, занимались собирательством и примитивным земледелием. Раскопки перуанских и французских археологов в центральных районах Перу, проведенные в 70-х — начале 80-х годов XX века, доказывают, что эти скотоводческие племена появились в Андах уже в глубокой древности, возможно, в IV-V тысячелетиях до нашей эры.

В эпоху Тиауанако в результате незначительных изменений климата площадь  горных пастбищ сначала возросла, а потом резко сократилась. В благоприятный период горцы увеличили численность своих стад, но потом они оказались перед угрозой массового падежа скота и голодной смерти. Поэтому они покинули высокогорные пастбища и спустились в долины. Горцы обрушились на лежавшие в долинах города и стерли с лица земли главный культурный центр — Тиауанако. А спустя некоторое время сами пали под натиском империи инков.

Марина ВИКТОРОВА

Источник: paranormal-news.ru

История Тиуанако


Одной из основных сложностей в исследовании истории Тиуанако стало отсутствие письменных источников. Все важнейшие события отражены в легендах и песнях индейцев, передаваемых из поколения в поколение. Немногими письменными свидетельствами доколумбовой истории Нового Света являются летописи испанских священников, целью которых было изучение обычаев коренных индейцев для обращения их в христианство. Однако, информация, записанная священниками, зачастую была либо неверно ими понята, либо умышленно искажена аборигенами из-за нежелания сотрудничать с испанскими конкистадорами.

С одной стороны, испанцы собирали важную информацию, с другой — они сделали все возможное, чтобы истребить духовную и материальную культуру аборигенов. После грабежей и разрушительных деяний конкистадоров сохранилось лишь то, что было скрыто под землей.

Комплекс, к счастью, был надежно укрыт толстым слоем почвы, над поверхностью возвышались только огромные каменные Врата.

Когда-то загадочный город назывался Тайпикала (Taypikala; лосл. «Каменная сердцевина Мира»); по другим данным, в эпоху собственного расцвета он именовался Виньаймарка (Вечный город); сегодня его имя — Тиуанако (Мертвый город).


Вообще, название «Тиуанако» объединяет в себе целый исторический пласт – цивилизацию Тиуанако, пик величия которой пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же цивилизация зародилась в период 2000 – 1500 гг. ДО н. э. Основателями Империи принято считать индейцев Южной Америки, которые расселились на этих землях, прибыв с Северной и Центральной Америки. Поднявшись высоко в горы, некоторые племена объединились и образовали государство, столицей которого стал Тиуанако.

Впоследствии к Тиауанако присоединилась большая часть континента, причем, не было никакой агрессии и военных действий со стороны народа, объединяющего вокруг себя другие племена. Город стал культурным, экономическим и религиозным центром огромного государства.

Во время подъема города на его территории в 2,6 км² проживало около 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на этот счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. ДО н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с небольшим контингентом постоянных жителей.

Тиауанако

Ученые сходятся во мнении, что город пережил 2 катастрофы: одну — природную, вызванную потоком воды, а следом — трагедию неизвестного происхождения.


, что именно наводнение явилось причиной гибели города,свидетельствуют остатки озерной флоры и кости рыб, обнаруженные в наносах вместе с фрагментами скелетов людей, погибших в стихийном бедствии. Причем, кости людей и животных перемешаны в хаотическом беспорядке с каменными плитами, орудиями труда, церемониальной утварью и множеством других предметов. Создается впечатление, что все это сваливалось в кучу неведомой разрушительной силой.

Американский историк, археолог и антрополог Алан Колата (англ. Alan Kolata) предполагает, что причиной падения могучей цивилизации стало не наводнение, а напротив, продолжительная засуха — в андских ледниках и донных осадках озера Титикака сохранились свидетельства длительного засушливого периода (с X в. до 1300 г.), приведшего к неурожаям и, как следствие, к голоду. Спасаясь, люди покинули Тиуанако.


Культура и земледелие

В основе культуры Тиуанако лежал культ Солнца, поэтому золото, солнечный металл, являлось для народа самым почитаемым материалом: им украшались храмы, одеяния власть имущих и жрецов. Также было хорошо развито производство керамических изделий.

Особого внимания заслуживает интенсивное земледелие цивилизации, где почти 200 га земли были отведены под сельскохозяйственные угодья. Для возделывания таких территорий необходимо было обладать обширными научными познаниями.


И сегодня местность в округе озера Титикака мало пригодна для ведения земледелия классическими методами, что иллюстрирует нынешнее плачевное состояние сельскохозяйственных угодий в этом районе. Исследования же показали, что земледелие в древнем государстве находилось на необычайно высоком уровне.

Тиауанако

На обнажившихся от отступившей воды озера землях видны характерные чередующиеся полосы. Только в 60-х годах XX в. удалось понять назначение полос и мелких каналов. Эти Вару-Вару (Varu-varu), как их называют индейцы, оказались частью сложной системы древнего экоземледелия, согласно легендам, оставленного народу Тиауанако Богами. Древний агротехнический комплекс, который превосходил современные системы землепользования, сейчас называется «поднятыми полями». Вокруг озера индейцы возводили искусственные насыпи, орошаемые с помощью системы каналов.

В 1993 г. расположенные по соседству фермерские хозяйства провели эксперимент, полностью воссоздав часть древних поднятых полей и засадив их картофелем. Результат превзошел всяческие ожидания: на экспериментальных участках фермеры получили картофель отличного качества, а количество в 10 раз превысило урожай, получаемый при обычной посадке. На такой высоте заморозки сильно вредят урожаю, а на поднятых полях их воздействие сводится к минимуму благодаря каналам, вода которых аккумулирует дневное тепло. Урожай на таких полях не страдает ни от засухи, ни от наводнений.


Разрушение и восстановление «Мертвого Города»

Священный город был портом, видимо, он строился в ту пору, когда Титикака было намного шире и почти на 30 м. глубже, о чем говорят сохранившиеся портовые сооружения, расположенные у прежней береговой черты озера. Городская гавань с пирсами и дамбами была возведена из громадных каменных блоков весом 100 — 440 тн. Сегодня портовые сооружения находятся в 20 км. от берега озера. Большинство специалистов предполагают, что причиной резкого уменьшения объема воды в водоеме явился электроразрядный взрыв некоего космического тела в атмосфере Земли. Предания и мифология южноамериканских аборигенов позволяют определить не только траекторию падения крупного фрагмента кометы, но даже места разрядных взрывов.

Предположительно, огромная взрывная волна расплескала воды озера, значительно понизив его уровень, и разбросала, словно спички, массивные каменные блоки, из которых были выстроены городские здания. Мощная сила взрывной волны гнала гигантский водяной вал высотой более 30 м. по всей поверхности озера Титикака (более 600 км), который сносил все стоящие на его пути преграды. Смертоносная лавина воды перекатилась через остров, на котором находился порт, смывая дома вместе с людьми. Вероятно, картина всесокрушающего потока и породило космогонический миф о боге Виракоче (исп. Huiracocha; кечуа Wiraqucha). За одни жуткие сутки объем озера уменьшился почти в 4 раза, а город погиб в результате ужасной катастрофы.

Свое имя опустевший город получил от Инков, потому что к тому времени он уже многие сотни лет лежал в руинах. Историки заявляют, что до прихода Инков на Титикаку, всей территорией нынешнего Перу владел «народ Тиуанако», однако, никто не ведает, кто были эти люди, откуда они пришли и куда исчезли.

По свидетельствам испанских летописцев, здесь первые Инки строили свою резиденцию. Неподалеку от древних сооружений города находились постоялые дворы Инков. Вблизи стоял и дом, где родился Манко Инка.

На священном острове Титикака — по легенде именно туда бог Инти опустил на землю первых Инков, Манко Капака (кеч. Manco Capac; основатель государства Инков) и Маму Окльо (кеч. Mama Occlo; сестра и жена Манко Капака) — Инки возвели Храм Солнца, полностью обшитый золотыми пластинами. Существует предание, что когда на эти земли вторглись алчные испанцы, индейцы утопили все сокровища в озере.

После разрушения и разграбления Тиуанако в XVII в., интерес к городищу заметно ослаб. Изменение отношения к древним руинам наблюдалось во время войны за независимость от испанской короны (1810 – 1826), когда борцы за независимость возвели доколумбовое прошлое в статус икон национального самосознания. Это подтверждается тем фактом, что в 1825 г. Антонио Хосе Сукре (освободитель и президент Боливии) приказал выкопать и установить на прежнем месте в Тиауанако Врата Солнца и объявить их символом рождения новой нации. Однако, эти патриотические настроения оказались недолгими.

К началу XX в. город продолжали связывать с диким прошлым, его не только не пытались сохранить, но по-прежнему варварски уничтожали. Происходило «систематическое разрушение руин древнего города. Истребление городища осуществлялось как индейским населением современной деревни Тиуанако, которое использовало руины в качестве каменного карьера для своих бытовых и коммерческих нужд, так и строителями железной дороги Гуаки – Ла-Пас (исп. Guaqui — La Paz).

В современном поселке Тиауанако с первого взгляда поражает огромное количество мастерски отесанного камня в грубых постройках, оградах дворов и мостовых. Церковь тоже построена в основном из древних блоков. Повсюду видны фрагменты древностей из соседних развалин, откуда были вывезены тесаные камни не только для окрестных деревень и храмов долины, но и для строительства Собора боливийской столицы Ла-Пас. Памятники прошлого «снабжали» материалами многие общественные здания, мостов, автодороги сегодняшнего времени. Испанцы взрывали даже уникальные гигантские скульптуры, чтобы их куски использовать для строительных целей.

Вновь отношение к Тиауанако изменилось после революции 1952 г., когда к власти пришли националистические лидеры, выдвинувшие лозунг, что Тиуанако, как славное прошлое, должно объединять всех боливийцев. В 1953 г. правительством страны были предприняты важные шаги по институционализации археологии. Так, в 1957 г. был создан Боливийский государственный Центр археологических исследований, направленный на изучение и сохранение общего андского прошлого, а также восстановление уникальных исторических памятников.

Восстановление комплекса называют «археологической пародией», затеянной для привлечения туристов. Специалисты предупреждают, что из-за неумелого «макияжа» пирамид, Тиуанако может лишиться статуса объекта культурного наследия. Древние культовые сооружения обкладываются сырцовым кирпичом, затем штукатурятся, в то время, как древние строители использовали тесанные каменные блоки. Нужно признать, что первоначального произведения высочайшего строительного искусства человечество не получит уже никогда. Так или иначе, даже разграбленные руины потрясают былым величием.


Подземный город

В основе экономики Тиуанако на всем протяжении существования цивилизации лежало земледелие.

Но в 1150 г. н. э., по данным ученых, произошли кардинальные климатические изменения. Европа заливалась дождями, а на андские высокогорья современной Боливии не пролилось ни капли осадков. Для Тиуанако начался период упадка, люди покинули город и нашли убежище в небольших горных деревушках.

Тиуанако

В 2005 г. на озере Титикака был обнаружен подземный город в горе Тимоко — последнее убежище народа Тиуанако. Этот подземный город укрывал до 8 тыс. человек, которые жили в разветвленных лабиринтах почти 200 лет — до 1400 г. Но в 2009 г. большая часть построек народа Тиуанако было уничтожено землетрясением.

Интереснейшую информацию донесли до нас инкские легенды, рассказывающие, что первые правители Инков, основавшие Куско, пришли со священного Тиуанако и были объявлены Богами. Примечательно, что боги основали столицу Инков около 1200 г. (через 20 лет после исчезновения Тиуанако) и за несколько лет создали могущественную Империю, ставшую величайшим сообществом народов Южной Америки всех времен.

Сегодня некоторые исследователи, не находя объяснений многим феноменам, связывают возникновение Империи Инков с неземными цивилизациями. Сам город Тиуанако является самым загадочным звеном в цепи необъяснимых событий и явлений в истории Земли, одним из самых таинственных мест в мире.

Хочется верить, что скоро человечество отыщет ответы хотя бы на часть вопросов, связанных с удивительной цивилизацией, стоявшей у истоков зарождения народов, населяющих сегодня Южную Америку.


Достопримечательности архитектурного комплекса

В знаменитый археологический комплекс входят следующие архитектурные объекты: пирамида Акапана; храм Каласасайя, на территории которого располагаются знаменитые «Врата Солнца», монолиты Понсе (исп. Monolito de Ponce) и Монах (исп. Monolito de Monje); полуподземный Храм Каменных голов (исп. Templete Semisubterraneo); храмы «Кантатальита», «Путуни» и «Врата Луны» (исп. Puerta de la Luna).


Пирамида Акапана

Одной из главных исторических достопримечательностей Боливии и доминирующим сооружением комплекса Тиуанако является священная пирамида «Акапана» (исп. Piramide de Akapana), что на языке аймара означает «Место, где гибнут люди». Для цивилизации Тиуанако эта «Священная гора» — Храм богини Пачамамы (на языке кечуа Pachamama; Мать-Земля) — была центром города и Мира.

Священная пирамида «Акапана»Первая постройка древнего города представляет собой 17-метровую многоуровневую пирамиду (7 ступеней) с длиной основания около 200 м. Грани «Священной горы», облицованные плитами из андезита, ориентированы по сторонам света. На вершине пирамиды был устроен крестообразной формы бассейн, а внутри сооружения скрыта сложная система зигзагообразных каменных каналов, которые с ювелирной точностью состыкованы и выравнены по углам. Вода из бассейна поступала в каналы. Назначение этих трубопроводов, выполненных с величайшей тщательностью, пока не выяснено. Вследствие значительных разрушений непонятно и назначение пирамиды.

За времена, прошедшие после конкисты, около 90% облицовочных плит сооружения было выломано для строительных нужд.

В целях привлечения туристов власти страны взялись за восстановление Акапаны, используя сырцовый кирпич, который может привести к разрушению памятника. Кроме того, после изменения первоначального облика пирамиды в ходе бездарной реставрации, она, вероятно, будет исключена из списка охраняемых объектов ЮНЕСКО.


Храм Каласасайя

К северу от пирамиды Акапана расположено главное сооружение Тиуанако — Храм Каласасайя (исп. Templo de Kalasasaya; с айм. «Стоящие камни»). Открытый Храм прямоугольной формы, стены которого из гигантских блоков красного песчаника и андезита (многие весом более 40 тн) были выстроены с некоторым наклоном к центру здания, что свидетельствует о необычайно высоком профессионализме тиуанакских инженеров. Предположительно, сооружение использовалось для астрономических наблюдений и исполняло роль точного каменного календаря. Излишки воды с вершины сооружения отводились посредством системы водостоков. Храм был снабжен уникальными средствами коммуникации — вырезанными в камне отверстиями в виде человеческого уха. Расположив правильно ухо в таком отверстии, можно услышать, что говорят на значительном расстоянии.

В 1960 г. Храм был восстановлен, но реконструкция была выполнена не очень профессионально.


Врата Солнца

Внутри Храма Каласасайя, в его дальнем северо-западном углу, находится самый внушительный каменный монумент культуры Тиуанако – Врата Солнца (исп. Puerta del Sol), высеченные из монолитного блока серо-зеленого андезита. Колоссальные Врата (весом около 44 тн, высотой — 3 м., шириной – 4 м., толщиной – 0,5 м.) были расколоты на 2 части. Так как ось пирамиды Каласасайя ориентирована с востока на запад, некоторые ученые выдвигают гипотезу, что Врата Солнца могли быть первоначально установлены в центре Храма.

Вся поверхность каменных ворот покрыта замысловатой резьбой — искусно вырезанными знаками и символами. Наверху изображено человеческое воплощение солнца со скипетрами в руках — символами власти; внизу выгравированы 12 месяцев года, точно соответствующие современному календарю. С противоположной стороны Ворот высечены глубокие ниши, предположительно, для жертвоприношений.

Врата Солнца — один из самых загадочных объектов археологического комплекса. Археологи полагают, что Врата связаны с богом Солнца, и, быть может, использовались для летосчисления.


Врата Луны

У западной части пирамиды Каласасайя стоят еще одни ворота, но меньшего размера, Врата Луны (исп. Puerta de la Luna). Они представляют собой монолитную каменную арку из андезита высотой 2,25 м, фриз которой тоже украшен резным орнаментом.


Храм каменных голов

К востоку от главного входа в Каласасайю находится полуподземный Храм каменных голов (исп. Semisubterraneo Templete). Святилище стало первым объектом городища, где Боливийский государственный археологический Центр начал проводить систематические раскопки, и первым было восстановлено. Это почти квадратное в основании сооружение (28,5×26 м), углубленное в землю более, чем на 2 м. Дренажная каменная система Храма действует по сей день. По всему периметру святилища через равные промежутки установлены 57 массивных каменных столбов из красного песчаника, между которыми уложены гладко обтесанные плиты.

Стены Храма украшают 175 каменных голов, вытесанных из известняка и вмурованных в стены. На основании того, что все головы совершенно разные, некоторые исследователи придерживаются мнения, что это изображения представителей различных этносов, входивших в государство Тиуанако. Степень сохранности скульптур неодинакова, уровень и манера исполнения голов тоже разные — похоже, что они были созданы разными мастерами и в разное время. В центре святилища стоит монолит, называемый «Monolito Barbado» (Бородатый Монолит).

Некоторые ученые полагают, что Храм олицетворял подземный мир, в то время как Каласасайя символизировал Землю.


Храм Кантатальита

К востоку от Каласасайи покоятся развалины полуподземного храма Кантатальита (Kantatallita) или «Luz del amanecer» (Утренний свет). Святилище практически полностью разрушено, от него остались лишь разбросанные огромные гранитные блоки (весом от 1 до нескольких десятков тонн). Храм был прямоугольным сооружением с массивной аркой. Резной фриз арки, видимо, был украшен золотыми пластинами, так как по его краю тянется цепочка отверстий для крепления пластин. Фриз сильно поврежден, золото снято, скорее всего, конкистадорами.


Пума Пунку

В древнем городе возвышаются еще один загадочный храмовый комплекс — «Пума Пунку» (айм. Puma Punku; «Врата Пумы»). Эти гигантские Ворота возводились из монолитных андезитовых и гранитных блоков (до 3 м. в высоту, весом до 150 тн), без использования скрепляющего раствора. Каждый камень идеально отшлифован, блоки плотно подогнаны друг к другу без малейшего зазора. Верхняя часть ворот украшена резным рельефом, в центре которого — большая человеческая фигура с ореолом солнечных лучей вокруг головы, которые стекаются в изображение пумы.

По мнению современных ученых, эта фигура символизирует верховного Бога Тиуанако. По обеим сторонам от главного божества вырезаны 48 почти одинаковых изображений «человека-кондора».

Какие же ритуалы проводились возле этих двух гигантских сооружений? Многие известные современные экстрасенсы, медиумы и парапсихологи уверены, что эти ворота – двери в иные миры и эпохи, созданные древними мастерами-магами.


«Виселица Инков»

За много столетий до того, как в Европе задумались о форме нашей планеты, андская цивилизация Тиуанако уже владела точными науками, такими как астрономия, физика и математика. Сегодня вдоль горной цепи Анд в разных местах найдены остатки городов древнего народа. Одно из таких мест находится на берегу озера Титикака, это «Виселица Инков», одна из древнейших астрономических обсерваторий мира. Первооткрыватели сооружения, построенного 4 тыс. лет назад, в 1978 г. назвали обсерваторию виселицей, ошибочно предположив, что это бывшее место казни. Собственно говоря, и к Инкам она никакого отношения не имеет.

Благодаря особой системе отверстий в камнях, древние люди определяли дни зимнего и летнего равноденствия, получали знания о с/х циклах. По сей день местные жители пользуются сигналами древней обсерватории Тиуанако при составлении графиков земледельческих работ. Боливийцы говорят: «Предки передали нам свои знания, благодаря чему мы умеем получать хорошие урожаи».


Источник: hasta-pronto.ru

Ворота Солнца

В удивительной стране Боливии задолго до появления могущественных инков правила другая цивилизация – Тиуанако, которая процветала на протяжении 4 столетий. Одним из наиболее загадочных объектов этой империи, сохранившихся до наших дней, являются Врата Солнца (англ. Gate of the Sun и исп. Puerta del Sol).

Общая информация об историческом памятнике

Ворота представляют собой каменную арку с внушительными размерами: высота 3 метра, ширина 4 метра и толщина полметра, а их вес составляет примерно 44 тонны. Для возведения сооружения аборигены использовали цельный монолит из серо-зеленого андезита.

Ворота Солнца в Боливии находятся недалеко от озера Титикака на высоте около 3800 метров над уровнем моря и входят в состав храма Каласасайя, являясь при этом частью архитектурного комплекса Тиуанако. Они расположены на том самом месте, где были обнаружены в конце XIX века. Ученые до сих пор не имеют четкого представления, для чего именно использовался данный монумент, и только выдвигают на этот счет различные гипотезы.

Археолог-любитель Артур Познански первый дал историческому памятнику название Ворот Солнца, которое так за ним и закрепилось.

Знаменитый историк Вацлав Шольц предполагает, что Ворота Солнца в прошлом несколько раз разбивали, а затем заново восстанавливали, но первоначальное их местонахождение это не объясняет. Некоторые исследователи полагают, что они находились в центре храма.

Описание Ворот Солнца Тиуанако

На самом верху арки был выбит рельеф с человеческим образом в центре. Данная фигура изображена с жезлом в руках, вместо волос у нее находятся головы пумы и кондора, а пояс увенчан черепами людей. При осмотре создается такое впечатление, что по лицу этого существа текут слезы.

Вокруг этой фигуры находится 48 мифических существ, лица которых повернуты в центр. Вокруг них имеется замысловатая резьба с иероглифами. С другой стороны Врат Солнца находятся глубокие ниши, которые, скорее всего, использовались для жертвоприношений. Изначально вся арка была покрыта листовым золотом, сегодня сохранившимся лишь в отдельных местах.

Исследователи считают, что на воротах изображен бог Солнца цивилизации Тиуанако, а сами они использовались для летоисчисления. В 1949 году ученые наконец-то смогли расшифровать надписи, оказавшиеся довольно точным астрономическим календарем.

Интересные факты о Вратах Солнца

Удивительным фактом является то, что год здесь имеет 290 дней и равняется 10 месяцам, два из которых состоят из 25 дней, а остальные из 24. Многие археологи считают, что это календарь для внеземной цивилизации. По одной из версий, это летоисчисление планеты Венера, а другая говорит нам, что когда-то на нашей планете была другая продолжительность суток…

Стоит отметить еще один важный факт: на Воротах Солнца в Боливии среди различных фигурок животных было обнаружено несколько изображений доисторического животного – токсодона. Это млекопитающее обитало в Южной Америке более 12 тысяч лет назад.

Из этого можно сделать вывод, что монумент был построен примерно в это же время. До сих пор для многих остается загадкой, как древний народ смог возвести на такой большой высоте столь массивные сооружения из камня.

В 2000 году архитектурной комплекс Тиуанако был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе и Ворота Солнца. Это символ величественной цивилизации, которая играла важную роль в истории доколумбовой Америки.

Как добраться до монумента?

Исторический объект находится в окрестностях столицы Боливии (расстояние примерно 70 км). Доехать от Ла-Паса можно на автомобиле по шоссе номер 1. Также можно добраться от озера Титикака (15 км), а далее следовать указателям. Ворота Солнца находятся в самом дальнем углу храма Каласасайя.

Данный объект является одним из наиболее загадочных монументов во всем археологическом комплексе Тиуанако, при этом он считается и самым известным. Отправляясь к этой исторической памятке, не забудьте захватить с собой фотоаппарат, ведь фото рядом с Воротами Солнца будут радовать вас и удивлять всех ваших знакомых еще долгое время после путешествия.

Божество Мифические существа
Ниши Общий вид

Источник: womanadvice.ru

Южная Америка богата на очень древние монументы, которые нам показывают культуру пропавших цивилизаций. Таким местом является древний город Тиахуанако. Ученые считают, что эта цивилизация достигла своего пика в период между 5-м и 9-м веком.

Город Тиахуанако находится примерно в 3800 метров над уровнем моря, вблизи озера Титикака, на территории Боливии. Археологические находки говорят о существовании нескольких этапов развития города – современный город, чьи постройки были из камня, и также гораздо более древний, в основном построен из глины.

В регионе есть следы от многочисленных храмов, жилых построек, инфраструктуры, а также мест с подземными каналами. Одними из самых интересных останков была эта пирамида Акапана, которая когда-то состояла из 7 уровней с общей высотой около 20 метров.

Недалеко от пирамиды находится еще один интригующий объект – храм Каласасайя. Частью самого храма, и возможно, наиболее значимым признаком древнего искусства Тиахуанако – ‘Ворота Солнца’.

ворота

Когда он был заново открыт европейскими исследователями в середине 19 века, мегалит лежал горизонтально и расколот пополам. В настоящее время ‘Ворота Солнца’ стоят на том же месте, где были найдены, хотя и считается, что это не оригинальное ее местоположение.

ворота солнца

‘Ворота Солнца’ созданы из блока андезита (вулканическая скала). Высокая, чуть более 2,7 метров, а ширина около 3,8 метров, а само отверстие в двери имеет ширину 1,4 метра. Чуть выше дверного проема находится, вероятно, наиболее отличительная черта древнего монумента – *барельефное изображение божества.

Вокруг головы есть что-то вроде ореола из небольших глав. Некоторые ученые интерпретируют это как метафору лучам солнца, а мелкие лица означают, что он светит во всех направлениях. Руки божества держат какие-то предметы, которые до сих пор являются предметом многочисленных дискуссий.

*Барельеф – разновидность тиснения, при котором формы, фигуры и предметы выступают над изображением на плите.

Большинство историков считают, что это ‘бог Солнца’. Другие источники указывают, что это высшее божество инков – создатель Сама.

ворота солнца

В соответствии с мифами и легендами Сама вышел из озера Титикака, когда мир был окутан в мрак и дал свет, создав Солнце, Луну и звезды.

Затем он вдохнул жизнь в камни и создал огров. Они были лишены ума, и это не по нравилось божеству. Сама их уничтожил и затем создал людей из более мелких камней.

Вокруг таинственного образа божества, на поверхности ‘Ворот Солнца’ есть еще 48 фигурок птиц и людей. По мнению ученых, это божьи посланники.

Толкование — ‘Ворота Солнца’ разнообразны. Есть и такие, которые говорят, что это портал в другие измерения. С религиозной точки зрения это может быть портал в ‘мир богов’.

Другая теория гласит, что это календарь, с изображением одного солнечного года, но не тот, который мы знаем сегодня. Это год длится 290 дней, или 12 месяцев по 24 дня + 2 дополнительных дня. Другой темой, предметом дискуссии, является возраст ‘Ворот Солнца’. В то время как одни считают, что знаменитый памятник имеет возраст 14 000 лет, другие считают, что это значительно более ранний период, имея в виду, что некоторые из фигур не закончены.

Другая теория гласит, что это календарь, с изображением одного солнечного года, но не тот, который мы знаем сегодня. Это год длится 290 дней, или 12 месяцев по 24 дня + 2 дополнительных дня.

Другой темой, предметом дискуссии, является возраст ‘Ворот Солнца’. В то время как одни считают, что знаменитый памятник имеет возраст 14 000 лет, другие считают, что это значительно более ранний период, имея в виду, что некоторые из фигур не закончены.

Ворота Солнца

То, что известно наверняка, так это, что ‘Ворота Солнца’- это важный монумент, оставшийся от потерянной культуры Тиахуанако.

Источник: vcentre.net

Ворота солнца

Тиуанако — древний город, духовный и политический центр андской цивилизации., расположенный на высокогорном плато Альтиплано на высоте около 4 тыс. метров над уровнем моря, в 15 км от озера Титикака на севере Боливии. Когда-то загадочный город назывался Тайпикала — «Каменная сердцевина Мира». Инки считали Тиуанако местом, откуда был родом их первый легендарный правитель Манко Капак.

За девять веков до появления инков, в Андах, на территории современных Аргентины, части Перу, Боливии и Чили, правила другая, более долговечная империя Тиуанако. Тогда как могущественная цивилизация Инков существовала около 90 лет, культура Тиуанако процветала более 400 лет.

В 2000 г. уникальный археологический комплекс Тиуанако был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «свидетельство мощи культуры, сыгравшей главную роль в развитии… доколумбовой Америки».

Ворота солнца

Некоторые ученые полагают, что в период расцвета территория Тиуанако равнялась по площади современной Франции. А в столице этой империи проживало 115 тысяч жителей и еще четверть миллиона – в окрестностях города.

Поныне остается загадкой, как древнему народу удалось построить массивные каменные сооружения на высокогорном плато Альтиплано, ведь вес некоторых блоков достигает 400 тонн. Окутан тайной и закат величайшей культуры.

Одной из основных сложностей в исследовании истории Тиуанако стало отсутствие письменных источников. Все важнейшие события отражены в легендах и песнях индейцев, передаваемых из поколения в поколение. Немногими письменными свидетельствами доколумбовой истории Нового Света являются летописи испанских священников, целью которых было изучение обычаев коренных индейцев для обращения их в христианство. Однако, информация, записанная священниками, зачастую была либо неверно ими понята, либо умышленно искажена аборигенами из-за нежелания сотрудничать с конкистой.

После грабежей и разрушительных деяний конкистадоров сохранилось лишь то, что было скрыто под землей. Комплекс Тиуанако, к счастью, был надежно укрыт толстым слоем почвы, над поверхностью возвышались только огромные каменные Врата.

Ворота солнца

Историки утверждают, что Тиуанако был портом и причиной резкого уменьшения объема воды в озере Титикака явился взрыв некоего космического тела в атмосфере Земли. По одной из гипотез, огромная взрывная волна расплескала воды озера, понизив его уровень, и разбросала массивные каменные блоки, из которых были выстроены городские здания. Мощная взрывная волна гнала гигантский водяной вал высотой более 30 метров по поверхности озера Титикака (более 600 км), который сносил все стоящие на его пути преграды. За одни сутки объем озера уменьшился почти в 4 раза, и город погиб в результате ужасной катастрофы.

Версия, что Тиуанако был портом, когда сюда доходило озеро Титикака, абсолютно не выдерживает критики и не согласуется с реальными фактами. Если бы сюда дошла вода, то объект представлял бы собой просто небольшой островок, окруженный водой со всех сторон. Но рядом с Тиауанако, вблизи восточного берега озера Титикака, расположен мегалитический комплекс Пума Пунку, где центральное место образуют мощные блоки (вес самого крупного из них оценивается в 400 тонн), уложенные в качестве фундамента какой-то древней конструкции.

Ворота солнца

Как писал Андрей Скляров в книге «Перу и Боливия задолго до инков», «с учетом характера расположения деталей (а можно сказать и обломков) конструкции, некогда располагавшейся на этом фундаменте, можно предположить сильный взрыв в этом месте. Версии землетрясения и Потопа тут явно не проходят».

Помимо Пума Пунку в комплекс Тиуанако входят: пирамида Акапана; храм Каласасайя, на территории которого располагаются знаменитые «Врата Солнца», монолиты Понсе и Монах, полуподземный Храм Каменных голов, храмы «Кантаталита» и «Врата Луны».

ПИРАМИДА АКАПАНА

Ворота солнца

Одним из главных сооружений комплекса Тиуанако является священная пирамида «Акапана», что на языке аймара означает «Место, где гибнут люди». Для цивилизации Тиуанако эта «Священная гора» была центром города и Мира.

Акапана представляет собой 17-метровую многоуровневую пирамиду (7 ступеней) с длиной основания около 200 метров. Грани «Священной горы», облицованные плитами из андезита, ориентированы по сторонам света. На вершине пирамиды был устроен крестообразной формы бассейн, а внутри сооружения скрыта сложная система зигзагообразных каменных каналов, которые с ювелирной точностью состыкованы и выравнены по углам. Вода из бассейна поступала в каналы. Назначение этих трубопроводов, выполненных с величайшей точностью, пока не выяснено. Непонятно и назначение пирамиды. За времена, прошедшие после конкисты, около 90% облицовочных плит Акапаны было выломано для строительных нужд.

ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ

Ворота солнца

К северу от пирамиды Акапана расположено главное сооружение Тиуанако — Храм Каласасайя — «Стоящие камни». Открытый Храм прямоугольной формы, стены которого из гигантских блоков красного песчаника и андезита (многие весом более 40 тонн) были выстроены с некоторым наклоном к центру здания, что свидетельствует о необычайно высоком профессионализме тиуанакских инженеров.

Предположительно, сооружение использовалось для астрономических наблюдений и исполняло роль точного каменного календаря. Излишки воды с вершины сооружения отводились посредством системы водостоков. Храм был снабжен уникальными средствами коммуникации — вырезанными в камне отверстиями в виде человеческого уха. Расположив правильно ухо в таком отверстии, можно услышать, что говорят на значительном расстоянии.

ВРАТА СОЛНЦА

Ворота солнца

Внутри Храма Каласасайя, в его дальнем северо-западном углу, находится самый внушительный каменный монумент культуры Тиуанако – Врата Солнца, высеченные из монолитного блока серо-зеленого андезита. Колоссальные Врата (весом около 44 тонн, высотой — 3 метра, шириной – 4 м., толщиной – 0,5 м.) были расколоты на 2 части.

Ворота солнца

Вся поверхность каменных Врат покрыта замысловатой резьбой — искусно вырезанными знаками и символами. Наверху изображено человеческое воплощение солнца со скипетрами в руках — символами власти; внизу выгравированы 12 месяцев года, точно соответствующие современному календарю. Врата Солнца — один из самых загадочных объектов археологического комплекса Тиуанако . Археологи полагают, что Врата связаны с богом Солнца, и, быть может, использовались для летосчисления.

 ВРАТА ЛУНЫ

Ворота солнца

У западной части пирамиды Каласасайя стоят еще одни ворота, но меньшего размера, Врата Луны. Они представляют собой монолитную каменную арку из андезита высотой 2,25 м, также украшенную резным орнаментом.

ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ

Ворота солнца

Храм каменных — квадратное в основании сооружение (28,5×26 м), углубленное в землю более, чем на 2 м. Дренажная каменная система Храма действует по сей день. По всему периметру святилища через равные промежутки установлены 57 массивных каменных столбов из красного песчаника, между которыми уложены гладко обтесанные плиты.

Стены Храма украшают 175 каменных голов, вытесанных из известняка и вмурованных в стены. Степень сохранности скульптур неодинакова, уровень и манера исполнения голов тоже разные — похоже, что они были созданы разными мастерами и в разное время.

ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА

Ворота солнца

Святилище храма Кантатальита (Утренний свет) практически полностью разрушено, от него остались лишь разбросанные огромные гранитные блоки (весом от одного до нескольких десятков тонн). Храм был прямоугольным сооружением с массивной аркой, украшенной золотыми пластинами, так как по его краю тянется цепочка отверстий для крепления пластин. Золото снято, скорее всего, конкистадорами.

ПУМА ПУНКУ Ворота солнца

Несмотря на «подчистку» холма Пума Пунку современными археологами, исследователям удалось воссоздать состояние, в котором были обнаружены останки древнего сооружения. Это было состояние хаоса в результате тотального разрушения. Что могло вызвать такие масштабные разрушения, при которых археологи не берутся за реконструкцию Пума Пунку?

Землетрясение? Но поскольку холм невысокий, то даже при крупном землетрясении и при значительных подвижках земли, блокам просто некуда было бы «разлетаться».

Всемирный Потоп, когда на Южную Америку со стороны Тихого океана обрушилась огромная волна цунами? Однако, согласно местным преданиям, Тиуанако, частью которого является Пума-Пунку, был столицей Виракочи — бога, который правил после Потопа. К тому же, плато Альтиплано, на котором стоит Пума Пунку, образовалось именно в ходе событий Всемирного Потопа.

Разрушения Пума Пунку в большей степени напоминают последствия серии мощных взрывов. Андрей Скляров в книге «Перу и Боливия задолго до инков», анализируя следы разрушений древних городов в Южной Америке, писал о возможном глобальном вооруженном конфликте между представителями древней высокоразвитой цивилизации, который в легендах и преданиях назван «Войной Богов».

Ворота солнца

Что же находилось на столь мощной платформе в Пума Пунку, подвернувшемуся, возможно, ракетному удару?

Одна из версий исследователей — в Пума Пунку находилось какое-то сооружение, напичканное сложной аппаратурой. Возможно, это был пункт космической связи, станция слежения, вычислительный центр, научная лаборатория… Возможно, поэтому Пума Пунку и представлял стратегический интерес в Войне Богов, поскольку был явно целенаправленно полностью уничтожен в ходе боевых действий.

Ворота солнца

Тиуанако заставляет снова и снова задаваться вопросом о том, что мы знаем об Андских цивилизациях и их предках. Как они создавали эти невероятные постройки? Зачем они были созданы? Какие технологии были использованы для их сооружения?

Вывод один: инки, майя, ацтеки, тольтеки… не могли быть «авторами» артефактов, которые поражают воображение путешественников и археологов на территории Боливии. Мегалитические сооружения Южной Америки создавала принципиально иная, весьма высокоразвитая и при этом очень древняя цивилизация, реальность которой историки категорически отвергают.

Источник: zhitanska.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.