Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) – небольшой частный дворец XVII века, расположенный неподалеку от Парижа. Заслужил популярность утонченной архитектурой и большим окружающим парком.

Во-ле-Виконт интересен своей историей, печальной судьбой заказчика и первого владельца, некоторой исторической ролью, так как стал своеобразной пробой пера для создателей Версаля и нескольких других архитектурных памятников. А сегодня этот дворец считается одним из красивейших во всей Франции.

История

История этого французского замка полностью связана с очень неоднозначной личностью – Николя Фуке. Он приобрел загородное поместье в 1641 году, которое находилось в дне езды от Парижа, возле тогдашних королевских резиденций. Но это был просто участок земли с небольшой усадьбой, о которой на долгие годы забыли. Строительство замка началось лишь в 1656 году.

Но чтобы понять весь интерес истории дворца Во-ле-Виконт, нужно отвлечься на биографию его создателя. Николя Фуке, которому на момент покупки земли под замок было всего 26 лет, происходил из знатной французской семьи и с юных лет занимал различные руководящие должности. Королем Франции в это время был Людовик XIV, но только формально – правила его мать и кардинал Мазарини, первый министр.


Портрет Николя Фуке, владельца Во-ле-Виконт Портрет Николя Фуке

Фуке во времена фронды поддержал кардинала, что позволило ему в 1650 году купить должность прокурора, а спустя три года стать, если говорить современным языком, министром финансов Франции. На этой должности Фуке действительно развернулся, возможно, таких масштабов разграбления государственный бюджет не знал ни до, ни после него. А сам Николя поднялся до уровня одного из самых влиятельных людей Франции.

При этом в жизни Фуке был ценителем искусства, роскоши, занимался меценатством. И в итоге решил построить самый красивый во Франции дворец, ведь Версаля в современном виде тогда еще не существовало.

Строительство

Работы начались в 1657 году, для них привлекли известную тройку мастеров:

  • Луи Лево, архитектора, позже ставшего главным придворным. Кроме Во-ле-Виконт он строил Версаль, работал над Лувром и реконструировал дворец Тюильри.

  • Андре Ленотра, как сказали бы сейчас – ландшафтного дизайнера. Он также известен как создатель парковой части Версаля, Елисейских полей в их нынешнем виде, его руке принадлежат проекты английских парков – Сейнт-Джеймского и Гринвичского, а также еще ряд парков у известных французских дворцов и замков.
  • Шарля Лебрена, известного художника и, по совместительству, автора внутренних интерьеров.

Все они впоследствии прославилась на реконструкции Версаля, а Во-ле-Виконт стал первой крупной работой, благодаря которой их заметил и пригласил к себе на работу Людовик XIV.

Во-ле-Виконт в период своего расцвета Во-ле-Виконт в период своего расцвета

К имеющемуся у Фуке участку были приобретены окружающие земли, в том числе выкуплены и снесены три деревни. Их жители впоследствии стали обслуживающим персоналом самого Во-ле-Виконт и парка. На бывших полях посадили деревья, а перед зданием дворца разбили сад.

Попытки подсчитать стоимость строительства ни к чему не привели. Считается, что Фуке потратил 16 миллионов ливров и задействовал 18 тысяч рабочих. Но эти цифры однозначно завышены и брать их на веру не стоит.


Торжественное открытие прошло 17 августа 1661 года. Масштаб празднования был действительно грандиозен и уступал разве что более поздним королевским праздникам в Версале. Фуке пригласил множество известных людей (всего присутствовало 600 человек), была поставлена пьеса Мольера, который и сам был среди гостей, заказан роскошный обед, а вечер новоселья в Во-ле-Виконт закончился фейерверком. И это стало последним ярким событием в жизни Николя Фуке.

Арест Фуке и дальнейшая судьба Во-ле-Виконт

В том же 1661 году умер покровитель французского финансиста – кардинал Мазарини. Людовик XIV, будущий «король-солнце», приведший потом Францию к Великому веку, воспользовался смертью кардинала, убрал от власти собственную мать и заявил, что будет править лично. Фуке не смог вписаться в новый французский политический порядок по многим причинам. Среди них была и личная неприязнь Людовика, и непомерная жадность, и просто большой политический вес, опасный для короля, желающего установить абсолютизм.

По плану арест должен был состояться непосредственно на открытии Во-ле-Виконт, но был отложен всего на 3 недели. В итоге 5 сентября 1661 года финансист был арестован тем самым мушкетером д’Артаньяном и затем провел остаток жизни как узник различных замков. При этом содержался Фуке в крайне строгих условиях.

Распространена еще полулегендарная версия событий. Якобы французский король, посетив Во-ле-Виконт, пришел в ярость, ведь самое лучшее и богатое должно быть только у него! Тут же был отдан приказ арестовать Фуке и отобрать у него замок, который так понравился Людовику.


тественно, эта версия очень упрощенная и далекая от правды. Несомненно, личное отношение сыграло свою роль, а строительство Во-ле-Виконт во многом стало решающим – слишком много денег было на него потрачено – но все же реальные причины ареста Фуке более глубокие и лежат в плоскости политических, а не личных мотивов.

Картина, на которой изображен суд над Фуке Картина, на которой изображен суд над Фуке

Имущество, включая и дворец, были конфискованы, но спустя 10 лет возвращены. В то время даже сам Николя был жив, хоть и находился в тюрьме, а владелицей замка стала его жена. Она владела Во-ле-Виконт до 1705 года, пока, после смерти сына, не продала имение маршалу Виллару, затем сын маршала еще раз продал дворец герцогу Пралену в 1764 году. Пралены проживали тут почти сотню лет, до 40-х годов, XIX века.

Существует легенда, что в 1847 году в спальне Во-ле-Виконт герцог убил свою жену. Но это ложь, все было немного не так – события произошли в парижской квартире, а не в замке, которым Пралены уже к тому времени не владели.


После убийства жены герцог Шуазель-Прален покончил жизнь самоубийством, а все дети были несовершеннолетние и не смогли вступить в права наследства. В итоге загородный дворец несколько десятилетий простоял практических без ухода.

Во-ле-Виконт в XX веке и в наше время

До конца XIX века дворец пришел в упадок и фактически находился в руинах – государство им не занималось, несмотря на исторический статус. Памятник архитектуры спас промышленник Альфред Соммье, выкупив его на аукционе в 1875 году. Начался долгий процесс восстановления полностью заброшенного замка, который был завершен только детьми Альфреда уже после его смерти.

Отдельные элементы дворца требуют ремонта и сегодня Отдельные элементы дворца требуют ремонта и сегодня

Сегодня династия Альфреда Соммье продолжает владеть Во-ле-Виконт, но сейчас они носят титул графов де Вог. На текущий момент владельцами и управляющими являются трое братьев, то есть замок – полностью частное владение. Но Во-ле-Виконт является памятником и находится под защитой государства, при этом он открыт для посетителей и используется как популярная достопримечательность, а не как место проживания.

Архитектура


Вся территория дворца Во занимает почти идеальный прямоугольник 1300 метров в ширину и 2500 в длину. Но большая часть участка – лесопарковые насаждения, основная же часть это около 100 га, ограниченные с одной стороны главными воротами, а с другой – каналом, включает постройки, садовую часть и кусок парка.

Общий вид дворцового комплекса Общий вид дворцового комплекса

Архитектурный стиль Во-ле-Виконт определяется как барокко, но достаточно необычное – очень изысканное, без лишних элементов. А сад имения стал ярким образцом только появившегося тогда «французского сада», нового для европейской архитектуры паркового стиля.

Дворец

Центральной частью всего комплекса Во-ле-Виконт является здание дворца. Оно расположено на севере участка, на небольшом удалении от главных ворот. Дворец построен на платформе, со всех сторон окруженной рвом. Непосредственно к зданию ведут два моста: северный, от главных ворот к небольшому пустому внутреннему двору, и южный, через который можно попасть сразу в парк.

Здание дворца Во достаточно небольшое, всего три этажа и подвал. Внешне оно очень компактное и аккуратное, похожее не на дворец уровня короля Франции, а на большую загородную усадьбу. Также здание абсолютно симметричное внешне, а внутри между противоположными крыльями есть лишь несколько небольших различий в планировке.


Фасад дворца Во-ле-Виконт Фасад дворца Во-ле-Виконт

На территории не так много других построек. Кроме основного здания, слева и справа от него непосредственно у забора построены квадратные одноэтажные комплексы для обслуживающего персонала. Они не примыкают к самому дворцу и хорошо вписываются в общий архитектурный ансамбль.

Внутренний интерьер

Первый этаж Во-ле-Виконт являлся основным. Посетитель, зайдя через главный вход, попадал в небольшой вестибюль, сразу за которым находится Большой Салон – овальная комната с куполообразным потолком на всю высоту здания, главная парадная комната дворца. Из нее можно было выйти в сад. В отличие от традиционной планировки дворцов, в Во нет парадной лестницы, что позволило сэкономить много пространства.

Слева и справа от центральных комнат находятся два почти симметричных крыла, на первом этаже в них находятся очень богато украшенные парадные комнаты. Тут несколько салонов, кабинетов, в которых можно общаться, работать или отдыхать.

Второй этаж – жилой. Здесь расположены спальни и другие частные комнаты, которые были отведены для самого Николя Фуке и его жены, а также отдельно для короля. Суперинтендант считал, что сможет наладить отношения с Людовиком XIV и тот будет часто гостить в Во-ле-Виконт.


Одна из спален, доступная сегодня для туристов Одна из спален, доступная сегодня для туристов

Третий этаж находится под крышей и, конечно, является техническим. Здесь были комнаты прислуги, охраны и т.д. Подвальная часть замка тоже несла функциональную роль – там расположили кухню и кладовые.

Парк

Садово-парковая часть Во-ле-Виконт для своего времени была достаточно уникальной. Сразу от здания дворца по его ширине идет узкая ось симметричного сада. Тут нет деревьев, только небольшие подстриженные кусты, цветные клумбы, каналы и широкие дорожки. Среди украшений встречаются скульптуры, фонтаны, бассейны. Общая длина этой части примерно 550 метров, она заканчивается большим каналом, замыкающим горизонт.

Вид на садовую часть Во-ле-Виконт со стороны дворца Вид на садовую часть Во-ле-Виконт со стороны дворца


Слева и справа от центральной оси симметрия уже нарушается. Так с левой стороны находится большой круглый бассейн со скульптурной короной по центру, за которым начинаются тенистые дорожки парковой части, а справа от оси есть лишь несколько дополнительных клумб. Большой канал так же не симметричен, за исключением своей центральной части. Логически сад заканчивается большой статуей Геракла, своеобразным символов эпохи Возрождения, которая находится на другом берегу канала.

Парковая часть дворца Парковая часть дворца

Сад Во-ле-Виконт, примыкающий непосредственно к зданию дворца, являлся в первую очередь местом и своеобразной декорацией для пышных приемов и праздников, совершать прогулки по открытой местности без единого дерева не слишком комфортно. Для частного отдыха предназначена парковая зона, которая начинается с аккуратных аллей и узкий дорожек, переходит в полноценный густой лес, особенно в той части, которая высажена за большим каналом.

Туннель из деревьев

Еще одна интересная часть Во-ле-Виконт находится за пределами комплекса, но все же относится к этому дворцу и отдельно признана исторической и охраняемой государством. Подъездная дорогая достаточно узкая, а по ее бокам были высажены деревья, которые со временем сплелись кронами и образуют красивый туннель.


Туннель из деревьев Туннель из деревьев

Во-ле-Виконт как достопримечательность

Посещение этого дворца рекомендуется всем туристам, у кого хватит лишнего дня на осмотр достопримечательности. Во-ле-Виконт известное место, но далеко не такое популярное, как другие дворцы возле Парижа. Дело в том, что добираться сюда не слишком удобно, потому обычно людей на территории комплекса достаточно мало и можно не только осмотреть интерьеры, но и спокойно погулять по парку чуть ли не в уединении.

Туристам предлагается самостоятельная прогулка по парку и посещение дворца. Рекомендуется арендовать аудиогид, доступный на русском языке. Внутри дворец оформлен так, как он выглядел при жизни Фуке, а для антуража даже добавлены восковые статуи людей. Доступны для осмотра и технические помещения. За дополнительную плату можно подняться на смотровую площадку на главном куполе.

Экспонат из выставки карет Экспонат из выставки карет

На территории комплекса, кроме основной экспозиции, работает постоянная выставка старинных карет и экипажей.

Также можно попасть на время, когда включают фонтаны. К сожалению, происходит это достаточно редко – лишь две субботы в месяц и всего на несколько часов.

Мероприятия

В Во-ле-Виконт регулярно проходят различные мероприятия: костюмированные балы, представления, отмечание различных праздников. Их график нужно узнавать на официальном сайте.

Но в сезон каждую субботу проходит регулярный ивент – вечер при свечах в Во-ле-Виконт, который многих гостей, не заставших это, заставляет вернуться в замок повторно. С наступлением сумерек работники замка отключают электрическое освещение и зажигают 2000 свечей, создающих неповторимую атмосферу. Гостям предлагается не только прогуляться в это время по парку, но и записаться на романтический ужин или же отдых в шезлонге с шампанским и конфетами.

Начало ужина при свечах в Во-ле-Виконт Начало ужина при свечах в Во-ле-Виконт

Где находится

Во-ле-Виконт расположен у небольшого городка Мелен, это в 50 км на юг от Парижа. На машине или в составе организованной экскурсионной группы добраться до замка очень легко, путь занимает не более часа. Также в Мелен можно попасть из Парижа на поезде.

Проще всего к замку Во можно на поезде, которые ездят каждые полчаса (рекомендуется уточнять заранее) с Лионского вокзала. В выходные дни до достопримечательности ходит регулярный автобус, по будням придется брать такси стоимостью 15-20 евро. Самый удобный вариант – обратиться в туристическое агентство, которое обеспечит трансфер из Парижа и обратно, чаще всего этот вариант будет наиболее дешевым.

С 2017 года администрация предлагает новый вариант поездки – поезда с Восточного вокзала до станции Verneuil l’Etang, затем 20 минутная поездка на автобусе-шаттле. Общее время пути составит час.

Карта

Информация для туристов

Сайт

vaux-le-vicomte.com

Стоимость билета

Дневной взрослый — 15,50 €, аудиогид — 3 €, посещение смотровой площадки — 3 €. Взрослый билет на вечер свечей без дополнительных услуг — 19,50 €, Также есть более дешевые билеты для пенсионеров и студентов, семей и т.д. Дети до 6 лет посещают комплекс бесплатно.

График работы

Во-ле-Виконт работает с 25 марта до ноября, закрываясь на некоторые праздники. Время работы с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Во время вечеров при свечах шато работает до полуночи, последний вход – в 23:00, но это посещение по отдельным билетам.

Вечер при свечах

Проводится каждую субботу с начала мая до октября, свечи начинают зажигать в 18:00.

Ужин необходимо резервировать заранее, бронируется место за столиком на 2,4 или 6 человек. Время ужина также необходимо выбрать, это 19:00, 19:45, 20:30 или же 21:15. Ужин рассчитан на длительность до 1,5 часов. Выбирается одно меню за 49,50€ или за 77,50€, есть вегетарианские варианты и детское меню за 25€.

Также за 24€ доступен отдых в шезлонге с шампанским и французскими пирожными macarons. Бронировать заранее не обязательно.

План визита

Экскурсия по дворцу занимает 1,5 часа, полный осмотр доступной части парка – 2 часа. Также некоторое время может уйти на посещение смотровой площадки, музея экипажей и обед (на территории разрешены пикники и работает ресторан).

Источник: worldattraction.ru

История создания замка Во-ле-Виконт и паркового ансамбля

В 1653 году амбициозный аристократ Николя Фуке, преуспев благодаря торговле в заморских краях и выгодным сделкам на территории Франции, добрался до самого верха карьерной лестницы. Вспомнив о своем давно забытом поместье и не преминув воспользоваться королевской казной, супериндентант финансов затеял грандиозную реконструкцию замка Во-ле-Виконт.

Работа, длившаяся с 1658 по 1661 год, была поручена модному в XVII веке трио – ландшафтному дизайнеру Андре Ленотру, архитектору Луи Лево, приложившему руку к строительству Лувра, и художнику по интерьерам Шарлю Лебрене. Их стараниями скромная усадьба превратилась в крупнейший на то время особняк во Франции, окруженный великолепными садами в стиле барокко. Внутренние же помещения заполнили изысканные фрески, изображавшие нимф, и произведения искусства, доставленные из колоний.

Но судьба недолго благоволила к человеку, взявшему не по чину. В 1661 году Николя Фуке, планируя торжественный прием в честь Людовика XIV, продемонстрировал свой немалый скарб. В то время как драгоценные блюда из Лувра были переплавлены на монеты для оплаты военных расходов, по каналам Во-ле-Виконта скользили позолоченные гондолы, а его столы украшали золотые салатницы.

Монарх, ослепленный блеском ворованного злата, отказался остаться в гостях на ночь и отправился в Фонтенбло.

Три недели спустя незадачливый аристократ, посмевший бросить тень на Короля-Солнце, был арестован мушкетерами по обвинению в хищении государственной казны. Приговоренный к пожизненному сроку и лишенный связи с внешним миром, он окончил свои дни в Пиньероле.

Резиденция была изъята в доход государства, а все ее роскошное убранство перекочевало в Лувр, а затем в Версаль, созданный по образу и подобию детища Николя Фуке.
С той поры особняк не раз менял владельцев и названия, успев побывать Во, Во-Виларом и Во-Прасленом.

В 1875 году он едва избежал участи быть проданным по частям и лишь благодаря участию сахарного магната Альфреда Сомье вновь обрел былую славу.

Теперь дворец, пребывающий в частной собственности, открыт для посещения. Среди его интерьеров и экстерьеров снимали сцены из «Человека в железной маске».

Экскурсия по дворцу — богатое убранство и исторические персонажи

Дворец Во-ле-Виконт, попадающий в поле зрения сразу за линией ворот, представляет собой строгое трехэтажное здание, опоясанное глубоким рвом.

Лишь с южной стороны дворец окружают зеленые сады, усыпанные скульптурами и фонтанами.

Сооружение, построенное в стиле французского классицизма, венчает высокая покатая крыша.

В ее центре возвышается луковичный купол, оформленный пилястрами и фронтоном.

По подъемному мосту, пересекающему ров, гости замка попадают в парадный двор.

Широкие лестницы ведут в торжественный входной зал, где и начинается экскурсия. Два гобелена, украшающие его стены, были созданы по заказу Шарля Лебрена в местной мастерской. Позднее по приказу Людовика XIV она была реорганизована в Королевскую мануфактуру гобеленов.

Путь посетителей лежит через овальный Большой салон, с которым граничит роскошная королевская опчивальня, оформленная в пафосном стиле Людовика XIV.

Именно отсюда, если верить Дюма, был похищен и обменян на брата, «Железную Маску», славный французский король.

Потолки спальни Фуке, Салона Муз и Комнаты игр украшают росписи Лебрена, а сами залы – многочисленные восковые фигуры, олицетворяющие Николя Фуке, короля и его свиту.

Комнаты второго этажа оформлены гораздо скромнее: их исконное убранство, как и большая часть сокровищ дворца, было конфисковано в дни преследований Фуке.

На цокольном ярусе расположены похожая на пещеру кухня, оставшаяся неизменной с XVII века, кладовые, винные погреба и помещения для прислуги.

Таинственные лабиринты подземных ходов соединяют эту часть замка с парком.

С колокольни, возвышающейся над центральной частью особняка, открывается великолепная панорама садово-паркового ансамбля.

В одном из открытых для посещения залов представлена переписка суперинтенданта финансов, короля Франции и вереницы последующих владельцев.

Видео, запечатлевшее интерьеры замка под классическую музыку:

Прогулка по парку в стиле барокко

Роскошный парк Во-ле-Виконт в стиле барокко, являющийся гордостью поместья, превратил сына садовника Тюильри в любимого ландшафтного архитектора Людовика XIV. Сады, построенные для суперинтенданта финансов, стали первым серьезным делом Андре Ленотра и черновым наброском для создания зеленой зоны Версаля.

Для того чтобы освободить пространство для кружевных цветочных клумб, широких каналов и водных партеров, потребовалось разрушить три окрестные деревни, уничтожить сотни акров леса и даже сместить русло реки.

Композиционной осью парка является дорога, ведущая от южного фасада дворца через центр трех невысоких террас. Минуя каналы поперечных осей и массивы боскетов, она приводит к преобразованному руслу реки с каскадом и гротом и замыкается кульминационным узлом – архитектурно оформленным холмом.

Декоративное украшение террас дополняют фонтаны, вазы с цветами и скульптуры. Сердцем пейзажной композиции, занимающей 100 га и рассчитанной на проведение грандиозных приемов, считается дворец.

Его строгий силуэт, созданный в духе средневековых оплотов, виден со всех концов парка. В зеленом «легком» поместья не брезговали выступать и именитые друзья Фуко – Лафонтен и Мольер. На территории парка также расположен Музей экипажей.

Обзор усадьбы на видео с высоты птичьего полета:

Как добраться — поездом, автобусом, машиной

От Лионского вокзала Парижа до Мелена, расположенного в 7 км от Во-ле-Виконт, курсируют поезда Transilien (www.transilien.com). От станции Châtelet-Les Halles до Мелена можно добраться посредством RER D. Время в пути составляет от 25 до 50 минут в зависимости от выбранного маршрута.

В выходные дни с апреля до 7 ноября сообщение между ж/д станцией Мелена и замком осуществляют автобусы Chateaubus (стоимость проезда в одну сторону – 3,5 €). Расписание их движения привязано к расписанию поездов из Парижа.

[box type=»info»] Для планирования поездок по Парижу и Иль-де-Франс удобен сервис vianavigo.com[/box]

В остальное время до замка Во-ле-Виконт придется добираться на такси (чтобы не испытывать сложностей в общении с водителями-франкофонами, проще всего воспользоваться русскоязычным сервисом).

Если вы едете в замок на машине из Парижа, двигайтесь по шоссе А4 либо А6, а затем по А5 до поворота на Сен-Жермен-Лакси. Координаты Во-ле-Виконт для GPS-навигатора: 48.568727000, 2.713580000.

Информация для туристов

Режим работы:

Замок Во-ле-Виконт, принадлежащий семье ле Вогюэ, открыт для посещений с 8 марта до 8 ноября.

Время работы: с 10.00 до 18.00 во все дни, кроме среды.

Стоимость входных билетов:

Взрослый: 16,50 €

Льготный (распространяется на детей с 6 до 16 лет, студентов и пенсионеров): 13,50 €

Детский (до 6 лет): бесплатно

Семейный тариф (рассчитан на семью — двое взрослых и двое детей): 54 €

Посещение сада: 8,50 €

Стоимость аудиогида составляет 3 €.

  • Здесь работают рестораны «L’Ecureuil» («Белка»), названный в честь дворянского герба Фуке и расположенный в одной из пристроек особняка, и «Les Charmilles», находящийся в партере Дианы. Стоимость обеда составляет более 30 €, а детского меню – от 8,5 €. На территории дворцово-паркового ансамбля есть книжный и сувенирный магазины. Режим их работы совпадает с графиком работы поместья.
  • Во вторую и четвертую субботу с марта по ноябрь в парке проводится шоу фонтанов. Представление, длящееся с 15.00 до 18.00, позволяет оценить эффективность старинных механизмов XVII века. Дождевая вода, поступающая в резервуар через старые акведуки, посредством силы тяжести распространяется по всей территории сада, взрываясь брызгами из фонтанов.
  • По субботам с 7 мая по 8 ноября в замке проводится «Вечер свечей». Это яркое мероприятие, продолжающееся с 20.00 до 23.00, служит напоминанием о роковой для Николя Фуке августовской ночи 1661 года. Как и века назад, залы и аллеи озаряет свет тысяч свечей и наполняют звуки классической музыки. Стоимость вечерней прогулки при романтическом освещении составляет от 13 до 19,50 €.

Больше полезной информации можно найти на официальном сайте достопримечательности www.vaux-le-vicomte.com.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Источник: pro-france.com

Как Николя Фуке строил себе дом


Николя Фуке относился к жизни легко и был уверен, что все вокруг существует лишь для его удовольствия. Рожденный в 1615 году в семье влиятельного французского политика, он рано получил доступ к власти и к государственной казне, а в 1650 году выкупил для себя должность генерального прокурора при Парижском парламенте. Неспокойные времена бунтов – Фронды, которые принесли кому-то разорение и несчастья, Фуке использовал себе во благо.


Ему удалось стать правой рукой самого Мазарини, первого министра Франции. Благодаря протекции итальянца Николя Фуке получил от молодого короля Людовика XIV должность суперинтенданта финансов Франции. Произошло это в 1653 году. Тогда же Фуке задумал создать самый роскошный, самый прекрасный дворец – тем более, что деньги всегда были под рукой.


Выбор земли для строительства был сделан весьма удачно: еще в 1641 году Фуке вложил средства от приданого своей жены в покупку небольшого поместья неподалеку от дороги, соединяющей Венсеннский замок и Фонтенбло – две королевские резиденции . В то время Во окружал лес, на территории была ферма и небольшая часовня XIV века. Через поместье протекало две реки – это благоприятно скажется в будущем на орошении садов. Именно там и развернулось строительство лучшего во Франции дворцово-паркового ансамбля.


Фуке подошел к своему проекту с размахом – почему нет? Он был молод, амбициозен, умел заводить связи, в том числе и с женщинами – в числе его побед значилась и фаворитка короля Луиза де Лавальер. Потом все это – особенно последнее – обернется против любимчика фортуны, но в конце пятидесятых, когда шло строительство Во-ле-Виконт, жизнь благоволила Фуке.

Как появляются шедевры

Для возведения замка и регулярного парка были приглашены лучшие – настоящие гении своего дела. Архитектор Луи Лево создавал резиденцию, опираясь на старые французские традиции и внося в свою работу новые идеи, которые станут ориентиром уже для будущих поколений архитекторов.


Первоначально фасады планировалось делать из кирпича, но был-таки использован белый камень.
При создании дворца архитектор отступил от существовавшего тогда правила расположения комнат по принципу анфилады: были созданы два ряда комнат, к тому же, были сделаны коридоры – во Франции это было в новинку. Самые лучшие помещения предназначались, разумеется, для хозяина поместья, Николя Фуке, не менее роскошные — для короля Людовика. В те времена практика отведения монарху апартаментов в замках была весьма распространена – королевский двор много переезжал. Комнаты Людовика XIV были богато отделаны мрамором и золотом, украшены статуями львов и античных богов – но сам король здесь никогда не ночевал.


Декоратором был приглашен Шарль Лебрен – художник и теоретик искусства, его черед продолжить создание архитектурного шедевра пришел с 1658 года. Дворец постоянно пополнялся все новыми произведениями искусства – античные статуи, картины лучших художников Франции и Италии, гобелены, мрамор, позолота, зеркала – более поздние поколения ценителей было не удивить этой роскошью, ведь после замка Во-ле-Виконт в тех же традициях создавался Версаль.


В главном здании размещалась сотня комнат площадью две с половиной тысячи квадратных метров. Уникальной для XVII века стала Овальная гостиная – раньше помещений такого типа во французских резиденциях не было.


Архитектура и внутреннее убранство замка безупречно гармонировали с ландшафтом – особенной гордостью Фуке стал парк, для создания которого был приглашен Андре Ленотр. Площадь парковой территории Во-ле-Виконт составляла 33 гектара, были проведены в общей сложности 20 километров водопровода. Лес благодаря стараниям главного садовника отступил. В саду были устроены фонтаны, водопад, возведены гроты… Ленотр воплотил удивительную задумку, при взгляде на парк наблюдатель находился во власти оптической иллюзии: объекты, расположенные вдали от замка, были крупнее тех, что вблизи, перспектива искажалась и казалось, что элементы сада ближе, чем они были в реальности.



Разумеется, были высажены и садовые растения – собственно, само явление французского, или регулярного сада берет свое начало с поместья Во-ле-Виконт.

Справедливое наказание преступника или проявление зависти короля?

Свой дворец Фуке создавал с истинно королевским размахом – собственно говоря, он рассчитывал вскоре занять место умирающего Мазарини и встать у руля французского государства при достаточно молодом короле. Но итальянец, с которым у предприимчивого суперинтенданта со временем серьезно ухудшились отношения, рекомендовал Людовику XIV сделать ставку на Жана-Батиста Кольбера, равнодушного к роскоши и условностям светской жизни и всецело посвящавшего себя служению королю.


Что же касается Фуке, его Мазарини успел к тому времени выставить в весьма неприглядном свете. Николя Фуке продолжал наслаждаться богатством и роскошью, обществом женщин, совершенствованием своей резиденции, не особенно заботясь о том, чтобы восстановить растраченные средства из государственной казны. Для того, чтобы закрыть дыры в бюджете, он прибегал к займам под высокие проценты, не гнушался и подделывать документы, которые представлял королю. Фуке не знал, что всю его отчетность тщательно проверял Кольбер по поручению Людовика.


Король давно был готов избавиться от Фуке, но тот, являясь генеральным прокурором, по правилам мог быть судим лишь парламентом, и у Людовика были серьезные основания предполагать, что виновного оправдают. Тогда Кольбер убедил Фуке продать должность прокурора, а вырученные деньги передать его величеству, чтобы вызвать к себе благоволение. Тот согласился.


Последний праздник во дворце Во-ле-Виконт Фуке давал 17 августа 1661 года – это был вечер, посвященный королю. Присутствовали более шестисот гостей, среди них – деятели искусства, Мольер читал свою новую пьесу. Ночью в парке состоялись фейерверки. По-видимому, созерцание всей этой безудержной расточительности стало для Людовика XIV последней каплей. 5 сентября, спустя три недели, Фуке был арестован во время королевского совета в Нанте – арест производил лейтенант д’Артаньян.


Во-ле-Виконт был конфискован, его богатства постепенно вывозились. Король использовал элементы убранства замка и сада для создания Версаля – своей собственной жемчужины дворцово-паркового искусства. Апельсиновые деревья и кустарники каштаны, карпы из прудов Во, скульптуры отправились в королевскую резиденцию. Но главным приобретением Людовика оказалась та команда, что собрал Фуке: Луи Лево, Андре Ленотр и Шарль Лебрен теперь работали над архитектурой, ландшафтом и внутренним убранством Версальского дворца, развивая тот самый «стиль Людовика XIV», что возник при создании усадьбы опального министра.


Суд над Фуке состоялся через три года, приговор был – пожизненное заключение. Фуке был отправлен в замок Пиньероль, где и скончался спустя пятнадцать лет. Условия заключения были крайне строгими: запрещалось вести переписку, гулять и как-либо общаться с людьми; лишь за год до смерти Фуке было разрешено увидеться с женой и детьми.
Вскоре после смерти мужа в 1680 году мадам Фуке передала дворец Во-ле-Виконт, который был милостиво возвращен ей королем, своему старшему сыну. В 1705 году он умер, не оставив потомства, и дворец был продан.


Долгое время поместье принадлежало маршалу Виллару и его семье, причем Во-ле-Виконт посещал следующий король Франции, Людовик XV. С 1764 года хозяином замка стал Шуазель-Прален. Уцелев после Великой революции благодаря хитрости владельцев, замок и парк позже оказались в собственности Альфреда Сомье, состоятельного промышленника, который был готов вкладывать очень серьезные суммы в восстановление находившейся тогда в запустении резиденции.


Бережно занимаясь реставрацией дворца и сада и пытаясь сохранить в нем атмосферу XVII века, он долгое время отказывался от электричества – правда, в 1900 году оно все же было проведено в замок.


В настоящее время Во-ле-Виконт, расположенный в 55 километрах от Парижа, принадлежит потомкам того самого Сомье. Замок и сад открыты для посещения туристами – за год владения осматривают до трехсот тысяч гостей. Само собой, эту резиденцию не обходят вниманием и кинопроизводители: в Во-ле-Виконт проходили съемки десятков кинофильмов, включая картины «Анжелика и король» (1966), «Джеймс Бонд: Лунный гонщик» (1979), «Дочь д’Артаньяна» (1994), «Человек в железной маске» (1997), «Мария-Антуанетта» (2006).



А вот история Версаля начинается по-другому, да и славу эта резиденция приобрела гораздо более широкую.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

История замка Во-ле-Виконт

Этот прекрасный замок был построен в 17 веке министром финансов при Людовике XIV Николя Фуке. Он не стеснялся приворовывать из государственной казны, подделывая финансовые отчеты. Фуке любил жить на широкую ногу, не стесняясь спускать деньги на празднества, любовний и замки. Последней каплей стали ухаживания Фуке ха королевской фавориткой Луизой де Лавальер. Как итог: 5 сентября 1661 года Фуке был арестован д’Артаньян, сослан в тюрьму в Анже, оттуда в Венсенский замок, а оттуда в 1663 г. в Бастилию, где его приговорили к пожизненному заключению. Существует мнение, что именно Николя Фуке и стал загадочным пленником в железной маске, но никаких достоверных подтверждений этой версии историками не найдено.

Замок после Фуке:

Фуке успел пожить в своем замке всего 3 недели. После ареста министра финансов, замок Во ле Виконт был конфискован королем, а все ценные вещи и мебель были вывезены в Лувр и строящийся Версаль. На строительство Версаля были направлены и рабочие, занимавшиеся постройкой замка Во ле Виконт. Этот замок в разграбленном состоянии был возвращен супруге Фуке только через 10 лет. Он переходил из руки в руки несколько раз, пока не оказался у богатого сахарного промышленника Альфреда Сомелье, который начал бережное восстановление замка оригинальной мебелью того периода. Все, чем обставлен сейчас замок, было проивзедено не позднее 1661 года.

Сейчас замок находится в частной собственности графов Вогюэ и открыт для публики. В 1979 году в Во-ле-Виконт был снят фильм «Лунный странник» (Moonraker), в 1989 году — «Человек в железной маске» завоевавший популярность во всем мире.

Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

 

Что посмотреть в замке Во-ле-Виконт:

В замке обратите внимание на изысканную спальню, в салоне Муз — на роскошный расписной потолок работы Лебрена.

В некоторых залах первого парадного этажа находятся восковые фигуры, изображающие Фуке, короля Людовика XIV и придворных. Кроме самого замка, поместье дворца Во ле Виконтможет похвастаться чудесным парком с множеством фигурно подстриженных кустарников, статуй и фонтанов.

Фонтаны работают каждую вторую и последнюю субботу месяца в летнее время (с 31 марта по 13 октября). Подача воды осуществляется точно так же, как и в 17 веке – из подземных резервуаров, которые наполняются из протекающей рядом реки.

Летом, по субботам (с 5 мая по 6 октября) здесь проводят «Вечера свечей», когда дворец Во ле Виконт и прилегающий парк освещаются тысячами свечей, и это незабываемое зрелище сопровождается классической музыкой. Кроме того, эта красота дополняется фейерверком каждую 1 и 3 субботу месяца

Можно приехать пораньше, погулять по саду и замку при дневном свете, поужинать (на территории находятся 2 ресторана), а затем посмотреть на поместье Во-ле-Виконт в совершенно новом свете – свете свечей и под звуки классической музыки.

 

Источник: frenchtrip.ru

 

Давно мы не брали в руки романов Дюма. Какие удивительные истории случались с его героями, из каких безвыходных ситуаций они выпутывались, а как прекрасны были дамы и мужественны кавалеры… А эти замки, дворцы, парки… Прямо сейчас и попробуем заглянуть в блестящий XVII век. Уже замелькали знакомые имена: Людовик XIV, королева Анна Австрийская, кардинал Мазарини, Кольбер, д’Артаньян, Ленотр, Ватель, Мольер. Вот и новые лица, давайте знакомиться: Николя Фуке (1615-1680) – министр финансов и хозяин удивительного, потрясшего современников своей роскошью замка Во-ле-Виконт.

 

Небольшое поместье Фуке приобрел в 1641 г. из-за его выгодного положения: оно находится в 55 км от Парижа  на пути между двумя королевскими резиденциями — Венсеннским замком и Фонтенбло. Приобретение этих земель позволяло оставаться близко ко двору и оказывать услуги королю во время переезда из одной резиденции в другую. Тогда и зародилась у Фуке мечта: построить здесь замок красоты невиданной, чтобы принять в нем короля с истинно королевской роскошью так, чтобы запомнилось гостям на всю жизнь. Ему хотелось слить воедино природу, архитектуру и искусство и создать возле дворца парк с неожиданными перспективами, водными затеями и таинственными уголками.

 

Для этого нужно было радикально изменить ландшафт, снести 3 деревни и старый замок, разбить террасы на пересеченной местности, изменить русло реки и подвести воду к множеству искусственных водоемов и фонтанов. Работы по расчистке и осушению были начаты сразу после покупки земель в 1641 г. Над преобразованием ландшафта трудились 18 тысяч рабочих. Особенно интенсивно работы по созданию парка велись с 1656 по 1661 год.

 

Чтобы осуществить свою мечту, Фуке привлек к строительству самых талантливых и уже заслуживших признание современников: архитектора Луи Лево, художника-декоратора Лебрена и строителя парков Ленотра. Основная ответственность легла на плечи Ленотра, которому было поручено создание единого ансамбля, включающего все строения усадьбы. Фуке предоставил мастеру полную свободу и необъятную территорию, позволив ему проявить всю силу своего гения. Ленотр приступил к работам в Во в 1653 г., результатом стало рождение первого классического французского парка, в котором все спланировано и предусмотрено, от размеров каждого объекта до впечатления, которое он должен произвести. Природа здесь — лишь материал для фантазии художника.

 

Согласно плану, русло реки Анкей было повернуто на 45 градусов и убрано в трубы, вырыт канал и резервуар объемом свыше 2000 куб.м, дабы обеспечить водой все водоемы и фонтаны будущего парка.

 

Искусство Ленотра уникально: он вписывает архитектурные сооружения в план паркового ансамбля так филигранно, что невозможно уже изъять ни одной составляющей. Главная планировочная ось пронизывает всю территорию усадьбы, систематизируя ее пространство. Она проходит через центр парадного двора и Овальный зал дворца, продолжается центральной и Водной аллеей в парке и завершается сейчас у подножия статуи Геркулеса, которая замыкает перспективу. В более поздних работах Ленотр будет оставлять перспективу открытой, уходящей в бесконечность. По первоначальному плану главная ось начиналась и заканчивалась трехлучием дорог, расходящихся под углом 60 градусов в стороны соседних населенных пунктов. Этот элемент будет неоднократно повторен в дальнейшем, в частности в Версале, подчеркивая важность места, куда стекаются все дороги.

 

 

Главную ось пересекают 3 перпендикулярных ей оси, расчленяющих все пространство на 4 части. Первая поперечная ось проходит через анфилады парадных залов первого этажа дворца, отрезая северную часть с трехлучием подъездных дорог, парадным двором, дворцом  и службами от парковой зоны. Вторая поперечная ось  разграничивает первую и вторую террасу партера аллеей. Третья ось проходит по каналу и сама служит водным партером, отделяя вторую террасу от завершающего аккорда ансамбля — Грота Речных Богов и холма со статуей Геркулеса.

 

Небывалый размах строительства вызвал зависть и пересуды при дворе. Секретарь короля Кольбер исподволь внушал молодому Людовику XIV, что дворец строится на краденые казенные деньги. Расположение короля Фуке собирался вернуть, организовав для него праздник по случаю завершения строительства дворца. 17 августа 1661 г. министр пригласил Людовика XIV вместе со всем двором на праздник в свой новый сказочный замок, не имевший себе равных в то время. Фуке так хотелось сделать праздник незабываемым, волшебным, неповторимым. И на свою беду, ему это удалось. Тщеславие министра победило доводы рассудка и друзей, твердивших об осторожности.

 

Небывалая роскошь приема настолько возмутила Людовика XIV, что вскоре последовал приказ об аресте Фуке и возбуждение дела о казнокрадстве и измене. Арест и строго изолированное содержание задержанного были поручены лично д’Артаньяну, самому настоящему реальному графу Шарлю Ожье де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Фуке был осужден на пожизненное заключение в одиночной камере в крепости Пиньероль. Все 3 года с момента ареста и до того, как за Фуке захлопнулась навсегда дверь камеры в Пиньероле, д’Артаньян был неразлучен с подсудимым. Предписанная строгая изоляция заключенного была настолько жесткой, что Фуке стал одним из кандидатов на роль загадочной личности в железной маске.

 

После ареста хозяина усадьба была реквизирована, все ценные вещи – гобелены, мебель, посуда, скульптура и все апельсиновые деревья — вывезены в Лувр, откуда позже переправлены в Версаль.

 

Судьба усадьбы после ареста хозяина складывается драматично: через 12 лет мадам Фуке получила опустевший дворец обратно. С 1705 по 1875  усадьба переходит из рук в руки, чудом уцелев во время Французской революции 1789 г. и приходя понемногу в запустение. В 1875 г. крупный промышленник-сахарозаводчик и меценат Альфред Сомье выкупает имение и посвящает всю свою дальнейшую жизнь и средства его восстановлению. Руководит работами архитектор Габриэль Десталье. В процессе восстановления усадьбы рисунки Израэля Сильвестра, сделанные в 1660 г., служат ему первичным источником о садах Во. 

 

 

Собирая антикварную мебель, воссоздавая интерьеры дворца и регулярный парк, Сомье хотел вернуть усадьбе блеск XVII века, свято веря, что современные достижения лишь испортят ее. Он так боялся пожара, что до 1900 г. использовал лишь свечное освещение, как в старину. Друзья с трудом убедили хозяина в безопасности электричества. Может быть, с тех пор и повелось проводить с мая по октябрь по субботам «Вечер при свечах», когда дворец и парк освещаются 2000 свечей и плошками с маслом, воссоздавая атмосферу XVII века. Зрелище восхитительное, жаль только, что при таком освещении невозможно разглядеть и сфотографировать все прелести интерьера и парка. Вечер при свечах заканчивается фейерверком из золотых и серебряных огней на фоне ночного неба.

 

 

С 1965 г. Во-ле-Виконт получил статус государственного исторического заповедника, хотя он и сейчас является частной собственностью наследника Сомье – графа Патрика де Вогюэ.

 

Пора и нам поближе посмотреть на чудо XVII века – первый классический французский парк.

 

Дорога, ведущая к воротам дворца, выглядит очень романтично: это довольно узкая для двустороннего движения машин аллея из могучих платанов, по которой, как кажется, должны двигаться лишь кареты и кавалькады всадников. Раньше к воротам усадьбы сходились 3 одинаковые дороги, образуя радиальное трехлучие. Наконец перед нами ограда Во-ле-Виконта, за которой виден дворец. Решетка, оставляющая открытым вид на дворец, была новшеством в XVII веке по сравнению с глухими воротами и высокими каменными оградами феодальных замков. 

 

 

Прямо за воротами нас ждет огромный двор, разделенный дорожками на 4 зеленых квадрата газонов. С двух сторон двор ограничен кирпичными стенами хозяйственных служб. Справа от нас – конюшни, здесь и сейчас размещается музей исторических экипажей, слева среди прочих строений – оранжереи и церковь.

 

 

Здания служб построены из красного кирпича, с отделкой из белого камня в традиционном для Франции стиле, на их фоне дворец из белого камня празднично выделяется на фоне земли и неба.

 

Он возвышается на искусственном насыпном островке, окруженном широким рвом с водой, через который перекинут мостик. Ров выполняет чисто декоративную функцию, переходим его по каменному мосту, пересекаем парадный двор, поднимаемся по лестнице к дверям и с удивлением видим, что дворец просматривается насквозь: через окна нижнего этажа виден парк, раскинувшийся за залами дворца.

 

 

Во-ле-Виконт удивляет посетителей и сейчас, каково же было изумление гостей Фуке в XVII веке?! Для придворных здесь все было необычно и ново: белокаменные стены дворца, отсутствие глухой ограды вокруг него, отсутствие парадной лестницы, занимающей весь вестибюль, огромный овальный зал, откуда виден весь партер, использование зеркал для имитации оконных проемов и полный неожиданных впечатлений парк. Исчезла замкнутость пространства, характерная для феодальных замков, где все было направлено на оборону и неприступность, в Во царит миролюбие, радость жизни и открытость.

 

К XX веку площадь усадьбы существенно сократилась. За пределами заповедника оказались радиальные трехлучия дорог и леса, примыкавшие к боскетам. Ленотр блестяще справился с рельефными изменениями на огромном пространстве, проложив главную планировочную ось с севера на юг, собирающую воедино все части парка при прохождении через всю усадьбу. В вестибюле дворца вам предложат купить билет на балкон, находящийся на крыше. Отсюда открывается  волшебный вид на весь партер, длина которого от дворца до статуи Геракла составляет 1200 м.


 

С высоты план оживет и предстанет во всей красе. Выйдя из дворца на первую, самую высокую парковую террасу, мы видим у подножия лестницы два симметричных партера-бродери (фр. broderie – вышивка, узор, шитье). Затейливые живые арабески из зеленых кустиков аккуратно подстриженного самшита ярко выделяются на фоне крошки красного кирпича и черного антрацита, которыми засыпана площадь партера между посадками. Бродери были полностью утрачены и воссозданы по гравюрам Сильвестра и рисункам Ленотра в 1923 г. А. Дюшеном.

 

В левом углу террасы находится боскет «Корона». Существовавшая здесь низина была преобразована Ленотром в боскет. Это один из характерных для работ мастера боулингрин – заниженный участок партера, состоящий исключительно из зеленых стен кустарника и газона. На фоне зелени контрастно выделяется фонтан с позолоченной короной. Работающими фонтаны и каскады можно увидеть во вторую и последнюю субботу каждого месяца с марта по октябрь с 15.00 до 18.00.

 

Правый угол террасы занимает цветочный партер. Место фонтанов здесь пока указывают вазы с цветами. Такие партеры – вершина мастерства ландшафтного дизайна, ведь они должны сохранять свой праздничный цветущий вид постоянно. Это требует продуманной программы высадки последовательно зацветающих и сочетающихся по высоте и цвету растений, а также постоянного тщательного ухода.

 

 

Боскеты, окантованные зелеными стенами из гладко стриженых деревьев и кустарников, образуют ряд залов под открытым небом. Они служат стенами и фоном фрагментам партера. Как мебель расставляют в залах и комнатах, так во французском регулярном парке расставляют скульптуру и высаживают декоративно подстриженные кусты и деревья – топиари. Они  обозначают вход в боскеты, отделяя их один от другого, или зонируют пространство партера. Их положение и форма хорошо продуманы и не случайны.

 

Правее цветочного партера в боскете за легкой кованой решеткой ворот находится огород. Хозяину было, чем тут похвастать перед вездесущими гостями. Блестящий садовник Лакентини впервые использовал здесь теплицы для раннего выращивания фруктов и овощей к праздничному столу. Позже вместе с талантливыми создателями дворцово-паркового ансамбля Лакентини будет приглашен королем в Версаль, где он создаст уникальный Королевский огород.

 

Вторая парковая терраса находится на несколько ступеней ниже первой и имеет небольшой наклон. Секрет гармонии общего вида партеров кроется в укрупнении деталей и увеличении площадей по мере удаления объектов от дворца.

 

 

Границу террас сейчас охраняют львы и тигры работы скульптора Ж. Гарде (1863-1939). Поперечная аллея у ног этих величественных хищников и является второй поперечной планировочной осью. Она проходит через Круглый пруд и упирается в Водяную решетку, которую уравновешивает решетка ворот огорода на другом конце оси. Водяная решетка представляет собой фонтан из ряда одинаковых вертикальных струй между двумя термами, украшенными лицами, олицетворяющими четыре времени жизни человека. В XVII веке по бокам терм стояли две человеческие фигуры, а не скульптуры собак, как сейчас. Водяная решетка приподнята над уровнем террасы и очень напоминает театральную сцену с кулисами. Роль кулис выполняют ступени с аналогичными фонтанами из небольших струй. Именно эта площадка послужила сценой Мольеру для спектакля «Докучные», сыгранного 17 августа 1661 г.


 

В день праздника придворные были потрясены сплошной блистающей завесой из струй фонтанов в Водяной Решетке. Сейчас на «мольеровской сцене» находится кафе «Сон Во», одноименное с названием стихотворения Лафонтена. Шезлонги, классическая музыка и шампанское позволят вам расслабиться и помечтать. Оно открыто во время проведения вечеров при свечах с 17.00 до 23.00. В остальное время оно обнаруживает себя лишь рядом закрытых зонтиков между двумя линиями фонтанов.

 

Главная ось на второй террасе прочерчена Водной аллеей, начинающейся сразу за Круглым прудом, окруженным итальянской скульптурой XVII века. Пруд является точкой пересечения планировочных осей.

 

При работе фонтанов над Водной аллеей висела взвесь брызг, их радужный ореол подчеркивал направление оси. Нам не удастся полюбоваться таким эффектным зрелищем, Водная аллея еще не восстановлена. По сторонам от этой аллеи находятся симметричные Бассейны Тритонов, украшенные скульптурами трубящих в раковины Тритонов в окружении шаловливых малышей-путти и наяд. 

 

 

Парк спроектирован Ленотром так, что из любой точки партера мы видим дворец как центр композиции. /2 фото/ Кроме того, каждый уголок мог служить декорацией для любого шоу. Эту особенность охотно используют современные кинорежиссеры, снимая исторические фильмы в Во. Здесь были сняты «Лунный странник» 1979г, «Человек в железной маске» 1989 г., «Дочь д’Артаньяна» 1994г., «Ватель» 2000г.

 

Воде Ленотр уделял огромное внимание. В его парках вода всегда присутствует во всем своем разнообразии. Она то рвется в небо из фонтана, переливаясь всеми гранями бриллиантовых струй, то шумит мощным водопадом, то лежит безмолвным зеркалом, то журчит ласковым ручейком.

 

Он мастерски сочетает различные элементы ландшафта, даря зрителям быструю смену впечатлений. В конце Водной аллеи Ленотр приготовил очередной сюрприз для зрителей: зеркало в виде огромного прямоугольного бассейна площадью 4000 кв. м.  В безветренную погоду в нем видно полное отражение дворца.

 

Справа от бассейна Зеркало расположен грот Исповедальня. Его внутреннее пространство разбито арками на небольшие ниши, похожие на церковные исповедальни. Со смотровой площадки над гротом открывается великолепная панорама парка.

 

 

От самого дворца мы заметили, что главная ось упирается в массивный Грот Речных Богов. Строение Грота окантовано с обеих сторон лестницей, восходящей на зеленый холм. Подойдя вплотную к краю террасы, мы обнаруживаем, что дорога вдруг обрывается, земля уходит из-под ног, и мы стоим на высокой подпорной стене, украшенной Каскадом и скульптурными группами детей с гиппокампами. Неожиданность эффекта обеспечивает большой перепад высот. Со стены Каскада открывается прекрасный вид на холм с Геркулесом и пройденный нами партер, а внизу у наших ног лежит еще один, на этот раз водный партер, находящийся примерно на 4 м ниже второй террасы. Его главными элементами являются вода и скульптура.

 

 

Согласно плану Ленотра, в глубокой лощине, по дну которой струилась речка Анкей, разместился водный партер. Русло было развернуто и преобразовано в Канал длиной 1000 м и шириной 40 м, который и стал третьей поперечной осью в его плане. Спускаемся по крутой лестнице в Водный партер, оставляя наверху всю суету и шум многолюдного праздника, здесь нас обступает тишина, покой и умиротворяющий плеск струй. У подножия Каскада лежит обширная площадка, засыпанная белой крошкой известняка.

 

Вода отрезает дальнейший путь по центральной оси парка и, чтобы дойти до подножия статуи Геркулеса, нужно обогнуть канал, завершающийся на востоке огромной круглой чашей,  которую окрестили Сковородой за ее форму, или переплыть канал на лодке. На старинных гравюрах видны плавающие по каналу лодки, которые разворачивались в этом пруду. Во время королевского приема лодки для катания гостей  были оформлены в виде огромных лебедей.

 

Противоположный берег Канала украшен Гротом Речных Богов, напротив которого Канал расширяется, словно желая ласково лечь у ног своих повелителей. Речные боги, высеченные по рисункам Н. Пуссена в XVII веке, задумчиво смотрят на свое отражение. Скульптура Тибра находится в левой нише Грота, а Анкея – в правой. Удивительное, настраивающее на философский лад зрелище представляют собой два Анкея: скульптурное олицетворение реки грустно смотрит на собственное отражение и, наверное, вспоминает праздник Фуке. Между нишами Грота находятся семь сводов с углублениями в рустованной стене и барельефами атлантов.

 

 

У подножия Грота Речных Богов в расширении канала раньше размещалась скульптурная группа со статуей Нептуна. Сейчас это место пустует. 


 

За Гротом Речных Богов на последней террасе парка, полого спускающейся к каналу, таился последний сюрприз Ленотра – бассейн Сноп. Это был апофеоз композиции: он находится выше Грота Речных Богов и доминировал над всем парком. Его название произошло от мощных струй фонтана высотой 3 м, вздымающихся вверх в виде снопа. На картине «Визит Марии Лещинской в Во в 1727 г.» мы видим имение во время правления Людовика XV. Здесь показаны все фонтаны в действии, на первом плане – фонтан Сноп и водопады Каскада.


 

Вот мы и добрались до могучей фигуры Геркулеса, в которую упирается главная планировочная ось усадьбы. Не будь скульптура столь атлетической, она, может быть, и не сдержала бы всей мощи центральной оси, упирающейся в грудь Геркулеса. До XIX в. перспектива главной оси оставалась открытой, как в последующих работах Ленотра, пока копия статуи Геркулеса работы Фарнезе не была возвращена на свое место.

 

Праздник в Во-ле-Виконте завершился фейерверком в иллюминированном парке, поставив завершающий восклицательный знак в конце этого незабываемого дня. Теперь мы видим, что у знаменитого версальского парка и проводимых там праздников Людовика XIV был достойный предшественник.

 

Впечатления от посещения Во не прошли даром для Людовика XIV: он заразился одной из самых разорительных болезней — манией строительства. Все создатели дворцово-паркового ансамбля в Во-ле-Виконте были приглашены королем для строительства королевской резиденции в Версале. Об отказе королю и подумать было невозможно, и уже спаянный коллектив мастеров, включавший Ленотра, Лебрена, Лево и Лакентини, приступил к работе над новым объектом, прославившим их имена на века.

 

Литература:

1. Абеляшева Г.В. «Фонтенбло, Во-ле-Виконт. Версаль» 1995, М., «Искусство», 256 с.

2. Sefrioui Anne «Vaux le Vicomte», Paris, «Editions Scala», 64 р.

3. Птифис Ж.-К. «Истинный д’Артаньян» 2004, М., «Молодая гвардия», 207с.

 

Фото автора

 

Источник: www.greeninfo.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.