Обновлено

Виа Долороза (Via Dolorosa) – такое красивое название носит, пожалуй, самое скорбное для христиан всего мира место. Так называется путь, который, как считается, прошел Иисус Христос перед тем, как был распят на горе Голгофа, а затем погребен недалеко от нее.

С латыни выражение «Виа Долороза» (также на русском можно встретить названия Виа Долороса, Виа Делароса и Виа Де Ла Роса) переводится как путь скорби. В наши дни это название носит одна из улиц Старого города в Иерусалиме, которая начинается у Львиных ворот и ведет к Храму Гроба Господня. Если вам посчастливится побывать в Иерусалиме, то я очень советую пройти этим скорбным путем и почувствовать себя современником событий, которые произошли более двух тысяч лет назад.

Надеюсь, вас не смутят сегодняшние декорации Виа Долорозы, ведь, скорее всего, такая атмосфера царила в Иерусалиме в Страстную пятницу. Шествия,  которые устраивают современные туристы и паломники, проходили еще в IV веке, однако в XI веке мусульмане запретили публичные мероприятия. Ситуация изменилась после того как Старым городом завладели крестоносцы, возродившие традиции. Главным причиной стало большое число паломников, которые потянулись к святым местам.


Виа Долороза

Крестный путь зародился здесь

На основе легенд и преданий, а порой и слухов, возникали новые паломнические маршруты. Так начала формироваться традиция крестного пути. Она подкреплялась тем, что этим путем ходила в последние годы своей жизни Дева Мария. Она молилась и плакала на всех тех местах, где бывал ее сын.

В XIVвеке монахи францисканцы стали организовывать благочестивые процессии по следам страстного пути Иисуса в Иерусалим. Тогда же возникло понятие станций или остановок, на которых процессия верующих останавливалась и читала молитвы. Обрывочные указания о станциях до наших дней дошли благодаря Евангелию. Слово станции римляне использовали для обозначения военных застав. Позднее термин станции  в христианской литературе употреблялся в отношении тех или иных святынь.

Изначально количество станций на крестном пути составляло более 20, затем оно неоднократно менялось – то уменьшаясь, то увеличиваясь. И лишь в XVIIвеке замерло на числе 14. Примечательно, что под влиянием Виа Долорозы во многих европейских городах образовывались аналогичные дороги скорби. Их устраивали паломники, которые побывали в Иерусалиме.


Виа Долороза

Кто сказал Виа Долороза

Термин «Виа Долороза» впервые употребил монах-францисканец в середине XVIвека и означал он не столько определенный маршрут, сколько особый ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима . А вот в качестве названия маршрута и тем более определенной улицы Виа Долороза впервые появляется только в конце XIX века в одном из путеводителей для паломников.

Via_Dolorosa30

Скорее всего, путь пройденный Иисусом (если допускать, что эти события, действительно, имели место) не совпадает с современной Виа Долорозой. Ведь улицы Иерусалима давно не соответствуют тем улицам, по которым ходили современники римского владычества. Сегодня на Виа Долороза в Иерусалиме находятся девять из 14 остановок крестного пути Христа. Последние пять остановок расположены на территории Храма Гроба Господня.


Виа Долороза

Вдоль всего пути находятся многочисленные часовни, храмы и мемориальные знаки. Все они построены сравнительно недавно – в конце XIXначале XXвека. Кстати, обычно они закрыты, и посетить их можно только с процессией монахов-францисканцев, чьи потомки их и основывали. Каждую пятницу в 15:00 отцы францисканцы устраивают впечатляющую  процессию, которая начинается вблизи Монастыря Бичевания и завершается в Храме Гроба Господня .

Скорбный путь начинается недалеко от Львиных ворот и первая станция Виа Долороза напоминает об осуждении Иисуса на смерть. Но описание всех станций скорбного пути заслуживает отдельной полновесной статьи, поэтому о них я расскажу в следующий раз.

Источник: tripandme.ru

Маршрут Виа Лолороза

Длина маршрута 500 м, продолжительность 1 ч с остановками на каждой станции.

Начните со Станции I у медресе Эль-Омария, расположенной рядом с Храмовой горой, в 300 м от Львиных ворот.


1. Станция I

Место, где Понтий Пилат приговорил Иисуса к смерти, как полагают, расположено во дворе мусульманской школы Эль-Омария (открыто: пн— чт, сб 14.30-18.00, пт 14.30-16.00. Вход свободный).

Прямо напротив Станции I находится Станция II.

2. Станция II

Место, где Иисус принял крест и терновый венец, находится напротив францисканского монастыря Бичевания (открыто: ежедневно 8.00-11.45, 14.00-18.00. Вход свободный). Витражи в окнах изображают Понтия Пилата, который бичует Иисуса и надевает ему на голову терновый венец.

Поверните налево, на рынок арабского квартала на углу Виа Долороза и улицы Эль-Вад. Слева вы увидите часовню, которой отмечена Станция III.

3. Станция III

Третья станция отмечает место, где Иисус в первый раз упал под тяжестью креста.

Тут же (в 20 м), на улице Эль-Вад, находится Станция IV.

4. Станция IV

На четвертой станции Иисус, согласно преданию, встретил свою мать Марию. Это место отмечено маленькой армянской церковью.

Станция V находится правее, в месте пересечения улицы Эль-Вад с Виа Долороза.

5. Станция V

На том месте, где римские солдаты заставили Симона Киринеянина взять у Иисуса крест, стоит маленькая францисканская часовня.

Идите дальше по улице до Станции VI.


6. Станция VI

На месте дома святой Вероники, где, согласно Евангелию, Вероника отерла лицо Иисуса платком, был построен монастырь Малых сестер Иисуса.

Седьмая станция находится на пересечении улиц Сук Хан аз-Зейт и Эль-Ханка.

7. Станция VII

Место второго падения Иисуса отмечено францисканской часовней.

В 30 м дальше по улице Эль-Ханка находится табличка, указывающая на Станцию VIII.

8. Станция VIII

На этом месте Иисус обратился к женщинам, оплакивавшим его: «Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские».

Вернитесь назад на улицу Сук Хан аз-Зейт и поверните направо. В 50 м будет лестница, ведущая в часовню, где находится Станция IX.

9. Станция IX

В часовне стоит римская колонна, у которой Иисус упал в третий раз.

Идите по улице Сук Хан аз-Зейт и в ее конце поверните на улицу Сук Аль-Дабаха. Станции X—XIV находятся внутри храма Гроба Господня.

10. Станции X—XIV

Эти станции указывают на места, где с Иисуса сняли одежды, распяли, где он принял смерть на кресте, был положен во гроб и воскрес. Тем же маршрутом вернитесь к Храмовой горе.

Источник: wikiway.com

К приближающемуся празднику Пасхи мы рассказываем, как завершил Свой путь и нес Свой крест Иисус Христос. Начало Крестного пути — о претории Пилата читайте в статье: Спецпроект «Паломники»: по последнему пути Христа. В этом репортаже — как мы прошли крестный путь Христа.


Виа де ла роса

Библейский Иерусалим.  

Скорбный путь
Виа Долороза, или Скорбный путь, — это дорога, по которой шел Иисус от Претории — места приговора — до Голгофы, где он был распят. На всем протяжении Крестного пути канонизировано четырнадцать «станций» — остановок Иисуса, идущего на смерть. Все конкретно и определенно. Здесь его подвергли бичеванию и возложили ему на голову терновый венец. Там он упал в первый раз. На этом месте — встретился с матерью и передал ненадолго свой крест доброму человеку Симону Киринеянину.

На следующей «станции» подошла к нему блудница по имени Вероника и вытерла пот и кровь с чела его. Затем он упал вторично, но нашел в себе силы побеседовать с женщинами Иерусалима. «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места. Язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем», — сказано в книге пророка Исаии.

«Сейчас эта дорога не такая прямая, как была во времена Спасителя, но направление осталось неизменным, — говорит наш гид, инокиня Елена из Горненского монастыря Иерусалима. — Название Via Dolorosa (Скорбный путь, или Крестный путь Христа) появилось в XVI веке, начало этого пути — от крепости Антония (претория), завершение — у Голгофы.
естный путь впервые был проделан Христом — человеком без греха, который проторил Собой дорогу к вечной жизни каждому верующему во Имя Его. Некоторые паломники делят этот путь на 14 остановок (станций), каждая из которых отмечена часовенками или церквями. 10 из них описаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям. Этот путь — одновременно и символический, и зримый, который Господь указал каждому христианину: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»…

Виа де ла роса

Крестный путь. Условно делится на 14 остановок (станций)

Via Dolorosa или Скорбный путь
Первое, к чему надо привыкнуть, — что Крестный путь Христа усыпан торговыми палатками, в которых можно купить все — от ковров и чемоданов до магнитиков. Здесь же продают и крестики, с которыми православные христиане проходят Крестный путь Христа, и терновые венцы, которые надевают на голову для этой же цели католики. И то, и другое стоит по 10 шекелей, или $3. Я попыталась надеть терновый венец поверх платка, но тут же сняла. Ощущения были неприятные — словно надела аппликатор Кузнецова. Пришлось ограничиться деревянным крестиком. Его я пронесла весь Крестный путь, по традиции, прикладывая к святыням на каждой из 14 остановок и произнося молитву.
если меня хватило разве что на «Отче наш» и «Иисусову молитву», то инокиня Елена успевала не только рассказывать историю Via Dolorosa, но и петь тропари. За это сестричке, одетой во все черное с головы до пят, то и дело торговцы дарили водичку — которая в 40-градусную израильскую жару на вес золота. Второе, к чему привыкла чуть быстрее, — к камням пути, которые из-за миллионов паломников стали «глянцевыми» и неимоверно скользкими. И чем ближе к Храму Воскресения Христова, тем более глянцевые камни под ногами.
Виа де ла роса

Станция 7. Тут Он упал

Отпечаток Спасителя
Кроме того, пришлось свыкнуться с призывами на мусульманскую молитву, к иудеям, спешащим в синагогу или к Стене Плача, а также с тем, что каждая из остановок может принадлежать разным конфессиям. Например, часовня Измождения — место встречи Христа со своей Матерью — теперь принадлежит Армянскому патриархату.

«Божия Матерь не была на суде в претории, и узнала об осуждении, только когда Его уже вели на Голгофу, — говорит инокиня Елена. — В Евангелиях эта встреча не сохранилась, только в апокрифах».

Место, где воины увидели, что Господь не сможет нести крест сам, и велели Симону Киринейскому помочь, отмечен углублением в камне, к которому мы приложились и приложили наши деревянные крестики.


«Углубление это, по преданию, образовалось от прикосновения руки Господа, который упал здесь обессиленный, — поясняет гид. — Осужденные не несли весь крест на себе. Историки установили, что к Голгофе несли только тяжелую перекладину, к которой прибивали руки, а столб «ждал» на Голгофе. Нести крест преступника считалось унизительным для любого, особенно для иудея Симона, сыновья которого были уважаемыми людьми в Иерусалиме. Потому его помощь, пусть и по принуждению, была смелым и смиренным поступком, достойным христианина.

Стены, которые есть сейчас, построены гораздо позже, потому камень с отпечатком руки Спасителя, который прежде был под ногами, вставили в стену для поклонения верующим».

Виа де ла роса

Святыня. Отпечаток Христа

Святая Вероника и Спас
Часовня святой Вероники, которая отерла своим платом пот и кровь с лица Господа, принадлежит греко-католикам.

«Когда Господа вели на казнь, все апостолы разбежались, боясь показать причастность к Учителю, — напоминает сестра Елена. — И вот Вероника, увидев, что идет окровавленный человек, подает ему платок, чтобы он мог вытереть лицо. С одной стороны, что такого сделала Вероника? Но поверьте, это был очень смелый, даже дерзкий поступок, за который Благочестивая Вероника причислена к лику святых. Больше она популярна в католичестве, но и православные очень ее чтят и любят. Смелость и дерзновение за Господа не остается Им неотвеченным.


По этому поводу я люблю вспоминать рассказ одного старенького батюшки. В атеистическое время советскую делегацию завели в храм показать шедевры архитектуры. Гид рассказывала об истории строительства, стилях, как тут подошла старушка и рассказала о чудотворной иконе в храме, да еще и посоветовала подойти помолиться. Вся делегация стала отнекиваться, поглядывая на руководителя, как вдруг один из делегатов подошел и стал перед иконой на колени. Все замерли, но дождались, пока он встанет, после чего прошли дальше. На следующий день тот человек снова вернулся к иконе. Оказалось, что в тот день он помолился за смертельно больную сестру, и она исцелилась. Этот поступок отчасти похож на поступок Благочестивой Вероники.

На ее плате осталось двухстороннее изображение Лика Спасителя. Теперь его называют «Спас нерукотворный в терновом венце» (есть еще один «Спас нерукотворный» с бородой, который остался со времен, когда он проповедовал. — Авт.)». Причем изображение это двухстороннее, что удивительно — древняя ткань была очень плотной. Плат находится в римской базилике святого Петра».

Место пророчества
Следующая остановка, которая особо запомнилась, — место обращения Христа к плачущим женщинам, которые шли за Ним.

«Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших», — рассказывает инокиня Елена. — 40 лет спустя, после того как Иисус произнес эти слова, Иерусалим и храм Соломона разрушили римляне. Война была страшная, иудеи умирали от голода просто на улицах.

Тит — главнокомандующий римлян, не хотел разрушать храм, но воины были настолько пьяны и ослеплены победой, что подожгли Святая святых. После пожара осталась только часть оградительной стены. Были попытки восстановить храм, вопреки словам Господа о том, что он будет разрушен. В VI веке один византийский император позволил иудеям восстановить свой храм. Тогда патриарх Иерусалимский пророчествовал: «Не переживайте, иудеи сами разрушат даже то, что осталось от храма». Так и случилось. Иудеи, решив отстроить храм заново, снесли все, что там оставалось, вырыли площадку, но когда начали возводить первые камни, вырвался огонь из земли и сжег всех, кто там был. После подобных попыток не делали».

В темнице
Греческая православная церковь стоит над пещерой, где находилась мрачная тюрьма, в которой содержались в ожидании приговора Иисус Христос и разбойник Варавва. От бывшего застенка сохранилось несколько полутемных помещений. В хмурое подземелье, служившее некогда темницей, паломники спускаются по неровным, выщербленным ступеням. Каждый из них с замиранием сердца думает о том, что по этой лестнице ходил приговоренный к казни Христос.

Виа де ла роса

В круглом склепе с каменными скамьями в стену вделаны железные кольца — к ним приковывались узники. Темница Иисуса представляет собой комнатушку с каменным сиденьем, в котором проделаны отверстия для ног. В эти дыры вставляли ноги заключенного и связывали их внизу, чтобы у него не было возможности убежать. В таком положении Спаситель провел ночь перед казнью на кресте.

Порог судных врат и сестрички из Украины
Рядом с храмом Воскресения Господня инокиня Елена показала нам еще одну из остановок — Александровское подворье, где в XIX веке археологи обнаружили Порог Судных Врат. Выход из древнего Иерусалима. Через этот порог переступил Иисус, идя на Голгофу, а по левую сторону в стене времен царя Ирода было обретено «игольное ушко», о котором упоминал Спаситель: «Удобнее верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому — в Царствие Небесное».

«Это место принадлежало коптам — египетским христианам, а в XIX веке его удалось выкупить русским, — говорит инокиня Елена. — Первый храм Воскресения, который построен на Гробе Господнем царицей Еленой в IV веке, включал и эту территорию. Тут сохранилось несколько колонн храма, выстроенного еще царицей Еленой. Поскольку место исторически важное, здесь не разрешали строить без раскопок».

Виа де ла роса

Порог Судных Врат в Александровском подворье. Здесь последний раз зачитывали приговор Христу

Порог судных врат
«Раскопки — дело очень дорогое, а копты были бедными, — продолжает наш гид. — Русские хотели построить здесь свое консульство, ради него это место и купили. Но долго тянули, консульство построили в другом месте, а в конце XIX века решили наконец провести раскопки. Мусор вывозили за Дамасские ворота, о чем позже пожалели, потому как обнаружили остатки древней стены времен царя Ирода, арку римского императора Андриана… и Порог Судных Врат! Во времена Спасителя сюда доводили осужденного и последний раз читали приговор. Если кто-то заступался, то процессия должна была вернуться и возобновить суд (эдакая апелляция. — Авт.). Но за Господа никто не заступился, и Его повели на казнь. Кроме того, врата служили доказательством, что прежде Иерусалим располагался иначе, а Гроб Господень и Голгофа действительно были за пределами города».

Виа де ла роса

Арки. И стены времен Ирода

Игольное ушко
Пролезть через «игольное ушко» — проще говоря, через узкий вертикальный проем, — можно только по одному. Не опустишь вовремя голову — и тут же ударишься макушкой об иерусалимский камень времен Ирода, а это больно. Что уже говорить о верблюде, который точно в такое «игольное ушко» не втиснется.

«На ночь ворота закрывались, и если вдруг кому нужно было войти в город, он проходил через это «игольное ушко», возле которого всегда были стражники, — поясняет инокиня Елена. — С XIX века это место принадлежит императорскому православному палестинскому обществу, первым председателем которого был великий князь Сергий Александрович, супруг Елизаветы Федоровны (причислена к лику святых). Сейчас здесь находится Александровское подворье, и служат тут сестры милосердия… из Украины! Они — смотрительницы этого места».

Виа де ла роса

Проход. Через «игольное ушко»

Голгофа
Ступив в храм Гроба Господня и поднявшись по лестнице с правой стороны от входа, попадаешь непосредственно на Голгофу. Место, где стояло распятие, отмечено серебряным диском с отверстием посередине. Внизу — Камень помазания, на котором лежало тело Иисуса после снятия с креста. А посреди храма стоит Кувуклия — небольшая часовня, воздвигнутая над пещерой, в которой лежало тело Христа до момента вознесения. К маленькой дверце тянется очередь желающих попасть внутрь — перекреститься и освятить нательные крестики, иконки, медальоны.
Виа де ла роса

Камень помазания 

Экскурсоводы объясняют туристам: «Можете даже не разворачивать ваши покупки. Сила божественной эманации здесь так велика, что проникнет и через бумагу, и через целлофан». В Страстную субботу греческий патриарх заходит в Кувуклию и молит о чуде схождения Благодатного огня.

Неусыпаемая псалтырь
Александровское подворье — единственное место на Святой Земле, где круглосуточно читают неусыпаемую псалтырь — одну из сильнейших молитв. Заказать «сорокоуст» стоит $15 за одно имя. На подворье прохладно, много икон, сестрички всегда могут ответить на ваши вопросы. Сестричество, которое было еще при Елизавете Федоровне, возобновил киевлянин — отец Роман из храма Святителя Михаила. Он получил благословение от владельцев этого места (ныне их трое, но имен не разглашают. — Авт.) вернуть традиции, которые были установлены Елизаветой Федоровной.
польский вуз на сестричество. Нам удалось пообщаться с монахиней Елизаветой, которая была сначала сестричкой милосердия и несла послушание в храме Святителя Михаила в Киеве, а потом стала монахиней, оставаясь и сестрой милосердия.

«Мне захотелось уподобиться Елизавете Федоровне, которая уподобилась Божией Матери, — рассказывает «Сегодня» монахиня. — Я закончила школу с золотой медалью, училась на факультете международной экономики и дипломатии в Польше. Мечтала о карьере. После первого курса вернулась в Киев на каникулы, и мы с мамой пришли в храм Святителя Михаила. Там я впервые увидела сестер милосердия, они мне показались ангелами! Мы стали общаться, мне захотелось быть на них похожей, и, конечно, очень впечатлили проповеди отца Романа. Он однажды сказал: «Косынка — это покров Божией Матери. Когда женщина носит косынку — ее видят ангелы, а без косынки ангелы ее не видят». И я больше косынку не снимала. Подруги и домашние были в шоке. Мама плакала: «Ты только в монастырь не уходи!». Брат вообще упрекал, что я «в секте». Здесь, в Иерусалиме, я приняла сестричество. А монашество — спустя год, в Украине. На постриг приехал только отец. Он и сообщил маме: «Я никогда еще не видел дочь такой счастливой». Теперь и мама, и папа приезжают к нам в монастырь в гости и на послушание. В Иерусалим сестричкам по благословению можно приезжать раз в год. Я здесь уже в четвертый раз, и для меня подворье — «отчий дом». Отсюда все началось и для Елизаветы Федоровны, и для меня».

Виа де ла роса

Матушка Елизавета. У порога, через который переступил Господь

ВИДЕО Via Dolorosa или Скорбный путь 

Источник 

Источник: www.topspletni.ru

Дорога скорби Виа Долороса

Путешественникам, которые оказались в Иерусалиме, обязательно рекомендуется пройти таким туристическим маршрутом как Дорога скорби Виа Долороса. Это позволит ознакомиться с местными достопримечательностями и проникнуться культурой еврейского народа .

Дорога скорби Виа Долороса – описание

Виа Долосора или Крестный путь – это самое скорбное место для христиан всего мира, ведь этой дорогой шел Иисус Христос на свой смертный приговор – распятие на горе Голгофа, а затем был похоронен поблизости. С латыни «Виа Долороса» переводиться, как путь скорби. На сегодняшний момент Дорога скорби Виа Долороса – это название улицы, которая начинается у Львиных ворот и движется до Храма Господнего.

Крестный путь, маршрутизированный и имеет 14 остановок, которые отмечены церковными зданиями. Девять остановок даже описаны в Евангелиях, но за прошедшие века путь несколько раз менялся. Пройти этой дорогой стоит, чтобы проникнуться теми событиями, которые происходили два тысячелетия назад и почувствовать то, что выпало на долю Спасителя.

История Дороги скорби Виа Долороса

Шествия по этой дороге происходило еще в IV веке, но позднее мусульмане в XI веке перестали приветствовать такие мероприятия и запретили хождения. Когда в город пришли крестоносцы, они решили возродить традиции, ведь странствующие паломники мечтали попасть на святые земли. Путь менялся из-за того, что постоянно возникали новые легенды и слухи, которые вносили противоречия по поводу описания маршрута по святым землям.

В XIV веке монахи решили внести в страстный путь благочестивые процессы, это означало, что нужно останавливаться на станциях и читать молитвы. Изначально станций насчитывалось 20, но в XVII веке остановились на отметке 14. Название «Виа Долороса» впервые прозвучало в XVI веке и характеризовалось, как ритуал шествия паломников. Только в конце XIX века так стала называться улица в путеводителе для паломников.

Путь по Дороге скорби Виа Долороса Описание маршрута

Пройдя путь по Дороге скорби Виа Долороса, можно посетить многие памятные места и ознакомиться с историческими достопримечательностями. Весь маршрут состоит из 14 станций:

  1. Первой станцией этого пути считается место, где Иисус был приговорен к смертельной казни Понтием Пилатом. Все обвинения происходили в башне Антония, которая не сохранилась до настоящего времени. Теперь на этом месте располагается женский католический монастырь. Во дворе монастыря Сестер Сиона находятся две часовни, одна из них имеет название Осуждение, здесь происходило произношение приговора Иисусу Христу.
  2. Монастырь Сестер Сиона - внутри

  3. Следующая станция находится в другой часовне с названием церковь Бичевания. Здесь Иисуса подготавливали: надевали багряную плащаницу, на голову – терновый венец, в этом месте прикрепили крест. Возле монастыря возвышается арка, под которой Понтий Пилат вывел к народу приговоренного Иисуса Христа.
  4. Церковь Бичевания

  5. Третья остановка – первое изнеможение невольника, когда под тяжестью креста он упал на ноги. Оно отмечено католической часовней, построенной после Второй Мировой войны.
  6. Дальше путь движется к четвертой остановке, где происходила встреча с матерью. Здесь Дева Мария наблюдала за страданиями своего сына. На этом месте находится армянская церковь Богоматери Великомученицы, где на входе выпуклое изображение той последней встречи.
  7. Следующая остановка рассказывает, как проявляли свою злость римские солдаты, и о том, что крест был передан от Иисуса Христа до Симона Киринеянина. Здесь находится францисканская часовня, которая имеет углубление в стене в виде руки Иисуса, он изнеможенный оперся на нее, чтобы снять и передать свою ношу.
  8. Шестая станция характеризует встречу с Вероникой, это девушка отерла лицо Иисуса своим платком. Благодаря этому поступку она была причислена к святым. Впоследствии этот платок стал вещью, которую использовали в чудотворных ритуалах, он хранится он в соборе святого Петра в Риме. Остановка обозначена часовней святой Вероники, где предположительно находился ее родной дом.
  9. Следующая остановка – второе изнеможение Иисуса, по преданию, выход из города имел порог, через который споткнулся Иисус Христос. Здесь находятся Судные ворота, через которые выводили приговоренных, и они больше не имели возможности вернуться назад в город.
  10. Судные ворота

  11. Восьмая станция расположилась возле дверей Иерусалимских, здесь Христос решил обратиться к народу и сказать, что его не стоит оплакивать. Это было истолковано как предсказание, что вскоре города Иерусалима не станет.
  12. Девятой станцией стала очередная остановка Иисуса, отсюда он уже видел свое место казни на горе Голгофе.
  13. Последние пять станций переносятся в Храм Гроба Господнего. Десятая остановка расположена на входе возле часовни Разоблачения, где была сорвана одежда с распятого Спасителя.
  14. Храм Гроба Господнего

  15. Одиннадцатая станция обозначена прибытием к кресту. На этом месте поставлен алтарь, над которым возвышается изображение трагического ритуала.
  16. Двенадцатая остановка – место, где стоял крест и происходила смерть, через отверстие в алтаре можно прикоснуться к вершине горы Голгофа.
  17. Следующая остановка – снятие с креста, это место обозначено латинским алтарем. Тело было положено на это пространство для миропомазания перед захоронением.
  18. Последняя остановка – положение тела в гроб. Тут Иосиф кладет тело Иисуса в склеп, и вход закрывается огромным камнем, а позднее на этом месте произойдет воскрешение Господнее.

Как добраться?

Чтобы попасть в начало этого туристического маршрута, следует добраться до Львиных ворот, расположенных в мусульманском квартале. К ним можно доехать от центрального автовокзала на автобусах № 1, 6, 13А, 20 и 60.

Источник: womanadvice.ru

Система святых мест

Между евангельскими событиями и моментом, когда началось их почитание, прошел большой срок – лет триста. Когда император Константин I Великий задумал создать систему почитания мест, в которых разворачивались события, описанные в евангелиях, Иерусалим… уже не существовал. Его место занимал римский город Элия Капитолина, куда вход евреям был запрещен. В этом случае очень трудно говорить, что кто-то что-то помнил.

Эта «мелочь» не помешала Константину справиться с поставленной задачей: он же император, все-таки, что сказал, то и правда.

Элия, сохранив свою конфигурацию и планировку, потихоньку, без официального переименования стала Иерусалимом. Одна за другой в этом городе стали появляться церкви, посвященные разным эпизодам Нового Завета. Вместе они составили гигантскую декорацию для спектакля на сюжет Евангелия.

При этом, особого почитания маршрута движения Иисуса от суда до могилы не существовало.

Но этим дело не ограничилось – рядом с этой системой святых мест возникла еще одна, посвященная матери Иисуса, деве Марии. К концу VI века обе системы были завершены. К моменту захвата Иерусалима крестоносцами обе системы оказались полностью уничтожены. Большинство церквей были разрушены. До них дошла только главная из них, церковь Воскресения (которую католики называли латинским словом Сепулхра – Гроб Господень), но и она была уже не той, что во времена Византии.

Новые хозяева вынуждены были создавать систему евангельских святых мест почти с нуля. В каких-то случаях они опирались на прежнюю традицию, которая дошла до них в виде руин на местах и письменных воспоминаний паломников прежних столетий. В других они действовали самостоятельно и выдвигали собственные версии.

За 88 лет своей власти крестоносцы создали свой вариант декораций к Новому Завету. Цельный, законченный, убедительный. И в нем тоже не было особого почитания маршрута следования Иисуса от суда до могилы!

Но все-таки, первый шаг в этом направлении был сделан. Незаметный, на первых порах.

Тамплиеры

Этот орден был создан в знак преемственности к великим библейским царям, Давиду и Соломону. Его родиной и главной базой стала Храмовая гора с возведенными на ней мусульманскими постройками, куполом Скалы и мечетью Аль-Акса. Теперь первое из этих зданий стало церковью Храма, а второе – церковью Соломона и общежитием братьев ордена.

В прежние времена христиане не видели Храмовую гору в упор, не воспринимали ее ценности. Теперь же тамплиерам стало важно провести через нее поток паломников. Они воспользовались Воротами Милосердия, которые поставил император Ираклий для возвращения в Иерусалим Честного Креста, незадолго до того похищенного персами.

Эти ворота были обращены к Масличной горе, на вершине которой начинались шествия Страстной недели. Более того, они находились точно напротив Гефсиманской церкви, отмечавшей место ареста Иисуса, и через них проходила прямая линия, соединявшая ее с церковью Гроба Господня.

Тамплиеры распечатали Ворота Милосердия, которые до них замуровали мусульмане. С противоположной стороны, обращенной к городу, в начале улицы. ведущей к церкви Гроба Господня они построили Ворота Страданий (Порто Долороза). Они находились на месте нынешних Железных ворот, и от их изначальной архитектуры не осталось и следа. Увы…

Францисканцы

Через сорок с лишним лет после полного изгнания крестоносцев со Святой Земли в Иерусалиме появились монахи-францисканцы. Нищенствующие, безоружные, готовые подчиняться всем ограничениям, которые накладывал на них ислам, и способные, при этом, платить все требуемые налоги, они были приняты местными властями. И остались здесь навсегда.

Они восстановили практику шествий Страстной недели по уже сложившемуся маршруту. Но теперь пройти через Храмовую гору было невозможно – мусульмане опять замуровали Ворота Милосердия. Францисканцам ничего не оставалось, как обходить ее с северной стороны.

Новый маршрут проходил мимо строящегося дворца градоначальника Иерусалима (сейчас это школа Эль Умария). Они знали, что во времена Иисуса на этом месте была крепость Антония. О том, что в те годы в ней находился римский гарнизон, говорится в «Деяниях святых Апостолов» – ведь его солдаты спасли апостола Павла от побиения камнями возмущенной толпой.

Так почему же францисканцам было не предположить, что, именно, в этой крепости Пилат разместил свою преторию, где вынес приговор Иисусу? Вот они и предположили. Только, в отличие от науки, которая начинается с сомнений, религия все знает совершенно точно. А тут еще и Римский папа дал ордену св. Франциска почетное право быть хранителем Святой Земли (Кустодием Терра Санта). Значит, что францисканцы решат, где что было, то и правда.

Маршрут и остановки Виа Долороза

Конечная точка «Крестного пути» была известна с самого начала – это церковь гроба Господня с Голгофой и святой Могилой.

В разные времена в Иерусалиме был «Дом Пилата». В византийскую эпоху и при крестоносцах его адреса не совпадали. В любом случае, эти места нам точно не известны, имеется несколько версий. При этом, в обоих случаях почитания «Крестного пути» не было.

В XIV в. францисканцы определились: Пилат устроил свою преторию в крепости Антония. С момента появления начала возник и весь маршрут. Его средняя часть прошла по улицам Элии Капитолины (уже ставшей Иерусалимом), рисунок которых не изменился до сего дня.

Вскоре францисканцам стало ясно, что просто пройти по этому пути – мало. Нужно, непременно, останавливаться по дороге и в особых молитвах и песнопениях проживать его отдельные этапы. Ведь, именно, такие остановки и локальные службы могут создать духовное напряжение, которое было конечной целью долгого действа.

Таких эпизодов в евангелиях совсем немного. Поэтому, на первых порах, число остановок было небольшим. Но само появление этого маршрута, который назвали Виа Долороза, стало толчком к религиозному творчеству. В Западной Европе существовало множество различных легенд о страданиях Иисуса – они стали «кристаллизоваться» в тех или иных пунктах этого пути.

В какой-то момент остановок стало слишком много. Возможно, францисканцы ощутили, что в этом деле нужен какой-то оптимум. И после некоторых колебаний их количество остановилось на красивом числе 14. Это два раза по семь, что само по себе хорошо. В родословной Иисуса по Матфею это число повторяется трижды – столько поколений прошло от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения и от Вавилона до Христа. И оно было канонизировано в XVII в.

Сегодня главным атрибутом внутреннего убранства католической церкви являются отметки 14 остановок Виа Долороза, хотя бы, в виде римских цифр. Если вы их на стенах не найдете, значит, попали в гости к кому-нибудь из протестантов.

Остановка номер 1: суд Пилата

Сегодня все остановки, расположенные в городе (с Первой по Девятую), отмечены стандартными металлическими кругами с римскими цифрами.

Первая из них находится на стене школы Эль Умария. Считается, что здесь. в крепости Антония, находилась претория Пилата, к которой толпа привела Иисуса для суда и расправы. Здесь наместник вынес ему приговор. Поэтому ее называют «Осуждение».

Вторая – это двор перед преторией, в котором собралась толпа противников Иисуса, требовавших его распятия. Здесь Пилат попытался воспользоваться «праздничной привилегией» и освободить одного из двух осужденных. Он предложил дать свободу Иисусу, но толпа предпочла ему Варраву. После недолгих пререканий наместник проявил слабину и уступил крикунам. В других известных нам случаях он плевать на толпу хотел, а здесь как-то сломался.

В евангелии от Матфея он еще и проигнорировал просьбу жены о помиловании Иисуса. У Луки мнение Пилата в невиновности Иисуса поддержал еще и тетрарх (четвертовластник) Ирод. Но и это не помогло. Ну, вымыл руки, показав, что не виноват – кому стало легче от самооправдания наместником собственного бессилия? Не видел вины Иисуса, не хотел его казнить, но сломался. И приказал, для начала, его бичевать. А дальше уже солдаты сами издевались над ним, как над царем.

Местом всех этих событий принимается двор францисканского монастыря с двумя церквами – Бичевания и Осуждения. Недавно к ним прибавилось еще и свето-музыкальное представление в мрачноватых сводчатых помещениях монастыря.

Остановка номер 2

Едва ли, не самая важная, так как к ней относится весь евангельский рассказ о суде. Наиболее сложным и интересным он выглядит в Евангелии от Иоанна.

В нем торг с толпой, кого из осужденных отпустить, носит второстепенный характер. На первом плане диалог Пилата с Иисусом, в конце которого наместник понимает, кто же, все-таки, стоит перед ним. И поднявшись на каменный помост (литостратос) в качестве судьи, он выносит окончательный приговор, и пишет его на доске, которую прибьют к кресту: «Иисус Назорей, царь иудейский». Толпа не хочет этого признавать, но здесь наместник с ней не считается.

Именно этот диалог, один из самых сильных в мировой литературе, и воспроизвел в своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Этой части второй остановки посвящен монастырь ордена Нотр Дам де Сион. Последнее действие этой сцены – положение креста. Считается, что отсюда Иисус понес его на Голгофу.

Остановка номер 3

Несение креста… О событиях этой части Крестного пути евангелия говорят очень мало, поэтому францисканцам пришлось дать волю своей фантазии.

На месте третьей остановки Иисус упал под крестом в первый раз. Здесь находятся маленькая, но замечательная польская часовня.

Напротив нее, словно сам по себе, стоит большой австрийский хостель «Святого семейства». Его плоская крыша представляет собой отличную смотровую площадку, с которой можно увидеть Старый город в непривычном ракурсе. И охватить взглядом весь маршрут Виа Долороза.

Остановка номер 4

Несколько лет назад место четвертой остановки было изменено, и сейчас она, буквально, соприкасается с третьей. По своему сюжету – это место встречи с матерью, девой Марией.

Ее отмечает просторная церковь Армяно-католического патриархата. В ее крипте показывают мозаику V в., в которой изображена пара сандалий. По непонятной мне логике владельцы церкви считают их древним указанием на место встречи Сына и Матери. Может быть. С ними не согласен путеводитель «Ариэль», относящий мозаику к византийской церкви св. Софии на месте «Дома Пилата». Ох, уж, эти ученые израильские буквоеды…

Остановка номер 5

Пятая остановка находится в самой низкой точке всего пути. Здесь заканчивается спуск и начинается долгий подъем на соседний холм. Где еще, как не здесь, римляне должны были заставить крестьянина Симона из селения Кирена, отца Александра и Руфа, ненадолго помочь Иисусу нести крест? В отличие от двух предыдущих, это евангельский эпизод.

Место отмечает маленькая францисканская часовня. В ее стену вмонтирован камень, о который оперся Иисус.

Остановка номер 6

Шестая остановка – «св. Вероника вытирает лицо Иисуса» своим белоснежным платком. На нем отпечатываются черти святого лика.

Отметкой является небольшая греко-католическая часовня «Дом св. Вероники».

Под ней есть замечательная крипта с нагромождением каменных сводов. Не то, что бы она что-то доказывала, но выглядит романтично.

Остановка номер 7

Отметка седьмой остановки видна в просвете улицы Виа Долороза издалека, так как находится на стене францисканской часовни, замыкающей долгий подъем. В этом месте Т-образный перекресток – Виа Долороза упирается в осевую улицу города Элия Капитолина, Кардо Максимус.

Считается (доказательств этому нет), что по линии Кардо проходила городская стена. А в этом месте были ворота (с этим активно не согласна Русская православная церковь, которая показывает «Порог Судных врат» в Александровском подворье). Выходя из города Иисус упал под крестом во второй раз.

Восьмая остановка – особая

Во-первых, в отличие от двух предыдущих и последующей, ее сюжет взят из Евангелия. Здесь Иисус обратился к шедшим за ним женщинам и сказал: «дщери иерусалимские, не плачьте обо мне, плачьте о себе и о чадах ваших». Более подробно смотрите в Евангелии от Луки.

Во-вторых, она находится в стороне от дальнейшего пути, на улице Ханка. К ней надо подойти и вернуться обратно.

В третьих, там ничего нет, кроме современной отметки с римской цифрой VIII и еще одна, более старая, включенная в кладку стены.

Остановка номер 9

Место девятой остановки найти труднее всего. Двигаясь по кардо в сторону церкви Гроба Господня, нужно не пропустить широкие ступени, уходящие вперед-вверх с правой стороны. Поднявшись по ним, вы окажетесь в пространстве, которое прежде занимала Базилика Константина, входившая в первоначальный комплекс церкви Гроба Господня.

Далее нужно следовать по проходу между Александровским подворьем и Коптским патриархатом, пройти мимо зеленой двери в эфиопский монастырь, пока впереди не окажется знакомый круг с цифрой IX.

Отсюда Иисус впервые увидел Голгофу, отчего упал под крестом в третий раз.

На этом заканчивается проход по улицам города. Остальные остановки находятся внутри церкви Гроба Господня. На них нет никаких отметок, но они и так известны каждому.

Распятие Иисуса

Десятая остановка – это часть здания церкви. которая лучше видна снаружи. Это небольшая пристройка над тем местом, где когда-то заканчивалась Голгофа. Туда ведет широкая каменная лестница справа от главного входа. Это место «Снятия одежд».

Две следующие остановки являются приделами единой капеллы Голгофы, куда нужно подниматься по крутой лестнице уже внутри здания.

Одиннадцатая остановка – это место «Прибивания к Кресту». Сейчас это небольшое владение францисканцев, которое оформил в ХХ в. блестящий Антонио Берлуцци.

Двенадцатая – придел «Распятия», принадлежащий Греческой церкви.

Тринадцатая – камень Миропомазания, что находится напротив главного входа. Латинское название этой остановки – «Пьета», Оплакивание.

Четырнадцатая остановка – это часовня Гроба Господня.

Источник: loveisrael.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.